Азбука представляет собой набор из пар карточек, которые соединяются между собой как пазлы: на одной карточке изображена буква, а на второй - картинка-ассоциация.
Автор этого проекта Юлия Тараканова - педагог, психолог, специалист по эйдетике, или развитию образной памяти у детей. На протяжении 16 лет она успешно обучает малышей буквам, используя метод, основанный на формировании в памяти ярких образов.
Как "работает" азбука?
Секрет азбуки в том, что она задействует ассоциативную память ребенка. Картинка-ассоциация, подобранная к букве, по своей форме очень похожа на саму букву. Так что в процессе игры с карточками в памяти ребенка формируется устойчивая ассоциация "картинка - форма буквы - название буквы", которые обязательно всплывут в памяти малыша в нужный момент.
Фишки проекта
Вместе с карточками в наборе идет подробная инструкция для родителей, как правильно учить с малышом алфавит.
Многие ассоциации и то, как их вывести из буквы, автору подсказали ее маленькие ученики. Так что они точно будут близки и вашему ребенку.
Пока художник Маша Сергеева рисовала иллюстрации к азбуке, ее 2-летний сын по эскизам выучил весь алфавит.
Идея создания ассоциативной азбуки возникла у меня в 1997 году, когда в "Московской Школе Эйдетики" я изучала приемы запоминания, основанные на умении создавать в памяти яркие образы. Свою двухлетнюю дочь я обучала буквам именно таким способом - используя ее собственные ассоциации. На ее глазах я дорисовывала букву до ассоциации. Например, букву "В" я "превращала" в велосипед, на котором едет любимый брат Вовка, а из буквы "З" у нас получался зайчик. Это было так эффективно для запоминания, что я начала постоянно применять "оживающие" буквы в своей педагогической практике, и продолжаю использовать ассоциативную азбуку для обучения детей уже на протяжении 16 лет.
В этом наборе собраны самые распространенные детские ассоциации из тех, которые мы рисовали с малышами. Я надеюсь, что и вашего малыша очаруют "живые" буквы, и он с легкостью и удовольствием их выучит.
Для кого эта азбука
Я всегда превосходно училась: школу закончила с золотой медалью и Саратовский университет (физический факультет) с отличием. Начала карьеру инженера-ученого, занимаясь жидко-кристаллическими индикаторами. Но после перестройки, когда электронная промышленность в стране была разрушена, пришла работать в школу. Очень быстро поняла, что типичный для советской школы способ преподавания меня не устраивает. Искала нетрадиционные, более эффективные методы преподавания. Таким образом в 1997 году попала на инструкторский тренинг в Московскую школу эйдетики. Была потрясена возможностями ассоциативно-образной памяти человека. И сожалела о том, что не была знакома с мнемотехническими и эйдетическими приемами в то время, когда сама училась в школе и университете. Это могло бы существенно облегчить мою участь школьника и студента.:-) Я вспоминала, как непросто было заучивать тексты, стихотворения, формулы (особенно, когда преподаватель требовал предъявления формул без выводов).
В том же 1997 году начала преподавать курс эйдетики в языковом центре при Саратовском университете. Разработала курс для взрослых, изучающих второй язык. Позже там же преподавала курс "Эффективная память и скорочтение".
В 2005 году окончила Институт интегративной семейной психологии в Москве.
В 2006 году приехала работать в Москву. Сначала преподавала в частной школе "Филипповская школа" и детском центре "Ого-город" как инструктор по развитию памяти, преподаватель математики, семейный психолог. В Филипповской школе познакомилась с Монтессори-педагогикой и философией. Была очарована процессом и результатами обучения детей по этой системе. Поэтому, когда в 2008 году открыла свой детский клуб на Речном вокзале "Семейкин клуб", за основу обучения детей взяла именно Монтессори-систему. При этом активно применяла свои знания и умения в области психологии памяти и внимания (эйдетика и мнемотехника) и опыт семейного психотерапевта.
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "Живая азбука" или "Живая Буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква Ж превращается - в жука, буква М - качели и т.д.
Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается живой АЛФАВИТ.
ВНИМАНИЕ!!!
На нашем сайте объявляется конкурс проектов, выполненных учащимися первых классов по теме "Живая азбука"
Уважаемые учителя начальных классов и родители первоклассников! Приглашаем Вас к участию.
Всем участникам высылаем грамоты, а победителям и призёрам дипломы I, II и III степени.
Свои работы присылайте администратору сайта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Проект Живая Азбука 1 класс
Маленькая ящерица
Быстро от вас спрячется
Средь травы найдет лазейку
Промелькнет пронырой-змейкой
А от страха ой-ё-ёй
Потеряет хвостик свой
Проект "Живая Буква"
Дети нашего класса приняли участие в проекте "Живая Буква". Они инсценировали стихотворения известных поэтов современности. Выполнили костюмы в форме букв русского алфавита. Первоклассникам очень понравился наш праздник.
Хочу отметить, что проект - это не только рисунки, но и театрализованные представления.
Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается
Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная
Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука.
Проект "Живая буква" Иванова Миши, 1 А класс, город Москва
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем
На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Посмотри на колесо
А увидишь букву О
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки
Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′
Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл
На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я.
Проект "Живая Буква", 1 класс, город Нижний Новгород
Оживить букву можно в проекте "Живая буква" инсценируя стихотворение Бориса Заходера "Буква Я". Костюмы для букв можно сделать своими руками и у вас получится проект "Костюм для буквы"
Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
- Неизвестно.
- Интересно?
- Интересно! -
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!
Я, -
Сказала буква Я, -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! -
Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Недоразумение!
Недоразумение -
Не более не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
- Срам! -
Сердито С сказало.
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! -
Проворчало П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! -
Закричали Гласные. -
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква Я
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -
Я
Затопало ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
...Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Написать она сумела
Только
«...яяяяя!»
Как зальется буква X:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот...
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!
Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!
Буква Я
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
Буквы и пазлы
Азбука - это набор из пар карточек, которые соединяются между собой как пазлы: на одной карточке изображена буква, а на второй - симпатичная картинка-ассоциация. Вас ждет 33 пары красивых карточек.
Буква « А » - как клюв у аиста. « Б » - как толстый бегемотик. « Д » - ну очень похожа на дом.
Правда, очень весело? А еще - полезно и эффективно. Ведь такой подход задействует ассоциативную память ребенка.
Картинка-ассоциация, подобранная к букве, по своей форме очень похожа на саму букву. Так что в процессе игры с карточками в памяти ребенка формируется ассоциация «картинка - форма буквы - название буквы», которые обязательно всплывут в памяти малыша в нужный момент.
К тому же, азбука интерактивная, с пазлами. А все знают, как дети их обожают. Вариант с пазлами хорош тем, что дает возможность ребенку самостоятельно подбирать картинки-ассоциации к букве, называть ее и проверять себя же. То есть соблюдается принцип активной познавательной деятельности.
Как родились живые буквы
Автор « Азбуки » Юлия Тараканова - педагог, психолог, специалист по эйдетике (методике развития образной и ассоциативной памяти через специальные упражнения). Она более 18 лет успешно обучает малышей буквам, используя ассоциативный метод.
А все началось с так:
Идея рисунков-ассоциаций для запоминания пришла мне в голову, когда я была десятилетней девочкой и лежала в больнице. Я помогала няне присматривать за малышами. У одной двухлетней девочки была нарисованная папой азбука с картинками. Малышка с огромным удовольствием ее всем показывала и называла буквы. Я поступила так же со своей младшей сестренкой Машей, применив еще и свои идеи с письмами от белочки, которые подкладывала в почтовый ящик. Идея настоящей ассоциативной азбуки возникла у меня значительно позднее, в 1997 году, когда в «Московской Школе Эйдетики» я изучала приемы запоминания, основанные на умении создавать в памяти яркие образы.
При создании « Азбуки » Юлия Тараканова использовала только те ассоциации, которые ей подсказали маленькие ученики, поэтому они будут близки и вашему ребенку.
После обучения в школе эйдетики я попробовала с полуторагодовалой дочерью методы ассоциаций на практике. Очень удивилась, что малыши и в этом возрасте способны создавать собственные ассоциации. Например, к букве « В » дочка придумала сама, что это старший брат Вовка едет на велосипеде. Моя племянница Соня в возрасте двух лет букву « Л » превратила в горку, с которой скатывалась ее бабушка Лера. Много идей подарили мне двухлетки из Саратовского детского клуба « Словечко » . Я просила их придумать, на что или на кого похожи буквы. Так копились детские ассоциации.
Веселые уроки
« » получилась яркой и красивой, с симпатичными картинками. Все пазлы спрятаны в небольшую удобную коробочку (12×17 см), которую можно брать с собой, например, чтобы поиграть с ребенком в дороге.
Очертания букв на картинках выпуклые, они специально покрыты лаком для тактильного знакомства. Причем как сами буквы, так и элементы ассоциаций, которые повторяют их форму.
У каждого пазла есть свой уникальный « замочек » . Если ребенок подберет неправильную ассоциацию к букве, то пазл попросту не сложится.
Вместе с карточками в наборе идет подробная инструкция для родителей, как правильно учить с малышом алфавит.
Вот несколько коротких советов:
Для более эффективного запоминания знакомьте ребенка не более чем с семью буквами за один раз.
Произносите только звук, которые обозначает буква, а не название буквы.
Просите малыша обвести буквы пальчиком.
Показывайте ребенку слово под картинкой. Обращайте его внимание на первую букву слова.
Поиграем?
«Живые буквы» сами по себе интерактивные и игровые, но кроме этого автор предлагает занятия с пазлами, которые помогут сделать обучение эффективнее.
- Разложите перед малышом вразброс карточки со знакомыми буквами. Показывайте и называйте буквы по одной и просите найти то, на что они похожи. После того, как ребенок найдет пару, попросите его соединить половинки пазлов.
- Игра наоборот. Показывайте ребенку по одной карточке с ассоциациями и говорите, что на ней нарисовано. Попросите малыша найти и назвать букву, на которую похожа картинка. Соедините пазл.
- Когда малыш выучит алфавит, разложите перед ним все карточки рубашками вверх. Переворачивайте любую карточку (букву или картинку-образ) и просите ребенка подобрать к ней пару. При этом малыш обязательно должен назвать букву, которую ищет.
Во время обучения используйте игрушки и предметы, которые иллюстрируют ассоциации, изображенные на карточках. Это поможет быстрее запомнить буквы.
Если малыш предлагает свои ассоциации к буквам, используйте их во время занятий. Создавайте собственные образы букв, рисуйте их или лепите.
Для игры можно использовать и обратную сторону пазлов, на которой изображены картинки-ассоциации. Во время изучения той или иной буквы предлагайте ребенку искать ассоциацию на рубашке пазла.
Дома, во время прогулок и поездок обращайте внимание ребенка на буквы вокруг себя. Только тогда, когда малыш будет узнавать буквы везде, вы можете быть уверены, что он освоил алфавит.
Проверено!
Изучение алфавита с помощью ассоциаций очень эффективно . Мы проверили. Пока художник книги Маша Сергеева рисовала иллюстрации к азбуке, ее 2-летний сын по эскизам выучил весь алфавит.
Юлия Тараканова сейчас живет в Америке и использует ассоциативный метод и в обучении детей-билингвов.
В Америке мне приходится обучать двуязычных малышей русской азбуке. Дана, которая говорит уже на трех языках, к трехлетнему возрасту не была знакома с русскими буквами. Она приезжает ко мне на занятия два или три раза в неделю. И между другими важными делами мы играем в буквы. Достаточно было двух недель, чтобы она запомнила русские буквы.
С помощью метода ассоциаций Юлия Тараканова учит с детьми не только русские буквы, но английский алфавит и цифры, состав числа до десяти и таблицу умножения.
Мы уверены, что «живые» буквы обязательно очаруют вашего малыша, и он с легкостью и удовольствием выучит алфавит. Желаем радостного путешествия в страну знаний!
По материалам книги «Азбука. Живые буквы» .
Обложка поста hockey-daddy.livejournal.com
P.S.: Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем 10 самых лучших материалов из блога МИФ. Не без подарков
Здравствуйте, друзья! Я уже как-то писала , которые только учатся читать. Сегодня хочу рассказать еще об одной новинке издательства «МИФ. Детство» — это развивающие карточки для изучения букв. Т.е. это азбука в виде парных карточек, которые соединяются между собой, как пазлы. На левой карточке изображена буква, а на правой – картинка. Причем картинки подобраны не просто по первой букве в слове, как в обычных азбуках и букварях. Картинки по своей форме напоминают саму букву, т.е. главный секрет азбуки в том, что она задействует ассоциативную память ребенка.
Развивающие карточки «Азбука. Живые буквы»
Автор азбуки Юлия Тараканова – педагог и специалист по эйдетике, на протяжении 16 лет успешно обучала детей, используя методы, основанные на ассоциативной памяти. Т.е. у ребенка при занятии по азбуке формируется устойчивая связь: картинка (образ) – форма буквы – название буквы. И когда малышу нужно вспомнить букву он сначала вспоминает образ (картинку), а потом уже букву.
Мы уже опробовали карточки с Вероникой. И действительно, если дочь забывает, что это за буква, я ее спрашиваю, на что она похожа? И Вероника тут же вспоминает картинку!
Как играть с Азбукой?
К Азбуке прилагается подробная инструкция с описанием порядка обучения ребенка буквам.
На первом этапе ребенку показывается семь парных карточек. Мама озвучивает букву (произносить следует только звук), а затем картинку – ассоциацию. Саму букву обводим пальчиком, специально для тактильного знакомства с буквой она покрыта лаком. Также для начала интуитивного чтения следует обращать внимание ребенка на первую букву слова под картинкой.
Второй этап – проверка усвоения
Когда вы познакомите малыша с семью буквами и образами к ним, переходите к этапу узнавания. Для этого разложите перед ребенком уже изученные буквы. Берите по одной и называйте букву, попросите малыша найти картинку, на которую похожа эта буква. Когда ребенок найдет картинку, попробуйте соединить пазл.
Потом играем наоборот, показывайте карточку с картинкой и просите найти и назвать букву к ней.
Только после того, как малыш хорошо усвоит первые семь букв, переходите к изучению следующей семерки.
И третий этап – обобщающий
Когда все буквы будут выучены, разложите на столе все карточки, и с буквами и с картинками. Переворачивайте любую, и пусть малыш назовет то, что изображено на карточке и найдет к ней пару.
Как я уже писала ранее, Веронике теперь легче вспомнить, что это за буква благодаря картинкам – ассоциациям. Если малыш говорит, что буква похожа на что-то другое, а не на картинку предложенную автором, ничего страшного – это его ассоциация и ее он лучше запомнит. В этом случае можно зарисовать или слепить из пластилина, предложенную ребенком ассоциацию.
Азбука нам очень понравилась, единственное, что я бы хотела изменить, так это коробку к ней. Коробка сделана по размерам собранных попарно карточек. И если вы поиграли, а карточки не все собраны, то придется их все карточки сложить парно, чтобы разместить их в коробке. Иначе они просто в нее не войдут. Коробка легко открывается, что важно для маленьких детей. Ведь они очень часто рвут коробки из-за того, что не могут их открыть.
Сами карточки сделаны из тонкого картона, для ребенка старше четырех лет, думаю это приемлемо. А вот малыши, скорее всего такие карточки помнут.
Купить «Азбуку» можно в интернет-магазине «Лабиринт» .
А вы, по каким пособиям учите с детьми буквы?
Азбука живые буквы отзывы
Хочу
рассказать вам о замечательном пособии по изучению букв, с
помощью которого вы наконец-то выучили все буквы!
В компактной коробочке "живут" 66 карточек (33
пары) и инструкция для родителей по работе с
ними.
Карточки соединяются между собой, как пазлы, причем замочки у
каждой буквы разные, одинаковых нет! На одной карточке
нарисована буква, на другой картинка - ассоциация.
Буквы лаковые
и их можно обводить пальчиком для тактильного восприятия, это
советует делать автор.
Гласные буквы красного цвета, согласные - синего. Картинка
начинается на изучаемую букву, т.е. А - аист, Т - тигр, К -
коза, (ну кроме конечно букв ы,ь,ъ) для моей дочки это
важно, т.к. она всегда обращает внимание на первую букву "Меня
зовут Арина, это значит на А, мама - это значит на М"
Впрочем, автор этой ассоциативной азбуки педагог с большим
стажем и все эти моменты учтены)
Кстати, мама
и папа тут замечательные, да и вообще все
рисунки нарисованы с душой, нам очень понравились)
Теперь пару слов о наших занятиях. Дочь 5 лет до начала занятий знала многие буквы, но с удовольствием стала заниматься с карточками. Сначала мы решили их просто все рассмотреть ("Мне не терпится всё увидеть" сказала моя дочка) В картинках-ассоциациях она легко узнавала уже знакомые буквы, безошибочно находила карточки с буквами и соединяла пазлы. Тут же мы стали учить новые буквы, которые никак не запоминались. Спустя неделю мы выучили с помощью карточек ещё несколько букв. Сейчас прошло уже 3 месяца с момента начала занятий, буквы выучили все! Активно составляем слоги и пытаемся читать, но это уже другая история! Я не ставила цели выучить ВСЕ буквы за какой-то определённый срок, мы могли изучать 5 букв в день, а могли и одну, всё зависело от настроения ребёнка, от погоды и т.д.
В каком возрасте можно заниматься? Да хоть с годика!
Единственный недостаток - картон не очень плотный, поэтому если
заниматься с совсем малышами карточки могут быстро помяться.
- Ю.Тараканова. Азбука. Живые буквы
Хочу рассказать вам о замечательном пособии по изучению букв, с помощью которого вы наконец-то выучили все буквы! В компактной коробочке "живут" 66 карточек (33 пары) и инструкция для родителей по работе с ними. Карточки соединяются...
- Ю.Тараканова. Азбука. Живые буквы
Получили мы чудесную новинку от МИФ - пособие по изучению букв! В компактной коробочке мы нашли 66 карточек (33 пары) и инструкцию для родителей по работе с ними. Карточки соединяются между собой, как пазлы, причем...
- Азбука. Живые буквы
Азбука. Живые буквы Скажу сразу,у меня никогда не было цели научить ребенка рано читать. С дочкой мы читали стишки про буквы, различные алфавиты, она конечно знала все буквы, но читать начала только на последнем году...