Вопрос 38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели
оказанияпрофориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности,выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Медицинский работник:
используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Выбор профессии - важная жизненная проблема для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних - на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других - на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художественной литературы, теле- и радиопередач.
Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:
1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профессии и тех требований, которые она предъявляет к организму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя полноценными и работоспособными в любой отрасли деятельности.
2. Увлечение "модными" и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребностей производства в данных специалистах.
3. Слепое подражание друзьям: "подруга пошла и я с ней" - частая мотивация при выборе профессии у школьников.
Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходима специальная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта система мероприятий носит название профессиональной ориентации.
Профориентация - научно обоснованная система мер, направленных на то, чтобы помочь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.
В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные заведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспекта профориентации:
1. Психологический - подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.
2. Медицинский - включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых дефектов и аномалий развития, а при наличии хронических заболеваний - степени компенсации.
3. Социально-экономический - учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.
Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечением родителей. Цель ее - выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учебных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профориентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за развитием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет возможность выяснить интересы и способности школьников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет последним о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболеваний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический нефрит, выраженный сколиоз, остаточные явления родовой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специальности,"показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его. Здесь самое время дать определение понятия "врачебно-профессиональная консультация" (ВПК). Основная задача ВПК - подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятельности, который бы не только не усугублял имеющихся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому развитию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с состоянием его здоровья и функциональными возможностями. ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отношении всех учащихся. С этой целью проводится углубленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет - врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за учащимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения врача-педиатра, содержащихся в медицинской документации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на работу или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.
Для врача, работающего с подростками, совершенно недостаточно знания только возрастных особенностей, клиники и терапии тех или иных отклонений в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патологического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об особенностях профессий, о характере воздействия факторов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам. Знания в области гигиены труда необходимы для подбора подростку такой специальности, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-промышленными врачами и инженером по технике безопасности на каждую профессию должны быть составлены санитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие профессии на современном уровне развития производства.
Решение вопросов профессиональной ориентации ставит перед гигиенистами, врачами, педагогами и психологами задачу поиска реальных путей для возможно более ранней и эффективной системы определения профессиональной направленности молодежи.
Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные и юношеские годы. В подростковом возрасте расширяется круг интересов и склонностей, появляется стремление к участию в труде. Необходимость и возможность ранней профориентации не вызывает сомнений в плане профессионального просвещения, развития профессионального самосознания, формирования личностных качеств, необходимых для сознательной трудовой деятельности, так как 14-15 лет - возраст интенсивного формирования интегративных качеств личности, осознания собственного «я», зарождения осмысленных жизненных планов, резких смен интересов, привязанностей и ценностных представлений.
Наибольшая интенсивность формирования профессиональных склонностей у школьников отмечается в период от 12 до 13 лет. Профессиональные склонности приобретают стабильный характер в возрасте 14-15 лет. В структуре профессиональных склонностей в этом возрасте у девочек 1-е ранговое место занимает деятельность типа «человек-природа», 2-е - «человек-художественный образ», третье - «человек-человек»; у мальчиков - соответственно «человек-техника», «человек-природа», «человек-человек». Профессиональные склонности в большей степени определяются полом, а их зрелость - возрастом.
В настоящее время отмечается возрастание роли профессиональной ориентации, которая должна пронизывать всю систему непрерывного образования.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии.
При проведении профессиональной ориентации в школе должны учитываться желания учащихся, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности личности, а также потребности общества. Одним из важнейших принципов профессиональной ориентации является создание условий для свободного выбора профессии.
Наиболее важные проблемы профессиональной ориентации:
- Определение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
- Установление особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении профессий;
- Изучение психофизиологических и других качеств личности для определения соответствия их требованиям профессий, т. е. выявление наилучшего соответствия индивидуально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда;
- Оценка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности.
Разрешение трех последних проблем составляет непосредственную задачу медико-физиологической профессиональной консультации. Гигиенической наукой создан фундамент, обеспечивающий качественное проведение медико-физиологической профессиональной консультации, являющейся важнейшим разделом профориентационной работы.
Гигиенические аспекты медико-физиологической профессиональной консультации и ориентации включают:
- 1. Оценку современных условий труда в наиболее массовых профессиях;
- 2. Требования, предъявляемые ими к организму работающих (санитарные характеристики и профессиограммы);
- 3. Принципы группировки профессий для целей профориентации;
- 4. Установление закономерностей и тенденций развития у школьников психофизиологических функций и качеств, лежащих в основе овладения профессией;
- 5. Принципы проведения врачебной профессиональной консультации и профессионального отбора школьников с отклонениями в состоянии здоровья;
- 6. Обоснование возможности активного формирования профессиональной пригодности подростков и определение основных понятий и терминов по этой проблеме.
Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.
Значение и необходимость врачебной профессиональной консультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за отклонений в состоянии здоровья, в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 50% учащихся 8-10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются отклонения в состоянии зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, занимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.
Состояние здоровья - важный фактор, в большой степени определяющий выбор профессии. Формирование профессиональных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний и создает предпосылки для инвалидности.
Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательного влияния на их здоровье, но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда. Врач должен, основываясь на интересе ученика к профессии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья.
Профессиональная пригодность - наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.
В соответствии с законодательством все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после медицинского освидетельствования подросток получает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии.
Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные задачи: он призван решить вопрос о годности человека к избранной им профессии по состоянию здоровья. В конкретных условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными из которых являются характер и условия труда в избранной профессии, известные научные данные о возможном влиянии их на состояние патологического процесса и, наконец, возможность освоения профессии при наличии определенных дефектов в состоянии здоровья. Это и составляет главные принципы определения профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.
Противопоказания к выбору профессий определяются прежде всего характером заболевания и тяжестью его течения.
Для каждого заболевания может быть несколько противопоказанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о профессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Министерством здравоохранения Перечнем медицинских противопоказаний к приему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официальным документом при врачебном заключении о профессиональной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинских противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение.
По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицинской документации, составляется заключение о профессиональной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Данные врачебного заключения являются основой для профессионального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или обучении подростков.
Врачебная профессиональная консультация призвана выбрать для подростка из многих профессий те, которые являются более подходящими по состоянию здоровья, т. е. рекомендовать профессии, максимально соответствующие функциональным возможностям целостного организма, состоянию физического и психического развития. Подростки только вступают в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессиональных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультацией очевидны: при первом - человек подбирается для профессии, при второй - профессия для человека.
Правильное трудоустройство подростка положительно влияет на течение заболевания.Длительные динамические наблюдения показали, что существует прямая зависимость течения гипертензии и язвенной болезни у юношей и девушек от характера их труда. В тех случаях, когда вид труда соответствует показаниям, у 7% подростков улучшается течение заболевания, чем при труде противопоказанном, а ухудшение течения гипертензии отмечается в 2,5 раза реже.
Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обострения болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности, с учетом результатов лечения может быть поставлен вопрос о выборе профессии.
Правильный выбор профессии требует учета не только состояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типологическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических расстройств, заболеваний соматического характера. Такое несоответствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2-3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую профориентацию подростков эффективным средством профилактики, позволяющим значительно снизить отрицательные социально-биологические последствия ошибочного выбора профессии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивидуально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.). Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии с помощью своевременного выявления в процессе профессиональной ориентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и др.).
Актуальность этого раздела профконсультации возрастает в связи с усложнением современных профессий, повышением требований, предъявляемых ими к организму работающих. Часто профессиональные требования приобретают резко выраженный специфический характер и предполагают наличие у работника повышенного развития определенных функций. Это приводит к тому, что не все подростки, претендующие на освоение подобных профессий, имеют психофизиологические возможности для овладения ими или для адаптации к специфическим условиям, характеру работы (монотонность, нервно-эмоциональное напряжение и т. д.).
В колледжи республики ежегодно поступают около 15-20% профессионально непригодных подростков, и только 20-40% учащихся колледжей реально закрепляются в выбранной профессии после его окончания. Число лиц, не осваивающих профессию из-за несоответствия психофизиологических особенностей, колеблется в зависимости от ее сложности и составляет от 7 до 80%. На операциях, требующих тонкой координации движении рук, до 70% новичков не справляются с работой.
Согласно современным представлениям, профессиональная пригодность не является врожденной, а формируется в процессе обучения, овладения профессией. Наибольшее число значимых для профессиональной деятельности функций претерпевает положительные возрастные изменения. Этот процесс постепенно снижается в последующие возрастные периоды. Наиболее типичным для этих функций является их линейное развитие с возрастом. Девочки при этом отличаются от своих сверстников мальчиков лучшей концентрацией внимания и смысловой памятью, а мальчики от девочек - большей физической работоспособностью.
Сущность формирования профессиональной пригодности заключается в объединении физиологических функций, принимающих участие в трудовой деятельности, в единую функциональную систему, обеспечивающую выполнение требований профессии и адаптацию организма к условиям производства. Успешность формирования такой функциональной системы зависит от многих факторов, в том числе от исходного уровня отдельных функций, объединяющихся в эту систему, так называемых ключевых профессионально значимых функций (КПЗФ).
Под КПЗФ подразумеваются функции, с уровнем развития и функционирования которых связана успешность освоения профессии. Они играют ведущую роль в формировании и работе функциональной системы, обеспечивающей работающему человеку успешную трудовую деятельность. Исходные, индивидуальные для каждого человека уровни развития профессионально значимых функций являются задатками, предпосылками формирования профессиональной пригодности.
Определение оптимального исходного уровня физиологических функций, при котором образующаяся функциональная система наилучшим образом и с наименьшими затратами обеспечивает качественное выполнение основных требований профессии, дает возможность предвидеть успешность овладения этой профессией. Наиболее важными, определяющими успешность освоения подростками широкого спектра массовых рабочих профессий являются, прежде всего, такие функции высшей нервной деятельности, как сила и лабильность нервной системы, подвижность нервных процессов, а также свойства двигательного, зрительного анализаторов и ряд психологических свойств памяти и внимания.
Основой определения профессиональной пригодности по психофизиологическим показателям служит теория о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности человека. Согласно этой теории, приобретенные человеком качества зависят не только от процесса обучения и воспитания, но и от врожденных психофизиологических свойств личности. Некоторые свойства психики передаются генетически и сохраняются у человека на протяжении всей его жизни.
Стабильными свойствами нервной системы являются сила и подвижность нервных процессов. Традиционно выделяют два типа нервных процессов - сильный и слабый. Некоторое время ошибочно считалось, что люди с сильным типом нервных процессов являются профессионально более полноценными, чем относящиеся ко второй группе. Однако установлено, что малая выносливость нервной системы уравновешена такими положительными качествами, как высокая чувствительность анализаторов. Это создает большие преимущества данным лицам при овладении некоторыми профессиями, предъявляющими повышенные требования к анализаторным системам организма. Например, профессия сборщика мелких деталей предъявляет повышенные требования к мышечно-суставному чувству, к точности глазомера. Наиболее успешно выполнять такую работу могут лица с высокой чувствительностью анализаторов. Однако существуют профессии, требующие иных природных данных.
Так, только люди с сильным типом нервной системы способны долгие часы работать за пультом управления, длительно выполнять напряженную работу и при этом сохранять готовность к экстренным действиям. Диспетчер аэропорта или оператор энергосистемы на электростанции, имеющий слабый тип нервной системы, несмотря на высокую квалификацию и прочие достоинства, не в состоянии успешно действовать в аварийной обстановке.
Одним из свойств нервной системы, которое определяет пригодность человека к той или иной профессии, является подвижность нервных процессов. Здесь также выделяют два типа - подвижный и инертный. Люди, у которых отмечается инертность нервных процессов, все делают медленно, ограничены в способности «схватывать на лету», однако они, как правило, более прочно, глубоко усваивают профессиональные знания. Наоборот, люди с высокой подвижностью нервных процессов быстро все «схватывают», но нередко это препятствует глубокому проникновению в суть дела. Однообразная работа их раздражает. На конвейере, например, они хуже работают, чем люди с инертным типом нервных процессов. В то же время они развивают свои природные данные и достигают очень высокой производительности труда в таких профессиях, как радист, телеграфист и т. п.
При определении профессиональной пригодности школьника следует учитывать силу и подвижность нервных процессов, а также особенности функционирования его органов чувств; требования, предъявляемые той или иной профессией к основным функциональным системам организма подростка.
В современной производственной сфере встречаются профессии, предъявляющие высокие требования более чем к 10 функциям (профессии угледобычи), и напротив, можно выделить профессии, для которых профессиональное значение имеют не более 2-3 функций (электромонтажник по освещению, механизатор-мелиоратор). Одни профессии наибольшие требования предъявляют к двигательной и сенсорной сферам (например, каменщик), другие - к свойствам высшей нервной деятельности (например, оператор энергоустановки) и т.д.
В соответствии с психофизиологической сущностью профессионально значимые функции и качества могут быть разделены на 6 сфер (групп):
- 1. Двигательные (моторные) - мышечная сила, выносливость, показатели координационных свойств;
- 2. Сенсорные - анализаторные функции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость);
- 3. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов);
- 4. Аттенционно-мнемические (свойства внимания и памяти);
- 5. Интеллектуальные (уровень развития интеллекта, мышления);
- 6. Характерологические особенности личности (выраженность экстраверсии, нейротизма, ригидности и др.).
Психофизиологическая классификация профессий базируется на количестве ключевых профессиональнозначимых функций (КПЗФ) и их сфер:
- I-я группа профессий - наличие более 9-ти (10 и более) функций в более 3-х (от 4 до 6) сферах КПЗФ;
- II-я группа профессий - наличие от 5 до 9 функций в 3-х сферах КПЗФ;
- III-я группа профессий - наличие менее 5-ти (4 и менее) функций в 1-2 сферах КПЗФ.
Анализ особенности той или иной профессии и набор профессионально значимых для них функций позволяют подойти к группировке профессий по принципу требований, предъявляемых к психофизиологическим особенностям работника.
Классификация отражает количественные характеристики комплекса функций и качеств, профессионально значимых для профессий, а также качественную характеристику указанного комплекса, т. е. представленность в последнем каждой из 6 сфер.
К первой группе относятся следующие профессии: машинист бульдозера строительный, машинист углевыемочного комбайна, оператор подземного ремонта скважин. Профессии этой группы предъявляют наиболее высокие требования к психофизиологическим качествам работника в четырех и более сферах. В этих случаях необходим профессиональный отбор.
Ко второй группе отнесены такие профессии, как монтажники-строители, водители автотранспортных средств, горномонтажники и монтажники-выстники. В основном эти профессии затрагивают не менее трех сфер КПЗФ, а часть из них предъявляет требования как к свойствам высшей нервной деятельности, памяти и внимания, так и к сенсорике и моторике. Несмотря на то, что суммарный уровень требований этих профессий к организму ниже, чем в первой группе, он все же достаточно высок. При их выборе также желательна психофизиологическая профессиональная консультация.
Третья группа, как правило, включает современные массовые профессии. Нередко в этой группе профессий комплекс профессионально значимых функций представлен 1-2 функциями в 1-2 сферах КПЗФ. Необходимость профессиональной консультации при выборе этих профессий не столь значительна.
Схема описания профессий позволяет группировать их по принципу требований, предъявляемых к различным свойствам организма работников, что имеет существенное значение для практической деятельности медицинских работников различных служб.
Предпосылкой проведения психофизиологической профессиональной консультации является возможность оценки у каждого подростка уровня развития КПЗФ. Для этого разработаны соответствующие нормативы развития этих функций и качеств, оценочные шкалы.
Под влиянием совокупности условий обучения в колледжах существенное развитие большинства КПЗФ происходит, как правило, даже для наиболее массовых профессий, например токаря-универсала, лишь в конце срока профессиональной подготовки. Гигиенистами и физиологами установлена возможность активного формирования профессиональной пригодности к массовым рабочим профессиям. При этом выявляются учащиеся с недостаточно высоким уровнем развития ключевых профессионально значимых физиологических функций и с ними проводятся тренировки этих функций с помощью специальных приборов, тренажеров, имитаторов. Тренировки способствуют более эффективному формированию функциональной системы трудовой деятельности подростка: тренируемые функции достигают среднего или выше среднего уровня развития, повышается уровень работоспособности, облегчаются наиболее трудные периоды вхождение в работу и конец рабочего дня. Тренировки профессионально значимых функций с помощью приборов через полгода от начала обучения повышают уровень ключевых функций у тренировавшихся до уровня их развития у учащихся 3-го года обучения по обычной методике.
Однако овладение профессиональными навыками это лишь первый этап приспособления к профессии. В этом случае, если он закончился успешно, наступает второй этап - адаптация ко всему комплексу производственных условий и закрепление в профессии. Существенное значение в приспособлении к профессиональной деятельности имеют такие особенности организма и личности, как вегетативная устойчивость и способность к социальной адаптации.
Под социальной адаптированностью понимается приспособляемость к широкому комплексу связей на производстве, в семье, детском коллективе, на улице и т. д., под вегетативной устойчивостью - способность организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные средовые воздействия.
Установлено, что в среднем лишь около 10-15% подростков способны полностью адаптироваться и не имеют ограничения в выборе профессий. Около 10% подростков имеют выраженную социальную дезадаптацию, примерно 20% - выраженную вегетативную лабильность, а примерно 5% подростков входят в группу с полной дезадаптацией. Таким образом, выходит так, что каждый третий школьник требует индивидуального подхода при обучении, воспитании и выборе будущей профессии.
Школьники с выраженной социальной дезадаптацией нуждаются в постоянном внимании педагога-психолога, подростки с выраженной вегетативной неустойчивостью - в консультации врача, а школьники с полной дезадаптацией - в коррекции со стороны обоих специалистов. Сопоставление профессиональных намерений школьников с особенностями их психоэмоционального статуса и способностью адаптироваться позволяет давать дифференцированные рекомендации о предпочтительном характере будущей работы. Так, для подростков с социальной дезадаптацией не подходят профессии,типа «человек-человек», а с вегетативной неустойчивостью нежелательны профессии, связанные с нервно-эмоциональным напряжением, выраженными статическими нагрузками, работой на высоте и т. д.
Школьники нуждаются в помощи медицинских работников при выборе профессии, так как они склонны переоценивать свои силы и возможности и не знакомы в требованиями, которые различные профессии предъявляют к организму. Эту помощь им призваны оказать педиатры школ, врачи различных специальностей поликлиник, а также врач по гигиене детей и подростков санитарно-эпидемиологической службы.
Особое внимание врачам лечебного профиля и специалистам профилактической медицины следует уделять влиянию профессионально-производственных факторов, вызывающих неблагоприятные реакции ведущих физиологических систем организма подростков и приводящих к срыву адаптационных механизмов. При этом важно формировать у учащихся школ адекватную профессиональную направленность с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей организма.
Основные задачи санитарного врача по контролю за организацией и осуществлением профессиональной ориентации:
- 1. Составление санитарной характеристики профессий, по которым осуществляется подготовка школьников и учащихся колледжей, с целью прогнозирования влияния производственных условий и трудового процесса на растущий организм;
- 2. Контроль за соблюдением законодательства по охране труда при решении вопросов профессиональной ориентации подростков;
- 3. Контроль за полнотой и своевременностью проведения врачебной профессиональной консультации в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;
- 4. Просветительная работа среди школьников, родителей и педагогов по медицинским аспектам профессиональной ориентации.
Одним из важных инструментов проведения медико-физиологической профессиональной ориентации являются детальные профессиограммы, отражающие весь комплекс требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к организму человека.
Профессиограмма для проведения медико-физиологической профессиональной консультации включает следующие разделы:
- 1. Санитарно-гигиенические условия - «вредность труда»;
- 2. Тяжесть труда;
- 3. Напряженность труда;
- 4. Профессионально значимые функции и качества.
«Вредность» профессии характеризуется следующими факторами:
- Температурой воздуха
- Влажностью
- Излучением
- Освещенностью
- Наличием шума
- Вибрации, токсичных веществ, пыли
- Биологическими факторами
Блок профессиограммы «тяжесть» труда состоит из следующих элементов:
- 1. Переносимый груз в килограммах;
- 2. Расстояние переноски груза в метрах;
- 3. Перемещения (ходьба) за смену в километрах;
- 5. Рабочая поза.
Блок «нервная напряженность» труда включает следующие элементы
- 1. Сменность;
- 2. Продолжительность смены;
- 3. Число объектов одновременного наблюдения;
- 4. Длительность сосредоточенного наблюдения;
- 5. Характер деятельности;
- 6. Темп работы;
- 7. Размер объекта труда;
- 8. Монотонность.
Для быстрой ориентации при проведении профессиональной консультации может использоваться примерная группировка профессий, отражающая специфику и степень требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к состоянию здоровья и функциональным способностям работающего.
Стандартами Международной организации труда (МОТ) минимальный возраст для приема на работу определен 15 годами. Международные стандарты позволяют выполнять «легкую работу» детям в возрасте от 13 до 15 лет. При этом легкой считается работа, не вредная для здоровья и развития ребенка, не препятствующая посещению им школы, участию в профессиональной ориентации и программах подготовки, одобренных компетентными органами.
Среди профессий добывающих и перерабатывающих отраслей (угольная, горнорудная, нефтяная, химическая, металлургическая) около 90% составляют профессии с тяжелыми и вредными условиями труда, запрещенные для использования труда подростков.
Среди профессий, относящихся к транспорту и связи, около 85% запрещены для использования труда подростков из-за высокой степени ответственности, особенно для профессии водителя.
В энергетике, электрическом и электронном производствах, строительстве, металлообработке 55-60% основных профессий, по которым ведется профессиональная подготовка в колледжах относятся к профессиям с тяжелыми и вредными условиями труда. По санитарным характеристикам еще около 20% профессий строительной индустрии могут быть отнесены по условиям труда к числу тех, где применение труда подростков нежелательно, а профессиональное обучение требует строгой регламентации. В области энергетики, электротехнического и электронного производства число таких профессий составляет около 10%.
В легкой промышленности и полиграфии 25% профессий входят в список запрещенных для применения труда несовершеннолетних, а для 5% имеются определенные ограничения.
В жилищно-коммунальном хозяйстве и учреждениях культурно-бытового обслуживания около 20% профессий связаны с тяжелыми и вредными условиями труда, по остальным профессиям возможно использование труда подростков, в том числе и с отклонениями в состоянии здоровья.
В настоящее время разрабатываются регламенты, запрещающие не только труд, но и профессиональное обучение подростков по отдельным группам профессий. К таким профессиям, прежде всего, относятся те, при которых возможен контакт с химическими веществами 1-го и 2-го классов опасности, лазерами, виброинструментами, ионизирующим излучением, связанными с выполнением работ на высоте, со взрывоопасными и легковоспламеняющимися веществами, в барокамерах, перемещением грузов выше норм, установленных для подростков, в условиях риска, дефицита времени и способных оказывать отрицательное влияние на моральное состояние (работы на бойнях, в моргах, крематориях).
Для строгой регламентации условий труда подростков должны разрабатываться соответствующие нормативно-правовые документы. Как правило эти документы должны предусматривать и эффективные механизмы контроля за соблюдением безопасных условий труда и ответственность работодателей.
Проблемы трудоустройства и охраны здоровья подростков, как работающих, так и получающих профессиональное образование, требуют всестороннего внимания. Среди неблагоприятных факторов, осложняющих профессиональное обучение и трудовую деятельность подростков, необходимо выделить те, которые связаны с применением в производстве устаревшего технологического оборудования и снижением затрат на охрану труда, повышающими риск аварийности и травматизма.
Первичная врачебная профессиональная консультация должна проводиться в 5-м классе для детей, имеющих необратимые дефекты развития и отклонения в состоянии здоровья (эпилепсия, последствия полиомиелита, одноглазие и др.). О результатах осмотра, как правило, сообщают родителям и дают рекомендации. Тем самым предупреждается нанесение детям психической травмы, а в более позднем возрасте облегчается выбор профессии, соответствующей состоянию здоровья.
Для всех учащихся врачебная профессиональная консультация должна проводиться в 7-10-х классах и предваряет выбор ими профиля трудового обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате, а также окончательный выбор будущей профессии или специальности перед окончанием школы. Врачебная профессиональная консультация школьникам дается не только по результатам оценки состояния здоровья, но и психофизиологическим свойствам их организма.
С 12-ти лет должна проводиться индивидуальная диагностика развития профессионально значимых функций и качеств школьников. На основе ее результатов для каждого школьника определяются функции, требующие тренировки, и подбираются методы их активного формирования в процессе трудового и физического воспитания, а также разрабатываются индивидуальные методы тренировки. Более предпочтительны для улучшения многих функциональных возможностей детей игровые виды спорта. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее влияние на организм подростков, в том числе и на трудовые профессионально значимые функции и качества.
Более активное развитие вышеуказанных функций и качеств наблюдается у учащихся, занимающихся физическими упражнениями профессионально-прикладной направленности и учащихся-спортсменов. Целенаправленная тренировка отстающих в развитии профессионально значимых функций и качеств способствует их активному развитию и совершенствованию, а следовательно, формированию профессиональной пригодности. На первых этапах трудового обучения она расширяет двигательные и функциональные возможности организма школьников, на базе которых в последующем успешно осваиваются трудовые, а затем и профессиональные навыки. У подростков колледжей, занимающихся физическими упражнениями профессионально-прикладной направленности, отмечается более активное развитие профессионально значимых функций и качеств, чем у школьников этого же возраста.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специализированный педагогический процесс, обеспечивающий развитие и совершенствование двигательных навыков и функций в соответствии с требованиями той или иной профессии.
Как правило, ППФП оказывает выраженное благоприятное влияние на состояние здоровья, повышает неспецифическую резистентность и адаптационные ресурсы подростков. Эффективность ППФП увеличивается на фоне высокого уровня суточной двигательной активности, применения тренажеров и нетрадиционных форм физического воспитания (психофизическая тренировка, тренировка зрительного анализатора). Выделяют предшествующую ППФП, которая осуществляется в 8-9-х классах, и сопутствующую - в 10-11-х классах. Преимущество остается за сочетанным вариантом использования ППФП.
При сочетанном использовании ППФП наиболее быстро развиваются мышечно-суставная чувствительность и реакция на движущийся объект. В связи с этим на первых этапах необходимо уделять внимание ключевым профессионально значимым функциям, обладающим наибольшей устойчивостью к воздействию ППФП - координации движений и скорости зрительно-моторной реакции, а в последующем - более податливым для тренировок функциям. В более старшем возрасте основным средством активного формирования профессионально значимых функций являются специальные физические упражнения, которые по форме и характеру наиболее адекватны движениям при профессиональной деятельности квалифицированных рабочих.
У учащихся-спорстменов также отмечается совершенствование профессионально значимых функций и качеств. При совпадении функциональной направленности вида спорта с требованиями трудовой и профессиональной подготовки наблюдается более активное развитие профессионально значимых функций и качеств. Установлено, что уровень физиологических функций, обеспечивающих прочное овладение профессией сборщицы мелких деталей, у спортсменок значительно выше, чем у девушек, имеющих общую физическую подготовку. Особенно высоким он оказывается у спортсменок, занимающихся спортивными играми. Доказано, что гимнастика является главным видом спорта для монтажников-высотников, профессия которых требует большой ловкости, силы, бесстрашия. Регулярные занятия спортивной гимнастикой и акробатикой позволяют быстрее привыкнуть к работе на высоте.
После использования всего комплекса воспитания, направленного на развитие профессионально значимых функций, в 15 лет должна проводиться уточняющая профконсультация: психодиагностика и профессионально-консультационная беседа по выбору профиля профессионального обучения, типов деятельности и профессий с учетом психофизиологических особенностей и профессиональных склонностей.
Целевой медицинский осмотр проводит педиатр или подростковый врач-терапевт с участием узких специалистов. Они определяют профессиональную пригодность подростка по медицинским показаниям к профессии, т. е. соответствие состояния здоровья и анатомо-физиологических особенностей организма требованиям, которые будут предъявляться к нему во время обучения профессии и работы. Большая распространенность хронических соматических заболеваний и нервно-психических расстройств у школьников в значительной степени повышает требования к врачебно-профессиональной консультации. Повышение эффективности массовых профилактических осмотров возможно с помощью современных диагностических технологий, в том числе и методов экспресс-диагностики, а также при использовании автоматизированного сбора и анализа анамнестических данных. Современные компьютерные системы позволяют выявить широкий круг нозологических и донозологических состояний. Эти результаты в значительной степени определяют дальнейшую послескрининговую методику обследования, «нацеливают» врачей различного профиля на необходимость дальнейшего углубленного обследования.
Применение различных психолого-диагностических тестов (например СМИЛ - сокращенный вариант многофакторного американского опросника ММРI) в автоматизированном режиме позволяет выявить возможности учащегося строить свое поведение в соответствии с требованиями педагогического процесса и освоения профессии.
Физиологическое состояние можно изучать по результатам автоматизированного анализа параметров ритмограммы, показателей функционального состояния ЦНС, различных анализаторов. Автоматизированные системы позволяют существенно повысить эффективность профилактических осмотров и качество врачебной профессиональной консультации.
Обязательным условием проведения непрерывной профессиональной ориентационной работы является согласованность действий семьи, специалистов и работников дошкольного образовательного учреждения, школы, колледжа и предприятий. В настоящее время существенно возрастает роль профессиональной ориентации в школе. В начальной школе она должна быть направлена на ознакомление с миром профессий, в средней школе - с началом реализации профессиональных планов, связанных с конкретной сферой трудовой деятельности, формированием трудовых знаний, умений и навыков в этой сфере, формированием и развитием профессионально важных качеств личности. При этом следует учитывать, что с учетом результатов медицинской профессиональной консультации право выбора жизненного пути остается за школьником.
Подростки представляют собой ближайший трудовой резерв общества, это особенно справедливо в отношении возрастной группы 16-20 лет. Именно в этом возрасте, как правило, происходит осмысленный выбор профессии и овладение ею. Внимание медиков должно быть направлено не только на охрану здоровья, но и на определение возможностей учащегося заниматься освоением избранной специальности и в дальнейшем работать в ней без вреда для своего здоровья. При выборе профессии подростки нередко не считаются с психологическими, психофизиологическими и соматическими возможностями своего организма. Большинство из них даже при наличии хронических заболеваний считают себя полноценно работоспособными в любой отрасли деятельности. Не задумываются об этом и их родители.
Профессиональные интересы обычно формируются в школьные годы. Источники информированности о профессии разнообразны: пример родителей, родственников и знакомых; интересы сверстников, средства массовой информации, литература, посещение предприятий и учреждений. Тем не менее, к окончанию школы стойко определяет интересы менее половины подростков. Учащиеся средней школы, как правило, не информированы в должной мере о состоянии своего здоровья и не связывают его уровень с возможностями выбора профессии.
Между тем, состояние здоровья подростка - решающий фактор при решении вопросов его профессионального обучения и рационального трудоустройства. В интересах общества необходимо, чтобы избранная профессия соответствовала возможностям здоровья подростка. Иначе, затратив время и силы на освоение избранной специальности, молодой человек не сможет вообще эффективно работать в ней, а обществу будет нанесен как материальный, так и кадровый ущерб. Из этого вытекает важность и обязательность своевременного проведения квалифицированной врачебной профессиональной консультации. Грамотная профконсультация позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие производственных условий на здоровье учащегося.
Проблема профессиональной ориентации включает:
Изучение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
Исследование особенностей профессии с точки зрения требований, предъявляемых ею к определенным качествам человека;
Определение физиологических, психологических и других качеств личности для оптимального выбора профессии;
Оценку состояния здоровья индивидуума с позиций соответствия его избранной или рекомендуемой профессии.
Исключительная важность работы в первых двух направлениях для благополучия цивилизованного государства не вызывает сомнений. Однако в данной главе рассмотрены лишь физиологическое и медицинское направления. Первое из них - физиологическое, или медико-биологическое, разрабатывает критерии профессионального отбора, в основном, здоровых подростков. Второе, медицинское - изучает состояние здоровья подростков, разрабатывает критерии рационального трудоустройства подростков с отклонениями в состоянии здоровья.
Именно эти направления имели в виду Г. Н.Сердюковская и Л. М.Сухарева, когда предложили следующее определение:
Профессиональная ориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии с учетом его желания, состояния здоровья и индивидуальных типологических особенностей личности, а также с учетом потребностей общества. Она включает в себя большой спектр проблем, среди которых наиболее важны:
1) изучение особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, обеспечивающим успех в освоении этих профессий;
2) изучение психофизиологических и других качеств личности и выявление оптимального соответствия индивидуально-типологических особенностей людей определенным видам труда;
3) изучение состояния здоровья подростка для обеспечения его соответствия избираемой профессии с целью сохранения и укрепления здоровья в процессе трудовой деятельности.
Решение этих проблем составляет цель врачебной, или медико-физиологической профессиональной консультации в научном и в практическом плане.
Успешное освоение конкретной профессии требует наличия определенных психофизиологических качеств личности обучаемого. Физиологи (Карцев И. Д. и др.) разработали критерии профессиональной пригодности и, особенно, непригодности подростков к обучению большому числу профессий.
Разработка и обоснование медико-физиологических критериев профессиональной пригодности подростков к различным профессиям является одной из актуальных проблем гигиены профессионального технического обучения.
Системный подход в этой работе заключается в умелом сочетании разных аспектов профотбора: образовательного, медицинского, психофизиологического, социально-психологического. При этом важно учитывать показатели, характеризующие индивидуальные особенности подростка:
Функциональное состояние систем организма;
Физическое развитие психологических функций и качеств;
Психологические, личностные особенности.
Следует также принимать во внимание факторы и условия, влияющие на профессиональное обучение и профессиональную устойчивость подростка. К ним относятся:
Структура профессиональной деятельности;
Санитарно-гигиеническая характеристика профессии;
Требования к здоровью, предъявляемые данной профессией.
Задачами врачебной профессиональной консультации являются:
Выбор профессии, максимально соответствующей состоянию здоровья подростка;
Проведение исследований для научного обоснования профессиональной консультации;
Оптимальный выбор профессии для больных подростков.
Проведение такой консультации целесообразно в восьмом классе школы или в ином среднем учебном заведении. Для тех, кто покинет школу по окончании восьмилетки, такие рекомендации особенно актуальны, а для тех, кто продолжит учебу, профзаключение даст больше времени для осознанного выбора профессии, не противопоказанной по состоянию здоровья. Врачебные рекомендации получает подросток, но они должны быть известны его родителям и классному руководителю.
В последнем десятилетии XX в перед профориентационной работой возникли новые, ранее не существовавшие проблемы:
Раннее оставление учебы в школе, что прекращает диспансерное наблюдение за подростком и снижает информированность о реальном состоянии его здоровья;
Ухудшение экономического положения семьи, что может заставлять подростка заниматься любой работой, независимо от возможности ее неблагоприятного воздействия на организм;
Свертывание в стране ряда практических и научных учреждений, занимающихся вопросами профориентации и врачебной профессиональной консультации.
В ограничениях при выборе профессии нуждаются подростки, не только страдающие хроническими заболеваниями, но и имеющие определенные функциональные нарушения. Дело в том, что некоторые виды профессий предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию органов и систем, а работа может способствовать переходу функциональных расстройств в органические заболевания. Основной принцип врачебной профессиональной консультации - подбор «такого вида деятельности, который бы не только не усугублял отклонений в состоянии здоровья, но и способствовал их коррекции».
Почти 88% всех подростков имеют существенные отклонения в состоянии здоровья и заболевания, требующие квалифицированной врачебной профессиональной консультации. В силу этого они не свободны в выборе профессии.
Еще в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г., было отмечено, что ребенку и подростку должны быть «предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в социальном отношении здоровым и нормальным путем, пользоваться благами социального обеспечения, включая надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, получать образование и быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Декларация предусматривает, что «ребенка нельзя принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию».
Согласно международным стандартам МОТ, минимальный возраст для приема на работу - 15 лет. Для возрастной группы 15-18 лет существуют специальные стандарты (требования). В некоторых странах они распространяются на возраст до 21 года.
Соматическое, психологическое и социальное развитие подростка сопровождается прогрессивным получением опыта, который, в сочетании с психическим и физическим развитием способствует повышению доверия к старшим, более трезвой самооценке и ведет к повзрослению. Ключ к взрослению - возможность выбора. Подросток встречается со многими возможностями выбора, реализация оптимальных возможностей способствует его взрослению, тогда как неблагоприятный выбор может затормозить развитие организма.
Детский и подростковый труд представляет собой социально-экономическую проблему. Международные стандарты о труде позволяют подросткам в возрасте 13-15 лет выполнять лишь «легкую работу». Под этим термином понимают работу, которая:
А) не вредна для здоровья и развития ребенка;
Б) не препятствует посещению, школы, участию в профессиональной ориентации и программах подготовки, одобренных специалистами, и возможности применить полученное профессиональное образование.
Эти же документы определяют три ситуации, при которых не требуется законодательно устанавливать минимальный возраст:
1) участие детей в общественных мероприятиях;
2) занятость в семейном производстве, при условии, что эта работа не вредна, не опасна и не наносит ущерба;
3) посещение школы профессионального и технического обучения.
Важно предвидеть, как работа скажется на психическом, и соматическом и нравственном развитии, на учебе, жизни и отношениях в семье, наконец, на здоровье подростка, а в дальнейшем и молодого человека. Следует помнить, что работа ограничивает подростка в отдыхе, прогулках, играх, общении со сверстниками и учебе в наиболее критический период его жизни. Неизбежны проблемы и с медицинской помощью работающим подросткам - врачи относятся к ним либо как к детям, либо как к взрослым, тогда как они ни те и ни другие.
Для разработки современных требований к оптимальному выбору профессии привлечены многие научные специальности, в том числе антропометрия, биомеханика, физиология труда, гигиена окружающей среды, психология умственной деятельности, психология труда, экология, токсикология и др.
IV. Создание благоприятных условий внешней среды во время занятий.
Эффективность физических занятий зависит во многом от соблюдения гигиенических условий. Запрещается проводить физкультурные занятия в подвальных и проходных помещениях, коридорах. В каждой школе должен быть физкультурный зал, отвечающий следующим требованиям:
1. Площадь физкультурного зала определяется из расчета 4 м 2 на одного учащегося при высоте 5-6 м.
2. t° воздуха должна поддерживаться на уровне 14-15° С.
3. Необходим трехкратный обмен воздуха в час, что должно обеспечиваться приточно-вытяжной вен-тилляцией (при подаче 80 мУч на одного учащегося) или сквозным проветриванием (фрамуги, форточки).
4. Достаточный уровень освещенности (СК 1:4-1:5), уровень искусственной освещенности - 150-200 лк.
5. Окна, светильники, отопительные приборы должны быть закрыты съемными сетками.
6. Полы деревянные, стены ровные, без выступов, на высоту до 2 метров покрыты масляной краской.
7. Необходимые вспомогательные помещения:
2 раздевалки (для мальчиков и девочек) с душевыми и туалетными комнатами, снарядная, комната преподавателя.
8. Спортинвентарь должен соответствовать техническим условиям, не иметь зазубрин и других повреждений, которые могут вызвать травмы.
9. В спортивном зале должен находиться только тот инвентарь, который необходим на данном занятии. :
10. Влажная уборка зала должна проводиться 2-3 раза в день - до начала занятий, между сменами, по окончании занятий.
11. Генеральная уборка зала - 1 раз в неделю с горячей водой.
12. Особого ухода требуют маты. Хранить их следует в висячем положении. Стирка чехлов должна проводиться 1 раз в неделю. Кроме того, применяется выколачивание, чистка пылесосом.
Выбор профессии - важная жизненная проблема для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних - на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других - на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художественной литературы, теле- и радиопередач.
Однако у многих подростков к концу школьного обучения не вырабатывается устойчивый интерес к какой-либо области знаний или роду занятий, в силу чего они не могут самостоятельно выбрать направление профессиональной деятельности. Так, социологические исследования, проведенные среди школьников Москвы и Московской области в 80-е годы, показали, что лишь 20% выпускников имели четкие представления о будущей профессии, около 50% учащихся вообще не сделали выбора, остальные 30% при наличии определенных желаний не знали, где их можно реализовать, судили о предполагаемом виде деятельности по случайным советам и рекомендациям.
Это весьма распространенное явление. Не удивительно, что в дальнейшем в процессе освоения профессии, обучения в ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях или на производстве подростки, встречаясь с трудностями, разочаровываются в своем выборе, что наносит моральный ущерб, вызывая неудовлетворенность, желание переменить работу, и приносит немалые потери обществу.
Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:
1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профессии и тех требований, которые она предъявляет к организму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя полноценными и работоспособными в любой отрасли деятельности.
2. Увлечение "модными" и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребностей производства в данных специалистах.
3. Слепое подражание друзьям: "подруга пошла и я с ней" - частая мотивация при выборе профессии у школьников.
Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходима специальная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта система мероприятий носит название профессиональной ориентации.
Профориентация - научно обоснованная система мер, направленных на то, чтобы помочь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.
В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные заведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспекта профориентации:
1. Психологический - подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.
2. Медицинский - включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых дефектов и аномалий развития, а при наличии хронических заболеваний - степени компенсации.
3. Социально-экономический - учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.
Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечением родителей. Цель ее - выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учебных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профориентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за развитием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет возможность выяснить интересы и способности школьников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет последним о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболеваний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический нефрит, выраженный сколиоз, остаточные явления родовой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специальности,"показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его.
Здесь самое время дать определение понятия "врачебно-профессиональная консультация" (ВПК).
Основная задача ВПК - подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятельности, который бы не только не усугублял имеющихся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому развитию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с состоянием его здоровья и функциональными возможностями.
ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отношении всех учащихся. С этой целью проводится углубленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет - врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за учащимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения врача-педиатра, содержащихся в медицинской документации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на работу или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.
Многочисленные работы, проводимые в последние годы в Москве и Московской области, а также в Ленинграде по оценке врачебно-профессиональной консультации в школе, показали, что приблизительно каждый второй подросток имеет ограничения для некоторых видов труда. Поэтому весьма важно проведение 2-го этапа профориентации -профессионального отбора, т.е. определения пригодности подростка по состоянию здоровья к данной профессии, а также оценка функциональных возможностей и адаптивных способностей его организма. Эту работу проводят медицинские работники ПТУ, техникумов, вузов и др., выбирая из среды кандидатов на определенные виды труда тех, которые по своему здоровью и индивидуальным качествам к этой работе более пригодны. Специфика медицинского освидетельствования заключается в выявлении функциональных возможностей и компенсаторных реакций тех систем и органов, на которые ожидается преимущественное воздействие производственных факторов.
Несколько слов следует сказать об особенностях морфологии и физиологии подросткового периода, так как они в значительной степени определяют особенности течения патологических процессов, а также специфику реакции подростков в процессе трудовой деятельности и адаптации к труду и должны.учитываться в практике ВПК.
Подростково-юношеский возраст (от 13 до 18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических и психологических особенностей, отличающих его от других периодов жизни. В морфофункциональном отношении этот период отличается бурным ростом всех органов и систем и главным образом энергичной перестройкой нейрогуморальных и нейро-регу-ляторных соотношений. Вследствие этих изменений у подростков могут иметь место:
1) выраженное повышение всех вегетативных реакций, неадекватность реакций характеру и силе воздействия - максимальный ответ даже на небольшие раздражители;
2) значительное повышение обмена веществ и энергетических трат, что, наряду с усиленно протекающими пластическими процессами, создает условия для снижения сопротивляемости к воздействию неблагоприятных факторов.
При профессиональном обучении подростки могут контактировать почти со всеми физическими факторами внешней среды (кроме проникающей радиации) и со многими химическими агентами. Доказано, что степень неблагоприятного влияния профессиональных факторов на организм подростков определяется не только длительностью контакта, но и комплексом условий (интенсивность воздействия и реактивность организма).
Для врача, работающего с подростками, совершенно недостаточно знания только возрастных особенностей, клиники и терапии тех или иных отклонений в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патологического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об особенностях профессий, о характере воздействия факторов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам. Знания в области гигиены труда необходимы для подбора подростку такой специальности, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-про-мышленными врачами и инженером по технике безопасности на каждую профессию должны быть составленысанитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие профессии на современном уровне развития производства.
Санитарная характеристика позволяет врачу прогнозировать влияние производственных условий и характера трудового процесса на организм подростка. Санитарная характеристика составляется по определенной схеме с обязательным описанием последовательности рабочего процесса и отдельных операций, применяемых материалов, оборудования и инструментария, рабочей позы (стоя, сидя, вынужденная). Кроме того, отмечаются сведения о наличии повышенных требований к отдельным анализаторам (слух, зрение, обоняние и т.д.), центральной нервной системе (внимание, координация движений, память и др.), а также о возможности воздействия производственных вредностей (пыль, шум, вибрация, химические вещества, неблагоприятные метеорологические условия).
Все профессии по санитарным характеристикам можно разделить условно на 4 группы:
К 1-й группе относятся профессии, где отсутствуют тяжелые условия труда и неблагоприятные производственные факторы. Это профессии сферы обслуживания, конторско-канцелярские работы, часовое производство, предприятия приборостроения и др. Школьники с отклонениями в состоянии здоровья, а также отклонениями в физическом и психическом развитии могут выбрать одну из многих профессий, включенных в данную группу.
2 группа объединяет профессии, связанные с временным воздействием неблагоприятных производственных факторов. Например, работа повара сопряжена с временным действием высокой температуры (23-38° С) и высокой относительной влажности. У подростка во время работы у плиты наблюдается обильное потоотделение, повышение температуры тела и учащение пульса до 140 уд./мин. Следовательно, дискомфортный микроклимат в производственном помещении время от времени предъявляет повышенные требования к органам дыхания и сердечно-сосудистой системе. Исходя из этого, профессия повара не может быть рекомендована подросткам, страдающим заболеваниями органов дыхания и кровообращения.
В 3 группу включены профессии, связанные с постоянным воздействием комплекса различных неблагоприятных факторов. Например, в работе ткача встречаются: действие повышенной температуры, запыленность; интенсивный шум (факторы риска для лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания), а также вынужденная поза (работа стоя), противопоказанная лицам с нарушениями осанки и плоскостопием. Таким образом, школьникам с заболеваниями сердца, легких, слуха и опорно-двигательного аппарата данная профессия противопоказана.
4 группа объединяет около 3000 профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда. Работа на этих предприятиях разрешена лишь с 18 лет. По указанным профессиям разрешено прохождение производственной практики (производственное обучение) лицам, обучающимся в ПТУ, учащимся старших классов общеобразовательных школ. Длительность пребывания - не более 4 часов в день при условии строгого соблюдения в этих производствах и на рабочих местах санитарно-гигиенических норм.