ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Киселева О.С., учитель начальных классов

В новых условиях социально-экономического развития России вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной стратегической проблемой образовательной системы. В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов.

Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования является приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

У ченик даже начальной школы должен знать, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; уметь делать осознанный выбор; представлять назначение денег; должен понимать, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

Ученики 1-го и 2-го класса в основном имеют дело с экономикой семьи. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам.

Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут ученикам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений, осознать значение различных профессий.

Одной из тем базовых экономических понятий начального курса экономики является « Труд, профессия». С 1-го класса школьники узнают о мире профессий, постепенно углубляя свои представления. В 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему необходимо имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – важнейшая составляющая данных понятий.

При этом в процессе экономической подготовки школьников нужно не только увеличивать количество известных школьникам названий профессий, но и обеспечить более глубокое их изучение (содержание профессии, ее престижность, востребованность, условия труда и т.д.; классификация профессий по группам, основанная на развитии умений выделять общее и особенное в профессиях; определение профессионально важных качеств представителей известных профессий).

Основные формы работы:

    Мини-лекция (мини-рассказ) о содержании профессии.

Рассказ должен включать в себя такие моменты, как: история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.); содержание труда; профессионально-важные качества; ограничения при работе по этой профессии; описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.

    Игры, связанные с профессией.

Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.

    Беседа с приглашенными специалистами.

Важно помнить, что специалистов необходимо готовить и направлять их речь в русло понятное детям. Как правило, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать. Опыт работы показывает, что ученикам очень интересно бывать на рабочем месте своих родителей.

    Оформление уголка профессии в пространстве класса.

В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, связанные с профессией. Лучше для сменных стендов использовать материал, соответствующий профессиональному празднику. Практически у каждой профессии есть свой праздничный день – собственный профессиональный праздник.

    Организация экскурсий на предприятия и организации города, района.

О наблюдении за деятельностью специалиста на рабочем месте можно договориться с руководителем ближайшей от школы фирмы, офиса, магазина, фабрики. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику».

Экономическое образование учащихся 1–4-х классов организуют не только на уроках экономики, но и русского языка, математики, окружающего мира, трудового обучения, так как экономическая информация легко интегрируется с материалом основных учебных предметов начальной школы.

На уроках математики можно проводить короткие беседы о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач экономического воспитания. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы рекомендуем, помимо прочих, использовать следующие слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Также на уроках русского языка учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала.

Рассмотренные формы экономической подготовки учащихся максимально доступны их возрасту, достаточно многообразны и основаны на деятельностном подходе, активном участии детей в процессе усвоения экономической информации.


Экономическое воспитание младших школьников.

Экономическое воспитание младших школьников

Кобелева Любовь Петровна -

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №17.

Тема «Экономическое воспитание младших школьников» актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Современные школьники будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в этом возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Насыщение жизни младших школьников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Сказка - литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Младшие школьники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, школьник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное - даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу. Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина».

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (экономическое направление) «Экономика для малышей»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе книги«Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» (авторы Т.Попова, О.Меньшикова, Л.Кнышова).

Учебно -методическое обеспечение

Т.Попова, О.Меньшикова, Л.Кнышова «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

Посицельская М.А., Сопрунов С.Ф., Сопрунова Н.А. МАТЕМАТИКА 1 Тетрадь для ученика №1 для первого класса начальной школы

Цель : познакомить детей младшего школьного возраста с элементарными

Экономическими понятиями.

Задачи:

. Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

. Пробуждать здоровый интерес к деньгам;

. Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

. Учить решать простейшие экономические задачи;

. Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;

. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 6 - 8 лет;

. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).

К личностным результатам освоения можно отнести:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (суще-ственных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

- выслушивание собеседника и ведение диалога;

- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь :

- моделировать реальные жизненные ситуации;

- разумно расходовать деньги;

- бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Как Миша из покупателя превратился в продавца.

Откуда в Мишином магазине мед взялся?

Решение экономических задач.

Как Сорока Мишин товар хвалила.

Как Миша цену назначал.

Решение экономических задач.

Как Миша продал много-много малины.

Почему у Миши растет не только малина, но и цена.

Решение экономических задач.

Как у Миши появился помощник Дятел.

Как Миша понял, что деньги счет любят.

Решение экономических задач.

Как Миша учился деньги делить.

Миша - брокер.

Решение экономических задач.

13.06.2012

Ох уж этот рынок, победивший Советы! Ох уж это экономическое воспитание: «В семье хомяка трое хомяков. У них есть один рубль. Составь финансовый план на неделю, если:…» и дальше следует перечисление стоимости тех или иных продуктов.

Как экономически воспитать младшего школьника и что мы подразумеваем под экономическим воспитанием младших школьников в отрыве от школы, для домашнего, так сказать, пользования?

Для того, что бы понимать, что подразумевается под «экономическим воспитанием» немного истории. Как ни странно, само понятие ввел на нашей территории еще Ленин, сформулировав задачи экономического воспитания. Бережливость, хозяйское отношение к делу, рациональное использование всех ресурсов, неуклонное улучшение планового руководства, повышение организованности, деловитости, сознательной дисциплины, всемерное развитие инициативы масс являются источником ускорения социалистического и коммунистического строительства. Э. в. направлено на решение общих задач воспитания и выступает как связующее звено между идейно-политическим, трудовым, нравственным и другими направлениями системы воспитания. Таким образом, для СССР, актуальным было такое понятие экономического воспитания- систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам социалистического хозяйствования, коммунистической морали. Э. в. предполагает становление каждого труженика как хозяина-коллективиста, который последовательно руководствуется в своей жизни общественными интересами, экономической политикой КПСС и Советского государства.

Многое ли изменилось? Фактически ушла только терминология, суть осталась та же, да и определения схожи. Как была экономика главенствующим понятием, так и осталась. Без экономики невозможны современные, ад и любые исторические, взаимодействия между людьми. И до тех пор, пока нам и нашим детям будет казаться, что экономические закономерности это некая мистика, эта мистика и будет управлять нашей жизнью, а не мы. Родительская задача - показать ребенку что такое экономические взаимодействия, для чего, грубо говоря, нужны деньги, что такое богатство и откуда оно берется и действительно ли оно – необходимая и неотъемлемая часть счастливой взрослой жизни.

Экономическое воспитание младших школьников в школе, то есть прицельное педагогическое воспитание, выглядит примерно следующим образом:

Подготовительный – 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы
1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.
11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.

Как видите, довольно размыто и, главное, знания подаются в отрыве от личности ребенка, в отрыве от семьи. Допустим, ваша семья является строгими поклонниками аскетичного образа жизни и это ваш взрослый логический и эмоциональный выбор. Ребенок растет в соответствующей среде. И если вы, как родитель, хотите обеспечить ему соответствующее вашей семье духовно-нравственное воспитание, то вы должны говорить с ребенком о вопросах аскетизма и деньги, а равно с этим и экономика, предстанут в совершенно ином свете.

Расписанная на 4 года программа школьного экономического обучения младших школьников может быть освоена ребенком в течение недели, еще в первом классе и уже от вас, родителей, зависит, будет ли ребенок и дальше познавать этот мир с интересом и станет ли он образованным, в том числе, экономически, или будет иметь представления об экономике на уровне «нашего вклада в экономику библиотеки школы».

Как сформировать и научить? Только разговорами, объяснениями и играми. Ну и, конечно же, собственным пониманием минимальных азов экономической теории. Начните, как говорится, с себя и не игнорируйте желания ребенка учиться и познавать мир.


Александра Постышева

01.06.2012 Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Казалось бы – такое простое, интуитивно ясное понятие: духовно-нравственное воспитание. Однако у каждого, кто задумается над этим, возникнет закономерный вопрос: всё же, что именно такое, это духовно-нравственное воспитание младших школьников. Это о чём? О православии?

Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

Советская школа функционировала на основе этой концепции как общеобразовательная, трудовая, политехническая. В ней были обязательны уроки трудового обучения и виды труда школьников. Труд рассматривался как один из важнейших факторов обучения, образования и всестороннего развития личности. Создавались условия для трудового обучения: открывались учебные мастерские, учебно-опытные участки, кабинеты автодела, электротехники и др., начался выпуск учебных станков для школьных мастерских, плакатов других учебно-наглядных пособий, шефствующие предприятия изготавливали верстаки, столы, передавали технику, снабжали инструментами, материалами. Росло количество технических и сельскохозяйственных кружков, стала возобновляться профориентационная работа.

Система ТВ содержит следующие компоненты: 1) учебный труд; 2) овладение основами политехнических знаний и умений при изучении учебных дисциплин; 3) трудовое воспитание непосредственно на уроках труда; 4) дополнительные занятия в школьных мастерских особо отличившихся и заинтересованных школьников; 5) трудовое воспитание детей в семье.

Способы организации . ТВ состоит из следующих видов работы шк-ков: 1) работа с учебной и справочной литературой; 2) проведение лабораторных работ; 3) наблюдения; 4) измерения и расчеты лабораторных работ;

5) овладение навыками самостоятельной работы в школе; 6) самостоятельная домашняя работа.

Политехнические знания и умения формируются непосредственно в процессе выполнения заданий и изучения основных наук и специализированных технических предметов.

ТВ в школе на занятиях труда продолжается с 1 го по 11-й класс. Ученикам последовательно и постепенно прививаются элементарные приемы ручной работы, жизненно необходимые для любого человека. Овладение школьниками с 5–6 кл. основными важнейшими умениями по обработке древесины, металла, пластмассы.

В современном обществе подрастающему поколению обязательно знание необходимых навыков электротехнических работ и разнообразных видов и форм бытовой техники. В старших классах трудовое воспитание школьников становится все более сложной и дифференцированной структурой. Ведь именно в этом возрасте учащиеся приобретают достаточно основательную допрофессиональную подготовку. На занятиях труда в 10–11 классах трудовое воспитание и обучение имеет следующее строение: 1) технический труд; 2) обслуживающий труд; 3) сельскохозяйственный труд.

Семейная обстановка должна способствовать тому, чтобы домашний труд для ребенка являлся основой трудового воспитания. По содержанию труд в семье подразделяется на: 1) труд по самообслуживанию; 2) уход за младшими членами семьи; 3) уход за больными родственниками; 4) ведение домашнего хозяйства

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу . Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в России ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.
Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в воспитательной работе нашей школы, мы отводим особое место экономическому воспитанию младших школьников.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
Цель программы

Главная цель программы "Мир экономики" - познакомить учащихся млад­шего и среднего школьного возраста с основ­ными экономическими понятиями и пока­зать ценность образования, его необходи­мость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни обще­ства.

Изучение рыночной системы социально-эко­номических отношений с учетом российской национальной специфики, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, готовят школьников к пониманию важных аспектов современной жизни, к актив­ному участию в индивидуальной и коллектив­ной трудовой деятельности.

Обоснование программы

В успехах школьного образования заинтересова­но все общество: политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. В динамично изменя­ющемся современном мире требования, предъя­вляемые рынком труда к молодым специали­стам - вчерашним выпускникам школы, посто­янно повышаются. Последовательное изучение основных закономерностей, достоинств и недо­статков рыночной экономики, предпринима­тельства, менеджмента в стенах школы помо­жет учащимся справиться с задачами и трудно­стями, которые ожидают их в реальной "взрос­лой" жизни.

Задачи программы

Программа рассматривает:


  • базовые экономические понятия, с которы­ми учащиеся имеют дело в повседневной жизни;

  • ключевые экономические концепции, закладывающие основу дальнейшего социально-экономического образования учащихся;

  • основные положения экономики семьи, ми­крорайона, города, региона, страны, а также международные экономические взаимоотно­шения.

Учащиеся получат возможность


  • развивать практический опыт, необходи­мый для работы в небольших группах;

  • участвовать в различных деловых играх и мероприятиях, в том числе соревнователь­ного характера;

  • учиться принимать решения, учитывая те или иные экономические аспекты и факто­ры;

  • анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;

  • осознать важность образования в их сегод­няшней и завтрашней жизни.

Темы программы:

НАШИ СЕМЬИ – 1 класс

НАШ МИКРОРАЙОН – 2 класс

НАШ ГОРОД – 3 класс

НАШ РЕГИОН – 4 класс
Все темы программы раскрывают три основ­ные роли полноправного члена общества: ЛИЧНОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ и ПОТРЕ­БИТЕЛЬ.

Развитие ЛИЧНОСТИ включает в себя умение разработать характеристику собственных по­тенциальных возможностей, способность при­нимать решения и брать на себя ответствен­ность, стремление к сотрудничеству и, в конеч­ном итоге, достижение поставленной цели.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ учится понимать важность и ценность работы, узнает о множестве видов работ, выполняемых людьми, о разнообразии профессий и специальностей, об ответственно­сти за качество работы, об уровне требований, предъявляемых работодателем.

ПОТРЕБИТЕЛЬ учится принимать решения о разумном и выгодном распределении ограни­ченных ресурсов.

Пространством, в котором каждый человек ре­ализует себя как личность, производитель и потребитель, является общество. Программа "Мир экономики" показывает учащимся, как расширяется понятие "общество" от группы конкретных людей до населения города, страны и мира. Участие в программе дает возможность понять, какую роль играет каждый человек в экономических отношениях.

Чтобы успешно существовать и функциониро­вать в экономической системе, необходимы определенные навыки. Они, в основном, за­ключаются в СПОСОБНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ и в ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ. Способность к принятию решений состоит в умении логически мыслить и анализировать различные ситуации, а также в понимании от­ветственности за сделанный выбор. Готовность к работе подразумевает наличие у человека способности адаптироваться на рабочем месте и подчиняться определенным требованиям ра­ботодателя.

1 класс

Тема: "Наши семьи"

Программа "Наши семьи" является первым "шагом" ребят младшего школьного возраста в мир экономики. Впереди - знакомство с тем, как живут и развиваются "Наш микрорайон", "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наша семья"


  • Определить понятие "семья".

  • Познакомиться с потребностями семьи.

  • Показать разницу между словами "хочу" и "надо".

  • Выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

  • Рассмотреть виды работы, выполняемой представителями различных профессий.

  • Развить представление о взаимодействии и взаимозависимости людей внутри и вне се­мейных отношений.




Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Чудесное место

для жизни



В ходе занятий ребята смогут определить, что значит «семья», понять, как члены семьи живут и работают вместе, получить представление о взаимозависимости членов семьи

Школьники узнают, в чем сходство и различие семей и как члены семей трудятся, чтобы создать «чудесное место для жизни»

3 часа

2

Слова «хочу» и «надо»

В ходе занятий ребята смогут определить разницу между словами «хочу» и «надо»

Школьники знакомятся с потребностями обычной семьи

3 часа

3

Где найти то, что должны и хотят иметь семьи

В ходе занятия ребята смогут определить потребности обычной семьи, научиться «читать» план и распознавать символы, служащие для обозначения различных объектов, выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

Пользуясь планом, школьники узнают, где можно получить необходимое и желаемое.

3 часа

4

Как работают наши семьи

В ходе занятий ребята смогут дать определение слову «профессия», выявить, какую работу выполняют представители различных профессий – члены их семей и люди, живущие по соседству.

Школьники узнают, какова взаимосвязь между работой, выполняемой членами семей, и удовлетворением их потребностей.

3 часа

2 класс

Тема: "Наш микрорайон"
Программа "Наш микрорайон" является вто­рым "шагом" ребят младшего школьного воз­раста в мир экономики. Ему предшествовало изучение того, как живут и работают "Наши семьи". Впереди - знакомство с тем, как функ­ционируют и развиваются "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наш микрорайон":


  • Познакомить учащихся с такими понятия­ми, как "общество", "правительство", "на­логи".

  • Представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предпри­ятиях и учреждениях микрорайона.

  • Получить представление о производстве, ос­новах товарооборота, торговли и циркуля­ции денег.

  • Продемонстрировать роль денег и банков.

  • Научить принимать "грамотные" решения, учитывая экономические последствия вы­бора.

  • Подчеркнуть роль образования в приобрете­нии профессии и успешной карьере.



Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Как работает общество

В ходе занятий ребята смогут

Познакомиться с понятием «общество»,

Узнать, как люди живут и работают вместе,

Получить представление о возможностях в выборе профессий.


Школьники узнают, как живет и работает общество, и получат представление о взаимодействии его членов на примере группы людей, населяющих микрорайон.

3 часа

2

Кондитерская фабрика

В ходе занятий дети смогут:

Познакомиться с такими понятиями, как «производство», «товар», «брак»,

Научиться различать индивидуальный и конвейерный способы производства.


Школьники испытают себя в роди производителей. Работая индивидуально или в небольших группах, они «освоят производственный процесс» и изучат различные способы производства.

3 часа

3

Роль правительства

В ходе занятий дети смогут:

Определить, что такое общественные услуги, а также места и предметы общественного пользования,

Осознать роль правительства в обществе,

Выяснить, каковы источники налогов и их предназначение.



Школьники узнают о роли правительства, об услугах, которые оно представляет обществу, и о налогах, которые предназначены для оплаты этих услуг.

3 часа

4

Дерево решений

В ходе занятий ребята смогут:

На практике изучить процедуру принятия решений,

Осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями,

Понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несем ответственность за выбранное решение.


Школьники пройдут все этапы принятия решения (от постановки проблемы до рассмотрения возможных последствий) и в результате смогут определить, как использовать пустующее помещение, разместив там «новое дело», приносящее пользу всему обществу.

2 часа

5

Путешествие рубля

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.