(5 голосов : 4.8 из 5 )

В одной из лекций, прочитанных подросткам, Марк Твен сказал: Мафусаил жил 969 лет. Вы, дорогие мальчики и девочки, в следующие десять лет увидите больше, чем видел Мафусаил за всю свою жизнь.

Это было сказано до появления телевизора и глобальной компьютерной сети. Но уже были газеты и радио. Средства массовой информации если и не казались всесильными, то уже заслужили имя «четвертой власти». Сегодня эти слова и понятнее, и справедливее, чем в те дни, когда были произнесены. Тогда они казались больше остротой, очередной твеновской остротой. Сегодня это – оправдавшийся диагноз болезни, прогрессирующей и уже зашедшей дальше, чем предполагал самый смелый шутник 19-го столетия.

На человека сваливаются, проливаются, высыпаются огромные объемы информации, которые раздавливают, топят, погребают его под собою. Сохранить психическое здоровье и нервную уравновешенность становится делом чрезвычайной трудности.

Например, музыка. Это очень специфический вид концентрированной информации, при потреблении которой за малое время душа впитывает огромное количество неосознанных эмоций и растворенных в мелодии мыслей. В городах музыка вездесуща и почти однообразна. Она – в салонах магазинов, в маршрутных такси, в кафе и ресторанах.

Мало того, словно подчеркивая абсурд, как люди, на середине реки просящие стакан воды, на каждом шагу встречаются юноши и девушки со вставленными в уши наушниками. Через них из карманных плееров и мобильных телефонов, отрезая звуки окружающего мира, звучит «своя» музыка, напоминающая чаще всего гармонический шум с добавкой речитативного текста. Это клиническая ситуация, и то, что мы не кричим «караул», говорит о том, что мы тоже больны.

Свобода слова и информации. Везде газеты и книги, везде музыка, везде новости. Но именно при таком раскладе человеку и угрожает возможность не прочитать ничего дельного, не услышать ничего красивого, не узнать ничего истинного.

Человек умирает от голода, и эти простые слова ни для кого не являются секретом. Но человек умирает и от обжорства, а об этом извращении уже знает не каждый. Лесков в повести «Смех и горе» описывает случаи смерти крестьян на строительстве железной дороги от объедения. Кормили их на этой тяжелой работе хорошо, так, как они в своих семьях есть не привыкли. Вот народ и стал от неумения с пищей обращаться ноги вытягивать.

«С месяц тому назад сразу шесть вытянулись: два брата как друг против друга сидели, евши кашу, так оба и покатились. Вскрывал их фельдшер: в желудке каша, в пищеводе каша, в глотке каша и во рту каша; а остальные, которые переносят, жалуются: «Мы, бают, твоя милость, с сытости стали падать, работать не можем».

— Ну, и чем же вы им помогли? Любопытно знать.

— Велел их вполобеда отгонять от котла палками. Подрядчик этого не смел; но они сами из себя трех разгонщиков выбрали, и смертность уменьшилась» (глава шестидесятая).

То, что было в девятнадцатом веке с едой, теперь происходит с информацией. «Вскрой» современного человека, и точно найдешь его набитым «информационной кашей». Чужие мысли, не переваренные мнения, обрывки фраз, слухов, мелодий и впечатлений. Одним словом: «в желудке каша, в пищеводе каша, в глотке каша и во рту каша». И ничего серьезного, глубокого, выстраданного. Лишь только человек, переживший боль, имеющий опыт страданий, поражений, борьбы, способен отшелушить от себя все наносное, случайное и смотреть на мир умным и неторопливым взором. Воистину, поневоле согласишься с тяжелой мыслью о том, что если бы не страдания, остался бы человек дурак дураком и был бы вовсе бесполезен.

Но все это касается взрослых. А дети? Не ждать же нам, когда они поумнеют через беду? Да и несносно родительскому сердцу думать, что иначе как через боль дети его ума не наберутся. Тогда нужно постараться дать человеку ориентиры и критерии.

По сути это то, о чем писал Маяковский в своем «советском Добротолюбии» – «Что такое хорошо и что такое плохо». Там он дает устами папы маленькому человеку простейшие и твердые нравственные ориентиры. Нам предстоит подумать, как такие ориентиры дать в отношении мысленной пищи, то есть искусства и всякой иной информации.

Человеческий мир – это мир нравственных и эстетических оценок. Как стыдно человеку жевать из корыта месиво, приготовленное для скота, так же должно быть стыдно некритично и без разбору относиться к книгам, музыке, моде, новостям.

И тут на память приходит прозорливый совет некоторых Оптинских старцев относительно воспитания детей. Совет заключался в том, что надо ребенку привить хороший вкус к литературе, живописи и музыке. Иначе, дескать, скоро под именем искусства человеку такую гадость предложат, что он ею отравится, если внутрь примет.

Слова эти исполнились в точности. Под именем искусства человеку уже очень давно предлагают истинную отраву. И противоядие должно заключаться в попытке привития молодой душе хорошего вкуса, так чтобы его воротило и гнало прочь с отвращением от бесовской эстетики и плоских подделок под гениальность.

Наши помощники – музеи и театры, выставки и концерты, классика литературы и классика кинематографа. Это наши друзья. Поскольку и так люди будут смотреть и слушать, будут впитывать душой немереные гигабайты информации, нужно постараться выстроить внутри души человеческой защитные стены хорошего вкуса, сложенные из точно подобранных блоков и камней настоящих произведений литературы и искусства.

Самое время перейти к именам и произведениям. Но то дело вкуса воспитателей и учителей. Сокровищ накоплено столько, что всем овладеть не сможет самый титанический ум. Советы и рецепты, имена авторов и произведений могут и должны быть разными. Но принцип должен соблюстись: прививать вкус к хорошему и красивому через произведения, прошедшие испытание временем, доказавшие таким образом свою вневременную ценность. И так спасаться от объедения пошлостью.

Кстати, слышал однажды, что специалистов по отличению поддельных банкнот от настоящих в Штатах когда-то учили так. Им не совали под нос сотни разных подделок, но учили хорошо распознавать настоящую купюру: на хруст, на ощупь, на плотность бумаги, на просвечивание. Словом, на сотни разных характеристик. А уже потом давали подделки и просили определить, что не так. Примерно в том же ключе стоит поступать и нам: знакомить молодого человека с вечными образцами, чтобы затем он отличал пошлые подделки и уходил от них.

Мы не спасем ничьи уши и глаза, в том числе и свои собственные, от потоков информационного мусора. Но мы обязаны помочь человеку воспитать вкус, чтобы затем самостоятельно ограждаться от дешевой нечисти и с открытыми глазами отстаивать чистоту своего душевного дома. Это одна из наших задач, господа родители, педагоги, духовники и отцы нации. Не отворачивайтесь от этой задачи, пожалуйста.

— Здравствуйте. Христос Воскресе! Раба Божия Вера. Дело в том, что у меня три внучки было и две дочери, и я всё девчонок растила, а тут у меня внук родился, ему уже четыре года. У меня давно возник вопрос: что бы вы посоветовали, какие качества мужские вы считаете самыми главными, и что можно почитать в Священном Писании на тему воспитания мальчиков? Будьте добры.

— Святое Писание о воспитании мальчиков ничего не говорит. Какие качества нужны мужчине? Это вопрос естественного отбора, и он достаточно хорошо прояснён в истории любой большой цивилизации. От мужчины требуется: постоянство, терпение, немногословность, рассудительность, ответственность, верность и прочее. Для того, чтобы воспитать хорошего мужчину, вы можете читать, что об этом говорили древние греки, древние китайцы, древние римляне: всё, что языческий мир сказал о мужчине — это всё действует, работает и сохраняет свою актуальность. Христиане ничего специально о мужчинах не говорили. Христиане, распространяясь в пределах Римской империи, вполне спокойно и законно довольствовались учением о мужестве, которое досталось им от римского мира, от античного мира. Мужество, немногословность, — повторяю, — строгость, терпение жизненных невзгод, ответственность за жену, детей и порученное дело, постоянство, упражнение ума, сдержанность в желаниях. Вот есть такое понятие — «благородный муж» (vir bonus): благородный муж вечно учится, благородный муж терпит боль, благородный муж не плачет на людях, благородный муж отвечает за тех, кто под его рукой. Т.е. учение о воспитании мальчиков хранится не в сокровищницах Новозаветного Откровения, а оно выработано до этого, ещё во времена, предшествующие пришествию в мир Христа Спасителя. Вот так нужно на это смотреть, и отсюда «плясать». Мальчик должен быть силён, умён, терпелив, неболтлив, целомудрен, ответственен, храбр, трудолюбив. Вот это и воспитывайте.

— Христос Воскресе! Отец Андрей, здравствуйте, раб Божий Аркадий. У меня к вам решительный вопрос, надеюсь на решительный ответ. Я отец сына четырнадцати с половиной лет. Я считаю — умный, крепко развитый, только, к сожалению, у него сложился такой стереотип, что жить надо урывая, не вкладываясь. Вот просто, весь свой ресурс могучий, Богом данный — на махинации, манипуляции. Я, наверное, родитель неправильный: и крик был и стук был. А сейчас уже взрослый, и поэтому я не считаю, что должен ставить рамки, но я мыслю так, что всё-таки берега у бурной реки должны быть крепкие. Вот есть такое наше православное понятие: на добро ответь добром, на зло ответь добром. На эту же тему есть другое изречение: на добро — добром, на зло — по справедливости. Ваше мнение: справедливость или милосердие? Как быть?

— Ну вы не можете устраниться от сына, вы будете переживать о своём ребёнке, потому что ребёнок — это не пиджак и не ботинки, которые, кстати, тоже жалко. Шутки шутками — даже вещи жалко, но ребёнок — это не вещь, это дитё. Поэтому если дитё идёт не туда, то мы сдерживаем его; если оно вырывается и сдерживать невозможно, — мы не можем его сдержать, оно идёт туда, куда хочет, — то мы говорим ему, как в притче о блудном сыне: «Сынок, я жду тебя. Иди куда хочешь, но помни, что за тебя молятся и тебя любят, и ты пошёл не туда». Поэтому пока можете сдерживать — сдерживайте, а если уже сдержать нельзя, — он уже пошёл туда, куда вы видите, что нельзя идти, а уже нельзя сдержать, — то нужно вступить в роль этого доброго отца из притчи о блудном сыне: выглядывать на дорогу, ждать его возвращения и молиться о нём Богу постоянно, чтобы он до конца не погиб. Я понимаю, что это очень действующая на сознание человека парадигма такая, она впитывается людьми из воздуха: что ничего не делать и всё иметь; на махинациях, на шахер-махере получить сверхприбыли. Я понимаю вас прекрасно. Ну что же, мы не сможем сдержать их, мы будем говорить им, убеждать их, кричать на них, иногда даже брать их за шиворот и трясти их, но потом, на каком-то этапе мы уже не можем их трясти — они уже вышли из возраста трясения. Ты продолжаешь просить, молиться Богу, а он уходит в другую сторону, а ты продолжаешь просить, и потом он хлебает этой забортной воды, понимая, что вода эта вовсе не сладкая, а горькая: морская, забортная, солёная — и возвращается обратно, и слава Богу! «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Такая парадигма процессов зашита в историю человечества, к сожалению: нужно уйти, чтобы вернуться; пока не уйдёшь, не поймёшь, что ты потерял; пока не потеряешь, не поймёшь тоже, какова цена того, что ты не оценил вовремя. Поэтому желаю вашему сыну вразумиться как можно быстрее, с меньшими потерями. Вам желаю увидать своего сына, ходящего в истине, потому что нету больше радости для отца и матери, нежели видеть своих детей, ходящих в истине. Так говорит Иоанн Богослов.

У нас в гостях директор и духовник православного детского социального реабилитационного центра «Покров» при Покровском храме деревни Яковлево (викариатство новых территорий) протоиерей Виталий Ткачев. Сегодня мы поговорим о воспитании детей.

Все страхи – от маловерия

– Батюшка, что такое воспитание?

– Воспитание – очень сложная вещь, когда родители или люди, которые воспитывают, передают часть своей души, знаний, умений, навыков, часть своего мировоззрения тем детям, которые в этом нуждаются. В воспитании всегда принимают участие двое – тот, кто воспитывает, и тот, кто перенимает что-то от старших.

– У воспитания есть какие-то сроки, ограничения? Оно заканчивается?

– В какой-то момент человек может сам начать себя воспитывать, так что оно не заканчивается никогда.

– Есть ли какие-то сложности в зависимости от числа детей в семье – легче, когда один ребенок или когда их больше?

– Самое сложное, наверное, когда один или два ребенка. Здесь приходится родителям прилагать самые большие усилия, чтобы этот ребенок рос таким, каким его родители видят и что хотят в него вложить. Потому что когда детей больше, то старшие воспитывают младших, подают им пример.

– У многих людей существует некий страх, что много детей сложно воспитывать: это же какая ответственность! Пока еще нет педагогического опыта, страх ответственности за 3–4 детей все-таки заставляет размышлять на эту тему.

– Эти страхи появляются на самом деле от нашего малодушия, маловерия. Когда у меня было еще двое, трое детей, читал в нескольких источниках – более многодетные отцы и матери говорят, что полноценная жизнь начинается с пяти детей, тогда действительно семья уже является теми «семью я», которые объединены в одно. Я думал: «как такое может быть?» Но когда у меня уже стало пятеро детей, я понял – это действительно так, открылся какой-то новый пласт бытия, новые какие-то горизонты. Я понял, что Господь дает сил на каждого ребенка столько, сколько нужно. Так что этот страх основан на чувстве эгоизма, нежелания включиться в этот процесс, принести что-то свое в жертву этому.

– То есть, возможно, человек пока еще не готов, грубо говоря, перестать быть потребителем?

– Да. Скорее всего, он живет со своим «я» в центре мира, то есть все должно быть вокруг него; семья же требует самоотдачи, чтобы это «я» подвинулось, уступило место тем, кто рядом с тобой.

– То есть невозможно остаться потребителем и быть главой многодетной семьи?

– Это очень сложно. Бывает, человек идет путем самопожертвования в семье, что многих отталкивает. Или человек остается потребителем, самодостаточным, замкнутым на себе – и тогда семья начинает страдать: жена, дети недополучают того, что человек должен отдавать в семью.

У каждого своя задача

– Стоит сказать о роли отца и матери в семье. Кто за что отвечает?

– Если брать традиционную модель семьи, то отец, как в Библии сказано, благословлен Богом на добывание насущного хлеба, а мать хранительница очага. Отец должен обеспечить семью и дать пример того, что значит быть главой, нести на своих плечах весь груз ответственности за семью.

Мать должна создать такую атмосферу в доме, такой уют, комфорт (в первую очередь моральный), чтобы семья чувствовала себя защищенной, чтобы радость была в самом пребывании вокруг очага, хранит который мать.

– Если отец – добытчик, то мать находится одна с детьми? Всегда ли хватает сил одной весь день следить за большим количеством детей?

– Это зависит от того, как в семье поставлен вопрос об обязанностях детей. В многодетной семье невозможно, чтобы мама выполняла всю работу за детей и следила за ними – дети должны активно включаться в этот процесс. На примере моей семьи я вижу, что им это нравится, для них это лучшая игра – помогать маме, сделать что-то полезное для младших братьев и сестер.

Папа на работе, старшие дети, как правило, учатся уже, у нас старшие дошкольники, которым 5–6 лет, спокойно справляются с повседневными вопросами детей младших. Они вместе играют, друг за другом следят. У нас в семье поставлено так, что они не имеют права ссориться между собой, они понимают, что это плохо. И тогда у мамы руки развязаны. Если у нее есть еще младший ребенок, то они могут в какой-то степени помочь ей последить за ним.

– То есть это формирование самостоятельности детей?

– Да, да, да. Причем замечено, что взрослые, которые выросли в многодетных семьях, гораздо более самостоятельны, более приспособлены к жизни, чем взрослые из тех семей, где были один – два ребенка.

– Один из аргументов тех, кто страшится многодетных семей, – страх перед материальной недостаточностью: «Как можно воспитывать много детей, – у нас ведь денег не хватит, невозможно одному человеку заработать на большую семью?».

– А это зависит от того, какие потребности ставятся. Чтобы сейчас одеть и накормить даже большую семью, не так уж много и нужно. Одежда не настолько дорога, чтобы на нее работать день и ночь, продукты питания в основном ассортименте тоже не настолько дороги.

Вполне возможно, что здесь просто проблема запросов и некоторой внутренней боязни: вдруг в будущем что-то пойдет не так, как я хочу. Если человек религиозный, православный, то он понимает, что все находится в руках Божиих и Господь дает каждому столько, сколько ему действительно необходимо, чтобы и жить полноценно, и нести свой крест. Иначе всегда будут страхи за будущее (независимо от того, сколько детей, есть они или нет вообще), всегда эти страхи будут человека подавлять, заставлять принимать неправильные решения.

– То есть в нерелигиозной, неправославной многодетной семье воспитание становится практически невозможным?

– Нет. Но здесь гораздо больше зависит от личности родителей, насколько у них позитивный заряд на их жизнь, на семью.

Я бы сказал, что в православной семье многодетной гораздо легче воспитывать детей: есть четкие правила, четкие законы, по которым мы можем вести свою семью в определенном направлении. А в семье нерелигиозной, неправославной, невоцерковленной постоянные метания: как поступить, что сделать, как правильно. А методик много, и порой они противоречат друг другу; неизбежны ошибки.

Жена спасается чадородием…

– Женщины нередко говорят: «Ну все, пора мне наконец реализовать себя, я хочу вернуться к прежней работе», и начинаются размышления – куда пристроить детей, то ли отдать в детский сад, то ли с бабушкой и дедушкой, чтобы мама могла работать, причем порой не из-за финансовой необходимости, а просто для самореализации.

– В некоторых случая это бывает еще от обычной усталости. То есть когда женщина устает от своих же детей, не видит внутренней самоотдачи, которую должна мама получать от детей, не видит того положительного процесса, который происходит в ее душе, когда она воспитывает своих детей и общается с ними. Ведь апостол Павел не зря сказал, что жена спасается чадородием , то есть именно рождением детей, воспитанием. Это основная возможность спасения женщины, по мысли апостола Павла.

Таким мамам хочется посоветовать присмотреться к своим детям, к себе: возможно, в семье что-то не так, что-то упущено. Многие, к сожалению, идут этим путем – отдать ребенка чужим людям; пусть они будут опытные педагоги, воспитатели, но для детей это травма, своего рода кризис отношений с родителями, который в будущем даст очень негативные плоды. Если есть возможность, нужно постараться самим воспитывать своих детей, чтобы они были родными вам в полном смысле этого слова. Время летит быстро, дети быстро взрослеют, и как они будут относиться потом к нам, родителям, зависит в первую очередь от нас, как мы к ним относились в их детстве.

– Есть такой термин – социализация. Сейчас над ним молодые родители часто задумываются: как научить ребенка общаться с другими людьми? Первый вариант – отдать в детский сад. Отдают в детский сад, ребенок начинает болеть – и сразу задумываются, стоит ли водить его туда. Как социализировать ребенка?

– А тогда встречный вопрос: с какого возраста нужно социализировать? В нашей Православной Церкви ребенок до семи лет не ходит на Исповедь по той причине, что еще не созрел, не сформировался, не может нести ответственности за какие-то свои прегрешения. В моем понимании, эта проблема должна решаться внутри семьи, за счет того, что есть братья и сестры. А внешняя социализация начинается позже, когда ребенок идет в школу. Здесь никаких противоречий нет, все естественно будет проходить естественно, если в младенчестве у него нормально сформировалась личность, в нормальной семье, без стрессов.

Да, многим детям нравится ходить в детский сад, но в большинстве, если спросить ребенка, где ему лучше быть, с мамой дома или в детском саду, я думаю, большая часть детей ответит, что все-таки с мамой.

Греховность родителей бьет по детям

– Как быть, когда один из родителей пьет?

– Да, это действительно большая проблема. Греховность одного из родителей напрямую бьет по семье, по детям. Нужно бороться за этого человека, бороться ему самому с этой страстью. Здесь общих правил не может быть, у каждого выход свой, но для человека верующего выход очевиден – ему нужно тянуться, идти за Христом и выходить из этого состояния.

– Это для верующего, а если человек не воцерковлен?

– Если не воцерковлен, тут, опять же, ему нужно искать; я не специалист по таким душевным недугам, как пьянство или наркомания, но ему нужно искать точку опоры.

– Получается, второй родитель берет обязательства того, который их не выполняет, или все-таки он занимается только своим делом?

– Многие мамы, в том числе многодетные, с самоотвержением несут крест пьющего мужа – тяжело, но несут, молятся, и, по молитвам матерей и детей, многие отцы выходят из пагубной зависимости.

– А что в этот момент происходит с сознанием детей? Они все видят, и рано или поздно начинают осознавать, что происходит?

– Да, для них это травма, в первую очередь психологическая, с которой им потом жить.

– Всегда ли ребенок может с этим справиться без посторонней помощи? Всегда ли достаточно понимания ситуации самой матерью, чтобы она могла объяснить ребенку без агрессии, без злобы, без обиды, что происходит и указать, что это болезнь и с ней нужно бороться.

– Это зависит от поведения отца. Есть разные варианты, когда отец и сам страдает, понимая, что это действительно его болезнь, и ведет себя соответственно. В другом случае он идет вразнос, и тогда, как детям ни объясняй, они видят последствия этой болезни и страдают, страдает семья.

– А не переймут ли дети такую модель поведения?

– Как правило, нет. В моем опыте много случаев, когда дети с пьющим отцом очень отрицательно относятся к этому.

По закону и по совести

– Но бывают случаи еще сложнее, когда оба родителя ведут асоциальный образ жизни. Тогда, скажем так, по факту у детей уже нет родителей; как в этой ситуации быть?

– В этой ситуации ребенок попадает в другие руки. Если болезнь прогрессирует, она ведет к тому, что ребенок выпадает из семьи. Хорошо, если есть родственники, которые могут ребенка взять к себе, бабушки и дедушки. А то приходится ребенку идти в детский дом или приют.

– Достаточно ли у органов опеки законных оснований, чтобы защитить ребенка от таких родителей?

– Я не специалист в законах, но мой опыт работы в комиссии по делам несовершеннолетних показывает: все зависит от людей, которые этим занимаются. У нас в районе была комиссия, где было 18–20 человек участников, в том числе и я, и мы занимались очень плотно такими семьями, очень внимательно следили за обстановкой в этих семьях и неформально подходили. Были случаи, когда детей забирали из семьи. Но это только в самых уже крайних случаях, когда действительно есть опасность для здоровья и жизни самого ребенка. Каких-то препятствий в законодательстве нет.

– То есть введение нового закона, я имею в виду ювенальную юстицию, в корне ситуацию не изменит?

– Проблема, на мой взгляд, в другом – что этим законом могут воспользоваться недобросовестные сотрудники, которые захотят что-то сделать в свою пользу, из корысти.

«Батюшка, мой сын совсем от рук от-бился. С женой разошелся, пьет...» «Батюшка, помолитесь о моём сыне. Грубый стал, дерзкий. Никого не слушает. Работу бросил...» «Ой, батюшка. Что с моей дочкой де-лается? Стыдно сказать...» По словам протоиерея Андрея Ткачева, «подобные жалобы и просьбы священ-ники выслушивают чаще, чем рядовой гражданин — прогноз погоды. Но, как говорит отец Андрей, - отмали-вать 25-летнего неправильно живущего че-ловека — это отмывать грязь, копившуюся 25 лет. Труд — менее легкий, чем «из болота тащить бегемота». Церковь не действует магически: отчи-тали — всё прошло; в храме был — и всё в порядке. Детей нужно воспитывать». Как воспитывать? Об этом и размышляет священник, беседуя с родителями о христианском воспитании детей. Эти беседы составили книгу, которая вышла в свет в издательстве «Послушник» и называется - «В общении с родителями». ***

1. Итак, в этой книге известного православного публициста и миссионера протоиерея Андрея Ткачева вниманию читателей предлагается 23 беседы, посвященных проблеме воспитания детей. Красной нитью этих бесед стал призыв к родителям: заниматься собой и детьми. Собой для того, чтобы показывать детям положительный пример собственной жизни. А детьми, потому что, иначе они окажутся под воздействием разрушительной идеологии и пополнят число потерянных. Чтобы этого не случилось, пастырь предлагает советы по воспитанию подрастающего поколения на основе христианских ценностей.

2. Неоднократно автор напоминает о том, что мы живем в эпоху, когда «на человека сваливаются, проливаются, высыпаются огромные объемы информации, которые раздавливают, топят, погребают его под собой». «Это время, - говорит отец Андрей, - справедливо называют информационным». Но, «информации много, причем во всех областях, и доступ к ней открыт», а «уровень образования неизменно падает». Почему? Ведь «казалось бы, мы должны становиться умнее, наши познания должны быть шире. Вместо этого люди пишут с такими ошиб-ками, словно никогда не ходили в школу. Сплошь и рядом люди так некрасиво говорят, так коряво излагают свои мысли, что стано-вится ясно: они не читают книг, не любят и не умеют думать. Их толком ничему не на-учили. Если они свечи, то их никто не зажег».

3. «В этих условиях, - как утверждает отец Андрей, - самое время отнестись к образованию, преподаванию, школьному обучению как к христианскому подвигу. Кто-то из архиереев Сербской Церкви, обладатель светлого ума и золотых уст, говорил, что все три слова — образование, просве-щение, воспитание — имеют христианский смысл и христианское происхождение. Образование — это не напичкивание знаниями головы, но просветление в че-ловеке помрачившегося образа Божия. Человека можно сравнить с потемневшей иконой, а образование — с очищением и реставрацией потемневшего лика. Слово «воспитание» происходит от слова «питать», т. е. «кормить», и, говоря о воспи-тании, нельзя умалчивать ни о Хлебе, сошед- шем с небес (Ин. 6:41, см. также Ин. 6:31-33), ни о чистом словесном молоке, необходимом для возрастания во спасение (см. 1 Петр. 2:2).

4. Ну а «просвещение», - отмечает автор, - рождено словом «свет», одним из главных слов Нового За-вета. Если мы не дадим себя запутать в по-нятиях, то Светом будем именовать Господа Иисуса Христа. Он Сам Себя так называл: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8:12). И апостол Иоанн так о Нём свидетельствует: В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1:4). У слова «свет» есть, конечно, и другие смыслы, от бытовых до научных. Но нужно поостеречься называть просвещением то горделивое и самодовольное поглощение знаний, которое свойственно мировоззре-нию, лишенному веры. Есть некие виды земной мудрости, ко-торыми человек может кичиться, но к кото-рым смело можно применить слово Еван-гелия: Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мер. 6:23). И прп. Иустин Попович говорил, что человек, вооруженный знаниями, но лишенный состра-дания и нежности, есть законченный демон».

5. Вот таким, по мнению отца Андрея, должны быть образование, просве-щение, воспитание. И об этом должны заботиться совместно и родители, и педагоги, и священники. «В борьбе, - говорит он, - за мозги и души учащихся, за невинность детских снов и светлость юных порывов всё тоже будет зависеть далеко не от одного Министерства образования. Хо-роший преподаватель (мы говорим о них: «учитель от Бога») будет зажигать учеников своим неравнодушием и глубоким знанием предмета. Хороший родитель будет заново читать вместе с ребенком учебник истории за пятый класс и физики за седьмой. Хоро-ший родитель будет стараться избежать двух крайностей, а именно: не будет спускать с чада шкуру за плохие отметки, но и не будет пускать учебу ребенка на полный самотек». А вместе они, родитель и учитель, глядишь, и священника в школу позовут. И на них, как говорит отец Андрей, вся надежда. Родитель, учитель и священник должны помочь подрастающему поколению, должны защитить неокрепшие детские умы, чтоб они не скисли и не заплесневели.

6. К слову сказать, размышляя о христианском воспитании, автор отмечает: «… насыщение ума христианскими знания-ми автоматически человека лучше не дела-ет. Необходимо воздействие на все стороны личности. Нужна благоразумная строгость, трудовое воспитание, закалка воли, добрые примеры и еще многое другое. Послушание родителям, уважение к старшим, благодар-ность, трудолюбие, скромность, терпение, щедрость и т. д. не являются сугубо христи-анскими добродетелями. Эти и другие до-брые качества культивировались в разных традициях. Ту сумму добродетелей, которую можно найти во «всемирной копилке нравственности», вернее, ту ее часть, ко-торая не противоречит Евангелию, нужно прививать детям до устного наставления в вере ». Этот процесс отец Андрей условно называет «до-христианским воспитанием». Говорить на эту тему его вдохновляет апостол Павел, который отмечает, что не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15:46). Да и согласно богословам нашим, составлявшим катехизисы, - ««естественное» Откровение предшествует «сверхъесте-ственному»». То есть, объясняет автор, прежде чем раскрыть Святую Книгу, нужно всмотреться в окружающий мир. За фасадом его гармоничной слож-ности нужно вначале почувствовать руку Великого Художника. Тогда семя Писаний ляжет на вспаханную почву».

7. А еще отец Андрей напоминает, что детей надо постоянно благословлять. «Каждый из нас, - говорит он, - в семье — священник. Священник — это чело-век, который совершает таинства, но, кроме этого, учит Закону и удерживает от греха. И мать, и отец в семье — это священники. Они могут благословлять, наставлять, учить, проповедовать. В этом смысле им дано очень много для того, чтобы человек был сдержан словами родивших его». Поэтому в одной из бесед отец Андрей и обращается к родителям и говорит о том, «что слова отца и слова матери должны быть очень полно-весными. Они должны иметь тот вес, о кото-ром мы читаем в Библии, когда повествуется о том, как люди в древности благословляли или проклинали кого бы то ни было». Далее батюшка вспоминает священную историю, где говорится о ветхозаветных Патриархах. Например, о том, как Ной, который благословил Сима и Иафета, но проклял Хама. Как Иаков хитростью приобрел благословение отца Исаака, которое полагалось его старшему сыну - Исаву. Или как сам Иаков, уже будучи старым, своим благословением поставил младшего сына Иосифа выше старшего. И как отец благословлял, так и было, обратно он ничего вернуть уже не мог.

8. «И не думайте, - говорит отец Андрей, - что только Иаков такой был, или Исаак, или Авраам, или Моисей. Это у всех так. Вот скажешь человеку: «Да ты дурак никчемный!» Так он «дураком ник-чемным» и будет всю жизнь. И наоборот, скажешь: «Сынок, Господь да благословит тебя! Господь да вразумит тебя! Господь да сохранит тебя!» И сохранит Господь, и вра-зумит Господь, и покроет Господь. Поэтому отцы и матери не имеют пра-ва ругать своих детей нехорошими словами, не должны проклинать их, а должны благословлять их. И это благословение имеет великую силу! Дай Бог, чтобы мы это поняли, почувствовали. Дай Бог, что-бы наши дети были благословенны нами, а через нас Богом. Потому что в этом всё их счастье».

*** Общаясь с родителями, протоиерей Андрей Ткачев не устает повторять им: «Пока мы боремся... за независимость, за приба-вочную стоимость, за европейские ценности... мы те-ряем. Теряем детей. Уже выросло целое поколение потерянных детей, чьи родители в 90-х переквалифи-цировались из учителей в продавцов, уехали на за-работки, спились, развелись... Теперь потерянные некогда дети сами стали родителями. Второе поколение «потерянных», эти «потерянные в квадрате» сподобились жить во времена радикальных перемен. Ой, не к лучшему. Боюсь, что третье поколение будет похоже на воплощение одного из голливудских фильмов ужа-са, а четвертое просто не родится. Пора заниматься собою и детьми. Собою потому что яблоко от яблони далеко не катится. А детьми, потому что их, брошен-ных, подберут злые дяди с разрушительной идеологией и... Давайте думать о том, как этого избежать, и мо-литься, чтобы это не случилось. Давайте молиться и думать ». Этими словами отца Андрея мы и завершаем сегодняшнюю программу.