• 7. Хронологический и биологический возраст. Замедленный и ускоренный типы индивидуального развития.
  • 8. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем
  • 9. Половые различия, биологическая надёжность функциональных систем и организма, роль наследственности и среды, как закономерность роста и развития детей и подростков.
  • 10, 11 Акселерация
  • 12. Акселерация как проявление секулярного трендера, её гигиеническое значение.
  • 13. Понятия: ретардация, децелерация. Проявления.
  • 14. Возрастные анатомо-физиологические особенности различных систем и органов в предшкольном периоде (до 3 лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 15. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в дошкольном периоде (3-7лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 16. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в младшем школьном возрасте (7-10лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 17. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в среднем (11-14лет) и старшем школьном возрасте (15-17лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 18.Нарушение и заболевания в связи анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов (нарушение осанки, юношеская гипертония, миопия и др.). Меры профилактики.
  • 19. Физическое развитие детей и подростков (определение). Необходимые признаки для оценки.
  • 20.Методика антропометрических измерений.
  • 21.Соматоскопические признаки.
  • 22. Физиометрические признаки.
  • 23. Оценка физического развития.
  • Порядок оценки физического развития.
  • Оценка физического развития по шкалам регрессии.
  • Использование центильного метода для оценки физического развития детей и подростков.
  • Методика оценки индивидуальных показателей центильным методом.
  • 24 Современное состояние физического развития детей и подростков
  • 25. Комплексная оценка физического развития.
  • 1. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.
  • 2. Оценка уровня биологической зрелости по вторичным по­ловым признакам.
  • Скрининг-тест для оценки физического развития
  • 26. Здоровье детей и подростков. Определяющие признаки здоровья. Классификация.
  • 29. . Медицинские осмотры – основа назначения и дозировки физических упражнений. Группы физического воспитания
  • 30. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика травм и перетренированности.
  • 31. Закаливание детей и подростков
  • 32. Виды деятельности и детей и подростков. Нормирование. Утомление. Усталость. Физиологические методики определения работоспособности учащихся.
  • 33. Переутомление, его профилактика. Сон, его физиологическая сущность.
  • 37. Гигиенические рекомендации к организации учебного процесса в дошкольных, школьных учреждениях.
  • Вопрос 38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.
  • 39. Сущность и принципы врачебно-профессиональной консультации. Группы профессий по условиям труда. Противопоказания.
  • 41. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских школьных учреждений. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ.
  • 42. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений. Принципы групповой и индивидуальной изоляции.
  • 43. Гигиенические требования к мебели и оборудованию детских учреждений. Подбор и размещение.
  • 44. Требования к учебным пособиям и техническим средствам обучения, к детским игрушкам.
  • 45. Роль медицинских работников детских учреждений в организации оздоровительной работы среди детей и подростков. Формы и методы работы.
  • Вопрос 38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.

    Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

    Цели

      оказанияпрофориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности,выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи:

      получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

      обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

      дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

      выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

    Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

    Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

    Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

    Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

    Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

    Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

    1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

    5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

    8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

    10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

    Медицинский работник:

      используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

      проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

      оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

      оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

    Выбор профессии - важная жизненная проблема для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних - на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других - на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художественной литературы, теле- и радиопередач.

    Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:

    1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профессии и тех требований, которые она предъявляет к организму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя полноценными и работоспособными в любой отрасли деятельности.

    2. Увлечение "модными" и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребностей производства в данных специалистах.

    3. Слепое подражание друзьям: "подруга пошла и я с ней" - частая мотивация при выборе профессии у школьников.

    Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходима специальная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта система мероприятий носит название профессиональной ориентации.

    Профориентация - научно обоснованная система мер, направленных на то, чтобы помочь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.

    В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные заведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспекта профориентации:

    1. Психологический - подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.

    2. Медицинский - включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых дефектов и аномалий развития, а при наличии хронических заболеваний - степени компенсации.

    3. Социально-экономический - учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.

    Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечением родителей. Цель ее - выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учебных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профориентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за раз­витием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет возможность выяснить интересы и способности школьников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет последним о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболеваний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический нефрит, выраженный сколиоз, остаточные явления родовой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специальности,"показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его. Здесь самое время дать определение понятия "врачебно-профессиональная консультация" (ВПК). Основная задача ВПК - подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятельности, который бы не только не усугублял имеющихся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому развитию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с состоянием его здоровья и функциональными возможностями. ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отношении всех учащихся. С этой целью проводится углубленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет - врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за учащимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения врача-педиатра, содержащихся в медицинской документации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на работу или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.

    Для врача, работающего с подростками, совершенно недостаточно знания только возрастных особенностей, клиники и терапии тех или иных отклонений в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патологического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об осо­бенностях профессий, о характере воздействия факторов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам. Знания в области гигиены труда необходимы для подбора подростку такой специальности, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-промышленными врачами и инженером по технике безопасности на каждую профессию должны быть составлены санитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие профессии на современном уровне развития производ­ства.

    Решение вопросов профессиональной ориентации ставит перед гигиенистами, врачами, педагогами и психологами за­дачу поиска реальных путей для возможно более ранней и эффективной системы определения профессиональной направ­ленности молодежи.

    Формирование профессиональной направленности челове­ка происходит в школьные и юношеские годы. В подростковом возрасте расширяется круг интересов и склонностей, появля­ется стремление к участию в труде. Необходимость и возмож­ность ранней профориентации не вызывает сомнений в плане профессионального просвещения, развития профессионального самосознания, формирования личностных качеств, необходи­мых для сознательной трудовой деятельности, так как 14-15 лет - возраст интенсивного формирования интегративных качеств личности, осознания собственного «я», зарождения осмысленных жизненных планов, резких смен интересов, при­вязанностей и ценностных представлений.

    Наибольшая интенсивность формирования профессиональных склонностей у школьников отмечается в период от 12 до 13 лет. Профессиональные склонности приобретают стабильный характер в возрасте 14-15 лет. В структуре профессиональных склонностей в этом возрасте у девочек 1-е ранговое место занимает деятельность типа «человек-природа», 2-е - «че­ловек-художественный образ», третье - «человек-человек»; у мальчиков - соответственно «человек-техника», «человек-природа», «человек-человек». Профессиональные склонности в большей степени определяются полом, а их зрелость - возрастом.

    В настоящее время отмечается возрастание роли профессиональной ориентации, которая должна пронизывать всю систему непрерывного образования.

    Профессиональная ориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии.

    При проведении профессиональной ориентации в школе должны учиты­ваться желания учащихся, состояние их здоровья, индивидуаль­но-типологические особенности личности, а также потребнос­ти общества. Одним из важнейших принципов профессиональной ориентации является создание условий для свободного выбора профессии.

    Наиболее важные проблемы профессиональной ориентации:

    • Определение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
    • Установление особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении про­фессий;
    • Изучение психофизиологических и других качеств лично­сти для определения соответствия их требованиям профес­сий, т. е. выявление наилучшего соответствия индивиду­ально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда;
    • Оценка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности.

    Разрешение трех последних проблем составляет непосред­ственную задачу медико-физиологической профессиональной кон­сультации. Гигиенической наукой создан фундамент, обеспе­чивающий качественное проведение медико-физиологической профессиональной консультации, являющейся важнейшим разделом профориентационной работы.

    Гигиенические аспекты медико-физиологической профессиональной консультации и ориентации включают:

    • 1. Оцен­ку современных условий труда в наиболее массовых профес­сиях;
    • 2. Требования, предъявляемые ими к организму работаю­щих (санитарные характеристики и профессиограммы);
    • 3. Прин­ципы группировки профессий для целей профориентации;
    • 4. Установление закономерностей и тенденций развития у школьников психофизиологических функций и качеств, лежащих в основе овладения профессией;
    • 5. Принципы проведения врачеб­ной профессиональной консультации и профессионального отбора школьников с отклонениями в состоянии здоровья;
    • 6. Обо­снование возможности активного формирования профессиональной пригодности подростков и определение основных понятий и терминов по этой проблеме.

    Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.

    Значение и необходимость врачебной профессиональной консультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за от­клонений в состоянии здоровья, в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 50% учащихся 8-10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются от­клонения в состоянии зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со сто­роны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, за­нимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.

    Состояние здоровья - важный фактор, в большой степени определяющий выбор профессии. Формирование профессиональ­ных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний и создает предпосылки для инвалидности.

    Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательного влияния на их здоровье, но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда. Врач должен, основываясь на интересе ученика к профессии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья.

    Профессиональная пригодность - наиболее полное соответ­ствие функциональных возможностей организма требовани­ям, предъявляемым профессией как в плане преимуществен­ного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.

    В соответствии с законодательством все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после медицинского освидетельствования подросток получает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии.

    Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные задачи: он призван решить вопрос о годности человека к из­бранной им профессии по состоянию здоровья. В конкретных условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными из которых являются характер и условия труда в избранной профессии, известные научные данные о возможном влиянии их на состояние патологического процесса и, наконец, возможность освоения профессии при наличии определенных дефектов в состоянии здоровья. Это и составляет главные принципы определения профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.

    Противопоказания к выбору профессий определяются преж­де всего характером заболевания и тяжестью его течения.

    Для каждого заболевания может быть несколько противо­показанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблаго­приятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о про­фессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Мин­истерством здравоохранения Перечнем медицинских противопоказаний к при­ему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официаль­ным документом при врачебном заключении о профессиональ­ной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинс­ких противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение.

    По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицин­ской документации, составляется заключение о профессиональ­ной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Дан­ные врачебного заключения являются основой для професси­онального отбора по медицинским показаниям при поступле­нии на работу или обучении подростков.

    Врачебная профессиональная консультация призвана выб­рать для подростка из многих профессий те, которые являют­ся более подходящими по состоянию здоровья, т. е. рекомен­довать профессии, максимально соответствующие функцио­нальным возможностям целостного организма, состоянию фи­зического и психического развития. Подростки только вступа­ют в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессио­нальных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультаци­ей очевидны: при первом - человек подбирается для профессии, при второй - профессия для человека.

    Правильное трудоустройство подростка положительно влия­ет на течение заболевания.Длительные динамические наблюдения показали, что суще­ствует прямая зависимость течения гипертензии и язвенной болезни у юношей и девушек от характера их труда. В тех слу­чаях, когда вид труда соответствует показаниям, у 7% подро­стков улучшается течение заболевания, чем при труде проти­вопоказанном, а ухудшение течения гипертензии отмечается в 2,5 раза реже.

    Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обостре­ния болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности, с учетом результатов лечения может быть поставлен воп­рос о выборе профессии.

    Правильный выбор профессии требует учета не только со­стояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типо­логическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических рас­стройств, заболеваний соматического характера. Такое несоот­ветствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2-3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую проф­ориентацию подростков эффективным средством профилакти­ки, позволяющим значительно снизить отрицательные соци­ально-биологические последствия ошибочного выбора профес­сии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивиду­ально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.). Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии с помощью своевременного выявления в процессе профессиональной ориентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагопри­ятный микроклимат и др.).

    Актуальность этого раздела профконсультации возрастает в связи с усложнением современных профессий, повышением требований, предъявляемых ими к организму работающих. Ча­сто профессиональные требования приобретают резко выражен­ный специфический характер и предполагают наличие у ра­ботника повышенного развития определенных функций. Это приводит к тому, что не все подростки, претендующие на ос­воение подобных профессий, имеют психофизиологические возможности для овладения ими или для адаптации к специ­фическим условиям, характеру работы (монотонность, нервно-эмоциональное напряжение и т. д.).

    В колледжи республики ежегодно поступают около 15-20% профессионально непригодных подростков, и только 20-40% уча­щихся колледжей реально закрепляются в выбранной профессии после его окончания. Число лиц, не осваивающих профессию из-за несоответствия психофизиологических особенностей, ко­леблется в зависимости от ее сложности и составляет от 7 до 80%. На операциях, требующих тонкой координации движе­нии рук, до 70% новичков не справляются с работой.

    Согласно современным представлениям, профессиональная пригодность не является врожденной, а формируется в про­цессе обучения, овладения профессией. Наибольшее число значимых для профессиональной деятельности функций пре­терпевает положительные возрастные изменения. Этот процесс постепенно снижается в последующие возрастные периоды. Наиболее типичным для этих функций является их линейное развитие с возрастом. Девочки при этом отличаются от своих сверстников мальчиков лучшей концентрацией внимания и смысловой памятью, а мальчики от девочек - большей физи­ческой работоспособностью.

    Сущность формирования профессиональной пригодности заключается в объединении физиологических функций, при­нимающих участие в трудовой деятельности, в единую функ­циональную систему, обеспечивающую выполнение требова­ний профессии и адаптацию организма к условиям производ­ства. Успешность формирования такой функциональной сис­темы зависит от многих факторов, в том числе от исходного уровня отдельных функций, объединяющихся в эту систему, так называемых ключевых профессионально значимых функций (КПЗФ).

    Под КПЗФ подразумеваются функции, с уровнем развития и функционирования которых связана успешность освоения профессии. Они играют ведущую роль в формировании и ра­боте функциональной системы, обеспечивающей работающе­му человеку успешную трудовую деятельность. Исходные, индивидуальные для каждого человека уровни развития профессионально значимых функций являются задат­ками, предпосылками формирования профессиональной при­годности.

    Определение оптимального исходного уровня физиологичес­ких функций, при котором образующаяся функциональная система наилучшим образом и с наименьшими затратами обес­печивает качественное выполнение основных требований про­фессии, дает возможность предвидеть успешность овладения этой профессией. Наиболее важными, определяющими успеш­ность освоения подростками широкого спектра массовых ра­бочих профессий являются, прежде всего, такие функции выс­шей нервной деятельности, как сила и лабильность нервной системы, подвижность нервных процессов, а также свойства двигательного, зрительного анализаторов и ряд психологичес­ких свойств памяти и внимания.

    Основой определения профессиональной пригодности по психофизиологическим показателям служит теория о типоло­гических индивидуальных особенностях высшей нервной деятель­ности человека. Согласно этой теории, приобретенные челове­ком качества зависят не только от процесса обучения и вос­питания, но и от врожденных психофизиологических свойств личности. Некоторые свойства психики передаются генетичес­ки и сохраняются у человека на протяжении всей его жизни.

    Стабильными свойствами нервной системы являются сила и подвижность нервных процессов. Традиционно вы­деляют два типа нервных процессов - сильный и слабый. Некото­рое время ошибочно считалось, что люди с сильным типом нервных процессов являются профессионально более полно­ценными, чем относящиеся ко второй группе. Однако установлено, что малая выносливость нервной системы уравновешена такими положительными качествами, как высо­кая чувствительность анализаторов. Это создает большие пре­имущества данным лицам при овладении некоторыми профес­сиями, предъявляющими повышенные требования к анализа­торным системам организма. Например, профессия сборщика мелких деталей предъявляет повышенные требования к мышечно-суставному чувству, к точности глазомера. Наиболее успешно выполнять такую работу могут лица с высокой чувствительно­стью анализаторов. Однако существуют профессии, требующие иных природных данных.

    Так, только люди с сильным типом нервной системы спо­собны долгие часы работать за пультом управления, длитель­но выполнять напряженную работу и при этом сохранять готовность к экстренным действиям. Диспетчер аэропорта или оператор энергосистемы на элек­тростанции, имеющий слабый тип нервной системы, несмотря на высокую квалификацию и прочие достоинства, не в состоянии успешно действовать в аварийной обстановке.

    Одним из свойств нервной системы, которое определяет пригодность человека к той или иной профессии, является подвижность нервных процессов. Здесь также выделяют два типа - подвижный и инертный. Люди, у которых отмечается инерт­ность нервных процессов, все делают медленно, ограничены в способности «схватывать на лету», однако они, как правило, более прочно, глубоко усваивают профессиональные знания. Наоборот, люди с высокой подвижностью нервных процессов быстро все «схватывают», но нередко это препятствует глубо­кому проникновению в суть дела. Однообразная работа их раз­дражает. На конвейере, например, они хуже работают, чем люди с инертным типом нервных процессов. В то же время они развивают свои природные данные и достигают очень высокой производительности труда в таких профессиях, как радист, телеграфист и т. п.

    При определении профессиональной пригодности школьника следует учитывать силу и подвижность нервных процессов, а также особенности функционирования его органов чувств; требования, предъявляемые той или иной профессией к основным функциональным системам организма подростка.

    В современной производственной сфере встречаются профес­сии, предъявляющие высокие требования более чем к 10 фун­кциям (профессии угледобычи), и напротив, можно выделить профессии, для которых профессиональное значение имеют не более 2-3 функций (электромонтажник по освещению, меха­низатор-мелиоратор). Одни профессии наибольшие требования предъявляют к двигательной и сенсорной сферам (например, каменщик), другие - к свойствам высшей нервной деятель­ности (например, оператор энергоустановки) и т.д.

    В соответствии с психофизиологической сущностью профессионально значимые функции и качества могут быть разделены на 6 сфер (групп):

    • 1. Двигательные (моторные) - мышечная сила, выносли­вость, показатели координационных свойств;
    • 2. Сенсорные - анализаторные функции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость);
    • 3. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов);
    • 4. Аттенционно-мнемические (свойства внимания и памяти);
    • 5. Интеллектуальные (уровень развития интеллекта, мыш­ления);
    • 6. Характерологические особенности личности (выражен­ность экстраверсии, нейротизма, ригидности и др.).

    Психофизиологическая классификация профессий базируется на количестве ключевых профессиональнозначимых функций (КПЗФ) и их сфер:

    • I-я группа профессий - наличие более 9-ти (10 и более) функций в более 3-х (от 4 до 6) сферах КПЗФ;
    • II-я группа профессий - наличие от 5 до 9 функций в 3-х сферах КПЗФ;
    • III-я группа профессий - наличие менее 5-ти (4 и менее) функций в 1-2 сферах КПЗФ.

    Анализ особенности той или иной профессии и набор профессионально значимых для них функций позволяют подойти к группировке профессий по принципу требований, предъявляе­мых к психофизиологическим особенностям работника.

    Классификация отражает количественные характеристики комплекса функций и качеств, профессионально значимых для профессий, а также качественную характеристику указанного комплекса, т. е. представленность в последнем каждой из 6 сфер.

    К первой группе относятся следующие профессии: машинист бульдозера строительный, машинист углевыемочного комбайна, опера­тор подземного ремонта скважин. Профессии этой груп­пы предъявляют наиболее высокие требования к психофизиологическим качествам работника в четырех и более сферах. В этих случаях необходим профессиональный отбор.

    Ко второй группе отнесены такие профессии, как монтажники-строители, водители автотранспортных средств, горномонтажники и монтажники-выстники. В основном эти профессии затрагивают не менее трех сфер КПЗФ, а часть из них предъявляет требования как к свойствам высшей нервной деятельности, памя­ти и внимания, так и к сенсорике и моторике. Несмотря на то, что суммарный уровень требований этих профес­сий к организму ниже, чем в первой группе, он все же доста­точно высок. При их выборе также желательна психофи­зиологическая профессиональная консультация.

    Третья группа, как правило, включает современные мас­совые профессии. Нередко в этой группе профессий ком­плекс профессионально значимых функций представлен 1-2 функциями в 1-2 сферах КПЗФ. Необходимость про­фессиональной консультации при выборе этих профессий не столь значительна.

    Схема описания профессий позволяет группировать их по принципу требований, предъявляемых к различным свойствам организма работников, что имеет существенное значение для практической деятельности медицинских работников различных служб.

    Предпосылкой проведения психофизиологической профес­сиональной консультации является возможность оценки у каж­дого подростка уровня развития КПЗФ. Для этого разработа­ны соответствующие нормативы развития этих функций и ка­честв, оценочные шкалы.

    Под влиянием совокупности условий обучения в колледжах существенное развитие большинства КПЗФ происходит, как правило, даже для наиболее массовых профессий, например токаря-универсала, лишь в конце срока профессиональной подготовки. Гигиенистами и физиологами установлена возмож­ность активного формирования профессиональной пригодности к массовым рабочим профессиям. При этом выявляются учащиеся с недостаточно высоким уровнем развития ключевых профессионально значимых физиологических функций и с ними проводятся тренировки этих функций с помощью специальных приборов, тренажеров, имитаторов. Тренировки способствуют более эффективному формированию функциональной системы трудовой деятельности подростка: тренируемые функции дос­тигают среднего или выше среднего уровня развития, повы­шается уровень работоспособности, облегчаются наиболее труд­ные периоды вхождение в работу и конец рабочего дня. Тренировки профессионально значимых функций с помощью приборов через полгода от начала обучения повышают уровень ключевых функций у тренировавшихся до уровня их развития у учащихся 3-го года обучения по обычной методике.

    Однако овладение профессиональными навыками это лишь первый этап приспособления к профессии. В этом случае, если он закончился успешно, наступает второй этап - адаптация ко всему комплексу производственных условий и закрепление в профессии. Существенное значение в приспособлении к про­фессиональной деятельности имеют такие особенности орга­низма и личности, как вегетативная устойчивость и способ­ность к социальной адаптации.

    Под социальной адаптированностью понимается приспособ­ляемость к широкому комплексу связей на производстве, в семье, детском коллективе, на улице и т. д., под вегетатив­ной устойчивостью - способность организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные средовые воздействия.

    Установлено, что в среднем лишь около 10-15% подростков способны полнос­тью адаптироваться и не имеют ограничения в выборе профес­сий. Около 10% подростков имеют выраженную социальную дезадаптацию, примерно 20% - выраженную вегетативную лабильность, а примерно 5% подростков входят в группу с полной дезадаптацией. Таким образом, выходит так, что каждый третий школьник тре­бует индивидуального подхода при обучении, воспитании и выборе будущей профессии.

    Школьники с выраженной социальной дезадаптацией нуж­даются в постоянном внимании педагога-психолога, подрост­ки с выраженной вегетативной неустойчивостью - в консультации врача, а школьники с полной дезадаптацией - в кор­рекции со стороны обоих специалистов. Сопоставление профес­сиональных намерений школьников с особенностями их пси­хоэмоционального статуса и способностью адаптироваться позволяет давать дифференцированные рекомендации о предпочти­тельном характере будущей работы. Так, для подростков с социальной дезадаптацией не подходят профессии,типа «человек-человек», а с вегетативной неустойчивостью нежелатель­ны профессии, связанные с нервно-эмоциональным напряжением, выраженными статическими нагрузками, работой на высоте и т. д.

    Школьники нуждаются в помощи медицинских работников при выборе профессии, так как они склонны переоценивать свои силы и возможности и не знакомы в требованиями, которые различные профессии предъявляют к организму. Эту помощь им призваны оказать педиатры школ, врачи различных специаль­ностей поликлиник, а также врач по гигиене детей и подростков санитарно-эпидемиологической службы.

    Особое внимание врачам лечебного профиля и специалистам профилактической медицины следует уделять влиянию профессионально-производственных факторов, вызывающих неблагоприятные реакции ведущих физиологических систем организма подростков и приводящих к срыву адаптационных механизмов. При этом важно формировать у учащихся школ адекватную профессиональную направленность с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей организма.

    Основные задачи санитарного врача по контролю за организацией и осуществлением профессиональной ориентации:

    • 1. Составление санитарной характеристики профессий, по которым осуществляется подготовка школьников и учащихся колледжей, с целью прогнозирования влияния производственных условий и трудового процесса на растущий организм;
    • 2. Контроль за соблюдением законодательства по охране труда при решении вопросов профессиональной ориентации подростков;
    • 3. Контроль за полнотой и своевременностью проведения врачебной профессиональной консультации в общеобразова­тельных школах и других учебных заведениях;
    • 4. Просветительная работа среди школьников, родителей и педагогов по медицинским аспектам профессиональной ори­ентации.

    Одним из важных инструментов проведения медико-физиологической профессиональной ориентации являются деталь­ные профессиограммы, отражающие весь комплекс требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к организму человека.

    Профессиограмма для проведения медико-физиоло­гической профессиональной консультации включает следующие разделы:

    • 1. Санитарно-гигиенические условия - «вредность труда»;
    • 2. Тяжесть труда;
    • 3. Напряженность труда;
    • 4. Профес­сионально значимые функции и качества.

    «Вредность» профессии характеризуется следующими факто­рами:

    • Температурой воздуха
    • Влажностью
    • Излучением
    • Осве­щенностью
    • Наличием шума
    • Вибрации, токсичных веществ, пыли
    • Биологическими факторами

    Блок профессиограммы «тяжесть» труда состоит из следующих элементов:

    • 1. Переносимый груз в килограммах;
    • 2. Расстояние переноски груза в метрах;
    • 3. Перемещения (ходьба) за смену в километрах;
    • 5. Рабочая поза.

    Блок «нервная напряженность» труда включает следующие элементы

    • 1. Сменность;
    • 2. Продолжительность смены;
    • 3. Чис­ло объектов одновременного наблюдения;
    • 4. Длительность со­средоточенного наблюдения;
    • 5. Характер деятельности;
    • 6. Темп работы;
    • 7. Размер объекта труда;
    • 8. Монотонность.

    Для быстрой ориентации при проведении профессиональ­ной консультации может использоваться примерная группиров­ка профессий, отражающая специфику и степень требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к состоянию здоровья и функциональным способностям работающего.

    Стандартами Международной организации труда (МОТ) минимальный возраст для приема на работу определен 15 годами. Международные стандарты позволяют выполнять «легкую рабо­ту» детям в возрасте от 13 до 15 лет. При этом легкой счита­ется работа, не вредная для здоровья и развития ребенка, не препятствующая посещению им школы, участию в профессиональ­ной ориентации и программах подготовки, одобренных компетен­тными органами.

    Среди профессий добывающих и перерабатывающих отрас­лей (угольная, горнорудная, нефтяная, химическая, металлур­гическая) около 90% составляют профессии с тяжелыми и вредными условиями труда, запрещенные для использования труда подростков.

    Среди профессий, относящихся к транспорту и связи, около 85% запрещены для использования труда подростков из-за высо­кой степени ответственности, особенно для профессии води­теля.

    В энергетике, электрическом и электронном производствах, строительстве, металлообработке 55-60% основных профессий, по которым ведется профессиональная подготовка в колледжах относятся к профессиям с тяжелыми и вредными условиями труда. По санитарным характеристикам еще около 20% про­фессий строительной индустрии могут быть отнесены по условиям труда к числу тех, где применение труда подростков нежелательно, а про­фессиональное обучение требует строгой регламентации. В об­ласти энергетики, электротехнического и электронного про­изводства число таких профессий составляет около 10%.

    В легкой промышленности и полиграфии 25% профессий входят в список запрещенных для применения труда несовершеннолетних, а для 5% имеются определенные ограничения.

    В жилищно-коммунальном хозяйстве и учреждениях куль­турно-бытового обслуживания около 20% профессий связаны с тяже­лыми и вредными условиями труда, по остальным професси­ям возможно использование труда подростков, в том числе и с отклонениями в состоянии здоровья.

    В настоящее время разрабатываются регламенты, запреща­ющие не только труд, но и профессиональное обучение под­ростков по отдельным группам профессий. К таким профессиям, прежде всего, относятся те, при которых возмо­жен контакт с химическими веществами 1-го и 2-го классов опасности, лазерами, виброинструментами, ионизирующим из­лучением, связанными с выполнением работ на высоте, со взрывоопасными и легковос­пламеняющимися веществами, в барокамерах, перемещением грузов выше норм, установленных для под­ростков, в условиях риска, дефицита времени и способных оказывать отрицательное влияние на мораль­ное состояние (работы на бойнях, в моргах, крематориях).

    Для строгой регламентации условий труда подростков должны разрабатываться соответствующие нормативно-правовые докумен­ты. Как правило эти до­кументы должны предусматривать и эффективные механизмы контроля за соблю­дением безопасных условий труда и ответственность работода­телей.

    Проблемы трудоустройства и охраны здоровья подростков, как работающих, так и получающих профессиональное образование, требуют всестороннего внимания. Среди неблагоприятных факторов, осложняющих профессиональное обучение и трудовую деятельность подростков, необходимо выделить те, которые связаны с применением в производстве устаревшего техноло­гического оборудования и снижением затрат на охрану труда, повышающими риск аварийности и травматизма.

    Первичная врачебная профессиональная консультация должна проводиться в 5-м классе для детей, имеющих необратимые дефекты развития и отклонения в состоянии здоровья (эпилепсия, по­следствия полиомиелита, одноглазие и др.). О результатах ос­мотра, как правило, сообщают родителям и дают рекоменда­ции. Тем самым предупреждается нанесение детям психичес­кой травмы, а в более позднем возрасте облегчается выбор профессии, соответствующей состоянию здоровья.

    Для всех учащихся врачебная профессиональная консульта­ция должна проводиться в 7-10-х классах и предваряет выбор ими профиля трудового обучения в межшкольном учебно-производ­ственном комбинате, а также окончательный выбор будущей профессии или специальности перед окончанием школы. Вра­чебная профессиональная консультация школьникам дается не только по результатам оценки состояния здоровья, но и психофизиологическим свойствам их организма.

    С 12-ти лет должна проводиться индивидуальная диагностика развития профессионально значимых функций и качеств школьников. На основе ее результатов для каждого школьника определяются функции, требующие тренировки, и подбираются методы их активного формирования в процессе трудового и физического воспитания, а также разрабатываются индивидуальные мето­ды тренировки. Более предпочтительны для улучшения многих функциональных возможностей детей игровые виды спорта. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее вли­яние на организм подростков, в том числе и на трудовые профессионально значимые функции и качества.

    Более активное развитие вышеуказанных функций и качеств наблюдается у учащихся, занимающихся физическими упражнениями профессионально-прикладной направленности и учащихся-спортсменов. Целенаправленная тренировка отстающих в развитии профессионально значимых функций и качеств спо­собствует их активному развитию и совершенствованию, а следовательно, формированию профессиональной пригоднос­ти. На первых этапах трудового обучения она расширяет двигательные и функциональные возможности организма школь­ников, на базе которых в последующем успешно осваиваются трудовые, а затем и профессиональные навыки. У подростков колледжей, занимающихся физическими упражнениями профессионально-прикладной направленности, отмечается более актив­ное развитие профессионально значимых функций и качеств, чем у школьников этого же возраста.

    Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специализированный педагогический процесс, обес­печивающий развитие и совершенствование двигательных на­выков и функций в соответствии с требованиями той или иной профессии.

    Как правило, ППФП оказывает выраженное благоприятное влияние на состояние здоровья, повышает неспецифическую резистентность и адаптационные ресурсы подростков. Эффек­тивность ППФП увеличивается на фоне высокого уровня су­точной двигательной активности, применения тренажеров и не­традиционных форм физического воспитания (психофизичес­кая тренировка, тренировка зрительного анализатора). Выде­ляют предшествующую ППФП, которая осуществляется в 8-9-х классах, и сопутствующую - в 10-11-х классах. Преиму­щество остается за сочетанным вариантом использования ППФП.

    При сочетанном использовании ППФП наиболее быстро развиваются мышечно-суставная чувствительность и реакция на движущийся объект. В связи с этим на первых этапах необхо­димо уделять внимание ключевым профессионально значимым функциям, обладающим наибольшей устойчивостью к воздействию ППФП - координации движе­ний и скорости зрительно-моторной реакции, а в последующем - более податливым для тренировок функциям. В более старшем возрасте основным средством активного формирования профессиональ­но значимых функций являются специальные физические уп­ражнения, которые по форме и характеру наиболее адекватны движениям при профессиональной деятельности квалифици­рованных рабочих.

    У учащихся-спорстменов также отмечается совершенствова­ние профессионально значимых функций и качеств. При со­впадении функциональной направленности вида спорта с тре­бованиями трудовой и профессиональной подготовки наблю­дается более активное развитие профессионально значимых функций и качеств. Установлено, что уровень физиологичес­ких функций, обеспечивающих прочное овладение професси­ей сборщицы мелких деталей, у спортсменок значительно выше, чем у девушек, имеющих общую физическую подготовку. Особенно высоким он оказывается у спортсменок, занимаю­щихся спортивными играми. Доказано, что гимнастика явля­ется главным видом спорта для монтажников-высотников, профессия которых требует большой ловкости, силы, бесстра­шия. Регулярные занятия спортивной гимнастикой и акробати­кой позволяют быстрее привыкнуть к работе на вы­соте.

    После использования всего комплекса воспитания, направ­ленного на развитие профессионально значимых функций, в 15 лет должна проводиться уточняющая профконсультация: психодиагностика и профессионально-консультационная беседа по выбору профиля профессионального обучения, типов дея­тельности и профессий с учетом психофизиологических осо­бенностей и профессиональных склонностей.

    Целевой медицинский осмотр проводит педиатр или под­ростковый врач-терапевт с участием узких специалистов. Они опре­деляют профессиональную пригодность подростка по медицин­ским показаниям к профессии, т. е. соответствие состояния здоровья и анатомо-физиологических особенностей организма требованиям, которые будут предъявляться к нему во время обучения профессии и работы. Большая распространенность хро­нических соматических заболеваний и нервно-психических расстройств у школьников в значительной степени повышает требования к врачебно-профессиональной консультации. По­вышение эффективности массовых профилактических осмот­ров возможно с помощью современных диагностических тех­нологий, в том числе и методов экспресс-диагностики, а также при использова­нии автоматизированного сбора и анализа анамнестических данных. Современные компьютерные системы позволяют выя­вить широкий круг нозологических и донозологических состо­яний. Эти результаты в значительной степени определяют дальнейшую послескрининговую методику обследования, «нацели­вают» врачей различного профиля на необходимость дальнейшего углубленного обследова­ния.

    Применение различных психолого-диагностических тестов (например СМИЛ - сокращенный вариант многофакторного американского опросника ММРI) в автоматизированном режиме по­зволяет выявить возможности учащегося строить свое поведе­ние в соответствии с требованиями педагогического процесса и освоения профессии.

    Физиологическое состояние можно изучать по результатам автоматизированного анализа параметров ритмограммы, по­казателей функционального состояния ЦНС, различных ана­лизаторов. Автоматизированные системы позволяют суще­ственно повысить эффективность профилактических осмот­ров и качество врачебной профессиональной консультации.

    Обязательным условием проведения непрерывной профес­сиональной ориентационной работы является согласованность действий семьи, специалистов и работников дошкольного образовательного учреждения, школы, колледжа и предприятий. В настоящее время существенно возрастает роль профессиональной ориентации в школе. В начальной школе она должна быть на­правлена на ознакомление с миром профессий, в средней школе - с началом реализации профессиональных планов, связанных с конкретной сферой трудовой деятельности, форми­рованием трудовых знаний, умений и навыков в этой сфере, формированием и развитием профессионально важных качеств личности. При этом следует учитывать, что с учетом результатов медицинской профессиональной консуль­тации право выбора жизненного пути остается за школьником.

    Подростки представляют собой ближайший трудовой резерв общества, это особенно справедливо в отношении возрастной группы 16-20 лет. Именно в этом возрасте, как правило, происходит осмысленный выбор профессии и овладение ею. Внимание медиков должно быть направлено не только на охрану здоровья, но и на определение возможностей учащегося заниматься освоением избранной специальности и в дальнейшем работать в ней без вреда для своего здоровья. При выборе профессии подростки нередко не считаются с психологическими, психофизиологическими и соматическими возможностями своего организма. Большинство из них даже при наличии хронических заболеваний считают себя полноценно работоспособными в любой отрасли деятельности. Не задумываются об этом и их родители.

    Профессиональные интересы обычно формируются в школьные годы. Источники информированности о профессии разнообразны: пример родителей, родственников и знакомых; интересы сверстников, средства массовой информации, литература, посещение предприятий и учреждений. Тем не менее, к окончанию школы стойко определяет интересы менее половины подростков. Учащиеся средней школы, как правило, не информированы в должной мере о состоянии своего здоровья и не связывают его уровень с возможностями выбора профессии.

    Между тем, состояние здоровья подростка - решающий фактор при решении вопросов его профессионального обучения и рационального трудоустройства. В интересах общества необходимо, чтобы избранная профессия соответствовала возможностям здоровья подростка. Иначе, затратив время и силы на освоение избранной специальности, молодой человек не сможет вообще эффективно работать в ней, а обществу будет нанесен как материальный, так и кадровый ущерб. Из этого вытекает важность и обязательность своевременного проведения квалифицированной врачебной профессиональной консультации. Грамотная профконсультация позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие производственных условий на здоровье учащегося.

    Проблема профессиональной ориентации включает:

    Изучение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;

    Исследование особенностей профессии с точки зрения требований, предъявляемых ею к определенным качествам человека;

    Определение физиологических, психологических и других качеств личности для оптимального выбора профессии;

    Оценку состояния здоровья индивидуума с позиций соответствия его избранной или рекомендуемой профессии.

    Исключительная важность работы в первых двух направлениях для благополучия цивилизованного государства не вызывает сомнений. Однако в данной главе рассмотрены лишь физиологическое и медицинское направления. Первое из них - физиологическое, или медико-биологическое, разрабатывает критерии профессионального отбора, в основном, здоровых подростков. Второе, медицинское - изучает состояние здоровья подростков, разрабатывает критерии рационального трудоустройства подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

    Именно эти направления имели в виду Г. Н.Сердюковская и Л. М.Сухарева, когда предложили следующее определение:

    Профессиональная ориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии с учетом его желания, состояния здоровья и индивидуальных типологических особенностей личности, а также с учетом потребностей общества. Она включает в себя большой спектр проблем, среди которых наиболее важны:

    1) изучение особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, обеспечивающим успех в освоении этих профессий;

    2) изучение психофизиологических и других качеств личности и выявление оптимального соответствия индивидуально-типологических особенностей людей определенным видам труда;

    3) изучение состояния здоровья подростка для обеспечения его соответствия избираемой профессии с целью сохранения и укрепления здоровья в процессе трудовой деятельности.

    Решение этих проблем составляет цель врачебной, или медико-физиологической профессиональной консультации в научном и в практическом плане.

    Успешное освоение конкретной профессии требует наличия определенных психофизиологических качеств личности обучаемого. Физиологи (Карцев И. Д. и др.) разработали критерии профессиональной пригодности и, особенно, непригодности подростков к обучению большому числу профессий.

    Разработка и обоснование медико-физиологических критериев профессиональной пригодности подростков к различным профессиям является одной из актуальных проблем гигиены профессионального технического обучения.

    Системный подход в этой работе заключается в умелом сочетании разных аспектов профотбора: образовательного, медицинского, психофизиологического, социально-психологического. При этом важно учитывать показатели, характеризующие индивидуальные особенности подростка:

    Функциональное состояние систем организма;

    Физическое развитие психологических функций и качеств;

    Психологические, личностные особенности.

    Следует также принимать во внимание факторы и условия, влияющие на профессиональное обучение и профессиональную устойчивость подростка. К ним относятся:

    Структура профессиональной деятельности;

    Санитарно-гигиеническая характеристика профессии;

    Требования к здоровью, предъявляемые данной профессией.

    Задачами врачебной профессиональной консультации являются:

    Выбор профессии, максимально соответствующей состоянию здоровья подростка;

    Проведение исследований для научного обоснования профессиональной консультации;

    Оптимальный выбор профессии для больных подростков.

    Проведение такой консультации целесообразно в восьмом классе школы или в ином среднем учебном заведении. Для тех, кто покинет школу по окончании восьмилетки, такие рекомендации особенно актуальны, а для тех, кто продолжит учебу, профзаключение даст больше времени для осознанного выбора профессии, не противопоказанной по состоянию здоровья. Врачебные рекомендации получает подросток, но они должны быть известны его родителям и классному руководителю.

    В последнем десятилетии XX в перед профориентационной работой возникли новые, ранее не существовавшие проблемы:

    Раннее оставление учебы в школе, что прекращает диспансерное наблюдение за подростком и снижает информированность о реальном состоянии его здоровья;

    Ухудшение экономического положения семьи, что может заставлять подростка заниматься любой работой, независимо от возможности ее неблагоприятного воздействия на организм;

    Свертывание в стране ряда практических и научных учреждений, занимающихся вопросами профориентации и врачебной профессиональной консультации.

    В ограничениях при выборе профессии нуждаются подростки, не только страдающие хроническими заболеваниями, но и имеющие определенные функциональные нарушения. Дело в том, что некоторые виды профессий предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию органов и систем, а работа может способствовать переходу функциональных расстройств в органические заболевания. Основной принцип врачебной профессиональной консультации - подбор «такого вида деятельности, который бы не только не усугублял отклонений в состоянии здоровья, но и способствовал их коррекции».

    Почти 88% всех подростков имеют существенные отклонения в состоянии здоровья и заболевания, требующие квалифицированной врачебной профессиональной консультации. В силу этого они не свободны в выборе профессии.

    Еще в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г., было отмечено, что ребенку и подростку должны быть «предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в социальном отношении здоровым и нормальным путем, пользоваться благами социального обеспечения, включая надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, получать образование и быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Декларация предусматривает, что «ребенка нельзя принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию».

    Согласно международным стандартам МОТ, минимальный возраст для приема на работу - 15 лет. Для возрастной группы 15-18 лет существуют специальные стандарты (требования). В некоторых странах они распространяются на возраст до 21 года.

    Соматическое, психологическое и социальное развитие подростка сопровождается прогрессивным получением опыта, который, в сочетании с психическим и физическим развитием способствует повышению доверия к старшим, более трезвой самооценке и ведет к повзрослению. Ключ к взрослению - возможность выбора. Подросток встречается со многими возможностями выбора, реализация оптимальных возможностей способствует его взрослению, тогда как неблагоприятный выбор может затормозить развитие организма.

    Детский и подростковый труд представляет собой социально-экономическую проблему. Международные стандарты о труде позволяют подросткам в возрасте 13-15 лет выполнять лишь «легкую работу». Под этим термином понимают работу, которая:

    А) не вредна для здоровья и развития ребенка;

    Б) не препятствует посещению, школы, участию в профессиональной ориентации и программах подготовки, одобренных специалистами, и возможности применить полученное профессиональное образование.

    Эти же документы определяют три ситуации, при которых не требуется законодательно устанавливать минимальный возраст:

    1) участие детей в общественных мероприятиях;

    2) занятость в семейном производстве, при условии, что эта работа не вредна, не опасна и не наносит ущерба;

    3) посещение школы профессионального и технического обучения.

    Важно предвидеть, как работа скажется на психическом, и соматическом и нравственном развитии, на учебе, жизни и отношениях в семье, наконец, на здоровье подростка, а в дальнейшем и молодого человека. Следует помнить, что работа ограничивает подростка в отдыхе, прогулках, играх, общении со сверстниками и учебе в наиболее критический период его жизни. Неизбежны проблемы и с медицинской помощью работающим подросткам - врачи относятся к ним либо как к детям, либо как к взрослым, тогда как они ни те и ни другие.

    Для разработки современных требований к оптимальному выбору профессии привлечены многие научные специальности, в том числе антропометрия, биомеханика, физиология труда, гигиена окружающей среды, психология умственной деятельности, психология труда, экология, токсикология и др.

    IV. Создание благоприятных условий внешней среды во время занятий.

    Эффективность физических занятий зависит во многом от соблюдения гигиенических условий. Запрещается проводить физкультурные занятия в под­вальных и проходных помещениях, коридорах. В каждой школе должен быть физкультурный зал, от­вечающий следующим требованиям:

    1. Площадь физкультурного зала определяется из расчета 4 м 2 на одного учащегося при высоте 5-6 м.

    2. t° воздуха должна поддерживаться на уровне 14-15° С.

    3. Необходим трехкратный обмен воздуха в час, что должно обеспечиваться приточно-вытяжной вен-тилляцией (при подаче 80 мУч на одного учащегося) или сквозным проветриванием (фрамуги, форточки).

    4. Достаточный уровень освещенности (СК 1:4-1:5), уровень искусственной освещенности - 150-200 лк.

    5. Окна, светильники, отопительные приборы должны быть закрыты съемными сетками.

    6. Полы деревянные, стены ровные, без выступов, на высоту до 2 метров покрыты масляной краской.

    7. Необходимые вспомогательные помещения:

    2 раздевалки (для мальчиков и девочек) с душевыми и туалетными комнатами, снарядная, комната препо­давателя.

    8. Спортинвентарь должен соответствовать техни­ческим условиям, не иметь зазубрин и других повреж­дений, которые могут вызвать травмы.

    9. В спортивном зале должен находиться только тот инвентарь, который необходим на данном заня­тии. :

    10. Влажная уборка зала должна проводиться 2-3 раза в день - до начала занятий, между сменами, по окончании занятий.

    11. Генеральная уборка зала - 1 раз в неделю с горячей водой.

    12. Особого ухода требуют маты. Хранить их сле­дует в висячем положении. Стирка чехлов должна проводиться 1 раз в неделю. Кроме того, применяет­ся выколачивание, чистка пылесосом.

    Выбор профессии - важная жизненная пробле­ма для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних - на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других - на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художествен­ной литературы, теле- и радиопередач.

    Однако у многих подростков к концу школьного обучения не вырабатывается устойчивый интерес к какой-либо области знаний или роду занятий, в силу чего они не могут самостоятельно выбрать направле­ние профессиональной деятельности. Так, социологи­ческие исследования, проведенные среди школьников Москвы и Московской области в 80-е годы, показали, что лишь 20% выпускников имели четкие представле­ния о будущей профессии, около 50% учащихся во­обще не сделали выбора, остальные 30% при наличии определенных желаний не знали, где их можно реали­зовать, судили о предполагаемом виде деятельности по случайным советам и рекомендациям.



    Это весьма распространенное явление. Не удиви­тельно, что в дальнейшем в процессе освоения про­фессии, обучения в ПТУ, средних специальных и выс­ших учебных заведениях или на производстве под­ростки, встречаясь с трудностями, разочаровывают­ся в своем выборе, что наносит моральный ущерб, вызывая неудовлетворенность, желание переменить работу, и приносит немалые потери обществу.

    Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:

    1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профес­сии и тех требований, которые она предъявляет к ор­ганизму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя пол­ноценными и работоспособными в любой отрас­ли деятельности.

    2. Увлечение "модными" и престижными профес­сиями без учета физических возможностей и потреб­ностей производства в данных специалистах.

    3. Слепое подражание друзьям: "подруга пошла и я с ней" - частая мотивация при выборе профессии у школьников.

    Для того, чтобы привести в соответствие стремле­ния подростков и их индивидуальные качества, необ­ходима специальная подготовка учащихся к созна­тельному выбору профессии. Эта система мероприя­тий носит название профессиональной ориентации.

    Профориентация - научно обоснованная сис­тема мер, направленных на то, чтобы помочь учащим­ся выбрать профессию с учетом их интересов, склон­ностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.

    В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные за­ведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиоло­ги, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспек­та профориентации:

    1. Психологический - подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.

    2. Медицинский - включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых де­фектов и аномалий развития, а при наличии хрони­ческих заболеваний - степени компенсации.

    3. Социально-экономический - учет потребнос­тей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалифи­кации.

    Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечени­ем родителей. Цель ее - выявление и развитие спо­собностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учеб­ных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профори­ентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за раз­витием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет воз­можность выяснить интересы и способности школь­ников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет пос­ледним о трудоустройстве детей, имеющих отклоне­ния в состоянии здоровья (в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболева­ний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефрак­ции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический неф­рит, выраженный сколиоз, остаточные явления родо­вой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специ­альности,"показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его.

    Здесь самое время дать определение понятия "врачебно-профессиональная консультация" (ВПК).

    Основная задача ВПК - подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятель­ности, который бы не только не усугублял имеющих­ся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому разви­тию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с со­стоянием его здоровья и функциональными возмож­ностями.

    ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отноше­нии всех учащихся. С этой целью проводится углуб­ленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет - врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за уча­щимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отноше­нии выбора профессии. По результатам этого осмот­ра и с учетом данных динамического наблюдения вра­ча-педиатра, содержащихся в медицинской докумен­тации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на рабо­ту или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специаль­ное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.

    Многочисленные работы, проводимые в послед­ние годы в Москве и Московской области, а также в Ленинграде по оценке врачебно-профессиональной консультации в школе, показали, что приблизитель­но каждый второй подросток имеет ограничения для некоторых видов труда. Поэтому весьма важно про­ведение 2-го этапа профориентации -профессио­нального отбора, т.е. определения пригодности под­ростка по состоянию здоровья к данной профессии, а также оценка функциональных возможностей и адаптивных способностей его организма. Эту работу проводят медицинские работники ПТУ, техникумов, вузов и др., выбирая из среды кандидатов на опреде­ленные виды труда тех, которые по своему здоровью и индивидуальным качествам к этой работе более при­годны. Специфика медицинского освидетельствова­ния заключается в выявлении функциональных воз­можностей и компенсаторных реакций тех систем и органов, на которые ожидается преимущественное воздействие производственных факторов.

    Несколько слов следует сказать об особенностях морфологии и физиологии подросткового периода, так как они в значительной степени определяют осо­бенности течения патологических процессов, а также специфику реакции подростков в процессе трудовой деятельности и адаптации к труду и должны.учиты­ваться в практике ВПК.

    Подростково-юношеский возраст (от 13 до 18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических и психологических особенностей, отличающих его от других периодов жизни. В морфофункциональном отношении этот период отличается бурным ростом всех органов и систем и главным образом энергич­ной перестройкой нейрогуморальных и нейро-регу-ляторных соотношений. Вследствие этих изменений у подростков могут иметь место:

    1) выраженное повышение всех вегетативных ре­акций, неадекватность реакций характеру и силе воз­действия - максимальный ответ даже на небольшие раздражители;

    2) значительное повышение обмена веществ и энергетических трат, что, наряду с усиленно протека­ющими пластическими процессами, создает условия для снижения сопротивляемости к воздействию не­благоприятных факторов.

    При профессиональном обучении подростки мо­гут контактировать почти со всеми физическими фак­торами внешней среды (кроме проникающей радиа­ции) и со многими химическими агентами. Доказано, что степень неблагоприятного влияния профессио­нальных факторов на организм подростков опреде­ляется не только длительностью контакта, но и ком­плексом условий (интенсивность воздействия и реак­тивность организма).

    Для врача, работающего с подростками, совер­шенно недостаточно знания только возрастных осо­бенностей, клиники и терапии тех или иных отклоне­ний в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патоло­гического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об осо­бенностях профессий, о характере воздействия фак­торов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функци­ональному состоянию организма и отдельным орга­нам и системам. Знания в области гигиены труда не­обходимы для подбора подростку такой специальнос­ти, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-про-мышленными врачами и инженером по технике без­опасности на каждую профессию должны быть со­ставленысанитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие про­фессии на современном уровне развития производ­ства.

    Санитарная характеристика позволяет врачу про­гнозировать влияние производственных условий и характера трудового процесса на организм подрост­ка. Санитарная характеристика составляется по оп­ределенной схеме с обязательным описанием после­довательности рабочего процесса и отдельных опе­раций, применяемых материалов, оборудования и ин­струментария, рабочей позы (стоя, сидя, вынужден­ная). Кроме того, отмечаются сведения о наличии по­вышенных требований к отдельным анализаторам (слух, зрение, обоняние и т.д.), центральной нервной системе (внимание, координация движений, память и др.), а также о возможности воздействия производ­ственных вредностей (пыль, шум, вибрация, химичес­кие вещества, неблагоприятные метеорологические условия).

    Все профессии по санитарным характеристикам можно разделить условно на 4 группы:

    К 1-й группе относятся профессии, где отсутству­ют тяжелые условия труда и неблагоприятные произ­водственные факторы. Это профессии сферы обслу­живания, конторско-канцелярские работы, часовое производство, предприятия приборостроения и др. Школьники с отклонениями в состоянии здоровья, а также отклонениями в физическом и психическом развитии могут выбрать одну из многих профессий, включенных в данную группу.

    2 группа объединяет профессии, связанные с вре­менным воздействием неблагоприятных производст­венных факторов. Например, работа повара сопря­жена с временным действием высокой температуры (23-38° С) и высокой относительной влажности. У под­ростка во время работы у плиты наблюдается обиль­ное потоотделение, повышение температуры тела и учащение пульса до 140 уд./мин. Следовательно, дис­комфортный микроклимат в производственном поме­щении время от времени предъявляет повышенные требования к органам дыхания и сердечно-сосудистой системе. Исходя из этого, профессия повара не мо­жет быть рекомендована подросткам, страдающим заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

    В 3 группу включены профессии, связанные с по­стоянным воздействием комплекса различных небла­гоприятных факторов. Например, в работе ткача встречаются: действие повышенной температуры, за­пыленность; интенсивный шум (факторы риска для лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания), а также вынужденная поза (ра­бота стоя), противопоказанная лицам с нарушениями осанки и плоскостопием. Таким образом, школьникам с заболеваниями сердца, легких, слуха и опорно-двигательного аппарата данная профессия противо­показана.

    4 группа объединяет около 3000 профессий и ра­бот с тяжелыми и вредными условиями труда. Работа на этих предприятиях разрешена лишь с 18 лет. По указанным профессиям разрешено прохождение про­изводственной практики (производственное обуче­ние) лицам, обучающимся в ПТУ, учащимся старших классов общеобразовательных школ. Длительность пребывания - не более 4 часов в день при условии строгого соблюдения в этих производствах и на ра­бочих местах санитарно-гигиенических норм.