Иран

Одежда изолирует нас от крайностей температуры, она удовлетворяет потребность в украшении, она помогает подчеркнуть или замаскировать человеческое тело и фигуру. То, что мы носим, определяет, кто мы, или как о нас думают люди. Традиционный персидский костюм, возможно, увидеть на миниатюрах 16-го столетия. Они показывают нам, что одежду носили в многократных слоях. Другими словами, женщина, носила на себе множество предметов одежды, один одевая на другой.

Одежда на персидских миниатюрных картинах может быть описана как состоящая из четырех основных элементов: штаны, рубашка, кафтан или пальто, и немного разнообразия головных уборов. Пальто, которое было открыто к низу спереди, имело выточки в талии, и длинные рукава, сшитые в проймы. Сначала его длина была до района колена. Брюки были широки, но сужались в лодыжке.

Поскольку хлопок и шелк были широко доступны, вероятно, они обычно использовались в предметах одежды того времени. Персидские миниатюрные картины используют и яркие и приглушенные цвета для одежды. Использовались оттенки коричневого, зеленого, синего, красного, желтого, оранжевого, и розового цвета.

Краски, используемые для текстиля, были получены из животных или растительных источников. Всюду по большей части истории Ислама женщины носили скрывающую их одежду. В Персии было распространено три основных стиля вуалирования: большой платок или плащ, маленькая косынка с или без завесой для лица, и платок объединенный с длинной прямоугольной частью ткани с решеткой для глаз.

Женщины носили одежду с v-образным вырезом на груди. Одежда была очень длинной, и длина платья соответствовала длине рукава. Одна вещь ясна из этих картин: одежда не изменялась в течение 200 лет. Подобную одежду все еще носят. Вырезы различных слоев одежды были все видимы, и большинство вырезов имело v-образную форму.

Штаны носили оба пола в Исламских областях. Есть несколько хадитов (традиции Пророка), которые рекомендуют штаны, которые имеют, по крайней мере, длину ниже колена. Даже при том, что нет никаких доступных представлений или источников, показывающих женщин, носящих короткие штаны под длинными, но это имеет смысл с практической и гигиенической точки зрения.

Оман

У оманских женщин очень красочные костюмы, которые изменяются от области к области. Главные компоненты одежды женщины включают платье, которое носят на брюки (сирвал ) и головной убор, называемый лихаф . Есть многочисленные традиционные стили оманского костюма. Однако есть три главных типа, которые показывают яркие цвета, вышивку и художественные оформления.

Один стиль костюма скорее напоминает одежду, которую носят женщины внутри дома, в то время как другой украшен отличительными серебряными узорами и украшениями. Вышивка подобных платьев может занять приблизительно два месяца.

В области Дхофар платье (или тоб ) известно как Абу Дхаил, что означает "один с хвостом". Это платье короче спереди, и длиннее сзади, и сделано из роскошного бархата или хлопка, украшено золотой и серебряной вышивкой, бусинками и блестками. Это платье имеет квадратный вырез и вообще носится с легким хлопковым или шелковым ше"ла (главное платье), которое может также быть расшито жемчугом, блестками и иногда маленькими золотыми монетами для специальных празднований.

Сложные драгоценности часто носят с этим платьем, вокруг головы, шеи, запястий, лодыжек, пальцев и пальцев ног. Женщины Дхофари редко носят бирка (маска), но старшие женщины, происходящие из Неджда (область пустыни) и гор, могут ее носить. Бирка часто окрашивается золотым или цветом индиго.

Женщины, живущие внутри Омана, носят простое, но все же красочное платье, которое имеет длину чуть ниже колена и вышито с группами шелковой или золотой и серебряной нитями. Сирвал довольно свободное платье и сшитое из широкой шелковой ткани. Лихаф достигает низа спины и вообще сделан из шифона.

Костюмы области А"Шарквийя на востоке развились под влиянием их среды обитания. Этот костюм известен как квубба"а и сделан из шелка или нейлона, часто в черном, красном, фиолетовом или синем цвете. Перед, спина, лифчик и рукава вышиты золотым и серебряным шелком в геометрических и цветочных узорах. Платье иногда покрывается легкой черной верхней одеждой.

Тяжелые золотые драгоценности носят на голове, шее, руках и ногах, с кольцом на каждом пальце, каждый имеет отдельное название. Женщины из Батинаха , Мусандама и Дхахира имеют тенденцию носить кандоуру во всю длину, которая вышита различными узорами. Рукава украшены серебром, золотом, шелком и нитями зири. Вышивка на этих предметах одежды не столь сложна как в других областях, и таким образом процесс производства платья не занимает много времени.

Завесу, которая частично покрывает лицо, часто носят с золотыми и серебряными драгоценностями. Драгоценности, которые носят оманские женщины, вылеплены главным образом из золота, хотя традиционный металл был серебром.

Традиционная обувь была типом обуви на платформе, сделанной из дерева, называемая квурхаф . Однако большинство женщин теперь носит сандалии или ботинки западного образца.

Оманские женщины использовали естественную косметику в течение многих столетий. Много женщин в Омане красят свои руки и ноги с хной, особенно перед особыми событиями, такими как праздник Эйд или свадьба. Оманские костюмы настолько различны, красочны и привлекательный, что Почтовое отделение Омана произвело почтовые марки, изображающие мужские и женские одежды из различных областей.

Национальное платье для оманских мужчин простое, длиной по лодыжку, платье с длинными рукавами, называемое дишдаша . Цвет, который наиболее часто носят, является белым, хотя множество других цветов, таких как черный, синий, коричневый и сиреневый могут также быть замечены. Его главное украшение - кисточка (фураха ) вшитая в вырез.

Оманские мужчины могут носить множество головных уборов: муззар - квадрат из сотканных шерстяной или хлопковой ткани, обернутая и свернутая в тюрбан. Под этим иногда носят куммар , подобие кепки. Шал , длинная полоса ткани, действующая как держатель для ханджара (серебряный нож ручной работы или кинжал).

В формальных случаях дишдаша может быть покрыт черным или бежевым плащом, названным бишт . Вышивка, обрамляющая плащ, часто сделана из серебряной или золотой нити. Оманские мужчины, в целом, носят сандалии.

Ливан

Многие из деталей одежды, обычных среди крестьян и сельских жителей Ливана, происходят от древних стилей одежды древних народов этой земли.

Самым существенным является шерваль , очень широкие брюки обычно называемые мешковатыми штанами. Шерваль - распространенный и практический предмет одежды среди горных людей и сельских жителей. Более богатые люди одевали более широкие штаны и сои шерваль плиссировали в талии, как знак благосостояния. Хороший шерваль был сделан из прекрасной шерсти.

Слово шерваль имеет персидское происхождение. Строго говоря, это - внешний предмет одежды. Когда этот стиль брюк носят как нижнее белье, их называют либас . Некоторые полагают, что шерваль, возможно, были принесены в Ливан из страны называемой Финикией, в шестом столетии до н.э. персами. То, что шерваль были известны во время римского периода, определенно описано в хрониках.

Тип брюк шерваль носится как нижнее белье некоторыми женщинами в этой области. Этот вид отличается от мужских шерваль Ливана, а больше походит на курдский предмет одежды из-за их обилия, они расширяются в ширине к лодыжке, где они заплетены в кольцо или закрепляются шнуром. Сегодня бедуинские и курдские женщины все еще носят этот предмет одежды. Они используют хлопок или шелк для их пошива.

Наряду с шерваль также имеют широкое распостранение традиционные головные уборы. Во многих деревнях сохранились головные уборы, в то время как другие части традиционного костюма уступили западным стилям в одежде. Головной убор - самая верная подсказка о религии его владельца, этот предмет также дает общее представление о части страны из которой человек происходит и о сообществе, в котором он живет.

Например, христианские жители Северного Ливана носят высокий лаббаде , коническую кепку с применением верблюжьей шерсти. Вокруг своих лаббаде люди обертывают черный каффия и иногда агал . Лаббаде - очень древний головной убор простых деревенских жителей. Ученые полагают, что этот головной убор, возможно, носили уже в финикийские времена. Маленькие финикийские статуи, найденные в Ливане, показывают этот стиль конической кепки в цитадели Алеппо.

Из всех мужских головных уборов Ливана самый знакомый западному глазу - тарбуш , также называемый Фесом . Тарбуш всегда имел ту же самую основную форму и всегда был красного цвета, хотя ее форма была немного изменена в различные периоды. Его происхождение было прослежено к частям Малой Азии, где Оттоманские племена пришли к власти.

Популярность тарбуша в Ливане, Сирии и Иордании приписана Оттоманскому вторжению. После его введения тарбуш постепенно заменил маленькую местную кепку, известную как так’иях .

Самыми сложными из всех ливанских головных уборов был тантур , серебряный конус, который носили замужние дворянки. Тантур является устаревшим теперь, но можно получить превосходную возможность увидить его оригинальный вид в Музее Бейт-Эддин.


Эвелина Хромченко, признанный эксперт в мире моды, считает, что «красивое платье для каждой женщины - это проблема государственного масштаба». Однако власти Ирана придерживаются иной позиции: в этой мусульманской стране практически не существует такого понятия, как мода на платья, костюмы, юбки и блузки. Вместо этого – традиционные манто, платок, хиджаб и гольфы. Правда, местные жительницы все же ухитряются выглядеть привлекательно, не нарушая официальные запреты. Материалы Интернет-блога The Tehran Times посвящены тому, как же выглядят иранские женщины в повседневной жизни.


Согласно шиитской традиции, женская одежда должна быть черного цвета, это дань памяти пророку Мухаммаду, мученически погибшему от рук врагов. Не смотря на это, на улицах можно встретить женщин, одетых в манто и хиджабы других, не траурных, цветов (чаще всего это серые и белые). Представительницы прекрасного пола принимают обязательный дресс-код по-разному: одни враждебно, они считают, что таким образом ущемляется их свобода, другие – с энтузиазмом, они радуются, что их мужья вряд ли будут обращать внимание на других, ведь в длинных пальто и с покрытой головой все выглядят примерно одинаково.


Автор идеи создания Интернет-блога The Tehran Times – дизайнер Араз Фазаэли (Araz Fazaeli). Уроженец Ирана, он несколько лет прожил в Европе, где получил образование, а после вернулся на родину. Умение иранских женщин носить платки и пальто так, что они выглядят стильно, - это, по мнению дизайнера, одна из тенденций мусульманской моды. Араз Фазаэли не берется утверждать, стала ли для них одежда проблемой или, напротив, средством самовыражения.


Несмотря на то, что в Иране в продаже не увидишь журналов мод, да и вообще эти темы не обсуждаются в обществе, молодое поколение женщин стремится к самовыражению посредством изменения своего имиджа. Возможно, примеры тех, кто уже отчасти нарушил существующие строгие ограничения, может стать отличной мотивацией для тех, кто еще пока только мечтает это сделать.

Сейчас, когда путешествую по Ирану и вижу столько необычных явлений, хочется о многом рассказать. Для инстаграма в моих заметках много букв, поэтому на время возобновляю рубрику путевых заметок в блоге. Здесь они не затеряются.

Пишу про осень в центральном и южном Иране. Для справки, днем сейчас +30+35 , ночью +18+22 . На севере Ирана в горах прохладнее.

Возможно, летом в Иране одежда ярких цветов пользуется большей популярностью, но сейчас преобладает чёрный. 70% мужчин в чёрном, женщины тоже. Скорее всего это из-за праздника Ашура.

Иранская девушка

Когда видели иранцев в марте в , они были разряжены пестрыми попугаями. Штаны в облипку, грудь навыкат. И никаких платков! В своей стране иранцы соблюдают правила.

Мужчины ходят в чём хотят (брюки, джинсы, майки, рубашки, любая закрытая обувь). В шортах и сланцах ходить не принято даже в самую адскую жару.


Парни Ирана

Женщины носят платья, халаты, туники с длинным рукавом, под ними лосины, узкие штаны или джинсы. Бедра должны быть закрыты. Просто джинсы и короткую кофту нельзя. Длинные юбки тут не носят. Приталенные платья носят в больших городах.

С коротким рукавом никого не видела. Ноги должны быть закрыты по щиколотку, а руки, видимо, до запястья, хотя читала, что можно рукава 3/4.


Девушки Ирана

На ногах кроссовки или закрытые туфли. Каблуки — редкость. В сандалях можно, но в них сейчас никто не ходит. Мне жарко, хожу в босоножках, все смотрят на мои ноги.

Как женщины занимаются спортом? Кроссовки, спортивные штаны, сверху халат по колено или чуть выше колена. Я попробовала. Это жарко и неудобно.


Спорт в черном халате при +35 — странная забава

Бурки в Иране не носят. Возможно, где-то на границе с Афганистаном можно увидеть женщину в бурке, но в целом по Ирану лица у всех открыты. Макияж яркий. Подведенные брови, помада.

Много женщин в чадре (такая чёрная простыня, которая набрасывается на голову, придерживается рукой у подбородка и полностью скрывает фигуру женщины).

На фотке как раз дамы в чадорах.

Дресс-код для иностранок в Иране

Иностранки должны соблюдать дресс-код . Платок, длинные рукава, штаны и прикрытая платьем попа — обязательно.

Когда я собралась выходить из отеля в укороченных лосинах, хозяйка караван-сарая предупредила, что за такую одежду меня скорее всего заберут в полицию. Нужны штаны до пят!


Только иностранки ходят в балахонах и юбках до пят

Какую одежду брать в Иран летом или осенью?

  • Легкие платья по колено или чуть выше колена. Свободные или приталенные.
  • Платок из натуральной ткани любого цвета
  • Халат или тунику
  • Удлинненную легкую рубашку
  • Длинную майку с коротким рукавом, наверх тунику
  • Солнцезащитные очки
  • Носки

Такая одежда для Ирана подойдет

Обувь

Для парня — кроссовки с хорошей вентиляцией

Для девушки — босоножки/сандали и кроссовки (спортивную обувь), чтобы лазить по горам или гулять по пустыням

Обещала я кое-кому рассказать про Иран, про то, как надо там одеваться и что посмотреть. А еще давно хотела создать свой ЖЖ. И вот оно - совпало! Вообще-то я хотела писать в блоге о всяком своем рукоделии, но его не так уж много, да и есть много других интересных тем. Начну с «дресскода».

Для мужчин, как всегда, ничего особенного, ну разве что шорты и майки без рукавов не принято носить на улице. А вот для женщин посложнее будет. Надо сказать, что иранки одеваются по-разному: некоторые ходят в чадре, некоторые, особенно молодые девушки, стремятся выглядеть по-европейски и минимизировать количество одежды.
На улице, в общественных местах необходимо носить платок, снять его можно только дома или в номере гостиницы. Или, извините за подробности, в женском туалете))). Абсолютно не нужно закутываться в платок по самые глаза, наша цель - прикрыть волосы, кому-то нравится косынка, завязанная под подбородком, кому-то - палантин, накинутый на голову. Любое декольте - ни-ни. Шею тоже желательно прикрыть, хотя обычно за платком ее особо и не видно.
Кроме того, у женщины должны быть прикрыты руки, хотя бы до середины локтя и бедра. Иранки с этой целью поверх одежды носят манто (не подумайте, это не шуба), это - что-то типа платья с длинным рукавом, которое обычно застегивается спереди на пуговицы. Наш обычный плащ соответствующей длины отлично сойдет за манто, но это, если вы едете в Иран зимой, а уже в середине весны будет жарко, даже если надевать его на голое тело))). Тут пригодится длинная непрозрачная и не сильно обтягивающая! туника с рукавом как минимум ¾.
Большинство иранок носят манто с брюками - так удобно, однако и с юбками никто не запрещает. Только юбка должна быть… да, да, длиной до щиколоток. Честно говоря, я наблюдала несколько раз женщин в юбках покороче (до середины голени), но это было из серии «вышла из дома, села в машину, доехала до гостей, зашла в подъезд». А потом мне кажется, в данной ситуации в юбке неудобно, надо всегда следить, чтобы она не задиралась, особенно когда сидишь. Но это лично мое мнение.
Вот еще, что важно: весь этот «костюмчик» должен быть на вас, как только вы выходите из самолета; есть смысл заранее подготовится. На самом деле, все не так сложно как кажется. Мне сначала было непривычно постоянно ходить в платке (я носила палантин, косынки с детства ненавижу))), он с меня постоянно сползал, но потом я приноровилась. А остальная одежда привычная - джинсы и туника (или манто, купленные в Иране и подаренные родственниками).
Но хватит слов… Стала я рыться в своих фото, чтобы не быть голословной, а тут засада, как-то не интересовала меня раньше одежда иранок в качества объекта для фотографий. Всего несколько фотографий случайных прохожих((.







И вот совершенно неожиданно сегодня наткнулась на страницу anoushe , где очень подробно описана и показана одежда современных иранок, вот к примеру про манто http://anoushe.livejournal.com/143504.html .

Надеюсь, мой рассказ пригодится тем, кто хочет увидеть Иран, а там есть, что посмотреть. Оно того стоит!!!
Далее фото со мной, подругой и родственницами мужа.



Костюм стран Востока многообразен, как и сами традиции многочисленных народов, заселяющих просторы Азии. Однако, есть в костюме данных народов и многие общие черты, связанные, в том числе, и с общей для них историей, и с общей религией – исламом.

Жан-Леон Жером (1824-1904)
Арабы, пересекающие пустыню

Влияние Арабского халифата на моду


Традиционный костюм арабских стран сформировался во времена Арабского халифата, а именно в VII-VIII вв. Данное время считается периодом расцвета Халифата, границы которого в те времена начинались в долине реки Инд и заканчивались у берегов Атлантического океана.

Арабский халифат просуществовал до XIII века, но при этом оставил значительное культурное наследие и повлиял на развитие народов всех территорий, которые входили в его состав. А это территории таких современных стран, как Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Испания, Индия, Турция и, конечно же, территория Аравийского полуострова, где и началась история Халифата.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Молитва в мечети

В исламе запрещается изображать человека, поэтому сведения о традиционном арабском костюме можно почерпнуть в литературе, в изображениях жителей мусульманского Востока, созданных европейцами, а также благодаря традиционной одежде, которую и по сей день носят народы Востока.

Одним из таких источников по истории арабского костюма могут стать сказки «Тысяча и одна ночь». Так, Шахерезада описывалась как обладательница изящного стана, белого гладкого лица (оно было «подобно луне в четырнадцатую ночь»), миндалевидных темных глаз под густыми и длинными черными бровями. Считается, что именно таким был идеал женской красоты времен Арабского халифата.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Остановка

Что касается костюма, то представители всех сословий общества (от крестьянина до халифа) носили одинаковую по своему фасону одежду, которая отличалась лишь качеством ткани и богатством декора.

Мужской костюм и мода арабского Востока


В древние времена мужская одежда аравийских племен состояла из широкой и длинной рубахи с рукавами или без них. А также покрывала, которое защищало голову кочевников от палящих лучей солнца. Именно длинная рубаха и покрывало легли в основу традиционного арабского костюма.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Араб с двумя собаками

Такая рубаха состояла из двух сшитых полотнищ и обязательно подпоясывалась ремнем. Сверху на рубаху надевался плащ аббас – плащ из овечьей или верблюжьей шерсти. Покрывало делалось из четырехугольного куска ткани и крепилось на голове при помощи тесьмы.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Спор арабов

В период войн и расширения территорий Халифата в одежде появляются нововведения, зачастую позаимствованные у завоеванных народов. Так, у кочевых народов Азии были заимствованы штаны, ставшие обязательным элементом арабского костюма. Штаны-шаровары были белого цвета, пошиты из хлопчатобумажных тканей и длиной до щиколоток. На талии такие штаны крепились при помощи шнурка.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец мехами в Каире

Вскоре поверх белой нижней рубашки мужчины начинают носить халат (или же хафтан) – одежду с длинными рукавами, украшенными в области предплечья вставками из контрастной ткани с надписями или узорами. Такой халат-кафтан обязательно подпоясывался. Первая подобная одежда, скорее всего, появилась еще во времена Персии. носить кафтаны придет в Европу именно из стран арабского Востока.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец коврами

Также мужчины в холодное время года могли носить шерстяную одежду типа кафтана на подкладке – такая одежда называлась джубба. Когда было холодно, носили и плащ из шерсти, который назывался аба, абай или абайя. Такой плащ могли носить как мужчины, так и женщины.

Мужским головным убором служил тюрбан. А также куфия – покрывало или же мужской головной платок.

Женская одежда арабского Востока


Традиционный женский костюм стран арабского Востока был весьма похож на мужской костюм. Основной особенностью женского, как и мужского костюма, мусульманских стран являлись простота и свобода одежды, а также закрытость всего тела.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Девушки гарема кормят голубей

Женщины также носили нижнюю рубашку, кафтаны и штаны-шаровары, которые назывались шальвары. Такие штаны были стянуты на бедрах и собраны во множество складок.

Женщины могли носить и платья. К примеру, в Эмиратах женщины носили платье гандура – традиционное платье, украшенное вышивкой из золотых либо цветных и серебряных нитей. С таким платьем также носили штаны, которые назывались ширваль – штаны со складками. Еще одно традиционное женское платье – это абайя. Абайя – это длинное платье из темной или же черной ткани. Платья гандура и абайя женщины Востока носят и по сей день.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Сюжет 3

На голове женщины арабских стран с древних времен носили покрывала. Так, во времена Арабского халифата, выходя на улицу, женщины закрывали лицо изаром. Изар – это покрывало, верхний конец которого затягивался сзади на голову и крепился при помощи шнурка на лбу, в то время как вся остальная ткань спереди была закреплена застежкой или придерживалась руками и ниспадала на спину и бока, почти полностью покрывая фигуру.


При этом в разных частях бывшего Арабского халифата женское покрывало со временем приобретет местные особенности и различные названия. Так, в странах Среднего Востока покрывало начнут называть паранджа, скорее всего, еще от персидского слова ферендже, что означает «отверстие», «форточка». Такое покрывало полностью закрывало фигуру и лишь для лица оставлялась своеобразная «форточка» - окошко в виде густой сетчатой ткани.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
В гареме

В арабских странах (страны Аравийского полуострова) покрывало и по сей день чаще всего называют . В переводе с арабского данное слово означает завеса. Под хиджабом чаще всего имеют в виду платок, покрывающий голову и шею, при этом лицо остается открытым. Совместно с хиджабом женщины Востока могут носить и никаб – он закрывает лицо, оставляя открытыми лишь глаза.


Также в мусульманских странах женщины могут носить такое покрывало, как чадра. Чадра полностью покрывает женщину с головы до ног, однако лицо в некоторых случаях может оставаться открытым. Само слово чадра, так же, как и паранджа, персидского происхождения. И в переводе с персидского означает палатка.

Влияние Персии на исламскую моду


Персия так же, как и Арабский халифат, оказала большое влияние на формирование традиционного костюма стран мусульманского Востока.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Оазис

Именно из Персии арабами были позаимствованы такие элементы одежды, как чадра, паранджа, тюрбан, кафтан.

Персидское царство существовало с VI по IV века до нашей эры на территории современного Ирана.

Мужской костюм персов состоял из кожаных штанов и кожаного кафтана с поясом. Кафтан и штаны также могли шиться и из шерсти. При этом, когда персидский царь Кир завоевал Мидию, он ввел моду среди своих придворных носить мидийскую одежду, которая также оказала влияние и на формирование арабского костюма. Мидийская одежда шилась из шелка либо тонкой шерсти, окрашенной в пурпурный и красный цвета. Она была длинной и состояла из штанов, кафтана-халата и накидки.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)

Про женский костюм Персии практически ничего не известно, так как на дошедших до наших дней древнеперсидских барельефах сохранились только мужские изображения – изображения охотников и воинов. Однако, персиянок рисовали древние греки. К примеру, на своих вазах. Так, можно полагать, что в Персии женщины носили одежды из дорогих тканей, длинные и широкие, чем-то напоминающие мужской костюм. Но при этом отличавшиеся богатством декора.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Королева разбойников

Женским головным убором служили различные покрывала. В то время как мужчины носили колпаки из войлока и кожаные шапки.

Таким образом, традиционный костюм стран арабского Востока вобрал в себя элементы одежды множества народов – от народов древней Мидии и Персии до народов Арабского халифата.