Потребность в общении есть одна из базовых потребностей человека как социального существа - именно поэтому общение представляется нам естественным, органически вписанным в нашу жизнь явлением, примерно таким же, как потребление пищи.
В действительности же потребность в общении даже сильнее потребности в пище. Большую часть своего активного времени (более 70%) люди проводят в общении с другими людьми. И это не пустое времяпрепровождение, а жизненная необходимость. Уже на пятый-шестой день у человека, оказавшегося в полной изоляции, развивается психоз, сопровождающийся слуховыми и зрительными галлюцинациями. С этими образами человек и пытается общаться. Поскольку такое общение нельзя назвать полноценным, дальнейшее пребывание в одиночестве приводит к разрушению личности и смерти.

Наверняка многим знакомо утверждение, что женатые мужчины живут дольше. Оно отнюдь не безосновательно, причём одинаково верно и для женатых мужчин, и для замужних женщин. Люди, оставшиеся без близких, умирают раньше срока - таковы данные медицинской статистики.

Потребность в общении проявляется уже в раннем возрасте. Младенец беспомощен, он не может самостоятельно накормить себя, уберечь себя от опасности, создать себе комфортную среду. Взрослые для него и источник питания, и защита. Нужда во взрослом побуждает ребёнка узнавать родителей, учиться управлять их поведением, и уже к окончанию второго месяца жизни малыш демонстрирует стремление к активному общению с окружающими его людьми. Потребность в общении, таким образом, основана на витальных и ролевых безусловных рефлексах (по П.В. Симонову), то есть она обусловлена генетически и важна для выживания вида.
Кроме того, потребность в общении базируется на врождённом инстинкте исследовательской активности. Известно, что исследовательское поведение является одним из безусловных рефлексов саморазвития. Подавление этого рефлекса приводит к угнетению синтеза ДНК в клетках головного мозга. Элхонон Голдберг, профессор Нью-Йоркского университета, директор Института нейро-психологии и познавательных процессов, ученик А. Р. Лурия, рассказывает в одной из своих книг об исследовании эффекта воздействия так называемой обогащенной среды на взрослых мышей. Было обнаружено, что у мышей, которые находились в клетках, оборудованных различными игрушками, тоннелями, колёсами и иными приспособлениями, развивалось до 15% больше нервных клеток, чем у мышей, оставшихся в стандартных клетках. «Стимулированные» мыши также лучше, чем «нестимулированные», выполняли различные тесты на «мышиный интеллект». Эти опыты продемонстрировали значение познавательной активности для нормальной деятельности мозга не только в раннем, но и в зрелом возрасте (1).
Физиологи утверждают, что «нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации» (2). Это подтверждается экспериментами, доказывающими губительное действие «информационного голода» на функции центральной нервной системы.
Важность исследовательского поведения для развития человека столь высока, что в организме сформирован механизм специального подкрепления исследовательской активности, связанный с выработкой эндогенных опиатов («гормонов удовольствия», продуцируемых эндокринной системой). Проще говоря, процесс узнавания нового вызывает у нас позитивные эмоции, сходные с теми, что мы испытываем в состоянии насыщения или рядом с любимым человеком. Поскольку в природе ничего не происходит просто так, можно предположить, что познавательная активность человека обусловлена его эволюционными задачами. Эту идею, высказанную В.И. Вернадским и А.А.Ухтомским, развивают современные эволюционисты: основной тенденцией эволюции живой материи является не просто приспособление к окружающей среде, но экспансия, расширение среды обитания. Человек в этом смысле явно впереди прочих живых существ, населяющих нашу планету: люди не только заселили всю Землю, от Северного полюса до Южного, но и осваивают околоземное космическое пространство. Более того, человек в своей интеллектуальной деятельности проникает в сферы, недоступные для его физического пребывания: в глубины космоса, в структуру атома, в далёкое прошлое, вплоть до времени возникновения Вселенной и т.п.
Процесс общения непосредственно связан с получением информации, узнаванием нового, именно через общение происходит обучение и развитие, поэтому роль этого процесса трудно переоценить. Неудивительно, что общение становится для человека потребностью .
Потребность в психологии понимается как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности (3). То есть потребность как психологическое состояние стоит между объективной нуждой и деятельностью, направленной на удовлетворение этой нужды (активностью).
Потребность может подталкивать нас к деятельности путём отрицательного подкрепления. Так действуют витальные потребности: пищевой рефлекс вынуждает искать источник питания, вызывая дискомфортное чувство голода. Потребность в общении (как и потребность в исследовательской деятельности) мотивируется, главным образом, положительным подкреплением: теми позитивными эмоциями, которые мы можем получить в результате контакта с другими людьми.

Согласитесь, никто из нас, вступая в коммуникацию, изначально не собирается никого обижать и сам не хочет быть обиженным. Отчего же некоторые люди (другие, не мы с вами) ведут себя так, словно нарочно напрашиваются на конфликт? И если общение диктуется нам внутренней потребностью, то отчего нам порой так трудно общаться, а иногда и вовсе не хочется? Отвечая на этот вопрос, необходимо разграничить понятия потребности, желания и мотива.

Понятия «потребность», «желание» и «мотив» не являются тождественными. Желание можно назвать проявленной потребностью, оно выводит потребность из внутреннего мира во внешний. Даже самое вздорное желание, труднообъяснимое влечение, именуемое капризом, есть внешнее отражение некой, порой не осознаваемой, внутренней нужды. Желание становится нашей движущей силой, оно даёт энергию для реализации той или иной потребности. Когда человек желает чего-то, он всем своим существом направлен на осуществление своего желания.
Мотив же действует более скрытно, представляя собой внутреннее обоснование действий индивида. Мотивы могут оставаться неявными для других, а подчас и не полностью субъективно осознанными, но от этого их побуждающая сила ничуть не ослабевает. Порой желания, даже самые, на первый взгляд, сильные, так и пребывают на стадии желания, не претворяясь в деятельность. Так бывает, когда для их реализации нет достаточных внутренних мотивов.
Потребность - это главный источник и наших желаний, и наших мотивов. Однако мотив, в отличие от желания, может вступать в конфликт с потребностью - например, в тех случаях, когда в мотивационный процесс включаются разного рода социальные установки, убеждения, верования, предрассудки и др.
Таким образом, изначально наше желание вступать в коммуникацию стимулируется потребностью в общении, мы получаем первичный положительный эмоциональный прогноз (вспомните, как маленькие дети радостно реагируют на приближение родителей, а позднее доверчиво и открыто подходят к сверстникам). Однако в ходе становления и развития личности формируется целый комплекс факторов, влияющих как на наше стремление к общению, так и на нашу успешность в этой сфере.
В частности, на основе потребности в общении развивается ряд социогенных, специфически человеческих потребностей: потребность в одобрении, потребность в самовыражении, потребность в признании и др. Эти потребности, ничуть не меньше, чем породившая их потребность в общении, воздействуют на коммуникативное поведение индивида, например, диктуя ему агрессивный стиль ведения диалога или, напротив, вызывая страх перед аудиторией.
В заключение отметим, что потребность в общении даёт нам стимул к личностному росту и расширению социальных связей; через общение с другими людьми человек узнаёт себя, получает оценку своей личности, становится частью всё более широких сообществ. Таким образом, общение обеспечивает нам, с одной стороны, условия выживания, а с другой - условия развития.

Литература.
1. Голдберг, Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация /Голдберг Элхонон. - М.: Смысл, 2003. - 336 с.
2. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
3. Симонов, П.В. Мотивированный мозг. /П. В. Симонов. - М.: Просвещение, 1987. - 270 с.

Коммуникативные действия человека могут быть вызва­ны самыми различными потребностями. Первая из них - потребность в безопасности.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради сни­жения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже со­всем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряже­ния происходит аффективно, может сформироваться навяз­чивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы погово­рить.

Аффилиация - собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высо­кой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не мо­гут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривает­ся как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становит­ся потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его досто­инств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредст­вом интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлече­ния внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие фундаменталь­ные потребности, то в таких «интересных рассказчиках» бы­стро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно, ибо знания нужны для дела, а не для общения.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необыч­ности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склон­ными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в доминировании - это стремление оказыва­ет активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потреб­ность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия ре­шения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и пове­дение партнера не сопротивляясь (подчинение). Общение двух доминантных или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором - непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом прояв­ляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в те­чение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеко­любие. Для того, кто желает быть педагогом, врачом, необхо­димо стремиться быть альтруистом. В его общении эта моти­вация всегда должна проявляться в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно, как его нежелание пойти на кон­такт или более того - как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

    Типология общения

Для наиболее полной характеристики общения рассмот­рим его типологию . Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное - это общение прямое, без посредни­ков. Опосредованное общение - если оно обусловлено внеш­ними факторами - преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Мы живем в обществе, и каждый из нас выполняет мно­жество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т. д.

Общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным . Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необхо­димости. Вместо знаний о личности собеседника в этом слу­чае оперируют знанием его социальной роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предпола­гает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему про­ездной билет, а в случае его отсутствия - оплатит штраф.

Таким образом, совершенно разные люди в сходных усло­виях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые об­ществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в та­ком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социа­льной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не сво­бодно от личностных отношений.

Например, в беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже су­ровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.

Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отодвигаются на задний план.

Вид общения, противоположный формальному, - обще­ние неформальное. Оно более наполнено личностным смыс­лом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформаль­ного общения - дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие чер­ты личности, например, как направленность на общение, до­верие, незамкнутость и т. д., способствуют установлению лич­ностных, то есть неформальных отношений между партнера­ми. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контак­та, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями - эффективное средство к достижению неформального общения.

В рамках общей типологии различают также вербальное и невербальное общение.Обще­ние, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis - словесный). При невербальном общении средством переда­чи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

В зависимости от того, насколько ярко в общениипрояв­ляются отношения, различают следующие его виды.

Социально-ориентированное общение. Общественные от­ношения здесь выражены наиболее ярко. Это лекция, до­клад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.

Лектор, докладчик выступает как представитель общества и ре­шает социальную задачу. Он либо побуждает слушателей к непо­средственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет убеждения, социальные установки и т. п.

То есть такое общение реализует общественные отноше­ния и имеет целью организовать социальное взаимодейст­вие.

Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь бо­лее четко обозначены отношения, обусловленные совмест­ной деятельностью.

Это общение, например, в процессе труда, обучения.

Цель такого общения - решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда - производст­венных задач, в сфере обучения - познавательных. Но непо­средственная задача предметно-ориентированного общения тоже социальная - организация коллективного взаимодей­ствия.

Личностно-ориентированное общение. Это общение од­ного человека с другим. Оно может быть в двух вариантах:

1) деловое, то есть направленное на совместную деятель­ность, по сути совпадающее с предметно-ориентирован­ным; 2) второй вариант - общение типа «выяснения отно­шений».

Общественные отношения здесь как бы отодвигаются на задний план. Субъективно для человека в центре стоят лич­ностные отношения. И он порой не догадывается, что за ними скрыты общественные отношения. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт, становит­ся ясно, что общественные отношения присутствуют в са­мых, казалось бы, интимных взаимоотношениях и играют главенствующую роль.

Разумеется, границы между отдельными видами обще­ния условны, так как в реальности коммуникативные ситу­ации часто бывает невозможно отнести к какому-то одному типу.

Примером такого сложного, многопланового явления может служить общение преподавателя со студентами.

    Характеристика делового общения: сущность, особенности, роль в современном бизнесе

Деловое общение - есть общение, имеющее цель вне себя и служащее способом ор­ганизации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодейст­вие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.

В деловом общении предметом общения является дело .

Производственное взаимодействие может и не бытьпосвоей сути общением в том случае, если другой субъект вы­ступает в качестве объекта.

В этом случае формой отношений является дисциплина - принцип строгого регулирования иерархического соположе­ния управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишен свободы действия, что право принятия решения пре­доставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

    партнер в деловом общении всегда выступает как лич­ность, значимая для субъекта;

    общающихся людей отличаетхорошее взаимопонима­ние в вопросах дела;

    основная задача делового общения - продуктивное со­трудничество.

Основные формы делового общения:

    деловая беседа;

    деловые переговоры;

    деловые совещания;

    публичные выступления.

Заключение.

Список литературы.

При рассмотрении понятия "потребность в общении" обратимся к определению потребности. Потребность можно определить как состояние нужды в конкретных условиях, предметах, объектах, без которого невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемые или осознаваемые им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности . Человек в силу своей природы постоянно испытывает неудовлетворенность, необходимость в специальных условиях для своего развития. Данные условия способны ему обеспечить только другие люди, социум. Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения . Кроме того, "любая человеческая деятельность невозможна вне общения" .

Логично заключить, что потребность в общении является исключительно человеческой потребностью, она формируется из стремления людей к сообществу и сотрудничеству (например, в ситуации совместной деятельности). Мотивы, обслуживающие данную потребность, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими: от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Например, вступая в определенные отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, доминировать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и добродетельного человека и т.д.

Сама потребность в общении, точнее, актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми называется аффилиацией (от англ. to affiliate – присоединять). Аффилиации проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер .

Исследователи склонны выделять некоторые существенные черты человеческих потребностей:

  • – объективность происхождения;
  • – их исторический характер;
  • – зависимость от практической деятельности;
  • – социальная обусловленность.

Человеческие потребности весьма многообразны, к ним относят: сохранение вида; потребность в деятельности; потребность смысла жизни; потребность в свободе, труде, познании, общении.

Выделяют следующие виды потребности в общении.

  • 1. Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы "прочитать" на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
  • 2. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
  • 3. Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера, не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.
  • 4. Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.
  • 5. Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или болеетого – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка .

Удовлетворение любой из представленных и многих других потребностей является сложным процессом, включающим несколько этапов, главными из которых выступают мотивация и реализация деятельности. Как отмечает Куницына со своими коллегами, в этом сложном процессе могут обнаруживаться парадоксальные моменты, когда после долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, который мог бы удовлетворить его потребность.

Пример 1.8

После длительной вынужденной разлуки люди сознательно отодвигают, оттягивают момент встречи, а встретившись, ведут себя сдержанно, озадачивая тем самым окружающих .

Следует помнить, что постоянное неудовлетворение важных потребностей (таких как: принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах) и невозможность найти им замену или когда человек постоянно видит преграды на пути к цели – все это способно привести к глубоким личностным нарушениям. Возникает стойкое психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, называемое фрустрацией (лат. frustratio – тщетное ожидание, обман). Фрустрацию вызывает мобилизирующее психическое состояние, ориентированное на настоящее и прошлое, поэтому возникновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась .

Среди причин, вызывающих фрустрацию, выделяют:

  • внешние – трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники;
  • внутренние – плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.

Согласно причинам, типичными реакциями на фрустрацию могут выступать:

  • – агрессия (направленная на других или на себя);
  • – рационализация;
  • – снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете).

Неудачи, особенно длительные или частые, могут вызвать суммацию фрустрации, что приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксационным реакциям, возникающим под влиянием наказаний.

В качестве психологических последствий фрустрации называют: возбуждение, фантазирование, апатию, деструктивность, отчаяние. Как способ приспособления к фрустрации чаще всего выступает замещающая деятельность.

Пример 1.9

Если ребенку запретить строить домик из конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он может начать рисовать в воздухе .

Взрослые в качестве выхода из этого состояния используют осознанное отступление (сдерживание) или неосознанное отступление, выражающееся в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые проявляются в снах человека.

Итак, люди, особенно дети, считают фрустрацию следствием воздействия внешних обстоятельств. Если при этом причины фрустрации устранимы самим человеком, его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение (возникает некий энергетический резерв) и желание уничтожить преграды. Однако при устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает. В некоторых случаях может появиться новый мотив (при выборе новых целей), однако чаще всего наступает состояние полного отсутствия мотивации и человек ощущает себя крайне незащищенным, становится обидчивым, тем самым обрекает себя на неуспех.

Для изучения фрустрации могут использоваться "Методика неразрешимых задач" и "Методика прерванного действия" .

Рассматривая проблему потребности в общении, следует обратиться к вопросу о статусе ее существования. В связи с этим дискутируется вопрос о том, существует ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же она является одной из разновидностей последних.

Большинство авторов, например, Η. Ф. Добрынин. А. Г. Ковалев, А. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, К. Обуховский, М. Ainsworth, считали потребность в общении специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей . При этом на практике ее нередко сводили к таким частным потребностям, как потребность во впечатлениях , в безопасности и др.

В данном вопросе более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой, которая говорит об иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения . В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

  • 1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
  • 2) принадлежности к социальной общности;
  • 3) сопереживании и сочувствии;
  • 4) заботе, помощи и поддержке со стороны других;
  • 5) оказании помощи, заботы и поддержки другим;
  • 6) установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничества;
  • 7) постоянном обмене опытом, знаниями;
  • 8) оценке со стороны других, уважении, авторитете;
  • 9) выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем .

Однако это еще не все проблемные вопросы, связанные с потребностью в общении. Так, до сих пор остается открытым вопрос о природе ее происхождения: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т.е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Относительно этого вопроса имеются две противоположные точки зрения. Например, такие ученые, как Λ. В. Веденов и D. Campbell считали, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения .

Также Б. Ф. Ломов указывал на то, что потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека, она диктует поведение людей нс меньше, чем витальные потребности .

Точку зрения о врожденности потребности в общении не разделяли такие известные ученые, как С. Л. Рубинштейн, Ф. Т. Михайлов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др. Так, М. И. Лисина, приводя в пример наблюдения над младенцами, указывала на то, что эта потребность формируется прижизненно как результат контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.10

В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и ни к кому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев он способен отличить "добрую" мимику или интонацию взрослого от "злой", причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться .

Подобные исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов и четырех критериев становления потребности в общении: а) первый этап и критерий – внимание и интерес ребенка к взрослому; б) второй этап и критерий – эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в) третий этап и критерий – инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; г) четвертый этап и критерий – чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

Согласно М. И. Лисиной, все указанные этапы становления потребности в общении и исследование М. Ю. Кистяковской означают, что данная потребность формируется прижизненно, являясь результатом контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.11

Исследование М. Ю. Кистяковской, проведенное в условиях госпитализма, показало, что дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2–3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко "продвинуть" его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру .

По М. И. Лисиной, потребность в общении (коммуникации ) есть стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. В онтогенезе потребность в общении строится на основе двух других потребностей: 1) органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного "управления" таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать; 2) потребность в новых впечатлениях (о которой писали Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковская и др. ) М. И. Лисина отмечала, что стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации – это еще не общение. Только когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении (коммуникации) .

Анализируя работу М. И. Лисиной, Е. П. Ильин подчеркивал, что потребность в собственно общении – это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности. Поэтому не случайно выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как потребность в аффилиации (контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать). Кроме того, потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра- и интровертах; о стремлении к общению подростков, связанному с уровнем притязаний; о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков, и др.

Итак, потребность в общении, считает А. А. Леонтьев, – независимо от того, считается ли она врожденной или "культурной", социальной, – обычно предполагает ее первичность, непроизводность, ее несводимость к другим потребностям, особенно на определенном этапе онто- и филогенеза. Далее А. А. Леонтьев развивает свою мысль и указывает на то, что первоначально потребность в общении "животна", не является социальной (пример с младенцами, нуждающимися в уходе окружающих). Становясь человеческой, данная потребность служит соединительным звеном между личностью ребенка и социальными взаимоотношениями его с окружающими. На ранних этапах развития ребенка потребность в общении сводится к использованию общения для удовлетворения некоммуникативных потребностей и мотивов (социальнопрактических). Возникающие вслед за тем социальные функции определяют и дифференцируют постановку целей общения и его психологическую динамику .

В работе Η. П. Ерастова представлена классификация мотивов общения, в основе которой лежат различные виды потребностей:

  • мотив-потребность;
  • мотив-интерес;
  • мотив-привычка;
  • мотив-каприз;
  • мотив-долг .

При сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Η. П. Ерастов выделяет три вида их соответствия друг другу:

  • – взаимодействующие, которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными;
  • – противодействующие, которые исключают друг друга, противоположны по направленности: один желает узнать правду, а другой не хочет се говорить;
  • – независимо протекающие, не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого.

Мы достаточно осветили проблему потребности в общении, рассмотрим теперь вопросы, связанные с его целью и функциями. Постараемся ответить на вопрос: ради чего человек вступает в акт общения? Так, у животных цели общения обычно не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. Человек же преследует весьма разнообразные цели для удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и других потребностей.

По А. А. Леонтьеву, цель общения определяется ситуацией (проблемной ситуацией), в которой происходит общение индивидов . В связи с этим следует полагать, что цель общения – конкретный результат, на достижение которого в определенной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое .

В качестве основных целей общения (по Б. Ф. Ломову, это функции общения) принято считать: 1) организацию совместной деятельности; 2) познание людьми друг друга; 3) формирование и развитие межличностных отношений .

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

  • 1) оказание помощи другому человеку;
  • 2) получение помощи;
  • 3) поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т.п. (т.е. партнера для взаимодействия);
  • 4) поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
  • 5) самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
  • 6) приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
  • 7) изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению. Это

может быть либо постоянный, либо ситуативный партнер по общению. Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т.е. эмоциональное отношение.

Пример 1.12

Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие.

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т.д.

М. И. Лисина в своей работе пишет, что основной функцией общения является организация совместной деятельности с другими людьми для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования .

В соответствии с содержанием общения Б. Ф. Ломов выделил следующие его функции:

  • информационную (передача-прием информации, знаний и умений);
  • экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);
  • регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению – реципиента с целью изменения или сохранения его поведения (например, руководитель дает распоряжение подчиненному), активности, отношения друг к другу либо его эмоционального состояния, свойств его личности (при воспитательных воздействиях));
  • социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санкций);
  • социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

Стоит отметить, что в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т.п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение .

Для обозначения функций межличностного общения выделим его предметную область:

  • 1) объединение, создание общности, целостности ("хорошая компания, друзья");
  • 2) передача сообщений, обмен информацией ("разговаривать, беседовать");
  • 3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер ("глубоко понимать друг друга") .

В соответствии с предметными областями можно назвать следующие функции межличностного общения:

  • 1) контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  • 2) информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
  • 3) побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
  • 4) координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
  • 5) функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний;
  • 6) эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
  • 7) функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
  • 8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера .

Согласно работам исследователей в области социальной психологии, в частности работам Г. М. Андреевой, в жизни человека и общества общение выполняет ряд следующих функций.

  • 1. Инструментальная функция – общение обслуживает какую- либо деятельность.
  • 2. Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний. Вне общения человек развиваться не может.
  • 3. Социально-психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.
  • 4. Социальная функция – общение обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия .

Кроме указанных классификаций функций общения хочется остановиться еще на некоторых, наиболее распространенных. Среди них выделяют классификации Е. В. Андриенко, В. Н. Панферова, Е. И. Рогова, О. Г. Филатовой.

При рассмотрении общения в определенной системе отношений Е. В. Андриенко выделяет три группы функций общения:

  • 1) психологические функции, обусловливающие развитие человека как индивида и личности. Общение стимулирует развитие мыслительных (когнитивная деятельность), волевых (активность), эмоциональных процессов (аффективность);
  • 2) социальные функции, детерминирующие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах, формах;
  • 3) инструментальные функции, определяющие многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Интерес в этом плане представляет общение человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира (например, с природой). Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, малоизученных в современной науке (например, развитие наблюдательности, любознательности и любопытства) .

Как отмечает Е. В. Андриенко, концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

О. Г. Филатова в своей работе указывает на следующие функции общения:

  • инструментальная (передача информации для совершения определенных действий);
  • трансляционная (передача конкретных способов деятельности, оценок и пр.);
  • экспрессивная (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • самовыражения;
  • социального контроля (регламентация поведения и деятельности);
  • социализации .

В работе Е. И. Рогова мы найдем следующие пять основных функций общения:

прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности);

– формирующая (проявляется в процессе развития человека и становления его как личности);

подтверждающая (только в процессе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах);

  • – организации и поддержания межличностных отношений;
  • – внутриличностная (в диалоге с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки) .

Согласно классификации В. Н. Панферова существует шесть функций человека как субъекта общения:

  • 1) коммуникативные функции осуществляют взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. При этом информация заключается в форму различных знаков, образующих язык общения. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "канал – знак";
  • 2) информационные функции обеспечивают прием и хранение информации, служат целям передачи социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. Информация передается по каналам связи в виде знаков и их комплексов (слов, жестов, мимики), за которыми закреплены определенные значения. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "знак – значение";
  • 3) когнитивные функции направлены на интерпретацию отношения "знак – значение" в целях определения смысла и обогащения опыта самопознания и взаимопознания партнеров для оптимального взаимодействия. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "значение – смысл", связанной с определением возможностей партнеров решать и выполнять конкретные задачи совместной жизнедеятельности;
  • 4) эмотивные функции проявляются в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Взаимоотношения людей тесно связаны с их представлениями друг о друге. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "смысл – отношение";
  • 5) конативные функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, с побудительными силами человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Данные функции проявляются в рамках проблемы "отношение – поведение", эффективность решения которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров;
  • 6) креативные функции направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Эти функции в процессах общения проявляются в решении проблем, возникающих в системе соотношений "поведение – личность" .

Рассмотрев многочисленные исследования функций общения в трудах отечественных и зарубежных психологов, В. Н. Панферов пришел к мнению, что все указанные функции трансформируются в одну, главную, функцию общения – регулятивную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. На важность регулятивной функции указывал и Б. Ф. Ломов (классификацию по Б. Ф. Ломову см. выше). Именно благодаря этой функции общение является основным механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.