2 июля 2016, 20:34


Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик)
Влюбленной жабы - зеленовато-серый
Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот
Гаити - или розовый, или ярко-синий
Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название
Лондонского дыма - тёмно-серый
Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком
Какао-шуа - цвет горячего шоколада
Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом
Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый
Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом

Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").
Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый - темно-вишневый.
Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.


Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.
Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор - густо-красный с синеватым оттенком.
Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Барканский - один из оттенков красной гаммы (от баркан "плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
Бистровый - - густой коричневый, бурый (от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".
Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный - нежный серовато-зеленый.
Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
Бисной - седой, серебристый.
Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.
Бле-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond).
Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).


Болкатый - черный, темный.
Бордоского вина - красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой - ярко-голубой.
Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
Брэнсолитеровый - оттенок коричневого.
Буланый - серо-бежевый.
Бурнастый - то же, что бурый.
Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Веселая вдова - оттенок розового.
Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
Винный – желтовато-красный.
Влюбленной жабы – зеленовато-серый.
Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити – или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный – серый.
Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки - оттенок серого.
Гороховый – серый или грязно-желтый.
Гортензия – нежно-розовый.
Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.
Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький – светло-серый.
Драконьей зелени - очень темный зелёный.
Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.
Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол -
старое название благородного опала.
Жирафовый – желто-коричневый.
Жонкилевый – цвет нарцисса.
Зекрый – темный, светло-синий, сизый.
Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши – нежно-серый цвет.
Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).


Какао-шуа - цвет горячего шоколада.
Камелопардовый – желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.
Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».
Коричный - то же, что коричневый.
Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
Куропаткины глаза – светло-красный.
Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.
Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма - тёмно-серый.
Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный – красно-розовый.
Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер - светло-серый.
Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
Милори - темно-голубой, синий.
Мов - розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.
Накаратовый, накаратный – оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный – цвета облака.
Оброщеный - багряный.
Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний - синевато-лиловый.
Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь - ярко-синий.
Парижский голубой - cветло-голубой.
Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Пелесый - темный, бурый.
Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
Померанцевый - апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый - пурпурный.
Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый – иссиня-зеленоватый.
Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").
Ранжевый - то же, что оранжевый.
Резвая пастушка - оттенок розового.
Рвота императрицы - оттенок коричневого.
Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги – оттенок розового.
Селадоновый – серовато-зеленый.
Сизый – цвет голубя, после просто синий.
Силковый – голубой, васильковый.
Сине-алый – темно-фиолетовый.
Синетный – церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый – с синим отливом.
Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.
Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
Сомо – розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый - ярко-красный.
Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго – оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный – синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.


Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый - грязновато-зеленый.
Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фуксии - насыщенный розовый.
Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.

Цвет бедра испуганной нимфы.


Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной - искрасна-рыжий.
Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
Шанжан - цвет с переливающимися оттенками
Шарлах – ярко-красный, от названия краски.
Шартрез - жёлто-зелёный.
Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.

Обновлено 02/07/16 21:21 :

Обновлено 02/07/16 21:28 :

Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева и Достоевского.

Адского пламени — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Бедра испуганной нимфы — (франц. «cuisse de nimphe émue») - шутливое название нежно-розового цвета, связанное с эстетикой французского стиля Рококо первой половины XVIII в. Ассоциируется с античными образами нимф и богини утренней зари Эос, или римской Авроры (в иных версиях перевода с французского: «цвет ляжки тронутой, смущенной или задетой нимфы»). Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. Существует еще цвет «бедра нимфы»- это бледно-розовый, нимфа спокойна. По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский «ляжкой испуганной Машки». В русском языке это выражение впервые появилось в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», в действии, происходящем в салоне А. Шерер (т. 1, часть I, III; 1863-1869), оно имело иронический оттенок. Еще раз это забавное выражение вспомнили И. Ильф и Е. Петров в фельетоне «Горю - и не сгораю» (1932).

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый) — кремовый оттенок белого.

Блакитный — сине-голубой.

Бусый — темный голубо-серый или серо-голубой.

Вайдовый — синий.

Вердепешевый — желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).

Винный — желтовато-красный.

Влюбленной жабы — зеленовато-серый.

Вощаный — цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.

Гавана — серый с оттенком коричневого.

Гаити — или розовый, или ярко-синий.

Гороховый — серый или грязно-желтый.

Гортензия — нежно-розовый.

Гридеперливый — жемчужный оттенок серого.

Гусиного помета — желто-зеленый с коричневым отливом.

Дети Эдуарда — оттенок розового.

Дикий — серый.

Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в.благодаря цвету жандармской формы.
Жирафовый — желто-коричневый.

Жонкилевый — цвет нарцисса.

Зекрый — темный, светло-синий, сизый.

Испуганной мыши — оттенок серого.

Иудина дерева — ярко-розовый.

Камелопардовый — желтовато-коричневый.

КашУ — синий, или ярко-красный, или табачный.

Кубовый(индиго) — синий, от названия растения куб.

Куропаткины глаза — светло-красный.

Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый.

Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый.

Маджента — ярко-красный.

Маренго — черно-серый. Именно такого цвета были брюки Наполеона, который со своей армией в 1800-м разгромил австрийские войска в итальянском местечке Маренго.

Маркизы Помпадур — оттенок розового.

Массака — темно-красный с синим отливом.

Медвежий (он же медвежьего ушка) — темно-каштановый оттенок коричневого.

Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.

Накаратовый — оттенок красного, «жаркий».

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м.

Палевый — розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille — «солома».

Парижской грязи- грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.

Паука, замышляющего преступление — темный оттенок серого.

Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый — светло-желтый.

Прюнелевый — оттенок черного, цвет спелой тутовой ягоды.

Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, «цвет раздавленной блохи», от францу. puce — «блоха». Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и цвет «блохи в родильной горячке».

Сизый — цвет голубя, после просто синий.

Силковый — голубой, васильковый.

Сине-алый — темно-фиолетовый.

Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».

Синявый — с синим отливом.

Смурый- коричневый оттенок серого, грязно-серый.

Соловый — серый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.

Сомо — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».

Сюрприз дофина, oн же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обкаканных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».

Танго — оранжевый с коричневым оттенком.

Таусинный — синий, от слова «павлин».

Фисташковый — грязновато-зеленый.

Фрез — цвет раздавленной земляники.

Шарлах — ярко-красный.

Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой.

Аппаратный маникюр решительно вытесняет обрезной. Ещё совсем недавно им владели только мастера в элитных салонах. Сейчас же каждая женщина может пользоваться маникюрным аппаратом у себя дома.

Эта статья будет полезна начинающим мастерам по маникюру. Вы узнаете о классификации аппаратных фрез, их минимальном наборе для осуществления маникюра дома и нюансах выбора.

Машинка для аппаратного маникюра (фрезер ) представляет собой специальную ручку, соединенную шнуром с процессором. На ручке закрепляются насадки, в том числе фрезы. Процессор отвечает за вращение насадок в нужном темпе и направлении.

Машинки различаются дизайном, мощностью и предельной скоростью вращения насадки.

Для домашнего использования подойдут устройства с диапазоном скорости не более 10 тыс. оборотов в минуту, а мастера в профессиональных салонах используют оборудование, головка которого вращается со скоростью до 30-35 тыс. оборотов в минуту.

Виды насадок

Существует 5 основных насадок, которые используются для процедуры аппаратного маникюра.

Полная классификация фрез

Чтобы правильно составить нужный список фрез для новичка, нужно внимательно изучить их описание и узнать назначение каждой насадки.

По материалу

  • Керамические . Максимально безопасные насадки, так как они очень мягкие. Не нагреваются, не забиваются пылью, не ржавеют. Главный минус – неустойчивость к износу. Обычно их используют при работе с недавно приобретенным прибором, чтобы привыкнуть к нему. Абразивность: от 100 до 400 мкм. Мелкозернистыми фрезами шлифуют ногтевую пластинку и проводят финишные работы с кожей; среднезернистые идеальны для обработки кутикулы, а крупнозернистые позволяют эффективно удалить ороговевшую кожу.
  • Алмазные . Более жесткие, а значит, и более функциональные. Используются для шлифовки ногтей как натуральных, так и наращенных, моделирования свободного края ногтя, обработки и шлифовки боковых валиков, межпальцевого пространства и мозолей. В продаже можно найти как натуральный алмаз (дороже), так и искусственную алмазную крошку (дешевле).
  • Как правильно подобрать насадки для маникюра, расскажет мастер:

  • Твердосплавные или корундовые . Используются в начале проведения аппаратного маникюра для снятия слоя огрубевшей кожи, высверливания твердой мозоли, снятия слоя акрила, обработки в труднодоступных местах и работы с вросшим ногтем. Идеальны для работы с искусственными ногтями. Очень слабо нагреваются при работе, а значит, не доставляют дискомфорта. Рекомендуемое число оборотов для работы с насадками – до 15000 об/мин.
  • Стальные . Зубья образуются методом нарезки или штамповки. Зачастую инструмент подвергают оксидированию, чтобы улучшить его эксплуатационные качества.

Посмотрите более подробный обзор маникюрных фрез от профессионала:

По форме

Форма Виды операций
Олива (почка, овал) Удаляет кутикулу, осуществляет мелкую корректировку, обрабатывает боковые валики.
Цилиндр прямой Отпиливает моделирующий слой (типсы, гель, акрил).
Игла Снимает гель-лак, помогает в коррекции гелевых ногтей, подходит снятия отслоений около кутикулы и искусственного материала.
Шар Избавляет от небольших по размеру наростов и трещинок, а также устраняет полоску грубой кожи без вреда для пластинки.
Цилиндр закругленный Полирует ногти. Удаляет мозоли, полирует акрил.
Пламя Обрабатывает боковые валики, снимает искусственный материал, высверливает место для страз или пирсинга ногтя.
Конус Шлифует и полирует.
Конус усеченный Шлифует и полирует.
Цилиндр заостренный Раскрывает синусы, обрабатывает валики.
Конус обратный Для обработки ногтевой пластинки перед французским маникюром. С помощью насадки удается сделать кончик максимально ровным и без перепадов высоты.

Все фрезы различаются по диаметру рабочей части, а также степени абразивности.

Нюансы выбора фрез для маникюрного аппарата

  • Выбор диаметра зависит от оборотов вашего аппарата. Чем больше фреза, тем на меньших оборотах нужно работать с ней.
  • Если на насадку предлагается гарантия всего год, значит, скорее всего, именно год она вам и прослужит. Но зато такие фрезы мало весят и достаточно дешево стоят.
  • Если вы видите букву «Т» перед артикулом, это значит, что фреза покрыта нитритом титана. Это повышает режущую способность насадки.
  • На стержне фрезы можно заметить полоску красного, зеленого (реже голубого) или черного цвета. Эти полоски обозначают тип насечки: тонкая/средняя, крупная/средняя и очень крупная соответственно.

Выбрать качественную фрезу поможет знание системы международного стандарта ISO, а точнее маркировки насадок. Номер насадки – это 15 символов, с помощью которых можно узнать все свойства инструмента.

Информация, которая зашифрована, включает в себя

  • тип материала для рабочей части вращающейся насадки;
  • разновидность соединения наконечника с хвостикам;
  • общую длину фрезы;
  • форму рабочей части фрезы;
  • класс абразивности;
  • тип нарезки зубьев;
  • диаметр рабочей части.

Выбрать нужные фрезы для домашнего маникюра поможет видео:

Набор фрез для домашнего аппаратного маникюра

Размышляете о том, какие фрезы понадобятся новичку, чтобы сделать аппаратный маникюр в домашних условиях? Обратите внимание на керамические изделия, которые хорошо убирают лишнюю длину на своих (то есть натуральных) ногтях.

Для ухода за гелевыми ногтями понадобится конусообразная алмазная фреза. Она формирует внутренний изгиб и арку, а также убирает ненужные слои геля с нижней стороны свободного края.

Инструкция: как вставить фрезу в аппарат

Существует несколько типов зажима фрезы. Именно от них зависит, как правильно вставить и достать насадку.

  • Автоматический зажим . Насадка просто вставляется. Как только вы включаете машинку, она оказывается зажата.
  • Поворотный зажим . Насадка разжимается или зажимается поворотом специального кольца на ручке машинки.
  • Винтовой зажим . Самый дешевый тип зажима, кроме того, он легче других поддается ремонту. Принцип работы таков: колпачок, который фиксирует насадку в цангу, поворачивается на 1-2 оборота.

Уход за фрезами

Фрезы должны дезинфицироваться отдельно от ручных инструментов. Для этого используется особая емкость с вставкой-ситом.

Все процедуры по дезинфекции должны проводиться только с предназначенными для этого растворами.

В домашних условиях можно стерилизовать не все фрезы. Некоторые насадки: керамические, силиконовые - вообще не подлежат повторному использованию.

Для обеспечения 100% стерильности фрез хранить их необходимо в УФ-стерилизаторе, оснащенном бактерицидными лампами.

Если у вас остались вопросы по работе с фрезами, их выбору или существующим разновидностям, подобрать нужный набор насадок поможет видео, которое можно найти в интернете в большом количестве.

Аппаратный домашний маникюр приобретает все большую популярность. Сегодня можно приобрести разные маникюрные аппараты, которые позволяют привести ногти в порядок, сидя в уютном домашнем кресле. В продолжении разговора об использовании средств аппаратного маникюра, предлагаем вам разобраться в отличиях фрез.

Второй критерий в классификации фрез — это их отличие между собой по абразивности (жесткости).

Алмазные фрезы помечаются маркерами в виде колечка на штифте различных цветов для обозначения их жесткости:

черный — экстра грубый абразив (средний размер зерна 171−250 мкм — грубое шлифование, снятие большого количества материала),

зеленый — грубый абразив (зерно 126−177 мкм — предварительное шлифование),

синий или без маркера — средняя жесткость (зерно 76−125 мкм — универсальная),

красный — мягкий абразив (зерно 40−75 мкм — полировка),

желтый — экстра мягкий (зерно 27−54 мкм — финишная шлифовка),

белый — встречается и используется редко, самая мягкая абразивность фрез.

Для маникюра используются в основном фрезы с синим и красным кольцом, для возрастных и профессиональных рук с целью удаления грубых мозолей и сильных ороговелостей используются фрезы с зеленой и черной маркировкой.

При выборе алмазных фрез следует определиться с размером фрезы. Фрезы выпускают диаметром от 1 до 5 мм. Для того что бы понять, какого размера перед вами насадка, необходимо обратить внимание на последние три цифры в маркировке. Например, если указано — 237.984.050, то это означает, что диаметр фрезы составляет 5 мм.

Корундовые фрезы тоже отличаются между собой по жесткости, но не имеют пометок цветным кольцом. Абразивность этих фрез указывается производителем на упаковке. Единственное, что поможет определить жесткость корундовых фрез на глазок — это белые и темно-коричневые фрезы из корунда, они имеют грубый абразив, но как правило в маникюре их не используют, свое применение они находят в стоматологии и работам по дереву. Маникюрные корундовые фрезы в основном розового и зеленого цвета, но это отличие не является обозначением жесткости фрезы. Как розовые, так и зеленые фрезы могут быть жесткой, средней и малой абразивности, для маникюра всегда выбираем среднюю и малую жесткость.

Твердосплавные — маркировка:

черное кольцо — крупная крестообразная насечка, применяются для первичной обработки, снятия акриловых композитов, иногда для очень огрубевшей кожи стоп,

зеленое и красное кольцо — снятие акрила и геля,

желтое кольцо — финишная обработка искусственных ногтей, коррекция длинны натурального ногтя, отросшего из-под геля или акрила.

Третья и последняя характеристика фрез — их форма, которая определяет область применения и назначение.

Всего по форме можно выделить три группы фрез.

Тупоконечные (форма — цилиндр, обратный конус или усеченный конус) — применяются для счищения кутикулы с ногтя их тупым концом и приподнимания ее. Иногда эти фрезы применяют для счищения с ногтевой пластины птеригия и остатков предыдущего покрытия, кожи с боковых валиков, обработки свободного края ногтя.

Узкоконечные , кончик у которых может быть совсем острым или скругленным, но форма его узкая стремится к утончению на конце (формы фрез — игловидная, пламявидная, пулевидная, острый конус и т. п.) — эта группа фрез применяется для прочистки боковых пазух и кутикулы от птеригия.

Сферический конец (форма — шар, круглоконечный цилиндр, грушевидные и т. п.) — алмазные фрезы служат для счищения поднятой кутикулы и прочей проработки ороговелых участков кожи, что находится на безопасном для пропила расстоянии от ногтевой пластины. Корундовые для полировки тех же участков. Не стоит приспосабливать шары для иных этапов обработки ногтя и кожи, они служат только для счищения ороговевшей кожи, которая уже приподнята из пазух и от ногтя, в ином случае велика вероятность повреждения ногтевой пластины. Скорость работы с этой насадкой не более 10 тысяч оборотов, для того что бы «набить» руку работать следует в интервале скоростей 5−10 тысяч, на более высоких скоростях фрезу не удастся контролировать. Еще одно важное замечание при работе с шаром: ни в коем случае не нужно давить на фрезу, работа идет только с легким прикосновением, без нажатия.

Лилия Макеева, специалист ногтевого сервиса

Каждая фреза для маникюра выполняет один этап аппаратной обработки ногтя. Насадки имеют определенный рельеф, продиктованный их точкой приложения, целью использования, каждая из них не может быть равноценно заменена приспособлением другой формы.

Современная обработка ногтя

– это обработка ногтевой пластины и околоногтевого пространства, выполняемая при помощи электрического прибора (фрезера) и вращающихся фрез. Проводится аппаратный маникюр без режущих инструментов – ножниц, кусачек, триммеров.

Неровное «скусывание» нежелательной кожицы вокруг ногтя в процессе обрезного маникюра приводит к зацепкам и повреждению кровеносных сосудов. Электрическая обработка ногтей при помощи фрез отличается:

  • Низкой травматичностью: при правильном нажиме насадка спиливает роговые чешуйки, не травмируя жизнеспособные слои кутикулы с капиллярами;
  • Формированием ровной линии лунки ногтя в одно прикосновение;
  • Возможностью шлифовки, заравнивания кутикулы, которой лишен обрезной маникюр.

Разновидности фрез для маникюра и их назначение

Подготовительный этап к аппаратному маникюру

Включает удаление искусственного покрытия (топа, гель-лака, геля, акрила для наращивания) и высушивание рабочей поверхности. На этом этапе применяются твердосплавные или керамические материалы. Описание фрез для аппаратного маникюра:

Обработка птеригия и валиков

Какой фрезой убрать кутикулу в домашних условиях:

Чем удалить грубые участки кожи


Материалы для насадок

  • Керамические фрезы для аппаратного маникюра. Керамика используется для удаления грубой кожи ногтевых валиков, быстрее других материалов справляется с искусственным покрытием. Работать насадками можно при невысокой скорости вращения (до 30 тыс. оборотов).

Керамические фрезы

  • Твердосплавные разновидности фрез , использующиеся при шлифовке кутикулы и боковых валиков. Гель-лак на подготовительном этапе они спиливают долго, но с низкой вероятностью повреждения ногтевой пластины. В эту группу входят бюджетные стальные фрезы без насечек.

Твердосплавные фрезы

  • Алмазные приспособления содержат натуральную или искусственную алмазную крошку. Бюджетные насадки для начинающих мастеров. Изделия с натуральными частицами используются при педикюре, обработке валиков, с искусственными – при спиливании гелевого покрытия.

Фрезы с алмазным напылением


Топ-5 незаменимых насадок для начинающих мастеров

Перечень фрез для маникюра для начинающих включает:

  1. Цилиндр-барабан благодаря строению может заменить другие фрезы. Его боковая поверхность работает как шаровидная насадка, ребро – как усеченный или перевернутый конус.
  2. В арсенале любого мастера должна быть насадка, проникающая под боковые валики – игла диаметром от 1,2 до 1,8 мм.
  3. Заостренный конус – золотая середина между цилиндром и фиссурной насадкой. Самая удобная фреза, обрабатывающая валики.
  4. Универсальная насадка-шлифовщик ногтевой пластины и кутикулы – корундовая фреза низкой абразивности или силиконовый колпачок.
  5. Керамическая фреза-кукуруза с мелкими зазубринами для спиливания искусственных материалов, полировки огрубевшей кожи валиков.

Фрезы для профессионалов

  • Шаровидная алмазная фреза. Начинающие пользователи испытывают затруднения при работе с ней, потому что такой фрезой для маникюра при обработке кутикулы часто задевают лунку ногтя. Насадка имеет разную степень абразивности и диаметр рабочей поверхности – 23, 25, 27, 31 или 33 мм. Фрезами с малым диаметром обрабатывают грубую сухую кутикулу, крупный шарик применяется при окончательной шлифовке околоногтевого пространства. Мастер выбирает насадку исходя из особенностей ногтей клиента.
  • Керамическая «кукуруза» с крупными насечками. При недостаточной мощности маникюрного аппарата насадка вибрирует, нагревается, повреждает ногтевую пластину. Стоимость фрезы больше 900 руб.

Жесткость изделия

Абразивность – это способность насадки стачивать материал, с которым она контактирует. Свойство изделию придают частицы, диаметр которых диктует степень жесткости инструмента и область его применения: ногтевая пластина, кожа или искусственный материал.

Определяется диаметр частиц и абразивность фрез для маникюра по цветам пояска у алмазных и керамических изделий.

  • Черным цветом обозначаются супергрубые изделия. На мегагрубых насадках два пояска. Изделия служат для спиливания нарощенных ногтей, с натуральными ногтями и кожей фреза контактировать не должна. Только для профессионального использования.
  • Зеленый поясок указывает на напыление из грубой крошки. Изделие используется для спиливания искусственного покрытия, грубой кожи на руках и ногах.
  • Фреза с синим пояском и средним диаметром крошки предназначена для работы с кутикулой и валиками. Самая распространенная степень абразивности.
  • Красным обозначаются мелкие частицы. Фрезы могут контактировать с натуральной ногтевой пластиной, кожей.
  • Желтый – экстрамелкие частицы, придающие пилящей поверхности минимальную абразивность. Область применения насадки аналогичная.
  • Белый поясок – изделие, полирующее ноготь.

Комбинированный маникюр

Маникюр одной фрезой с использованием вспомогательных инструментов не является полностью аппаратным, поэтому называется комбинированным.

Его методика проста: кутикулу приподнимают не игольчатым инструментом, а пушером, лишнюю кожу вокруг ногтя спиливают заостренной конической фрезой. Для обработки птеригия и шлифовки ногтя используют мягкую полирующую пилку.

Как выбрать фрезы для аппаратного маникюра

  • К базовым фрезам, без которых трудно выполнить аппаратную процедуру, относят цилиндр, конус, иголку и шлифующую насадку.
  • Начинающим мастерам следует отдать предпочтение демократичным насадкам с алмазным напылением. Более износостойкими и дорогими являются керамические изделия.
  • В домашних условиях можно обойтись инструментами 4 видов жесткости: белой шлифующей насадкой, красной –удаляющей птеригий, зеленой – спиливающей кутикулу и валики, синей – опиливающей искусственные покрытия, снимающей гель-лак.
  • Насадки с черным пояском не совмещается с домашними маникюрными приборами с числом оборотов до 30тыс./мин: крупными зазубринами, вращающимися на низкой скорости можно повредить ногтевую пластину.
  • Обращайте внимание на срок службы товара: свыше него фреза на достойном уровне не прослужит.
  • Товары, маркированные значком «Т» долговечны благодаря титановому покрытию.

Окончательный выбор

Для полноценной обработки ногтей в домашних условиях не нужно иметь насадки всех форм и степеней абразивности. Достаточно обратить внимание на базовые инструменты с популярными параметрами:

  • Красный, синий, зеленый пояски, обозначающие жесткость;
  • Конусовидная, цилиндрическая и игольчатая форма;
  • Материал – металл с алмазным напылением, твердосплавный материал или керамика.

После освоения основных инструментов проще определиться в требованиях к недостающим фрезам.