Обряд обручения начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву, после которой начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая всё совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Раньше обручение происходило до венчания, иногда задолго. Обрученные хранили кольца, как символ любви и верности. Перед венчанием они возвращали их, подтверждая тем самым свое согласие на брак, желание отныне обмениваться своими мыслями, чувствами, радостью и горем. Поэтому можно последовать древней традиции и обручиться заранее или же сделать это в день венчания. Сегодня действительны оба варианта.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи - знак духовного света таинства - торжественно проходят в центр храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся на белый или розовый коврик, разостланный перед аналоем. На аналой, где уже лежат Крест и Евангелие, кладут венцы. Священник предлагает жениху и невесте пред Церковью и Богом еще раз подтвердить свое добровольное желание вступить в брак. Священник обращается к жениху: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?", - спрашивает священник, и жених отвечает: "Имею, честный отче". - "Не связан ли ты обещанием другой невесте?" - "Нет, не связан".
Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?" - "Имею, честный отче". "Не связана ли обещанием другому жениху?" - "Нет, не связана".
После этого начинается чин венчания - таинственное освящение супружества Божественной благодатью.

Помолвка - это традиция, которая существует много веков. Она является залогом крепкой семейной жизни. Её цель - получить разрешение или благословение от родителей на будущий брак.

Наши предки называли этот обряд «рукобитье» или «сговор», во время которого родители жениха и невесты принимали решение о свадьбе.

Традиции обручения в современном мире

О серьёзности намерений, вступающих в брак, свидетельствует помолвка в храме

Православные верующие считают, что в церкви происходит закладка основ уважительных отношений в семье. Церковный обряд обручения и последующего отличается осмысленностью и святостью . В присутствии многочисленных свидетелей молодые дают обещание в церкви перед Богом, родственниками и друзьями, быть вместе в горе и радости до конца дней.

Но перед тем, как совершить таинство этого обряда, необходимо знать что такое помолвка

Традиционно жених делает официальное предложение о заключении брачных уз в момент помолвки. Для этого он приходит в дом невесты и просит её руки, но о визите нужно проинформировать заранее, чтобы избежать непредсказуемых моментов.

Сначала обращение жениха должно адресоваться отцу, затем матери невесты и своей избраннице.

Если «добро» на предстоящую свадьбу получено, то происходит обряд дарения помолвочного кольца . Жених вручает суженой кольцо, которое является залогом крепкой любви.

Девушка должна надеть подарок на безымянный палец и носить до свадьбы. На момент бракосочетания поверх него одевается свадебное кольцо.

Какое кольцо выбрать для помолвки

Дарение помолвочного кольца говорит о том, что намерения жениха серьёзны.

  • Кольцо обязательно должно быть с камнем.
  • Популярны у большинства невест формы «принцесса» и «овал».

Главное условие помолвки заключается в положительном ответе на предложение сочетаться законным браком и чтобы невеста осталась довольна подарком.

Девушка, приняв кольцо, тем самым даёт согласие на брак .

При удачном браке, кольцо может превратиться в семейную реликвию и украсить свадьбы детей и даже внуков.

Можно ли расторгать помолвку? Если она по какой-то причине расторгнута, необходимо подарки обязательно вернуть. Дело в том, что такого рода кольца могут иметь фамильное назначение или бывают крайне дорогостоящими.

Во время помолвки решаются главные организационные вопросы

  • Планирование свадебного торжества, бюджет и вложения каждой семьи.
  • Обговариваются условия быта и место проживания будущих молодожёнов после свадьбы.
  • Обсуждаются вопросы формирования бюджета новоиспечённой семьи.
  • После проведения помолвки начинается детальная подготовка к бракосочетанию.

От помолвки до свадебной церемонии проходит от месяца до шести . Стоит ли продлевать подготовку к свадьбе на более длительный срок - решать будущим молодожёнам. Но в любом случае этот период даётся для решения основных вопросов совместного проживания, бюджета семьи и тщательной подготовки к свадьбе.

  1. Где провести торжество.
  2. Сколько пригласить гостей.
  3. Как оформить и кому разослать приглашение на торжество.
  4. Какой наряд подобрать.
  5. Где провести медовый месяц.
  6. И ещё много важных вопросов.

Немного истории

Помолвка в России со стародавних времён была обязательным этапом подготовки к вступлению в брак и проходила в следующем порядке:

В некоторых наших регионах существовала традиция, которая невесте не позволяла появляться на помолвке, в этом случае все договорённости оговаривались родителями в присутствии жениха.

Существовал запрет помолвленным встречаться до свадьбы.

Сценарий помолвки может быть следующим

  1. В изысканной обстановке жених предлагает возлюбленной стать женой.
  2. Затем они подгадывают удачный момент и ставят родных о своём намерении в известность.
  3. После этого следует выбрать удобный для всех день помолвки, приглашаются гости и организуется застолье.
  4. Далее, на семейном совете оговаривается сценарий предстоящего свадебного обряда.

Практикуются разные сценарии от экономичного, когда все проходит в узком семейном кругу, до премиум класса. В этом случае, молодая пара должна располагать внушительным количеством денежных средств и довериться профессиональному праздничному агентству, благодаря которому мероприятие запомниться надолго.

Главное - это сохранение смысла особой предсвадебной традиции и соблюдение всех этапов:

В русских традициях помолвка празднуется у невесты . После официального представления будет уместно устроить весёлое празднование в кругу друзей в кафе или боулинг-клубе, ночном клубе или на дискотеке. Любители отдыха на свежем воздухе могут совершить посиделки с шашлыками.

Интересные сценарии торжества

Помолвка, сценарий которой хорошо продуман и подготовлен, послужит неплохой репетицией перед свадьбой.

Наиболее распространены следующие варианты этого праздника.

Помолвка в древних традициях

Атмосферу этой тематики хорошо поддержит оформление помещения, наряды гостей и меню русской кухни с блинами и пирогами.

Фуршет в Европейском стиле

Западный стиль предполагает накрытие шведского стола или фуршета дома или в ресторане с вручением сувениров на память о празднике. На это мероприятие следует приносить для подарка жениху и невесте презенты в виде постельного белья, бытовой техники и другие необходимые в хозяйстве молодой пары предметы. Хорошая европейская традиция - вручать гостям конверты со словами благодарности за посещение праздника с приглашением на свадебное торжество. Дарение кольца с бриллиантом также пришло из европейских традиций.

Тематическая вечеринка предполагает наличие фантазии и индивидуальности. Программы можно организовать в пиратском, ретро, ковбойском и других стилях.

  • Время проведения помолвки не должно зависеть от похода в загс.
  • Помолвка является небольшой репетицией свадьбы и стоит продумать детали празднества: от оформления и сценария программы до продуманного меню.
  • Не нужно объединять помолвку с мальчишником или девичником.

Итак, что такое помолвка? Прежде всего это праздник для двух влюблённых, следовательно, всё происходящее - в их честь.

Вечеринка празднования помолвки может стать грандиозным событием, которое поможет проникнуться радостью в ожидании свадебного мероприятия и осмыслить всю важность решения - вступить в законный брак.

Независимо от выбранного формата праздника, он должен быть проникнут счастьем и теплом.

В давние времена бракосочетание было невозможно без обряда обручения. Обручение являлось третьим этапом предсвадебных вечеров:

  • Сватовство и смотрины невесты
  • Сговор родителей с обеих сторон и помолвка
  • Обручение и обмен кольцами

Если первые два вечера проходили в семейном кругу, то само обручение свершалось в присутствии сватов, множества родственников и друзей. Во время обручения жених и невеста обменивались железными, серебряными или золотыми кольцами, в зависимости от состоятельности, в знак того, что они кладут печать на совместную жизнь и хозяйство. Кроме того, в этот вечер в присутствии свидетелей подписывался документ, который определял права на имущество обоих супругов - прототип современного брачного договора.


Обряд обручения совершался примерно за шесть недель до венчания. За это время молодые должны были пройти испытание временем и оставаться верными друг другу.


С Х века обручение совершалось уже не в доме родителей невесты, а в храме в присутствии священника. Таким образом, будущие супруги отвечали за свое решение перед Богом.


Кольца, которыми во время обручального вечера обменивались названные жених и невеста, бережно хранились до самого обряда венчания , во время которого возвращали их и уже постоянно носили на безымянном пальце правой руки.

Современная путаница

В настоящее время венчание молодоженов также невозможно без обряда обручения, и они часто совершаются в один и тот же день друг за другом. Но трудность в соблюдении свадебной традиции обмена кольцами состоит в том, что священнослужители требуют, чтобы современные жених и невеста до начала обряда венчания были расписаны в ЗАГСе.

Как известно, во время гражданской церемонии (в ЗАГСе) молодожены тоже обмениваются кольцами, и создается путаница между правилами церковного и гражданского бракосочетания. Чтобы не потерять смысл христианского обручения, можно провести этот обряд за несколько дней до регистрации брака в ЗАГСе , а после гражданской церемонии поехать венчаться в церковь. Второй вариант - отказаться от обмена кольцами в ЗАГСе, но тогда церемония потеряет свою торжественность и красоту.


Церковное обручение

Смысл обряда обручения в церкви - свидетельство того, что молодые заключают брак со всей ответственностью перед лицом Бога.

Священник выходит через царские ворота иконостаса к новобрачным, которые стоят лицом к алтарю. Крест и Евангелие он кладет на аналой. Освященные обручальные кольца держит в это время дьякон. Священник, держа две венчальные свечи, символизирующие будущую супружескую пару, читает молитву о благословении будущих супругов на брак и размахивает кадилом с фимиамом. После этого он передает свечи молодым.

Венчальные свечи делают длинными и достаточно массивными, чтобы за время церемонии они не успели догореть. Это является плохой приметой, как и оброненное обручальное кольцо.

Жених и невеста, бережно удерживая свечи, проходят внутрь храма, следуя за священником. Далее священнослужитель надевает кольца на пальцы новобрачных, и молодые трижды обмениваются ими в знак того, что с этих пор они навсегда принадлежат друг другу. После обмена кольцами обряд обручения подходит к концу. На аналой кладут венцы, и начинается венчание.

Что такое церковное венчание: начало или итог? Не начало, потому что таковым является Любовь. И не итог, потому что еще многое предстоит сделать. Венчание - это благословение церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решения. Иными словами, венчание - это этап, за которым следует продолжение.

Венчание - одно из семи таинств Русской православной церкви. Полагают, что брак был установлен Богом еще в раю, а Иисус Христос, будучи гостем на браке в Кане Галилейской, освятил, подтвердил само устройство брака. Долгое время (вплоть до X века) в церкви не существовало особого чина венчания, да и потом он появлялся постепенно, поэтапно. Вначале достаточно было объявить себя мужем и женой в церковной общине - в этом случае брак считался совершенным и его нельзя было расторгнуть. Позднее нужно было взять благословение священника на брак, иногда требовалось присутствие священника на свадебном пиру. К X веку христианин и христианка, желающие вступить в брак, должны были причаститься вместе за Евхаристией (Евхаристией или Литургией называется главное христианское богослужение). Именно из чина Литургии возникло современное таинство Венчания.

Обручение

Таинству брака предшествует обручение. На Руси до XVIII века оно происходило за месяц или даже за год до венчания и являлось своего рода договором, юридическим обязательством заключения брака в будущем. Но в то же время обручение могло быть расторгнуто. Например, если выяснялось, что жених или невеста уже дали обещание кому-то другому. Если обручение расторгалось по неуважительным причинам, расторгнувшая сторона должна была выплатить значительную денежную компенсацию. На Западе (в католической и протестантской церкви) аналогом обручения была помолвка. Ее светская часть - обмен кольцами за некоторое время до свадьбы и публичное объявление предполагаемой даты бракосочетания - и сегодня является традицией в состоятельных аристократических семьях Европы.

В наши дни в Русской православной церкви обручение происходит непосредственно перед венчанием в притворе храма (притвор располагается сразу за входом в храм, и если церковь маленькая, обручение может происходить почти у самых дверей).

Сначала из алтаря к месту совершения обручения выносят Крест и Евангелие. Обручающиеся стоят в притворе храма отдельно: жених - справа, невеста - слева. Священник епитрахилью (епитрахиль - по-славянски "нагрудник" - символ власти Христовой, данной священнику) соединяет руки жениха и невесты и ставит молодых в центр. Затем благословляет жениха и невесту зажженными свечами. Свечи символизируют радость происходящего и готовность обручающихся служить Богу и друг другу. Перед тем как взять свечи, молодые крестятся. Креститься можно и нужно в любой момент венчания, и особенно перед действием священника, направленным непосредственно к жениху или невесте. Свечи принято держать рукой, прикрытой белым платком.

Затем священник вновь возвращается в алтарь за кольцами, лежащими на святом Престоле, после чего происходит обмен кольцами. Сегодня эту процедуру совершает священник, но изначально это делали восприемники молодых, которых чаще называют шаферами или свидетелями. В наши дни свидетелем обычно является ближайший друг жениха, а свидетельницей - подруга невесты. Но изначально стоящие за спинами молодых восприемники являлись представителями их родителей или же крестными, то есть теми, кто воспринял (принял) на себя власть родителей.

Обмен кольцами свидетельствует о скреплении брачного договора и о том, что на брак получено согласие родителей. Обмен кольцами происходит трижды - в знак осознания выбранного пути.

Под пение "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!" жених и невеста, ведомые священником, переходят в центральную часть храма. Священник ставит молодых перед аналоем с Крестом и Евангелием на белое подножие. Единое для двоих, подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет - целомудрие и девство вступающих в брак. Подножие обычно приносят в храм сами молодые (как правило об этом заботится семья невесты). Это может быть белое полотенце, небольшая скатерть или просто кусок полотна (в некоторых храмах принято жертвовать подножие на нужды церкви). Иногда в качестве подножия используют расшитую крестами пеленку или праздничный детский уголок, сохранившийся еще с крещения невесты.

Перед тем как обвенчать молодых, священник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерениях и не давали ли обещание брака кому-то другому: "Има-ши ли (имя) произволение благое и непринужденное взяти в жены (мужья) сию/сего (имя) егоже/еюже пред собою зде видеши? Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)" После ответов венчающихся, свидетельствующих об осознанности их решения, начинается само таинство венчания.

В молитвах, которые читает священник, часто повторяются ветхозаветные праведники, верно и счастливо жившие в супружестве - Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елиса-вета. Священник просит Господа даровать венчающимся "видеть чада чадов" - "детей детей", то есть внуков, благословить их благополучием ("исполнить дома их пшеницей") и дать им "друг к другу любовь в союзе мира". В церковной молитве вспоминается, что еще в раю Господь создал Адаму жену - "помощника" для него, "восполняющего" его самого...

Затем священник возлагает венцы на жениха и невесту. Иногда - реально, а иногда венцы над головами венчающихся держат восприемники. Венцы символизируют благословение Божие и соединение супругов в вечной жизни. В отрывке из Апостола ("Деяний святых апостолов"), читаемом на венчании, говорится, что отныне двое должны стать одним целым - единой плотью. Евангелие, которое звучит в храме сразу после Апостола, рассказывает о браке в Кане Галилейской, где присутствовал Христос и где Он совершил первое чудо.

После молитвы "Отче наш" нововенчаемые испивают общую чашу. Исторически общая чаша - это совместное причастие венчаемых на литургии. Ныне - это общая для двоих чаша с красным вином, благословленная священником. Вино в чаше напоминает о чуде превращения в него воды (а виноградное вино, как известно, является символом радости и полноты жизни). А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. Не случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она - мудрая хранительница очага, призванная всегда думать о сохранении семьи.

После этого священник под торжественное пение трижды обводит венчающихся вокруг аналоя (высокой четырехугольной подставки), на котором лежат Крест и Евангелие. Круг - символ вечности, вечного соединения мужа и жены во Христе. Интересно, что в православной традиции прошлых веков именно троекратное хождение вокруг аналоя считалось символом, знаком венчания. Об этом даже пелось в народных песнях: слова "Круг аналоя водил" означали, что герой обвенчался, женился на своей избраннице.

И действительно, вскоре после хождения вокруг аналоя священник снимает венцы с нововенчанных. При этом жену он уподобляет Рахили, ветхозаветной праведнице, "хранящей пределы закона", то есть охраняющей законы семьи и церкви.

Молебен

Обычно в современной церковной практике к обручению и венчанию прибавляется краткий молебен о нововенчанных, причем в данном случае он происходит в самой непосредственной близости от алтаря - на амвоне, в центре солеи (возвышения перед иконостасом, отделяющим храм от алтаря). В конце молебна нововенчанным возглашается многолетие. После этого священник благословляет обвенчавшихся иконами: жениха - иконой Спасителя (реже иконой какого-то святого), невесту -иконой Богородицы. Иконы символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь. Изначально эти иконы не приносили в церковь, родители благословляли ими молодых уже на пороге дома. Нередко после венчания с церковной колокольни раздается колокольный звон - знак всеобщей радости и торжества.

Венчание совершается в храмах не каждый день. Запрет на совершение таинства совпадает с теми днями, когда церковь не разрешает супружеских отношений: во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и перед большими праздниками (но в праздники в большинстве случаев венчаться можно). Таким образом, допустимые для совершения обряда дни - воскресенье, понедельник, среда и пятница. Для многих наиболее предпочтительным является воскресенье - в этот день нет поста (как в среду и пятницу), но самое главное, воскресенье почитается церковью как малая Пасха и уже само по себе является торжественным днем.

Когда в храмах не венчают

Накануне и во время постов - Рождественского (с 28 ноября по б января), Великого (начинается за 7 недель до Пасхи и длится 49 дней), Петровского (у этого поста разная продолжительность, зависящая от дня Пасхи; начало Петровок через неделю после Троицы, а конец - 11 июля - в канун дня первоверховных апостолов Петра и Павла) и Успенского (с 14 по 27 августа).

В праздники, когда церковь предписывает пост - в дни усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

На Святках (от Рождества Христова до Крещения Господня - с 7 по 19 января), на Масленицу (неделя, предшествующая Великому посту) и на Светлой неделе (первая неделя после Пасхи) - эти дни являются знаковыми для всей церкви и не подразумевают отвлечения на частное торжество - венчание.

Посмотрев на вереницу запретных дней, человеку, еще только приходящему к храму, не сразу понятно, когда же можно венчаться. Однако позволительных дней не так уж мало.

Раньше на Руси свадьбы играли с середины осени, точнее с 15 октября - праздника Покрова Пресвятой Богородицы до середины весны - Красной горки (воскресенья, следующего за Пасхой).

Хорошим временем для венчания считаются Богородичные праздники, прежде всего дни Казанской (21 июля и 4 ноября) и Иверской (26 октября) икон Божией Матери, а также Никола Вешний - 22 мая, день памяти Николая Чудотворца.

Молодые нередко размышляют, когда лучше обвенчаться: до или после государственной регистрации. В некоторых храмах однозначно советуют венчаться до загса, в других венчают только после штампа в паспорте (по возможности в тот же день). Но не это главное. Подразумевается, что до брака церковного молодые не вступают в плотские отношения. А те, кто уже не может исполнить этот завет, обычно воздерживаются от такого рода отношений за некоторое время до венчания (то же касается людей, венчающихся через несколько лет после официальной регистрации брака). Большинство молодых пар, решивших обвенчаться, предпочитают сделать все в один день: утром - роспись в загсе, днем - венчание в церкви, вечером - свадебное торжество, которое может быть продолжено на следующий день и дальше!

На венчании молодых называют теми именами, которые были даны им при крещении (Светлану именуют Фатиньей, Дмитрия - Димитрием и т.д.). Имейте в виду, что очень часто привычное имя человека отличается от крестильного (так, в миру Рубен - в крещении Рафаил, в миру Кристина - в крещении Клавдия).

Венчание (вместе с обручением и молебном) обычно длится 40-60 минут. Время начало таинства как правило определяет священник: если это воскресный день, то обычно назначают на 13,14 или 15 часов (в зависимости от числа храмовых священников), В будние дни венчают как правило начиная с 10 часов.

И невеста, и жених (а также шаферы и гости), подобно всем православным христианам, должны иметь на груди нательные кресты. Об этом лучше побеспокоиться заранее. Освященные нательные кресты можно купить в любом храме.

Каким должен быть венчальный наряд невесты? Красивым! Конечно, здесь есть некоторые ограничения - невеста не должна быть в брючном костюме, а ее платью не следует быть излишне декольтированным. Невеста обязательно должна быть покрыта фатой, газовым шарфом или платком. Венчание потому так и называется, что в церкви на молодых одевают венцы - церковные короны, поэтому большая шляпа будет смотреться не лучшим образом. Обувь может быть любая, но следует помнить, что на каблуках придется неподвижно стоять довольно долго.

На венчание нужно принести: обручальные кольца для жениха и невесты, белое чистое подножие и четыре небольших платка (два молодым - чтобы держать свечи и два шаферам - чтобы держать венцы). Венчальные свечи и иконы можно купить непосредственно в храме.

Иконы для благословения молодых лучше выбрать заранее. Это могут быть как старинные семейные иконы Спасителя и Божией Матери (разного возраста и размера), так и современные парные (то есть написанные в едином стиле) венчальные иконы - их можно в изобилии видеть в любой иконной лавке, а в некоторых даже сделать специальный заказ иконописцу. Разумеется, рукописные иконы намного дороже обычных, но это будет действительно особый и благодатный подарок.

Когда лучше венчаться - до свадьбы или прожив вместе лет пять, укрепившись в своих чувствах? С православной точки зрения, конечно же, до свадьбы. Потому что все мы разные и союз двух людей -всегда реалия очень непростая. Бывают ситуации, когда даже любящим людям трудно понять друг друга. Венчание призывает Бога для укрепления семьи и помощи в самых запутанных ситуациях.

Венчание может быть только одно. Второе и третье венчание теоретически возможно, но это уже другое богослужение - не торжества, а покаяния. Церковь разрешает повторное венчание лишь в силу немощи человеческой природы. И с православной точки зрения у вступающих на путь совместной жизни должна быть твердая решимость идти по земной дороге вместе до самой смерти и соединиться после нее. А чтобы пройти этот путь, он должен быть благословлен Господом в таинстве венчания. Иначе идти не стоит...

Как быть людям, которые давно живут в браке, по-прежнему любят друг друга, имеют одного или нескольких детей, но еще не обвенчаны? Что ж, бывает и такое. Не стоит стесняться, нужно освятить венчанием и этот союз. А произойти подобное может по самым разным причинам. Ведь люди так или иначе зависимы от общества и воспитания. А самое главное - у каждого свой путь! И в наши дни нередки случаи, когда внуки молятся на венчании бабушки и дедушки... Так что совет вам да любовь!

Обручить жениха с невестой — значит надевать им кольца. Этот термин, вероятно, происходит от польского слова обруч — кольцо, или от слова рука, рукобитье. В древности брачному обряду предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Обручение совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный договор.

Последний представлял собой официальный документ, определявший имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты; кроме того, жених дарил невесте кольцо из железа, серебра или золота — в зависимости от своей состоятельности.

Климент, епископ Александрийский, говорит: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам».

К X-XI векам обручение утрачивает свое гражданское значение и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвами. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания и соединялось с последованием утрени. Окончательное единообразие обряд обручения получает лишь к XVII столетию.

Обручение — это наречение молодых женихом и невестой. Обручение было испытанием верности полюбивших друг друга, ибо они приносили в жертву свою свободу, хотя хранили чистоту и воздержание.

В прошлом обручение отделялось от самого венчания определенным временем. Так, указом Петра I от 1714 года предписывалось после сговора (помолвки) видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него.

«Молодых обручили, а месяца через полтора и повенчали» — читаем мы у Салтыкова-Щедрина в «Пошехонской старине».

Обручение обычно составляло третий обрядный вечер до свадьбы: 1-й вечер — сватовство, сговор или первый пропой; 2-й вечер — рукобитье, помолвка, второй пропой; 3-й, последний, вечер — обручение, последний пропой.

На обряде обручения присутствовали только близкие родственники жениха (нечетное число) и также со стороны невесты, и еще сват и сваха.

Во время обручения молодые трижды обменивались кольцами при участии священника (кольцо невесты серебряное, кольцо жениха – золотое). После тройной перемены колец серебряное оставалось у жениха, ибо он всегда должен был памятовать о слабости своей подруги, а золотое — у невесты, в знак того, что женская слабость находила опору в исполненном силою мужества избраннике.

По окончании церемонии молодых благословляли и обменивались подарками.

Со дня обручения жених и невеста хранили эти кольца с величайшим благоговением и возвращали их друг другу в день венчания.

Обручальные кольца надеваются на четвертый палец правой руки.

В наше время обряды обручения и венчания молодых совершаются в один день, поэтому нелишне будет остановиться здесь на вопросе о кольцах.

Дело в том, что нельзя путать обручальные кольца и свадебные, так как это совершенно разные понятия.

Перед венчанием молодые обязательно должны зарегистрироваться в ЗАГСе, откуда они идут под венец уже с кольцами на руках. Но тогда теряет смысл обряд обручения, который совершается по старым традициям.

Во всем мире существует традиция дарить друг другу кольца сначала при помолвке, а потом, еще одно, — во время свадебной церемонии.

Что происходит у нас - не совсем понятно. Вероятно, тем, кто решил венчаться, необязательно надевать свадебные кольца в ЗАГСе.

Свадебные кольца также надевают на четвертый палец правой руки, рядом с обручальными.

Обручение скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Брак – таинство, в котором по Божественному благословению этот союз рождается. В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время. Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.

Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются.