От вида крови многие люди теряют сознание. Мы сторонимся её, избегаем ситуаций и мест, где можем её увидеть. Между тем, по нашим артериям течет все та же кровь. Течет со скоростью пешехода. Ускоряясь в венах.

Кровь и миф

Кровь всегда вызывала у людей повышенный интерес. Если почитать сюжеты русских сказок, собранные Владимиром Проппом, то можно понять, что люди придавали крови особое значение. Отмечая, что каннибализм в русских сказках порицается, Пропп, однако, утверждает: "Зато в русских сказках разрубленный и оживленный дает герою пить человеческую кровь. Эта кровь - источник необычайной силы.

""Дать ему силы!" - Наццыдил из своих ребер бутылку крови, подает ему и говорит: "Если чуешь в себе силы много, оставь и мне, не все пей". Ваня выпил эту бутылку и почуял в себе силу непомерную; (Нисколь богатырю не оставил)"

Кровь несла в себе элемент сакральности с древних времен. Намного более древних, чем те времена, когда начала образовываться государственность. Сохранившиеся в племенах, ведущих первобытную жизнь, многочисленные ритуалы, связанные с культом крови об этом красноречиво свидетельствуют.

Интерес к крови был в каждой эпохе. В искусстве он был неизменным. Кровь на художественных полотнах, в стихах и романах ассоциируется со страстью, часто с помешательством, с преступлением и инцестом. Рифма "кровь-любовь", вошедшая в русскую поэзию в качестве одного из первых штампов, тем не менее очень четко отражает восприятие крови, её связь с первоосновами.

На крови построен целый пласт литературы, так называемый "вампирский роман". Этот культ до сих пор дает прибыли издательствам и кинокомпаниям.

Кровь и религия

Кровь всегда имела первейшее значение в религиозной системе. Для ацтеков кровь была своеобразным эквивалентом божией милости. Ежегодно проливалась кровь более чем 20000 людей, чтобы умилостивить бога солнца. Кровь имеет важнейшее значение и в христианстве. Причастие кровью Христовой - часть таинства евхаристии. Предметами религиозного культа также считаются гвозди из распятия и копье Лонгина, также окрапленное кровью Христа.

Значение крови в религии настолько велико, что именно кровь часто становится фактором посвящения в ту или иную веру. Традиция крестить новорожденных младенцев (кровников) в веру отцов сохраняется и сегодня. Ещё в XIX веке в России было сложно представить, чтобы в семье исповедовали разные религии. Случались и такие союзы, но это было исключением из правил.

Кровопускание

Кровопускание - это не обязательно примета Средневековья. Да, многочисленные гравюры, на которых врачи с ланцетами вскрывают людям вены - это основано на реальных событиях, но и сегодня кровопускание применяется если не повсеместно, то очень часто.

Один из примеров - гирудотерапия. В исламской же культуре существует процедура кровопускания, которая называется «хиджама». Слово происходит от корня аль-хаджм, что означает «всасывание».

Этот метод очищения организма заповедован пророком Мухаммедом. Проведенное в Дамасском медицинском университете исследование показало, что у пациентов, которые проходили "хиджаму", стабилизировалось давление, снижался уровень сахара в крови, увеличивалось количество эритроцитов и снижался холестерин.

Мы не призываем вас сейчас же идти и пускать кровь. Любое лечение требует предварительной консультации с врачом. Достоверно можно сказать, что кровопускание действительно может нормализовать давление, особенно если оно высокое, а также оказывает на мозг небольшое гипоксическое влияние, что также в умеренных дозах организму полезно.

Кровные узы

Отношение общества к кровосмешению не всегда было негативным. В аврамической традиции инцест считался необходимой мерой для того, чтобы род первых людей продолжался. Но это не значит, что инцест приветствовался. Напротив - порицался и был приемлем только для продолжения династии. Впрочем, такие союзы редко давали хорошие результаты. Из-за "инцестуального страха" развелся Генрих Тюдор со своей женой Екатериной Арагонской.

В исламе инцест также строго запрещен. Инцестом считается даже брак между мужчиной и женщиной, имевших одну кормилицу, однако не порицаются браки между двоюродными братьями и сестрами.

В иудаизме разрешен брак с женой умершего брата, но запрещен брак, например, одновременно с её сестрой, а также с матерью жены.

По статистике ВОЗ, в современном обществе чаще других бывают инцестуальные союзы между отцами и дочерьми, на втором месте - между братьями и сестрами. Самый редко встречающийся сегодня вид инцеста - союзы между матерями и детьми. По той же статистике, в подавляющем большинстве таких союзов имеют место психологические перверсии.

Другой пример закрепленных в обществе "кровных" отношений - кровное братство. Широко развитое в средневековом обществе, оно не утратило своей актуальности. "Братаются" и клянутся на крови и сегодня.

Не стоит забывать и про кровную месть.

Группа крови

То, что группа крови - это очень важно, европейские врачи поняли в годы Второй мировой войны, когда остро встала проблема донорской крови. Идеальным реципиентом оказалась первая отрицательная. Сегодня по группам крови уже назначают диеты, некоторые специалисты признают, что от группы крови также зависит наша предрасположенность к болезням.

В Японии же ещё с 1930-х годов практикуется учение «кецу-еки-гата», в котором о человеке можно рассказать все, зная только его группу крови. Японцы уверены, что обладатели I группы крови – общительные и энергичные люди, обладатели II группой крови –стрессоустойчивы и терпеливы, но упрямы. Творческие и властные люди обычно III группы крови. Люди с редкой IV группой – уравновешенные и прирожденные лидеры.

«Кецу-еки-гата» невероятно популярна. Японская девушка может спросить на первом свидании не о том, кто вы по знаку Зодиака, а то, какая у вас группа крови. Японцы ориентируются по группе крови и тогда, когда женятся и тогда, когда устраиваются на работу. HR-отделы стараются формировать идеально совпадающие "по крови" коллективы.

Растатурин Вячеслав Иванович студент Института искусств АГУ

В душе каждого человека, в зависимости от его возраста и жизненного опыта, всегда существуют некие святыни, самые сокровенные и почитаемые образы и истины, которые наполнены для него важнейшим смыслом и являются своего рода ориентирами. Пожалуй, первой такой святыней, которую каждый из нас открывает для себя, является образ МАТЕРИ, женского начала.

История повествует нам о том, что человечество создавало и развивало высокие цивилизации лишь тогда и там, где женщина не была унижена, и где она принимала деятельное участие в управлении народом и в строительстве жизни. Вглядываясь в историю нашей страны, можно с уверенностью сказать, что казачество утверждало себя могучими человеческими характерами. На берегах казачьих рек время от времени рождались гении отваги и подвига, и в этом, прежде всего, заслуга матерей-казачек – воспитательниц грозных казаков прошлого. Очень мало в наше время говорится о славных казачьих матерях, о женщине-казачке, на которую с давних пор образ казачьего быта возложил главную обязанность о благополучии казачьей семьи. «Очень часто на экранах телевизоров можно увидеть женщину, девушку, будущую жену, мать в упрощенном нелицеприятном виде – то в роли «боксера», прыгающего по рингу и пинающего один другого, то в роли «бойца» рукопашного боя, то в роли этакого «Рэмбо» в камуфляже на коне с арканом…

Право же, «сердце сжимается», видя, как это милое нежное создание угощает свою подружку оплеухами и пинками, а свою роль в возрождении казачества видит в перебежках, переползаниях, в стрельбе и в восседании на коне знаменитой породы. Выставлять подобное за основу возрождения образа казачки – будущей жены, матери, согласитесь, было бы слишком упрощенно, да и неуместно. Надо уходить от пустого и праздного проведения времени. Такой образ казачки далек от реалий прошлого. Не нужны и этакие «активистки» у микрофона с декларациями и воззваниями» .

Да, в прошлом казачке не раз приходилось участвовать в боевых действиях в роли, присущей женской природе: оказание помощи раненым, уход за ними, сопровождение транспорта с оружием, снарядами, продуктами, увозить в станицу раненых и убитых, но она и в боевой обстановке оставалась женщиной. И ошибочно понимать участие казачек в боевых действиях при защите своих детей, куреня и станицы в роли женщины-воина, несущейся на коне с саблей, или с винтовкой наперевес, идущей в атаку. Хотя в истории случались и такие «несуразицы». В исторических актах мы находим немало примеров подвигов казачек: 800 женщин вместе с казаками отбивали атаки турок в Азове в 1642 г. Женщины-казачки принимали активное участие и при отражении нападения горцев и татар на станицы и городки.

История сохранила имена казачек, совершивших личные подвиги: героиня Кавказской войны Мария Платова, известная в Европе по старинным гравюрам «Казачка невеста», «Ульянка», героиня романа П.Н. Краснова, «Все проходит» на Кубани; Елена Чоб, награжденная двумя Георгиевскими крестами и четырьмя медалями; Римма Иванова, сестра милосердия – Георгиевским крестом.

Примерами неустрашимого характера казачки история казачества наполнена многими именами, но в большей мере казачки проявили себя в областях, присущих женщине-матери: науке, культуре, медицине, педагогике, искусстве. История сохранила такие имена казачек, как: известная художница В.В. Краснушкина, А.И. Менделеева (урожденная Попова), артистки государственных театров Т.И. Степанова, О.М. Смирнова, Л.И. Филиппова, В.Я. Еланская (Поначевная), ведущий хирург М.И. Косоногова, писательница Л.К. Потанина, О.В. Омельченко и др.

Особую известность получили в истории украинские казачки. Их очень много, для сведения можно назвать лишь несколько имен: Разумиха, родоначальница рода графов Разумовских; Оболонская – кума императрицы Елизаветы Петровны, «львица» Петербургского высшего света графиня Орлова-Денисова, Мария Чухрай – украинская поэтесса XVII в., графиня из казачьего рода Дарья Денисова, дочери графа Платова и др.

«Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощекова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого. И если писать биографию отважного казака, нельзя не упоминать и о его матери, бабушке, которые своим тяжелым упорным трудом сберегали все хозяйство, воспитывали своих детей в вере в высшее, любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. «Краса Черкасских дочерей» М.К. Ефремова, жена славного атамана С.А. Ефремова, открывала детские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц. Бабка Кудинова по «часослову» учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. «Офицерши» – казачки в станицах и городах имели на дому частные пансионы – школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода (1812 – 1815 гг.), в обращении своем ко всем донским казачкам благодарил их, «низко кланяясь», за то, что они эти годы, когда все мужское население находилось на войне, вели всю «домашность». Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе – хвала казачке» .

Если в образе казака история запечатлела такие свойства, как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семейному очагу. Это верная, преданная жена, заботливая мать и экономная хозяйка. Века постоянных боевых тревог военно-полукочевого образа жизни выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности. Она умела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних: «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью».

О красоте и внешности женщины-казачки авторы, не без основания, не скупились, да и сейчас не скупятся на комплименты, отмечая такие особенности во внешнем ее облике как стройность, гибкость, тонкий стан, прекрасные черты лица, в которых славянские черты смешиваются с горско-степными.

Вся внешность казачки полна изящества и очарования, и первое, что видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках. Известный донской историк казачества В.Д. Сухоруков с восхищением описывал казачек: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь» .

По тому, как общество относится к женщине, какое положение она занимает в нем, можно судить о характере самого общества. Это отвечает характеру общественно-политических образований групп казаков. Своеобразие их общественного устройства, особенности быта и культуры наложили неизгладимый отпечаток и на казачку, чьё место и роль в общественной и культурной жизни и чьё особое правовое положение всегда вызывали интерес. Особая красота, сила характера, вольный уклад жизни в крепостной России сделали казачек необыкновенными женщинами, их воспевали поэты и художники. Вот что пишет этнограф Семен Номикосов в «Статистическом описании Области Войска Донского» в 1884 г.: «Из ленивой и изнеженной женщины Дона обстоятельства выработали энергичную, смелую, крепкую и неустанную в работе, какую мы знаем и до сей поры. Она умела не пустить нужды в дом в отсутствие казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить свое имущество от степных хищников. Донская казачка с таким же искусством управлялась с вилами и косой, как с ружьем или шашкой» . И далее: «Чистота может поспорить с прославленной голландской чистотой. Заботливая хозяйка не позволяла упасть здесь ни пылинке, ни соринке» . Таковы были матери и воспитательницы грозных казаков старого времени.

«…А много, должно быть, интересного в жизни казака! Все-таки это не приниженный, как крестьянин, народ… А какие бойкие казачки. Вот умеют они за себя постоять», – так писал Антон Павлович Чехов . С помощью слова «бойкие», т.е. расторопные, ловкие, находчивые и быстрые, автор обобщенно изобразил всех казачек.

Семья для казака в течение уже нескольких веков является средоточием нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования и опоры. Нравственным авторитетом в семье был дед, а фактической хозяйкой была бабушка. Она вставала до зари и давала зачин делам на весь день. Все руководство домашним хозяйством держала в руках, ведала, как говорится, ключами от всего дома. Под её присмотром оставались дети, когда отец и мать работали в поле. Основой любого казачьего общества является семья. Семья и община служат организующим началом в духовной жизни казачества. Семья не только выполняет семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единство бюджета и прочее), но является коллективом. Семейный союз в казачьем населении пользуется большим уважением. Почтительность к родителям и старшим родственникам − характерная черта этого союза. Мужчина и женщина почти полностью равноправны.

Казачка в отсутствии мужа, который часто отвыкает от полевых работ, своею деятельностью, своею опытностью в хозяйственных делах заставляет мужа невольно уважать себя и завоевывает себе значение, равное с ним, а часто и больше. Главой семьи всегда остается отец, а в случае его смерти главенство переходит к матери. В семье жены помогают мужьям, дети − родителям.

В силу особенностей военного быта исторически выработался особый тип женщины – неустанной труженицы, смело и энергично принимающей на себя все труды мужчины. Потому понятна поговорка о казачках: «Слава-то казачья – да жизнь у них собачья». Этой женщине присущи чувство национальной гордости и кровной близости к единоплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением к человеческой личности и к старшим. Свободная, не знавшая гнета крепостничества, закрытых теремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала свои силы для ее благосостояния и благополучия. Казачки могли пахать, сеять, косить, молотить. В казачьем роду родимая матушка всегда свято почиталась всеми членами семьи.

Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как мальчика. Оно было тихим, овеянным молитвенной радостью. В честь рождения девочки отец или дед сажали иву. Дерево росло вместе с той, в честь которой было посажено. Оно как бы опекало новоявленную казачку, храня тайну взаимного доверия. Атмосфера добра вокруг девочки считалась обязательной, но в ней не было слепой родительской любви, изнеженности и потакания. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. С детства в девочке развивали женственность, хозяйственность, терпение, трудолюбие и отзывчивость. Поэтому с самого рождения ее воспитывали иначе, чем мальчика. С раннего возраста девочки-казачки стирали, мыли полы, ставили заплатки и пришивали пуговицы. Учились шить, вышивать, вязать. Особой их заботой было нянчить младших братьев и сестер.

«А детей у меня нет, одни девки», – так гласит казачья байка. Так в чем же коренилось общественное, социальное и семейное неравенство мужчин и женщин у казаков?

1. Патриархальные традиции казачества. Женщины лишены права голоса на казачьем круге и в семье, и только в исключительных случаях допускались на сходы.
2. Церковные традиции. Считалось, что в Храме женщина да молчит.
3. Государственные традиции в отношении казаков. За рождение казака семья получала семейный надел (пай), равный 3 га земли на черноземах, а в Сибири – до 10 – 15 га земли на казака. Девочка была не обуза, ее любили, но государству она не была нужна. Родился сын – в семье праздник. Родилась дочь – к бедности. У казаков считалось, что растить дочь – это растить 20 лет работника в чужой курень. «Дочерей кормить для людей, а сына кормить для себя». Воспитанием дочери занималась бабушка.

Бабушка готовила внучку к жизни. И первое, чему учила бабушка – это молиться. Она начинала воспитание внучки с духовного восхождения, передавала ей унаследованный опыт народной общности, соборности, хранящей, прежде всего, примеры праведного поведения. Бабушка знала, что доброта, терпимость, взаимное прощение обид, смирение, послушание, уважение к старшим – все это составляющие нравственного круга, которые смогут обеспечить в будущем крепкую семью, достаток. И эти нравственные категории постепенно впитывало девичье сердце.

Труд для девочки из неосознанной необходимости быстро превращался в нечто приятное и естественное, и поэтому не замечаемое. Тяжесть труда наращивалась с годами постепенно. С 4-х лет уже определялся круг обязанностей. В 5 лет приобретались навыки рукоделия. В 7 лет – работа в саду и огороде, уборка подворья, т.к. чистота должна быть идеальная. Полурабочий возраст девочки-казачки с 10 лет. Старшая, по обычаю, нянчила детей, ее называли няней. Девочке не обязательно было учиться, ее отрывали от учебы весной, когда начиналась посевная или когда надо было присмотреть за младшими. Посильный для девочки труд чередовался с играми, полезное срасталось с приятным незаметно. Первоначальные навыки шитья, вязания, вышивания укреплялись и развивались в девичьих играх с куклами. Маленькие мастерицы проявляли себя как портнихи, художники-модельеры, рукодельницы. Кукол в станичных магазинах в то время не было. Их шили сами из тряпок и набивали соломой или сухими листьями. Не было казачки, которая не могла бы шить, кроить, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, украшать кружевом рубашки и кофты, стегать одеяло.

Особенно казачки славились кулинарным талантом. Из поколения в поколение передавались казачке от матери и бабушки секреты выпечки хлеба и других мучных изделий. Девичьи праздники отмечались в узком кругу на женской половине дома. Подарки буквально сыпались на девочку, так как знали, что ее жизнь, возможно, не будет сплошным праздником. Строгость в воспитании исходила от традиционно-нравственных установок. Девочка всегда должна быть в работе, чтобы не думать о шалостях. Старший (дед или бабушка) был в семье божеством с указывающим перстом. Его командное повелевающее слово и даже наказание никогда не подвергались сомнению. Росла девочка с мыслью, что она будущая хозяйка и мать, этому было подчинено все ее воспитание. Ей внушалось, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – крепкая семья и достаток, честный заработок. Казаки, заклятые враги крепостного права, на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, не женились, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной. «Бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживешь без урону»… Казачки очень гордились своим происхождением и любили повторять: «Не боли, болячка, я − казачка». Девушки избегали брака с иногородними. Долгое время у казаков церквей и священников не было. Бракосочетание было простым. Историк В.Д. Сухоруков так его описывает: «Жених и невеста, согласившись на супружество, приходили вместе в собрание народа (в Круг) на площадь или в становую избу. Помолясь Богу, кланялись на все четыре стороны, и невеста, поклонившись в ноги, жениху отвечала, также называя его по имени: «А ты будь мне муж». После сих слов вступившие в брак целовали друг друга и принимали от всего собрания поздравления. Этим оканчивался весь обряд» . Там же читаем, что легким был и развод – казак и его супруга снова приходили на майдан, муж свидетельствовал, что она была хорошей женой, но любви больше нет. И слегка отталкивал ее от себя. После чего другой холостяк был вправе накрыть ее полой зипуна, предлагая себя в мужья.

Начиная с XVIII в., брак в казачьих общинах обязательно завершается венчанием в церкви. Девушка-казачка уже с 18 лет была свободна в личном выборе мужа. Родители не посягали на ее волю и не выдавали помимо ее согласия. Обычно казачья семья была многолюдна с несколькими женатыми сыновьями. Женщины-казачки были равноправны вне зависимости от национальности, так как казачка была обязательно окрещенная. Ни о какой дискриминации и речи быть не могло. Казаки редко обижали своих жен. В своих воспоминаниях о казачьем быте И.Г. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее» .

Уважение к себе казачки завоевывали долго. Казак понимал, что его жена – это оплот семьи, его лицо, будущее рода. У казаков было «рыцарское» отношение к казачкам. Атаман Платов в 1816 г. в приказе по Войску Донскому писал о казачках: «Пускай верность и усердие их, а наша на то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в дальнейшем правилом для поведения жен донских» . Казак и даже атаман не имел права вмешиваться в женские дела. Ее интересы составляли отец, муж, брат. Но одинокая женщина могла выбрать себе любого ходатая из числа станичников. А вдова или сирота находились под личной опекой атамана и совета стариков. Разговаривая с женщиной на кругу, казак должен был встать, а если она пожилая − снять шапку. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать еe. Вот показательный пример. В 1914 г. утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк (один из лучших и старейших полков Кубанского казачьего войска) уже двигался в походной колонне к месту сбора, а вместе с полком ехали провожающие старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк фамилией Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и зарубил его. Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи. Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, чести дочери, сестры, жены. Защищая, отстаивая ее честь, казак обеспечивал будущее своего народа.

Культурная среда окружает человека с детства, в ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа. Сложившиеся традиции в воспитании девочки-казачки сформировали особый тип женщин: свободных в выборе, самостоятельных в действиях и решениях. Какое воспитание получит человек в детстве, сыграет огромную роль в его дальнейшей жизни. Смолоду надо приучать ребенка к добрым поступкам, ответственности, сдержанности, порядочности, трудолюбию, как делали это наши предки.

Роль и место женщины-казачки в семье социально значимо: какова жена, таков и дом. Все она собирает воедино, ничего не уходит от ее догляда – дети, земля, скотина – все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Её право на любовь достигается неустанным трудом и трогательной заботой. Её природная, исконная женственность, необыкновенный запас воли и самообладания, её бесконечная работа в хозяйстве, её долготерпение, выносливость, готовность не сломаться под ударами судьбы – все это ради будущего.

Уникальность казачки интересовала и будет всегда интересовать творческих людей. Песни, фильмы, стихи, художественные произведения – все это проявление интереса к образу красавицы-казачки. Любовь к родному краю прививается через народные обычаи, традиции, культуру. Главная задача современного общества состоит в том, чтобы не допустить исчезновения культуры казачества, продолжать её развитие в будущих поколениях.

Примечания:

1. Фролов П.З. Жемчужная слеза казачки. Краснодар. 1998.
2. Бойченко Н.В. Казачка. Что может быть красивее? – Режим доступа: nttp://www.nsportal.ru/shkola kazachka-chto-mozhet-byt-krasivee, 2012.
3. Сухоруков В.Д. Общежитie донскихъ казаковъ в XVII и XVIII столетияхъ. Новочеркасскъ, 1892.
4. Скорик А.П. Очерки истории. Ростов н/Д, 1995.

Вопросы казачьей истории и культуры: Выпуск 8 / М.Е. Галецкий, Н.Н. Денисова, Г.Б. Луганская; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; отдел славяно-адыгских культурных свя-зей Адыгейского республиканского института гуманитарных исследова¬ний им. Т. Керашева. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. – 220 с.