Трубка, скрипка и любовница

(Елизавета Воронцова – император Петр III)

Ваше императорское величество, молю вас успокоиться и поразмыслить!

Принц Георг Голштинский, дядя императора Петра III, в отчаянии глядел на сутулую спину племянника, который стоял, глядя в окно, и резко водил смычком по струнам скрипки. Извлекаемые им звуки больше напоминали взвизгивания заживо обдираемой кошки.

Император был очень не в духе.

Ваше величество! – вновь принялся взывать принц Георг. – От сего распоряжения может сделаться немалый скандал! Оно губительно для спокойствия нации!

Нет, этак больше продолжаться не может! – послышался женский вскрик, столь пронзительный, что принцу Георгу, который сейчас пребывал в состоянии немалого потрясения, с перепугу почудилось, будто человеческим голосом закричала истязуемая скрипка.

Конечно, скрипка была тут ни при чем – визжала женщина, которая раньше сидела на канапе, а теперь вскочила и нервно заходила по комнате, заметно припадая на правую ногу и топая, словно была обута не в шелковые туфельки, которые подобало носить придворной даме, а в солдатские сапоги. Принцу Георгу даже послышался звон кавалерийских шпор…

Согласно моде, на даме были пышные юбки с широкими фижмами, и она с досадою отшвыривала тяжелые складки шелка коленом, а с фижмами управлялась неловко, словно с неверно поставленными на корабле парусами.

Лицо ее было набелено и нарумянено, однако даже притирания не могли скрыть, что кожа имела нездоровый оливковый цвет и была преизрядно побита оспинами.

Не может так больше продолжаться, слышите?! – вновь выкрикнула она, вперяя в Георга столь лютый взор чрезмерно больших для ее востроносенького личика глаз, что принц Голштинский сразу понял, откуда на самом деле подул ветер, опасный не только для императрицы Екатерины, но и для всего государства.

Вот она, всему причина!

Получалось, князь Барятинский не солгал…

Несколько минут назад, когда принц Георг в прихожей императорских покоев столкнулся с Иваном Барятинским, адъютантом императора Петра, и обратил внимание на его ошарашенный вид, а потом выслушал, какое тот получил приказание от своего господина, принцу почудилось, что кто‑то здесь сошел с ума. Либо он сам, либо адъютант, либо сам император. Потому что приказ гласил: немедля взять под стражу государыню Екатерину Алексеевну в ее покоях.

Несколько минут принц Георг тупо смотрел на Барятинского, потом выдавил:

А после что с нею будет?

Князь только плечами пожал: как это, что будет? Неужто не известно, какая участь испокон веков назначена царицам, прогневившим своих венценосных супругов? Всяк слышал про Евдокию Лопухину, первую супругу Петра Алексеевича, деда нынешнего императора! Она жизнь провела в монастырском заточении. Похоже, внук, который прежде шел по стопам великого дедушки только в неумеренном курении трубки да винопитии, решил последовать его примеру и в отношении строптивой жены…

Барятинский беспомощно уставился на принца Голштинского и прислонился к стене, словно ноги отказывались его нести дальше. Конечно, он – адъютант его величества и по долгу службу должен не токмо голову за него в случае чего сложить, но и повиноваться беспрекословно всякому приказанию, однако же… Голову сложить – это сколько угодно, всегда пожалуйста, а исполнять безумные государевы распоряжения – увольте! Особливо те, которые отданы не им самим.

Он, князь Барятинский, да и принц Георг тоже были свидетелями свары, вспыхнувшей нынче, 24 мая

Тот обед 24 мая 1762 года, когда император публично опозорил жену и возвеличил фаворитку, стал толчком для заговорщиков. Ведь кара могла в любой миг обрушиться не только на императрицу, но и на ее любовника и его братьев. Екатерина, может быть, осталась бы жива, пусть и в заточении, однако Орловым непременно пришлось бы проститься с жизнью. То есть растопкой для костра этого комплота был и страх его основных участников.

А впрочем, какая разница?..

Между тем Петр никак не мог перестать восторгаться миром с Пруссией. 22 июня он давал еще один пышный ужин на пятьсот персон, потом был устроен фейерверк. Затем Петр с фавориткой отправились в Ораниенбаум. Это было место, где Елизавета Романовна царствовала всецело и безраздельно. Жене Петр приказал ехать в Петергоф и ждать его там. 29 июня предстояло отпраздновать день ее ангела, а Петр всегда был рад новому поводу повеселиться. И вот он примчался с Воронцовой в Петергоф – и узнал, что императрица уехала.

Неведомо, государь.

И сие неведомо…

И тут к императору приблизился какой‑то мужик, начал ломать шапку и падать на колени, а потом передал какую‑то бумагу. Это была записка от бывшего француза–камердинера Петра, и когда император прочитал ее, он несколько мгновений стоял как громом пораженный.

Елизавета Романовна вынула бумагу из его руки и, попытавшись вспомнить, чему ее учили в детстве, с пятого на десятое прочла о том, что Екатерина находится в Петербурге, где провозгласила себя единой и самодержавной государыней!

Пока Воронцова пыталась вникнуть в смысл этого невероятного сообщения, Петр принялся как безумный метаться по саду и дворцу, выкликал императрицу, искал ее по всем углам, а растерянные придворные бегали за ним, как куры за петухом, усиливая суматоху. Наконец истина стала доходить до собравшихся: кажется, император Петр Федорович, их господин и повелитель, более таковым не является…

А в это время в Петербурге «единой и самодержавной» императрице Екатерине и впрямь присягали на верность полки. Попытку сопротивляться сделали только преображенцы, которыми командовал Семен Романович Воронцов, брат фаворитки. Эта попытка кончилась ничем, и князь Семен впоследствии поплатился за нее пожизненной «почетной ссылкой» в Англию, куда был назначен послом.

Кругом кричали:

Да здравствует императрица!

Громили дома приближенных Петра, особенно голштинцев. Одной из жертв сделались его дядя принц Голштинский и его жена. Их ограбили дочиста – вплоть до того, что из ушей принцессы вырвали серьги, – и крепко побили. Вот когда принц Георг, наверное, горько пожалел, что в свое время остановил племянника и не дал ему расправиться с Екатериной!

Однако повернуть время вспять было уже невозможно: Екатерина захватила власть в стране.

А что же Петр? Он двинулся в Кронштадт, чтобы отсидеться там и подождать, пока подойдут верные войска. Отправились на яхте и гребной галере. Прибыли в Кронштадт около часу ночи.

Кто идет? – окликнул часовой с крепостной стены.

Император.

Нету больше никакого императора! Отчаливайте!

Женщины из свиты подняли крик и плач. Петр забился в трюм и под брань Елизаветы Романовны принял судьбоносное решение: воротиться в Ораниенбаум и оттуда вести переговоры с Екатериной. Он намеревался послать в столицу гонца, однако новая государыня сама отправилась в Ораниенбаум и вскоре прибыла туда вместе с гвардией. Вернее, впереди гвардии!

Екатерина и ее подруга Дашкова ехали верхом в мундирах Семеновского полка, их сопровождали солдаты, с большим удовольствием сбросившие ненавистную голштинскую форму и переодевшиеся в прежнюю.

Петр выслал парламентера с предложением о разделении власти. Это не устраивало Екатерину, ей нужен был только акт отречения.

Через час ожидания она его получила и отбыла в Петергоф, куда привезли бывшего императора с фавориткой – привезли как пленников. Екатерина послала к ним Никиту Панина, и Петр упал перед этим воспитателем своего сына на колени, принялся умолять не разлучать его с любовницей, а также оставить ему скрипку и трубку. Он рыдал как ребенок, и Елизавета Романовна рыдала, стоя перед Паниным на коленях и умоляя не разлучать ее с Петром.

Но их никто не слушал. Их оторвали друг от друга, когда они стали цепляться руками, словно перепуганные дети, которые напроказничали, но не чаяли, что наказание будет таким жестоким… Воронцову увезли в Москву, а Петру назначили для временного проживания дом в Ропше – под охраной.

«Матушка! Готов идти на смерть, но сам не знаю, как эта беда случилась… Матушка – его нет на свете. Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на государя! Он заспорил за столом с князем Федором Барятинским

Елизавету Романовну новая императрица не тронула – из благодарности к ее сестре Дарье Дашковой. Бывшую фаворитку выдали замуж за старшего советника Александра Ивановича Полянского, и в этом браке она дожила до самой смерти в 1792 году. Таким образом, как ни мечтала, как ни молилась, она не пережила свою старинную соперницу и разрушительницу своего счастья Екатерину, а покинула этот мир раньше ее. Рассказывают, что Елизавете Романовне удалось, несмотря на все обыски, сохранить портрет Петра Федоровича и одну из его трубок.

А куда подевалась его скрипка, сие никому не известно.

Каждый любит по–своему, ибо любовь многолика. Не стоит думать, что ею бывают поражены и ведо́мы только красавцы и красавицы, герои и благородные дамы. Сей дивный цветок произрастает во дворцах и в хижинах, в тайне и в бесстыдстве. Любовь живет в стаях львов и лебедей… однако и гиены, и змеи тоже бывают обуяны любовью.

Каждый любит как может, и каждая страсть достойна если и не поклонения, то хотя бы поминального молчания.

Давняя легенда гласит: во время космической гонки 60-х годов НАСА потратила миллионы на разработку волшебной «космической ручки», которую можно было использовать в невесомости… а Советский Союз просто использовал карандаш. Эта история трогает нас, потому что НАСА действительно тратила уйму денег на космические письменные принадлежности — в 1965, по информации историков, они платили 128 долларов за механический карандаш (надо сказать, что у этих карандашей был высокопрочный корпус, но внутри был самый обычный стержень). Кажется логичным, что хозяйственный СССР использовал более простое и умное решение. Однако история о финансируемой правительством космической ручке и Советском Союзе, который использовал вместо этого карандаш, не правдива. В обеих космических программах использовалась космическая ручка Fisher, и ни одна из стран не тратила денег на ее разработку. Давайте узнаем реальную историю.

Почему обычная шариковая ручка не пишет в космосе?

Обычная шариковая ручка зависит от гравитации: чернила должны вытекать из стержня на шарик, а затем на бумагу. Чернила находятся внутри ручки - именно их вы видите в прозрачной пластмассовой палочке внутри обычной ручки Bic. Однако в условиях невесомости никакая сила не толкает чернила к шарику — они просто свободно болтаются в стержне. Именно поэтому обычная шариковая ручка не пишет как следует, если ее перевернуть, — по крайней мере, после первых нескольких росчерков, и часто не пишет на вертикальных поверхностях — чернила не достают до шарика.

Почему бы не использовать карандаш?

На самом деле, пока не появилась ручка Fisher, американцы и СССР использовали в космосе карандаши. Американцы предпочитали механические карандаши, которые позволяли писать тонкими линиями, но представляли опасность, когда ломались (если вы когда-либо пользовались механическим карандашом, вы знаете, что это часто случается). Кусочек графита, плавающий по кабине космического корабля, может попасть кому-нибудь в глаз или даже в механизм или электронику, вызвав замыкание или иные проблемы. Хьюстону уж точно не нужны были астронавты, вспоминающие о возникших в полете проблемах. В советской космической программе применялись восковые карандаши, которые не ломаются — чтобы получить еще пишущего воска, космонавты просто снимали очередной слой бумаги. Проблема с таким карандашом заключается в том, что он пишет неточно и расплывчато — примерно как мелок. Снятый слой бумаги представлял собой отходы, и кусочки бумаги, плавающие в кабине Союза досаждали так же, как кусочки графита, летающие в кабине Аполлона. Последний аргумент против карандашей связан с огнем. Любой воспламеняемый материал в среде с высокой концентрацией кислорода представляет опасность — этот урок мы усвоили после чудовищного пожара на Аполлоне-1. После этой трагедии НАСА предприняла меры по минимизации использования легковоспламеняющихся материалов на космических кораблях — а любой карандаш (обычный, механический или восковой) содержит некоторое количество воспламеняемого материала, пусть даже это графит.

Космическая ручка Fisher

В 1965 году инженер Пол Фишер (Paul C. Fisher) запатентовал новую ручку, и все стало иначе. По имеющейся информации, его компания по производству ручек потратила свой личный миллион долларов на разработку ручки, которую сначала называли «Антигравитационной космической ручкой», а затем стали называть просто «Космической ручкой». Фишер усовершенствовал свое изобретение как раз тогда, когда НАСА платила 128 долларов на свои карандаши, так что он заработал на плохой рекламе и представил свою сверхпрочную ручку как очевидное решение проблемы. И это сработало. В космической ручке Fisher был ряд технологических усовершенствований, которые делали ее удобной не только для космоса, но и для применения в иных сложных условиях. Главным новшеством была чернильная капсула — чернила текли под действием сжатого азота, что позволяло ручке писать перевернутой, в невесомости, в вакууме или даже под водой. Азот был отделен от чернил плавающей перегородкой, которая сохраняла чернила в пишущей части капсулы. Сами чернила были не обычные: у них была тиксотропная (очень вязкая) консистенция, которая защищала от испарения, и чернила оставались неподвижными, пока шарик не начинал двигаться, и тогда они начинали действовать более типичным для жидкости образом. Чтобы уравновесить ток сжатых чернил, Фишер оснастил ручку точным шариковым пишущим элементом из карбида вольфрама, который предохранял от утечки. Ручка целиком была сделана из металла (за исключением чернил) с точкой возгораемости 200° C — это отвечало строгим требованиям НАСА в плане огнестойкости. Фишер поставил образцы космической ручки НАСА в 1965.

НАСА протестировала ручку, чтобы подтвердить заявления Фишера, и в конечном итоге одобрило последнюю версию ручки для использования в 1967 году. Желая избежать повторения скандала вокруг уплаты излишних сумм денег за карандаши, НАСА получила на ручки оптовую скидку — по сообщениям, в 1968 было заказано 400 единиц по цене всего лишь 2,39 доллара за ручку. Советский Союз также закупил ручки — 100 штук. Астронавты НАСА начали использовать космическую ручку на Аполлоне-7 в 1968 году. К 1969 космические ручки Fisher применялись и в американской, и в советской космических программах, а Фишер протрубил о своем успехе на ниве маркетинга. Среди прочего, космическая ручка использовалась на российской космической станции «Мир» в середине 90-х годов как первый товар, «проданный из космоса».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Которая гласит, что «NASA пришлось потратить несколько миллионов долларов на разработку специальной ручки, которая может писать в космосе. А тем временем русские, со свойственной им смекалкой, использовали простые карандаши». Но это не совсем так. До второй половины 1960-х американские астронавты использовали для записей фломастеры, либо механические карандаши, а советские космонавты - масляные карандаши. Однако у них были и свои недостатки. Во-первых, в условиях невесомости в случае поломки, мелкие детали могли причинить вред человеку, а во-вторых, для изготовления использовались легковоспламеняющиеся по своему характеру материалы.

В те же 60-е годы американский изобретатель и предприниматель Пол Фишер и его фирма Fisher Space Pen Company вложили миллион долларов в разработку того, что теперь известно как «космическая Фишера». Устройством, запатентованным в 1965 г., можно писать, находясь вверх ногами, при температуре от -45 °C до +200 °C, и даже под водой.

Легендарные ручки Fisher Space Pen - AG7-40


Легендарные ручки Fisher Space Pen - 375 bullet

В 1968 году Фишер предложил NASA опробовать его изобретение. После этого AG7 Space Pen была принята американским и советским (впоследствии и российским) космическими агентствами для дальнейшего использования.

Сегодня компания Fisher Space Pen изготавливает ручки, как для космонавтов, так и для обычных людей. Каждый землянин может их купить — стоимость от 25 до 60 долларов. Самая дорогая их ручка – посвящена 40 годовщине легендарной высадки на луне командой астронавтов Apollo 11.

Для большего привлечения покупателей, они даже развернули рекламную кампанию «Fisher Space Pen», которая попала на адме.ру.


Интересно, что советским изобретателем М.И. Клевцовым также была разработана аналогичная шариковая авторучка. Но из-за медлительности чиновников Министерства приборостроения, в ведении которого были заводы-изготовители авторучек, в США успели раньше. Там авторучка запатентована и изготавливается массовым тиражом, давно окупившим затраты на ее разработку.

---
Продажа пенобетонных блоков на выгодных условиях для тех, кто решил построить дом.

: NASA не тратило миллионы долларов на развитие ручки, пишущей в космосе, хватало и карандаша. Но когда Пол Фишер за свой счет изобрел герметичную ручку, которая не только пишет в космосе, но и в глубинах океана, NASA купило 400 ручек по 6$ за штуку.

До второй половины 1960-х американские астронавты использовали для записей механические карандаши и фломастеры, а советские космонавты — масляные карандаши. Все эти инструменты справлялись со своей задачей недостаточно хорошо. Проблему решил американский предприниматель и изобретатель Пол Фишер , причем совершенно бесплатно для космических агентств обеих стран.

Родившийся в 1913 году в Канзасе в семье методистского священника, Пол в молодости перепробовал множество профессий: был продавцом, водителем грузовика, бухгалтером и механиком. В 1945-м ему предложили вложить деньги в чикагскую компанию по производству технологической новинки — шариковых ручек. Покрутив изделие в руках, Пол отказался — ему показалось, что ручка будет течь. Позже выяснилось, что, хотя ручки действительно текли, за первые три месяца фабрика принесла своим акционерам более $5 млн. Идея выпускать идеальные шариковые ручки захватила Пола, и в 1948 году он основал собственную компанию — Fisher Pen . Первым успешным продуктом стал Bullet Pen — хромированная ручка обтекаемой формы, которая сейчас считается одной из икон современного дизайна. Ручки по-прежнему текли, и в процессе решения этой проблемы Фишер испытал более 10 000 прототипов. Он одним из первых предложил использовать единый картридж (стержень) для разных моделей ручек (заработав на этом свой первый миллион).

В 1961 году с полетом наступила космическая эра. Пол Фишер уже тогда понял, что человек не сможет обойтись без надежных инструментов для письма даже в космосе. По собственной инициативе он начал разработку космической ручки. Чтобы обеспечить подачу пасты к шарику в невесомости, он сделал картридж с газовым подпором и специальным поршнем. Такая ручка писала в любом положении, но... по-прежнему текла. После еще почти трех лет испытаний Фишер заменил пасту тиксотропным гелем: вязкость его при вращении шарика уменьшалась, он становился жидким и легко писал на любых поверхностях, а когда шарик переставал вращаться — загустевал. В 1966-м Фишер получил патент № 3285228 на Anti-Gravity Pen («Антигравитационную ручку») и отослал образцы в NASA, где их протестировали и одобрили.

Партия из 400 «ручек для записи данных» модели Fisher AG-7 для программ Apollo и Skylab обошлась NASA по $6 за штуку. А в 1969 году 100 ручек и 1000 стержней для них купил СССР для использования на кораблях «Союз» и позднее на станции «Мир». Обе сделки не принесли Фишеру сверхприбылей, но зато он получил возможность рекламировать свое изделие как ручку, «которая пишет в любых условиях, даже в космосе», — и это принесло изобретателю славу и богатство. А купить точно такую же ручку, какая побывала в космосе и на Луне, вот уже 40 лет может любой желающий.