Старость в радость

старость пожилой человек творческий

Старость - неизбежность, настигающая каждого человека, как бы он не стремился ее избежать. С этим возрастным этапом у большинства людей связаны в основном негативные преставления и переживания (это и проблемы со здоровьем, ухудшение внешнего вида, проблемы материального обеспечения, страх перед одиночеством и многое другое). Однако, возможно ли найти на данной ступени человеческого развития какие-нибудь положительные для него стороны?

"… Мир вокруг нас стремительно меняется, во всех развитых странах люди живут все дольше и дольше. В Японии старым человеком считают того, кто достиг 90-летнего возраста, а до этого времени он таковым не является. Средний возраст президентов крупных японских корпораций составляет 63,5 года…" (Савельева Анна статья "Старость в радость") (к вопросу о том, что в 60 лет человек считается недееспособным).

Если в молодом и зрелом возрасте человек максимум своих сил и возможностей отдает семье, работе, то в старости эти проблемы постепенно отходят на второй план. Появляется свободное время, которого не было раньше. Это время дает возможность задуматься о той части жизни, которая уже завершилась. "… В это время внимание человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту…" (там же).

Собственно большее количество свободного времени и характеризует старость с более-менее позитивной стороны. А уж как им распорядиться, зависит, прежде всего, от самого человека. Например, утраченные семейные и профессиональные роли могут впоследствии замениться социальной активностью. И действительно, люди пожилого возраста чаще людей других возрастов ходят на выборы, знакомятся с местной властью, выдвигают требования и предложения. Человек из глубин социального опыта своей немалой жизни лучше понимает происходящие политические и социальные процессы, изменения и, участвую в политической жизни страны, вносит свой вклад в жизнь будущих поколений, возможно даже в чем-то улучшая ее.

Кроме того, появление большего количества свободного времени может дать толчок к разнообразной творческой активности. Это и рисование, и пение, и выращивание цветов (на котором еще и можно подзаработать), и музыка, и многое другое. Для обучения, развития своих способностей можно пойти на соответствующие курсы, или даже организовать собственные просто собрав еще одного - двух человек соседей своего возраста, главное проявить инициативу.

Многие только в старости получают возможность заняться самообразованием. Они поступают в специальные учебные заведения или даже в общеобразовательные вузы.

Объединение пожилых людей по интересам (в клубы, кружки, общественные организации и т.д.) кроме непосредственной творческой реализации дает им возможность общаться, чего так часто не хватает представителям данной возрастной категории. А общение и посильная занятость способствуют (пусть даже частичному) отвлечению их от их бытовых проблем, проблем в семье и т.д. Человек начинает видеть свое будущее не как скорое окончание жизненного пути, а как перспективу развития открывшихся способностей и возможностей, то есть жизнь человека не теряет своего смысла.

Главное, чтобы человек не замыкался на своих неудачах, ошибках, болезнях (родственников в том числе), так как худший из недугов - быть прикованным к своим недугам), а относился ко всему происходящему легче, можно сказать с юмором, поскольку только таких людей не страшит свое будущее, которые о своем прошлом готовы сказать: "Я доволен". Ну а если не доволен, старость предоставляет возможности для творческих достижений, было бы желание.

Реферат на тему:

Проблемы старения

Андреева А.М. – студентка

Логинова М.В. – науч. Руководитель


Проблемы старения занимают человечество с древних времен, переплетаясь с более широкой проблемой жизни и долголетия.

Снижение с возрастом физических возможностей человека компенсируется накопленными профессиональными навыками, знаниями, опытом, мастерством, приобретенными в течение всей жизни. Пожилые люди по-разному реагируют на изменения, произошедшие с возрастом. Какова будет реакция зависит от индивидуальных качеств личности, от особенностей его характера, от принципов и ценностей, от того, как человек смотрит на свое окружение и на жизнь вообще. Одни – фиксируют в себе признаки старости, стараются изолироваться, уединиться, вопреки собственным желаниям и интересам. Вторые – стараются подчеркнуть свою активность, делают все наравне с молодыми, берутся за новые дела, несут огромную нагрузку и, можно сказать, не стареют душой. Третьи – стараются выполнить все то, что не удалось в молодости. Четвертые – несколько преувеличивают свою старость, устраняясь от решения каких-то важных проблем. Пятые – критически воспринимают молодое поколение, все новые перемены в окружающей жизни, постоянно пребывают в сердитом настроении. А кому-то вообще прожитая жизнь кажется неудачной, они мучаются от сознания того, что мало достигли в жизни, что в впереди их ничто не ждет.

В чем же причина таких реакций? Почему негативные реакции преобладают?

Скорее всего основной причиной является то, что старость – это заключительная фаза в развитии человека, последняя ступень развития. Ощущение того, что жизнь заканчивается, приближение смерти, чего-то неизвестного вызывает чувство страха, опасности, незащищенности и только вера во что-то светлое и высокое, искренняя любовь и забота близких людей способна избавить от этого. Может быть поэтому, многие пожилые люди обращаются к Богу, даже если в прошлом являлись неверующими.

Старение – это необратимый процесс. Тело стареет, а душа – не хочет стареть. Почти каждый человек хочет оставаться молодым и красивым всю жизнь. Наблюдение за тем, как стареет тело, сужаются физические, умственные возможности, ощущение немощности вызывает также отрицательное отношение к старости.

В поздние годы происходит изменение привычного жизненного уклада. Уход на пенсию вызывает также негативные эмоциональные переживания. Для многих это означает, что профессиональная деятельность и деятельность вообще закончена. Возникает ощущение ненужности чувство пустоты. А также с уходом на пенсию возникают и материальные трудности. Кто-то умело избавляется от них, имея возможность остаться на своей работе или найти другое место работы, которое будет приносить доход. Кто-то будет помогать своим детям, воспитывать внуков, искать для себя новые занятия, тем самым компенсируя то, чего лишился. А кто-то будет сильно переживать, бездействуя.

Старение сужает возможности человека, меняет его сознание, психологию. Старого человека посещают мысли о возможной беспомощности, страшит опасность одиночества. Для людей, живущих одиноко, полезно объединиться в группы для взаимопомощи.

Важно использовать мудрость и опыт этих людей. Полезно вовлекать их в общественную работу клубов, советов ветеранов, групп здоровья. Это дает возможность людям пожилого возраста объединиться по интересам.

Встречаясь для общения, чтения литературы, стихов, а праздничным столом с чаепитием, они не чувствуют себя одинокими, изъятыми из общества, забытыми. Это, несомненно, сделает их старость активней.

Нужно поощрять пожилых людей к посильному труду, творчеству, участию в воспитании пожилого поколения, ведь «дети» без «отцов» - это сироты.

Наши старики – это наше прошлое, и каким оно будет, зависит только от нас, от того каким мы сделаем наше настоящее. Вернем ли мы ценности семьи, взаимоуважение друг к другу, почтение старшим, сможем ли их сохранить или же будем жить только для себя, эгоистично потреблять все то, что нам дает жизнь, забывая о чести и достоинстве, о тех, кто подарил нам жизнь, вырастил и воспитал, кто дал нам дорогу в будущее?

Не зря говорят, что о здоровье общества можно судить по отношению его к старикам.

Каждому воздастся по вере его, как гласит старая поговорка. Я верю в перерождение человеческих душ. Я не верю в ад и рай, кроме тех, что сами люди создают на Земле. Смерть для меня - всего лишь смена тела.
Но я намерена продержаться в своём нынешнем теле как можно дольше, потому что у меня есть цель, которой я живу, и которая наполняет смыслом мою жизнь. И этого смысла мне хватит до конца моей жизни и даже на все последующие мои жизни. Эта моя цель - собрать и сплотить свою Дикую Стаю из себе подобных, сохранять и укреплять Единство Дикой Стаи, которая есть ни что иное, как большая семья родных по духу.
Когда я постарею и не смогу больше участвовать на равных в проделках и творчестве своих детей и внуков, я посвящу себя и всё время оставшейся мне жизни воспитанию детей Стаи, своих внуков, правнуков и праправнуков, буду передавать им свои знания, накопленные за эту жизнь, вкладывать в них своё мировоззрение и свои идеалы, свои духовные ценности, свой смысл жизни, буду учить их сохранять Единство Дикой Стаи и свою дружбу. Я ещё собираюсь увидеть, как будут отстаивать мои идеалы праправнуки моей Стаи.
И только когда это тело износится настолько, что не сможет полноценно выполнять свои функции и не позволит мне дальше заниматься делами Дикой Стаи, я покину это тело, чтобы воплотиться в одном из своих прапраправнуков и продолжить хранить Единство Дикой Стаи.
Я уверена, что мне удастся задуманное. Я из рода долгожителей, а вечная молодость моей души и моего сознания, которую я сама себе запрограммировала, пожелав навсегда остаться подростком, позволит мне и в старости остаться такой же, какая я сейчас и не отступить от своей цели! Я верю в себя и свою Дикую Стаю!

Рецензии

Привет, Диана!)
Я вижу, это написано давно, в 2012.
Сейчас у тебя до сих пор такое отношение к старости и смерти?
Смущает даже не стая, а твоя хватка за это...А если детки захотят свободы от стаи?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

На протяжении всей истории человечества тема старения и смерти имела актуальное значение. Веками мыслители, философы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир вечной молодости и бессмертия, а многие религии придавали старению особое сакрально - мистическое значение. По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Как не парадоксально, но смерть - это счастье для умирающего человека, ведь после смерти он перестает быть смертным. Возможно ли избежать проявления этих базовых сущностных биологических свойств, которые присущи всему живому? Вопрос риторический. Но несмотря на всю его бессмысленность, мировые религии, такие как буддизм и христианство, имеют на него свои ответы. Согласно буддийской легенде, один из шестнадцати ближайших учеников Будды Гаутамы - архат Пиндола Бхарадваджа (по просьбе своего учителя) должен оставаться на земле до прихода следующего Будды Майтрейи и научить Дхарме всех живых существ.

Христианские корни возможности человеческого бессмертия можно найти в Евангелии от Матфея (16: 28), где приведены такие слова Иисуса: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Этим учеником считают самого евангелиста Иоанна, который будто бы и по сей день жив и ожидает возвращения Спасителя на землю.

Другой бессмертный христианский персонаж имеет много имен: Агасфер (Вечный жид), Эспера-Диос (надейся на Бога), Бутадеус (ударивший Бога), Картафил (сторож претории). В соответствии с христианским приданием, во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу еврей по имени Агасфер оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и велел идти дальше, а по одной из версий - даже ударил Его. За этот проступок он был наказан. Он должен был вечно скитаться по миру до Второго пришествия Христа, не зная ни отдыха, ни старения, ни смерти, подобно Каину, которого Бог обрёк на скитания, запретив лишать его жизни.

Если повнимательнее вдуматься в этот образ, то структурный принцип легенды представляет собой двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами. Бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - милостью (возможностью искупления). В книгах К. Кастанеды имеется один очень интересный персонаж, который умудрился стать бессмертным. Имя его Арендатор или «Бросивший вызов смерти». Это ещё более загадочный и могущественный маг, чем дон Хуан или Сильвио Мануэль… Арендатор - древний мексиканский маг, который живёт (в органическом теле) несколько тысяч лет! Если верить Кастанеде, то Арендатор может по собственному желанию обретать или «растворять» свою плоть, становиться либо женщиной, либо мужчиной и, самое главное, он научился манипулировать своей точкой сборки так, что на неограниченный срок отдалил свою биологическую кончину. И самое интересное, что существование архата Пиндолы Бхарадваджа, евангелиста Иоанна, Агасфера, Арендатора и других известных персонажей, избежавших старения и смерти, никто и никогда не сможет ни доказать и ни опровергнуть.

Когда человек приближается к концу своего жизненного пути, он с грустью задает себе вопрос, суждено ли ему увидеть те манящие горизонты, которые расстилаются там, впереди, и возникает закономерный вопрос: «Каковы временные границы старости?» На практике, в повседневной жизни границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы и строго индивидуальны. Никаких календарных дат наступления старости не существует и не может существовать. Известное выражение немецкого писателя Франца Кафки «Сорок лет - старость юности, пятьдесят - юность старости» вряд ли является ключом к пониманию границ возраста человека. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин.

Проблема периодизации развития человека стала исследоваться еще в период античности. Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель. Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека:

весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Интересна классификация Дж. Биррена (1964) выделяющая восемь фаз жизненного развития человека:

Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.

По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию. Но это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет. Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели возраста. Он очень приблизительно фиксирует физиологическое и социальное состояние человека. В юриспруденции календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей (занятие определенных должностей в органах власти и управления) или поведения в соответствующем возрасте. Выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным.

В современном обществе, в условиях глобализации к старости и старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Рассуждения сторонников негативного отношения к старости подобны мрачному откровению отца протестантизма Мартина Лютера «Старость - это живая могила». Государство или частные пенсионные фонды с кислой гримасой выплачивают пенсии ненавистным пенсионерам и с нетерпением ждут «Когда же чёрт возьмет тебя!»

Сторонники позитивного отношения рассуждают подобно Вольтеру: «Для глупца старость бремя, для невежды - зима, а для человека науки - золотая жатва». И такие рассуждения небезосновательны. Как известно, величина спада интеллекта с возрастом обратно пропорциональна его наибольшему значению. Это значит, чем выше первоначальный уровень интеллекта, тем слабее спад в пожилом возрасте. У наиболее интеллектуальных людей вместо типичного спада часто наблюдается даже повышение уровня интеллекта с возрастом. Человеческое неизвестное простирается очень далеко, но оно все равно остается в сфере наших возможностей.

Анализ литературы о психологии старости и старения, рассмотрение биографий творческих личностей, доживших до преклонных лет, показал, что старость как психологический возраст может и не наступить в жизни человека. Условием длящейся или нарастающей зрелости является творчество во всех его проявлениях, включая творчество собственной жизни, каждого ее дня. Доказательством возможного физического и умственного долголетия могут служить известные исторические личности:

Микеланджело, скульптор, живописец - 89 лет.

Как ни парадоксально, но о старости очень много написано, но мало что доподлинно известно. Эмоциональные волнения, связанные с размышлениями о смерти, переживания горя и одиночества и даже радостные переживания людей пожилого возраста таинственны и самобытны. Загадкой остается и сам поздний возраст стареющего человека. До сих пор остается нераскрытой величайшая тайна старости, которая заключается в том, что хронологические ровесники этого возраста могут причисляться к различным психологическим возрастам.

Один пожилой человек переживает любовь - он вернулся в период юности. 16-летняя барышня Ульрика фон Бюлов влюбилась в 82-летнего Гете и через год вышла за него замуж. Жан-Поль Бельмондо в возрасте 72 лет женился на 19-летней модели и родил замечательную дочурку. Известный философ Конфуций появился на свет, когда его отцу был 91 год, а матери 16. Отцу Лермонтова, при появлении на свет великого русского поэта, было 56, а матери - 19. И таких примеров масса. Другой продолжает свою творческую профессиональную деятельность - он пребывает в зрелом возрасте (ученые, политики, диктаторы, люди творческих профессий). Третий (таких подавляющее большинство) посвящает свою жизнь пассивному выживанию, бесконечным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем прошлом, заботам о собственном угасающем здоровье, разговорам о врачах и медикаментах. В старости человек похож на актера, который сидит среди зрителей и с грустью смотрит, как его любимые роли исполняет кто-то другой.

Геронтология – наука о старости выделяет следующие признаки старения:

1. Снижение функциональных возможностей человеческого организма.

2. Прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил (когда на отдых требуется больше времени, чем на то, чтобы устать).

3. Психологические изменения, происходящие в человеке (интеллектуальный и эмоциональный уход в свой внутренний мир, переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни). Идея бренности бытия и преходящей природе всего сущего уже не кажется такой уж абстрактной. Вчерашние истины исчезают, подобно лепесткам под дуновением ветра, происходит переоценка основных жизненных ценностей. Для пожилых становится бесспорным и очевидным, что жизнь не бесконечна и времени остается мало.

4. Депрессия является самой важной и распространенной проблемой как нормального, так и патологического старения. Впервые о том, что в старости люди очень подвержены депрессии, заговорил ещё Гален во II в. Он подробно описал связь между меланхолией и старостью. В среднем в старости депрессия достигает наибольшего уровня в 65 лет. Неизменными спутниками депрессии являются озлобленность, которая иногда принимает форму самообвинения.

5. Среди людей творческих профессий, известных и даже знаменитых, депрессии проявляются особенно остро. Творческому, пережившему славу всенародную известность и любовь человеку трудно смириться с угасанием не только своего таланта, но и разума.

6. В старости человек обращается к вере: он начинает чаще ходить в церковь или ступает в прямой диалог с Создателем посредством молитвы. Обильный урожай собирают различного рода сектанты, предлагающие свою помощь и поддержку в обмен на движимое и недвижимое имущество доверчивых стариков. Так или иначе, но в старости в той или форме все переживают веру в бессмертие души. Она переживаема, плохо переводимая на язык слов, но очень хочется верить, что с наступлением смерти всё только начинается.

7. Постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, обострение чувства родства и привязанности к семье, близким людям. По особенному любятся внуки, которые со временем отомстят своим родителям за своих бабушек и дедушек…

8. Наступление установленного государством социально-экономического «порога» - выход на заслуженную или незаслуженную пенсию (социальная изолированность, потеря былого статуса и предлагающегося к нему набора благ, существенное уменьшение источников дохода, сужение круга социальных ролей, переход из команды игроков в команду телезрителей).

Проблема старения и старости заставляет задуматься над тем, насколько неизбежна, детерминирована, фатальна старость как психологический возраст. Очевидно, что в плане биологического возраста «от старости лекарства нет». Хотим мы этого или нет, но в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются крайне редко. Прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи.

По мнению некоторых современных исследователей в живой организм (человек не исключение) генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его, так называемой биологической «полезности». На генетическом уровне специальная программа отслеживает развитие биологического организма от рождения до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выполнения программы размножения или ее не выполнения расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм к снижению его физиологических функций.

Но психологический возраст - это совсем иное. Человек переходит в иной возраст в связи с изменением социальной ситуации развития. А если она не меняется, т. е. если человек не исключается из системы социальных связей (продолжает работать, заниматься общественно – полезной деятельностью, наукой, творчеством), то вступает ли он в возраст «психологической старости»? Возможно ответ на этот вопрос содержится в биографии русского писателя и мыслителя графа Л.Н. Толстого, который, как известно, последние 30 лет своей жизни страдал геронтофобией, неоднократно приходил к мысли о самоубийстве, но за несколько лет до своей смерти создал повесть «Хаджи Мурат». Замысел повести родился в июле 1896 года, когда Толстой увидел переломанный колесом искорёженный на дороге репей и написал в дневнике, что репей напомнил ему Хаджи-Мурата. Повесть поражает новизной чувств, жизнеутверждающим восприятием окружающего мира и полным отсутствием какого-либо страха перед старостью и физической смертью. У читателя создается такое ощущение, что произведение написано писателем в молодом возрасте, а не в конце жизненного пути.

Подводя краткие итоги вышесказанному нельзя не остановиться на главном вопросе темы: «Возможно ли душевная гармония в старости? Как предотвратить или по крайней мере смягчить кризис старости?» Рецепт вечной молодости советского периода «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» перестал срабатывать в 1991 году после развала СССР.

Как страшный сон теперь вспоминались советская агитация и пропаганда, «исторические» решения съездов КПСС, обещания уже в 80-х годах жить при коммунизме. Вместе с развалом СССР рухнула общегосударственная система коммунистического воспитания, направленная на формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Вера в светлое коммунистическое будущее, в котором есть место счастливой и спокойной старости и обеспеченной пенсии, сменилась звериным оскалом азиатского капитализма. Вкус горечи перед неизбежностью встречи со старостью-катастрофой, старостью-деградацией постсоветского периода способствовал процессу мортификации (умерщвлению) еще временно живых стариков – пенсионеров.

Душевная гармония старости - это целый комплекс слагаемых, который начинается с государственно – правового регулирования статуса пожилых людей и заканчивается колоссальной внутренней работой самого человека. Жизнь может и должна завершиться старостью-гармонией, старостью-мудростью, и для этого стоит жить и доживать до глубокой старости, а синдром Дориана Грея оставить самовлюбленным нарциссам.

Для многих пожилой возраст - это приговор, и приговор пугающий не столько из-за утраты физических сил и внешних изменений, сколько из-за панической неготовности встретить саму старость. Современная медицина с легкостью может вылепить из 70-летней куклу Барби, но это лишь доказывает, что человек XXI века всячески препятствует природному процессу.

Мы привыкли рассматривать однобоко, а ведь в этой поре тоже есть свои прелести. Удивляют и восхищают люди, которые своим примером доказывают, что главное - не стареть душой и жадно вкушать жизнь. Это письмо написала Владимиру Познеру американка Филлис Шлоссберг.

Отношение к старости

Старость в радость

    «Не так давно одна юная девочка подошла ко мне с вопросом: “А как это - быть старой?” Я задумалась в растерянности и не нашлась, что ей ответить, потому что не думала об этом раньше и старой себя не считала.

    От моего замешательства смутилась и девочка, однако я поблагодарила ее, сказав, что вопрос интересный. И как только я найду на него ответ, то сразу же сообщу ей. И вот ко мне внезапно пришло осознание того, что старость - это дар.

    На сегодняшний день я - тот человек, которым я всегда хотела быть. Нет, не думайте, что всю жизнь я только и стремилась к морщинам, пятнам на коже и отвисшему заду. Часто, глядя в зеркало, я недоумеваю насчет отражения в нём.

    Но эти переживания улетучиваются очень быстро. Потому что я никогда и ни за какие коврижки не согласилась бы отдать свою чудесную семью и своих близких друзей в обмен на темные волосы и плоский живот! Я заметила, что с течением времени я стала добрее и снисходительнее к людям.

    А себе я стала другом. Я больше не съедаю себя поедом за лишнее печенье, за купленную садовую фигурку, которая в общем-то мне не нужна, но которая украшает мой сад. Я за свои годы видела много друзей и знакомых, которые ушли из этого мира, так и не получив дара старости. Да и кому какое дело, если я читаю до четырех часов утра и сплю до полудня?

    Старость - это свобода. Ты можешь танцевать сама с собой под удивительные пластинки ушедшей молодости, можешь поплакать над увядшей любовью, которая была когда-то. Ты можешь сходить на пляж, не стесняясь своего тела, и, если хочется, можешь кинуться прямо в волны океана, несмотря на полные жалости взгляды юных существ, одетых (раздетых?) в бикини. Но они же тоже состарятся. Неизбежно.

    Порой меня настигает “девичья память”, но я вполне осознаю, что далеко не все вещи нужно запоминать. Только важные. За эти годы мое сердце не раз разбивалось. Да и как может не разбиться сердце, когда ты потерял любимого, когда страдает ребенок или когда любимую собаку сбивает машина?

    Но в этом и есть наша сила. Не могут быть красивыми глаза, которые не плакали ни разу. Не может быть живым и любящим стерильное сердце.

    Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Потому что много, много людей умерло рано, молодыми или еще не старыми, но и не юными. Я теперь могу говорить чистосердечно и правдиво: “Да-да, нет-нет”.

    Чем ты старше и даже старее, тем меньше тебя заботит чужое мнение. Тем меньше ты сомневаешься и тем реже (после стольких-то подножек) ты ошибаешься! Итак, дорогая юная девочка. Я скажу тебе вот что: мне нравится быть старой.