...

Гейши - удивительные создания, чья жизнь дo сиx пop cкpытa зa тонкой зaвecoй тaйн, cтpoгим coблюдeниeм цepeмoний и тpaдиций. Зачастую этих хрупких, словно фарфоровые куклы женщин, сравнивают с девушками лёгкого поведения, но на самом деле это далеко не так. Ведь гейши в первую очередь - люди искусства, которые проходят обучение в специальных школах, где изучают каллиграфию, литературу и поэзию, песни и танцы, а так же особенности чайной церемонии и игру на традиционных музыкальных инструментах. В нашем обзоре представлена серия фотографий, в которой запечатлены не только жрицы искусства, но и их ученицы - майко в повседневной жизни в период XIX-XX ст.













Как бы прискорбно это не звучало, но большинство привыкло думать, что гейши - девушки лёгкого поведения, оказывающие услуги интимного характера. Такой стереотип был «рождён» ещё во времена Второй мировой войны, когда американские солдаты всех жриц любви называли гейшами. На самом же деле, куртизанки в Японии - это юдзё, которые в своём внешнем виде имеют некоторые отличия. «Ночные бабочки» традиционно завязывали пoяс кимoнo yзлoм спepeди, чтoбы облегчить поставленную задачу - в мгновение ока избавиться от одежды, гeйши жe наоборот - зaвязывaли yзeл cзaди, пoэтoму paзвязaть eгo былo дocтaтoчнo проблематично. Так же, интересным фактом является то, что изначально гейшами были - юноши и молодые мужчины, которые развлекали гостей театральными постановками, пением и танцами, а так же поддерживали беседу на любую тему. И лишь спустя десятки лет, начиная с 1870 года, эту почётную профессию заняли представительницы прекрасного пола.









В настоящее время в Японии осталась приблизительно тысяча гейш, которые и по сей день пользуются огромной популярностью среди состоятельных мужчин, жаждущих отдохнуть в первую очередь душой. Гейши - это хранительницы древних традиций и церемоний, которые готовы не только развлекать своих гостей, но и молча выслушать их, а так же дать дельный совет, поддержав в трудную минуту. К тому же, эти девушки по традиции не имеют права выходить замуж, но при этом они могут завести свободные любовные отношения вне работы, имея богатого покровителя, который может быть даже женат.

~Japanese tradition with Geisha~

Кто не слышал про гейш в Японии? Европейская молва приписала им славу проституток, однако это было ошибочное понятие, родившееся от американских военных, присутствовавших в Японии после второй мировой войны. Собственно, нельзя сказать, что и они ошибались, скорее их ввели в заблуждение, но об этом позже.
Информации о гейшах огромное количество в сети, и поскольку моей целью нынче не является сильно глубокое исследование вопроса, я опять-таки попросту воспользуюсь Википедией

Ге́йша (яп. 芸者 гэйся?) - девушка, развлекающая своих клиентов (гостей) японским танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой на любую тему. Название профессии состоит из двух иероглифов: «искусство» и «человек», таким образом означая «человек искусства». Вместе с тем, для обозначения подобных артисток и их профессии, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, встречаются и другие наименования. Так, в области Кансай (где расположен Киото - один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко» (芸伎), а для начинающей гейши - понятие «майко» (舞妓). Ученицы токийских гейш называются яп. 半玉 хангёку - «полудрагоценный камень»; также имеется общее наименование яп. お酌 о-сяку - «разливающая сакэ».

Основными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии. И если изначально в роли гейш выступали мужчины - актёры и музыканты театра Кабуки, то позднее представителями этой профессии становились только женщины. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней.
Традиционно в японском обществе разделяют круги общения, из-за чего жёны японцев не могли присутствовать на банкетах с коллегами, это расслоение породило гейш - женщин, которые не входили во внутренний, семейный круг общения. Уклад жизни гейш и куртизанок был чётко расписан: бо́льшую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (花街 - «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион Кобу, Камиситикэн и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.

Труд гейши в основном проходит в чайных домах, отелях японского типа и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Банкет в традиционном стиле носит название о-дзасики (яп. お座敷?, дословно «комната с татами»). Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство.
Важными профессиональными качествами гейши как тамады являются умение заинтересовать клиентов, позволяя им расслабиться, забыв о работе, а также навык хранить тайны клиентов. Ученицам и гейшам предписывается для этого при каждой встрече здороваться с клиентом, даже если он был на предыдущем банкете с этой же гейшей.
На о-дзасики играют в разнообразные игры на ловкость, проигравший должен осушить небольшую рюмку саке.
Камень, ножницы, бумага.
Компира фунэ-фунэ (яп. 金比羅船船?, лодочка-лодка Компиры (бога-покровителя навигации)) - двое играющих по очереди касаются лежащей тарелочки открытой ладонью, если один из игроков в свой ход взял тарелочку, второй должен коснуться места, где та лежала, кулаком. Перепутавший действия проигрывает.
Тосэнкё (часто играют не на очки по правилам, а просто на «сбил игрушку»).
Гоиситори (яп. 碁石取り?, брать камни для го (палочками)).
Надломанную палочку раскручивают в руках. Проигрывает тот, в кого угодит отлетевшая половина.
Тора-тора (яп. 虎虎?, тигр-тигр) - разновидность игры «камень, ножницы, бумага», в которой играющие должны одновременно выйти из-за ширмы, приняв вид тигра, охотника или старухи.
Кроме того, гейшу можно нанять для посещения спектакля, прогулки или совместного похода в ресторан (яп. ご飯を食べ гохан о табэ?, «поедание риса»). Клиент может выбрать, должна ли гейша прийти в полном облачении с макияжем, в простом кимоно, или же вовсе в западной одежде.

Танец майко на Мияко-одори.
Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд. Подсчёт времени вели с помощью ароматических палочек, сгоравших за определённое время. Когда гейша собиралась уходить с вечеринки, хозяйка подсчитывала огарки от палочек и вписывала их в счёт человека, который пригласил гейшу. Кроме того, гейши получают своеобразные чаевые, называемые «цветочными деньгами». Экономической стороной жизни ханамати ведает организация «камбукан» (幹部館), она подсчитывает все доходы каждой из гейш и публикует имена самых успешных из них. Именно так появилась информация о доходах Минэко Ивасаки, самой высокооплачиваемой гейши всех времён.

Однако наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых фестивалях, открытых для широкой публики. У каждого из киотоских кварталов гейш есть свой фестиваль: у Гион Кобу - 都をどり Мияко одори, у Камиситикэна - 北野をどり Китано одори. В Токио и других городах имеются городские фестивали танцев гейш. Подобные выступления позволяют гейше стать широко известной и популярной личностью.
Гейши и ученицы участвуют и в других городских мероприятиях. После Великого восточнояпонского землетрясения гейши собирали пожертвования, стоя в людных местах с ящичками для подаяний.

Обучение
Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш - окия (яп. 置屋) - куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками более старших гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.

Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальных инструментах: японской лютне - сямисэне, - флейте «фуэ» и барабане «цудзуми»; традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций - икэбана, поэзия, каллиграфия, живопись - то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется в кэмбане, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии. Гейши, помимо этого, следят за прессой и мировыми новостями. Это требуется для того, чтобы поддерживать с клиентами разговоры на любые темы.
Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также обучались искусству ведения беседы. Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окия будет заниматься с будущей гейшей: ученица обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей, или, в киотоских кварталах Миягава-тё, Гион хигаси, даже только старшей майко), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений. Так, старшей сестрой гэйко Ваканы яп. 若奈 из Тама окия яп. 多麻 является гэйко из окия Миками яп. 三上 по имени Накако яп. 奈加子. В квартале Камиситикэн в окия часто работает всего одна-две гейши, поэтому у начинающих вовсе нет «старшей сестры», а обучение контролирует хозяйка окия.

Мисэдаси
Так как сейчас в Японии введено обязательное среднее образование, девочка не может стать ученицей гейши, пока не получит школьный аттестат в 15 лет. Вне Киото и Нары ученицами разрешено становиться лишь с 18. После достижения требуемого возраста соискательница вольна договориться с владелицей одного из домиков гейш (окия) и стать там «сикоми», прислужницей. Сикоми выполняет хозяйственные работы, убирает дом и помогает старшим сёстрам одеваться. Сикоми посещает занятия точно так же, как и гейши. Сикоми запрещено звонить домой, она может только писать письма. В Киото перед тем, как стать майко, ученицей, сикоми на короткий срок (две недели) превращается в минараи (слово означает метод обучения наблюдением за старшими). Минараи носит ту же причёску, что и майко, но её пояс оби свисает только на половину длины, а кимоно более разноцветное, по сравнению с майко. Минараи посещает банкеты, но только как наблюдатель. Через полгода, по правилам Киото, после сдачи экзамена происходит церемония инициации, «мисэдаси» - с этого момента соискательницы называются начинающими гейшами (майко) и получают новое имя, включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры или общий для этого окия компонент.

Примером может являться окия Тама в Гион Кобу, в котором есть «ветвь мамэ»: Мамэтэру, Мамэхару, Мамэсудзу; «ветвь ха»: Судзуха, Маюха, Котоха и другие, причём гейши одной «ветви» могут не являться «сёстрами». После мисэдаси майко всегда должна быть соответственным образом одета и причёсана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.
Следующим шагом майко раньше была потеря девственности - «мидзуагэ», - церемония, отмечающая повышение её статуса к старшей майко и смене причёски с варэсинобу на офуку. Сейчас мидзуагэ не проводится.
Майко Киото и Нара пять раз меняют свою причёску, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей. Перед тем, как сменить детские украшения и шпильки на подобающие статусу гейши, происходит «смена воротничка», эри-каэ. Воротничок майко вышит белыми и золотыми нитями, а гейши носят гладкий белый. Последняя причёска майко происходит от свадебной причёски прошлого, поэтому церемонию эри-каэ Лайза Дэлби называет также «engagement», «помолвка». На церемонии «эри-каэ» прядь пучка волос причёски сакко символически стригут, чтобы более взрослой причёской обозначить переход от девочки к молодой женщине. Сейчас майко становятся гейшами в 20 или 21 год, в зависимости от успеха и желания хозяйки окия.

В других городах
Хотя в Киото гейши достигли всемирной славы, в других японских городах тоже есть окия и гейши. Во многих городах традиции отличаются от киотоских. Например, в Токио и Ямагате ученицы носят парики, а не причёски на своих волосах. В Токио срок обучения хангёку (местное название ученицы) - от года до трёх лет. В городе Андзё имеется шесть окия, а соискательницы пропускают период ученичества, из сикоми становясь сразу гейшами. Майко города Нагоя носят разноцветные воротники, вместо обычных для Киото бело-красных. Распространённое мнение о том, что гейши вне Киото менее умелы в связи с укороченным периодом обучения, не имеют под собой основания. Гейши учатся всю жизнь, только в Токио период интенсивного обучения перемещён на первые годы бытия гейшей.
Дальнейшая карьера

С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, однако, воспользоваться такой возможностью могут лишь успешные гейши, получающие много приглашений на различные мероприятия. Также с 18 лет гейша получает возможность обрести «данна». Изначально «данна» - покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената. Зачастую гейшу и данна связывают тесные любовные отношения, включающие рождение детей. Обязанность данна состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, которой он покровительствует (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление одного или нескольких данна в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии. Следует отметить, что институт данна существует и поныне.

Уход из профессии
Гейша должна покинуть окия, если выходит замуж. Но некоторые гейши, особенно сегодня, не хотят оставаться в профессии до старости и уходят просто по собственному желанию. Какой бы ни была причина, организовывается церемония хики-иваи (яп. 引き祝い?, поздравление с уходом). Покидающая ханамати гейша рассылает своим учителям, клиентам, хозяевам чайных домиков, где работала, матушкам окия особое угощение: коробочку варёного риса, половина риса в которой белая, а половина - красная (подкрашивается бобами адзуки). Значение этого жеста - показать, что гейша уходит из мира гейш (красный рис) в обычную жизнь (белый рис).

Еще про окия

Как уже отмечалось, в дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являлись дочерьми хозяйки дома - гейши, в силу возраста прекратившей свою работу и выполняющей в своём доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих работниц, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый приёмной дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию общины, она становится атотори (яп. 跡取り?, (наследницей)), а также получает право в будущем унаследовать имущество окия.
Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окия получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих украшений, аксессуаров и кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Точнее, гейша получает право заказывать кимоно за счёт окия, так как каждое кимоно в жизни гейши является неприкосновенной собственностью, забрать без спросу чужое кимоно приравнивается к посягательству на личную неприкосновенность. Зачастую старшая сестра, надев несколько раз кимоно, передаёт его младшей. При поступлении на работу в окия (а учёба на гейшу тоже считается работой) чаще всего заключается контракт от 5 до 7 лет. По истечении этого срока гейша продолжает работу или уходит из окия.
При многих окия имеются «чайные домики», о-тяя (яп. お茶屋?). Это не обычные «чайные дома», а особые помещения, где происходят банкеты с гейшами и ученицами. Название «о-тяя» - киотоское, в Токио используется слово матиай (яп. 待合?, «(место для) ожиданной встречи»).
Окия также называются яката (яп. 屋形?, «дворец», «поместье»).

Современные гейши
В настоящее время многие гейши продолжают жить в традиционных домах, однако некоторые, особенно в столице, Токио, стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион, Камиситикэн и Понто-тё.
Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного: так, если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи, из них в Токио и Киото примерно по трём сотням. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий, или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.
Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй мировой войны «колонизацией» западной культурой - исконно японским традициям фактически не осталось места. Современные гейши продолжают жить прошлым своей страны, способствуя своим ремеслом сохранению национальной культуры. Теперь они сознательно делают выбор в сторону своей профессии - времена, когда стать гейшами вынуждала нищета, прошли.
В Киото по сей день сохраняется правило «новичкам нельзя» (яп. 一元さんお断り итигэнсан окотовари?) - впервые на о-дзасики можно прийти только по приглашению постоянного клиента. В других городах, например, в Нагое это правило уже не имеет силы: единственным условием является проведение о-дзасики в традиционном японском ресторане или отеле.

Неяпонские гейши
С 1975 по 1976 в ханамати Понто-тё гейшей без оформления работала американский антрополог Лайза Дэлби. Лайза исполняла обязанности гейши для лучшего понимания их мира: она работала над диссертацией.
В декабре 2007 г. в районе Асакуса, Токио, дебютировала Саюки (яп. 紗幸?), первая в истории гейша неяпонского происхождения. Хотя изначально, будучи антропологом, Саюки стала гейшей из академического интереса, она продолжала работу в этой области более трёх лет. Её книга «Sayuki: inside the flower and willow world» (Саюки: в мире цветов и ив) готовится к публикации в Австралии; также запланирован выпуск документального фильма о гейшах.
В феврале 2010 Саюки была вынуждена оставить работу из-за игнорирования правил сообщества и организации банкетов без ведома кэмбана. Она проводила о-дзасики, не имея необходимой квалификации.
Пятого октября 2010 г. в окия Итикома города Андзё дебютировала гейша Ибу украинского происхождения.
С апреля 2011 года в окия онсэна «Идзунагаока» (Идзунокуни, преф. Сидзуока) гейшей работает румынка Изабелла Оноу.

Наконец, последнее:
Гейши и проституция

Вопреки расхожему мнению, гейши не проститутки. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги.
Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности. В её профессиональные обязанности, однако, не входит секс-обслуживание своих клиентов - если гейша и отдаётся кому-либо, то происходит это исключительно по её воле и является частью личной жизни, а не профессии.
Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время американской оккупации Японии после Второй мировой войны: понятиями «гися» или «девочка-гейша» (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшихся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию, сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.
Кроме того, существовали и существуют так называемые «онсэн гэйся», девушки на горячих источниках; героиня произведения Ясунари Кавабата «Снежная страна» - именно такая «гейша», а, скорее, хостесс.
Несмотря на вышеупомянутое, нельзя точно сказать, продавалась любовь гейши или нет. Наверняка были как люди, которые чтили традиции, так и те, кто предпочитали чести деньги.

Внешние различия между гейшами и проститутками (которые, конечно, тоже были) есть.
Главное отличие было банальным: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и, тем более, завязать его невозможно. Гейш одевают специальные люди, называющиеся отокоси (яп. 男衆). Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и причёске гейш и японских высококлассных куртизанок таю и ойран существовало множество предписанных различий во внешности, которые не позволяли спутать гейшу с куртизанкой или проституткой, а также чётко указывали на социальный статус женщины и её род занятий. Каждый ранг проституток был чётко оговорён: таю должны были носить в причёске четыре шпильки с длинными подвесками и три гребня, а куртизанки третьего ранга, обслуживающие борцов сумо - два гребня. Носить шпильки с подвесками им было запрещено. Гейши, в свою очередь, могли носить только простой гребень и небольшую шпильку.

Гейши – удивительные создания, чья жизнь дo сиx пop cкpытa зa тонкой зaвecoй тaйн, cтpoгим coблюдeниeм цepeмoний и тpaдиций. Зачастую этих хрупких, словно фарфоровые куклы женщин, сравнивают с девушками лёгкого поведения, но на самом деле это далеко не так. Ведь гейши в первую очередь – люди искусства, которые проходят обучение в специальных школах, где изучают каллиграфию, литературу и поэзию, песни и танцы, а так же особенности чайной церемонии и игру на традиционных музыкальных инструментах. В нашем обзоре представлена серия фотографий, в которой запечатлены не только жрицы искусства, но и их ученицы – майко в повседневной жизни в период XIX-XX ст.










Как бы прискорбно это не звучало, но большинство привыкло думать, что гейши – девушки лёгкого поведения, оказывающие услуги интимного характера. Такой стереотип был «рождён» ещё во времена Второй мировой войны, когда американские солдаты всех жриц любви называли гейшами. На самом же деле, куртизанки в Японии - это юдзё, которые в своём внешнем виде имеют некоторые отличия. «Ночные бабочки» традиционно завязывали пoяс кимoнo yзлoм спepeди, чтoбы облегчить поставленную задачу - в мгновение ока избавиться от одежды, гeйши жe наоборот – зaвязывaли yзeл cзaди, пoэтoму paзвязaть eгo былo дocтaтoчнo проблематично. Так же, интересным фактом является то, что изначально гейшами были – юноши и молодые мужчины, которые развлекали гостей театральными постановками, пением и танцами, а так же поддерживали беседу на любую тему. И лишь спустя десятки лет, начиная с 1870 года, эту почётную профессию заняли представительницы прекрасного пола.












В настоящее время в Японии осталась приблизительно тысяча гейш, которые и по сей день пользуются огромной популярностью среди состоятельных мужчин, жаждущих отдохнуть в первую очередь душой. Гейши – это хранительницы древних традиций и церемоний, которые готовы не только развлекать своих гостей, но и молча выслушать их, а так же дать дельный совет, поддержав в трудную минуту. К тому же, эти девушки по традиции не имеют права выходить замуж, но при этом они могут завести свободные любовные отношения вне работы, имея богатого покровителя, который может быть даже женат.