Все люди разные, и каждый из нас воспринимает мир по-своему. Как сказал известный немецкий философ Иммануил Кант: «Один человек, глядя в лужу, видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды». Конечно, современное русское общество далеко от эпохи Романтизма, и большинство людей являются убежденными скептиками, но, тем не менее, все родители хотят, чтобы их дети умели видеть прекрасное. И поэтому мы предлагаем Вам обсудить вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения и решить, что нужно делать, чтобы Ваш ребенок мог не только оценить окружающую его красоту, но также и создать ее собственными руками.

Художественно-эстетическое воспитание детей является важной составляющей гармоничного развития личности. Во время образовательного процесса в школе и в кругу семьи малыши сначала учатся отличать красивое от некрасивого. А затем в старшем возрасте они начинают сами преобразовывать окружающий их мир по принципам эстетической гармонии. Эстетика всегда идет рядом с творчеством и созиданием. Понимая, какими должны быть природа, здания, бытовые условия, труд, искусство и весь окружающий мир в целом, люди пытаются изменить его, начиная с того, что непосредственно их окружает – своего дома, автомобиля, рабочего места, своего тела и своего сознания. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственностью, моралью и общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому эстетически развитые люди обычно отличаются довольно правильными жизненными убеждениями и ответственным поведением.

Если ребенок посещает центр эстетического воспитания детей или какой-либо творческий кружок, в процессе продуктивной деятельности у него развивается творческое мышление, воображение, навыки коммуникации и т.д. Если данный процесс саморазвития стимулируют также и дома, если в кругу семьи обсуждают вопросы эстетики, говорят о прекрасном и стараются сделать окружающие вещи красивыми, тогда ребенок развивается очень гармонично, создавая свой неповторимый внутренний мир. Если же малышу никак не помогают раскрыть свой творческий потенциал, который, по утверждению педагогов и психологов, несомненно, есть в каждом ребенке, он не может целостно воспринимать окружающий мир, сопереживая всему увиденному и услышанному. Это впоследствии отражается на его жизненной позиции и становится проблемой в общении с людьми. Что же должны делать родители, чтобы помочь своему малышу стать гармоничной личностью с широким взглядом на мир?

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Психологи утверждают, что начинать эстетическое воспитание детей нужно практически с пеленок. В детских садах воспитатели обязательно обращают внимание на эстетический компонент во время организации занятий и досуга детей. Но этого недостаточно. Очень важно, чтобы дома у малыша также была возможность развивать свои творческие способности, фантазию и чувство прекрасного. В данном случае важно все – цвет, форма, запах, звук, линии и краски окружающих предметов. Поэтому родители должны очень внимательно отнестись к оформлению детской комнаты, и покупке игрушек. Все, что окружает ребенка должно быть не только красивым, но также нести некий глубокий смысл. Например, в педагогическом используются только натуральные материалы – дерево, ткани, бумага, а также элементы природы (веточки, шишки, листочки и т.д.). В данном случае малыши имеют возможность почувствовать «тепло» натурального материала. В особое внимание уделяется цветам, с которыми работает ребенок. Они должны быть очень мягкими и естественными. Неважно, какую методику применяют родители, но ребенок всегда должен чувствовать, что все, что он берет в руки, сделано или выбрано с душой. Тогда красивая форма приобретает также приятное эмоциональное наполнение. И это навсегда откладывается в сознании малыша.

Родители должны понимать, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста - вещь хоть и простая, но требующая ежедневной работы. Нужно постоянно общаться с ребенком, помогая ему видеть прекрасное. Конечно, уроки рисования под музыку Моцарта или Чайковского будут очень полезными, но если мама периодически будет показывать малышу, каким красивым бывает небо, как интересно и совершенно выглядят животные, какими величественными кажутся старинные здания, этого будет вполне достаточно для того, чтобы ребенок начал задумываться о том, что в этом мире действительно красиво, а что так, дешевая копия.

Эстетическое воспитание школьников

Когда кроха подрастает, с ним нужно заниматься более серьезно. По мнению педагогов, полноценное эстетическое воспитание школьников складывается из нескольких важных компонентов. Во-первых, дети обязательно должны знакомиться с произведениями искусства, получая при этом так называемую эстетическую информацию. Они должны обязательно слушать классическую музыку, рассматривать картины и читать классические произведения. Во-вторых, дети должны приобретать практические навыки художественной деятельности. Для этого детишек нужно учить рисовать, петь, читать стихи, танцевать и т.д. Взрослые должны дать ребенку инструменты, чтобы он мог создать прекрасное своими руками. А для этого его нужно обучить. И в третьих, детям нужно дать возможность выбрать любимое занятие и развиваться в этом направлении. Ранее на Bambino Story мы рассказывали о том, как найти в . Родители обязательно должны помочь малышу отыскать свое призвание, а также найти творческое занятие, которое будет ему по душе, и через которое ребенок сможет самовыражаться.

Какие бы средства эстетического воспитания школьников не использовали родители, они, прежде всего, сами должны быть образцом нравственности и эстетической гармонии. Если в доме порядок, если вся семья за обеденным столом, если на столе красивые тарелки, а на стенах красивые картины, если вещи аккуратно поглажены, а книги стоят на полках, если папа сильный, а мама нежная и ласковая, то дети, скорее всего, впитают эту атмосферу и пронесут это чувство эстетической гармонии через всю жизнь.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей - образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. «Пусть поезд, - писала Н. К. Крупская, - на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения».
Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из любимейших игр - в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссер К. С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.
Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных нроизведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Вот стихотворение трехлетней Наташи, сочиненное ею для своей подруги:
Настя, одевайся!
Светит солнышко с утра.
В детский сад идти пора.
Так, осваивая те или иные навыки художественной деятельности, ребенок использует их, внося свою, пусть маленькую лепту в украшение жизни семьи, детского сада, своих сверстников.
В развитии художественно-творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
Есть в Ленинграде за Невской заставой детский сад № 29. Рисунки его воспитанников известны во многих странах мира: Индии, Японии, США, Польше, ГДР, Швеции и т. д., куда они отправлялись на международные конкурсы детского творчества. Работы эти получили 17 золотых и множество серебряных медалей, десятки дипломов и ценных подарков.
В чем причина такого успеха? Это самый обычный детский сад, и дети здесь обыкновенные, только педагоги работают тут увлеченно, успешно развивают художественно-творческие способности малышей.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус - понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Основные средства эстетического воспитания в детском саду

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.
Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения - все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.
Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов.
Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:
1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.
2. Чистота, простота, красота.
3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-желтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.
4. Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.
Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей. Это - труд людей, жизнь детского сада, пейзажи, натюрморты, жизнь птиц и животных, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой. Пейзажи рекомендуется использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В комнате следует иметь не более 2-3 картин.
Хорошо, когда есть одна большая картина, особо привлекающая внимание детей, и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко. Менять картины и эстампы следует с учетом времени года, задач воспитательной работы с детьми. Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой.
Важное место в оформлении детского сада должно принадлежать произведениям народного прикладного искусства. Во всех группах должна быть представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один-два предмета, которые меняются). Хорошо иметь веселую дымковскую игрушку, жестовские подносы, произведения из керамики.
Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату.
Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.
С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры.
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.
Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката... Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.
Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.
Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах.
Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы. С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города, села расширяется. И где бы ни жили дети, в старших группах их обязательно знакомят со столицей нашей Родины Москвой, ее Красной площадью.
В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся все более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки... каждая из них есть - поэма».
Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык - музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В. А. Сухомлинский.
Изобразительное искусство также необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.
На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам коммунистического воспитания.
Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Это учтено в «Программе воспитания в детском саду», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы.
Наконец, очень важно качество исполнения художественных произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое воспитание ребенка.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Эстетическое воспитание

(греч. aisthētēs - чувствующий, воспринимающий) - формирование и развитие у человека способности воспринимать произведения искусства и эстетические свойства явлений действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические.

Конкретное содержание целей, принципов и задач Э. в. людей в различные исторические эпохи было разным, но оно всегда выступало как культивирование способности относиться к действительности с позиций определенных эстетических, а в конечном счете и социальных идеалов.

В социалистическом обществе Э. в. - составная часть единого процесса , целенаправленное воздействие на различные стороны духовной жизни людей, призванное формировать у них разносторонние эстетические вкусы, интересы, увлечения, потребности, творческое отношение к действительности, подлинно человеческое, гуманное отношение друг к другу. Важной сферой Э. в. является труд людей. Задача здесь состоит в том, чтобы развивать у каждого человека стремление к совершенствованию своей трудовой деятельности, способность понимать и чувствовать величие и красоту труда, его результатов. Э. в. в этой сфере не может быть отвлеченным, безотносительным к прогрессивному развитию общества и процессов труда. Отсюда важно воспитывать и эстетически отрицательное отношение к безобразному в труде, к тому, что мешает творческому развитию человека. Одна из сторон Э. в. - формирование эстетических взглядов, чувств, вкусов, связанных с отношением человека к другим людям, с оценками человеческой личности, ее образа жизни и поведения.

Эстетические чувства, вкусы, интересы, увлечения, потребности оказывают сильное воздействие на поведение людей, воплощаются в их делах, в творчестве по законам красоты, в стремлении к совершенству. Без деятельной, творческой, практически преобразующей стороны Э. в. было бы односторонним, абстрактным. Э. в. охватывает также отношение людей к природе. Одна из важных его задач - приобщить каждого к природе как к эстетической ценности, научить умению наслаждаться ею, бережливо относиться к ней, умножать ее красоту и величие.

Составной частью Э. в. является художественное воспитание. Это - развитие любви к искусству, умение постигать красоту художественных ценностей, формирование высоких художественных потребностей, интересов, приобщение к процессу творчества хотя бы в одном из видов искусства, воспитание художника в каждом человеке. Без Э. в. невозможно не только развитие таланта художника, но и усвоение богатого содержания искусства миллионными массами читателей, зрителей, слушателей. Художественное воспитание создает благоприятную духовную атмосферу для расцвета искусства, повышая культуру чувств, развивая творческие способности людей.

Э. в. не означает уравнения эстетических восприятий, чувств, потребностей и вкусов всех людей. В пределах истинного (неизвращенного) эстетического отношения к действительности и искусству неизбежно огромное разнообразие, обусловленное индивидуальными особенностями людей. Например, различными могут быть степень эстетического переживания, форма выражения его, предпочтительный интерес к объектам эстетического восприятия и переживания, к тем или иным видам, жанрам, стилевым особенностям в искусстве.

Э. в. способствует . Развитие эстетической культуры человека тесно связано с его духовным, моральным, физическим развитием, оно углубляет его взгляды, обогащает чувства, переживания, воздействует на все его поведение, на отношение к другим людям, оно играет положительную роль в развитии , в совершенствовании культуры поведения, быта и т. д. По мере продвижения к коммунизму роль Э. в. возрастает, поскольку возрастает роль эстетических оценок, взглядов, чувств, вкусов как мотивов и регуляторов поведения, деятельности людей.

В качестве факторов Э. в. выступают социальные условия, общение с природой, все виды и формы деятельности, учебно-воспитательные и другие учреждения и т. п. Основу Э. в. составляет труд - не только потому, что в труде создаются все материальные и духовные блага общества, но а потому, что в процессе труда формируются эстетические способности, без которых невозможно развитие духовной эстетической культуры человека. Большую роль в эстетическом воспитании молодого поколения играет школа. Основным средством Э. в. является искусство. Именно оно помогает формировать разностороннее эстетическое отношение к различным сферам действительности, оценивать ее с позиций определенных идеалов. Оно совершенствует вкусы и взгляды людей, их эстетические переживания, потребности. Важное место в Э. в. занимает марксистско-ленинская эстетика - наука, изучающая всю область эстетических отношений к миру, помогающая тем самым сформулировать задачи, цели Э. в., наметить пути их осуществления.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Эстетическое воспитание" в других словарях:

    Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… … Большая советская энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание… … Профессиональное образование. Словарь

    Эстетическое воспитание - одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    эстетическое воспитание - estetinis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Požiūrio į grožį, gebėjimų suvokti, išgyventi, vertinti ir kurti grožį visose jo reiškimosi srityse ugdymas. Estetinis auklėjimas apima gamtos, meno, darbo, buities, žmonių tarpusavio… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    эстетическое воспитание - estetinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinio lavinimo ir dvasinio brandinimo vienovė. atitikmenys: angl. aesthetical education vok. ästhetische Erziehung, f rus. эстетическое воспитание … Sporto terminų žodynas

    эстетическое воспитание - estetinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Požiūrio į grožį, gebėjimų suvokti, išgyventi, vertinti ir kurti grožį visose jo reiškimosi srityse ugdymas. atitikmenys: angl. aesthetical education vok. ästhetische… … Sporto terminų žodynas

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… … Эстетика: Словарь

    Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Эстетическое воспитание в семье , Е.М.Торшилова. Эта книга - только одна из точек зрения на эстетическое воспитание в семье. Большая часть книги посвящена эстетическому воспитанию в широком смысле: эстетическомуотношению к труду и красоте…

формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном об-ве, приобщение к этим ценностям. Одновременно в Э. в. формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в иск-ве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении). Т. обр., Э. в. обладает двумя осн. функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстети-ческо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место Э. в. в общественной жизни, связь с др. видами воспитательной деятельности. Э. в. сопрягается с нравственным воспитанием, т. к. существует единство между эстетическими и этическими ценностями (Эстетическое и этическое, Искусство и мораль). Красота, помимо др. своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Э- в. развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Мн. часы, к-рые провел, играя на скрипке, А. Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса». Конфликт между осн. функциями Э. в. возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе к-рых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоев об-ва, являются антигуманистическими по своей сути (напр., пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры), не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей - таких, к-рые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и об-ва,- то функции Э. в. гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Э. в. осуществляется мн. средствами. Это и бытовая среда жизни человека (Быта эстетика), обстановка его трудовой деятельности (Производственная эстетика), эстетическая сторона нравственных отношений, спорта (Эстетика спорта) и т. п. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому худож. воспитание - воспитание потребности в иск-ве, развитие его чувствования и понимания, способности к худож. творчеству - составляет неотъемлемую часть Э. в. в целом. Призма иск-ва направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к иск-ву, человек как бы вступает в лабораторию творческой деятельности. Иными словами, иск-во участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций Э. в. При этом Э. в. с помощью иск-ва не сводится только к худож. воспита

нию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения,а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между осн. функциями Э. в. являются антагонизмы между интересами личности и об-ва, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для об-ва - эсте-тическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности. Идеал коммунизма предполагает об-во, в к-ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К-, Энгельс Ф., т, 4, с. 447). На социальной основе такого об-ва не может возникнуть конфликт между функциями Э. в. Благодаря тому, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные способности человека, Э. в., нацеленное на формирование человеческой личности в духе подлинно человеческих эстетических ценностей и развитие творческих потенций каждого человека, выступает как важный фактор перестройки всех сфер жизни советского об-ва, обновления социализма, как незаменимое средство формирования целостной, гармонично развитой личности об-ва будущего. Вот прче-му в программных документах КПСС большое внимание уделяется проблемам Э. в. трудящихся, подрастающих поколений на лучших образцах отечественной и мировой худож. культуры, все большему развитию эстетического начала в труде и быту.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск-ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск-во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось воспитат. значение разных видов иск-ва: напр., музыки – в античности, лит-ры – в 19 в., в наст. время стремятся выявить воспитат. возможности всех сфер иск-ва. Мн. педагоги рассматривают Э. в. прежде всего как высвобождение спонтанной экспрессии детей – взгляд, восходящий к движению "нового воспитания" нач. 20 в. В педагогич. теории Э в. часто связывается только со сферой чувств и воображения и отделяется от интеллектуального воспитания, морального и т.п. Э. в. осуществляется лишь через личное эстетич. переживание. От Э. в. как воспитания личности обычно отграничивается профессиональное художеств. воспитание – формирование определ. умений и навыков в сфере той или иной художеств. дисциплины. Влияние иск-ва на человека вызывало интерес уже с древних времен: учение пифагорейцев о воздействии музыки на душу, идеи Платона об иск-ве, формирующем моральные установки и создающем внутр. гармонию человека, концепция Аристотеля об очищающем воздействии иск-ва (см. Катарсис) и т.д. Самый термин "Э. в." связан с "Письмами об Э. в." Ф. Шиллера (1795), в которых обосновывалась возможность преодоления внутр. противоречий между чувственной и морально-разумной природой человека благодаря посредствующей роли иск-ва и творч. эстетич. деятельности – игре (Э. в. в широком смысле). Однако концепция Шиллера мало повлияла на разнородную практику Э. в. в 19 в., исходившую, с одной стороны, из представлений об иск-ве как изысканном и сублимированном развлечении, а с другой – из многообразных "социальных" теорий иск-ва и его назначения, получивших большое распространение в 19 в. и подчеркивавших общность эстетич. и социальных идеалов. Так, представители утопического социализма – Фурье во Франции, У. Моррис в Англии – акцентировали роль иск-ва и красоты в формировании гармонически развитой личности, обратили внимание на социальную и эстетич. значимость свободного труда в процессе воспитания. Дж. Рескин, критикуя антиэстетич. последствия индустриализации, выдвинул своеобразную утопию "прекрасного для всех". Рус. рев. демократы, в особенности Чернышевский, развили представления об иск-ве как зеркале социальной жизни и одновременно – "учебнике жизни". Социально-воспитат. значение иск-ва подчеркивали Гюйо (иск-во как средство "передачи социальных чувств") и Л. Толстой, видевший назначение иск-ва в нравств.-религ. объединении людей через "заражение" их чувством, общим моральным переживанием. Мечтаниям и идеалам сопутствовали широкие обществ. кампании с целью сделать иск-во более доступным новому потребителю – "публике" (термин появился только в 19 в.). Массовое распространение иск-ва, связанное, в частности, с успехами его технич. воспроизведения в 19–20 вв., остро поставило вопрос об адекватности его восприятия и понимания массовой лит., музейной, театр., концертной, кинематографич. публикой. С конца 19 в. возникают многочисл. об-ва, поставившие своей целью распространение иск-ва и эстетич. культуры (междунар. об-во учителей рисования, пропагандирующее изобразит. культуру в широком смысле, с 1954 существует как "Междунар. об-во воспитания иск-вом", INSEA; с 1953 существует аналогичное "Междунар. об-во муз. воспитания"). В сер. 20 в. возникло широкое педагогич. движение "воспитания иск-вом" (назв. одной из работ Г. Рида), исходящее из того, что иск-во может стать основой формирования целостной личности человека. Тем самым Э. в. становится одновременно своеобразным моральным и интеллект. воспитанием человека, активизацией его творч. сил и воображения. Эти три аспекта формирования цельной человеч. личности и характеризуют задачи Э. в. Эстетич. и моральное в о с п и т а н и е. Древнейшей традицией Э. в. является убеждение в родстве добра и красоты и, след., в совпадения эстетич. и морального воспитания. Уже древние греки указали два возможных пути нравств. воспитания с помощью иск-ва. Платон считал, что морально воспитывать могут лишь образцы собственно морального поведения, формировать внутр. гармонию – только произв. классич. порядка и меры, и требовал соответствующего отбора произв., служащих воспитанию, в частности исключения драматически напряженных произв. В противоположность этому Аристотель показал ценность иск-ва, выражающего драматич. конфликты и тем приводящего к внутр. освобождению и эмоционально-интеллектуальной разрядке. В наст. время оба вида морального воспитания посредством иск-ва признаются ценными; в известном смысле они составляют два уровня такого воспитания. Не только устойчивые идейно-моральные образцы, широко представленные в лит-ре, театре или кино как пример для подражания молодежи, но и произв., не имеющие однозначного морального смысла и "образцового" героя, могут формировать моральные установки, если они вызывают личную критич. рефлексию у воспринимающего их. Э. в. и развитие познават. с п о с о б н о с т е й. Значение Э. в. в интеллект. развитии человека заключается в том, что оно вовлекает в процесс познания личность как целое. Иск-во в качестве образного понимания действительности формирует "личностное знание", "эстетич. мышление", к-рое в противоположность отвлеченным знаниям, относящимся к отд., спец. областям, носит целостный характер. Восприятие различных худож. сфер (живописи, музыки, лит-ры и т.д.) в их взаимосвязи позволяет уловить целостную картину культуры определ. эпохи, понять ее единство и стилистич. родство, что является необходимой предпосылкой ее теоретич. освоения. Тем самым Э. в. способствует развитию интеллект. ориентации, умения синтезировать в мысли отд. аналитич. знания. Эстетич. восприятие является средством понимания не только внешнего мира, но и внутр. мира человеч. личности, ее переживаний и конфликтов. Э. в. и формирование вообра-жения и творч. способностей. Э. в. не может ограничиться выработкой восприимчивости к уже готовым эстетич. продуктам, оно должно способствовать развитию творч. и конструктивных способностей: индивидуальной экспрессии, интуитивного мышления, умения выделить проблему из ее банальных контекстов, преодолеть стереотипы рассуждения. Воспитание для творчества становится одним из гл. педагогич. лозунгов. Необходимость высвобождения творч. сил человеч. личности провозглашалась уже такими педагогами, как Руссо и Песталоцци. Позднее Толстой, а также Бергсон и Дьюи противопоставили принципам программного воспитания детей по образцу взрослых спонтанное творч. выявление индивидуальности ребенка. В это же время итал. педагог К. Риччи сформировал концепцию "иск-ва ребенка", в центре внимания к-рой не худож. ценность продуктов творческой деятельности ребенка, а значение ее с т. зр. развития самого действующего человека. В этом отношении упражнения в области худож. экспрессии (изобразит., муз. или лит. характера) приобретают большое значение в развитии творч. воображения, выступающего как расширение границ известного опыта, в формировании внутр. мира человека и выявлении индивидуального своеобразия личности. Благодаря процессу "интериоризации" человеч. деятельности, осуществляющемуся в значит. степени в результате Э. в., "... предметная действительность повсюду в обществе становится для человека действительностью человеческих сущностных сил..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 593). Широкое понимание Э. в. как формирования целостной личности конкретизирует мысль Маркса о человеке будущего как творч. homo aestheticus, действующем по "законам красоты" (см. тамже, с. 566). Лит.: Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, М., 1930; Дмитриева?. ?., Вопросы Э. в., М., 1956; Шестаков В. П., Проблемы Э. в. (Очерки истории), М., 1962; Революция – иск-во – дети, М., 1966–68 (имеется библ.); Давыдов Ю. Н., Иск-во как социологич. феномен. К характеристике эстетико-политич. взглядов у Платона и Аристотеля, М., 1968; Иск-во и дети. Э. в. за рубежом. Сб. ст., М., 1969 (имеется библ.); Dеwey J., Art as experience, N.Y., 1934; Stefanini L., Educazione estetica, ed. artistica, Brescia, 1954; Munro Th., Art education, N. Y., 1956; Read H. ?., Education through art, L., ; Wojnar I., Esth?tique et p?dagogie, P., 1963; ee жe, Estetyka i wychowanie, Warsz., 1964; ее же, Perspektywy wychowawcze sztuki, ; Lowenfeld V., Creative and mental growth, 4 ed., N. Y., 1964. Библ.: Howlett С., Art education bibliography, Chi., 1959. Журн.: "The Journal of Aesthetic Education" (Springfield, с 1966–); "Kunsterziehung in der Schule" (В., с 1953–); "Estetick? V?chova" (Praha, c 1959–). И. Войнар. Варшава.

Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного. Молодые люди со временем должны не только уметь оценивать красоту природы, человеческих отношений, но и испытывать необходимость эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Эстетическое воспитание имеет личностную направленность и должно охватывать такие стороны развития детей:

  1. Формирование потребностей в области искусства и художественных ценностей.
  2. Воспитание способности к художественному восприятию, которое охватывало бы многие области эстетических явлений.
  3. Освоение знаний для понимания искусства, развитие умения выражать собственные суждения, взгляды по поводу художественного воплощения действительности.

Понятие эстетического воспитания

Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.

Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность. Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.

О развитости эстетической культуры личности говорит отсутствие в поведении пошлости, способность оценить поэзию высоких чувств, отношений, творческого труда.

Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.

Значение эстетического воспитания

Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».

Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.

Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.

Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.

Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.

На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.

Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России , проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.

Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.

С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.

Обратите внимание

Жизненный опыт детей на каждой стадии развития достаточно мал. Они нескоро смогут выделять эстетические явления из общей массы. Приобщение к творчеству воспитывает у ребенка эстетические потребности, умение наслаждаться искусством, пробуждает интерес к нему, развивает эстетический вкус.

Здоровье общества и эстетическое воспитание

Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.

Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.

Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. , освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.

Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.

Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту.