Ничто не меняется так быстро, как мода. И обращение за идеями к прошлому часто даёт прекрасные результаты, а иногда и новые открытия. Вдохновением для дизайнеров может служить целая эпоха, национальная одежда, принт или даже архитектура.


В начале 10-х годов прошлого века Европу захлестнуло . Особенно заметна любовь к экзотике в платьях-кимоно Поля Пуаре. И сейчас популярность японского стиля переходит из сезона в сезон, находя новых и новых почитателей восточной экзотики.


Основа японского гардероба – туникообразная запашная одежда, типа халата.


Clover Canyon


Кимоно – традиционная японская распашная одежда с широкими, цельнокроеными рукавами, которые изначально были длинные. Сейчас длина рукава часто меняется – от самой короткой, чуть ниже плеч, до запястья и может быть ниже. Кимоно подпоясано традиционным , размеры которого в длину обычно достигались до 6 метров.


Японцы стремятся соблюдать традиции национального костюма, поэтому при раскрое кимоно в среднем используется около 10 метров ткани в длину и 35см в ширину. Такие размеры ткани обусловлены были издавна размерами старинного ткацкого станка. Те, кто бережно относится к своим национальным традициям, при раскрое кимоно соблюдают именно эти размеры ткани.


Цветовое решение японского костюма весьма разнообразно. Цветы, розовые фламинго, попугаи, разноцветные колибри и прочая экзотика в качестве принта и сейчас украсят наряд современных модниц.



Clover Canyon и Leonard


В европейской одежде покрой кимоно, или как иногда называют, «японка», интерпретируется. В большинстве случаев используется принцип зап?ха, пояс оби, форма цельнокроеного рукава или даже рукава с удлинённой линией плеча.



Фото сверху - Clover Canyon
Фото снизу - Andrew Gn


Построение модели на основе кимоно рассматривается не только в платьях, это может быть комбинезон с кюлотами или блуза с рукавами с углублённой проймой и мини-юбкой с подчёркнутой поясом оби талией.



Clover Canyon, Andrew Gn


Полностью создать японский стиль помогает обувь – сандалии на высокой платформе – гэта, которые в первоначальном варианте были деревянными башмачками на высокой скамеечке в 10см.


Японские одежды часто многослойные, широкие в пройме из лёгкой ткани, лучше всего из струящегося и ниспадающего шёлка.


Особый интерес в коллекциях 2015 года вызывают модели Marni, Clover Canyon, в которых вы обязательно найдёте элементы японского стиля.



Marni
Clover Canyon

Природа, окружающая среда и мироздание в целом оказывало на человечество огромное влияние во все времена. Но до активного развития технического прогресса это было особенно явно. Японская культура — одна из ярких представительниц такого влияния. Она представляет собой многоликий, удивительный и необычный мир образов и предметов. Каждая вещь живет своей собственной жизнью в гармоничном сочетании с окружающим пространством. складывался веками и является прекрасным примером сохранения неизменной формы в сочетании с круговоротом узоров и цветовых оттенков.

Природа для японцев всегда была ориентиром и высшим образцом красоты, в соответствии с которым они создавали свои представления об элегантности и изяществе. В Древней Японии к природе относились как к живому существу, одухотворенному и чувствующему. Камни, деревья, ручейки — все было воплощением духа и божества — ками. Именно поэтому каждый природный материал представлял особую заботу художника, который над ним работал, будь то деревья, глина или . В каждом мастер старался открыть собственную красоту.

Япония — маленькая страна, окруженная водой, со сложным рельефом и землетрясениями. Ограниченность территории наложило отпечаток на организацию пространства и представления в развитии японского искусства, характерной особенностью которого явилась миниатюрность: в малом видеть большое.

Национальный японский костюм развивался на протяжении полутора тысяч лет. Ему присуща сложная, многогранная связь рисунка, формы и материала, а также орнаментация тканей. Создание собственных уникальных композиций происходило через заимствования чужеземных (корейских и китайских) образцов.

Самая первая одежда японцев напоминала пончо, перехваченное поясом. В холодное время года их носили по несколько штук, одевая друг на друга. В будущем это послужит основой для создания японского многослойного костюма, который мог состоять из 12 слоев одежды.

В Древней Японии мужчины и женщины носили поясную одежду: мужчины — хакаму , а женщины — мо . Хакама представляла собой юбку из двух отдельных кусков ткани (передняя половина и задняя), пришитых к длинным поясам. Она была довольно длинная, доходила до щиколоток. При завязывании поясов по бокам она создавала разрезы. По центру задней половины, как правило, делалась встречная склада, а на переднем полотнище симметрично по бокам закладывались три односторонние складки, расширяющиеся книзу.

Японский костюм никогда не подчеркивал формы тела, а служил своего рода декорацией. Традиционной одеждой народа была распашная куртка хаори , полы которой свободно спадали вниз. Повседневная, как правило темных цветов либо в полоску, а празднично — церемониальные — из черного шелка с белыми гербами.

Традиционному кимоно предшествовало косодэ — одежду, которое носили как мужчины, так и женщины. Он представлял собой широкий халат, прямого покроя с небольшим воротником и длинными рукавами. Сначала его использовали как нательную одежду, а начиная с 16-го века как верхнюю.

Национальной одеждой японцев является «кимоно» . Это слово получило широкое распространение в 17 — 19 веках и происходит от выражения «киру моно» — «надеваемая вещь». Оно относилось ко всем видам одежды: к будничным и праздничным. И к концу 19-го века стало ассоциироваться с верхней наплечной одеждой. Кимоно отличается простотой кроя и имеет несущественные различия в женском и мужском вариантах. А в принципе существовало всего два размера кимоно — взрослый и детский. В восточной философии придается большое значение левой и правой сторонам. В Японии левая ассоциируется с жизнью, а правая-со смертью, поэтому живые запахивают одежду на правую сторону, а покойникам правую полу накладывают поверх левой.

Не смотря на то, что все кимоно были практически одинаковы по форме и конструкции, они имели огромное разнообразие в орнаментации. Рисунки говорили о ранге человека, его возрасте, о сезоне года и даже настроении хозяина. Природные мотивы стали одними из любимейших в японской традиции: цветущая сакура, побеги бамбука, ветки сосны… Хотя мужские кимоно более одноцветны и строги, чем женские. Так как модель кимоно представляла собой прямые полотнища, то поле для вышивки и росписи было достаточное. В древности существовало 200 законов(!), в соответствии с которыми создавались костюма. А со временем кимоно темного цвета с пятью гербами стало обычной одеждой творческой интеллигенции.

Вспомните японские прически. Всегда удивлялась их причудливости и замысловатости. Но оказывается до 15 века японки носили распущенные волосы, и только потом стали укладывать их в прически. Традиции сложных причесок с использованием шиньонов, масла и воска заложили аксобимэ — первые законодательницы женских мод. Ими были музыкантши, танцовщицы, рассказчицы, которых приглашали на праздники в веселые компании. До этого времени пользоваться маслом и воском для волос могли только мужчины.

К декорациям своих сооружений на голове они конечно тоже подошли творчески. В ход шли декоративные гребешки, бамбуковые палочки, шпильки из дерева, металла, кораллов и панциря черепах, традиционные цветы . На создание таких причесок уходило немало времени, поэтому каждый день их не делали, а для сохранности спали на специальных валиках. Головные уборы носили крайне редко, их заменяли зонтики для жаркой или дождливой погоды. Во время работы либо прогулок японки могли надеть плоские широкополые соломенные шляпы, а в прохладное время года — накидки типа капюшона. Японская женщина в национальном костюме похожа на загадочную картинку, которую можно долго и с интересом рассматривать.

С аксессуарами в виде сумок у японцев тоже не все так просто. Кошельки и сумочки появились в древние времена именно потому, что в одежде не было карманов. А куда же складывать то, что нужно иметь при себе всегда? В европейской одежде карманы появились уже давно, а вот в японских кимоно их нет до сих пор. С давних пор все необходимые предметы, такие как трубка, кисет или коробочки, прикрепляли к поясу при помощи небольшого брелка — всем нам известного как нэцкэ . Прообразом нэцкэ были палочки и , а в 17 веке они превратились в маленькие скульптурки.

А что же японцы одевали на ноги? Чулок у них не было, а вместо оных они носили короткие шелковые или хлопковые носки с подошвой из плотной шерстяной ткани. В них они ходили повсеместно: дома, на улице, в храмы, в театры.

Додуматься до такой обуви, которую носили японцы наверное могли только они. Деревянные скамеечки — гэта , ставшие национальной японской обувью, выглядели, на мой взгляд, совершенно не изящно и грубо, а передвигаться в них наверняка было неудобно. Правда еще были дзори — обувь на мягкой подошве, закреплявшаяся на ноге кожаными ремешками. Так что выбор все таки был).

И конечно неотъемлемым аксессуаром японцев являются веера, каждый из которых — это чудесное произведение искусства, завораживающее взгляд. С ними связана своеобразная пантомима веера — «язык веера, произносимый движением рук». Япония — это родина складных вееров. Их изготавливали из хиноки — японского кипариса. Каждый турист, посещающий Японию считает обязательным приобрести веер на память о стране. А в древнем восточном учении фен — шуй вееру придается очень большое значение. Японские танцовщицы часто использовали веера во время танцев.

Большое влияние на преображение костюма сыграли японские актеры, которые не находились в строгих рамках законов, а могли позволить себе то, что среди остальных граждан считалось неприличным. Блеск и великолепие их нарядов завораживало публику и самые смелые стали заказывать себе такие же наряды, обильно украшенные картинами, разрисованные красками и стихами. Сначала это стало прерогативой богатых японцев, а позже к ним присоединились и обычные горожанки. Актеры театра Кабуки были образцами для подражания и мужчинам, и женщинам.

Со временем японский костюм претерпевал небольшие изменения, связанные с длиной рукавов и соответственно с длиной платья. Пояс удлинялся до 3,6 метра в длину и около 26,8 в ширину, превратившись в пояс «оби» .

В 1720 году был принят закон «об ограничении роскоши», который послужил причиной для возникновения нового критерия вкуса и лег в основу понятия «ики» — «чувство стиля». Суть ики заключалась в отсутствии прямолинейности, то есть умении сочетать строгие рамки запрета с долей вызова. Этим искусством прекрасно овладели городские повесы, завсегдатаи театров и веселых кварталов и гейши. Например, высшим шиком считалось заказать роспись подкладки для простого хаори у самого известного художника Эдо (современный Токио).

Все это относится к традиционному японскому стилю. Но изменения на политической арене за последние 120 лет отразились на нем кардинальным образом. Первый модный журнал появился в Японии в 1890 году, а в начале прошлого века японские модники и модницы позволяли себе одеваться по последней моде, связанной с джазовым бумом. На рубеже 19 — 20 веков, когда Япония открыла границы, местное население познакомилось с европейскими костюмами и мужчины первыми стали использовать их в своих гардеробах. Но большая часть людей перенимала новые традиции с осторожностью и порой сочетала в своем образе традиционные японские элементы с европейскими очень смешным образом.

Японские дизайнеры всегда удивляли публику своим новаторством и креативом, хотя понятия «японская мода» не существовало достаточно долго. Во второй половине 20 века все изменилось. Такие дизайнеры как Ханаэ Мори, Кэндзо Такада, Йоджи Ямамото, Иссей Миякэ, Рэй Кавакубо — стали мэтрами мировой моды. Для японских модельеров увлеченность европейской модой, которая стала «хорошим тоном», послужила поводом для создания новой, креативной моды, отрицающей все старое.

В Париже и Нью — Йорке Кэндзо и Миякэ, а в 80-е годы — Ямамото и Кавакубо, представили зрителям одежду, которая рушила все представления о французской и мировой моде. Своими странными прямыми, геометрическими силуэтами или совершенно бесформенными они шокировали публику. А в конце десятилетия японские дизайнеры считались уже самыми передовыми не только в области технологий, но и в моде.

Такада создавал коллекции в стиле театра Кабуки с яркими насыщенными цветами. Первую коллекцию Кавакубо французские критики назвали «Хиросима — шик», говоря о том, что ее модели совершенно не приспособлены к жизни. Они действительно настолько странные, что представить человека на улице либо в присутственном месте в таком наряде достаточно сложно. Но неожиданно это направление нашло своих поклонников и значительно повлияло на моду 80-х годов.

Ямамото, так же как и Ханаэ Мори взял за основу европейский костюм, наполнив его восточными элементами. Аскетичная палитра цветов, состоящая из двух основных — черного и белого, асимметричный крой, создали Ямамото славу философа и романтика. Японцы были не первыми, кто ввел в моду черный цвет (вспомните МЧП Коко Шанель или смокинг Ив Сен — Лорана ), но именно они возвели его в культ. Поэтому наряду с невероятным креативом японская мода может быть достаточно аскетичной.

Принципиальное отличие японских дизайнеров от европейских в том, что они воспринимают одежду в динамике, поэтому первыми придумали модели — трансформеры. А то внимание, которое уделялось в Японии тканям, их цвету, узору, фактуре и комфортности, является отправной точкой для японских мастеров по сей день. У японской одежды есть своя философия и понимание духовной, внутренней красоты. В японский стиль относится к фольклорному направлению.

В наши дни встретить японца или японку в национальном костюме достаточно сложно. Японская моды сделала громадный прыжок от традиционного костюма к современной одежде. Япония очень развитая страна в технологическом отношении и это сказывается на развитии модной индустрии. Испытание современных материалов, создание необычной одежды — во многом это заслуга японцев. А сочетание кимоно и современных технологий выглядит очень оригинально.

Большое влияние на современных японских дизайнеров оказывает уличная мода. Тенденции, которые появились в Европе еще в 60- х годах добрались и до Японии. В наши дни уличная мода перекочевывает на мировые подиумы, а дизайнеры порой вынуждены вносить изменения в свои коллекции под влиянием улицы. Самым известным городом, где сосредоточено большое количество модных молодежных направлений стал Токио, а его район Харадзюку — местом паломничества туристов в ожидании увидеть необычно одетых людей. Хотя, необычно — это еще слабо сказано. Если Вы не знакомы с , которая состоит из многих направлений, советую познакомиться. Вы будете удивлены, а возможно и шокированы. Европейским модникам до японских очень далеко.

В 2007 году Джон Гальяно представил публике коллекцию на японскую тему в стиле оригами. Это традиционное народное японское искусство складывания бумаги определенным образом. Для лучшего изучения которого Гальяно вместе со своей командой отправился в Японию. Их труды были не напрасны и коллекция получилась просто фантастическая!

В Японии открыто самое большое количество бутиков с необычной одеждой европейских, американских и японских дизайнеров. Поэтому сказать, что такое современный японский стиль очень сложно. Скорее это сочетание традиционной одежды с современными тенденциями. Европейские дизайнеры тоже довольно часто обращаются к японскому стилю.

Загадочная Япония сделала свой вклад в мировую моду

Дизайнеры в каждом модном сезоне никогда не обходят своим вниманием народные мотивы, создавая поистине яркие и оригинальные образы. Восток занимает особое место в этой нише, так как всегда привлекал европейцев своей особой философией. В ней тесно сплелись простота, изысканность, смелые контрасты и загадочность. Япония — одна из самых ярких и самобытных представительниц загадочного Востока. Японцы, как никто другой, чтут свои многовековые традиции и культуру. Каждый модельер, создавая свои коллекции, интерпретирует японский стиль и его философию по по-своему, но каждый предмет гардероба будь то пальто в японском стиле, платье или юбка, неизменно становится хитом модного сезона.

Особенности японской стилистики

Все большую актуальность набирают образы, подчеркивающие яркий и солнечный японский стиль. Но, чтобы максимально реалистично передать настроение стилистики, необходимо знать несколько правил:

  • Крой. Как правило, японская одежда отличается особенным кроем и имеет интересные особенности, такие, как цельнокроеный рукав, глухой воротник-стойка, ряд мелких пуговиц-бусин в качестве застежки, прямой и понятный силуэт.
  • Ткани. Традиционно японский стиль тяготеет к дорогим натуральным тканям с гладкой и блестящей фактурой. Особенно популярны материалы атлас, шелк, шифон.
  • Многослойность. Считается, что именно стране Восходящего Солнца мировая мода обязана созданию интересных многослойных ансамблей одежды.
    «Многослойный» костюм в японском стиле
  • Смелая цветовая гамма. Палитра превалирует сочная, можно сказать, оптимистичная. Особенно любим японцами красный, розовый и синий.
    Особенно эффектно смотрятся яркие кимоно
  • Декор. Одежда в японской стилистике декорируется ручной вышивкой в виде цветочных принтов, популярны изображения фантазийных животных, таких как японский дракон. Часто используются кисточки и золотая отделка.
  • Цветочные принты. Японский сад необычайно красив. Несомненно, сакура — самое символичное растение, но есть множество других цветов, которые искренне любимы японцами и чьи изображения также используются в качестве модных принтов. Кстати, национальная идея такова, что каждый цветок несет в себе свой посыл. К примеру, пион символизирует любовь, лотос — первозданную чистоту и непорочность, ирис — новую жизнь.
    Разнообразие цветочных принтов

Несмотря на многослойность, смелое сочетание несочетаемого, буйство красок и обилие декора, японский стиль всегда оригинален и гармоничен. Каждый элемент гардероба имеет свои особенности, о которых нужно знать, чтобы правильно научится сочетать вещи и создавать неповторимые и яркие образы.


Платья

Наиболее элегантным предметом японского гардероба являются платья. Традиционно платья имеют вид . Это уникальный наряд с тысячелетней историей, но не теряющий актуальности в современном мире.

Такое платье имеет главную особенность — универсальность. В зависимости от ткани, декора, расцветки, наряд имеет соблазнительный и точеный силуэт, подойдет как в качестве повседневного наряда, так и в роли изысканного вечернего туалета. Все платья, воплощающие японский стиль, не только неизменно элегантны, загадочны, но и всегда удобны. Наиболее актуальные ткани — шелк, шифон, атлас, цветовая гамма — сочные оттенки красного, бирюзового, мягкие пастельные тона, контрастные сочетания черного и белого.


Оригинальное платье-кимоно

Создавая платье в японской стилистике, дизайнеры используют сочетание сочности, лаконичности, элегантности и нежности. Сегодня модно устраивать тематические торжества, особенно свадьбы. Японское свадебное платье идеально сочетает в себе оригинальность, скромность и изящность. Нежная вышивка в виде сакуры придаст наряду утонченной нежности.

Рубашки

Никогда национальная одежда любого народа на планете Земля не обходилась без рубашки. Япония не является исключением, скорее наоборот. Классические рубашки в японской стилистике — это базовый элемент гардероба, который популярен и сегодня. Все дело в необычности кроя, обилии декора и смелых контрастных расцветках. Обычно рубашки имеют глухой ворот-стойку и застегиваются на частый ряд мелких пуговиц. Причем, женские и мужские модели несколько схожи по крою.


Следующая отличительная черта рубашки — яркий декор. Традиционно национальная одежда в Японии расшивалась вручную, такая техника популярна и сегодня. Женские рубашки по обыкновению украшаются вышивкой в виде сакуры — символа молодости, красоты и весны. Хризантема — национальный символ Японии и активно используется в декорировании одежды.

Обувь и аксессуары в японском стиле

Традиционно японский стиль дополняет правильная обувь. Как известно, национальная обувь изящных японок — гэта или . Сегодня в стране Восходящего Солнца немногие женщины ее надевают, разве что, по праздникам.


Для того, чтобы носить гэта, необходима некоторая сноровка

Для завершенности современного образа можно использовать балетки, сандалии и даже кеды. Главный аксессуар в Японии, причем, как для мужчин, так и для женщин — широкий тканевый пояс, щедро расшитый вручную.

Издавна считалось, что подпоясанный человек олицетворяет собранность и концентрацию, без пояса разрешалось ходить только во время отдыха. Сегодня пояс — изысканный аксессуар в японском образе, подчеркивающий стройную талию, нежность и изысканность. В качестве заглавных украшений, популярных и ныне, используются — всевозможные цветы из атласной ткани. Ими можно украсить прическу или использовать в качестве броши.

Благодаря модным образам, созданным с любовью дизайнерами, японский стиль сегодня — это не только оригами, сакура или бесстрашные самураи, это еще и яркая и оригинальная одежда в абсолютно неповторимом и необычном для европейцев стиле.

Многим японская мода представляется в виде классических японских кимоно, но на самом деле японские девушки и юноши любят одеваться ярко и необычно.

Я расскажу о 6-ти стилях одежды японской молодежи.

  • Харадзюку;
  • Лолита;
  • Косплей;
  • Декора;
  • Кавай;
  • Гангуро;
  • Визуал кей;

Harajuku (Харадзюку) стиль.

Это стиль зародился в одном из районов Токио, чьим названием и назван. В этом районе много бутиков, в которых любят одеваться японские подростки.

Отличительной особенностью этого стиля является множество аксессуаров, яркость и броскость цветов и многослойность в одежде. Для облика в этом стиле свойственно комбинирование вещей контрастных цветов.

Особенным украшением этого стиля считается множество винтажных украшений и Hand made.

Lolita (Лолита) стиль.

Этот стиль японской уличной моды распространяется на девушек. Само название стиля говорит о том, что он предполагает желание выглядеть юной и кукольной.

Этому стилю свойственны разнообразные платья нежных цветов, отсутствие агрессивных и кричащих акцентов. Украшения не в большом количестве из аксессуаров, банты, перчатки, шляпки. Стиль разделяют на более чем 20 видов Лолит.

Косплей («ролевой японский костюм»).

Очень нравится молодым людям желающим походить на любимого героя, мультфильма или компьютерной игры. Косплей стал не просто еще один стилем одежды, но и вырос в целую субкультуру, в которой встречаются представители вполне зрелого возраста.

Decora (Декора) стиль.

Декора стилем увлекаются люди, любящие «украшательство». Этому стилю свойственно огромное количество различных цепочек, колечек и прочих ярких и блестящих вещей.

Любителя, а чаще всего любительницу Decora стиля, можно увидеть, а еще раньше услышать по неимоверному множеству различной бижутерии. Иногда поклонницы этого стиля специально «обвешиваются» украшениями, издающими звенящие звук.

Kawaii (Кавай) стиль.

Это стиль отличающийся трогательностью и инфантильностью. Те кто предпочитают этот стиль могут одеваться героями мультфильмов, разными зверушками и даже игрушками.

Цвета спокойные, пастельные, нежные - обычно считающиеся детскими, нежно голубой, розовый, салатно-зеленый и т.д. Создается образ беззащитного милого создания, чем больше в нём детскости, тем лучше.

Ganguro (Гангуро) стиль.

Самый гламурный стиль японской молодежи. Тут ставка не на одежду, а на внешность представительницы этого стиля. Как правило, очень загорелая кожа, иногда даже не естественно темная и антагонистично по отношению к цвету кожи выглядящие волосы, которые могут быть не только блонд, но и розового и даже светло зелёного цвета.

Цвет в одежде преимущественно розовый, так ка кон хорошо подчеркивает загорелую кожу. Юбки в преобладающем большинстве мини. Сапоги на очень высоком каблуке или туфли. Из аксессуаров это искусственные камни и цветы.

Visual kei (визуал кей) стиль.

В прямом смысле означает «Визуальный стиль». Этот стиль используют представитель одноименной субкультуры, которая возникла на базе японского глэма и рока.

Характеризуется этот стиль необычными прическами, ярким гримом и макияжем. Предпочитающие этот стиль используют в своем образе рок атрибутику, что бы как можно больше соответствовать своему любимому рок исполнителю или любимой рок группе.

Японский стиль это необычность, броскость и сильная проявленность какого-то определенного образа. Часто это детскость и игрушечность. Одеваться в японском стиле предпочитают люди с ярко выраженной индивидуальностью, чаще это максималисты - подростки.

Русские девушки предпочитают более традиционные стили в одежде - например морской стиль - смотрится очень стильно и ярко!

Когда у тебя есть стиль это здорово, о том как оставаться привлекательной в домашней одежде .


В сезоне весна-лето 2013 особенно заметна тяга к этническим принтам, элементам национальных костюмов или даже к какому-то определённому народному стилю, в том числе и японскому. Видимо всё это неспроста. Ведь человек всегда стремится к живой природе, к естественности и простоте. А где возможно найти всё это, как ни в народном стиле. Интерес к Востоку в моде возникал уже не раз. Хотя, разве только мода Востока привлекала внимание европейцев, а восточная кулинария, восточная философия, восточные единоборства?…



И так, снова обращаемся к Востоку…


Япония стала в новом сезоне одним из ключевых трендов. Атлас, топы, вышивки, напоминающие роспись на фарфоровых вазах, аппликации цветов, жакеты в виде кимоно, расшитые нежными веточками цветов, брючные костюмы, как у дэюдоистов, сандалии на высокой платформе. И всё это мы видим в коллекциях модельеров Prada, Dries Van Noten, Etro, Emilio Pucci, J. W. Anderson, Haider Ackermann, Cacharel, Mulberri, Chlo? и многих других известных брендов.



Японский стиль – это мягкие кимоно, плоскостной крой без вытачек, блестящий атлас или шёлк, нежные цветы, вышитые драконы. Основа японского гардероба – запашная туникообразная одежда типа халата. Нижняя одежда такого типа называется дзюбан, а поверх дзюбана надевается кимоно.


Платья в японском стиле



Кимоно – просторная запашная одежда с длинными широкими рукавами. Чтобы сшить кимоно, когда-то уходило до 9 метров ткани. Рукава имели вид мешков. Их часто использовали вместо карманов, так как в японской народном костюме карманы отсутствуют. Рукава кимоно имели разную длину.



Каждая современная японка обязательно имеет в своем гардеробе традиционное шелковое кимоно, расшитое драконами или цветами. Кимоно – национальная одежда японцев, и оно достаточно дорого стоит. Поверх кимоно надевается длинный широкий пояс «оби», который завязывается на спине огромным бантом. Пояс имеет ширину до 20см. Но если карманов у кимоно нет, где же хранить необходимые мелочи, которые могут понадобиться женщине? Всё очень просто – японки хранят их либо в складках , либо в подгибе широких рукавов. Кимоно настолько почитаемая одежда, что на свадьбу японки надевают их до 12 одновременно, причём необыкновенно красивых. Как?! Кимоно надевают одно поверх другого, отворачивая полы каждого так, чтобы можно было увидеть все предыдущие слои.



Обувь – гэта – деревянные башмачки, напоминающие скамеечку, высотой 10см. Гэта надевались на белые носочки – таби с отдельно-выделенным напальчником для большого пальца стопы.


Такие элементы одежды, как кимоно, туфли с тесёмками на толстой пробковой или верёвочной подошве, застёжки в виде петель «восмёрок», орнаменты в виде иероглифов, вышивки птиц, драконов и экзотических растений – всё это украшает одежду японок.


При всём разнообразии принта в виде абстрактных узоров или растительного и животного мира, а также цветового решения в одежде японского стиля можно увидеть сочетание силы, мужества и в то же время хрупкости, нежности, женственности и устремлённости в будущее… Японцы преданны своим традициям, и в них они черпают свою силу.



Именно в Японии отношение к окружающему пейзажу такое поэтическое. Природу японцы рассматривают как часть единой космологической картины мира, в котором всё взаимосвязано и упорядоченно.



Выбирая тот или иной мотив, японцы стремятся не только воспроизвести визуальную достоверность (пион, хризантема, ирис или сосна, кипарис и т.д.), но и определить связь этого изображения с чем-то ещё более значительным. Опадающие цветы вишни напоминают японцам о недолговечности и изменчивости человеческой жизни, цветущие хризантемы - о долголетии, пион – символ знатности и благородства. Сочетания цветов в одежде имеют поэтические названия: синий с зелёным – «колокольчик», белый с фиолетовым – «слива», белый с розовым – «пион», розовый с зелёным – «персик».



Некоторые цветы и животные символизируют времена года: цветы сливы в снегу - зима; цветы камелии, сакуры или дерево ивы - весна; пион, лотос, кукушка - лето; хризантема, красные листья клёна, олень - осень. Японцы придавали изображениям на одежде большое значение и носили их в соответствии с сезоном.


Самые излюбленные мотивы - птицы, цветы, насекомые, животные. В орнаментах есть и гербы (мондокоро) и каллиграфически написанные стихи. Все мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл. Например, журавль - символ процветания, удачи; птицы, бабочки, особенно сидящие на цветах – любовные чувства, страдания; редька - символ силы и мощи; лотос - целомудрие; апельсин - продолжение рода; вишня (сакура) - нежность; бамбук - стойкость и мужество; уточка на скале под деревом -супружеское счастья и верность.



Один из самых любимых цветов японцев – хризантема, с шестью лепестками, расправленными в виде круга, олицетворяла императорскую власть, солнце, озаряющее Страну Восходящего Солнца


Хризантемы часто использовались на тканях для кимоно.


Весна-лето 2013, коллекция Kenzo


Большой вклад в распространение японского стиля в одежде внёс знаменитый модельер Кензо.


Япония – это конечно не только кимоно, цветы и вышитые драконы – это прежде всего умение наблюдать и созерцать, сливаться с природой, окружающим миром и космосом. Для японцев всегда были и есть актуальны идеи, связанные с поисками абсолютной истины. Быт японцев прост, но он окружён красивыми мелочами. Но это на первый взгляд мелочи. Для японцев имеют огромное значение шёлковый свиток с пейзажем в сочетании с икэбаной в токонаме («ниша красоты»), которая имеется в каждом доме, керамика, циновки, различные изделия прикладного искусства и многое другое. Всё это и поражает воображение европейцев и восхищает. Порой туристы приезжают посмотреть не на цветущую сакуру или красоту камней, а на то, как японцы созерцают эту красоту.


Этой естественной красотой, так тесно связанной с окружающим миром, воспользовались в своих лучших дизайнерских работах модельеры известных брендов. Скорее всего, и наше внимание привлекут сложные пастельные тона и брючные костюмы из хлопка J. W. Anderson, жакеты Cacharel с японским растительным узором, ветки цветущей сакуры Mulberri, жакеты с мягкими широкими поясами (оби) Haider Ackermann, короткие шёлковые кимоно Pucci, японские принты и вышивки Etro. Простота и естественность японского стиля позволяет составлять бесконечные вариации, воспевает жизнерадостность в гармоничном сочетании красок и орнаментов.