С 19 века и вплоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к "серьезному" искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля. Он тщательно знакомился с новым материалом, разрабатывал и обобщал накопленный опыт. С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры. Творчество Иоганна Баха оказало сильнейшее воздействие на его последователей: Брамса, Бетховена, Вагнера, Глинки, Танеева, Онеггера, Шостаковича и многих других великих композиторов.

Творческое наследие Баха

Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

  • Органная музыка.
  • Вокально-инструментальная.
  • Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других).
  • Музыка для инструментальных ансамблей.

Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

Иоганн Себастьян Бах. Биография и творчество

Родился будущий композитор в 1685 году в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Для всего рода это была традиционная профессия. Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик имел отличный голос и пел в хоре. В 9 лет он оказался круглой сиротой. После смерти родителей его воспитывал Иоганн Кристоф (старший брат). В 15 лет паренек окончил Ордруфский лицей с отличием и переехал в Люнебург, где начинал петь в хоре "избранных". К 17 годам он обучился игре на разных инструментах: альте, клавесине, органе, скрипке. С 1703 года живет в разных городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене. Жизнь и творчество Баха в этот период были полны определенных сложностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от тех или иных работодателей. Служил он музыкантом (как органист или скрипач). Условия труда его также постоянно не устраивали. В это время появляются его первые композиции для клавира и органа, а также духовные кантаты.

Веймарский период

С 1708 года Бах приступает к службе в качестве придворного органиста к веймарскому герцогу. Параллельно работает в капелле камерным музыкантом. Жизнь и творчество Баха в этот период весьма плодотворны. Это годы первой композиторской зрелости. Появились самые лучшие органные произведения. Это:

  • Прелюдия и фуга c-moll, a-moll.
  • Токката C-dur.
  • Пассакалия c-moll.
  • Токката и фуга d-moll.
  • "Органная книжечка".

Одновременно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в кантатном жанре, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты.

Кетенский период

С 1717 года музыкант обосновался в Кетене. Здесь он занимает высокопоставленную должность руководителя камерной музыки. Он, по сути, является управляющим всей музыкальной жизни при дворе. Но его не устраивает слишком маленький городок. Бах стремится переехать в более крупный и перспективный город, чтобы дать своим детям возможность поступить в университет и получить хорошее образование. В Кетене не было качественного органа, отсутствовала также и хоровая капелла. Поэтому здесь развивается клавирное творчество Баха. Композитор также уделяет много внимания ансамблевой музыке. Произведения, написанные в Кетене:

  • 1 том "ХТК".
  • Английские сюиты.
  • Сонаты для скрипки соло.
  • "Бранденбургские концерты" (шесть штук).

Лейпцигский период и последние годы жизни

С 1723 года маэстро живет в Лейпциге, где руководит хором (занимает должность кантора) в школе при церкви святого Фомы в Томасшуле. Принимает активное участие в общественном кружке любителей музыки. "Коллегия" города постоянно устраивала концерты светской музыки. Какими шедеврами на тот момент пополнилось творчество Баха? Кратко стоит указать основные произведения лейпцигского периода, которые по праву можно считать лучшими. Это:

  • "Страсти по Иоанну".
  • Месса h-moll.
  • "Страсти по Матфею".
  • Около 300 кантат.
  • "Рождественская оратория".

В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных сочинениях. Пишет:

  • 2 том "ХТК".
  • Итальянский концерт.
  • Партиты.
  • "Искусство фуги".
  • Арию с различными вариациями.
  • Органную мессу.
  • "Музыкальное приношение".

После неудачной операции Бах ослеп, но не прекращал сочинять музыку вплоть до самой смерти.

Характеристика стиля

Стиль творчества Баха формировался на основе различных музыкальных школ и жанров. Иоганн Себастьян органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того чтобы понять музыкальный язык итальянских и он переписывал их сочинения. Его творения были насыщены текстами, ритмами и формами французской и итальянской музыки, северо-немецким контрапунктическим стилем, а также лютеранской литургией. Синтез разнообразных стилей и жанров гармонично сочетался с глубокой пронзительностью переживаний человека. Его музыкальная мысль выделялась особой уникальностью, универсальностью и некой космичностью. Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря мастерству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.

Основные жанры

Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это:

  • Кантаты и оратории.
  • Пассионы и мессы.
  • Прелюдии и фуги.
  • Хоральные обработки.
  • Танцевальные сюиты и концерты.

Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров. Ярчайшим примером является "Хроматическая фантазия ре-минор". Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций. Несложно заметить, что творчество Баха "обошло стороной" оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени. Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха

Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения. Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:

  • О моральном долге человека.
  • О его роли в этом мире и назначении.
  • О жизни и смерти.

Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал. Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие. Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.

Символика произведений Баха

В эпоху барокко появилась музыкальная символика. Именно через нее раскрывается сложный и удивительный мир композитора. Музыка Баха воспринималась современниками как прозрачная и понятная речь. Это происходило за счет наличия в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные эмоции и идеи. Такие звуковые формулы носят название музыкально-риторических фигур. Одни передавали аффект, другие подражали интонациям человеческой речи, третьи носили изобразительный характер. Вот некоторые из них:

  • anabasis - восхождение;
  • circulatio - вращение;
  • catabasis - нисхождение;
  • exclamatio - восклицание, восходящая секста;
  • fuga - бег;
  • passus duriusculus - хроматический ход, применяемый для выражения страдания или скорби;
  • suspiratio - вздох;
  • tirata - стрела.

Постепенно музыкально-риторические фигуры становятся своего рода "знаками" определенных понятий и чувств. Так, например, нисходящая фигура catabasis часто использовалась с целью передачи печали, грусти, скорби, смерти, положения в гроб. Постепенное восходящее движение (anabasis) употреблялось для выражения вознесения, приподнятого духа и прочих моментов. Мотивы-символы наблюдаются во всех произведениях композитора. В творчестве Баха преобладал протестантский хорал, к которому маэстро обращался в течение всей своей жизни. Он тоже имеет символическое значение. Работа с хоралом велась в самых разнообразных жанрах - кантатах, пассионах, прелюдиях. Поэтому совсем логично, что протестантский хорал является неотъемлемой частью баховского музыкального языка. Среди важных символов, встречающихся в музыке этого деятеля искусства, следует отметить устойчивые сочетания звуков, которые имеют постоянные значения. В творчестве Баха преобладал символ креста. Он состоит из четырех разнонаправленных нот. Примечательно, что если расшифровать фамилию композитора (BACH) нотами, то образуется такой же графический рисунок. B - си бемоль, A - ля, C - до, H - си. Большой вклад в разработку музыкальных символов Баха внесли такие исследователи, как Ф. Бузони, А. Швейцер, М. Юдина, Б. Яворский и другие.

"Второе рождение"

При жизни творчество Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Современники знали его больше как органиста, нежели композитора. О нем не было написано ни одной серьезной книги. Из огромного числа его произведений только некоторые были опубликованы. После смерти имя композитора вскоре забылось, а сохранившиеся рукописи пылились в архивах. Возможно, мы бы ничего так и не узнали об этом гениальном человеке. Но, к счастью, этого не произошло. Истинный интерес к Баху возник в 19 веке. Однажды Ф. Мендельсон обнаружил в библиотеке ноты "Страстей по Матфею", которые его очень заинтересовали. Под его управлением это произведение с успехом было исполнено в Лейпциге. Многие слушатели были восхищены музыкой еще малоизвестного автора. Можно сказать, что это было вторым рождением Иоганна Себастьяна Баха. В 1850 году (к 100-летию со дня смерти композитора) в Лейпциге было создано Баховское общество. Цель этой организации состояла в издании всех найденных рукописей Баха в виде полного собрания сочинений. В итоге было собрано 46 томов.

Органное творчество Баха. Краткое содержание

Для органа композитор создал превосходные произведения. Этот инструмент для Баха - настоящая стихия. Здесь он смог раскрепостить свои мысли, чувства и эмоции и донести все это до слушателя. Отсюда укрупнение линий, концертность, виртуозность, драматизм образов. Композиции, созданные для органа, напоминают фрески в живописи. Все в них представлено преимущественно крупным планом. В прелюдиях, токкатах и фантазиях наблюдается патетика музыкальных образов в свободных, импровизационных формах. Фугам присуща особая виртуозность и необычайно мощное развитие. Органное творчество Баха передает высокую поэзию его лирики и грандиозный размах великолепных импровизаций.

В отличие от клавирных произведений, органные фуги гораздо больше по объему и содержанию. Движение музыкального образа и его развитие протекают с усиливающейся активностью. Развертывание материала представлено в виде наслоения больших пластов музыки, но особой дискретности и разрывов нет. Напротив, преобладает континуальность (непрерывность движения). Каждая фраза вытекает из предыдущей с возрастающим напряжением. Так же построены и кульминационные моменты. Эмоциональный подъем в итоге усиливается до наивысшей точки. Бах является первым композитором, у кого проявились закономерности симфонического развития в крупных формах инструментальной полифонической музыки. Органное творчество Баха словно распадается на два полюса. Первый - это прелюдии, токкаты, фуги, фантазии (большие музыкальные циклы). Второй - одночастные Они написаны в основном в камерном плане. В них раскрываются преимущественно лирические образы: интимно-скорбные и возвышенно-созерцательные. Лучшие произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха - и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор и многие другие сочинения.

Произведения для клавира

При написании композиций Бах опирался на опыт своих предшественников. Однако и здесь он проявил себя как новатор. Клавирное творчество Баха характеризуется масштабностью, исключительной многогранностью, поиском выразительных средств. Он первым из композиторов прочувствовал универсальность этого инструмента. При сочинении своих произведений он не боялся экспериментировать и реализовывать самые смелые идеи и проекты. При написании ориентировался на всю мировую музыкальную культуру. Благодаря ему клавира значительно расширились. Он обогащает инструмент новой виртуозной техникой и меняет суть музыкальных образов.

Среди его произведений для органа особо выделяются:

  • Двухголосные и трехголосные инвенции.
  • "Английские" и "Французские" сюиты.
  • "Хроматическая фантазия и фуга".
  • "Хорошо темперированный клавир".

Таким образом, творчество Баха поражает своим размахом. Композитор широко известен во всем мире. Его произведения заставляют думать и размышлять. Слушая его композиции, невольно погружаешься в них, задумываясь над глубоким смыслом, лежащим в их основе. Жанры, к которым маэстро обращался в течение всей своей жизни, были самыми разнообразными. Это органная музыка, вокально-инструментальная, музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других) и для инструментальных ансамблей.

В книге «Му"ни аль-Мухтадж» известный алим мазхаба имама аш-Шафии Хатиб аш-Ширбини пишет: Ислам разрешает мусульманину жениться на женщинах Писания. К таковым относятся иудейки и христианки. В Коране говорится (смысл): «…[дозволены вам для женитьбы], целомудренные женщины из числа тех, кому было даровано Писание до вас, если вы уплатите им приданое за них…» (сура «аль-Маида», аят 5).

Женщинами Писания считаются те, которым были ниспосланы небесные книги Тора и Евангелие – иудейки и христианки. Те же, кому была ниспослана книга Забур или листы пророка Шиса и пророка Ибрахима, не считаются женщинами Писания, на которых дозволено жениться. Так как в Коране говорится (смысл): «…Писание было ниспослано только двум общинам [иудеям и христианам] до нас…» (сура «аль-Анъам», аят 156) – имеется ввиду: до мусульман.

Для того, чтобы женитьба мусульманина на женщине Писания считалась дозволенной или запрещенной, существует ряд условий.

  1. Дозволяется, если женщина Писания является иудейкой или христианкой, с условием что, доподлинно известно, что ее предки приняли Иудаизм или Христианство до их отмены или искажения, так как они приняли эту религию, когда она была истинной.
  2. Дозволяется, если ее предки приняли Иудаизм или Христианство после искажения, но до отмены этой религии ниспосланием следующего пророка, если они придерживаются истинной части этой религии и отдаляются от всего, что изменено и искажено.
  3. Запрещается, если ее предки приняли Иудаизм или Христианство после того, как они были отменены ниспосланием следующего посланника, как, например, пророка Исы (Иисус), после пророка Мусы (Моисей) или пророка Мухаммада после пророка Исы (мир им всем и благословение).
  4. Запрещается, если неизвестно, приняли ее предки Иудаизм или Христианство до искажения или после, проявляя осторожность.

Имам ас-Субуки пишет, что «если же иудейка или христианка утверждает, что ее предки приняли эту религию до того, как ее отменят или исказят, или после искажения, но до отмены, то ее слова принимаются, так как это возможно узнать только от них» . Если же люди Писания находятся в состоянии войны с мусульманами, то порицается брать их женщину замуж мусульманину, если она не находится на территории мусульман. Если же мусульманин не может найти себе мусульманку, то не порицается. Иногда жениться на них бывает желательным, если есть надежда, что они примут Ислам. Как это сделал сподвижник пророка Усман, который женился на женщине Писания, и она приняла Ислам и отличилась набожностью. Имам аль-Куфаль сказал, мудрость того, что разрешено мусульманам жениться на женщинах Писания заключается в том, что женщины больше склоняются к мужьям и их религии, нежели к своим родителям.

Если мусульманин женился на женщине Писания, то она имеет такие же права, как и мусульманка в содержании, разводе и разделении ночей, если у мужа более одной жены, но не в получении наследственного имущества мужа. Женщина Писания обязательно должна искупаться после менструального цикла и послеродовых выделений для того, чтоб она была дозволенной для близости с мужем. Также она должна купаться и после близости с ним. Если же будет отказываться, то ее принуждают к этому. Также ее принуждают отказаться от употребления мяса свиньи и подобного, что запрещено мусульманам. Если христианка примет Иудаизм или, наоборот, иудейка примет Христианство, она становится запретной для мусульманина. Если она была замужем, то их брак расторгается, подобно тому, как расторгается брак мусульманки, если она оставит Ислам и примет иную веру. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кто же изберет иную веру кроме Ислама, то это никогда не будет принято, и в будущей жизни он окажется среди потерпевших убыток» (сура «Алу Имран», аят 85).

Из вышесказанного исходит, что мусульманину сегодня лучше всего воздержаться от женитьбы на женщинах Писания, так как существуют множество условий, которые трудно соблюдать и осуществить из-за продолжительности времени (более, чем тысяча лет) после отмены этих религий, не говоря уже об изменении и искажении их.

Необходимо помнить, что одним из важных условий является доподлинное знание того, что народ, к которым перечисляют данную иудейку и христианку приняли Иудаизм или Христианство до их отмены и искажений. Передают, что между пророком Мусой и пророком Исой было 1925 лет, а между пророком Исой и пророком Мухаммадом (мир им всем и благословение) более 600 лет. Хотелось бы особо обратить внимание на мусульман, живущих в России, которые, слепо ссылаясь на то, что разрешается брать в жены женщин Писания, женятся на женщинах писания тогда, как Русь приняла Христианство в 988 году по григорианскому календарю. Это спустя 397 лет после того, как был ниспослан пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Что касается того, чтоб принимать в пищу мясо животных, которых режут люди Писания, то это разрешается, так как в Коране говорится (смысл): «…Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им…» (сура «аль-Маида», аят 5).

Но здесь опять-таки нужно исходить из того, что написано выше, т. е., чтобы тот, кто режет, дозволенную мусульманам скотину, в действительности считался из народов людей Писания согласно вышеупомянутым условиям. Если он не соответствует им, то он не считается из людей Писания и то, что им зарезано, запрещается употреблять мусульманам.

По Мазхабу имама Абу Ханифы

Женщина писания может выйти замуж за мусульманина. Иудейка или христианка являются представительницами конфессий, к которым были ниспосланы Тора (Таврат) и Инжил (Библия). Ученые Ислама пришли к мнению, что на подобных женщинах можно жениться, даже если по соблюдению некоторых условий правовые школы расходятся во мнениях. Всевышний говорит в суре «Маидат» (смысл): «Для вас является дозволенным пища тех народов, к которым были ниспосланы Божественные писания, а также для вас являются дозволенными их женщины».

По Ханафитскому мазхабу можно жениться на женщине писания, без учета определенных условий, кроме того, чтобы она входила в число людей писания. При этом некоторые ученые считают, что это все-таки является порицательным (караат) действием. Если один из родителей является человеком писания, а второй огнепоклонником, то детей все равно относят к последователям религии Божественного писания. Если иудейка примет христианство или наоборот, все равно решение о дозволенности жениться на ней не отменяется. Если язычница станет христианкой или иудейкой, то ее вера засчитывается дозволенной, т. е. если она приняла христианство или иудаизм даже после того как на земле появился пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и был ниспослан Коран, все равно она считается женщиной писания.

При этом надо учесть, что женщина-мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, даже если он относится к последователям людей писания.

Канонический отдел ДУМД

В современном мире уже никого не удивляют браки между людьми разных религиозных конфессий, стираются границы, глобализация идет семимильными шагами. Если иногда и возникают вопросы типа: можно ли мусульманину жениться на христианке – жизнь вносит свои коррективы, люди находят общий язык или как-то иначе решают проблему.

Чтобы получить правильные ответы на вопросы по этому поводу, надо обратиться к первоисточникам, Библии и Корану, только они могут дать истинным верующим правильные наставления.

Часто бывают ситуации, когда приверженец ислама влюбляется в девушку христианку. Молодой человек теряется и не знает, как поступить со своими чувствами. Что ему делать? Возможен ли брак между мусульманином и христианкой?

Никах между мусульманином и христианкой

Никах – это бракосочетание по правилам ислама между мусульманином и мусульманкой. Он также будет действителен, если мусульманин берет в жены девушку христианской веры. В этом случае, женщина входит в мусульманскую семью и будет чтить традиции этого дома.

При этом, ей необязательно принимать ислам, об этом говорится в Коране.

Другое дело, что женщина будет держать ответ за свою связь с иноверцем перед своей верой. Если женщина неверующая, такая проблема даже не возникнет.

Никах будет действителен между мусульманином и христианкой, так как Коран делает исключение для женщин, которые относятся, по вероисповеданию, к приверженцам Писания или Ахлюль-Китаб (на арабском языке). Христианки и иудейки входят в эту перечень.

Стоит отметить: развод (талак) женщина также получит по исламским обычаям, стоит мужу прилюдно произнести это слово три раза, брак будет считаться расторгнутым. В некоторых общинах достаточно произнести два раза и без свидетелей.

Женщина же не имеет права на развод. В Коране прописаны случаи, когда талак возможен для жены, но их очень мало и практически неосуществимо сделать. Например, чтобы обвинить в неверности супруга, нужно найти несколько свидетелей, словам самой женщины никто не поверит.

Надо помнить, что дети от этого брака, в случае развода, останутся с отцом, у матери прав на них не будет. Также мужчина должен будет содержать свою бывшую жену, платить что-то наподобие алиментов, если она досталась ему девственницей.

Можно ли мусульманину жениться на русской

Русские по своей вере христиане, но Коран отличает их от других приверженцев христианской веры.

По словам Аллаха, русские — многобожники, они верят Отцу, Сыну и Святому духу. Значит, пока русская женщина не уверовала исламу, ее нельзя брать в жены.

Ее будут рассматривать в качестве жены, если откажется от своей веры и будет чтить традиции ислама, воспитывая своих детей, как истинных мусульман.

Если девушка воспитывалась в семье с сильными традициями христианства, ей будет трудно отказаться от своей веры. Вариант, когда мужчина мусульманин примет другую веру ради любимой даже не рассматривается, таких прецедентов один на десятки миллионов.

Рассмотрим, как трактует Библия эту ситуацию.

Можно ли христианке выйти замуж за мусульманина

Христианка может выйти замуж за мусульманина, но будет жить в браке невенчанной, значит, в грехе.

Христианская вера такой брак не признает, считая его сожительством. Если она готова на этот шаг, значит берет на себя ответственность за свою судьбу и отворачивается от своего Создателя.

В Библии такие браки называются «великим злом» и «грехом перед Богом», который невозможно смыть за всю свою жизнь. Вина будет «выросшей до небес», поступок будет считаться «беззаконием, превышающим голову».

Священная книга всех христиан не одобряет браки с людьми других конфессий, это понятно из изречений Ветхого завета : «жен брать и выходить замуж только со своего народа». Новый завет также настроен против и устами Павла (апостола) говорит, что «замуж только в Господе», а мусульманин ходит не под нашим Богом.

Подробно изучить эту тему поможет книга отца Даниила, где он размышляет о подобных браках.

Книга отца Даниила (Даниил Сысоев) «Брак с мусульманином»

Автор книги общается с читателем на простом и понятном языке. Темы, которые он поднимает, сегодня актуальны, так как происходит постоянное смешение культур, религий.

Его размышления помогают понять, как относится православная церковь к смешанным бракам. Для кого-то это будет просто информацией, а для кого-то полезным уроком.

Что делать, если уже находишься в союзе с иноверцем? Как расторгнуть брак? Или как вести себя в непривычной среде? Ответы на эти вопросы могут быть полезны молодым людям. Может кто-то начнет рассматривать свои отношения к людям под другим углом.

Приведенные в книге примеры заставят задуматься о том, как бы я поступил или поступила, окажись в такой ситуации. Найдут свою тему и те, кому интересно узнать о таинствах Венчания или Крещения, они описаны доступным языком.