Термин "воспитание" возник в России в XVII веке и имел иной смысл, нежели в наше время. Под ним понимали "вскармливание", то есть правильное питание ребенка, обеспечивающее его нормальный рост и развитие. За прошедшие века термин наполнился новым содержанием. Прежде всего, это расширительное толкование воспитания. В этом случае оно трактуется как формирование личности под влиянием всех факторов развития (и случайных, стихийных, и целенаправленных), в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества.

"Воспитание - целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях" .

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" процесс воспитания понимается как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства". .

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

"Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка и применения соответствующих методов и приемов его воспитания" .

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политик российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенных характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

В педагогической науке понятие "нравственность" определяется как совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, "формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение".

Такие педагоги как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание и рассматривают его в разных аспектах.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как "целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения". Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении" .

По мнению авторов Ибрагимовой У.Б., Мейрбековой Р.Т., Умирзаховой Г.А., "нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий семьи, воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Таким образом, нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали" .

Следует отметить, что процесс нравственного воспитания - это, в первую очередь, воздействие педагога на ребенка, нравственное развитие же - это отклик личности ребенка и те изменения, которые происходят в ней в процессе нравственного воспитания.

Иными словами, нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека .

Основой нравственного воспитания является мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственный идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.

Нравственные представления - это "важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой" .

"Нравственные чувства - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым" .

Нравственное воспитание имеет целью выработать у детей такие качества, как честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, готовность к взаимопомощи, товарищество и способность к коллективной сплочённости, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, необходимые для этого мужество, выдержка и самообладание, дисциплинированность и ответственное отношение к своим обязанностям и общественному долгу, вежливость и скромность в личном поведении, способность к критике и самокритике. Одновременно с воспитанием этих положительных качеств необходима выработка стойкого сопротивления противоположным отрицательным качествам.

  • - воспитание гуманности как качества личности;
  • - воспитание коллективизма;
  • - формирование начал гражданственности и патриотизма;
  • - формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. .

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является "понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком".

Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г. Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. "Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения с взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном" .

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать. Что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Как подчеркивал Л.С. Выготский в своей работе "О моральном воспитании", нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Нравственные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на "неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем "дурным". Нравственное поведение ребенка, с точки зрения ученого, "должно стать его природой, совершаться свободно и легко". Соответственно, главной задачей нравственного воспитания должно стать не столько усвоение моральных норм, сколько развитие непосредственного отношения к сверстнику. Стратегия формирования такого отношения должна быть направлена не на осознание своих качеств и качеств другого, не на рефлексию своих переживаний, которые порождают фиксацию на себе (на своих достоинствах и недостатках), а на воспитание особого видения другого, на развитие сопричастности, чувства общности с другим. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике .

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание" .

Таким образом, проанализировав разные источники, можно сделать вывод, что главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

Проанализировав понятие "нравственность", можно сделать вывод, что особое внимание уделяется нравственному воспитанию через формирование ценностей и идеалов. При этом нравственность как личностная характеристика - явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания нравственных чувств и представлений. Большая роль в данном вопросе отводится образовательным учреждениям, в т.ч. дошкольного образования.

Мы подробно рассмотрим эту тему, а также поговорим о ключевых средствах и методах.

О чем идет речь?

Для начала заметим, что нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста - это обширное понятие, которое включает в себя целый комплекс воспитательных методик, обучающих ребенка моральным ценностям. Но ребенок и до этого постепенно повышает свой уровень воспитанности, включается в определённую социальную среду, начинает взаимодействовать с другими людьми и осваивать самовоспитание. Поэтому немаловажно и нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, о котором мы тоже будем говорить, ведь как раз в этот период происходят значительные изменения в личности.

С давних времен философов, ученых, родителей, писателей и педагогов интересовал вопрос нравственного воспитания будущего поколения. Не будем скрывать, что каждое старое поколение отмечает падение молодежи. Регулярно разрабатываются все новые и новые рекомендации, цель которых заключается в повышении уровня морали.

Большое влияние на этот процесс оказывает государство, которое фактически и формирует определенный набор необходимых качеств человека. Для примера рассмотрим времена коммунизма, когда больше всего почестей имели труженики. Превозносились люди, которые были готовы в любой момент прийти на помощь и четко исполнить приказ руководства. В некотором смысле личность угнеталась, в то время как коллективисты ценились больше всего. Когда вышли капиталистические отношения на первый план, ключевыми стали такие черты человека, как умение искать нестандартные решения, креативность, инициативность, предприимчивость. Естественно, всё это отразилось на воспитании детей.

Для чего нужно нравственное воспитание детей дошкольного возраста?

Многие ученые по-разному отвечают на этот вопрос, но в любом случае ответ неоднозначный. Большинство исследователей всё же сходится на том, что воспитать такие качества у ребенка невозможно, можно лишь попытаться привить их. Точно сказать, от чего зависит индивидуальное восприятие каждого ребенка, довольно сложно. Скорее всего, это идет от семьи. Если ребёнок растёт в спокойной приятной обстановке, то «разбудить» эти качества в нём будет проще. Логично, что ребенок, который живёт в атмосфере насилия и постоянных стрессов, будет хуже поддаваться попыткам воспитателя. Также многие психологи говорят и том, что проблема кроется в несоответствии воспитания, которое ребёнок получает дома и в коллективе. Такое противоречие может со временем вылиться во внутренний конфликт.

Для примера приведем случай, когда родители пытаются взрастить у ребёнка чувство собственности и агрессии, а воспитатели - привить такие качества, как доброжелательность, дружелюбность и щедрость. Из-за этого ребёнок может испытывать некоторые трудности в формировании своего собственного мнения на счёт той или иной ситуации. Именно поэтому очень важно маленьких детей учить высшим ценностям, таким как добро, честность, справедливость, независимо от того, какими принципами на данный момент руководствуются его родители. Благодаря этому ребёнок будет понимать, что есть некий идеальный вариант, и будет уметь составлять своё собственное мнение.

Основные понятия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Первое, что надо понимать - это то, что обучение должно быть комплексным. Однако в современном мире мы всё чаще наблюдаем ситуацию, когда ребёнок, переходя от одного воспитателя к другому, впитывает совершенно противоположные ценности. В таком случае нормальный процесс обучения невозможен, он будет иметь хаотичный характер. На данный момент детей дошкольного возраста заключается в полноценном развитии как качеств коллективиста, так и отдельной личности.

Очень часто воспитатели используют личностно-ориентированную теорию, благодаря которой ребёнок учится открыто выражать своё мнение и отстаивать свою позицию, не вступая в конфликт. Таким образом формируется самооценка и значимость.

Однако чтобы добиться максимальных результатов, методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста должны подбираться обдуманно и целенаправленно.

Подходы

Есть несколько подходов, которые используются для формирования нравственных качеств. Они реализуются через игру, труд, творчество, литературные произведения (сказки), личный пример. При этом любой подход нравственного воспитания оказывает влияние на целых комплекс его форм. Перечислим их:

  • патриотически чувства;
  • отношение к власти;
  • личностные качества;
  • отношения в коллективе;
  • негласные правила этикета.

Если воспитатели хотя бы немного работают в каждом из этих направлений, то они уже создают прекрасную базу. Если бы вся система воспитания и образования действовала по одной схеме, навыки и знания, наслаиваясь друг на друга, формировали бы цельный комплекс качеств.

Проблемы

Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнок колеблется между двумя авторитетами. С одной стороны - это воспитатели, а с другой - родители. Но и в этом вопросе есть положительная сторона. Учреждения дошкольного образования и родители, действуя сообща, могут добиться отличных результатов. Но, с другой стороны, несформировавшуюся личность ребёнка можно сильно запутать. При этом давайте не забывать, что дети на подсознательном уровне копируют поведение и реакции того человека, которого считают своим наставником.

Пик такого поведения приходится на первые школьные годы. Если в советское время все недостатки и ошибки каждого ребенка выносились на всеобщее обозрение, то в современном мире подобные проблемы обсуждаются за закрытой дверью. Более того, ученые давно доказали, что воспитание и обучение, строящиеся на критике, не могут быть эффективны.

На данный момент публичную огласку каких-либо проблем трактуют как наказание. На сегодняшний день родители могут пожаловаться на воспитателя, если они не удовлетворены его методами работы. Отметим, что в большинстве случаев это вмешательство неадекватно. А ведь при нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет авторитет воспитателя. Но учителя становятся всё менее активными. Они остаются нейтральными, пытаясь не навредить ребёнку, но таким образом и ничему его не обучая.

Цели

Цели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключаются в:

  • формировании различных привычек, качеств и представлений о чем-либо;
  • воспитании гуманного отношения к природе и окружающим;
  • формировании патриотического чувства и гордости за свою страну;
  • воспитании толерантного отношения к людям другой национальности;
  • формировании коммуникационных навыков, позволяющих продуктивно работать в коллективе;
  • формировании адекватного чувства собственного достоинства.

Средства

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и приемов, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится воспринимать мир образно и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить свои собственные чувства и эмоции при помощи слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя как ему угодно.

Во-вторых, это общение с природой, которое является необходимым фактором формирования здоровой психики. Для начала заметим, что времяпрепровождение на природе всегда наполняет не только ребенка, но и любого человека силами. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится анализировать и понимать законы природы. Таким образом малыш понимает, что многие процессы естественны и не стоит их стесняться.

В-третьих, деятельность, которая проявляется в играх, труде или творчестве. При этом ребенок учится выражать себя, вести и преподносить себя определенным образом, понимать других детей и применять на практике базовые принципы общения. Кроме того, благодаря этому малыш учится общаться.

Немаловажным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является обстановка. Как говорится, в корзине с гнилыми яблоками и здоровое скоро начнет портится. Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста будут малоэффективны, если в коллективе не будет нужной атмосферы. Переоценить важность окружения невозможно, так как современные учёные доказали, что оно играет огромную роль. Заметим, что даже если человек особо ни к чему не стремится, то при смене среды общения он заметно меняется в лучшую сторону, приобретает цели и желания.

Во время нравственно-патриотичного воспитания детей старшего дошкольного возраста специалисты прибегают к трем основным методикам.

Это для взаимодействия, которое строится на уважении и доверии. При таком общении даже при столкновении интересов начинается не конфликт, а обсуждение проблемы. Второй метод касается мягкого доверительного влияния. Он заключается в том, что воспитатель, имея определённый авторитет, может влиять на умозаключения ребенка и корректировать их, если это необходимо. Третий метод заключается в формировании положительного отношения к конкурсам и соревнованиям. На самом деле, конечно, понимается отношение к конкуренции. Очень важно сформировать у ребенка правильное понимание этого термина. К сожалению, у многих он имеет негативный окрас и ассоциируется с подлостью, хитростью и нечестными действиями в сторону иного человека.

Программы нравственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевают развитие гармоничного отношения к себе, окружающим людям и природе. Невозможно развивать у человека мораль только по одному из этих направлений, иначе он будет испытывать сильные внутренние противоречия, и в итоге склонится к конкретной стороне.

Реализация

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста строится на некоторых базовых понятиях.

В воспитательном учреждении нужно дать ребенку понять, что его здесь любят. Очень важно, чтобы воспитатель мог проявлять свою ласку и нежность, ведь тогда и дети будут учиться этим проявлениям во всем многообразии, наблюдая за поступками родителей и воспитателей.

Не менее важно порицать недоброжелательность и агрессию, но при этом не заставлять ребенка подавлять свои настоящие эмоции. Секрет в том и состоит, чтобы научить его правильно и адекватно выражать как позитивные, так и негативные эмоции.

Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста строятся на необходимости создавать ситуации успеха и учить детей реагировать на них. Очень важно, чтобы малыш научился правильно воспринимать похвалу и критику. В таком возрасте большое значение имеет наличие взрослого человека, которому можно бы подражать. Часто в детстве создаются неосознаваемые кумиры, которые во взрослой жизни могут оказывать влияние на неконтролируемые поступки и мысли человека.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста во многом опирается не только на общение с другими людьми, но и на решение логических задач. Благодаря им ребенок учится понимать себя и смотреть на свои действия со стороны, а также интерпретировать поступки других людей. Конкретная цель, которая стоит перед воспитателями - это развить способность понимания своих эмоций и чужих людей.

Социальная часть воспитания кроется в том, чтобы все этапы ребенок проходил вместе со сверстниками. Он должен видеть их и свои успехи, сопереживать, поддерживать, чувствовать здоровую конкуренцию.

Базовое средство воспитания детей дошкольного возраста строится на наблюдениях воспитателя. Он должен проанализировать поведение ребенка за определённый период, отметить позитивные и негативные тенденции и сообщить об этом родителям. Очень важно делать это в корректной форме.

Проблема духовности

Важная часть нравственного обучения часто теряется, а именно - духовная составляющая. О ней забывают как родители, так и воспитатели. А ведь именно на духовности строится мораль. Ребенка можно научить тому, что такое хорошо и плохо, а можно развивать у него такое внутренние состояние, когда он будет сам понимать, что правильно, а что - нет.

В детских садах религиозной направленности очень часто в детях воспитывают чувство гордости за свою страну. Некоторые родители самостоятельно прививают детям религиозную веру. Нельзя сказать, что ученые поддерживают это, но в некоторых случаях это действительно очень полезно. Однако в большинстве случаев малыши теряются в сложных перипетиях религиозных течений. Если и учить детей этому, то делать это надо очень корректно. Не стоит давать несформировавшемуся человеку какие-то специализированные книги, так как они с легкостью собьют его с пути. Гораздо лучше при помощи образов и сказок рассказать об этой теме.

Гражданский уклон

Во многих детских обучающих заведениях делается уклон на гражданские чувства. Более того, многие воспитатели считают такие чувства синонимом нравственности. В детских садах тех стран, в которых наблюдается резкое классовое неравенство, воспитатели очень часто пытаются привить малышам безусловную любовь к своему государству. При этом полезного в таком нравственном воспитании мало. Неразумно прививать безрассудную любовь, гораздо лучше сначала обучить ребенка истории и помочь ему со временем сформировать собственное отношение. Однако уважение к власти воспитывать надо.

Эстетика

Важной частью воспитания детей является развитие чувства прекрасного. Сформировать его просто так не получится, так как у ребенка должна быть какая-то база из семьи. Она закладывается еще в раннем детстве, когда ребенок наблюдает за своими родителями. Если они любят гулять, посещать театры, слушать хорошую музыку, разбираются в искусстве, то ребенок, не понимая того сам, впитывает это все. У такого малыша будет гораздо проще вызвать чувство прекрасного. Очень важно научить ребенка видеть что-то хорошее во всем, что его окружает. Скажем прямо, что не все взрослые владеют этим.

Благодаря именно таким основам, заложенным с детства, вырастают талантливые дети, которые меняют мир и оставляют свои имена в веках.

Экологическая составляющая

На данный момент экология очень тесно переплетается с воспитанием, так как невероятно важно воспитать поколение, которое будет гуманно и разумно относиться к благам земли. Современные люди запустили эту ситуацию, и вопрос экологии волнует многих. Все прекрасно понимают, чем может обернуться экологическая катастрофа, но на первом месте все равно стоят деньги.

Перед современным образованием и воспитанием детей стоит серьезная задача по взращиванию у детей чувства ответственности за свою землю и экологию. Представить комплексное нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста невозможно без этого аспекта.

Ребенок, который проводит время среди экологически сознательных людей, никогда не станет охотником, никогда не станет разбрасывать мусор на улице и т. д. Он научится с самых ранних лет беречь свое пространство, и передаст это понимаие своим потомкам.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что дети - это будущее всего мира. Именно от того, какими будут следующие поколения, зависит то, есть ли вообще будущее у нашей планеты. Воспитание нравственных чувств у ребенка дошкольного возраста - это посильная и благая цель, к которой должны стремиться все воспитатели.

В этой главе ставится задача изучить научную литературу по психологии и социологии, дабы понять процесс нравственного воспитания, а также выявить характерные психологические особенности старшего подросткового возраста.

1.1 Понятие нравственного воспитания

Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений к живой и неживой природе, к людям вокруг и к самому себе. Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств, таких как героизм, патриотизм, чувство долга и совести оцениваются в нашем обществе как добро - они имеют общественно - ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности такие как лживость, лицемерие, мещанство, оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.

Цель нравственного воспитания - формирование у учащихся системы отношений, соответствующих моральным нормам. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности. Нравственное воспитание могло бы быть определено, как целенаправленное формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, знать высшую ценность человеческой жизни, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.

Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм. Специфика нравственных отношений придает нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др.- все социальные сферы общественной жизни.

Развитие социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное - развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности - активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений.

Средствами нравственного воспитания являются: обучение: личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися (педагогический такт), меры предупреждения и поощрения и взыскания.

1.2 Понятие старшего подросткового возраста и его характерные особенности

Т.к. мы говорим о старшем подростковом возрасте, то стоит отметить, что подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-16 лет и является одним из самых нестабильных, но важных периодов в жизни человека. В старшем подростковом возрасте - 14-16 лет - человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. В таком уединении происходит внутреннее переживание того, с чем подросток сталкивается в реальной действительности, что способствует развитию его эмоциональной сферы, которая во многом предопределяет взросление школьника. Кроме этого, в этом возрасте в связи с половым созреванием у подростка активизируется интерес к противоположному полу, ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. В связи с этим подросток "переориентируется" с общения с близкими взрослыми на общение со значимыми сверстниками, что часто вызывает недовольство и недопонимание со стороны первых. Немало важно, что в этом возрасте окончательно формируется самооценка молодого человека - то, что он думает о себе самом и своем месте среди людей. До этого момента ребенок находился во власти тех суждений, которые высказывали о нем другие люди, прежде всего значимые взрослые. В связи с этим у подростка обостряется потребность чем-то выделиться среди окружающих людей. Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.

Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости - настойчивое стремление к спортивным достижениям,

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.). Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции. Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия. Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии. Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

Достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

Обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой»,

«решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);

Тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно;

«не делать глупостей»);

Изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);

Изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Неконструктивные способы:

Формы психологической защиты - вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);

Импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

Агрессивные реакции.

Сравнительное кросс - культурное исследование российских и немецких подростков показало, что в выборе стратегий поведения между подростками Петербурга и Потсдама существует определенное сходство. И те и другие предпочитают при возникновении проблем обращаться за помощью к родителям или другим взрослым, пытаются самостоятельно обдумать ситуацию и различные варианты ее разрешения, прибегают к советам друзей. Однако обнаружены и существенные различия. Юные петербуржцы значительно чаще, чем их потсдамские сверстники, демонстрируют так называемое избегающее поведение. Они стремятся не думать о возникших проблемах, вытеснить их из своих мыслей, вести себя так, как если бы все было в порядке, в надежде, что проблемы решатся сами собой. Они менее склонны к компромиссам и изменениям в самих себе, к проявлению конструктивной активности в разрешении конфликтов и преодолении проблем. Да и частота использования активных стратегий разрешения проблем у них значительно меньше. Автор исследования Е.В. Алексеева связывает выявленные кросс - культурные различия с воздействием таких внешних факторов, как особенности культурной традиции, последствия тоталитарной идеологии, родительские установки на социальную нормативность и опеку. По мнению известного немецкого психиатра X. Ремшмидта, часто психопатологические симптомы представляют собой неадекватное приспособление, неполноценные стратегии преодоления трудностей, возникающих в жизни подростков.

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что изучаемый нами возраст крайне сложен и деликатен, в работе с подобными детьми педагогу просто необходимо терпение, аккуратность и знание характерных особенностей школьников старшего подросткового возраста.

Нравственное воспитание

лекция

(Теория воспитания)

1. Понятие нравственного воспитания в педагогике.

2. Воспитание гуманности

3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

4. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

1. Сущность и природа нравственности

Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем этот поступок как хороший или плохой, правильный или неправильный. При этом мы пользуемся понятием морали. Мораль - это правило, обычай. Часто как синоним понятию мораль используют понятие этика - привычка, обычай. В зависимости от того, как человеком освоена и принята мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы . Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, - нравственные принципы . Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями . В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.

Специфика процесса нравственного воспитания:

  • обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;
  • своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;
  • включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

1 уровень - Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: "Не разговаривай громко", "Не перебивай беседующих", "Не трогай чужую вещь", "Не бросай мусор" и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

2 уровень - К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.

3 уровень - На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: "Помогай окружающим людям!"

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте. Вдруг дети говорят:

А я видел, как Сережа в автобусе сидел, а его бабушка стояла возле него.

Сережа в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.

Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса...

Это правда? - удивляется учитель.

Да, но я так больше не буду! - искренне заверяет мальчик.

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

  • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы , чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу . Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию-природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа .

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

2. Воспитание гуманности

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

В психологическом словаре понятие "гуманность" определяется как "обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи". Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия "гуманность" должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон - естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Обе стороны личности непосредственно связаны с гуманностью. Эта связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает изначальной формой отношения к человеку как ценности. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы учителем. Гуманитарная профессиональная культура учителя состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, как сам учитель помогает, поддерживает ученика в трудных ситуациях. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина - одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно поэтому А.С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Соблюдение школьной дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Работа школы, учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения должна быть направлена на разъяснение школьникам необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива и общества. Но дисциплина личности не может рассматриваться только как подчинение, она должна рассматриваться в контексте ее свободы, как субъективная способность личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически выработанным способом. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки (О. С. Газман). Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений. Культура речи - это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни - рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье.

4. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей. Отечественные педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти. Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Обратимся к практической стороне исследования.

Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Виды деятельности

Формы занятий

1.Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

Беседы, экскурсии, участие в творческой деятельности,

литературные гостиные,

Художественные выставки

2.Ознакомление (по желанию) с традиционными религиозными культурами

Уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

Экскурсии в соборы,

Встречи с религиозными деятелями

3. Участие в уроках этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия

Уроки этики,

Игровые программы,

Внеурочные мероприятия

4. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

Беседы, классные часы,

Просмотр учебных фильмов,

Изучение курса «Полезные привычки»

5. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и ОУ – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности

Беседы,

Коллективные игры,

Коллективное обсуждение,

Неклассные мероприятия (праздники, проекты, походы, экскурсии)

6. Участие в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе

Участие в благотворительных акциях,

Участие в акции милосердия,

Шефство над ветеранами ВОВ,

Социальные проекты

7. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

Беседы о семье, о родителях, прародителях,

Праздники, соревнования «Моя дружная семья»,

Творческие мероприятия,

Выставки «Хобби моей семьи»

Составление генеалогического древа семьи,

Творческие работы («Моя семья», «Мои родители», «Бабушка и дедушка», «Военные реликвии моей семьи», «Что в имени моём…»)

8. Расширение опыта позитивного взаимоотношения в семье

Открытые семейные праздники,

Семейные чаепития,

Семейные гостиные,

Творческие презентации,

Творческие проекты,

Мероприятия, раскрывающие историю семьи, преемственность между поколениями