Предварительный просмотр:

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».

Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.

Часть 1.

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети:

Весна!

Воспитатель:

Правильно, ребята. Ярче светит солнышко, растаял снег, бегут ручейки, вернулись из «теплых стран» перелетные птицы.

Замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приходе весны писал так:

Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Воспитатель:

Вам понравилось это стихотворение? Послушайте еще раз, как красиво автор описывает приход весны (повторное прочтение стихотворения).

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, как Алексей Николаевич Плещеев писал об осени:

Осень.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Часть 2.

На столах перед детьми лежит цветочек из картона (символ весны) и жёлтый кленовый листок (символ осени).

Воспитатель:

Ребята, давайте поиграем? Перед вами лежат цветочек и листочек. Я буду называть признаки весны или осени, а вы, если я назвала признак весны - показывайте мне цветочек, а если осени - листочек.

Травка зеленеет, солнышко блестит… (весна)

Стало холоднее, высохли цветы… (осень)

Уж тает снег, бегут ручьи… (весна)

Вянет и желтеет травка на лугах… (осень)

Птицы прилетели к нам из «теплых стран»… (весна)

Воспитатель:

Какие вы молодцы! У нас получилась красивая цветочная весенняя полянка и осенний яркий листопад!

Часть 3.

Подвижная игра «Скворечники».

Воспитатель:

Ребята, одним из первых с приходом весны из «теплых стран» к нам прилетают скворцы. А люди изготовляют для них домики-скворечники (показать на картинке скворца и скворечник).

Что-то мы, ребятки, с вами засиделись! Давайте еще немного поиграем. Выходите все ко мне сюда (в игровую зону).

Ход игры.

В игровой зоне стоят заранее приготовленные стулья с приклеенными изображениями скворечников (на один меньше чем детей).

Воспитатель:

Вы, ребятки, будете птичками-скворцами, а эти стульчика ваши домики – скворечники.

Вы бегаете, машете крылышками и поете песенку «Чив-чив-чив…». Когда я скажу вам «По домам!», вы бежите к стульчикам, садитесь на них. Кто-то из детей остается без скворечника.

Игра проходит три раза.

Заканчивая игру, воспитатель ставит еще один стульчик, стульчиков и детей становится равное количество.

Воспитатель:

Какие хорошие скворцы из вас получились. Садитесь на свои места.

Итог.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна» и вспомнили стихотворение А.Н. Плещеева «Осень». Научились отличать признаки весны от признаков осени и поиграли в интересную игру. Вам понравилось занятие сегодня?

Вы большие молодцы! Славно потрудились! Похлопайте себе в ладоши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

данный конспект занятия позволяет детям запоминать текст с помощью мнемотаблиц (картинок)...

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. ПЛЕЩЕЕВА «ВЕСНА». ПЕНИЕ

: познакомить с новым стихотворением; учить называть признаки весны, петь эмоционально, выразительно, самостоятельно; развивать поэтический и музыкальный слух; воспитывать интерес к искусству....

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Весна» Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то» . Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной . Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением . Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

Мария Сосова
Консультация «Как научить ребенка держать карандаш»

Консультация : «Как научить ребенка держать карандаш »

Как ? Как выглядит правильный захват карандаша ? Какие использовать упражнения и занятия для развития пальчиков малыша? Верно ли, что от того насколько правильно ребенок держит ручку , зависит и его почерк, и его осанка? Все эти вопросы ставят перед собой заинтересованные родители.

Для начала решим, действительно ли это необходимо, научить ребенка правильно держать карандаш ? Учителя начальной школы обращают внимание на то, что это важно, потому что при правильной позиции пальцев рука меньше устаёт. Это, абсолютно верно, так как если указательный палец наверху, то на него приходится основная нагрузка, а он лучше всех приспособлен для выполнения мелких и точных движений.

Знакомить малыша с тем, как нужно держать карандаш , мы можем с того момента, когда он начинает использовать карандаш или кисточку по назначению, тогда нужный навык формируется автоматически.

Если же ситуация «запущена» , и малышу уже 4, 5, 6 лет, то нам придётся действовать сразу в нескольких направлениях.

1. Первое, и самое главное,- необходимо создать положительную мотивацию для усилий ребёнка, чтобы он сам, и очень сильно, был заинтересован в достижении цели. Для этого маме нужно будет подключить всю свою смекалку, ведь только она знает, что привлечёт малыша. Может быть, это пример старшего брата – школьника, или пример отца, или ссылка на то, что так пишут все взрослые, или обещание подарить настоящую школьную ручку, или рассказ о том, что карандаш – это корабль , а пальцы – капитан, старший помощник и боцман, и у каждого из них своя работа и своё место на корабле. Фантазируйте, пробуйте, всё в ваших руках. И не забывайте хвалить и поддерживать дошкольника , не жалейте для этого эмоций, искренне радуйтесь его достижениям.

2. Второе – привлеките на свою сторону и сделайте союзниками всех взрослых, которые имеют отношение к письменной и рисовальной деятельности ребёнка, чтобы и они поддерживали его усилия .

3. И, наконец, третье– чисто технические средства, «заставляющие» правильно располагать пальцы на карандаше : трёхгранные карандаши и ручки , специальные насадки на карандаш .

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке , захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так . Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.

Правильный захват карандаша выглядит так : карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху , а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно . Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать . Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш , или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием : щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том , как держать карандаш «по-новому» .

Немного тренировки, и малыш сам будет следить за своими пальчиками.

Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш . Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно .

Если не получилось с первого раза - немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что карандаш снова в кулаке - остановите рисование и переложите его правильно. После десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает правильно держать карандаш .

Занятия, способствующие развитию захвата щепотью :

Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.

Можно играть с бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.

Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши , фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге) . Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке . То есть, держать-то можно , но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой.

Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно) .

Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам . Обратите внимание ребенка на то , как он держал мелки и скажите , что так же можно держать и карандаш .

Если опять начнет держать в кулачке , вернитесь назад - только мелки. И порисуйте ими еще пару недель.

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш . Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью , то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании .

Он должен знать правила :

Сидеть прямо;

придерживать бумагу рукой , свободной от рисования;

Локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.

Ну и конечно, развиваем мелкую моторику (шнуровки, перекладывание мелких предметов, наклейки и аппликации, пальчиковая гимнастика, рисование (пальчиками, мелками, палочками на песке и т. д.)

Развивайте пальчики малыша. Давайте малышу отщипывать пластилин, катать его между пальчиками и лепить на доску. Поиграйте «в Золушку» - смешайте разноцветные крупы и попросите ребенка рассортировать их по разным чашкам. Важно научить его напрягать и расслаблять пальцы, для этого полезны разнообразные пальчиковые игры типа игры «в замок» .

Сделайте так, чтобы ребенку было интересно учиться. Приготовьте ему для занятий интересную раскраску с любимыми героями или красочную тетрадь для занятий.

Предлагаем вам небольшой, но любопытный эксперимент, который поможет вам в этом деле.

1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.

2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же .

3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш . Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.

4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно .

Исп.: воспитатель

Сосова М. С.

Красивый почерк у детей – это настоящий повод для гордости. Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок писал каллиграфически. А чтобы достичь этого, необходимо знать, как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш.

Несмотря на то, что навыки письма приобретаются в более позднем возрасте, к обучению необходимо приступать приблизительно с трёх лет. В этот период малыш уже должен чётко понимать, как правильно взять в руки письменную принадлежность.

Почему это важно

Неправильное положение карандаша или ручки приводит к быстрой утомляемости – кисть и пальчики начинают болеть.

Вот почему важно, чтобы первоклассник уже умел правильно писать (). В школе он не сможет отложить ручку в сторону и отдыхать, когда захочет. Ведь все письменные упражнения превращаются в обязательные занятия, избежать которых не представляется возможным.

Если заранее научить ребенка держать ручку, он станет успевающим учеником — родительская забота поможет крохе реализовать свой талант к обучению.


Три года – важный рубеж

На то, как именно берёт карандаши ребёнок, стоит обратить внимание уже в три года.

В этот период детки легко обучаются новым навыкам – скорректировать неправильное положение кисти будет достаточно просто. А вот с пятилетним сорванцом решить эту проблему гораздо сложнее.

Обычно обучение начинается с рисования – крохе дарят заветную коробочку с цветными карандашами и первый альбом. Малыши полны энтузиазма! Яркий подарок будит интерес и стимулирует творческий процесс – освоение новой «игрушки» нравится всем без исключения детям.

За рисованием они проводят много времени. Поэтому необходимо уделить особое внимание качеству карандашиков. Они должны быть:

  • достаточно длинными;
  • не толстыми и не тонкими;
  • имеющими трёхгранное сечение – такой предмет легче зажать и удержать в руке (есть модели, имеющие специальные силиконовые насадки).


Те же самые требования выдвигаются и к ручкам. Родители могут приобрести модель с прорезиненными памятками (насадками) – дитя сразу поймёт, куда именно нужно поместить пальчики.

Подготовительные занятия

Очень важно подготовить кисть и пальчики к предстоящей каллиграфической работе. Для этого с детьми занимаются буквально с первого года жизни. Задача мамы – развитие мелкой моторики у малыша. Это не только пробудит речь, но и поможет кистям окрепнуть.

Главное здесь занимательная игра. С её помощью происходит необходимое физическое и умственное развитие. Отлично подойдёт:

  • бизиборд (так называемая развивающая доска, о том, );
  • перекладывание небольших предметов (можно предложить переместить крупные пуговки из одной коробочки в другую или рассортировать сухие макаронные изделия у мамы на кухне);
  • рисование мелками на специальной доске (её можно приобрести в магазине);
  • игра в дартс;
  • сборка вместе с мамой мозаики.

Играя, ребёнок будет чаще задействовать средний, большой и указательный пальчик на правой руке (левши чаще используют левую ручку – это нормально). При этом мизинец и безымянный начнёт правильно расслабляться.


Правильный захват

Как только малышу исполнится три года, пора знакомить его с правильным удерживанием карандаша. Он должен понять, что существуют определённые правила, которых следует неукоснительно придерживаться:

  • опорой всегда служит средний палец;
  • указательный придерживает предмет сверху;
  • а большой прижимает с левой стороны (фиксирует ручку);
  • высота захвата приблизительно 2 см – именно столько отделяет указательный палец от листа бумаги.

Ребёнок должен в обязательном порядке исправлять все ошибки! Для этого родители в мягкой форме напоминают ему о правилах и следят, чтобы кроха не переутомлялся.

При усталости рук происходит инстинктивное сжимание – пальчики устают ещё больше! Этого следует избегать. Иногда детки неожиданно меняют положение кисти и сжимают карандаш в кулачке. Это один из симптомов усталости.

Как научить

Теория обучения выглядит достаточно просто, но как только дело доходит до практики, обнаруживается множество трудностей. Кроха просто теряется и не понимает, как сжать пальцы, и в каком положении они должны находиться.

Чтобы облегчить задачу, можно использовать следующие методы:

«Пинцет» — кроха берёт письменную принадлежность тремя пальчиками за верхний край и ставит её вертикально на листик бумаги. После чего пальчики плавно сдвигаются мамой вниз, пока они сами не примут нужную для письма позицию.

«Пора спать» — ребёнку поясняется принцип правильного положения пальцев (захвата) в игровой форме. Карандаш нужно «положить спать». Для этого он укладывается на кроватку (средний пальчик), под его нижний кончик подкладывается подушка (указательный палец), а сверху стелется одеяло (большой палец). После чего кисть переворачивается в нужное положение и начинается занятие по рисованию.

Бумажная салфетка используется для тренировки инстинктивного захвата. Если часть салфетки, сложенную квадратиком, разместить под безымянный палец и мизинец, а затем попросить взять ручку тремя оставшимися пальцами, ребенок сам выполнит правильный захват.

Насадка – красочное приспособление из силикона или резины, которое необходимо надеть на ручку или карандаш. Каждое такое изделие имеет специальные углубления для пальцев – взять предмет неправильно просто невозможно.


Обучающие ручки имеют трёхгранное сечение и встроенную насадку (специальные углубления в силиконе).

«Точка на пальчике» — нанесение маркером отметок на коже. Ориентируясь на них, малыш будет правильно брать письменную принадлежность. Точка ставится на верхней фаланге среднего пальца.


Такое обучение требует родительского терпения и внимания. Но при регулярных занятиях обязательно появятся первые успехи, которые порадуют папу и маму, а также самого кроху.