Древности Российского государства. Отделение I .: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. - М., 1849. - 175 с.

Образ Иоасафовской Богоматери

П од именем Иоасафовской Богоматери известен в Московском Архангельском Соборе налойный осмилистовый образ Богоматери, писанный греческим пошибом [стилем] на липовой доске с выемкою. Судя по рисунку и колориту, он писан в России и твердостью одного и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости [подпробелки], но с отживкою [блесками, движками, оттенками]; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкие, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI века. Доличное вохряного цвета, без иконопи [навод растворенным золотом], между тем как доличное у Спасителя с золотыми гвентами [черты, складки на одежде, коей откинутые полы назыв. картушек ]. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующая ее девство до рождества, в рождестве и по рождество.
У крашения иконы замечательны искусством и богатством. Поля ее, или светы, покрыты золотым сканным с финифтью окладом; венец на Богоматери золотой с городками, гривною и тремя цатами, к ней привешенными. Те и другие усеяны драгоценными каменьями, по большей части, негранеными. На Спасителе такой же венец с городками.

Н а золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, Св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Св. Василия Парийского, Феодора Стратилата, Иоанна Лествичника, Препод. Сергия и Анастасии Римлянины.
Т ак как, по древнему обычаю на Руси, на св. иконах нередко изображались Святые, тезоименитые членам какой-нибудь фамилии; то и в Святых на иконе Иоасафовской Богоматери, вероятно, увековечены имена семейства владетеля ее; ибо здесь находим святых Иоанна Предтечу, Феодора Стратилата и Анастасию Римлянину, соименных Царю Иоанну Васильевичу, Царице Анастасии Романовне и Царевичу Федору. Если б икона устроена была Царем Федором Алексеевичем, которому присваивается описью этот образ, то наверное на дробницах изображены были бы Святые, тезоименитые его родителю и одной из его супруг, Агафии или Марфе. Вероятнее же, эта икона была молебная, комнатная, и перешла ему в благословение от родителя, а в Собор поступила, может быть, по смерти его, как надгробная, выносная.
Ч то же касается до названия иконы Иоасафовскою: то в числе явлений от икон Богоматери такой не встречается. А как Патриархи Московские, при вступлении своем на Святительский престол, имели обыкновение подносить Царю св. иконы в благословление: то или Иоасаф I поднес ее Царю Михаилу Федоровичу, или Иоасаф II Царю Алексию Михайловичу, от которого она могла поступить в наследие сыну его и преемнику Федору под именем Иоасафовской. (С. 8-9)

Образ Положения Ризы Господней

С ходный по стилю своему с Каппониевыми святцами и с иконами, писанными в XVII веке обществом Строгановских зоографов, этот образ достопримечателен и по своему содержанию.
П ерсидский Шах-Аббас, в удостоверение дружественного расположения своего к Царю Михаилу Федоровичу, прислал к нему между прочими дарами с Грузином Урусамбеком, 1625 года, Марта 11, часть ризы Господней в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В грамоте своей Шах извещал, что, по завоевании Грузии, святыню сию нашел в Митрополичьей ризнице.

Х отя Патриарх Филарет и принял с радостью это священное сокровище; но как оно шло от неверного царя, то и совещался с державным своим сыном о том, можно ли слово неверных принять без истинного свидетельства. Потом Филарет с освященным собором приступил к освидетельствованию. В ковчеге найдена, как значится в окружной грамоте, «часть ризы, в длину и поперег пяди, полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет в давних летах лицо изменила, «а ткана во льну». В Москве тогда пребывали Иерусалимский Патриарх Феофан, поставивший Филарета в Патриархи, а с ним Греческие старцы Нектарий и Иоанникий: Московский Первосвятитель и обратился к ним с вопросами о ризе Господней. Нектарий отвечал, что он видел сам эту святыню в Грузии в церкви, называемой Илета и от тамошнего духовенства слышал, что она некогда принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии И. Христа, и ознаменована многими чудесами. Слова Нектария подтвердил Иоанникий, и другие жители Востока удостоверили в истине предания Палестинских и Греческих христиан о ризе Господней. На человеческом свидетельстве, сколь бы оно ни казалось достоверным, не остановился рассудительный Филарет; но употребил духовное средство. По совещании его с Архиереями и духовными властями, установлен был семидневный пост и молебствие, а для узнания воли Божией и для открытия истины, повелено возлагать сию святыню на больных и недужных. Многие чудеса оправдали подлинность святыни и веру принявших ее.
П осле того, риза Господня торжественно положена в большом Успенском Соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, который и доныне совершается 10 июля. Для хранения святыни устроен Патриархом 7133 г. Сентября 30, величественный медный шатер, занимающий место близь Филаретовой гробницы в югозападном углу Собора.

Н а образе, по видимому, современном событию, во внутренности этого шатра виден Царь с тремя Святителями, предстоящий в молении престолу, на коем положена честная и многоцелебная риза Господня. Шатер окружен духовными властями, иноками, боярами и народом. На первом плане Михаил Федорович, бывший тогда 20 лет, изображен безбрадым, во всей царской утвари; по другую сторону Патриарх, вероятно, Иерусалимский, а позади его Московский Патриарх и Архиерей в митрах. Пятиглавый собор, где происходит все это действие, представлен в разрезе.
В расстановке или сочинении лиц заметна симметрия, так что на первом плане фигуры ярче и рельефнее; но, по недостатку знания в перспективе, лица у него на втором и третьем плане одинакой величины, как и на первом. Впрочем в них нет того единообразия, какое находим на многих старинных иконах; ибо повороты голов и лица разнообразны. Для отечественной Археологии важно доличное, или костюмы духовных властей, черноризцев, мирян разных сословий - мущин и женщин. В целом и частях строго соблюдено приличие, так что, если в этом изображении нет изящества, за то нет и уродливости.
К олорит, если только колоритом можно назвать раскраску, отличается твердостью, яркостью, костоватостью на высоких местах и плавкостию, которым по справедливости удивляются иностранные художники в Каппониановых Святцах, где встречаем имена царских иконописцев в Москве XVII века.<…>
К сожалению, нам неизвестно имя зоографа, который написал этот образ, достопамятный в историческом, археологическом и художественном отношении; но, по сличению его с произведениями Царских и Патриарших иконописцев, составлявших при дворах Государя и Святителя род Академии художеств, можно с достоверностью заключить, что он произведение их кисти. Список с этой иконы, большого размера, находится в числе местных образов Успенского Собора Троицко-Сергеевой лавры. (С. 29-31)

Исторические регалии Российского государства - материальные признаки правителей России в период существования власти в этой стране. На её окраинах период существования и использования определённых признаков - регалий, начался с зарождением одноособной власти, ещё во времена Руси, а закончился в 1917 г., с падением монархии. Все время существования монархии в России существовали и использовались те или другие инсигнии. Они изменялись со временем, одни из них служили государственными реликвиями больший срок, другие - меньший. Некоторые, перестав быть чисто монархическими клейдонами, перешли в геральдическое применение.

До нашего времени в музеях Московского Кремля и в Алмазном Фонде сохраняются многочисленные регалии древней России. Они представляют все этапы развития монархической власти с XIII до начала XX столетия. Этот клад есть образцом многих художественных стилей и ювелирных школ России и её восточных и западных соседей. Кроме того, что это собрание одно из наибольших по полноте и количеству отдельных единиц, оно представляет все исторические этапы развития российского государства, служит свидетельством тех или иных иностранных влияний на процесс развития его монархии в общем, на вкусы отдельных самодержавцев в частности.

Самые древние российские регалии

С XIII по XV ст. признаками личной княжеской власти служили бармы - драгоценные наплечные украшения, золотые цепочки, либо украшенные золотом и серебром пояса . Такие украшения, связанные с именами своих владельцев, передавались в наследство и фигурировали во многочисленных завещаниях .

Бармы Старой Рязани

Один из наибольших шедевров древнерусского ювелирного дела, были изготовлены мастерами Старой Рязани в конце XII - начале XIIІ ст. Они принадлежали местному княжескому роду, но в 1237 г. город был полностью уничтожен Батыем, и украшения почти 600 лет лежали под землёй. В 1822 г. бармы были найдены царскими археологами и отданы в Оружейную Палату. Эти драгоценные бармы являются доказательством высокого уровня местного ювелирного дела, их эмалированные с драгоценными камнями золотые медальоны украшены гравировкой. На медальонах одного из комплектов есть изображение: Распятие с Богоматерью и Иоанном Крестителем, Богоматерь, великомученицы Ирина и Варвара, Святые в царских нарядах и др. Часть медальонов имеет греческие надписи, то есть скорее всего эти детали имеют византийское происхождение .

Церемония коронации или венчания не была известна на Руси во времена феодальной разрозненности. На Русь обряд коронации монарха был принесён византийской принцессой Софией Палеолог - второй женой Великого князя Ивана III - и её советчиками. Впервые такую коронацию - возложение драгоценного венца на престолонаследника - совершил сам Иван III в 1498 г. Он короновал «золотой шапкой Мономаха» своего старшего внука от первого брака - малолетнего Дмитрия Ивановича (последний позже попал в тюрьму из за интриг Софии, которая таким образом пыталась сохранить трон за своими собственными детьми. В 1547 г. впервые коронацию на царский престол, а не великокняжеский престол совершил 17 - летний Иван IV Васильевич. Со времён Ивана IV венчание на трон государств «Всея Руси» проходило в Успенском соборе Кремля. Церемония была составлена по византийскому образцу.

Митрополит Московский (позже - патриарх Всея Руси) клал на монарха «крест Животворящий» и награждал его золотой шапкой - короной - по легенде, подарком византийских василевсов князю Владимиру Мономаху . Во времена Ивана IV и распространилась эта легенда - «Сказание о князьях Владимирских », согласно которой Константин IX Мономах в честь уважения прислал на Русь драгоценные регалии - венец и крест золотой, которые потом сделали из князей этой ветви Рюрикового дома последователей Византии. В XVII-XVIII ст. «Мономахов дар» увеличился в размерах, так как к нему причислили множество вещей, которые имели совсем постороннее происхождение. Ещё позже было доказано, что и венец, и другие «Мономаховы» вещи не имеют к известному Великому князю никакого отношения.

Шапка Мономаха

Древнейшая из корон, которые принадлежали владельцам Москвы, а потом России. Она была неотъемлемым атрибутом великокняжеской и царской власти, своеобразным символом России допетровского времени. Этой короной венчались все российские монархи с 1498 по 1682 гг. Эта корона вспоминается в княжеских завещаниях ещё со времен Ивана I Калиты, при этом она была собственностью князей, драгоценным украшением. «Шапка» изготовлена на Востоке, но скорее всего не в Византии , а в какой-то мусульманской стране с устоявшимся ювелирным делом. Корона металлическая, двухъярусная. Нижняя её часть, которая состоит из восьми соединённых золотых пластин, украшенных растительными узорами, сделана в конце XIII - начале XIV ст. Верхний ярус с крестом и драгоценными камнями добавлены скорее всего в 1498 г., когда «шапка» превратилась в главную великокняжескую регалию. С конца XVI ст. внизу к «шапке» присоединяется соболиный мех. Золотой венец весит всего 698 грамм (без меха) С XVIII столетия «Шапка Мономаха» служила геральдической короной «Царства Большой, Малой и Белой Руси». В современной России «шапка» украшает гербы таких древних городов, как Рязань , Смоленск , Ярославль .

Наперсный крест

Древнейший среди подобных регалий, с конца XVII ст. связывали с «Мономаховым даром». Регалия имеет форму прямоугольного серебряного реликвария, в середину которого вставлен золотой крест - мощевик, который содержал когда-то часть Гроба Господнего. Современный вид регалия получила в 1605 г., во времена Бориса Годунова, и золотой крест - мощевик, известный ещё с 1547 г., но, возможно, он ещё более древнего происхождения. До времён Петра I церемония венчания на трон русских монархов начиналась с возложения именно этого креста . Позже он хранился отдельно от других регалий - в кремлёвском Благовещенском соборе.

Шапка Казанская

Принадлежала Ядегару-Мухаммеду, последнему обладателю татарского Казанского ханства. Это вторая древнейшая российская корона. Изготовлена «шапка» в 1553 г. российскими или татарскими ювелирами для пленного хана, специально по поводу его крещения в православную веру под именем Семена. Она была пожизненным владением Ядегара - Семена, который сохранял свой природный царский титул до самой смерти, а потом попала к частной сокровищнице Ивана IV. Корона эта имела для российских царей большое значение - как символ победы русских над басурманами и одновременно - русской веры православной над татарским мусульманством. Поэтому она была сохранена и в «смутные» времена начала XVII ст., и в 1680-е гг., когда уничтожались старые венцы и делались модные новые. Корона, которая сделана по образцу «Мономахова» венца, имеет двойной металлический корпус. Внутренний каркас - двухъярусный, серебряный, внешний - одноярусный золотой, украшенный жемчужинами, рубинами и бирюзой. Верхняя часть короны сделана в виде верха православного храма, к внутреннему корпусу присоединены золотые украшения. К нижнему краю внутреннего каркаса присоединён соболиный мех. Венчает «шапку» большой жёлтый сапфир. С конца XVIII ст. она служила в качестве короны «Царства Казанского». Шапка Казанская украшает современный городской герб Казани.

Костяной трон

Костяной трон, который принадлежал царю Ивану IV Васильевичу, является самым древних среди всех тронных мест российских самодержавцев. Изготовлен он вероятно в середине XVI столетия в Западной Европе, возможно в Англии. Трон имеет деревянную основу, обложенную пластинами из слоновой кости. Лицевые пластины трона имеет многочисленные ренессансные рельефные изображения - двухголовые орлы, разные звери, птицы, купидоны, сцены из древнегреческой мифологии и из Старого Завета. Трон реставрировался в XVII ст., но сохранил основное количество оригинальных сюжетов. В 1856 г. к коронации императора Александра II, спинка трона была украшена серебряными двухголовыми орлами. .

Регалии Бориса Годунова

Золотой трон

«Место царское золотое» было изготовлено в конце XVI века персидскими мастерами по лучшим образцам восточного искусства. Согласно с архивом Оружейной Палаты, трон был послан шахом Аббасом I царю Борису Годунову в 1604 г. Во времена Петра I он был передан в Оружейную Палату, но в 1742 г. извлеклась для коронации церемонии императрицы Елизаветы Петровны. Трон весь усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями. В целом его украшают 552 рубина, 825 бирюз, 177 жемчужин и 700 половинок жемчужин.

Скипетр и держава вообще как символы власти впервые появились во времена царя Бориса. Этот комплект был заказан через посла Афанасия Власьева при дворе Рудольфа II в 1599-1600 гг. Изготовлены в Западной Европе в лучших традициях ренессансного ювелирного мастерства придворными мастерами в Эгере (ныне город Хэб). Кстати, эмалированные медальоны такого же качества не изготовлялись российскими мастерами тех времён. По легенде XVII-XVIII ст. эти регалии были подарены ещё в XI ст. Владимиру Мономаху вместе с венцом и другими реликвиями. Но на самом деле они были посланы царю Борису в 1604 г. Великим Посольством Рудольфа II, императора Священной Римской Империи, и вскоре вошли в его «Великий Наряд». «Большой» или «Первый», Наряд состоял кроме государственных регалий также из значительного количества церемониальных вещей и парадной экипировки.

Скипетр

Золотой скипетр «Большого наряда» или «Мономахов» - с эмалированными деталями, содержит орла. Интересной изделие ренессанского искусства, он украшен и большим изумрудом, 20 диамантами и несколькими драгоценными камнями .

Держава

Большая золотая «Мономахова» держава в верхнем полушарии имеет эмалированное изображение западноевропейского типа - сцены из жизни царя Давида. Эмалированные медальоны рельефные, украшены драгоценными камнями. В целом держава имеет в своем обрамлении 58 диамантов, 89 рубинов и турмалинов, 23 сапфира, 51 изумруд и 37 больших жемчужин.

Регалии Михаила Федоровича Романова

Корона «Великого наряда» - Шапка Астраханская.

Во времена событий «Смутного» времени в 1610-1612 гг. царская сокровищница претерпела огромные потери. Поляки забрали с Большой Казны почти всю его оружейную часть . Но наиболее драгоценные вещи все время находились под пристальным боярским присмотром в оккупированном Кремле. Следует отметить, что королевич Владислав, выбранный царём деятелями Семибоярщины, с уважением относился к российским церемониалиям и регалиям, поэтому сокровищница сохранила основные реликвии предыдущих царствований. Новый царь Михаил Федорович за долгие времена своей власти пополнил это уникальное собрание.

Золотая сканная цепь

В конце XVII ст. в сокровищнице насчитывалось больше чем 40 золотых цепей и цепочек XVI-XVII ст. - неотъемлемых составляющих парадной царской одежды. Среди тех, что сохранились к нашему времени наиболее известной есть цепь «Большого Наряда». Она была презентована царю Михаилу Федоровичу в 1631 г. голландским штатгальтером Фредериком - Генрихом Оранским . Изготовленный в Западной Европе в 1620 - е гг., он был переделан мастерами Оружейной Палаты и стал частью «Большого Наряда». После переделки 1640 - х гг. цепь состоит из 79 сканных прямоугольных трёхгранных звеньев.

Корона

Корона «Большого Наряда» принадлежала царю Михаилу Романову. Она была изготовлена главным мастером Оружейной палаты дьяконом Эфимом Телепневым в 1627 г. Это замечательное творение ювелирного дела, соединённое с русскими тенденциями. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединён соболиный мех, традиционное для такого типа корон - «шапок». Корона украшена 177 камушками и жемчужинами . После XVIII столетия регалия служила короной «Царства Астраханского».

Золотой трон

Трон, который принадлежал царю Михаилу Романову, впервые вспоминается в архивах Оружейной палаты в 1640 г. как вещь ещё царя Ивана IV Васильевича. Это роскошное произведение искусства было сделано в 1580 - е годы в Персии, возможно - в стране Великого Могола, потом в 1640 гг. был переделан российскими мастерами и считался самой драгоценной реликвией царя Михаила. К временам Петра I трон размещался в Успенском соборе Кремля, позже был сдан в Оружейную палату. Золотые пластины трона усыпаны драгоценными и полудрагоценными камнями и жемчужинами. В XVII ст. цари часто держали трон в обозе во время военных походов и осмотров, поэтому он значительно пострадал и потерял золотые пластины на ножках и золотую подножку. В целом на троне сохранилось 1325 рубинов и турмалинов, 559 бирюз, 16 жемчужин, 28 сапфиров и 36 других драгоценных камней.

Утраченные регалии

Некоторые исторические регалии, которые имели историческую ценность, к сожалению не дошли до нашего времени по множеству причин. Архив Оружейной Палаты Московского Кремля сохранился очень хорошо с XVII века , поэтому с многочисленных инвентарных описаний царских сокровищ можно выделить детали некоторых наиболее ценных утерянных вещей. Некоторые регалии были уничтожены большевиками в XX веке . Например, в 1920-1930 гг. из 773 драгоценностей Алмазного Фонда было продано за границу или уничтожено 569.

Исторические регалии на большом государственном гербе России

Некоторые древние регалии использовались в геральдике до 1917 г., как определённые символы исторических земель и царств, из которых состояла Российская империя.

  • Великая императорская корона - вверху, увенчивает императорскую мантию.
  • Корона «Большого Наряда» - на щите с гербом Астраханского царства.
  • Алтабасная шапка - на щите с гербом Сибирского царства.
  • Не сохранена до нашего времени «Грузинская корона» - на щите с гербом Грузии.
  • Символическая герцогская корона - на щите с гербом Финляндии. Эта корона никогда не существовала как отдельная регалия.
  • Символическая герцогская корона - на щите с гербом Гольштейн - Готторп - Романов. Эта корона тоже никогда не была изготовлена.
  • Шапка Мономаха - на щите с гербом «Царства Большой, Малой и Белой Руси».
  • Шапка Мономаха «второго наряда» - на щите с гербом царства Херсонеса Таврического.
  • Императорская корона Анны Ивановны - на щите с гербом царства Польского.
  • Шапка Казанская - на щите с гербом Казанского царства.
  • «Государственный шлем» Михаила Фёдоровича - по центру, на щите с малым гербом Российской империи.

Большая императорская корона

Корона - шедевр мирового ювелирного искусства.
Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок - всего за два месяца.

Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отрестраврирован в 1984 году. Главный художник В.Г. Ситников, ювелиры - В.В. Николаев, Г.Ф. Алексахин.

Серебро, бриллианты, жемчуг, рубины-шпинели
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва.Россия
Большая Императорская корона, созданная придворным ювелиром для коронации Екатерины II. Традиционная по форме, корона состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и крестом

Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук.
Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см.
Масса короны - 1993,80 грамм.
Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата.

Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II Великой талантливым придворным ювелиром Иеремией Позье. Превосходный мастер, он сумел создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Не случайно поэтому русская корона занимает исключительное положение среди европейских регалий. Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом.&

Грациозны и вместе с тем необычайно спокойны лавровые ветви - символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скреплённые бриллиантом в центре.&
Сверкание бриллиантового кружева мастер подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. В рисунке гирлянды из крупных белых и розовых бриллиантов, между полушариями, помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов). Это также один из семи исторических камней Алмазного фонда России.
Екатерина осталась довольна работой. Эту почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии - несколько часов.
Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Имперская регалия с 1762 до 1917 г.

Екатерина II с коронационными регалиями. Императрица в правой руке держит Скипетр. Портрет Алексея Антропова 1765 г.

СКИПЕТР ИМПЕРАТОРСКИЙ

Золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль
Длина 59,5 см
Начало 1770-х годов

Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, а ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру света и тени. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом, украшенным чёрной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы манархической власти многократно усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году. По мнению знатоков, это лучший бриллиант из всех знаменитых. Как известно, он был «оком» золотой статуи Брахмы в индийском храме. Это один из семи исторических камней Алмазного фонда Российской Федерации.

В древние времена скипетр числился атрибутом власти Зевса (Юпитера). В Старой Руси изображение скипетра можно отыскать на древних монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Скипетр как регалия упоминается также в российских летописях середины XIII в., повествующих о приезде западных послов. Считается, но, что скипетр был введен в обиход при Иване Суровом по оканчанию завоевания им Казанского ханства. При всем этом Иван IV вроде бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем. Овеществить притязания на этот титул, который долго и упрямо так сказать отрешались признать и в Великом княжестве Литовском, и в Короне Польской, должен быть конкретно скипетр. Особенное символическое значение придавал скипетру и Петр Великий. Во время коронации собственной супруги Екатерины I он ни на секунду не выпускал его из рук. Остальных императорских регалий у Петра I не было. Скипетр императорский, лежащий в Алмазном фонде, украшен всемирно известным алмазом "Орлов", ограненным в виде высочайшей "индийской розы". Согласно, как всем известно, одной из легенд, этот камень принадлежал Надир-шаху. По оканчанию его падения алмаз попал в Амстердам, где был куплен за 400 тысяч рублей графом Григорием Орловым и подарен им императрице Екатерине II.

АЛМАЗ «ОРЛОВ»

Императрица Екатерина II при игре в карты любила расплачиваться бриллиантами. «Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!» - восклицала она в одном из писем. Своему любимцу Григорию Орлову она подарила алмазный камзол стоимостью в миллион рублей. Орлов не остался в долгу и преподнёс царице алмаз весом в 189,62 карата на императорский скипетр.&
Редчайший по чистоте, с голубовато-зелёным отливом алмаз был найден в 16 веке в копях Голконды (Индия). Первоначально камень представлял собою обломок от более крупного кристалла, предположительно, таинственно исчезнувшего алмаза «Великий Могол», и в необработанном виде имел 450 каратов (90 г). Первое название алмаза - «Дерианур», или «Море света» (вторым осколком «Могола» стал не менее известный «Кохинор», или «Гора света»). Согласно древней легенде, оба камня были глазами храмовой статуи Брамы. Вначале алмаз был огранён в виде "высокой розы" (около 180 граней) массой 300 карат. Шах Джехан остался недоволен огранкой и приказал перегранить камень.&
После этого алмаз приобрел современную форму, но масса его упала до 200 каратов (или 40 граммов). Персидский шах Надир, захватив в 1739 г. Дели, украсил ими свой трон. Когда Персию «посетили» англичане, они таким же образом присвоили «камешки». «Дерианур» неведомыми путями попал в 1767 г. в Амстердамский банк, сменив название на «Амстердам», а хозяином его стал не то армянин, не то еврей Григорий Сафрас. В 1772 г. он продал бриллиант своему родственнику, русскому придворному ювелиру Ивану Лазареву (отсюда третье название камня — «Лазарев»). Лазарев, в свою очередь, в 1773 году продал камень за 400000 рублей графу Орлову, в руках которого камень и приобрёл свое окончательное имя, с которым вошёл в историю и был преподнесён в день именин Екатерине II вместо букета. Она по достоинству оценила подарок и поместила его на венец своего золотого скипетра (ниже навершия, представляющего собой двуглавого орла, украшенного чёрной эмалью и бриллиантами), многократно усилив его парадность.

ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см
Длина окружности шара 48 см
1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото - «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.

В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины, к которому они крепились серебряными петельками, невидимыми посетителям.

В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид.
Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском - крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ

Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см
1750-е годы. Мастер И. Позье

Среди созданного швейцарцем Иеремией Позье для русского двора - роскошная пряжка-аграф длиной 25 сантиметров.
Тяжёлые золотые, подбитые горностаем коронационные мантии в дни торжеств скреплялись громадными нарядными пряжками, рассчитанными прежде всего на зрительный эффект.
Тонкое чувство декоративности помогло ювелиру создать пряжку, необычную по форме, сказочную по богатству.

Она изготовлена в виде банта из трёх пышных ветвей, усыпанных бриллиантами. Переплетающиеся ветви массивны, но в то же время создают впечатление лёгкости - из-за того, что среди сочных листьев разбросаны мелкие цветочки на тоненьких стебельках.
Тщательная продуманность каждой детали рисунка изделия, свободная композиция, сочетание разнокачественных бриллиантов - всё это характеризует стиль И. Позье, лучшего из лучших «бриллиантщиков» XVIII века.

Пряжку в своё время носила Елизавета Петровна, а затем та по очереди принадлежала другим российским правителям, став застёжкой на коронационной горностаевой мантии.

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Бриллианты, серебро
Высота с крестом 13 см
1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль

Традиционная по форме, малая императорская корона была сделана известными придворными ювелирами братьями Дюваль в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.
Строгость и чувство меры отличают работы этих мастеров. Стиль их чист, логичен, разумен, а исполнение таково, что заставляет забывать о технических приёмах и видеть лишь красоту материала, с которым они работают.

Всё в короне удивительно пропорционально и уравновешенно. Сияние бриллиантового кружева в серебряной оправе передаёт ощущение торжественности, значимости, величия, несмотря на миниатюрные размеры изделия.

Среди превосходных камней на короне чистотой и размерами выделяется ряд крупных, будто повисших в воздухе бриллиантов на венце. Красота камней, отточенное ювелирное мастерство, несомненно, приближают малую корону к большой императорской короне Екатерины II.

Коронационные регалии российских императоров. На переднем плане - Держава императорская 1856
Большая императорская корона среди регалий российских императоров.

Екатерина II (1762 г.)

Виргилиус Эриксен.Императрица Екатерина II в Большой императорской короне

Павел I (1797 г.)

Боровиковский В.Л.Император Павел I в Большой императорской короне

Последний раз Большая императорская корона использовалась в государственных мероприятиях в 1906 году - на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II. В настоящее время императорские регалии находится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Большая императорская корона

Алексей Михайлович

(19.3.1629 - 29.1.1676)

Старший сын царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой.

Царь (1645-1676)

Алексей Михайлович Романов был венчан на престол в 1645 году, при этом изменений в обряде не произошло. Глава русской православной церкви патриарх Иосиф в Успенском соборе Московского Кремля возложил на царя Шапку Мономаха, бармы, крест, золотую цепь, подал ему скипетр и державу.

Портрет царя Алексея Михайловича

Неизвестный художник. Россия, середина XVIII века.

Держава и скипетр

Держава . Стамбул, 1662 г. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.
Скипетр . Стамбул, 1658 г. Принадлежал царю Алексею Михайловичу.

Держава . Стамбул, 1662 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.
Скипетр . Стамбул, 1658 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, чеканка, гравировка, резьба,чернь, эмаль, канфарение. Принадлежал царю Алексею Михайловичу.

С именем царя Алексея Михайловича, сына Михаила Федоровича, связано появление в царской казне новых скипетра и державы. Достоин внимания тот факт, что местом создания русских регалий стал Стамбул, столица мусульманского государства. Возможно, определенную роль здесь сыграло то обстоятельство, что стамбульские ювелиры, значительную часть которых составляли греки, были первоклассными мастерами, чье искусство хорошо знали и любили в России. Не исключено, однако, что идейный фактор был здесь важнее любого другого. Стамбул XVII века - это прежний Константинополь, бывший центр православного мира, который русские книжники конца XV столетия назвали вторым Римом, тогда же провозгласив Москву его преемником, третьим и последним Римом. В правление Алексея Михайловича политическая доктрина времени Ивана Ш вновь обрела былую популярность, и царский заказ намекал на это. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году.

В декоративном убранстве регалий, особенно державы, проявились характерные черты турецкого искусства. Украшающие их золотые запоны с драгоценными камнями напоминают то тюльпаны, то цветы и плоды граната - излюбленные мотивы турецкого орнамента. В единстве с турецкой художественной традицией находится и колористическое решение изделий, построенное на броском, контрастном сочетании изумрудно-зеленых и красных цветов - зеленых эмалей и красных рубинов. Венчающие же регалии кресты указывают на их принадлежность православному государю. Об этом также говорят изображения двенадцати наиболее чтимых православных праздников, органично включенных в орнаментальное убранство скипетра: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Уверение апостола Фомы, Сошествие Святого Духа, Вознесение. Композиции исполнены золотом по черневому фону в иконописной манере, выдающей руку греческого мастера.

Бармы

Константинополь (Стамбул). II половина XVII в.
Принадлежали царю Алексею Михайловичу.

Бармы на оплечье

Константинополь (Стамбул). II половина XVII в. Золото, камни драгоценные, мастика. Литье, чеканка, гравировка, эмаль, резьба. Принадлежали царю Алексею Михайловичу.

Бармы царя Алексея Михайловича, выполнены по его заказу в Стамбуле в 1662 году. Это круглый шелковый воротник, украшенный семью драгоценными медальонами. Центрами медальонов служат круглые золотые пластинки, на которых разноцветными эмалями, прозрачными и глухими, исполнены религиозные композиции. Блеску и яркости эмалевых красок вторит роскошь ажурных оправ из золотых запон со сверкающими самоцветами - рубинами, алмазами, изумрудами. Из семи медальонов наибольший интерес представляют три больших. Два из них, не плоские, как все другие, а слегка выпуклые, находились на плечах. Форма третьего медальона и характер его оформления отличны от остальных шести, близких по убранству, что позволяет считать его центральным. На нем исполнена сидящая на троне Богоматерь с младенцем на коленях, которую венчают короной два ангела. На одном плечевом медальоне помещены крест и находящиеся по сторонам от него святые - византийский император Константин Великий и его мать Елена, которые вошли в историю как активные поборники христианства. На другом плечевом медальоне представлены Василий Великий и святой воин Меркурий, поражающий копьем императора Юлиана. Византийский император Юлиан, племянник Константина Великого, был, в отличие от последнего, ярым гонителем христиан, за что получил прозвище "отступник", и, согласно легенде, погиб во время битвы от руки святого Меркурия, принявшего облик воина из стана врагов. Подбор сюжетов на медальонах барм, как и на многих других памятниках средневекового искусства, скорее всего, не случаен, а обусловлен конкретной идейной программой, возможно, составленной самим заказчиком, царем Алексеем Михайловичем. И не исключено, что эта драгоценная реликвия XVII века символическим языком своих образов намекала на значение царской власти в христианском мире и конкретно на миссию в нем самого русского царя.

Трон

Иран, 1659 год.
Принадлежал царю Алексею Михайловичу.

Трон

Иран, 1659 год. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, дерево, ткань; литье, чеканка, басма, лицевое и декоративное шитье, лаковая миниатюра по дереву. Высота: 161 см. Ширина: 75,5 см. Длина: 51 см. Принадлежал царю Алексею Михайловичу

Трон был выполнен иранскими мастерами в 1659 году и подарен царю купцом Захарием Сарадаровым от армянской торговой компании в Иране. Столь драгоценный дар был присоединен к прошению торговать на территории России без пошлины. В вознаграждение за трон купцам было пожаловано 4000 рублей серебром и 19000 рублей медью.

Остов трона выполнен из сандалового дерева. Облицовка - золотые и серебряные пластины, украшенные причудливыми орнаментами, бирюзой и алмазами. За преобладание этих драгоценных камней в отделке (их более 800) трон назван "Алмазным". На спинке трона в обнизанном жемчугом картуше, который поддерживают два гения, вышита надпись: "Могущественному и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659".

Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 Кузнецов Александр

Регалии царской власти: корона, скипетр, держава

Корона, скипетр, держава – это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны, в основном, античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, – военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Шапка Мономаха

Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В ХVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе – «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с ХVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава). 1627–1628 гг.

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.

Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С. ); на персех (на груди – Н. С. ) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С. ) скипетр и яблоко (держава – Н. С. ), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Драгоценности царской семьи (По материалам Э. Максимовой)Семья Николая II увезла в 1918 году свои ценности в сибирское изгнание, в Тобольск. Большая часть ценностей осталась там после того, как семью этапировали в Екатеринбург. ОГПУ неоднократно приступало к поискам. Самые

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Жезл, посох, скипетр Посох с крюком и цеп ТутанхамонаЖезл, посох и скипетр – древние эмблемы сверхъестественной силы.Жезл – символ превращения, связанный с колдовством и таинственными существами. Посох – символ мужской силы и власти, часто связан с энергией деревьев,

Из книги Символика тюрем [Нравы уголовного мира всех стран и народов] автора Трус Николай Валентинович

Тюрьма в царской России: из воспоминаний Наконец, дело наше подходило к концу. В Комитет же водили редко. Нам позволяли иногда выходить на полчаса в сени. Вскоре принесли обыкновенные вопросы для подсудимых: который кому год? какого исповедания? и т. д. Вслед за тем стали

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Установление царской власти Иван IV Грозный – первый русский царь (с 1547 г.).1533–1584 гг. – правление Ивана Васильевича IV Грозного.1547 г. – коронация Ивана IV в Успенском соборе Кремля. Московское княжество становится царством.Титул: Царь и Великий князь всея Руси.1547 г., июнь –

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Династические регалии Драгоценные камни испокон веков играли важную роль не только в религии и в медицине, но и в качестве династических регалий монархов: королей, императоров, царей. Сапфиры украшали короны многих монархических династий Европы, Византии, Древнего Рима Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Большая книга афоризмов автора

Великая держава См. также «Внешняя политика», «Нация» Большая империя, как и большой пирог, начинает крошиться с краев. Бенджамин Франклин Чем меньше граждане, тем больше кажется империя. Станислав Ежи Лец Другие нации «используют силу»; мы, британцы, «демонстрируем

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Политика, журналистика, правосудие автора Душенко Константин Васильевич

Из книги По следам шпионов Александра Дюма в столице Универсиады-2013 автора Курносов Валерий



XII. Таинственные масоны на царской дороге «Во время своих походов мы столкнулись с ректором Казанского университета, что был основан императором Александром в 1804 году. Спасенья не было, и мы должны были следовать за ним в его учреждение», – написал далее в своих путевых