Этот ребенок неохотно идёт на контакт с другими детьми, предпочитая шумным играм уединённые занятия, чем-то лишь ему одному понятным. Он постоянно пребывает в размышлениях, он любит тёмное время суток. Утром его не поднимешь, вечером не уложишь… Нередко такие дети уходят в виртуальную реальность компьютерных игр, нередко они кажутся родителям людьми «не от мира сего», необычными, ненормальными. А родители-то мечтали о нормальном ребенке, о таком «как у всех». А тут… особенный ребенок. Странным он кажется им.



Не понимая его, родители периодически выплёскивают на него своё крикливое раздражение – частенько означающее: «да зачем ты вообще на свет появился». Крик, резкие громкие звуки, любые посторонние шумы – всем этим они загоняют своего особенного ребенка еще глубже в его убежище, в его отстранённость от внешнего мира. В редких случаях родители находят с такими детьми общий язык, но чаще всего – нет.


А ведь такой особенный ребенок абсолютно нормален, единственная его особенность, которая и определяет его необычное поведение – это наличие звукового вектора.

Какие они, особенные дети?

Пожалуй, самое заметное проявление звукового вектора в особенном ребенке – это его повышенная чувствительность к звукам. Он обращает внимание даже на то, что прочим окружающим кажется совершенно несущественным и незаметным. На звуки ночной природы, на песни сверчков и свист крыльев летучих мышей в тёмном небе.


Такой особенный ребенок восприимчив к звукам, например, он болезненно воспринимает громкий вой пылесоса. Если его комната недостаточно ограждает его от уличной суеты, шум машин, гудки клаксонов и звуки толпы под окнами не дают ему покоя.


Хуже всего особенный ребенок чувствует себя тогда, когда в его семье присутствуют громкие разговоры на повышенных тонах. Выясняют ли отношения родители, криком пытаясь доказать свою правоту, достаётся ли порция криков ему – он теряет от этого чувство защищённости в семье. А это чувство – необходимое условие полноценного развития любого ребенка. В данном случае крики способны сделать дом и семью местом, где особенный ребенок со звуковым вектором будет чувствовать себя неуютно.


Довольно точно понять состояние звукового ребенка можно по одному простому наблюдению. Какую музыку он слушает? Если он с удовольствием способен слушать спокойную, чистую музыку – такую, как классические инструментальные произведения – вероятнее всего и многое другое в его жизни спокойно и хорошо. А вот если такая музыка вашему особенному ребенку явно не по душе, если он в буквальном смысле глушит себя чем-то вроде тяжёлого рока – это уже повод для беспокойства. Громкая тяжёлая музыка – сотрясает ли она стены его комнаты, ввинчивается ли ему в уши через плотно прилегающие к голове наушники – это его попытка заглушить свой сенсор, уйти от дискомфорта, получив таким образом хоть какое-то облегчение от страданий, которые ему причиняет внешний мир.

Особенный ребенок. Жизнь в мире звуков.

Звуки, особое внимание к ним – это внешняя сторона дела. Если вглядеться поглубже, то окажется, что звуковик создан природой для познания мира и самопознания. Он наделён особым абстрактным интеллектом, особым умом, способным к невероятной работе мысли. В детстве у такого особенного ребенка происходит развитие этих его способностей, наработка нейронных связей, которые в будущем помогут ему делать то, что он умеет лучше всего, реализоваться в виде музыканта, учёного, писателя или мыслителя. Он в любой ипостаси будет пытаться проникнуть в тайны мироздания и выразить их в любом виде – в виде музыкальных произведений, в виде новых формул, в виде идей, способных продвинуть других людей на пути познания мира.


Если же такому особенному ребенку со звуком не удастся развиться в детстве, получить ту базу, на которой будет строиться его будущая работа, взамен потенциально возможной потрясающей реализации мы получим затяжную депрессию.


Мы получим человека, оторванного от реальности, ушедшего в себя и не способного найти в себе то, что свяжет его с реальностью. Такие люди пытаются найти ответы на свои несформулированные, но мучительные вопросы в наркотиках. Они рано уходят, ступив на этот путь. Еще раньше их жизнь может унести самоубийство. В нём они видят попытку перехода в иное состояние, попытку избавиться от одного из досаждающих факторов внешнего мира – от собственного тела. Они не хотят умереть, исчезнуть, но делая последний шаг с подоконника, они делают шаг в небытие и полное самоуничтожение. А всё это – по самому большому счету последствия неправильного воспитания и тяжелого внешнего окружения, невнимания родителей к своему особенному ребенку, попыток примерить на него некие усредненные стандарты, предрассудки и прочую неподходящую ему одежду из ненужного хлама, который в данном случае способен полностью разрушить его будущую жизнь.

Особенный ребенок. Что делать?

Пожалуй, первое, на что следует обратить внимание родителям особенного ребенка со звуковым вектором – это звуковая обстановка в их доме. Очень важно исключить громкие выяснения отношений между родителями, очень важно не кричать на ребенка. Криком мало что можно добиться от любого ребенка, а на звукового такая «воспитательная мера» действует прямо-таки губительно .


Кроме того, родителям желательно как можно сильнее оградить особенного ребенка от внешних шумов. Даже если окна квартиры выходят на шумную улицу, современные материалы способны практически полностью устранить внешние шумы. Внешняя тишина позволит такому ребенку спокойно сосредотачиваться на своих мыслях, и, как результат – развиваться.



Нужно понимать, что этот особенный ребенок может быть замкнутым и нелюдимым лишь потому, что ему не дают достаточно побыть в тишине и одиночестве, достаточно поразмышлять над тем, что его сейчас интересует.


Если он продумает всё, что ему нужно, он, таким образом, выполнит часть той работы, для которой он создан природой: внутреннее сосредоточение – необходимость для звуковика. Выполнение подобного рода задач – тех, которые соответствуют его внутреннему устройству, доставляют человеку особое удовольствие реализации себя. С этим чувством, наполнив свои звуковые нехватки, этот особенный ребенок вполне может провести некоторое время в обычных детских играх – с огромным удовольствием побегать по двору с другими детьми. Он не будет замыкаться в себе, не будет глушить нехватки громкой музыкой или запирать себя в тюрьме виртуальной реальности компьютерных игр. Он будет нормально развиваться.


Если же не дать особенному ребенку возможности размышлять, постоянно отвлекать, дёргать, сбивать с мысли – о каких развлечениях, о каком внешнем мире может идти речь, если основные задачи не выполнены, если внутри всё переворачивается от ощущения беспомощности, от того, что то, что ему интересно, что притягивает – не сделано. Что его может притягивать? Недочитанная книга, преимущественно – фантастического толка. Какая-нибудь идея относительно устройства Солнечной системы, которая зацепила его и требует осмысления. Какая-то мысль – например – о том, как устроена музыка, о том, кто он такой, что такое его «Я».


Эти детские мысли, если не перебивать их, в будущем превратятся в мысли, способные многое принести человечеству. А если перебивать, не давать размышлять, измучают звуковика, вгонят в депрессию.

Особенный ребенок. Развитие

Если в целом линия воспитания звуковика выбрана верно, для того, чтобы улучшить детали, могут понадобиться некоторые дополнительные усилия для оптимального развития вашего особенного ребенка.


Например, эти дети, даже в хорошем состоянии, увлекаются компьютерами, чувствуя себя в виртуальной реальности как рыба в воде. Действительно, это и есть современная «вотчина звуковиков», кто как не они, люди с особым абстрактным интеллектом, могли стать и создателями, и пользователями столь невообразимой и смелой в своей задумке абстракции как компьютерный мир! Не секрет, что в современном мире программирование – это и одна из наиболее востребованных сфер реализации для людей со звуковым вектором. И ваш особенный ребенок не исключение.



Однако, как правило, эти увлечения замыкаются на компьютерных играх. Так происходит обычно просто потому, что игры – это самое доступное и простое, чем можно заниматься на компьютере.


Бороться с компьютером в жизни этих детей бесполезно, да и не нужно. Такой особенный ребенок всё равно найдёт способ играть, проводя время без особой пользы. Лучше – переключить внимание ребенка на что-нибудь более полезное. Это потребует от родителей некоторых усилий, но результаты окупятся сторицей.


Один из подходов, который можно тут использовать – заинтересовать своего особенного ребенка разработкой компьютерных игр. Возможно, для человека, далёкого от компьютеров, это звучит довольно туманно, но, на самом деле, всё довольно просто. Например, есть среды быстрой разработки игр, где простую игру может довольно быстро сделать даже начинающий пользователь ПК. Теперь это будет уже не расходованием звукового потенциала вхолостую, а настоящее и действенное приложение способностей маленького звуковика.

Особенный ребенок. Давай поиграем

Как заинтересовать своего особенного ребенка? Да, например, так. Вот вам пример диалога папы с сыном:
- Слушай, а давай с тобой сделаем игру!
- Так ты ведь и сам не умеешь!
- Ну и что, разберемся. Говорят, есть программа, где можно быстро делать игры…
Практика показывает, что тема самостоятельной разработки компьютерных игр вызывает у маленьких звуковиков огромный интерес.


Если вы дадите вашему особенному ребенку верное направление, поможете сделать первые шаги – дальше он будет развиваться в этом направлении сам. Помогите ему их найти, позанимайтесь с ним первое время.


Такое увлечение в итоге принесет ребенку массу полезных знаний – в области компьютеров и программирования, в области английского языка (много, очень много интересного в этой области доступно только на английском). Эти знания пригодятся ему в будущем и позволят проводить время за компьютером не только интересно, но и весьма полезно. Это не будет вырывать его из реальности, а, наоборот, приблизит его к ней. Возможно, ваш особенный ребенок в итоге вырастет в особенного взрослого, создателя новый компьютерных технологий, меняющих мир.

Особенный ребенок. Ночной дозор

Если вопрос с полезным времяпрепровождением за компьютером вам удастся решить таким способом, возможно, останутся некоторые другие проблемы. Например, больной вопрос ночных бдений вашего особенного ребенка.


Можно попытаться поломать его природные часы, приблизить их к тем, которые принято считать «нормальными», а можно дать ребенку некоторую свободу. Что толку укладывать его в постель в десять вечера, если он всё равно до часу ночи не уснёт? Пусть лучше это время проведет с пользой. А если есть такая возможность, почему бы не перевести его на школьные занятия во вторую смену? Пусть просыпается не в семь утра, а часов в девять-десять. Утро у звуковиков обычно самое бесполезное и тяжёлое время – так уж они устроены.



Особенный ребенок. Выводы

Правильное, соответствующее природным особенностям воспитание особенного ребенка со звуковым вектором способно подарить миру великого человека. Почитайте, например, биографию великого пианиста Гленна Гульда. Он обладал звуковым вектором, склонностью к музыке, а развиться его способностям помогло именно предельно чуткое отношение к нему родителей. И перевод ребенка во вторую смену – это сущая мелочь по сравнению с тем, что они делали для своего малыша.


Напротив, неправильное воспитание вашего особенного ребенка может привести к появлению замкнутого социофоба, наркомана, а, в крайнем случае – самоубийцы. За примерами далеко ходить не надо – разверните свежую газету.


Статья написанапо материалам треннингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Автор - Александр Заика

Другие публикации:




Мне понравилось – поставить «сердечко»:

Появление особенного ребенка в семье – это настоящее испытание на человечность и терпимость, а воспитание такого малыша – огромный труд, требующий неимоверных духовных сил.

Малыши этих звезд родились с определенными проблемами в развитии, но родители не делают из этого тайны, а честно рассказывают о своем опыте, подавая пример многим людям.

1 апреля 2012 года актриса и ведущая Эвелина Бледанс стала мамой чудесного малыша Семена. О том, у ее ребенка синдром Дауна, Эвелина узнала еще на 14 неделе беременности. Медики советовали ей сделать аборт, но звезда категорически отказалась. И ни разу не пожалела об этом. Сейчас Семе уже 5 лет, это активный, жизнерадостный и очень светлый ребенок. Звездная мама много времени уделяет воспитанию и развитию своего малыша. Например, уже в 3,5 года мальчик научился читать, что под силу не каждому здоровому ребенку. Актриса с гордостью рассказывает об успехах сына в соцсетях, внушая надежду и оптимизм другим людям, воспитывающим особенных детей:

«Мы собственным примером показываем, что таких деток можно и нужно любить и обожать, что они красивые, смышленые и веселые»
Ирина Хакамада и Маша

Успешный политик и бизнес-вумен Ирина Хакамада долгое время скрывала, что у ее дочери Маши, родившейся в 1997 году, синдром Дауна. Маша – поздний ребенок; Ирина родила ее в 42 года от своего третьего супруга Владимира Сиротинского:

«Это выстраданный, очень желанный плод нашей любви»

Сейчас Маше 20 лет. Она учится в колледже на керамиста, увлекается театром. Девушка обожает танцы и обладает выдающимися творческими способностями. А недавно у Марии появился бойфренд. Ее избранником стал Влад Ситдиков, у которого также диагностирован синдром Дауна. Несмотря на заболевание, юноша достиг поразительных успехов в спорте: он чемпион мира по жиму штанги лежа среди юниоров.

Анна Нетребко и Тьяго

Своего единственного сына Тьяго звезда мировой оперы родила в 2008 году. Сначала казалось, что он абсолютно здоров и развивается так же, как и обычные дети. Однако, когда к трехлетнему возрасту ребенок не научился произносить даже элементарных слов, родители решили показать его врачу. У Тьяго была диагностирована легкая форма аутизма. Оперная звезда не стала впадать в отчаяние; она нашла первоклассных специалистов, которые имели колоссальный опыт общения с аутичными детьми, и устроила сына в одну из лучших специализированных школ Нью-Йорка.

Сейчас Тьяго 8 лет; и он делает поразительные успехи. Появилась надежда, что мальчик сможет полностью вылечиться. В эфире ток-шоу «Пусть говорят» Анна Нетребко обратилась ко всем мамам детей-аутистов:

«Поверьте: это не приговор! Есть методики, которые развивают таких деток до нормальных стандартов»
Колин Фаррелл и Джеймс

Старший сын Колина Фаррелла, Джеймс, болен синдромом Ангельмана, который также известен под названием «синдром счастливой куклы». Его симптомы: отставание в развитии, судороги, беспричинные вспышки веселья. Что касается Джеймса, то особенную радость у него вызывает вода. Колин Фаррелл рассказывает:

«Он обожает все, что связано с водой. Если он расстраивается из-за чего-то, я просто набираю таз воды»

Несмотря на то, что Фаррелл уже давно расстался с мамой Джеймса, он уделяет очень много времени воспитанию сына:

«Я обожаю Джеймса, схожу по нему с ума. Он помогает всем нам стать лучше, честнее, добрее…»

Джеймс сделал свои первые шаги в 4 года, в 7 – заговорил и только в 13 начал самостоятельно есть. Несмотря на это, Фаррелл утверждает, что сын «тащит его на руках».


Когда Дизелю, младшему сыну Тони Брэкстон, было 3 года, врачи диагностировали у него аутизм. В болезни мальчика певица винила себя; она полагала, что таким образом Бог наказал ее за аборт, сделанный в 2001 году. Сначала Тони впала в отчаяние и погрузилась в чувство вины. Но ради Дизеля она взяла себя в руки и обратилась к лучшим специалистам, которые очень помогли мальчику. В 2016 году Тони заявила, что ее 13-летний сын полностью вылечился.

Сильвестр Сталлоне и Серджио

Серджио, младший сын Сильвестра Сталлоне, родился в 1979 году. Когда мальчику было 3 года, родители решили показать его врачу, так как их настораживали замкнутость ребенка и его неумение общаться. Оказалось, что у мальчика тяжелая форма аутизма. Для Сталлоне и его супруги это было настоящим шоком. Врачи предложили поместить Серджио в специальное учреждение, но родители и слышать об этом не хотели. Вся тяжесть борьбы за сына легла на плечи его матери. Сталлоне почти не появлялся дома, работая на износ и зарабатывая деньги на лечение Серджио.

В настоящее время Серджио 38 лет. Он живет в своем особом мире, из которого никогда не выходит. Отец часто навещает его, но, по его собственным словам, помочь сыну он не в состоянии.


Модель Дженни Маккарти показала всему миру, что с аутизмом можно и нужно бороться. Она доказала это на примере своего сына Эвана, у которого в раннем детстве было диагностировано это заболевание.

С раннего детства с Эваном занимались лучшие специалисты, да и сама актриса много времени уделяла ребенку. В результате он научился заводить друзей и пошел в общеобразовательную школу. Это огромный прогресс, учитывая, что раньше мальчик был не в состоянии установить простой зрительный контакт.

Дженни считает, что причиной недуга стали прививки (хотя современная медицина не подтверждает, что вакцинация приводит к расстройствам аутичного спектра).

О своем опыте Дженни рассказала в книге «Громче слов». Кроме того, она организовала специальный фонд, который занимается проблемами аутистов.


В 2009 году в семье Джона Траволты произошла страшная трагедия: 16-летний сын актера Джетт погиб в результате эпилептического припадка. Только после смерти юноши общественность узнала, что у него был аутизм, а также астма и эпилепсия. Потеряв сына, Джон Траволта впал в длительную депрессию:

«Его смерть стала самым страшным испытанием в моей жизни. Я вообще не знал, смогу ли я это пережить»
Данко и Агата

У 3-летней Агаты, младшей дочери певца Данко, с самого рождения диагностировано очень серьезное заболевание – детский церебральный паралич. Причиной недуга стали тяжелые роды.

Врачи и родственники уговаривали певца определить малышку в специализированное учреждение или вовсе отказаться от нее, полагая, что он и его супруга не смогут обеспечить девочке профессиональный уход. Однако Данко даже слышать не хотел о том, чтобы отдать свою дочь в чужие руки. Сейчас девочка окружена любовью и заботой близких; с ней много занимаются, и она уже начала делать первые шаги.

Кэти Прайс и Харви

Британская модель Кэти Прайс – многодетная мама, у нее пятеро детей. 15-летний Харви, старший ее сын, слеп от рождения; к тому же у него диагностированы аутизм и синдром Прадера-Вилли – очень редкое генетическое заболевание, одним из проявлений которого является неконтролируемая потребность в еде и, как следствие, ожирение. Несчастный мальчик уже хлебнул немало горя: его родной отец, футболист Дуайт Йорк отказался видеться с ним, а позднее ребенок подвергся интернет-издевательствам.

Дэн Марино и Майкл

У Майкла, сына американского футболиста Дэна Марино, в двухлетнем возрасте был диагностирован аутизм. Благодаря своевременному и успешному лечению, Майкл, которому уже 29 лет, живет практически полноценной жизнью, а его родители основали фонд помощи детям с расстройством аутичного спектра.

Константин Меладзе и Валерий

Сын музыкального продюсера Константина Меладзе страдает от аутизма. Долгое время родители мальчика скрывали это от общественности, но после их развода в 2013 году, бывшая супруга Меладзе дала откровенное интервью, в котором рассказала о том, как тяжело воспитывать ребенка-аутиста. Также она посоветовала всем родителям особенных детей как можно раньше обращаться к врачам, так как в успешном лечении аутизма огромную роль играет ранняя диагностика.

Джон Макгинли и Макс

Синдром Дауна диагностирован и у 20-летнего Макса - старшего сына актера Джона Макгинли. Хотя звезда «Клиники» давно развелся с матерью юноши, он продолжает принимать активное участие в жизни сына. В одном из интервью Макгинли обратился ко всем родителям, у детей которых обнаружен синдром Дауна.

«Вы не сделали ничего плохого. Это не наказание за ошибки вашей молодости. У ребенка 21 хромосома. Вы не единственные, кому Бог послал это чудо. И любите. Любовь творит чудеса»
Майкл Дуглас и Дилан

Дилан, старший сын Майкла Дугласа и Кэтрин Зеты-Джонс имеет некоторые проблемы в развитии, однако родители не разглашают точный диагноз. Майкл мельком упомянул о здоровье сына в 2010 году, признавшись, что Дилан имеет «особые потребности».

Нил Янг и его дети

По странной прихоти судьбы, оба сына от двух браков канадского музыканта больны ДЦП. Это заболевание не является наследственным, поэтому появление в одной семье двоих детей с таким диагнозом является очень редким совпадением.

Зная о проблемах инвалидов не понаслышке, Янг и его жена Пегги основали школу для особенных детей.

Роберт де Ниро и Эллиот

У знаменитого актера шестеро детей. В 2012 на пресс-конференции, посвященной премьере фильма «Мой парень – псих» де Ниро признался, что его сын Эллиот, родившийся в 1997 году, болен аутизмом.

Федор Бондарчук и Варя

Варя, дочь Федора и Светланы Бондарчуков, родилась в 2001 году, недоношенной. По этой причине девочка немного отстает в развитии. Родители не считают свою дочь больной, предпочитая называть ее «особенной». Мать Вари с восторгом рассказывает о ней:

«Фантастический, веселый и очень любимый ребенок. Не любить ее просто невозможно. Она очень светлая»

Большую часть времени Варя живет вдали от родителей, за границей, где получает качественное лечение и образование.

Сергей Белоголовцев и Женя

Младшие дети актера Сергея Белоголовцева, близнецы Саша и Женя, родились недоношенными. У Жени обнаружили 4 порока сердца, поэтому ему еще в младенчестве пришлось перенести серьезную операцию, после которой у ребенка развился ДЦП. Поначалу родители скрывали этот диагноз от окружающих и даже стеснялись собственного сына. Но вскоре они поняли, что рассказав о своей проблеме и поделившись опытом, смогут помочь многим людям.

А у Жени все хорошо: он закончил школу для одаренных детей, поступил в институт и даже стал телеведущим. Сейчас он ведет передачу «Разные новости» на телеканале Раз Т.В.

Приятно сознавать, что наша жизнь хоть в чем-то, но меняется к лучшему. Касается это и так называемых "особенных" детей – даунов, аутистов, инвалидов и тех, кому врачи поставили диагноз умственно отсталых.

Еще каких-то пару десятилетий назад почти 99% родителей оставляли таких детей в роддомах или сдавали в специализированные интернаты, которые мало чем отличались от психиатрических заведений и мест лишения свободы. Если же родители решались оставить такого ребенка себе, то чаще всего им приходилось держать своих отпрысков дома. Появиться с таким ребенком на улице – поступок не для слабонервных: выдержать повышенное внимание прохожих, сопровождающееся тыканьем пальцами, выдержит далеко не каждый. К счастью, сегодня наше общество относится к таким детям спокойно. Ну, или почти спокойно. И это говорит о том, что у нас есть шанс стать по-настоящему демократической страной. Вот только для родителей появление таких детей по-прежнему большая трагедия. Как принять и полюбить "особенного" ребенка?

Ребенок не бытовая техника

Итак, "особенный" ребенок родился – он есть и, как бракованный автомобиль или не работающая бытовая техника, обмену и возврату не подлежит. С одной стороны, непонятно, как можно , оставив его в роддоме, как просроченный товар – на кассе. Но если судьба испорченной колбасы особого беспокойства у нас не вызывает, трудно жить спокойно, зная, что где-то живет твой ребенок и, возможно, без тебя он глубоко несчастен.

С другой стороны, вопрос этот, конечно, очень личный, можно даже сказать, интимный – тут каждый решает за себя. И если родители не хотят или не чувствуют в себе достаточно сил, чтобы воспитывать такого ребенка, ни заставить их, ни приказать им нельзя. Но и семей, которые не побоялись оставить себе "особенных" детей, довольно много, и это не может не радовать.

Понять, принять, полюбить

Главное, что нужно сделать родителям, а чаще всего маме "особенного" ребенка, – это постараться понять его, принять и полюбить. Последнее – самое сложное. Психика отвергает то, что видит человек в момент появления такого ребенка. В мечтах он представлял себе нечто иное – красивое, пухленькое, в пеленках с кружевами, реальное же дитя выглядит, мягко говоря, немного не так.

Родителям нужна психокоррекционная работа души, направленная на то, чтобы понять и принять этого человека. Если это удается сделать, все остальное – общение, да и собственно жизнь с таким ребенком – получается довольно легко. Можно смотреть на это как на работу, которая поначалу кажется неинтересной и даже неприятной, но стоит выучиться ей и приобрести какие-то навыки, как понимаешь, что ничего сложного в ней нет.

Он просто "особенный"

Часто родители, воспитывающие таких детей, задумываются: "Почему все дети как дети, а мой – вот такой?!" Важный момент, о котором стоит помнить: ни в коем случае нельзя считать своего ребенка больным, уродливым или, не дай бог, дураком. Таких детей не зря назвали особенными – просто физически или психологически они . Да, такой ребенок не прост в общении. Да, ему нужен особый подход, но кто сказал, что так называемые нормальные дети его не требуют? Случается, и особенно это касается подросткового возраста, хлопот они своим родителям приносят гораздо больше, чем самый сложный "особенный" ребенок.

Нет социальным стереотипам!

Жизнь родителям "особенных" детей отравляют и , которые диктуют нам, кто должен считаться здоровым, красивым и полноценным, а кто – больным, уродливым и ущербным. Но, во-первых, все эти нормы сейчас очень размыты, и отделить одно от другого крайне сложно. Во-вторых, кто может взять на себя миссию господа бога, чтобы решать, кто достоин быть членом общества, а кто нет. От таких рамок надо отходить, особенно если мы хотим считать себя цивилизованным обществом.

"За что мне это?!"

Очень часто родители, у которых появляется "особенный" ребенок, воспринимают его как наказание за что-то. Если на первых порах рождение такого чада воспринимается как горе, его близким приходится пройти все традиционные стадии горевания. И первая из них – шок: "За что мне это?!" Это вполне нормальное и естественное состояние, которое нужно пройти, дав себе время на то, чтобы его пережить. Как правило, длится эта стадия недолго – от недели до месяца, если шок продолжается дольше, человеку нужна скорая помощь специалистов. Если процесс не зашел слишком далеко, советом и добрым словом людям в состоянии помочь их близкие или психолог.

Чем закончится острая стадия горевания, зависит от самого человека – точнее, от того, во что он верит. Кто-то выходит из нее с убеждением, что некие высшие силы послали ему такое испытание, и от того, выдержит ли он его, зависит многое. Кто-то считает, что это опыт, который ему необходимо приобрести. Кто-то воспринимает это как божий промысел или карму. А кто-то – как труд, который нужно в этой жизни совершить. В любом случае появление такого ребенка не стоит считать наказанием. Зациклившись на мысли о том, что "особенный" ребенок – кара божья, можно очень сильно осложнить жизнь и себе, и ему.

Особые дети, кто они? Давно хотела написать об этом статью. Многие люди, услышав такое название, возмущаются: привыкли делить. Опять какие-то особые дети.

Тут требуется небольшое разъяснение. Особыми называют детей-инвалидов: особые дети или дети с особыми потребностями. Это не юридический термин, а социальный и педагогический. В юридических документах они так и остаются детьми-инвалидами.

Термин «особые дети» пришёл в нашу страну с Запада. Он предложен самими инвалидами, потому что так они чувствуют себя более комфортно. Это немногое западное, чему нашему обществу надо бы поучиться.

К сожалению, наши собственные традиции милосердия и принятия людей такими, как они есть, за годы советской власти оказались разрушенными до основания. Строитель коммунизма не имел права быть ущербным.

Особых детей я делю на две большие группы.

1. Во-первых, это дети с физиологическими и физическими проблемами.

В моей практике были астматики, ребята, выжившие на пожарах, дети с тяжёлыми артритами, пороками сердца. Сюда же отнесла бы людей, потерявших конечности, или родившихся без них, но имеющих здоровую нервную систему. Эта группа ближе ко всем обычным детям.

2. Во-вторых, инвалиды детства.

Как правило, ребята имеют тяжелые формы инвалидности. Даунята, дети с ДЦП, аутисты на самом деле особые дети. Каждый из них, как говорит дедушка одного такого малыша, «индивидуй». Например, программа обучения должна создаваться на каждого индивидуально, потому как это тот случай, когда нельзя спрогнозировать надолго и наверняка. Педагоги говорят: «индивидуальный образовательный маршрут».

Эта классификация из собственной практики. На научность не претендует, но помогает спланировать работу с особыми детьми так, чтобы не потерять, не занизить их возможностей.

Опасен такой подход тем, что требования беспредельно завышаются, приводя к нервному срыву. Хороша здесь вера в ребёнка. Именно вера поднимает нас с колен.

Вторая позиция – дети-инвалиды крест семьи. В этом случае я всегда привожу историю из книги Гленна Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга».

В свободном пересказе звучит так.

Однажды мальчик-инвалид спросил у матери, почему он родился таким. Мать ответила следующее. Перед рождением особого ребёнка Бог собирает своих ангелов и спрашивает, есть ли где-нибудь на земле достаточно хорошая семья, которую можно ещё улучшить рождением ребёнка-инвалида.

Вот в чём увидела смысл женщина. Чувствуете, как меняются акценты? Не «я такая несчастная», а «мы – семья – должны стать крепче, сплочённей, лучше». Насколько легче жить во втором случае с одним и тем же горем!

Тяжело воспитывать болных детей. И дело даже не в том, что катастрофически не хватает средств. Не хватает понимания, поддержки.

Мать уже достаточно взрослой девушки-аутистки спросили, на что она рассчитывает в окружающем мире. Ответ был такой: «Будем надеяться на благородство. На то, что когда дочери будет трудно, она не сможет самостоятельно решить какой-то вопрос, найдётся человек, который скажет: давай помогу».

Главное, чтобы семьи этих ребят не распадались, чтобы у них были братья и сёстры. Чтобы здоровые дети соседей не показывали на них пальцем, потому что жизнь непредсказуема. И дай Бог всем нам остаться людьми, если жизнь нас сведет с особыми детьми.