Сущ., кол во синонимов: 1 соблазнительница (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

фам фаталь - * femme fatale. Роковая женщина. Томная соблазнительница, опасная и коварная, подчеркнуто женственная. Обычно брюнетка с глубоким взглядом темных глаз. Часто с трагической судьбой и роковыми тайнами. Подчеркивает одеждой сексуальную… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Демидова. Алла Демидова Алла Демидова (2010 год) … Википедия

Искусительница, цирцея, обольстительница, прелестница, смутительница, совратительница, разманщица, унадчица, прельстительница, обольстивица, сирена Словарь русских синонимов. соблазнительница совратительница; искусительница, обольстительница,… … Словарь синонимов

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Солари. Лаура Солари (итал. Laura Solari; 5 января 1913(19130105), Триест 13 сентября 1984, Беллинцона) итальянская актриса. Биография Лаура Камаур, дочь художника … Википедия

Книги

  • Требуется настоящий мужчина. Сюрприз для Казановы в юбке , Диля Еникеева. "Все женщины делают это" - серия романов Дили Еникеевой, в которых действуют героини, давно уже полюбившиеся отечественным читателям. Роскошный отдых на Сицилии... Двое мужчин... Две…
  • Суперстерва , Михаил Шацкий. О типах стерв написано достаточно: от примитивных мегер до суперженщин. Мегера уважения не вызывает, а вот суперстерва - это женщина мечты для многих мужчин. Суперстерва живет по своим…

Как говорил великий китайский философ Лао Дзы: «Самые прекрасные творения на земле - женщины, цветы и бабочки».
Но как распознать в этом разнообразии таинственный вымирающий вид под названием la femme fatale - «роковая женщина »?

Всё, что мы знаем о ней, это: колдовское очарование, острый ум, сексуальность, чувство юмора, сдобренное эксцентричными нотками, и ни на что не похожий стиль. Эта женщина производит неизгладимое впечатление, и никогда не знаешь, чего в ней больше - искренности или коварства?..
Мужчины могут восхищаться ею годами, а женщины, даже представив её в образе соперницы, неизменно предчувствуют фиаско.

В Астрологии достаточно сведений о том, какой должна быть эта женщина, а современные эмансипированные дамы, производящие впечатление сильной натуры, еще более повысили ценность роковой женщины. Однако не все представительницы прекрасного пола понимают, что la femme fatale не обязательно должна быть красавицей.
В начале своего жизненного пути многие из женщин, вошедшие в историю как роковые, не могли похвастаться ни красотой, ни происхождением, ни богатством, но при этом пользовались невероятной популярностью у мужчин!

В каждой женщине есть своя изюминка, главное знать свою «козырную карту» и вовремя использовать её. Проанализировав основные достоинства и недостатки представительниц знаков зодиака, можно вывести для каждой из них собственную ФОРМУЛУ РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЫ:

ОВЕН: Лёд + Пламя - Сила + Лесть = femme fatale

Женщина-Овен редко жалуется на болезни, усталость и одиночество, и может обходиться без мужчины гораздо дольше, чем любая другая. Подобно роковой женщине, она ловко соединяет лёд равнодушия с пламенем естественной для неё стихии - Огня. Но понравившегося мужчину женщина-Овен способна загнать в угол и сама сделать ему предложение. В этом её ошибка. Она должна дать ему шанс самому завоевать её. Ей следует притвориться более слабой, беззащитной и нежной, чем она есть на самом деле, перестать критиковать мужчин и научиться делать комплименты! Умелая лесть - важный ингредиент «сладкой отравы» роковой женщины.

Знаменитые Овны femme fatale: французская авантюристка Маргерит Стенель; Софья Блювштейн - Сонька Золотая Ручка.

ТЕЛЕЦ: Кокетство + Интеллект + Крылья = femme fatale

Женщина-Телец не может похвастаться эмоциональным мужеством, но у неё есть два замечательных качества - женское кокетство и мужская хватка. А если к искусству подбирать наряды, гостеприимству и умению готовить прибавить ещё и интеллект, способность анализировать и быстро реагировать на окружающие изменения, то у неё есть все шансы стать роковой. Прочно стоящей на земле, Женщине-Тельцу следует хоть немного «пошуршать крылышками» для влюблённого в неё мужчину, иначе окрылённый чувствами, он быстро упадёт на землю, так и не испытав счастья с рациональным и практичным Тельцом. Парить над землёй ещё приятнее, чем нырять в омут страстей!

Знаменитые Тельцы femme fatale: Эва Перон (Мария Эва Дуарте) - жена президента и диктатора Аргентины; возлюбленная британского адмирала Нельсона - Леди Гамильтон (Эми Лайон); Екатерина II.

БЛИЗНЕЦЫ: Фантазия - Одиночество + Вдохновение = femme fatale

Иногда женщина-Близнецы кажется бессердечной, так как одним махом умеет перечеркнуть все ухаживания мужчины, которым ещё недавно так была увлечена. Просто у неё изменилось настроение и мнение… Она - фантазерка с двойственным характером и подвижным умом. Эта муза действительно вдохновляет! Герой её романа - весёлый и жизнелюбивый партнер с романтическими и сентиментальными жестами. Ей нельзя быть одной. Одиночество превращает её в комок нервов и страхов! Но даже имея при себе мужчину, она не перестаёт заводить новые знакомства. La femme fatale останавливает на ком-то свой выбор, если этот человек столь же неординарная натура, как она, и, вероятно, женщина-Близнецы тоже не прочь излить всю свою нерастраченную нежность на того, кто искренне разделяет её жизненные ценности и взгляды.

Знаменитые Близнецы femme fatale: блистательная Мерлин Монро; американская танцовщица и жена Сергея Есенина - Айседора Дункан; Франсуаза Саган - писательница; Джоан Коллинз - американская киноактриса.

РАК: Опыт + Загадка = femme fatale

Нередко окружающие именуют "роковой", - женщину, много страдавшую и постигшую все премудрости жизни на своём горьком опыте. Женщина-Рак редко чувствует себя защищённой, даже когда штормящий океан страстей приводит её в тихую гавань семейной жизни. Её стихия - вода, но, превращаясь в пар, она становится разрушительной. «Тот, кто вчера был любим, сегодня уже не нужен» - этот девиз типичен для женщины-Рака, чей мужчина не оправдал надежды, чем-то задел или обидел. С каждым мужчиной Ракиня проживает целую маленькую жизнь, принимая его интересы и проблемы, как свои собственные. Если он обожает автомобили, Ракиня изучит их устройство и научится водить, любит стройных - она похудеет, пишет стихи - она научится и этому. Даже расставшись с женщиной-Раком, мужчина будет помнить её всю жизнь. La femme fatale?.. Несомненно! Однако Раку не следует никому раскрывать свою душу и кидать жемчуг… понятно кому.

Знаменитые Раки femme fatale: Жозефина де Богарне - французская императрица, возлюбленная Наполеона; Эльслер Фанни (Франциска) - балерина; мексиканская художница Фрида Кало; Джина Лоллобриджида.

ЛЕВ: Сексуальность + Блеск - Пыль = femme fatale

Лишить роковую женщину власти над мужчинами, всё равно, что перекрыть ей доступ воздуха. То же самое справедливо и для женщины-Льва. Однако её ума, красоты и сексуальной привлекательности ей недостаточно… Алчность женщины-Льва безгранична, сколько не дай ей красоты, денег и счастья, - ей всё будет мало. Сущность Львицы - Изумрудный Город, управляемый волшебником, которого никто никогда не видел. Она скрывает свои маленькие и большие комплексы, скрывает истинные цели, планы и мечты, даже сама от себя, и часто лжёт сама себе... Даже перед близким и любимым мужчиной ей тяжело раскрыться, и она не до конца с ним искренна. Львица, которая прячет свои коготки, - наиболее опасна. Будучи кокетливой и игривой, она может больно ранить того, кто с ней заигрался… Излучая собственный свет, она не замечает влюбленного мужчину, что наблюдает за ней в тени. Ведь она так любит быть в центре внимания! Последнее - вовсе не обязательное условие femme fatale: роковая женщина не нуждается в аплодисментах, даже стоя в тени, она умеет затмевать тех, кто привык пускать пыль в глаза!

Знаменитые Львы femme fatale: загадка эпохи модерна, экзотическая танцовщица и шпионка - Мата Хари; Жанна Дюбарри - последняя в знаменитой плеяде французских королевских фавориток XVII—XVIII веков; петербургская красавица Аврора Карловна Шернваль; Жаклин Бувье (Жаклин Кеннеди) - законодательница мод в Америке, героиня светской хроники, первая леди США.

ДЕВА: Ум + Ухоженность - Брезгливость = femme fatale

Дева - единственная женщина в Зодиаке, которая сочетает практичность и романтичность одновременно. Бесспорные качества femme fatale в Деве - острый ум и стремление к совершенству. Несмотря на то, что Дева умеет быть идеальной в постели, она не желает использовать свою сексуальность для манипулирования мужчиной. Любовь к порядку, внимательность к мелочам и склонность к критике со временем может превратить Деву в брюзгу, а это несовместимо с образом femme fatale. Отшлифовав свои изящные манеры и жесты, ухоженная женщина-Дева приобретает истинные повадки femme fatale, но если Дева будет продолжать вытряхивать пепельницу каждые три секунды и менять простыни после каждой интимной близости, то создаст впечатление той, кто не умеет жить по другим правилам, а мужчинам так необходима хотя бы иллюзия того, что ради них Дева пойдёт на многое...

Знаменитые Девы femme fatale: королева Елизавета I Тюдор; Диана де Пуатье - некоронованная правительница Франции и бессменная фаворитка; Марина Мнишек - дочь польского воеводы и жена Лжедимитрия I; муза сюрреалистов Поля Элюара и Сальвадора - Гала (Елена Дьяконова); Наталья Николаевна Гончарова - жена Пушкина; Вирджиния Хилл - известная дама преступного мира, член мафии; Грета Гарбо - одна из самых романтических и одновременно загадочных фигур в мировом кинематографе. {mospagebreak}

ВЕСЫ: Красота + Удовольствие + Чувство меры = femme fatale

Прекрасная Венера, растянувшаяся на шёлковых простынях, утопающая в роскоши и мехах, - классика идеальной жизни для женщин-Весов... В реальности всё выглядит иначе, но женщина-Весы стремится всегда и везде удовлетворить свою потребность в прекрасном, будь-то интерьер, платье или…красивый мужчина. Она пытается не только любить, но и сотрудничать с ним, для неё брак - это совместное предприятие. Сходство женщины-Весы с femme fatale выражается в способности мягко управлять мужчиной, подсказывать ему, а не навязывать ему свои решения. «С ней невозможно и без нее никак», - всё это о роковой женщине. Впрочем, за её любовь мужчине придется дорого заплатить. А чтобы ей самой не пришлось ни о чём сожалеть, не следует впадать в крайности: например, слишком много есть (пить), слишком много любить, слишком много хотеть и т.д. Когда одна из чаш весов переполняется, добавьте в другую немного благоразумия и милосердия.

Знаменитые Весы femme fatale: Марина Цветаева - поэтесса, прозаик и переводчица; Катрин Денев - драматическая актриса.

СКОРПИОН: Любовь + Ненависть - «Осторожно, высокое напряжение!» = femme fatale

Женщина-Скорпион имеет все права претендовать на роль роковой женщины. Даже будучи одетой в джинсы и в кроссовки, она создаёт вокруг себя магический ореол соблазнительницы. Так как домом Скорпиона управляет Марс, она хорошо знает мужскую психологию. Многие мужчины принимают это качество за магические способности или обострённую интуицию. Но знание человеческих слабостей и пороков ещё не повод, чтобы уязвлять мужское самолюбие и жалить при каждом удобном случае. Замораживая свои отношения с мелкими, по её мнению, и неинтересными людьми, женщина-Скорпион рискует остаться в одиночестве тогда, когда чужая помощь и поддержка станет жизненной необходимостью. Женщина-Скорпион может ненавидеть столь же сильно, как и любить. Ей стоит чуть-чуть завуалировать свои чувства, а не выставлять табличку: «Осторожно! Высокое напряжение». Ведь настоящая femme fatale скрывает, что она… роковая.

Знаменитые Скорпионы femme fatale: французская куртизанка, писательница и хозяйка литературного салона Нинон де Ланкло; Маргарет Митчелл (собственный прототип Скарлетт); Марта Геллхорн - роковая любовь Эрнеста Хемингуэя; Лиля Брик - возлюбленная Маяковского; киноактриса Софи Марсо.

СТРЕЛЕЦ: Храбрость + Интрига - Категоричность = femme fatale

Не обязательно метать в мужчину стрелы Амазонки… Достаточно поразить его откровенными заявлениями, категоричными высказываниями и поставить вопросом в неловкое положение, что успешно и делают женщины-Стрельцы. Они не умеют лгать, но зато умеют крепко дружить с мужчинами. Ни то, ни другое не делает женщину-Стрельца - роковой. Потому что femme fatale не только никому не доверяет, но и сама не прочь солгать, когда это необходимо: это лишь помогает ей не разочаровываться и не наступать на грабли. La femme fatale не заботится о своей репутации, как это делает Стрелец. Собственный внутренний мир и желания должны приобрести для Стрельца гораздо большую ценность, чем мнение публики. Отважность и непокорность роднит Стрельца с женщиной femme fatale, но ей не хватает интриги и хитрости.

Знаменитые Стрельцы femme fatale: Франсуаза дОбиньи, вошедшая в историю под именем маркизы де Ментенон (была бедна и не красива, но ум и правильный расчет помогли ей стать, пусть и без права на трон и корону, второй супругой Людовика XIV).

КОЗЕРОГ: «Нет» + Романтичность + Мечта = femme fatale

У женщины-Козерога есть одно очень важное качество femme fatale - умение говорить «нет». Но женщина-Козерог похожа не на роковую женщину, а на Снежную Королеву, восседающую на мраморном пьедестале. Она отлично чувствует фальшь, поэтому редко расслабляется в романтических ситуациях, а, следовательно, резко сужается круг её поклонников. Ей важно, чтобы мужчина был обеспечен и чтобы его уважали. Но человек - не платье с этикеткой хорошей фирмы… Женщина-Козерог может упустить своё счастье, приняв заколдованного принца за безобразную скользкую жабу. Дайте же шанс голодающему поэту!.. Ведь femme fatale не делает ограничений и позволяет себя любить независимо от внешности, возраста и социального статуса. Женщине-Козерогу не хватает веры в чудо и мечты. А если у неё есть мечта - она непременно её осуществит, потому что Козерог - мастер добиваться своей цели.

Знаменитые Козероги femme fatale: Маркиза де Помпадур (Жанна-Антуанетта Пуассон) - фаворитка французского короля Людовика XV; Марлен Дитрих (настоящее имя - Мария Магдалена фон Лош) - знаменитая американская киноактриса; Паллада Богданова-Бельская - «демоническая женщина» богемного Петербурга серебряного века.

ВОДОЛЕЙ: Свобода + Оригинальность - Эксперименты = femme fatale

Эту бабочку не так-то просто поймать… Она обожает свободу. Она словно принадлежит всем и никому. Она не станет тратить свою жизнь на мужчину, который не уверен себе. Её вниманием завладеть не трудно, так как она любит свежесть и новизну ощущений, но принудить к чему-либо - невозможно. Столь гордая натура может родиться в нищете, но по жизни пойдет как королева. Всё эти качества Водолея соответствуют роковой женщине, но женщине-Водолею важно не переборщить с юмором, а также шокируя мужчин и проводя над ними эксперименты. Всё уникальное и необычное когда-нибудь становится скучным и пресным, поэтому женщине-Водолею следует больше всего обращать внимание не на необычных мужчин, а на тех, кто более надёжен.

Знаменитые Водолеи femme fatale: Жена Джона Леннона - Йоко Оно; Лу Саломе (Луиза фон Саломе) - женщина, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке; актриса Любовь Орлова.

РЫБЫ: Тайна + Женственность - Пассивность = femme fatale

Женственная и обаятельная Рыбка притягивает мужчину, как азартного рыбака. Но испытав однажды страсть, мужчина быстро с ней расслабляется. А роковая женщина никогда не позволяет мужчине расслабиться! Рыбе следует показать, что она умеет доминировать, управлять, выдвигать требования, принимать решения, а её мягкость - обманчива. Если она будет заставлять мужчину двигаться вперед, да и сама не будет пассивно плыть по течению, то это покроет всё её недостатки. Скрытные и мудрые Рыбы умеют хранить тайны, в них есть загадка, которую так любят мужчины!

Знаменитые Рыбы femme fatale: Анна Керн - «мимолётное виденье и гений чистой красоты» А.С. Пушкина; Кристин Килер - танцовщица стрип-шоу и звезда громкого общенационального политического скандала в Великобритании; актриса Шарон Стоун.


«Я с тобой играю, как с игрушкой, Как с бездушной куклой детских лет, И в набитую ватином тушку Я воткну пластмассовый стилет...» Неизвестная поэтесса с бескрайних интернет-просторов

«...Иду я, такая красивая, а мужики вокруг падают, падают, и сами собой в штабеля укладываются!» - мечтала Тося Кислицына из кинокомедии «Девчата», и наверняка у нее были миллионы розовощеких единомышленниц. Спустя годы мечтательницы выросли и несколько подкорректировали грезы: пожалуй, не надо, чтобы сотни мужиков падали и укладывались, достаточно одного, максимум двух – чтоб про запас. А некоторые не изменили мечте, разбивание мужских сердец поставили на конвейер и удовлетворенно вздыхали, слушая песню Меладзе про «Текилу-любовь»: «Она река моя, я посреди нее стою на якоре…».

Кто они, эти слушательницы? Узнать их легко по каблукам-стилетам, провокационным нарядам, голосу с волнительной хрипотцой, бьющей через край истоме и сексуальности, дьявольским очам с поволокой. Это – роковые женщины, le femme fatale, фам фаталь, как говорят французы. А еще за их плечами – горы павших на поле битвы за любовь, то бишь куча , где проигравший поклонник метнул к ногам триумфаторши честь, семью, принципы, ну и, до кучи, жизнь и кошелек. Естественно, фам фаталь не таскает за собой тележку, груженую телами павших и падших. Но эта мадемуазель сделает все, чтобы окружающим стало известно о ее роковом влиянии на судьбы мужчин. Потому что это – часть обязательной пиар-компании…

Принято считать, что от чар роковых женщин мужчины теряют головы и ломают судьбы, а «однополчанки» их боятся и ненавидят. И завидуют: мол, повезло же некоторым родиться с колдовским даром. А мы попробуем развенчать мифы и убедить: фам-фатали – это несчастные бабы, которые ничегошеньки не могут создать, им под силу только разрушать. Они и хотели бы, да не могут остановиться на одном-единственном избраннике, гарцевать из одной постели в другую – их вечный удел. Их не бояться, а пожалеть надо.

«У них особенная стать…»

А почему, собственно, их нарекли «роковыми»? С чего понадобилось пафосно упоминать Рок и Фатум, когда вертихвостка кружит головы дяденькам? Прозвали их так, потому что данные барышни роковым образом повлияли на мужские – сподвигли стреляться на дуэли, сигануть с обрыва, бросить институт, из ревности набить морду боссу, полоснуть по венам бритвой. То есть внесли разрушительные изменения в жизнь отдельно взятого мужчины. А вот если избранница заставила «подопечного» поступить в вуз, убедила завязать с выпивкой и друзьями-идиотами, помогала писать «Апрельские тезисы» и сделать революцию – не бывать ей роковой. Потому что она созидает, а для присвоения звания «фам-фаталь» нужно разрушать и мучить.

Так чем же владеет роковая красотка, какими методами и средствами берет в плен своих чар? Кстати, сразу оговоримся: несмотря на комплимент «красотка», эта дама может быть вполне себе заурядной внешне. С конопушками на носу и ногами явной кривизны. Но в чем ей точно не откажешь, так это в эффектности. Фам фаталь умеет одеваться, не всегда супер-модно, но обязательно делая ставку на сексуальность, так что декольте, каблуки, броские украшения - велкам. Демонстрирует крайнюю уверенность в себе, унижаться и заискивать не станет, ее принцип – «сами придут и предложат».

Как правило, эти искательницы приключений хорошо образованы и умны, потому что одной лишь исполинской грудью и красными губами свести мужчину с ума сложновато. Им также приписывают отменное чувство юмора, подкупающую самоиронию. А вот с чем им точно повезло, так это со знанием мужской психологии. Чаще всего эта мудрость дается от природы, врожденный дар. И, наконец, – секс-якорь, верное и надежное средство. Роковая женщина дразнит мужчин кажущейся доступностью, манит и обещает, и в какой-то момент уступает ухаживаниям. Чтобы после получаса мурлыканий встать, отряхнуться, как курочка, и, театрально надломив бровь, трагически молвить: «Поди прочь, мы не можем быть вместе. Я погублю тебя, меня страшиться надо!» Может, конечно, и без высокопарного бреда, суть одна – ускользнет, оставив несчастного с мозгами набекрень и неразрешимым вопросом: «Что не так? Чего она взбеленилась? О, коварная, роковая!». Секс-крючок действует безотказно, поскольку красота, в принципе, вторична, а вот от секса существует физиологическая зависимость. И фам фаталь умеет убедить мужчину, что только с ней особенно ярок, хорош и желанен.

А теперь несколько странных совпадений: роковые женщины предпочитают разбивать сердца небедным мужчинам, прямо закономерность какая-то. За их счет, в принципе, и существуют, с покорным вздохом и вымученной улыбкой принимают подарки, не визжат при виде бриллиантов, но благодарят загадочной улыбкой и чем-то еще. Люди знающие говорят, что в просторечном лексиконе для такого женского поведения есть емкое слово из пяти букв, но оно нецензурное, так что пусть остаются «фам фаталь».

«…Так Пушкин влюблялся, должно быть,
так Гейне, наверно, любил…»

Такое впечатление, что роковые женщины остались в прошлом. И было их – раз-два и обчелся. Лиля Брик, Лу Саломе, Гала Дали , ну и книжные образы - Кармен, Манон Леско, Настасья Филипповна . На самом деле, добра этого хватало всегда. А вышеупомянутые дамочки потому вошли в историю, что имели отношения не с простыми смертными, а с очень даже известными кавалерами. И огонек чужой славы светил и на них. Заодно неслабо «подогревал материально».

Приснопамятная Лиля Брик, например, вполне себе пользовалась благами, которые давала слава поэта Владимира Маяковского. При этом беззаветно любила законного мужа Осипа Брика, о чем в мемуарах оставила шокирующее признание: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал...» Кстати, вот вам рецепт «фам фатальности» от мадам Брик: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье». А потом можно куснуть кормящую руку, заявив в кругу друзей: «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой – рифмой. Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». Эта же «царица Сиона евреева» очень переживала, если поэт вдруг увлекался другой женщиной, и прилагала все усилия к возвращению кавалера.

Не отличалась духовной возвышенностью и супруга гениального безумца Сальвадора Дали. Гала была не просто заурядной внешне, она была откровенно некрасива. Меняла , шикарно существуя на деньги мужа. Нет ни одного убедительного свидетельства ее выдающегося ума и душевной широты. Но есть художник, творения которого провозгласили великими и «назначили» их вдохновительницей Галу, так и возникла общая истерия по поводу ее фатальности. Хотя тысячи мужчин общались с госпожой Брик и с Галой и никаких «странностей» не заметили. Может, дело в мужчине? Недаром бытует ироничный афоризм: «Не существует роковых женщин, есть только роковая глупость мужчин».

Именно так, говорят психологи, роковые женщины - продукт, порожденный ожиданиями слабых мужчин. Ни один психически уравновешенный мужик не станет жертвой разрушительницы. Жертвы роковых женщин, как правило, вечные мальчики, инфантильные, нуждающиеся в «крепкой женской руке». Даже если на первый взгляд это лидеры и стопроцентные мачо. А еще такие мужчины испытывают болезненную тягу к сильным отрицательным эмоциям - они дают им необходимый адреналин. Вот и подсаживаются мытари на адреналиновую муку, которую в изобилии дают агрессивные, непостоянные дамы. Они-то и поддерживают миф о роковых феминах. Гениально по этому поводу сказал великий Вертинский: «Я могу из падали сочинять поэмы, я люблю из горничных делать королев».

Пожалейте королеву

Откуда берутся роковые женщины, почему некоторые не расстаются с мечтой Тосей Кислицыной? Ответ психологов – из , не слишком благополучного и счастливого. Где отец был ничтожен и презираем, а мать всегда доказывала свое превосходство. Вместо того чтобы дарить дочери тепло и любовь. Поэтому единственно возможная модель поведения для выросшего создания – игра под названием «я лучше тебя». Поклонники, кавалеры и любовники будут меняться постоянно, количество никогда не перейдет в качество.

Еще одно горе «пиковой дамы» - она не способна сама полюбить. Потому что считает это слабостью, боится открыть сердце, «подставиться», страшится быть униженной. Однако, на свое счастье, не считает себя в чем-то обделенной, единственный ее кошмар – потеря молодости и «товарного вида». В итоге женщина сама сидит на крючке, она обречена на вечную игру с известными условиями – влюблять в себя мужчин и бросать их. И вот ведь какой парадокс – за всем этим стоит чудовищная неуверенность в себе и заниженная самооценка, преподносимая как завышенная, как королевский статус. Но уверенная в себе женщина не станет играть в эти игры, не будет кому-то доказывать свое превосходство, найдет одного-единственного, выйдет замуж, нарожает детей и будет спокойно жить. Откладывая деньги на летний отдых и стиральную машинку «Индезит».

Как ни казалась бы заманчивой роль роковой красавицы, которая идет по жизни смеясь и кружит мужчинам головы, ничего хорошего и романтичного здесь нет. Расплата за роман с ней – глупый поступок, загубленная семейная жизнь, пущенная под откос карьера. И что же привлекательного в этих руинах?

Если вам "повезло" ощутить влияние фам фатали на собственную семью, не поддавайтесь панике. Не такая уж она роковая, чтобы с ней не справиться. Мощное оружие против ее приемов – жалость и смех. Поэтому не возбраняются ненавязчивые разговоры о нелегкой женской доле вашей соперницы, дескать, пора рожать, а она все птичкой божьей порхает. Вслух пожалейте мужчин, которых хищница уже пережевала и выплюнула, усмехнитесь их незавидному положению. Больше, чем отвергнутым, мужчина боится показаться смешным. Вот и обрисуйте ему перспективы (весьма реальные) стать посмешищем.
А вообще-то все женщины в чем-то фатальны. Вы за любимого, родили ему детей, убедили бросить экстремальные гонки и приучили к ремню безопасности в автомобиле – разве не повлияли на его судьбу?

Роковая женщина - это ночная лампа для мотыльков. От неё сносит крышу у королей и нищих, у бедных студентов и олигархов средней руки. На нее "залипают" мгновенно, а отрываются с болью и кровью - если отрываются вообще. От нее ("от греха подальше") оттаскивают за руку жены своих внезапно столбенеющих мужиков. Ей дарят состояния и идут по миру с улыбкой на лице. Ради свидания с ней грабят банки, влазят в долги и потом стреляются, оставляя записку: "Дорогая, я ни о чем не жалею". Ей прощают измены и сумасбродства. От нее сходят с ума - и вовсе не в переносном смысле.

Мифология femme fatale

Традиционно бытовая психология описывает femme fatale как красивую стерву: влюбила-помучила-бросила. Но - в действительности все совсем не так, как на самом деле.



Во-первых, далеко не все они такие уж красотки. Если честно, роковая женщина - это вообще не про красоту. Жаклин Бувье-Кеннеди-Онассис, например, была весьма недурна собой. А Гала - страшнее атомной войны (на мой очень суб"ективный взгляд). И это не мешало ей иметь армию любовников в два раза моложе себя и нежно отвечать на мольбы Сальвадора Дали: "Ну Сальвадорчик, ты уже слишком старый для меня!"

Во вторых, они далеко не всегда стервы. То есть бывают стервами - а бывают и милыми, заботливыми, поддерживающими и вдохновляющими. И все это в одном флаконе - что еще больше повышает его (флакона) убойную силу.

Но тогда что же?

Двойной удар

Ключевая характеристика психо-семантического профиля femme fatale - это наличие одновременного существования в актуальном пространстве прямо противоположных смысловых контекстов.

Так. Это я опять забыл, куда пишу. Ага, сейчас...

Вот насколько доступной должна быть/выглядеть женщина, чтобы мужику ее захотелось? Это вопрос. Будешь выглядеть недоступной - пройдут мимо. Ну, может, кроме мачо с космической самооценкой и мальчиков-пикаперов в состоянии "на все, что движется". Будешь выглядеть совсем доступной - так же мимо + презрительный взгляд. Среднестатистическая женщина это интуитивно чувствует и так же интуитивно выбирает "срединный" путь. Не так - но и не так. Не жара - но и не айсберг. Ну да, работает...

Роковая женщина это чувствует тоже, но ведет себя совершенно иначе. И жара, И (!) айсберг. И доступна, и недоступна - одновременно. Совершенное в плане ухоженности тело - неряха не может быть роковой женщиной - подчеркивает соблазнительность, а значит - для тебя делалось, дурень, не зевай! Подчеркнутое колено, разрез на бедре, приподнятая грудь в вырезе платья... А еще - незаметный чувственный вздох ("я просто так дышу!"), сближение, касание... Легкая пауза перед ответом... Слегка расфокусированные зрачки... Но - взгляд свысока, прохладный тон, доброжелательная дистанция в разговоре не просто подсказывают - неоновыми буквами пишут: руками не трогать! Нет - я не шучу - НЕТ! Не будет у нас с тобой ничего, парень - ни секса, ни любви. Я просто вот такая, и не для тебя, а вообще.

От откровенного соблазнения мы защищаемся на автопилоте, включая контроль и фильтры восприятия. Но если на осознанном уровне оно прикрыто подчеркнутой психологической дистанцией - фильтры просто не срабатывают. Наше мужское существо отзывается на оба потока информации одновременно. Нас начинает корежить, плющить, колбасить. Нас влечет и отталкивает, хочется быть быдлом и ботаном, трахнуть эту самку и галантно подать ей руку...

И даже это еще не все. У истинной femme fatale есть в запасе еще пара ролей, которые для вас - истинный coup de grâce. Это заботливая мать, готовая поддержать вас в трудную минуту, и маленькая беззащитная девочка, наоборот требующая вашей поддержки. Это не то, что привлекает. Это то, что заставляет остаться. От стервы можно уйти. К холодной леди можно не приближаться. Но как только вы увидели эти мудро-безащитные глаза маленькой женщины - вы пропали.

Сумасшествие начинается, господа, вы еще можете успеть!..

Непредсказуемость

Если вы подумали, что в роковой женщине просто как-то уживаются сексуальность и холодность, самка и леди - это только начало правды. В ней вообще намешаны масса контекстов, которые проявляются не только одновременно, но и по очереди. Это хорошо отражается в ее желаниях.

Если одновременно - значит "я не знаю, чего я хочу, прими решение сам, ты же мужчина". Мужчина. Принял. "Нет, я пожалуй хочу другого..." Она не издевается. Просто одно желание у нее успокоилось в тот момент, когда вы с ним согласились, а их там еще ого-го...

Если по очереди - значит "вот такая я порывистая. Тэффи: "Кавалеру, провожающему ее с бала и ведущему томную беседу об

эстетической эротике с точки зрения эротического эстета, она вдруг говорит,

вздрагивая всеми перьями на шляпе:

Едем в церковь, дорогой мой, едем в церковь, скорее, скорее, скорее.

Я хочу молиться и рыдать, пока еще не взошла заря.

Церковь ночью заперта".

И плевать, что заперта. Чего хочет женщина - того хочет Бог.

Не только внезапно захотеть, но и внезапно расхотеть - наше все. Читаем дальше у Тэффи: "Любезный кавалер предлагает рыдать прямо на паперти, но "она" уже

угасла. Она знает, что она проклята, что спасенья нет, и покорно склоняет

голову, уткнув нос в меховой шарф.

Иногда как непредсказуемость мы воспринимаем парадоксальную реакцию femme fatale на близость. Пока вы находитесь в дальнем окружении - с вами милы, теплы и доброжелательны. Постепенно начинается процесс сближения и - какая прелесть, жизнь все лучше и лучше, а ее отношение к вам все теплее и нежнее. Но в какой-то момент - щелк! - и без всякого повода с вашей стороны перед вами возникает вставшая утром не с той ноги Снежная Королева. И в ответ на незаданный вопрос - "а что, я вам что-то обещала, милорд?!" А если бы и да? Если женщина обещала и не сделала - значит женщина п-а-ш-у-т-и-л-а!

Закрытый мир

Тэффи: "Но всегда у нее есть какая-то тайна, какой-то не то надрыв, не то

разрыв, о которой нельзя говорить, которого никто не знает и не должен

Вы никогда не знаете про нее не только всего, но и вообще чего-то определенного. Откуда у нее деньги, в которых она так редко испытывает недостаток? Почему ее знают все - и со всеми у нее какие-то дела, отношения, про которые она говорит "да так, пустяки..."? Кто звонит ей среди ночи и кому звонит она, когда "устраивает дела" очередного своего "да ты его не знаешь"?

Вы можете ей только верить, ни к чему другому вас не допустят. И не повторяйте глупость Иванушки-Дурачка, пытавшегося радикально разобраться с прошлым Царевны-Лягушки.

Жизнь на пределе

Любой организм, живя в информационном вакууме и получая противоположные по смыслу сигналы, попадает в ситуацию стресса. Мужской организм, даже познавший значение слов "экзистенциальная фрустрация", не исключение.

А что такое стресс? Это турбонаддув адреналина.

Отношения с роковой женщиной - это перманентное состояние адреналиновой бури. Это полет, пожар, наркотическая эйфория и бои без правил одновременно. Нужно привлекать внимание, потрясать, отвлекать от других, предлагать тысячу вариантов, из которых выберется один - и скорее всего не твой. А главное - соответствовать уровню крутости - самому и обеспечивать уровень жизни - ей.

В принципе, великие мужчины умели извлекать из этого пользу для себя. Цезарь, Бонапарт, Дали использовали присутствие femme fatale в своей жизни как мегадопинг - и побеждали (кстати, не обязательно быть Наполеоном, я знаю пару примеров среди ученых и бизнесменов). Сами же роковые женщины со временем начинали воспринимать себя как вдохновительниц и муз.

Мужчины же менее великие - коих статистическое большинство - рано или поздно спекаются. Жизнь на пределе сил не бесконечна, а синдром сгорания никто не отменял. И дальше у слабаков два пути. Либо держаться до последнего - и рано или поздно сойти с дистанции - либо попытаться превратить роковую женщину в обычную. Что в большинстве случаев кончается тем же.

Образ роковой женщины становится все более популярным в массовой культуре. Это происходит на фоне поиска женщинами своей идентичности, когда отыграны все предложенные феминизмом роли. Вместе с тем, роковая женщина - не до конца разгаданный и малоизученный наукой феномен. По сути, это уникальное явление, которое связано со способностью женщины через собственный нарциссизм раскрывать индивидуальность другого человека. К такому выводу в ходе исследовательского анализа пришла доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Ирина Сохань

На тему роковой женщины можно найти массу материалов в интернете. Но ни один из них не дает представления о том, в чем заключается суть феномена. Известно, что роковые женщины в истории буквально играли судьбой влюбленных в них мужчин, что оправдывает само определение «Femme Fatale», то есть роковой женщины.

Среди ярких примеров, которые анализирует в своей работе Ирина Сохань, подруга Владимира Маяковского Лиля Брик и возлюбленная Фридриха Ницше Лу Саломе. Эмпирическую основу исследования составил анализ тридцати исторических персонажей - женщин, характер и практики репрезентации которых позволяют сделать вывод об их нахождении в регистре Femme Fatale.

За роковой женщиной часто тянется шлейф самоубийств, но и она же вдохновляет гениев великие свершения. Так образ возлюбленной Ницше Лу Саломе лег в основу, созданной Фрейдом теории нарциссизма.

Именно в ключе нарциссизма следует рассматривать Femme Fatale, считает Ирина Сохань. Однако нарциссизм роковой женщины - это не некая патология, а внутренняя суть, направленная на раскрытие и отражение индивидуальности другого человека.

«Сегодня, в постфеминизме, возникает особый интерес к Femme Fatale, и одновременно появляются различные исследования, направленные на реабилитацию традиционной модели феминности, на отклонения от которой лепится ярлык патологии», - говорит исследователь. В обществе существует запрос на поиск и обнаружение такого типа женщины, который мог бы быть ролевой моделью для женщин в целом, олицетворяя уникальность феминности в каждом конкретном случае и вне зависимости от социальных и культурных обстоятельств . «Этот тип тяготеет к Femme Fatale, исследование которой и возможно в рамках постфеминизма, с использованием исторического, культурологического, социологического и психоаналитического подходов», - пояснила исследователь.

Роковая женщина не обязательно должна быть красавицей. Ее ведущая сила не в убивающей наповал сексуальности, хотя она и является непременным атрибутом Femme Fatale. Например, Мэрлин Монро роковой женщиной не была. Она обладала даром магической сексуальности, но в то же время была уязвимой и зависимой, что не присуще Femme Fatale, отметила исследователь.

Главный признак роковой женщины - наличие изрядной доли нарциссизма. «Едва ли не все современники отмечали маниакальную сосредоточенность Femme Fatale на себе», - говорит Сохань. Один из ярких примеров - женщина-загадка ХХ века Лу Саломе - психотерапевт и писатель, превратившая собственные внутренние процессы в объект, в том числе, профессионального самонаблюдения. Считается, что именно общение с Саломе вдохновило Ницше на создание одного из его самых известных произведений «Так говорил Заратустра». И именно знакомство с Саломе побудило Фрейда на создание знаменитой теории нарциссизма. Однако для Лу Саломе, которая была ученицей Фрейда, образ Нарцисса нес собственную, отличную от фрейдовской символику. Это, в первую очередь, состояние любви к себе и через нее - к окружающему миру. Согласно Саломе, для женщины любовь - это реализация самой себя, а другой лишь зеркалит ее избыточность и способность к наслаждению, рассказала Сохань.

Ключевой для роковых женщин является именно способность к реализации даже в жестких патриархальных условиях. «И если для ярких, талантливых женщин патриархальные установки стали причиной их трагической судьбы, то для роковых - лишь декорацией», - рассказала исследователь, отметив, что Femme Fatale при этом по сути своей не имеет никакого отношения к феминизму. Феминизм отстаивает права всех женщин, а роковая женщина только свою индивидуальность и собственный уникальный путь.

Путь роковой женщины - это, в первую очередь, поиск самой себя в Другом. Но другой всегда слишком мал для нее, он может ей соответствовать только как представитель чего-то более грандиозного, например, художественного дара . «В результате для Femme Fatale может быть “и целого мира мало”. Она разочаровывается в Другом и идет дальше. Но если только в этом Другом действительно есть нечто, превосходящее простое человеческое, то может получиться союз вроде союза Сальвадора Дали и его Галы», - говорит исследователь.

При этом роковой женщине присуще ощущение собственной целостности и отсутствие чувства вины и стыда. Яркий пример тому - подруга Владимира Маяковского Лиля Брик, которая в условиях тоталитарной власти, подавлявшей всякое проявление сексуальности, имела собственную абсолютную власть над людьми. «Сексуальность Брик была антагонистична традиционной модели женской сексуальности: это была сексуальность без вины», - говорит Сохань. То же самое касается Лу Саломе, которая до тридцати с лишним лет упорно хранила девственность, но потом, заключив платонический брак, ничем не ограничивала себя в свободных отношениях. Однако Femme Fatale не зациклена на реализации своей сексуальности. В других ее привлекает, в первую очередь, творческое начало, то, что находится за пределами обыденного, человеческого. «Ее сексуальность - от собственной нарциссической избыточности, поэтому она воспринимается такой свободной и привлекательной практически смертельно», - говорит исследователь.


ДАР ПСИХОАНАЛИТИКА ИЛИ ГЛАВНЫЙ ТАЛАНТ РАСКРЫВАТЬ ТАЛАНТ

Роковая женщина может быть талантливой и успешно реализовывать себя в разных сферах. Так Саломе прославилась как психоаналитик и написала несколько книг, в том числе «Эротику», получившую в свое время статус бестселлера. Но ее книги были бы давно забыты, если бы не роковая роль в жизни Ницше, роман с Рильке и т.п. Главный талант настоящей Femme Fatale, по мнению исследователя, заключается в способности обнаруживать и раскрывать дар другого. И этим даром Саломе владела виртуозно, проявив его, в том числе, в психоаналитической работе. «Работа в качестве психоаналитика - это функция извлечения истинного “Я” пациента из той ложной оболочки, в которой он к ней пришел. Это очень аутентично для роковой женщины», - замечает Сохань. Саломе была единственной из учеников Фрейда, кому он разрешил практиковать без прохождения всех ступеней обучения.

«Лиля Брик почти профессионально занималась балетом, снялась в кино, и, наверное, из нее неплохая актриса могла бы получиться, - продолжает исследователь. - Но все дарования Femme Fatale скромны относительно главного - нарциссического обольщения людей, в процессе которого обольщаемый обнаруживает в себе нечто новое, то есть реализуется скрытая проективность. И это и есть чудо роковых женщин». Биографы Брик отмечают, что она обладала уникальным чутьем на поэтический дар в человеке.

«Femme Fatale при этом может быть травматичной для другого, потому что ее нарциссизм воспринимается как вызов человеку, который в силу специфики своего антропоморфного бытия испытывает разлом между собой как наличием и собой как возможностью», - говорит Сохань. Отсюда самоубийства, которые обязательно присутствуют в историях, связанных с роковыми женщинами.

КОНФЛИКТ СОВРЕМЕННОЙ ФЕМИННОСТИ

Поскольку в классическом варианте Femme Fatale не озабочена собственными творческими задачами, это делает ее вписываемой в контекст традиционной культуры, которая отчуждает у женщин все их творческие способности в пользу мужчин. Роль Femme Fatale - это роль музы-вдохновительницы. Яркий пример воплощения этой роли в истории - жена Сальвадора Дали - Гала Дали. По мнению исследователя, она наиболее аутентично реализовала классический для этого типа сценарий отношений музы и вдохновленного ею гения.

Из современных женщин, по мнению Сохань, роковой можно назвать Карлу Бруни, которая также более всего известна чередой романов с творческими и влиятельными мужчинами. «И роковой не назовешь, к примеру, ту же Элизабет Тейлор, которая, несмотря на многочисленные браки и романы, была ярчайшей личностью, что высвечивается во всех ее ролях. Великая актриса, но не Femme Fatale», - считает исследователь.

В то же время Femme Fatale представляет собой абсолют феминных сил, которые вытесняет традиционная культура. Эти силы заключаются в способности женского к мощной индивидуализации не только себя, но и, прежде всего, Другого.

Всплеск интереса к феномену Femme Fatale в современной культуре, по мнению исследователя, отражает то, что женщины исчерпали предложенные феминизмом ролевые модели и ищут нечто, выражающее смысл женской судьбы в ситуации отрицания любого социально-политического и культурного давления. А это именно роковая женщина, поскольку ее образ, с одной стороны, архитипичен, а с другой, находится на противоположном полюсе от патриархального жертвенного образа женщины - матери-хозяйки, растворившейся в тотальной заботе о других.

«Одним из маркеров поиска женщинами особого пути реализации своей идентичности сегодня является появление и спрос на них всевозможных женских семинаров-тренингов, которые начинались как курсы стервологии, а затем модифицировались в многоликое разнообразие - от курсов Афродиты до уроков сексуального мастерства», - комментирует Сохань.

При этом практики современного общества демонстрируют рост нарциссизма.

«Современная культура имеет визуальный акцент, и включает подспудное соревнование - кто дольше и больше сфокусирует на себе взглядов и внимания других. Привлекает именно нарциссичность, то есть не тот, кто тебя разглядывает, а тот, кто поглощен собой. Последний культурный тренд - селфи, по сути, практика фиксации демонстративного любования собой», - говорит Сохань. В соцсетях, по мнению исследователя, в наиболее незамутненном и неотрефлексированном виде господствующие массовые стратегии выражают девочки-подростки . «Их фото отличает чрезмерная обнаженность и максимально отведенный от потенциального зрителя взгляд. То есть мало что понимая, юные фемины интуитивно моделируют нарциссизм и присущий ему соблазн, подозревая, что это самый эффективный способ влияния», - рассказывает Сохань.

Однако в реальной жизни, по мнению исследователя, современной женщине не хватает подлинного нарциссизма, то есть настоящей сосредоточенности на собственной женственности. «А различные практики современного массового общества породили, скорее, феномен имитационного нарциссизма», - считает исследователь.

СТРАТЕГИИ FEMME FATALE ОДИНАКОВЫ ПРИ ВСЕЙ УНИКАЛЬНОСТИ

Femme Fatale не соотносима ни с одним типом женщин, которые появлялись как преодоление традиционных гендерных ролей. Это всегда единичные случаи разрыва патриархальной культуры на фоне остального большинства. Парадокс в том, что сегодня подобная уникальность становится востребованной на массовом уровне.

Однако вряд ли роковая женщина может быть ролевой моделью для массовой женской аудитории. «Ее надо изучать именно в качестве абсолюта феминности, но рекомендовать в качестве ролевой модели все равно, что рекомендовать ницшеанского сверхчеловека в качестве ролевой модели для человека», - считает Сохан ь.

Тем не менее, несмотря на уникальность стратегии поведения и реализации себя в жизни, Femme Fatale одинаковы, а потому феномен доступен для исследований и нуждается в них - в силу серьезной трансформации социального поведения и запросов общества. «Нарциссическое ядро Femme Fatale ставит вопрос о регистрации нарциссических черт как в индивидуальной, так и в коллективной моделях идентичности современной женщины, что обусловливает характер запроса на “практики роковой женщины” и позволяет делать прогностические выводы о траекториях развития феминности в современном обществе», - говорит исследователь.