Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов - серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха - повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия».
В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

Есть только тот, кто возведен на престол в царстве воздуха, грохот. Правильно, что под ним только один правитель на земле. Средневековье задумало Космос как упорядоченную систему земли как зеркало небес. Земное царство является отражением небесного царства. Земные правители получают свое господство от Бога, и это их ответственность в конце времен вернуть свое господство Богу. У истории есть план и судьба, оканчивающиеся на Второе Пришествие и возвращение Христа, Истинного Короля. До этого времени земные правители должны возглавлять избранный народ или избирать так же, как Авраам, Моисей, Давид, Соломон и другие ветхозаветные лидеры ведут израильтян в Ветхом Завете.

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского.

Падение Человека сделало земное царство несовершенным отражением небес. Это осознание осени оказало глубокое влияние на то, как люди в средние века смотрели на мир и на себя. Христианское послание состояло в том, чтобы отрицать этот физический мир и пытаться достичь духовного мира. Люди из-за своей падшей природы не могут достичь этого в одиночку, но нуждаются в посредничестве Христа для достижения спасения. Подумайте о последствиях, которые эта идеология имела для западной цивилизации. Для средневекового человека было глубокое чувство отчуждения.

Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Человек понимался как «гомо-виатор» или странник в этом мире в постоянном стремлении к истинному дому. Эта идеология по-прежнему оказывает влияние сегодня. Он по-прежнему влияет на то, как мы смотрим на физический мир. Это временами оказывало разрушительное влияние на то, как мы смотрим на политический мир. Это даже влияет на то, как мы смотрим на себя. Нет истины с капиталом Т, чтобы видеть мир таким образом. Следите за тем, чтобы попасть в ловушку, говоря, что это идеология, которую есть у других, но вы вне ее.

Никто из нас не может быть вне его. Возвращаясь к средневековью, верования, что земля отражает небеса и что человечество по существу находится в падшем состоянии, являются центральными для политической мысли. Поскольку власть правителя, как понималось, исходила от Бога, а также учитывая падшую природу человечества, отвращение всех хороших христиан было подчинено авторитету их правителей. Действие против земного представителя божественной власти было воспринято как акт против Бога.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

Одним из самых известных изображений политической власти средневековья является мозаика императора Юстиниана и его двора в святилище церкви Сан-Витале в Равенне. Это изображение является неотъемлемой частью гораздо большей мозаичной программы в алтаре. Основной темой этой мозаичной программы является авторитет императора в христианском плане истории. Мозаичная программа также можно увидеть, чтобы дать визуальное свидетельство двум основным амбициям правления Юстиниана: в качестве наследника традиции римских императоров Юстиниан стремился восстановить территориальные границы Империи.

Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

Как христианский император, он увидел себя как защитник веры. Таким образом, он обязан был установить религиозную единообразие или православие по всей Империи. В монументальной мозаике Юстиниан позиционируется в центре в центре. Он ореол и носит корону и фиолетовый имперский халат. Он окружен членами духовенства слева от него с самой выдающейся фигурой, которую епископ Максимониан из Равенны был помечен надписью. К праву Юстиниана появляются члены имперской администрации, обозначенные фиолетовой полосой, а на очень далекой левой стороне мозаики появляется группа солдат.

Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.
ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО

Золотой шар, увенчанный крестом или короной, - держава - впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами

Таким образом, эта мозаика устанавливает центральное положение Императора между властью церкви и власть императорской администрации и военных. Как и римские императоры прошлого, Юстиниан имеет религиозную, административную и военную власть. Духовенство и Юстиниан ведут последовательно справа налево кадило, книгу Евангелия, крест и чаша для хлеба Евхаристии, которая идентифицирует мозаику как так называемый Маленький вход, который знаменует начало византийской литургии Евхаристии. Жест Юстиниана, несущего чашу с хлебом Евхаристии, можно рассматривать как акт уважения к истинному королю, который появляется в смежной мозаике апсиды.

«Царское яблоко» - это одна из главных регалий монархов Российской империи. Символ императорской власти. Входит в комплект к Большой императорской короне. Также как и корона, держава была изготовлена для коронации императрицы Екатерины II Великой придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом. Но свой современный вид императорская держава приобрела только при императоре Павле I. Под крестом появился огромный сапфир величиной в 200 карат, а в центре бриллиантовых поясов - крупный бриллиант величиной 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом. В настоящее время императорская держава находится в собрании Алмазного фонда Российской Федерации.
ПАСТУШЕСКИЙ ПОСОХ

Христос, одетый в императорский фиолетовый и сидящий на шаре, означающем всеобщее господство, предлагает венец мученичества святому Витале, но тот же жест можно рассматривать как предложение короны Юстиниану в мозаике ниже. Таким образом, Юстиниан, таким образом, является вице-регентом Христа на земле, и его армия на самом деле является армией Христа, что обозначается Ши-Ро на щите.

Более тщательное изучение мозаики Юстиниана показывает двусмысленность в позиционировании фигур Юстиниана и епископа Максимиана. Это, возможно, можно рассматривать как указание на напряженность между властью императора и церкви. В 494 году Папа ясно заявляет о своем утверждении о превосходстве. Другие фигуры в мозаичной программе предлагают место Юстиниана в христианском плане истории. Например, фигура Мелхиседеха как священника-царя Салема является четкой параллелью с Юстинианом, которую можно понимать как священнослужителя над Иерусалимом, нового Салема.

Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» - древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла – государственного герба России.

Мозаика, показывающая Мелхиседека вместе с предложениями Авеля, ясно указывает на типологический смысл предложения Мелхиседека Аврааму хлеба и вина в качестве префигурации христианской Евхаристии. В то же время фигуры Авраама, первого патриарха и Моисея, которые привели израильтян к Обетованной земле являются ветхозаветными предшественниками Юстиниана в качестве лидеров избранного народа. Мозаика Моисей, призванная привести его израильтян на место Моисея и Пылающего Буша, и мозаика Моисея, получающего Десять Заповедей, Юстиниан.

Как и Моисей, Юстиниан считал себя божественно избранным, а также как Моисей, он считал себя правопреемником. В 529 году Юстиниан издал Корпус Юрис Цивилис. Из стремления к порядку и единообразию, которые отражали его проблемы религиозного православия, Юстиниан направил своих советников на реорганизацию и пересмотр всего римского права в одной официальной компиляции, устраняя противоречия и общ. и уменьшает объем до управляемых пропорций. Правовые системы всех современных национальных государств Западной Европы основаны или основаны на кодификации римского права Юстиниана.

Скипетр входит в комплект к Большой императорской короне. Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени. Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл - герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами. Главная ценность скипетра - роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 г.
«НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ…»

Эта мозаика во дворце пап раскрывает центральную концепцию политической власти для западного средневековья. В центре изображения появляется фигура святого Петра, чья лобная поза четко напоминает образы Христа. Изображение основано на римской формуле закона о традициях или императоре в качестве законодателя, как показано на серебряной пластинке конца четвертого века, известной как Миссориус Феодосия. Формула судебного законодательства была адаптирована раннехристианскими художниками с представлениями Христа, передающими власть святым.

Трон, или престол, - один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля – этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой – в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны – они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.
«ТЯЖЕЛА ТЫ, ШАПКА МОНОМАХА»

Латеранская мозаика выражает разделение власти в средние века между священнодействием или священством, а также царством или царством. И церковь, и государство получают власть от святого. Папство понимается как родословная Петра. Петр в рождественский день, эта латеранская мозаика, таким образом, дает ясный авторитет римской церкви, возглавляемой Папой в предоставлении политической власти. Страница выше происходит от так называемого Мец-сакраментария, созданного в Судебной школе короля Каролингов Чарльза Лысых.

В миниатюре изображен каролингский правитель, окруженный двумя епископами и увенчанный рукой Бога сверху. Образ иллюстрирует божественный источник власти и роль церкви в признании коронации. Изображения обращены к страницам из рукописи, известной как Кодекс Ауреуса Св. Эммерама или «Золотая книга Св.», Написанная для короля Каролингов Чарльза Лысых около 870 года, рукопись содержит четыре Евангелия. На левой или наоборот странице изображен Чарльз Лысый на троне в центре. Текст, написанный золотыми буквами, обозначает короля и связывает его с королями Ветхого Завета, такими как Давид и Соломон.

«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII – начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором – под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти – всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.
МАЛАЯ КОРОНА

Достижение от навеса выше - это рука Бога, означающая божественное санкционирование власти Чарльза. Навес обеспечивает не только формальную установку и разделение образа, но также означает идею небесного купола. Чарльз сразу же окружен Надписи обозначают эти фигуры как персонализации Франсии и Готии. Фигура Чарльза Лысый смотрит на его левую и верхнюю стороны, тем самым связывая его с облицовочной страницей, в которой показывает Поклонение Агнца. Основываясь на Книге Откровения, Поклонение Агнцу показывает появление Христа в форме Агнца в конце времен.

Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году по образцу Большой императорской короны придворным ювелиром Зефтигеном для коронации супруги императора Александра Второго - императрицы Марии Александровны. Использовалась для коронации Марии Федоровны - супруги императора Александра Третьего. В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г. Сейчас представлена а собрании Алмазного фонда России.
ВИЗАНТИЙСКИЕ ОПЛЕЧЬЯ

Ниже представлены олицетворения моря и Земли. Окружая ягненка, Четыре старейшины поднимаются со своих мест и предлагают свои короны Агнцу. Соглашения об имперском представлении, показанные на изображении Чарльза Лысых, могут быть четко связаны с поздними античными образами. Особенно поразительное сравнение можно сделать с так называемым Миссорием Феодосия, серебряной пластиной, сделанной в 388 году, чтобы отметить десятую годовщину присоединения Императора к имперской власти. Сильные сходства этих изображений четко поддерживают центральную идею Каролингская политическая теория Революции империи романи, или Реконструкция Имперского Рима.

Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году – расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.
«ОХ, РАНО, ВСТАЕТ ОХРАНА»

Вторая половина десятого века свидетельствует о возрождении идеи империи на западе с созданием династии Оттонов. В средние века напряженность происходила между центральной властью монарха и партикуляризмом власти местных лордов. Хотя партикуализм доминировал во Франции с десятого по начало двенадцатого века, немецкие короли под династией Оттонов смогли утвердить силу сильной монархии. Это утверждение о сильной королевской власти было дано визуальной формой оттоновских художников.

Эти слоеные дают визуальное свидетельство божественному источнику имперской власти с фигурой Христа в центре обеих слонов, венчающих императора и императрицу. Оттоны были наследниками каролингов. В десятом веке оттоны возродили разрушенную Святую Римскую империю. Власть Оттонов не была столь обширной, как каролингцы. Их территории включали Германию и северную Италию. Центральной фигурой здесь является Отто, который находится под видом Христа. Эти звери фланговали Отто и держали свиток, обозначающий Евангелия.

По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей - рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.
ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности.Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой – текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.