Конспект классного часа для 5-8 классов по теме: Семейные ценности

Классный час «Моя семья – моё богатство»

Автор: Непрокина София Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 г.о. Шуя Ивановской области
Описание работы: данную разработку можно использовать для проведения классного часа о семейных ценностях в средней школе (5-8 класс). При проведении данного мероприятия большую роль играет работа детей. Учитель лишь задает направление этой работы. Классный час помогает не только задуматься о семейных ценностях, но и способствует творческому самовыражению детей.
Цель:
1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
2. Осознание детьми ценности семейных отношений
Задачи:
1. Углубить знания о ценности семьи;
2. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности.
Оборудование: у каждой группы на столе присутствует конверт с картинками, изображающими семью, семейные развлечения и т.д., ватман, фломастеры, клей-карандаш.

Ход мероприятия:

Заходя в кабинет, дети берут жетоны. У жетонов разный цвет. В зависимости от того, какого цвета жетон взял ученик, происходит деление на группы. Ребёнок садится за стол, на котором лежит конверт того же цвета, что и жетон.
1. Формулировка темы.
Предмет разговора формулируют дети после просмотра презентации (слайды презентации включают семейные фото, на каждом слайде присутствует строка из стихотворения, которое вы можете увидеть в конце конспекта.)
- Вы посмотрели презентацию. Думаю, что вы уже поняли, о чем сегодня пойдет речь. Как вам кажется, о чём мы будем говорить?

2. Слово учителя.
Действительно, сегодняшний классный час посвящен семье. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Семья – это наше богатство.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?
Сейчас я вам предлагаю проанализировать, что вы вкладываете в понятие семья. Заниматься этим вы будете в группах. И я вам предложу два вида работы. Вы, разделив обязанности, должны будете выполнить оба задания. И не просто выполнить, а еще и представить свои творения.

Вам нужно будет создать плакат, иллюстрирующий ваше представление о том, что такое семья, о взаимоотношениях в семье. В создании плаката вам помогут картинки, которые вы найдете в конверте, фломастеры, клей. Это первое задание.

Задание второе – синквейн на тему «Семья». Если вы забыли или не знаете, как составляется синквейн, то у каждой группы на столе есть схема составления синквейна с примером.

Правила составления синквейна (у детей на партах):
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример:

Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя
Искусство.


3. Работа детей.
Пока дети работают, можно включить спокойную, ненавязчивую музыку. Она поможет создать теплую атмосферу.

4. Представление работ детьми.
Этот этап выступает как своеобразная рефлексия. Ведь дети здесь как раз и расскажут, о чем они задумались и к каким выводам пришли.

5. Слово учителя.
Ребята, теперь нам осталось только подвести итог, из чего складывается понятие «семья». И если посмотреть на ваши плакаты, обратиться к вашим синквейнам, то получается, что
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Моисеева Н.А.

Классный час в 5 классе

«МОЯ СЕМЬЯ - МОЁ БОГАТСТВО»

Цель : воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям, формирование позитивного образа семьи.

Виды деятельности : фронтальный опрос, беседа, обсуждение, практика.

Основные задачи :

личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми;

метапредметные: формировать умение защищать свою точку зрения, развивать умение анализировать текст, иллюстрации, творческую активность, речь, выполнять проблемные задания;

предметные: знать и характеризовать ценности и традиции семьи, приводить в качестве примера и объяснять нравственные качества членов семьи.

Оборудование : мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Содержание классного часа

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы поведем разговор о семье и взаимоотношениях в ней.

II. Актуализация знаний.

- Думаю, что вы уже знаете, что такое семья, для чего она нужна человеку. Почему семья так дорога человеку, что это за богатство? (Совместные игры, совместные ужины, разговоры, обсуждение, помощь, поддержка, забота, внимание…)

Речь пойдет сегодня о ценностях семьи и ее традициях.

III. Изучение новой темы.

- Что мы уже знаем о семье?

- Что такое семья? (Семья - это объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанное общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой поддержкой.)

Итак, людей в семье связывает родство и общее проживание, т. е. дом. У каждой семьи он неповторимый, а какой он у вас, попробуем представить.

Игра «Художник».

Учитель приглашает ученика к доске, тот выбирает себе напарника для работы. С закрытыми глазами ученик под руководством товарища на доске рисует дом: крыша, стены, окно, дверь и т. д.

Ребята обсуждают рисунок, приходят к пониманию, что в общем деле надо доверять друг другу, помогать…

Дома настоящие намного крепче, потому что важна слаженность и поддержка всех членов семьи.

Игра «Карандаш».

Члены семьи обычно чувствуют настроение друг друга даже без слов. Они должны уступать друг другу. Давайте посмотрим, как это получится у вас. Выбираем пару, которая берет карандаш и, придерживая его указательными пальцами правой руки, молча двигается по классу в течение двух минут. Посмотрим, сколько раз упадет у вас карандаш.

Чтобы карандаш не падал, нужны согласие и слаженность, как в любой семье.

IV. Фронтальная работа.

- Ребята, так какие важные качества необходимо проявлять в семье? (Доверие, помощь, согласие, забота, доброта, любовь и т. д.)

В каждой семье есть то, что особенно бережно храниться и передается из поколения в поколение. Такие семейные ценности отличают одну семью от другой, служат примером гордости и уважения к старшим поколениям.

- Что же хранится в вашей шкатулке или шкафу, какие ценности? (Альбом с фотографиями.)

Беседуя со своими родными, листая семейный альбом, можно построить родословное дерево . Подобные занятия оставляют в памяти приятные воспоминания.

В каждой семье приняты нормы, обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Это семейные традиции.

- Какие традиции существуют в семьях? (Праздновать праздники вместе (Новый год, Рождество, Пасху), собираться на воскресные ужины, раз в неделю проводить семейный совет, вести переписку с родственниками, совместно проводить досуг…)

V. Практическая работа.

- Передача семейных ценностей, соблюдение традиций - путь к единению семьи. Семья становится дружной. Но это происходит не само по себе.

Послушайте притчу «Как появилась дружная семья» .

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет, и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

- Каких? (Понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба.)

Составление законов счастливой семьи.

- Наверно, семья счастлива тогда, когда в ней соблюдают традиции, законы дружной семьи.

- Предлагаю подумать, какие законы делают людей счастливыми. Конечно, при условии, что эти законы соблюдает каждый из вас.

Раздаточный материал.

Давайте выведем несколько законов, а начинать фразу будем со слова «я» . Даю вам подсказку - опорные слова.

Забота и помощь (1) Я забочусь о своих родных и близких и помогаю им.

Уважение и внимание (2) Я уважаю родных и внимательно к ним отношусь.

Любовь и понимание (3) Я люблю своих родных и понимаю их.

Доверие и советы (4) Я доверяю родным, честно обсуждаю проблемы и советуюсь с ними.

Радость и доброта (5) Я стараюсь приносить родным радость и быть добрым ко всем.

Грубость и огорчение (6) Я не грублю родным и не огорчаю их, всегда прошу прощения.

- Сложные законы? Нет. Но если выполнять их, в семье будут радость, счастье, понимание. Эти самые семейные ценности и есть главное богатство.

VI. Рефлексия.

- Разные семейные ценности можно найти в мудрых словах пословиц, помогите закончить пословицу:

Где любовь да совет, там и горя… (нет) .

Лучший клад, когда в семье… (лад) .

В гостях хорошо, а дома… (лучше) .

В своём доме и стены… (помогают) .

В семье разлад, так и дому… (не рад) .

Вся семья вместе, … (так и душа на месте) .

Итог. 15 мая отмечают Международный день семьи. И я бы хотела закончить нашу встречу гимном семьи, написанного по случаю празднования и в России Дня семьи любви и верности.

Звучит гимн семьи.

Классный час: «Моя семья - мое богатство», 7 класс

Цели: содействовать расширению знаний школьников о се-мье, определить значимость семьи в жизни каждого человека.

Задачи: формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; развивать потребность узнавать историю своей семьи, способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, развивать гражданственность и патриотизм .

Форма проведения: час общения.

Оформление: на доске написать задания для групп (незакон-ченные предложения):

Идеальные родители - это... Идеальные дети - это... Идеальная семья - это...

Классный час, посвященный обсуждению семейных ценностей.

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Семья - основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла - дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

(Пауза.)

Ребята, как вы думаете, почему именно эта тема выбрана для обсуждения?

Примерные ответы детей:

( Семья - самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.)

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом

Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.

Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Что такое семья? (ответы учеников)

Я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Традиции - это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Генеалогическое дерево.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память - это то, что связывает нас со своими корнями».

И вот мы с вами попытаемся составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков.

«Загляните в семейный альбом».

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Традиция проведения свободного времени в семье.

Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках.

Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Тогда эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.

Семейные праздники.

К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Гостеприимство - это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями)

II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сей-час становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?

Примерные ответы детей:

Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.

Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».

Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.

Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.

Классный руководитель. Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (читает ): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный инте-рес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, воз-можна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.

Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они пе-реступят через тебя.

Эгоистам друзья не нужны.

Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эго-ист на это не способен.

Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.

Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.

Классный руководитель. К счастью, нас окружают только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного скла-да - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявля-йся альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Примерные ответы детей:

Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не ду-мает о себе, а думает только о других.

Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.

Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.

Это люди с отклонениями, им все по барабану.

Это верующие люди, монахи, старцы.

Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.

Они все прощают, не помнят обид.

Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу дру-гим, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одно-го альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.)

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»

Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сы-ном. Мама озабоченно говорит:

Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость вклю-чает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: "Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!»

Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?

(Дети отвечают.)

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан.

Примерные ответы детей:

Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем- недосыпала ночами, кормила, лечила.

Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не ну-ждается в материнской заботе.

Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.

Обязан уважать маму, беречь ее.

По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.

Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.

Классный руководитель. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?

Примерные ответы детей:

Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлеб-нуть.

Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит проще-ния у мамы.

Вырастет, просто у него переходный возраст.

Вырастет, если перестанет быть эгоистом.

Классный руководитель.

А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и оста-нется гадким ребенком.

IV. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Мы живем среди людей. Обща-ясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а зна-чит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных 6 себе ребят.

(Семь учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.) Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски. Вопросы есть? Начинаем.

Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включи-ли музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...

(Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)

1. «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)

2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)

3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра по-едешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хоро-шо. Поеду!»)

4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай под-пишу!»)

5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)

б. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - по-просила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)

7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)

(Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный от-вет - «мне».)

Ну теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.

V. Работа в группах. Незаконченные предложения

Классный руководитель. Во всех предложенных ситуа-циях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей .

Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.

Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложе-ния, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты от-ветов.)

Послушаем, что же у нас получилось.

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают де-нег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не ог-рызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с пло-хими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.

Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал» обо-значает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

Заключительное слово

Классный руководитель. Наше общение подходит к кон-цу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор-чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен-но и бескорыстно любят вас.

Заповеди семейной жизни:

1)«Подари родителям радость»

2)«Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»

3)«Свято храни традиции своей семьи»

4)«Жизнь - это дорога, полная испытаний. Будь готов с честью пройти их»

5) «Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»

Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняш-ний разговор? О чем задумались? Что решили?

Примерные ответы детей:

Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.

Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.

Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.

Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.

Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.

Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.

Тема:
Цель:
Оборудование
:
Орг. момент:
Учитель:
Ученик:
Учитель:
Задание:
Классный час в 4 классе
Воротникова С.О.
Моя семья – мое богатство
1. Определить значимость семьи в жизни каждого
человека.
Формировать понятия семейных ценностей.
2. Воспитывать культуру межличностных
отношений
3. Уметь решать конфликтные ситуации в семье.
Презентация, макет дома,
Ход классного часа
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Рада вас видеть! Чтобы узнать тему нашего
классного часа, нужно отгадать кроссворд.
1. Ребус “сон” о – ы
2. Для мамы он отец, а для вас кто?
3. Первое слово, которое говорит малыш?
4. Ребус “ночь” н – д.
5. Последняя буква в алфавите.
- Семья- это не просто родственники, живущие
рядом. Это близкие люди, которые сплочены
чувствами, интересами, идеалами, отношением к
жизни.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? В современной
песне поется:
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет…
- Думаю, что вы согласитесь со справедливостью
этих слов. Что может быть важнее уютного дома,
где тебя всегда поймут, посочувствуют,
поддержат? Как же построить такой дом? С чего
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
слайд

Учитель –
ученик
Ученик:
Учитель:
начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
на «кирпичиках», предложенных вам, записать
как можно больше слов, которые «приходят в
голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом - это….(крепость, очаг…)
- Все мы понимаем, что основой семьи является
любовь, уважение, взаимопонимание. И чтобы эти
«кирпичики» стояли крепко в вашем фундаменте
дома необходимо, чтобы каждый член семьи
проявлял самые лучшие свои качества характера.
Давайте вспомним всё, что есть хорошего в наших
близких.
Игра: Если б я был идеальным.
Дети – Если б я был идеальным родителем я
бы________
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Каждый человек хочет чтобы его семья не знала
трудностей и бед. И мы можем принять активное
участие в этом т.е.помочь нашим родителям. Для
этого я предлагаю выработать заповеди (правила)
идеальной семьи. Для этого я предлагаю вам
ситуации, а вы находите на них решения.
1) Вы пришли домой, а там безрадостная или
гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я
для вашего обсуждения
«Как повысить настроение папе и маме?»
Вы предложили много способов для того, чтобы
повысить настроение своим родителям. Я думаю,
что главное - это проявить свое участие.
И первая заповедь семейной жизни:
« Подари родителям радость»
2. Семья складывается не только из родителей.
Слайд

Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и
дедушки. А каких вы еще знаете родственников?
Попытаемся выяснить.
свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)
тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены)
невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же
лицо, поскольку женщина может быть снохой
только для свёкра, остальной родне она невестка).
Но есть ещё и другие родственники. Это шурин,
деверь, золовка, свояченица. Кто они? Ответы
детей.
1. Шурин – брат жены
2. Деверь – брат мужа
3. Золовка – сестра мужа
4. Свояченица – сестра жены
Теперь вы узнали, как называются ваши
родственники. Дарить радость можно и нужно не
только маме с папой, но и другим родственникам.
И вот наша вторая заповедь семейной жизни:
« Проявляй заботу и участие к близким и
дальним родственникам

»
3.Особое значение для каждой семьи имеют ее
обычаи и традиции. Какие обычаи и традиции есть
в вашей семье?
(ответы детей)
Третья заповедь семейной жизни:
« Свято храни традиции своей семьи»
4.Но без проблем в семье не бывает. Представьте
себя в роли родителей. Итак, уважаемые
«родители», вам необходимо решить неожиданную
для вас семейную ситуацию. Как?
Вы родители, у вас 10-летняя дочь Лена. Дочь у вас
развитая, умная, хорошо учится, занимается
музыкой (иначе быть не может, ведь вы мечтали
иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные
отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-
то случился такой разговор) доверила…
Оказывается, ваша дочь стесняется того, что мама
ходит вместе с классом на экскурсии, в походы. А у
других детей родители не приходят. Что вы
ответите дочери?(обратиться к книгам, психологу,
беседы)
А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:
« Жизнь – это дорога, полная испытаний.
Будь готов с честью пройти их»

.
Пятая заповедь семейной жизни:
«Семейное счастье зависит от каждого из
членов семьи»

.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайды
Ученики:
Учитель:

И провожают в путь с добром.
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
Ребята, а семья это только родственники или мы
еще где-то можем применить это слово? Конечно
наш класс это тоже настоящая семья. По каким
признакам мы можем назвать себя семьей?
Конечно мы с вами настоящая семья. Я сейчас хочу
чтобы мы с вами произнесли клятву настоящей
школьной семьи.
Мы будем


Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.


Мы не будем


Грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.

У. - Да мир в семье дороже всего. Давайте
посмотрим, а какая наша семья.
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:
Четвертый, класс, конечно же
Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:
Четвертый, класс, конечно же
Класс наш в школе всех активней
слайды

И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:
Четвертый, класс,конечно же
Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:
Четвертый, класс, конечно же
А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:
Четвертый, класс, конечно же
Четвертый класс наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
Мы с вами богатые люди у нас большая
дружная семья, любящие родители.
Конечно, семья это самое главное в жизни
человека и мы должны ее беречь
Песня «Родительский дом»
Итог