Ваш новорождённый младенец хватает погремушки и кошачий хвост левой ручкой? Именно ею пользуется, пытаясь донести до рта печенье или сосредоточенно собирая мозаику? Поздравляем! Ваш малыш - левша! Это на самом деле подарок судьбы. Ведь леворукий ребёнок - нередко более чуткий, творчески одарённый, талантливый, чем его праворукие сверстники. Достаточно вспомнить таких гениев, как Александр Македонский , Леонардо да Винчи , Исаак Ньютон , и нашего современника - Билла Гейтса . Все они - левши.

Однако почти всё в нашем мире ориентировано на тех, кто принадлежит к большинству, то есть на правшей, даже школьные парты. Что же делать леворукому ребёнку? Как научиться правильно писать, чтобы не отставать от одноклассников и не создавать помех учебному процессу? Об этом нужно позаботиться заранее.

С чего начать

Самый худший совет, который могут получить родители маленького левши, это заставлять его действовать только правой рукой. В памяти многих ещё свежи времена, когда левую руку ребёнка привязывали к телу, в правую вкладывали карандаш и, сжав её в кулаке, выводили в тетради каракули. Со временем этот метод приносил определённый результат: маленький ученик приучался писать правой рукой. Но почерк на всю жизнь оставался весьма посредственным, если только, став взрослым, человек сознательно не начинал писать левой рукой.

Чтобы сформировать у малыша красивый почерк и непринуждённую манеру письма, необходимо с ранних лет заниматься развитием мелкой моторики. Дайте своему крохе пару кастрюль, перемешайте в пакете разноцветную фасоль и гречневую крупу и попросите его разобрать содержимое, отправив фасолины в большую кастрюлю, а крупу - в меньшую. Ребёнок будет занят важным делом, вы успеете неспеша приготовить обед, а маленькие пальчики тем временем привыкнут к обращению к мелкими предметами.

Учимся правильно держать ручку

Перед тем как малыш пойдёт в школу, очень важно научить его правильно держать ручку. Не стоит пускать это на самотёк. Неправильная постановка пальцев во время рисования или написания текста неизбежно приведёт к тому, что ребёнок будет быстро уставать, раздражаться, станет рассеянным и невнимательным. Пострадают не только навыки письма, но и качество усваивания учебного материала.

Если в семье есть взрослый левша, привить дошкольнику навык правильного письма не составит большого труда. Тем, у кого все взрослые члены семьи являются правшами, несколько сложнее. Однако и в этом случае отчаиваться не стоит: на помощь придут обучающие видеоматериалы из интернета. Вкратце процесс написания текста левшой должен выглядеть так:

рабочая рука и ручка (или карандаш) образуют прямую линию, иногда с небольшим наклоном, правой рукой ребёнок передвигает тетрадку;

левая рука при письме располагается «под строчкой», положение «над строчкой» считается неправильным;

пальцы левшей должны охватывать ручку или карандаш на 3-3,5 см выше, чем это делают правши;

линии, которые выводит ребёнок при письме, должны быть только прямыми, достигнуть определённого наклона можно поворотом тетради;

необходимо избегать чрезмерной нагрузки на указательный палец - он должен двигаться совершенно свободно.

Родителям нужно помнить о том, что почерк у их маленького левши будет, по всей вероятности, либо прямым, либо с наклоном влево. Главное, чтобы он был чётким и разборчивым.

Выбираем правильную ручку

Основные критерии выбора ручки для левши:

она не должна быть чересчур объёмной: чем тоньше корпус, тем удобнее ею пользоваться;

стержень предпочтительно выбирать тонкий, который будет писать под любым углом наклона;

паста или чернила, которыми он заполнен, должны высыхать быстрее, чем в обычных ручках, потому что рука левши скользит при письме по только что написанному тексту.

Первое время можно пользоваться обычной ручкой, подкладывая под руку ребёнка промокательную бумагу.

Кроме специальных ручек в продаже можно найти немало других товаров, предназначенных для маленьких левшей: яркие ножницы, забавные точилки для карандашей, сами карандаши и линейки.

Организуем рабочее место

Для леворукого ребёнка крайне важны комфортные условия для занятий. Удобно должно быть именно ему, а вовсе не вам, двоюродной бабушке или учителю. Постарайтесь поставить письменный стол таким образом, чтобы сидящий за ним ребёнок находился напротив окна или справа от него. Так он сможет заниматься за ним в дневное время, не напрягая зрение, а левая рука не будет мешать письму, загораживая свет. В классе левше также нужно создать особые условия. Таких детей сажают только с левой стороны, так, чтобы локоть немного выступал за край парты. В таком положении самому ребёнку будет комфортно, да и своему соседу он не сможет помешать. Как в школе, так и дома тетрадь при письме должна располагаться под наклоном, но не влево, как у правшей, а вправо. Тогда слова не будут закрываться, ребёнок сможет свободно прочесть то, что он написал. Классическое положение тетради под наклоном в 30° влево совершенно не подходит для левши. Это может вызвать у ребёнка сильнейший дискомфорт. Самое удобное положение - когда нижний левый уголок тетради находится напротив правого плеча ребёнка. Контролировать это помогут специальные подложки, которые есть в продаже.

Впрочем, если ваше чадо начинает ёрзать и пробует передвинуть тетрадь поудобнее, не стоит ему мешать. Возможно, в этом положении ему действительно неудобно писать. Самый лучший вариант можно найти только опытным путём. При этом очень важно выработать у ребёнка правильную осанку. Левши, как никто другой, способны во время выполнения письменных заданий принимать самые невероятные позы. Терпеливо возвращайте ребёнка в правильное положение, иначе вам придётся бороться со сколиозом.

Особенности обучения письму

Дети, у которых рабочая рука - левая, ничуть не хуже запоминают буквы и принцип их написания, чем правши. Однако их родители нередко сталкиваются с явлением «отзеркаливания», когда некоторые буквы, а то и целые слова ребёнок пишет в противоположную сторону - так, что прочесть их можно, только поднеся к зеркалу. Буква «И» при этом будет выглядеть, как «N», «Я» - как «R», а слово «МАМА» загадочным образом трансформируется в «АМАМ». Преодолеть подобные ошибки можно только упорными, терпеливыми занятиями. Но не стоит забывать о том, что даже у взрослых левшей в минуты рассеянности могут «проскакивать» подобные ошибки. А гениальный Леонардо да Винчи и вовсе использовал две разновидности письма: одну - традиционную - использовал для деловой и личной переписки, а другой - той, прочесть которую можно только с помощью зеркала, - писал свои знаменитые дневники.

Если вы только начинаете учить своего малыша писать, выработать разборчивый почерк и правильное написание сложных для ребёнка букв помогут прописи, разработанные специально для левшей. Самое главное­ - не оставляйте своё чадо наедине с трудностями. Не забывайте похвалить за самое маленькое достижение. Если что-то не получается, тактично подскажите и покажите. Обязательно делайте уроки вместе с ребёнком, а не только контролируйте процесс. Только так у вас будет возможность вовремя разглядеть возникшую проблему и совместными усилиями справиться с ней.

Маленькие левши и родители, столкнувшись с множеством проблем в школе – убеждаются в том, что мир создан только для правшей. Обучение письму тех детей, которые пишут левой рукой, выделено в особую категорию. Если в остальных прочих видах учебной программы правши и левши идут одинаково, то в письме левши сталкиваются с большими проблемами. Существуют ли какие-нибудь способы, которые способны значительно облегчить труд леворучек? Являются ли они результативными, и можно ли использовать данные способы дома?

Три главных причини леворукости детей

Первая причина – если верить специалистам, дети левши, унаследовали данную особенность от своих генетических родителей. Если мать или отец левша, то шанс родить ребенка леворучку значительно возрастает в десять-двенадцать раз.

Вторая причина – но, как оказалось, леворукость определяют не только гены родителей. Существуют и более серьезные причины, например, нарушение деятельности левого полушария мозга у детей. Так как рука контролируется левым полушарием мозга, при его поражении происходит смена главной, ведущей руки.

Третья причина – травмирование правой руки. Ребенка заставляет приспосабливаться к новым условиям – вынужденное безделье при очень серьезной травме. Бывают случаи, когда некоторые детишки подражают во всем любимому члену семьи. Нередки случаи, когда ребенок может писать двумя руками.

Умение писать двумя руками, как проблема обучения письму


При незнании всех нюансов, умение ребенка писать обеими ручками, расценивается родителя как положительный фактор, интеллектуального и не только развития их чада. Может быть первым сигналом отрицательной особенности развития мозга, полное отсутствие доминирования одной из рук.

У большинства малышей уже к пятилетнему возрасту, ведущая ручка определена. Родители сами замечают, какой рукой удобнее пользоваться их карапузу. Иначе, рекомендуется полностью убедиться, что ребенок не нуждается в медицинской психологической коррекции взаимосвязей обоих полушарий мозга, или отсутствия требуемого доминирования одного из них.

Как на способности ребенка влияет леворукость ребенка

Все выше написанные факторы развития малышей создали разные отношения к массовой проблеме обучения письму левшей:

  1. Левши – это очень творческие натуры, для усвоения новой информации требуется дополнительное время;
  2. Левши – великолепные приспособленцы, в хорошем смысле;
  3. Левши, также как и правши равны в свих возможностях.

Большинство выросших левшей до сих пор помнят о том, что в детстве учитель был вынужден любой ценой научить маленького левшу писать правой рукой. Страдали все – педагоги, дети, родители. К великому счастью, бессмысленные и необоснованные требования остались далеко в прошлом. Методики современного мира учитывают особенности обучения детей пишущих левой рукой, и дают полезные и практические рекомендации по их обучению.

Обучение левшей письму – психологические тонкости


В общий настрой занятий вносит свои коррективы врожденный пессимизм, которым довольно щедро наделены дети левши. Так леворукие детки достаточно ранимы, и им требуется особый подход:

  1. Инертность и медлительность левшей выводит родителей из терпения и доставляет им много хлопот. Но, тем не менее, подобные дети нуждаются в усиленном внимании и понимании, они выносят унизительных сравнений, угроз, понуканий. Воспитание леворучек должно осуществляться на волне позитива и легких подшучиваний.
  2. Строго запрещено таким детям, которые склонны сильно к унылости, их прошлые неудачи. Подобные особенности обязательно должны быть учтены при методике обучения письму детей пишущих левой рукой, так как именно каллиграфия доставляет большее число неудач детям левшам.
  3. Следует помнить о дотошности и импульсивности детей левшей и ни в коем случае на них не обижаться, даже если они не раздумывая, остановят рассказчика, зададут какой-либо уточняющий вопрос, и обдумывая полученную информацию уйдут у себя.
  4. В пространстве левши дети с трудом ориентируются. При решении математических задач, при занятиях по письму или чтению – это находит свое отражение. Так как леворукие дети предпочитают действовать только по плану, и поэтому новые творческие задания могут вызвать трудности.
  5. Для левшей пробелы в знаниях недопустимы. Эти школьники с трудностями в письме и нестандартным мышлением, очень досканальны. Чем подробнее и понятнее алгоритм, тем значительнее выше шанс, что левша с заданием справиться правильно.

Обучение письму детей пишущих левой рукой – особенности

Большинство родителей очень переживают, что не смогут научить своего ребенка левшу писать красиво, так как он не может держать ручку как обычные дети. Большой ошибкой считается учить своего леворукого ребенка держать ручку и сидеть так, как это выполняют правши.

Правильная посадка

Ничем не отличается посадка леворукого ребенка за письменным столом, от общепринятой. Но все равно, правильная поза тоже способна избежать многих проблем. Для этого спина обязательно должна быть оперта на спинку стула и выпрямлена. Очень важно тщательно проследить за тем, что бы ребенок ни в коем случае не наклонялся к столу, и уж тем более не касался его грудью. Ноги должны быть оперты о пол, в первое время под них рекомендуется подставлять подставку, если ножки еще не достигают уровня пола. Также очень желательно, чтобы обои ручки нашли опору, а локти максимум на пару сантиметров выступали за стол. Не маловажную роль еще играет и правильное расположение тетради. Ее следует положить перед ребенком, но с учетом данных особенностей правую сторону слегка занести влево. Таким образом левша не почувствует особых трудностей, передвигая ручкой по тексту. Еще одной важной вещью является научить своего ребенка изменять положение тетрадки по мере количества написанного. Фиксировать правильное положение тетрадки необходимо при помощи руки для начала снизу, а при переходе на вторую половинку листочка – сверху.

Рабочий стол для левши


Расположение на столе различных предметов у леворукого ребенка немного другое:

  1. Источник света обязательно должен стаять справа;
  2. Тетради обязательно должны лежать в зеркальном отображении – прямо или с наклоном вправо;
  3. В процессе заполнения страничек, тетрадь сдвигается вверх.

Не очень удобно для левшей, в школе, где все оборудование класса в основном ориентировано на праворуких учащихся, располагается главный источник освещения. Решить данную проблему очень легко, достаточно посадить леворукого школьника с левой стороны парты, у окна.

Как правильно держать ручку леворукому ребенку

Если вы стали замечать, что воспитываете леворукого ребенка, необходимо заранее позаботиться, еще до школы, о том как научить его писать правильно ручкой:

  • Следует от кончика ручки отступить на три-четыре сантиметра;
  • Держать ее следует двумя пальчиками, указательным и большим, и класть на подушечку среднего пальца. В отличие от письма праворукого, указательный пальчик леворукого ребенка обязательно должен быть выпрямлен, для того чтобы не закрывать строчку.

Правильная ориентация в тетради


Довольно часто в тетради левши путают стороны, поэтому необходимо им намечать ручки часиками или браслетиками. Самой распространенной ошибкой не только педагогов, но и родителей является, то, что они заставляют писать ребенка со стандартным наклоном буквы вправо, делать это строго запрещено, так как ребенку намного легче писать прямо.

Отличие в каллиграфии

  • Прямо, без наклона вправо не только допустимо, но предпочтительно для левши писать все буквы;
  • Для левши практически невозможно писать без отрыва, поэтому не актуальны требования к каллиграфической грамотности.

Основные ошибки леворуких детей при письме и способы их коррекции

Как правильно и без лишних нервов научить писать леворукого ребенка? Для левши характерна более заметная склонность к дисграфии. И поэтому все действия и методы педагогов и родителей обязательно должны быть направлены на предупреждения различных недочетов:

  1. Зеркальное написание;
  2. Неведение того, откуда правильно необходимо начинать писать;
  3. Склонность уходить со строк вниз и верх;
  4. Нарушение написания последовательности букв;
  5. Написание недостающих и лишних букв.

Исправление и профилактика различных каллиграфических недочетов включает в себя срисовывание схем и картинок. Также следует обращать свое внимание, на то что бы в процессе выполнения заданий леворукий ребенок в обратную сторону не разворачивал детали рисунка. Великолепный эффект могут дать занятия прикладным творчеством: рисование узоров, аппликацией, вышиванием.

Рекомендуемые темы работ – растительные, геометрические и животные орнаменты. Подобные виды творчества в основном характерны для народных промыслов – росписи игрушек и различной посуды, вышивки и создание эскизов. Ножницы для леворуких значительно облегчают занятия ручным трудом.

Довольно эффективные тетради – это прописи для детей левшей, последнее новинка методики в опросах, как правильно научить леворукого ребенка писать. Различные методички для родителей, развивающие тетрадки, беседы с педагогами могут помочь левше легче адаптироваться к школе и превратиться в успешного ученика.

Этапы в обучении письму школьников пишущих левой рукой


Леворуким детям намного сложнее осваивать письменные задания, чем их товарищам, которые пишут правой рукой. Еще данную проблему значительно осложняет полное отсутствие энтузиазма в силу психологических особенностей левши. Даже при самой маленькой критике или неудачи, ученик левша сразу готов бросить работу и с легкостью возненавидеть каллиграфию. Как правильно научить писать леворукого ребенка? Для того чтобы сформировать максимально стойкие навыки, необходимо тщательно соблюдать алгоритм работы с новыми материалами.

Знакомство с буквами

  1. Следует очень подробно рассказать из каких именно элементов, состоит новая буква;
  2. Подробно показать, как и в каком именно порядке ее следует писать;
  3. При демонстрации правильно написания рекомендуется использовать фломастер, потому что он позволяет оставлять более четкий след, и показать последовательность написание нагляднее.

Практическая пассивная часть

Узнав, как правильно следует писать новую букву, леворукий ребенок еще не готов работать ручкой. Следует предложить ему поруководить вашей рукой. Пускай он говорить, что необходимо делать, а вы будите выполнять.

Практическая активная часть

Далее позвольте своему левше писать самостоятельно. При этом очень зорко и внимательно наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без крайней необходимости. Комментирование процесса вслух обязательно должно сопровождать каждое действие леворукого ребенка, пока он сам достаточно не освоиться для того чтобы работать молча.

Закрепление учебного процесса

Учить правильно, писать леворукого ребенка следует следующим образом, необходимо тщательно анализировать написанное. Ребенок должен хорошо подумать и дать четкий ответ о том, где он допустил ошибку.

Для максимальной оптимизации обучения письму, очень полезна такая таблица, со схемами правильного написания букв, как прописной алфавит. Порядок и направление письма указаны специальными стрелочками и нумерацией действий.

Такие плакаты – довольно большая редкость. Поэтому лучше приобрести прописной простой алфавит и уже дополнить его самостоятельно.

Действительно, дети левши имеют некоторые отличия, но это не является чем-то негативным и отрицательным. Даже если ваш ребенок не войдет в число лучших учеников, не стоит сильно переживать, так как рано иди поздно его талант обязательно найдет свое проявление. Научить правильно, писать ребенка левшу совсем не сложно, просто следует проявить больше терпения и внимания, учитывать особенности своего чада, и не пытаться ему навязать непривычный образ действий, который может вызвать раздражение.

Любой из нас может стать амбидекстром, то есть человеком, в равной степени владеющим левой и правой рукой. Амбидекстрами были Эйнштейн, Микеланджело, Тесла, да Винчи, Флеминг и Франклин. Конечно, для того, чтобы разбудить другую руку (в случае этой статьи - правую), вам потребуется немало времени и терпения, однако эта цель все же вполне достижима! И эта статья расскажет вам, что надо будет сделать.

Шаги

Отрабатываем навыки письма

    Каждый день пишите что-нибудь левой рукой. Нельзя сегодня захотеть, а завтра проснуться амбидекстром - придется поработать, причем достаточно долгое время - несколько месяцев или даже лет. Так что, если вы и в самом деле хотите научиться пользоваться левой рукой на все 100%, то придется ежедневно тренироваться.

    • Выделите время в своем расписании на то, чтобы писать левой рукой. Достаточно 15 минут в день.
    • Главное, не заставлять себя через силу, – разочарование и усталость загубили немало великих начинаний.
    • Практикуйтесь регулярно, и вы добьетесь своего.
  1. Правильно держите руку. Когда вы пытаетесь приучить себя писать левой рукой, важно удобно держать в ней ручку.

    • Многие из нас держат ручку слишком крепко, сжимая ее едва ли не мертвой хваткой, из-за чего рука быстро устает. Уставшая рука, в свою очередь, ухудшает качество письма.
    • Чтобы рука не уставала, держите левой рукой ручку так, как держали бы правой, но зеркально все отразив. И не отказывайте себе в перерывах для отдыха!
    • Писать на хорошей бумаге хорошей ручкой будет куда удобнее и проще.
    • Наклоните бумагу на 30-45 градусов вправо, – под таким углом вам будет удобнее.
  2. Отработайте написание символов алфавита. Левой ручкой запишите весь алфавит вашего языка, как строчные, так и заглавные буквы. Не спешите, сосредоточьтесь на том, чтобы буквы хотя бы отдаленно напоминали самих себя. Пока что вам важно качество, не скорость.

    • Сравнения ради, сделайте то же самое, но уже правой рукой. Соответственно, дальше уже работайте с этим образцом для подражания.
    • Держите свои черновики в какой-нибудь папке. Так, вам будет удобнее и проще отслеживать прогресс и, соответственно, легче бороться с недостатком мотивации.
  3. Отработайте написание предложений. Проработав алфавит, пора переходить к тексту, точнее, к предложениям.

    • Начните с чего-нибудь простого, например: “Я пишу это предложение левой рукой”. Помните, спешить не надо, надо стараться сделать все качественно.
    • Затем попробуйте написать какое-нибудь предложение из тех, что содержат все буквы русского языка.
    • А затем еще одно такое же.
  4. Работайте с прописями. Вы их помните, вы по ним сами писать учились, пусть даже давно и правой рукой. Тем не менее, ни ситуация в целом, ни правила написания букв еще не успели измениться. С помощью прописей вы отточите навыки написания букв левой рукой.

    • Строго говоря, вы не просто учитесь писать правой рукой, – вы заново учитесь писать и приучаете мозг к этому. А именно для таких случаев прописи и создавались.
    • Помните свои разлинованные тетрадки в строчку с наклонной линией? Они вам снова пригодятся, – так будет проще следить за тем, чтобы у букв были схожие пропорции.
  5. Попробуйте писать задом наперед. В русском, как и во многих других языках мира, текст идет слева направо, “от большого пальца к мизинцу”.

    • Для правшей в этом нет ничего странного. К тому же, так, они еще и не размазывают случайно чернила при письме.
    • Для левшей, в свою очередь, такое положение дел выглядит менее естественным. Левшам действительно проще писать справа налево.
    • К примеру, да Винчи был левшой и писал именно так - справа налево, зеркально отражая буквы при письме. Это создавало своего рода шифр, прочесть который можно было лишь отразив текст в зеркале.
    • Потренируйтесь в написании текста справа налево левой рукой, и вы удивитесь тому, как быстро и просто будут получать буквы. Впрочем, чтобы по-настоящему писать задом наперед, вам надо писать так еще и сами слова!
  6. Порисуйте. Это, конечно, не совсем то, но все же умение рисовать левой рукой вам пригодится – вы научитесь точнее контролировать руку, а также сделаете ее сильнее.

    • Начните с чего-то простого – скажем, с базовых геометрических форм, например, квадратов, кругов и треугольников. Затем переходите к более сложным фигурам – деревьям, стульям и так далее. Когда же и это будет даваться вам просто, начните рисовать людей и животных.
    • Рисуйте сверху вниз левой рукой. Это замечательное упражнение, с помощью которого вы начнете тренировать мозг и приучать его владеть левой рукой так же, как и правой.
    • Многие великие художники были амбидекстрами и частенько, когда уставала одна рука, просто брали кисть другой и продолжали рисовать. Сэр Эдвин Генри Ландсир, известный художник, так и вовсе славился тем, что умел рисовать двумя руками одновременно.
  7. Будьте терпеливы. Как уже упоминалось ранее, чтобы научиться писать левой рукой, вам потребуется немало времени и сил. Так что запаситесь терпением и не сдавайтесь!

    • В конце концов, на то, чтобы научиться писать правой, у вас ушли годы! Да, вы были ребенком, но это не сильно меняет ситуацию. Более того, это значит, что левую вы разбудите даже быстрее! Тем не менее, даже с учетом этого не стоит ждать быстрых результатов.
    • Не задумывайтесь о скорости письма в первое время. Вы должны научиться управлять рукой, точно писать буквы, а не писать быстро. Скорость - это вопрос следующего этапа.
    • Мотивируйте себя тем, что умение писать левой рукой для правши - это круто и зрелищно. Уж что-что, а мотивация вам пригодится…

    Делаем левую руку сильнее

    1. Делайте левой рукой все. Вообще все. Это самый простой способ приучить ее к различным нагрузкам. Если вы что-то делаете правой, теперь начните делать это левой..

      • Чистите зубы левой рукой. Расчесывайтесь левой. Сахар в чашке размешивайте левой. Масло на хлеб – левой. Дверь открывайте – левой. Все левой!
      • Дротики бросайте – левой. Кий держите – левой. Боулинг – тоже левой.
      • Да, сперва будет сложно, вы будете случайно срываться и начинать делать все правой. На этот случай есть одно верное средство – свяжите пальцы правой руки. Все, рука бесполезна, придется делать все левой!
    2. Поднимайте левой рукой тяжести. Это поможет вам выправить разницу между доминирующей и недоминирующей рукой.

      • Гантели, кистевые эспандеры - все это сослужит вам верную службу.
      • Начните с небольших весов, постепенно увеличивая нагрузку.
    3. Научитесь жонглировать . Жонглирование тремя-четырьмя мячами – это, пожалуй, один из лучших способов усилить левую руку и улучшить координацию. Кроме того, это еще и зрелищно само по себе!

      Тренируйтесь с мячом. Так, одним из замечательных упражнений для не доминирующих рук является работа с мячом, отскакивающим от какой-то поверхности. Возьмите две теннисные ракетки и два мяча, затем начинайте отбивать их от пола - одновременно и двумя руками.

      Научитесь играть на музыкальном инструменте. Многие музыканты, чей инструмент требует работы двух рук, в определенной степени амбидекстры.

      Займитесь плаванием. Еще одно занятие для двух рук сразу, развивающее общую координацию движений и, как следствие, мозг.

      • Запишитесь в бассейн, проплывите пару дорожек, и вы не только начнете развивать левую руку, но и в целом для организма сделаете полезное дело. Кардио еще никому не мешало!
    4. Мойте посуду левой рукой. Регулярное мытье посуды левой рукой – простой и надежный способ развить ее ловкость. Это и увлекательно, и полезно на будущее, причем не только для мытья посуды.

    5. Начните выполнять левой рукой задачи, требующие большей точности. Пишите в зеркальном отражении, играйте в бильярд или в дартс, чистите креветок недоминирующей рукой, которую вы уже натренировали на более простых задачах. Это также разовьет в целом ваше умение автоматически переносить любое действие в зеркальном отражении на другую руку. В следующий раз, берясь левой рукой за новое дело, которое обычно выполняете правой, вы будете действовать с самого начала чуть более ловко, чем если бы ваша левая рука не была приучена к таким упражнениям. Чтобы левая рука сравнялась с правой, могут уйти годы, но уже через два месяца она приблизится к ней. Когда вы научитесь достаточно ловко справляться левой рукой, не нужно нетерпеливо добиваться, чтобы она догнала правую. Если вы спешите стать амбидекстром и готовы к тому, что поначалу все будет получаться медленно, можете пропустить шаги 2-7.

      • Тренируйтесь писать левой только дома. В школе или на работе пишете доминирующей рукой до тех пор, пока не научитесь писать левой достаточно быстро и аккуратно.
      • Когда начнете все делать левой, старайтесь не использовать правую.
      • Делайте левой рукой ежедневные дела - держите в ней вилку, пульт и т.д.
      • Будьте терпеливы и не спешите.
      • Все, что делали доселе правой, отныне делайте левой.
      • Учась писать левой, не забывайте про осанку.
      • Особое внимание уделяйте написанию предложений, содержащих все буквы алфавита.
      • Когда пишете левой рукой, смотрите правым глазом.

Не секрет, что мир заточен под праворукое большинство, поэтому тем 11-13% от общего населения, кто преимущественно пользуется левой рукой, приходится к этому миру приспосабливаться. Можно не воспринимать проблемы левшей всерьез, однако, если перечислить несколько трудностей, с которыми им приходится сталкиваться, станет ясно, почему в последнее время левшам уделяют больше внимания и разрабатывают для них специальные товары. Например, левши:

  • с трудом пользуются стандартными ножницами (лезвие правосторонних ножниц закрывает контур, по которому левша вырезает);
  • не могут писать в тетрадях на спирали или на кольцах;
  • имеют проблемы с письмом на школьной доске или белой маркерной доске: их рука, следуя за мелом или маркером, стирает только что написанный текст);
  • долго приспосабливаются к кухонным приборам: ножам, открывалке для консервных банок, мерным чашкам, деления на которых расположены в не логичном для левшей порядке;
  • размазывают рукой текст, написанный шариковой ручкой, а тыльная сторона ладони часто бывает испачкана чернилами.

Доходит и до забавного: левши признаются, что иногда за праздничным столом случайно пьют из бокала праворукого соседа, протягивают для рукопожатия левую руку, не могут ужиться с коллегами, которые переставляют папки в шкафу в неудобном для левшей порядке, по лестнице спускаются с той стороны, где встречные люди обычно поднимаются, а еще сетуют на то, что в автомобиле держатель для кофейного стакана находится с правой стороны.

Бывает, что дети долго не определяются с ведущей рукой, и часто переключаются с правой на левую, например, едят правой рукой, а рисуют – левой. И этим ставят родителей в тупик, заставляя думать, что их дети – амбидекстры (люди, равно использующие обе руки). Но к началу школы, как правило, становится ясно, какая рука является доминантной. Существует и несколько простых тестов, которые помогут родителям понять, какой рукой ребенок совершает активные действия: бросает мяч в цель, расчесывается, нанизывает бусины на нитку, закручивает крышку на флаконе, держит ножницы, столовые приборы и карандаш. Если большинство этих действий ребенок совершает левой рукой, значит, он в команде тех, у кого сильнее развито правое полушарие, отвечающее за эмоции, творчество, способности к искусству.

Левшей часто подозревают в дисграфии (нарушении письма) и дислексии (нарушении чтения) из-за того, что дети читают слова справа-налево или зеркально пишут буквы. Однако современные специалисты связывают дислексию и дисграфию с логопедическими проблемами, а у левшей зеркальное письмо и чтение в обратном порядке связаны с индивидуальными особенностями восприятия текста и носят, как правило, временный характер. Распространено также заблуждение, что у левшей грязный почерк и неправильный наклон букв. Но многие родители леворуких детей не подтверждают этого. Почерк ребенка-левши будет аккуратным, если вовремя поставить ему правильный захват карандаша и ручки и приучить располагать бумагу так, чтобы рука оказывалась внизу строки: ребенок будет видеть, что он пишет, и не размазывать буквы.

Первое, что нужно сделать родителям будущего школьника – предупредить учителя о том, что их ребенок – левша. Это позволит педагогу проявлять понимание там, где левша будет действовать медленнее остальных. Большинство учителей работают правой рукой, и ребенку требуется время, чтобы переключиться на свою собственную систему координат и повторить то, что показывает учитель-правша. Ну а основная задача – научить ребенка писать, рисовать и пользоваться различными бытовыми приспособлениями ложится на родителей.

Приведем несколько советов, как можно облегчить жизнь левшам:

Правильно держать ручку или карандаш помогут специально разработанные канцелярские принадлежности с маркировкой «L». Это могут быть насадки с углублениями для пальцев, а также сами карандаши и ручки. Такие письменные инструменты имеют быстросохнущие чернила, которые не позволяют тексту размазываться, а также – специальную форму стержня, который не будет рвать бумагу (при письме левша совершает толкательное движение ручкой по бумаге, в то время как правша плавно тянет ручку за ведущей рукой). В течение нескольких недель обучения пальцы привыкнут к правильному расположению, и ребенок сможет перейти на письмо обычными ручками.

Свет от лампы за письменным столом должен падать для левши справа. Также приучите ребенка наклонять тетрадь вправо на 45 градусов: в такой позиции он сможет держать руку ниже строки и будет видеть то, что пишет.

За школьной партой леворукий ребенок должен занимать место с левой стороны, тогда его локти не будут соприкасаться с локтями праворукого соседа. Этот же момент относится и к рассаживанию за обеденным столом: левше лучше выделять место с левого края.

Как правило, дети не имеют проблем с пользованием стандартной компьютерной мышью, просто ставят ее слева от себя. Однако при желании можно поменять настройки в параметрах мыши, переставив конфигурацию кнопок.

Нередко можно видеть, что левши держат ножницы в правой руке: это происходит оттого, что, если брать стандартные ножницы в левую руку, их верхнее лезвие закрывает контур разреза. Если вы видите, что ребенок испытывает сложности с вырезанием, попробуйте приобрести специальные ножницы для левшей, у которых лезвия расположены противоположным образом.

Чтобы закрепить навык письма слева-направо, наклеивайте в левый угол листа звездочку и напоминайте, что начинать строку всегда следует от звездочки. Развивать будущую имитацию правильного письма можно и в играх, предлагая ребенку складывать узоры из мозаики, раскрашивать вагоны паровоза и считая окружающие предметы слева-направо.

Выбирая прописи для дошкольников, обратите внимание на те, в которых букву или фигуру предлагается сначала обводить по пунктиру. Рука левши лучше запомнит написание, чем, если ему будет предложено сразу срисовывать нужный знак с приведенного примера.

Если вы – правша, то, прежде чем учить ребенка каким-то движениям или спортивным навыкам, например, держать бадминтонную ракетку, попробуйте сами взять ее в левую руку и понять, как лучше продемонстрировать и объяснить захват. Родители левшей делятся секретом: каким-то вещам ребенка проще научить, если поставить перед собой зеркало, в которое он будет смотреть: например, так ребенку будет проще понять, как завязывать шнурки, чем, если он будет следить за вашими руками.

Начинающие читатели-левши часто теряют строчку. До того момента, как читательский навык приобретет автоматизм, можно держать под строчкой палец или закрывать пальцем следующий слог, чтобы взгляд фокусировался только на том слоге, который ребенок читает в данный момент.

Главный совет родителям маленьких левшей – набраться побольше терпения, потому что некоторым вещам дети учатся немного дольше, чем их праворукие сверстники: например, справляться с застежками, молниями и шнурками или определять время по циферблату. Нередкий случай, когда, глядя на часы, на которых показано время 1 час 30 минут, левша, путая маленькую и большую стрелку, отвечает – «пять минут седьмого». Свойственная левшам медлительность и задумчивость не всегда укладывается в голове у человека, который всю жизнь привык пользоваться правой рукой, поэтому даже показать ребенку, как правильно держать ручку, для родителей бывает проблемой: они просто не могут сложить пальцы левой руки так, как сами привычно их складывают при письме.

Однако левши впечатлительны и ранимы, поэтому взрослым необходимо проявить больше понимания и чаще использовать похвалу, тогда левши быстрее научатся читать, писать и аккуратно вырезать. Вы по-прежнему будете замечать за ними странные для ваших глаз особенности: как помешивают сахар в чае против часовой стрелки, режут хлеб с наклоном влево или расставляют кружки в шкафу ручками в «неправильную» сторону. Но это все-таки очень интересно: жить рядом с человеком, который воспринимает мир под другим углом.

Дети, у которых более развито правое полушарие, практически ничем не отличаются от детей, с активным левым. Разница только в использовании правой или левой руки. Но когда приходит время учиться писать, то леворукость проявляет себя довольно явно, дети испытывают настоящие трудности в овладении письмом, так как все, даже написание букв, приспособлено в нашей жизни для праворуких людей.

Если родители определили, что их ребенок левша, то позаботиться о подготовке его руки к письму, должны с самого раннего детства. Ему будет гораздо труднее, чем его праворуким сверстникам, держать ручку и выводить буквы. Поэтому его рука должна быть подготовлена к школе.

Существует множество упражнений на развитие мелкой моторики. Хорошо укрепляют мышцы руки лепка и рисование. Присутствие этих заданий в достаточном количестве необходимо.

Рабочее место ребенка должно быть полностью организовано под леворукого ребенка. Свет располагается либо справа, либо перед ребенком, с учетом, того, чтобы сам он себе его не закрывал.

Нужно обязательно следить за тем, как сидит левша за столом. Ведь для того, чтобы видеть, что он пишет, малыш может изогнуться так, что искривление позвоночника неминуемо.

Поэтому важно найти правильное положение тетради. Правое плечо ребенка должно располагаться напротив левого угла той страницы, на которой он пишет. При заполнении страницы, ее постепенно передвигает правая рука. Тогда и рабочая рука не так будет уставать, и ребенку виден написанный текст. Но можно и принять способ расположения страницы, повернутой на 90%, а ручка двигается снизу вверх.

Следует учить школьника левшу правильно держать ручку, если пальцы расположены не так, как надо, то рука быстро устает, да и сам ребенок утомляется.

Ручка не должна быть толстой, а чернила размазываться. Ее нужно держать тремя пальцами, не очень крепко, конец направлен на правое плечо пишущего. Большой палец и средний удерживают ручку, а указательный контролирует и направляет ее сверху. Мизинец руки согнут, а кисть опирается на него и согнутую ладонь. Указательный палец должен находиться от конца ручки сантиметра на 2 – 4. Этот способ называют зеркальным, он как бы отражает письмо праворукого человека. Именно им пользуется большинство левшей.

Принятый в школе наклон букв леворукие дети соблюдать не могут, поэтому они пишут буквы прямо или с наклоном влево.

В помощь левшам созданы прописи специально для левшей, ручки, контролирующие правильный захват при письме, различные тренажеры-насадки для них.

Конечно, когда ребенок-левша учится писать, и родители испытывают затруднения, особенно, если они праворукие, ведь даже мамы не могут им показать, как пишутся буквы. Но дети должны ощущать поддержку родителей, и если на первых порах у них что-то не получается, испытывать только позитивные эмоции. А задача родителей, сделать все возможное, чтобы их малыш с радостью ходил в школу.