Оказывается полезные и мотивирующие статьи, вроде «5 шагов к идеальным отношениям» или «10 правил счастливой жизни в браке» - это вовсе не изобретение интернет-психологов или фрилансеров в декретном отпуске!

Вы не поверите, но еще 130 лет назад сам Антон Палыч Чехов составил «Руководство для желающих жениться» и предупредил, что его советы – это вовсе не:

«плод единичного ума, но составляет квинтэссенцию из всех существующих оракулов, физиономик, кабалистик и долголетних бесед с опытными мужьями и компетентнейшими содержательницами модных мастерских»!

И даже больше – предмет своей статьи уважаемый автор посчитал мужской тайной, темой уж больно секретной и требующей серьезного умственного напряжения, на что мы (дамы) не способны:

«…то прошу отцов, мужей, околоточных надзирателей и проч. наблюдать, чтобы дамы и девицы этой статьи не читали!»

Радует одно – в семейной жизни классик, всё же, увидел больше преимуществ и хороших сторон, и отыскал много убедительных аргументов:

«Не будь её (семейной жизни), дочери всю жизнь жили бы на шее отцов и многие музыканты сидели бы без хлеба, так как тогда не было бы свадеб. Медицина учит, что холостяки обыкновенно умирают сумасшедшими, женатые же умирают, не успев сойти с ума. Холостому завязывает галстук горничная, а женатому жена. Брак хорош также своею доступностью. Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам... Исключение составляют только безумные и сумасшедшие, дураки же, болваны и скоты могут жениться сколько им угодно…»

Ох, девушки, если вы считаете современных мужчин циничными и меркантильными, и, закатывая глаза, вспоминаете пламенные признания в любви любимых героев дамского романа, то приготовьтесь к новой порции разочарования. Ибо даже Чехов в поисках любви всей жизни настоятельно рекомендовал обращать внимания не на наш глубокий внутренний мир, а примитивно и банально – на внешность!


«Ухаживая за девицей, обращай внимание прежде всего на наружность, ибо по наружности узнаётся характер особы. В наружности различай: цвет волос и глаз, рост, походку и особые приметы. По цвету волос женщины делятся на блондинок, брюнеток, шатенок и проч.».

Ну что, блондинки, готовы к характеристике от самого автора «Дяди Вани» и «Вишневого сада»?

«Блондинки обыкновенно благонравны, скромны, сентиментальны, любят папашу и мамашу, плачут над романами и жалеют животных. Характером они прямолинейны, в убеждениях строго консервативны, с буквой ять не в ладу. К чужим любвям они относятся чутко, в своей же собственной любви они холодны, как рыбы. В самую патетическую минуту блондинка может зевнуть и сказать: «Не забыть бы послать завтра за коленкором!» Выйдя замуж, они скоро киснут, толстеют и вянут. Плодовиты, чадолюбивы и плаксивы. Мужьям неверности не прощают, сами же изменяют охотно. Жёны-блондинки обыкновенно мистичны, подозрительны и считают себя страдалицами».

Не смейтесь, брюнетки, вам тоже досталось!

«Брюнетки не так рассудительны, как блондинки. Они подвижны, непостоянны, капризны, вспыльчивы, часто ссорятся с мамашами и бьют по щекам горничных. Начинают «не обращать внимания» на гадких мужчин уже с 12 лет, учатся плохо, ненавидят классных дам, любят романы, причём пропускают описания природы и прочитывают объяснения в любви по пяти раз. Они пылки, страстны и любят с азартом, сломя голову, задыхаясь... Жена-брюнетка - это целая инквизиция. С одной стороны, такая страсть, что чертям тошно, с другой - капризы, наряды, бесшабашная логика, визг, писк... С изменою мужей мирятся скоро, платя им тою же монетою».

Судя по всему, шатенки были не во вкусе писателя, ибо им он уделил всего пару слов да еще и без эмоций!

«Шатенки от блондинок не ушли и к брюнеткам не пришли. Составляют нечто среднее между теми и другими. Считают себя брюнетками…»

Но рыжим не повезло больше всего!

«Рыжие лукавы, лживы, злы, коварны... Любви без коварства не понимают. Обыкновенно бывают очень хорошо сложены и имеют на всём теле великолепную розовую кожу. Говорят, что черти и лешие обязательно женятся на рыжих. Где лживость, там трусость и малодушие. Достаточно хорошенько прикрикнуть на рыжую («Я тебе!»), чтобы она свернулась в калачик и полезла целоваться. Нe забывай, что Мессалина и Нана были рыжие…»

А если от возмущения вы ещё не захлебнулись, значит, ваша нервная система выдержит и этот абзац. Но это касается лишь тех, кто не зачесывает волосы на пробор, не носит челку или шиньон!

«Причёска при выборе жены имеет тоже не малое значение. Волоса гладко причёсанные, прилизанные, с белым пробором означают простоватость, ограниченность желаний... Такая причёска наичаще бывает у швеек, лавочниц и купеческих дочек. Подстриженная прядь волос, спущенная на лоб, означает суетную мелочность, ограниченность ума и похотливость. Этою прядью стараются обыкновенно скрыть узкий лоб... Шиньон и вообще орнаменты из чужих волос говорят за безвкусие, отсутствие фантазии и о том, что в причёску вмешивалась мамаша. Волоса, зачёсанные сзади наперёд, предполагают в женщине желание нравиться не только спереди, но и сзади. Такая причёска, если она не вершится тяжёлой вавилонской башней, означает вкус и лёгкость нрава. Вьющиеся волосы говорят за игривость и художественность натуры. Причёска небрежная, всклоченная предполагает сомнение или душевную леность. Под стрижеными волосами скрывается образ мыслей. Если женщина седа или лыса и в то же время желает выйти замуж, то, значит, у неё много денег. Чем меньше в причёске шпилек, тем женщина изобретательнее и тем вернее, что у неё не чужие волосы».

Цвет глаз, по мнению Антона Палыча, являлся одним из самых важных пунктов в выборе спутницы жизни:

«Голубые глаза с поволокой означают верность, покорность и кротость. Голубые выпученные бывают наичаще у женщин-шулеров и продажных. Чёрные глаза означают страстность, вспыльчивость и коварство. Заметь, что у умных женщин редко бывают чёрные глаза. Серые бывают у щеголих, хохотуний и дурочек. Карие предполагают любовь к сплетням и зависть к чужим нарядам».

А вот нынешних моделей с параметрами 90-60-90 избранники прошлого века посчитали б недостойными себя!

«Рост выбирай средний. Высокие женщины грубоваты и больно бьют, маленькие же в большинстве случаев бывают егозы и любят визжать, царапаться и подпускать шпильки. Горбатых избегай: эти злы и ехидны…»

Девушки, а ведь пройдя столько этапов «кастинга» мужчинам могла просто не угодить наша походка!

«Походка торопливая, с оглядками, говорит о ветрености и легкомыслии. Походка ленивая бывает у женщин, сердце которых уже занято,- тут ты не пообедаешь. Походка утичья, с перевальцем и виляньем турнюра, есть признак добродушия, податливости и иногда тупости. Походка горделивая, лебединая бывает у этих дам и содержанок. Чем спесивее походка, тем, значит, старее и богаче содержатель. Такая походка у девиц означает самомнение и ограниченность. Если барыня не идёт, а плывёт, как пава, то поворачивай оглобли: она накормит, утешит, но непременно возьмёт под башмак…»

А вот на эти «особые приметы» Чехов советовал ориентироваться так, будто мужчины разыскивали особо опасного преступника, а не даму сердца…

«Ямочки на щеках означают кокетство, тайные грешки и добродушие. Ямочки на щеках и прищуренные глаза обещают многое, но не для платониста. Усики говорят о бесплодии. Длинные ногти бывают у белоручек. Слившиеся брови означают, что данная особь будет строгой матерью и бешеной тёщей. Веснушки наичаще замечаются у рыжих чертовок, рабынь и дурочек. Пухленькие и сдобненькие барышни с одутлыми щеками и красными руками наивны, в слове ещё делают четыре ошибки, но зато они скоро выучиваются печь вкусные пироги и шить мужу бархатные жилетки…»

Но, все, что вы прочитали до этого, считайте романтическим отступлением. Проза жизни начинается только сейчас…

«Не моги жениться без приданого. Жениться без приданого всё равно, что мёд без ложки, Шмуль без пейсов, сапоги без подошв. Любовь сама по себе, приданое само по себе. Запрашивай сразу 200 000. Ошеломив цифрой, начинай торговаться, ломаться, канителить. Приданое бери обязательно до свадьбы. Не принимай векселей, купонов, акций и каждую сторублёвку ощупай, обнюхай и осмотри на свет, ибо нередки случаи, когда родители дают за своими дочерями фальшивые деньги. Кроме денег, выторгуй себе побольше вещей…»

И только после прочтения этих строк, вы утрете ледяной пот со лба, а потом почувствуете себя молодой, красивой, успешной без рояля и 18-ти сорочек из лучшего голландского сукна, самостоятельной и востребованной, любимой без столового серебра, а еще самой-самой счастливой, от того что никогда не услышите фразу: «Не забывай, что я тебя осчастливил!»

А все потому что…

«Жена, даже плохая, должна принести с собою:

а) побольше мебели и рояль;

б) одну перину на лебяжьем пуху и три одеяла: шёлковое, шерстяное и бумажное;

в) два меховых салопа, один для праздников, другой для будней;

г) побольше чайной, кухонной и обеденной посуды;

д) 18 сорочек из лучшего голландского полотна, с отделкой; 6 кофт из такого же полотна с кружевной отделкой; 6 кофт из нансу; 6 пар панталон из того же полотна и столько же пар из английского шифона; 6 юбок из мадаполама с прошивками и обшивками; пеньюар из лучшей батист-виктории; 4 полупеньюара из батист-виктории; 6 пар панталон канифасовых. Простынь, наволочек, чепчиков, чулков, бумазейных юбок, подвязок, скатертей, платков и проч. должно быть в достаточном количестве. Всё это сам осмотри, сочти, и чего недостанет, немедленно потребуй. Детского белья не бери, так как существует примета: есть бельё - детей нет, дети есть - белья нет;

е) вместо платьев, фасон коих скоро меняется, требуй материи в штуках;

ж) без столового серебра не женись.

Женившись, будь с женою строг и справедлив, не давай ей забываться и при каждом недоразумении говори ей: «Не забывай, что я тебя осчастливил!»



Василий Петров, «Разговор» (1860).

Так как предмет этой статьи составляет мужскую тайну и требует серьёзного умственного напряжения, на которое весьма многие дамы не способны, то прошу отцов, мужей, околоточных надзирателей и проч. наблюдать, чтобы дамы и девицы этой статьи не читали. Это руководство не есть плод единичного ума, но составляет квинтэссенцию из всех существующих оракулов, физиономик, кабалистик и долголетних бесед с опытными мужьями и компетентнейшими содержательницами модных мастерских.

Введение. - Семейная жизнь имеет много хороших сторон. Не будь её, дочери всю жизнь жили бы на шее отцов и многие музыканты сидели бы без хлеба, так как тогда не было бы свадеб. Медицина учит, что холостяки обыкновенно умирают сумасшедшими, женатые же умирают, не успев сойти с ума. Холостому завязывает галстук горничная, а женатому жена. Брак хорош также своею доступностью. Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам… Исключение составляют только безумные и сумасшедшие, дураки же, болваны и скоты могут жениться сколько им угодно.


Arthur Sarnoff Untitled. 1957 г

Руководство I - Ухаживая за девицей, обращай внимание прежде всего на наружность, ибо по наружности узнаётся характер особы. В наружности различай: цвет волос и глаз, рост, походку и особые приметы. По цвету волос женщины делятся на блондинок, брюнеток, шатенок и проч.

Блондинки обыкновенно благонравны, скромны, сентиментальны, любят папашу и мамашу, плачут над романами и жалеют животных. Характером они прямолинейны, в убеждениях строго консервативны, с буквой ѣ не в ладу. К чужим любвям они относятся чутко, в своей же собственной любви они холодны, как рыбы. В самую патетическую минуту блондинка может зевнуть и сказать: «Не забыть бы послать завтра за коленкором!» Выйдя замуж, они скоро киснут, толстеют и вянут. Плодовиты, чадолюбивы и плаксивы. Мужьям неверности не прощают, сами же изменяют охотно. Жёны-блондинки обыкновенно мистичны, подозрительны и считают себя страдалицами.

Мессалина и Нана - Мессалина Валерия (I в. н. э.), третья жена римского императора Клавдия, отличавшаяся властолюбием, развращённостью и жестокостью; кокотка Нана - героиня романа Э.Золя.

Что такое «краеугольный камень» в Библии?

Здравие Вам!
Как понять, что:
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
(Что это за история о камне во главе угла — это что так дома раньше строили?) Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Что значит упадёт и раздавит? Что это за выбор?) (Иш)

Отвечает Инна-Эстер , руководитель мессианской общины г. Черновцы:

Шалом!

Вы задаете несколько вопросов. Они мне все понравились, поэтому я попытаюсь ответить на них:

1. Вопрос: Что это за история о камне во главе угла — это что так дома раньше строили?

Раскопки показали, что в железном веке в Израиле появились архитектурные сооружения, в которых использовалась технология обработки строительных камней и в меньшей мере необработанных валунно-галечных материалов. Краеугольный камень использовали для соединения двух смежных стен. Это обеспечивало прочность. Это был особенно крупный камень, требующий специальных усилий и ритуалов. На его поверхности вырезали что-то (дату, имя, религиозный знак… ) Когда закладывался камень – означало, что заложено основание.

Ездра 3:10 Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева.

Итак, краеуго́льный камень - первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания.

2. Вопрос: Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?..

Фраза «краеугольный камень» имеет широкое распространение, благодаря Библии. А в Библии это выражение, в основном, использовалось как метафора. То есть это понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо.

Иешуа цитирует слова Давида (Пс. 117:22), который употребил их и исторически, и пророчески одновременно. Исторически – потому что он воспевал Господа в тех конкретных событиях, которые с ним тогда происходили: казалось, поражение настигло Давида и его людей, всем было уже ясно, что от них ничего не останется, но Господь не только спас от смерти, но ещё и утвердил царство Давида! Поэтому царь говорит: отвергнутый всеми камень стал основанием, на котором всё будет держаться! И это удивительно!!!

Иешуа берет эти слова и повторяет их, относительно Себя. Строители (религиозники) хотели построить Храм Господу, отказавшись от Фундамента. Так построенное сооружение разрушится, ибо не прочно. А фундамент, как вы понимаете – Иешуа ха Машиях.

Подписывайтесь:

3. Вопрос: …и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Что значит упадёт и раздавит? Что это за выбор?)

Есть ещё одно выражение о камне, которым Себя называет Бог – «Камень преткновения или соблазна». На латыни «петрос скандале» — камень скандала, конфликта.

Ис.8:14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. (пророчество о Мессии)

Очевидно, что в Евангелии от Матфея говорится о камне основания, как о камне конфликта. С этим камнем не надо играть, передвигать, употреблять не по назначению. Это камень, предназначенный для основания всего. Если Им пытаться манипулировать, то это действие превратиться в разрушительную силу для тех, кто так поступает.

Мы часто сталкиваемся с выражением «случайности не случайны». Я хочу рассказать Вам историю, которая случилась со мной и кажется мне самой до сих пор абсолютно невероятной . Невозможно представить, чтобы все эти события произошли случайно. Из этого рассказа Вы узнаете не просто значение фразеологизма Краеугольный камень и Камень преткновения, а узнаете, как эти древние понятия могут абсолютно изменить жизнь и одного человека, и человечества в целом.

Началась эта история в мой день рождения. Гости уже почти собрались, когда пришли мои родители. Мой отец приготовил мне особый подарок – картину, написанную маслом , на которой был изображен Иисус. Это была не икона, а именно картина. Не было сомнений, что на картине был изображен Бог. Лик его был очень строг, как мне тогда показалось, и, поэтому хотелось сразу отвести взгляд .

Когда я увидела подарок, со мной вдруг произошла совершенно не свойственная мне истерика. Я как-будто на минуту сошла с ума. По-другому я не могу объяснить своё поведение: я сказала отцу, что не могу принять этот подарок , потому что не могу даже взглянуть на этот «портрет» и не представляю, как такая картина вообще может висеть в моём доме!

Можете представить, как я обидела своего отца. Меня выручила жена моего брата . Чтобы быстро переключить внимание всех, она сказала, что ей картина нравится и она с удовольствие заберёт её себе.

Прошло несколько лет – я серьёзно заболела. До болезни я никогда не ходила в Храм, ни разу не читала Библию и не знала ни одной молитвы. Но как только сталкиваешься с серьёзной проблемой, само по себе возникает неутолимое желание молиться и просить о помиловании. Серьёзная болезнь заставила меня повернулась лицом к Богу…

В те дни я начала читать Библию (Новый Завет) и обнаружила, что это из Библии все писатели, книги которых я прочитала за свою жизнь, черпали свою мудрость (внести свою лепту, закопать талант и т.д.). Я взахлёб читала главу за главой и не могла оторваться от Книги книг даже в транспорте, по дороге на работу.

В тот день я читала главу, в которой было написано: «Отвергнутый камень стал во главе угла… ». Я не понимала до конца, что это значит и стала просить Бога, чтобы он мне это открыл .

Такой совет мне дал один монах в монастыре – если не понимаешь какое-то место в Библии, просто спроси Бога, и он найдёт способ растолковать тебе эту мудрость.

Когда я вечером вернулась с работы домой , мне позвонила жена моего брата. Она попросила прийти к ней, чтобы помочь разобрать вещи (они с братом переехали в новую квартиру). Я пришла, прошла в зал и… Вы не поверите, что первое я увидела – на спинке дивана среди множества вещей и коробок стояла та картина! Тот самый отвергнуты мною когда-то камень, который теперь встал во главу угла моей жизни!

Я не могла сдержать слёз. Это невероятно! Бог «видел» меня еще задолго до того, как я уверовала в него . Это невероятно, что именно в этот день, когда я прочитала именно эту главу в Библии, задала именно этот вопрос, я опять обрела портрет, подаренный мне много лет назад моим отцом и отвергнутый тогда из-за злобности, чёрствости и каменности моего сердца! Всё это невероятно и в это трудно поверить! Даже страшно становится от мысли, что Бог видит нас в каждое мгновение нашей жизни!

Но это для меня прошло много лет, а у Бога тысяча лет — это одно мгновение.

Вот каким чудесным образом, моя реальная история из жизни показала мне значение фразеологизма Краеугольный камень. Я отвергла Христа, будучи злой, как и иудеи отвергли и распяли его много лет назад. А потом он стал во главе угла моей жизни и жизней многих людей – Христианство распространилось по всей Земле. Даже своё летоисчисление всё человечество теперь ведет от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Теперь эта картина — краеугольный камень моей жизни — находится на самом видном месте в моём доме! И взгляд Иисуса уже не кажется мне строгим, а, наоборот, заботливым и добрым!

Краеугольный камень — это Иисус Христос, кроткий Мессия, которого злые строители (иудеи) не узнали, отвергли, распяли, а теперь он встал во главе угла християн по всему миру.

Иисус стал для одних краеугольным камнем, а для других — камнем преткновения.

Вот как о Камне преткновения (Википедия) и о Краеугольном камне (Википедия) написано в Библии (в Новом Завете и в Ветхом Завете):

Посмотрите это 2-х минутное видео в конце статьи — и после его просмотра проведёте свой сегодняшний день совершенно по-другому! Радуясь жизни и с любовью к людям!

Желаю всем нам научиться по-настоящему радоваться жизни, даже таким простым вещам, как хлеб и дождь! Желаю верить в себя и в людей!

Принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии , где в основном использовалось как метафора .

Согласно иудейским преданиям , в Святая святых Храма Соломона находилась скала, считающаяся краеугольным камнем мироздания.

В последнее время краеугольным также стали называть торжественно устанавливаемый на видном месте здания камень с указанием даты строительства и имени архитектора, строителя и иных причастных лиц. Ритуал заложения краеугольного камня стал важной и неотъемлемой частью западной культуры. В некоторые камни закладываются капсулы с посланиями потомкам.

Современная практика

Обычно для торжественной закладки краеугольного камня, условно означающей начало строительства, приглашают видных общественных и культурных деятелей, крупных предпринимателей, представителей духовенства . Приглашённых могут попросить принять участие и в само́й укладке камня, иногда с использованием специально изготовленных для этого инструментов - молотка, кельмы , шпателя . Обычно на камне указываются фамилии почётных гостей, участвовавших в торжестве.

Бывает, что в особо заготовленных полостях краеугольного камня укладывают предметы, соответствующие времени: газеты, монеты с годом строительства и другое.

В Библии

В Библии упоминаются и «краеугольный камень», и «камень во главе угла».

См. также

Напишите отзыв о статье "Краеугольный камень"

Примечания

Отрывок, характеризующий Краеугольный камень

Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.