У нас в лагере много семей одновременно,
кто-то приехал впервые,
другие приезжают уже в третий или даже в пятый раз.
В первые дни мы проводим игры на знакомство,
в последние дни пишем друг другу тёплые слова в семейные тетрадочки,
а в середине лагеря начинаем играть в "тайного друга".

Каждая семья получает карточку с фотографией другой семьи и их адресом в лагере (домик 3, комната 121 или "берендей №3" или дом 312).
После этого надо придумать что-то интересное и приятное для той семьи.
От одной семьи - другой.
Можно один подарок, можно - несколько...
А потом начинается креатив.

Взрослые и дети тайком изучают повадки своих "тайных друзей",
дожидаются их ухода на речку,
и потом неожиданно приносят им на стол букет полевых цветов,
стакан земляники или картинку.

Кто-то обнаруживает, что его дверь увешана конфетами,
а кто-то ищет клад по серии записок...


Земляники много, но всё равно приятно получить горсть ягод!
А как приятно обнаружить с утра перед дверью детскую картинку или стишок!


плакат "с добрым утром!"


зверушку из фруктов
или конвертик с маленькими самодельными игрушечками.

В итоге кто-то ночью крадётся по коридору и вешает подарки на дверь или просовывает под дверь записку,
кто-то приносит на стол ягоды или букет,
а кто-то просит гонца передать пакетик, для соблюдения конспиративности.

Все ходят и гадают, кто же эти загадочные тайные друзья,
и сами стараются придумать что-то новое и необычное.
Мир наполняется чудесами, и дети радуются, что могут сделать чью-то жизнь капельку лучше и веселее...

Цель мероприятия: воспитание культуры взаимоотношений , уважения к ровесникам, старшим и младшим, потребности хорошего тона;

формирование умения правильно общаться с окружающими, анализировать речевую ситуацию; выбирать подарки для людей, разных по полу и возрасту;

способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета, развивать творческие способности учащихся.

Ход мероприятия.

Игра «Тайный друг»

Эту игру проводят заранее. За месяц до намеченного срока проведения классного часа каждому ученику определяется (путем жребия) тайный друг. Кто стал твоим «тайным другом» – надо держать в секрете. В течение месяца ребята готовят и тайно передают через третьи лица своим подопечным небольшие подарочки, сувениры, записки с добрыми пожеланиями, открытки и т. п.

Классный час начинается с того, что «тайна» раскрывается – все узнают, кто именно в течение месяца оказывал им знаки внимания.

Обмен впечатлениями и ощущениями от участия в игре.

Вступительная беседа.

Что такое подарок, для чего он нужен?

Новый год, именины, прописка,

Поступление в вуз. Рождество:

Подарить что-нибудь своим близким -

Здесь любое сойдет торжество.

А вообще - чтобы жизнь была яркой

И для женщин, и для мужчин,

Надо делать любимым подарки

Каждый день и без всяких причин

Подарок - это вещь (цветы, сувенир, книги и т. д.), которая является знаком внимания, оказанного вам. Подарки играют в жизни человека особую роль, потому что они призваны приносить человеку радость, улыбку, поднять настроение

Какие праздники вы знаете? Давайте выделим и запишем их в

Семейные (День рождения, новоселье, свадьба…). Профессиональные (дни учителя, врача…). Религиозные (Пасха, Рождество, Троица…). Народные (Масленица, Новый год…).

Любите ли вы получать подарки?

(Ответы учащихся)

А Вы любите делать подарки?

Учитель. Очень хорошо, если вам нравится радовать своих близких, и, следуя прекрасной традиции, вы дарите друг другу подарки. Поводом для них могут быть дни рождения, 8 Марта, Новый год, новоселье, свадьба. Своим подарком мы подчеркиваем нашу любовь и внимание к тем, кому их дарим. Тот, кто умеет делать подарки и делает это с душой, сам получает огромное удовлетворение от этого процесса. К выбору подарка следует относиться серьезно. Проявите выдумку, изобретательность, остроумие. Не откладывайте поиск подарка на потом. Второпях можно приобрести нечто несуразное. Готовясь к праздничному событию, изучить вкусы, интересы человека, которому вы собираетесь преподнести подарок.

Заранее подготовленные учащиеся читают отрывок из рассказа А. Алексина «Мимозы»

Андрей туманно представлял себе, что именно дарить женщинам к празднику. С подарками он не раз попадал впросак. Правда, Клава его всегда очень долго благодарила., но потом вела себя как-то странно. Например, с театральной сумочкой, подаренной Андреем, она ходила только в магазин, а в театр - никогда. Духами, которые он подарил, она не душилась. Но в этом году повезло Андрею. За несколько дней до праздника Клава сказала: « Сегодня утром, я увидела, продавали мимозы. Это мои самые любимые цветы. Знаешь, каждый цветочек похож на сказочного маленького цыплёнка, присевшего на веточку». «Разве это твои самые любимые цветы?»- механически, не отрываясь от газеты, спросил Андрей. «Я сообщаю тебе об этом каждую весну»,- обиделась Клава.

Андрей вспомнил об этом разговоре вечером седьмого марта. Он знал, что нужно преподнести Клаве: он подарит ей мимозы, её самые любимые цветы.

Как вы думаете, почему герою не удавалось преподнести желанный подарок подруге?

Правильно выбрать подарок - это целое искусство. Нельзя задавать вопрос: «Что вам подарить?»После такого вопроса может возникнуть неловкость.

Как же можно узнать что бы человек хотел получить в качестве подарка? Какие подарки можно дарит родным?

В семье можно дарить всё, включая и нижнее бельё. Можно даже и выбирать подарок вместе с тем, кому он предназначен. Для отца и матери, разумеется, приятнее всего будет такой подарок, который бы говорил о нежном детском чувстве уважения и любви к родителям. Это могут быть успехи в учёбе, сделанный своими руками цветок, открытка, рисунок, или портрет.

А какие подарки дарят девочкам? Почему?

Девочкам лучше всего дарить цветы, небольшие сувениры, которые можно сделать своими руками, а не купленные за мамины деньги подарки.

1 ученик. Какие же подарки можно выбрать?

2 ученик. Подарки для официальных случаев: цветы (в корзине или срезанные), подарочное книжное издание, хрустальная посуда, настенные часы, радиоприемник, дорогие конфеты.

1 ученик. Гастрономические подарки: торт, хорошие сорта чая, кофе, шоколад, домашнее варенье.

2 ученик. Косметика: хороший одеколон, лосьон, духи, пудра, косметичка, набор теней, редкий шампунь. С этими подарками надо быть достаточно осторожными.

1 ученик. Дарить их можно только в том случае, если вы наверняка знаете, что человек, которому вы намерены их преподнести, не страдает аллергией и готов пользоваться косметикой.

2 ученик. Можно подарить предметы одежды и аксессуары: шарф, перчатки, мужская рубашка, сумка, тапочки, носки, головной платок, запонки, бижутерия , маникюрный набор, портмоне.

1 ученик. Живые подарки: котенок, щенок, птицы, рыбки. Но нельзя дарить животных, не обговорив заранее эту затею с тем, кому предназначен подарок.

2 ученик. Очень популярны практичные подарки: зонт, утюг, термос, электрический чайник, сервиз, скатерть с салфетками.

1 ученик. При возвращении из путешествия родственникам, близким друзьям привозят небольшие сувениры или открытки.

3 ученик. Стоимость подарка не имеет большого значения и зависит только от ваших возможностей.

4 ученик. Но старайтесь все же не дарить дорогих подарков людям, которые не смогут вам ответить тем же, и от этого будут себя чувствовать неловко.

3 ученик. А вот чересчур пустяковый подарок говорит о вашей чрезмерной бережливости.

4 ученик. Очень распространены дорогие коллективные подарки, которые чаще всего преподносят людям на новоселье, свадьбу, юбилей.

3 ученик. Детям очень легко доставить удовольствие - они рады любой книжке, конфетам, игрушке.

4 ученик. Подарок может повлиять на формирование их интересов: глобус вызовет увлечение географией, набор марок положит начало коллекции, теннисная ракетка или коньки могут поспособствовать увлечению спортом.

3 ученик. Не стоит дарить деньги. Только когда вы уверены, что они будут потрачены на нужную вещь, может быть сделано исключение.

4 ученик. Один из самых универсальных подарков - книга. Ее можно преподнести любому человеку и по любому поводу. Постарайтесь выбрать любое недавно вышедшее, красиво оформленное подарочное издание.

3 ученик. При выборе подарка не забывайте о возрасте человека, которому вы ищете подарок. Это не значит, что есть вещи, специально предназначенные для молодых и пожилых

4 ученик. Но надо проявить известный такт, чтобы не поставить старого человека в неловкое положение, подарив ему слишком яркую рубашку или не обидеть женщину, подарив ей "старушечью" брошь.

3 ученик. Важно красиво и со вкусом оформить подарок: завернуть в яркую красочную бумагу, перевязать цветной ленточкой.

4 ученик. Не забудьте по возможности удалить из подарка ценник или чек. Чек может быть сохранен лишь в том случае, если в качестве подарка выступает предмет, проданный с гарантийным сроком службы.

3 ученик. Нужно уметь не только выбирать, но и дарить подарки. От того, как вы преподнесете свой подарок, зависит и то, какой он произведет эффект.

4 ученик. Подарок лучше вручить лично, но при необходимости вы можете его передать через кого-то. Главное, чтобы ваш подарок не пришел с опозданием.

3 ученик. Придя в гости, не кладите подарок украдкой куда-нибудь в уголок, а вручите, здороваясь с хозяином, или сразу после того, как разденетесь. Не забудьте при этом сказать несколько теплых слов.

- Скажите, ребята, а нужно ли уметь принимать и дарить подарки? Существуют ли правила дарения и принятия подарка?

Игра «Посылка»

Заранее заготавливаются бумажки с названиями предметов. Они кладутся в коробку. Водящий обращается к участникам игры: «Тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?» После ответа ребёнка водящий достаёт одну из бумажек и зачитывает, что было в посылке.

4 ученик. Важно уметь не только дарить, но и принимать подарки. Получив подарок, тут же, в присутствии дарившего, разверните его, похвалите и поблагодарите.

3 ученик. Очень невежливо отложить подарок, даже не развернув его.

4 ученик. Если подарок пришелся вам не по вкусу, постарайтесь ни единым намеком не обнаружить своего недовольства. Старайтесь любой подарок принимать с улыбкой.

3 ученик. Выражая благодарность и восхищение подарком, не ставьте в неловкое положение гостей, явившихся с более скромными подарками или вообще без них.

4 ученик. Если вам преподнесли цветы, тотчас же поставьте их в вазу, удалив предварительно обертку.

3 ученик. Если вам преподнесли конфеты или торт, не забудьте угостить присутствующих.

4 ученик. Если вы почему-либо не считаете возможным принять подарок, то откажитесь от него решительно, но тактично, сохраняя полное спокойствие.

3 ученик. Неверно было бы сначала колебаться, а потом все-таки принять подарок. Если вы бесповоротно решили не принимать подарка (не хотите чувствовать себя обязанным), то должны объяснить отказ твердо, но вежливо.

Учитель. В народе говорят: «Дорог не подарок, дорого внимание». Совершенно справедливые слова. Но внимание как раз и выражается в стремлении выбрать подарок, который будет радовать его получателя. Будем учиться делать приятное окружающим нас людям.

Творческая работа «Подарок мечты» (Дети рисуют 5-7 минут)

Показывают друг другу подарки своей мечты

Народная мудрость хранит много пословиц и поговорок, примет о подарках (домашнее задание, дети знакомят с ними друг друга, комментируют)

Дар - не купля: не хаят, а хвалят.

Дареному коню в зубы не глядят.

Подарки любят отдарки.

Дар дара ждет.

Подарки дарят - отдарков глядят.

Подарки принимать, так отдариваться (Из словаря)

Малое принимайте, а большому сроку дайте (при гостинце, подарке).

Милее всего те подарки, ценность которых в самом дарителе -

Моту денег подарить - что на воду пустить.

Муха в питье или в еду - к подарку.

Муха во щи - подарок либо гостинец.

На ногтях обновы показались (беляки, означающие, по суеверию, подарки).

На подарок не жалуются.

Надо молодым гуню собрать (о свадебных подарках).

Нам химия блондинок подарила.

Не дари златом, подари лаской.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Неожиданный подарок очень приятен.

О цене подарка не спрашивают.

Обрученная, что подаренная.

От мила куманька черепок да латка, и то подарочек.

Получивший подарок не высказывает недовольства.

Принять подарок не трудно, куда труднее достойно ответить на него.

Пройдет - словно солнцем осветит, посмотрит рублем подарит.

Ресница выпадет - к подарку.

С умным сочтешься, а дурню - хоть подари, да прогони!

Сетями ловят птичек, а подарками - девушек.

Скорее дело вершишь, коли судью подаришь.

Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает.

Всем людям приятно получать подарки от друзей и близких, но важно при этом помнить, как правильно следует принимать подарки, чтобы не обидеть дарящего. А ещё лучше самим почаще дарить подарки любимым и получать от этого радость и удовольствие.

На Руси с древних времён всегда было принято делать подарки. Вспомните: в рассказе «Хорь и Калиныч» Калиныч принёс в дар другу Хорю пучок полевой земляники. Автор признаётся, что не ожидал таких «нежностей» от мужика. Эту прекрасную традицию - дарить - мы должны сохранить.

В семейных лагерях помимо основной программы мы играем в игру «Тайный друг». Кто же такой — тайный друг в лагере?

Игра «Тайный друг»: правила.

На листочках пишется фамилия и состав семьи участников лагеря, а также место их проживания. Например: Ивановы — мама Наталья, папа Александр, сын Илья 6 лет, дочка Варя 4 года. Корпус 2, номер 25.

Представитель от каждой семьи вытягивает один листочек – ту семью, которая становится их тайным другом на протяжении всей смены.

Что подарить тайному другу?

Своим тайным друзьям принято писать записочки со всякими «приятностями» для поднятия настроения и дарить (в идеале самодельные) небольшие подарочки, которые незаметно подкладываются в ящик «Для тайных друзей».

Здесь есть два варианта. В летних лагерях у нас в общем месте стоит один почтовый ящик, почту из которого разносят ребята — «почтальоны». В зимнем лагере, где мы все жили в одном общем доме, почтовые ящики участники привозили из дома и крепили на дверь своего номера.

Вот что рассказала нам Вера – мама троих дочерей, участница первого (летнего) и второго (зимнего) лагеря об игре Тайный друг:

— Вы узнали об этой игре до лагеря. Расскажите, как вы к ней готовились, в чем заключалась предварительная подготовка и сколько времени она занимала?

Само название игры — «тайный друг» — звучит очень интригующе. Сразу захотелось поддержать эту интригу. Поэтому для игры я придумала что-то похожее на адвент-календарь, то есть в письмах тайным друзьям решила писать небольшие задания, за выполнение которых давать призы-сюрпризы. Призы покупала заранее, что-нибудь недорогое, подходящее как для мальчиков, так и для девочек. Набрала небольшой пакетик, который и взяла в лагерь. Для заданий привезла с собой две книжки с загадками и головоломками. Вот и вся подготовка.

— В чем были сложности подготовки к игре?

Сложность заключалась в том, что неизвестно, сколько будет детей в дружеской семье и соответственно, сколько надо будет призов-сувениров, а также на какой возраст подбирать задания.

— Какова была роль детей в подготовке подарков и писем тайным друзьям?

Больше всего мне помогала старшая дочка (12 лет). С ней мы обсуждали, что написать, и на ней я проверяла можно ли разгадать ту или иную загадку. Средняя дочь помогала подписывать, украшать и тайно доставлять письма по адресу.

— Где Вы искали идеи подарков?

С идеями проблем не было. Мы часто проводим детские дни рождения, да и просто дети в гости заходят поиграть, поэтому я периодически покупаю маленькие безделушки, под которые дома заведена специальная коробка.

Есть подарки, которые практически не требуют затрат. Например:

— самим сделать раскраску и приложить 3 карандаша;

— вырезать из картона силуэт животного (типа трафарета) и добавить карандаш с резинкой;

— нарисовать лабиринт (в конце приклеить кармашек, в который положить конфетку);

— сделать самодельный брелок или браслет;

— написать маленькую сказочку;

— сложить из бумаги игрушку (оригами) и так далее.

Такие подарки для друзей дети могут сделать сами или с небольшой помощью родителей.

— Много ли времени в лагере у вас уходило на изготовление самодельных подарков и написание писем?

Не особо много. Написанием писем, упаковкой и изготовлением самодельных подарков мы со старшими дочками занимались во время тихого часа. Иногда делали письма с заданиями и подарки на несколько дней вперед, а потом оставалось только незаметно разносить почту.

— Какие подарки Вы дарили своим тайным друзьям?

Дарили мячики, конфетки, блокнотики, карандаши, фломастеры, стирательные резинки, маленькие игрушечки (как из киндеров), а также сделанные своими руками браслеты, открытки, маленькие головоломки, раскраски и ангелов.

— О чем писали в письмах?

В письмах в основном давала задания, а еще писала хорошие, добрые пожелания.

— Было ли интересно детям участвовать в этой игре на протяжении всего лагеря?

Да, очень. Интрига сохранялась на протяжении всей смены. Каждый день строились новые предположения, проводились расследования и так далее.

— Как Вы считаете, зачем нужна игра тайный друг в пространстве семейного лагеря?

Вы знаете, в современной жизни, наверно, этого не хватает. Благодаря этой игре дети учатся дарить, делать что-то для другого человека, заботиться. Это очень важно. Да и письма по почте сейчас почти никто не получает. Теперь это целое событие. Убедилась, что детям эта игра интересна. Способствует всплеску идей и, вообще, поддерживает творческую атмосферу.

А так ответила на наши вопросы Катя Л. – одиннадцатилетняя участница первого и второго лагеря об игре «Тайный друг»:

— Вы с мамой знали об этой игре еще до лагеря. Была ли предварительная подготовка к игре и сколько времени она занимала?

Никакой предварительной подготовки не было. Перед первым лагерем мы не очень понимали, что же эта игра из себя представляет, о чем писать в письмах и что дарить тайному другу. А перед вторым лагерем, наоборот, уже знали и решили все делать на месте исходя из семьи, которая будет нашими друзьями.

— И что же эта игра из себя представляет? Как ты ее понимаешь? Интересна ли она? И нужна ли эта игра вообще?

Игра «Тайный друг» необыкновенно интересная и захватывающая! Она заставляет более внимательно относиться к людям, которые стали твоими тайными друзьями. Подмечать, что им интересно, что они любят, чтобы придумать, что же им такого подарить. Но самое увлекательное – это строить догадки для кого же ты тайный друг, а еще каждый день (и не по разу) заглядывать в ящик с почтой, нет ли для тебя письма. Нас и в первую и во вторую смену вычислили, а мы ни в тот, ни в другой раз не смогли догадаться кто же наш друг. Гадали все и взрослые и дети. А еще эта игра очень нужная. С одной стороны, заботишься о других людях, стараешься их порадовать, а с другой стороны, сам радуешься, когда получаешь подарки и записочки. Но самое интересное – это все же догадаться и в последний день подтвердить догадку!

— Что вы дарили и что писали в письмах своим тайным друзьям?

Письма писала мама, в основном пожелания хорошего дня. А подарки делала я (хотя ко второму лагерю мама тоже увлеклась и присоединилась к изготовлению подарков). Большинство подарков были самодельными: делали то, чему нас Аня Быкова учила на дневных посиделках (браслетики, куколки, ангелочки, самодельные картины), но была и пара заготовок (наклейки и маленькая мягкая игрушка).

— Планируете ли для летнего лагеря как-то подготовиться к этой игре (будешь делать заготовки на подарок тайному другу) или опять исходя из семьи на месте?

Для этого лагеря я решила подготовиться заранее. Уже поняла, что можно подготовить самодельные подарочки, которые подойдут и мальчикам и девочкам любого возраста, но какие пока не скажу:) Хочется придумать что-то необычное, так как очень приятно, когда слышишь как тайные друзья радуются твоим подаркам, не знают от кого и стараются угадать, кто же это подарил… Тут главное, себя не выдать:)

А еще замечено, что с каждым следующим лагерем, с каждой следующей сменой игра Тайный друг начинает набирать новые обороты, ведь так приятно писать и получать простые рукописные письма, дарить и получать подарки, знать, что у тебя есть друзья, которые заботятся о тебе, заботиться самому, ну и ТАЙНА, конечно, которую нужно сохранить любой ценой.

Что касается нашей семьи, то самым запоминающимся подарком от нашего тайного друга в лагере была Ода сыну Савве:
Савва красава,
Савва сила,
Савва все делает красиво,
Савва — Базилио,
Савва — волк,
Савва в динозаврах знает толк.

Светлана Матвеева.

Этико-психологическое упражнение-игра "Мой тайный друг"

Цель: содействие переносу в жизнь способов коммуникаций и проявления дружеского отношения.

Задачи:

    помочь учащимся понять ценность безоговорочной любви, ценность и радость возможности давать, ничего не ожидая взамен;

    учить устанавливать отношения, основанные на бескорыстной способности отдавать, прежде чем что-то получить;

    развивать способность интерпретировать поведение окружающих людей;

    помочь ребятам принять на себя самообязательство и нести ответственность за его исполнение;

культивировать глубокие чувства привязанности, эмоциональной близости друг к другу.

Материалы: небольшие одинаковые листки бумаги, ручки.

Все участники группы пишут на отдельных листках свои имена, заворачивают и складывают их вместе, затем каждый из членов группы вытягивает листок с именем другого участника, который становится его “тайным другом”. Для своего тайного друга необходимо делать различные приятные сюрпризы и маленькие подарки, но незаметно для него.

Ключевые ценности:

    понимание

  • доброжелательность

    самопознание

Ключевые компетенции:

    оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;

    выстраивать доброжелательные отношения к себе, к людям и окружающему миру;

    поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознавать негативность ссор, конфликтов, уметь преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;

    ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; уметь выслушать и понять другого человека.

1.Организация беседы “Что значит дружить?” В ходе обсуждения ребята делают выводы о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, что дает человеку дружба и др. Таким образом, идет подготовительная работа к началу этико-психологического упражнения-игры “Мой тайный друг”.

2.Записать имена и фамилии каждого человека на отдельном листке, включая учителя. Свернуть листки так, чтобы их нельзя было прочитать.

3.Сложить записки с именами в ларец (открытую коробку) и пройти по помещению, чтобы каждый ребенок вытянул записку. Увидев на ней имя, ребенок не должен никому его говорить. Если кто-то вытянул свое имя, он должен снова свернуть листок, положить на место и тянуть еще раз.

4.Объяснить ребятам, что тот человек, чье имя они вытянули, становится отныне их “тайным другом”. Вожатый тянет из коробки последнюю записку.

5.Объяснить отряду, что в течение следующей недели все должны, не выдавая себя, проявлять как можно больше внимания к “тайным друзьям”, чтобы те почувствовали себя самыми нужными людьми на свете. Можно писать для них стихи, дарить небольшие подарки, угощать, делать все, чтобы друг почувствовал себя нужным и любимым.

6.Каждый день нужно делать хотя бы один приятный сюрприз своему другу. Объяснить ребятам, что чем больше они вложат себя, своей души в заботу о тайном друге, тем больше будет их радость, когда они увидят, как их внимание и забота приносят счастье другим.

7.Выработка правил участия в упражнении-игре.

Примерные правила участия в игре

    Обязательная активность каждого участника;

    Угадывать “Тайного друга” – запрещено;

    Оказывать знаки внимания не только своему “Тайному другу” и др;

8.Провести рефлексию участников в последний день упражнения-игры

Что такое подарок, для чего он нужен?

Новый год, именины, прописка,

Поступление в вуз. Рождество:

Подарить что-нибудь своим близким -

Здесь любое сойдет торжество.

А вообще - чтобы жизнь была яркой

И для женщин, и для мужчин,

Надо делать любимым подарки

Каждый день и без всяких причин

Подарок - это вещь (цветы, сувенир, книги и т. д.), которая является знаком внимания, оказанного вам. Подарки играют в жизни человека особую роль, потому что они призваны приносить человеку радость, улыбку, поднять настроение