Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б )устанавливается в твердой сумме (обычный размер ), которая может варьироваться в зависимости от таких факторов как: инвалидность, достижение пенсионером 80-летнего возраста, наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи (повышенный размер ).

Обычный размер фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 января 2010 года составляет 2 562 рубля в месяц.

Повышенный размер устанавливается:

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы - 5 124 рубля в месяц (ее перерасчет в связи с достижением пенсионером 80 лет производится автоматически);

Лицам, на иждивении которых находятся один нетрудоспособный член семьи - 3 416рублей в месяц, два - 4 270 рублей в месяц, три и более - 5 124 рубля в месяц.

Одновременное наличие нескольких условий, дающих право на повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости, позволяет установить ее в еще более высокой сумме – конкретные величины содержатся в п. 5 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

После 1 января 2010 года базовый размер индексируется одновременно и на тот же коэффициент, что и страховая составляющая трудовой пенсии. Т.е. индексация затрагивает всю страховую часть пенсии, в которую теперь включается фиксированный базовый размер пенсии. Подробно об индексации пенсии - см. в подразделе «Индексация пенсий и пенсионного капитала» настоящего раздела.

!!! С 1 января 2015 года вводится зависимость величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости от общего стажа.

Фиксированный базовый размер пенсии будет повышаться на 6 % за каждый полный год стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. И соответственно будет уменьшаться на 3 % за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

Норматив стажа, при недостижении которого, происходит уменьшение фиксированного базового размера пенсии изначально - в 2015 году - составит 9 лет, и далее ежегодно будет увеличиваться на один год до достижения 25 лет для женщин и 30 лет для мужчин.



Уменьшение за недостижение норматива стажа не затрагивает лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в т.ч. за работу в особых условиях труда).

Продолжительность стажа, с учетом которого увеличивается или уменьшается базовый размер пенсии, будет определяться на момент:

- назначения пенсии – у лиц, впервые выходящим на пенсию в 2015 году и позже;

- достижения возраста 55 лет (женщинами) и 60 лет (мужчинами) - у лиц, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 года, и у лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в т.ч. за работу в особых условиях труда).

Расчет базового размера пенсии с учетом повышений или понижений будет производиться только один раз!

Увеличение фиксированного базового размера у пенсионеров-«северян»

Пунктами 6 - 14 статьи 14 Закона о трудовых пенсиях предусмотрено увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости:

Лицам, проживающим в северных районах (на соответствующий районный коэффициент) - пункт 6 ст. 14;

Независимо от места жительства - лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (фиксированный базовый размерь у них повышается на коэффициент 1,5)/ 20 лет в приравненных к ним местностях (фиксированный базовый размер у них повышается на коэффициент 1,3) и имеющим страховой стаж не менее 25 мужчины / 20 лет женщины. Увеличенный фиксированный базовый размер повышается при наличии у «северян» на то оснований (инвалидность, достижение 80 лет, наличие иждивенцев) – пункты 7 – 14 ст. 14.

Гражданам, имеющим право на увеличение фиксированного базового размера на соответствующий районный коэффициент в соответствии с пунктом 6 и одновременно на фиксированный базовый размер, предусмотренный пунктами 7 - 14 , по их выбору производится либо установление фиксированного базового размера с применением пункта6 , либо установление фиксированного базового размера в размерах, указанных в пунктах 7 - 14 .


21. Понятие инвалидности, ее группы, причины инвалидности. Система учреждений медико-социальной экспертизы..

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8559/

Глава 11. ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ / § 1. Понятие инвалидности. Причины и группы инвалидности и их юридическое значение

Пенсии по инвалидности - ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами и имеющим необходимый трудовой стаж.

§ 1. Понятие инвалидности. Причины и группы инвалидности и их юридическое значение

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. дает следующее понятие термина «инвалид».

Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона). Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 « О порядке признания граждан инвалидами», которым утверждено Положение о признании лица инвалидом. Граждане направляются на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. В случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель может обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно. Освидетельствование проводится только на основании письменного заявления лица либо его законного представителя.

Специалисты, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные медицинские документы, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

✓ нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

✓ ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

✓ необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Эти признаки должны присутствовать в комплексе, наличие одного из указанных признаков не является достаточным условием для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория « ребенок- инвалид».

В целях динамического наблюдения за течением патологического процесса и за состоянием трудоспособности проводится систематическое переосвидетельствование инвалидов. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Лицам, не достигшим 16- летнего возраста, группа инвалидности не устанавливается. Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях, а также возникшие в результате травм.

Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом, утверждены приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 4 июля 1991 г. № 177.

Инвалидность вследствие заболевания (или травмы), возникшего до достижения ребенком 16- летнего (учащимся - до 18- летнего) возраста, приведшего к утрате или снижению трудоспособности, именуется «инвалидность с детства».

При достижении ребенком возраста 16 лет он направляется на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности.

Если у инвалида с детства впоследствии развиваются иные заболевания, чем те, по которым он признан инвалидом с детства, или возникают травмы, дающие основание для изменения причины инвалидности, то по его желанию причина инвалидности может быть заменена.

Решение специалистов медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в главное бюро медико-социальной экспертизы. А в случае несогласия с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение может быть также обжаловано в суд.

Для пенсионного обеспечения юридическое значение имеет не только группа, но и причина инвалидности. Причина инвалидности определяется также государственной службой медико-социальной экспертизы одновременно с установлением группы инвалидности.

Для пенсионного обеспечения по Закону РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» юридическое значение имеют следующие причины инвалидности: трудовое увечье (ст. 39), профессиональное заболевание (ст. 40), общее заболевание (ст. 43), военная травма (ст. 41) и заболевание, полученное в период военной службы (ст. 42).

Законом РФ « О донорстве крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г. предусматривается, что инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья (ст. 8).

Инвали́дность (лат. invalidus - букв. «несильный», in - «не» + validus - «силач») - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями .

Инвали́д - человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений .

В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определённые особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства .

· 1Терминология

· 2Законодательство РФ, связанное с инвалидностью

· 3.1Определение 1 группы инвалидности

· 3.2Определение 2 группы инвалидности

· 3.3Определение 3 группы инвалидности

· 3.4Дети-инвалиды

· 4Права инвалидов и интеграция в общество

Терминология

Принято различать следующие ключевые понятия :

· дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;

· инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или нарушения, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;

· нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

Слово «инвалид» (от латинского слова, буквально означающего кроме «бессильный», также «непригодный», поэтому второе значение имеет и англ. invalid ) в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.

Общественные организации инвалидов считают , что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенёсший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Гражданам Российской Федерации, осуществлявшим трудовую деятельность официально, гарантируется государством страховая пенсия по старости. Не так давно система назначения и исчисления пенсионных выплат в РФ подверглась реформированию. Разберем, что такое страховое содержание по старости, каков его размер в 2019 году.

Скачать для просмотра и печати:

Понятие

В нормативно-правовой базе дается полное определение описываемой преференции. Страховая пенсия по старости - это ежемесячные отчисления из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) в адрес получателей. Характеризуют такие выплаты, как условно накопительные. Цель их состоит в компенсировании гражданам недополученного по причине утраты трудоспособности дохода.

Внимание: финансирование страховых пенсий проводится на основании принципа распределения солидарного дохода ПФР.

В чем отличие от трудовой


В прежние годы в соответствующем законодательстве пенсия обозначалась как трудовая. После проведения реформирования этот термин заменили страховыми выплатами. Отличие состоит в принципе учета вклада гражданина, дающего право на назначение содержания по старости.

  1. Прежде проводился подсчет общего стажа работы. Его размер влиял на сумму пенсионной выплаты.
  2. Теперь в расчет берутся периоды:
    • страхового стажа - времени, когда за труженика вносились взносы в ПФР;
    • включенные в перечень исключений, а именно:
    • ухода за детьми;
    • присмотра за инвалидами 1 группы; и гражданами, перешагнувшими 80-летний порог;
    • срочной службы;
    • некоторые другие.
Внимание: учет нестраховых периодов в расчете начислений производится только для граждан, которые до их наступления или сразу после были трудоустроены.

Начиная с 2015 года, право на пенсию учитывается в баллах или коэффициентах. Эти показатели переводятся в рубли на основании утвержденной правительством цены одного балла.

Условия получения страховой пенсионной выплаты

Самой распространенной выплатой в пользу граждан из бюджета ПФР на 2019 год является страховая пенсия. Это связано с тем, что накопительная система была заморожена правительством. Центробанку РФ поручено провести мероприятия по проверке и учету негосударственных пенсионных фондов, планирующих работать со вкладами граждан.

Условия оформления страховой пенсии, назначаемой в связи с возрастной нетрудоспособностью, содержатся в восьмой статье закона «О страховых пенсиях». К ним относятся:

  1. Достижение гражданином указанного в тексте документа возраста.
  2. Наличие подтверждения перечислений в бюджет ПФР взносов в течение строго определенного периода или более.
  3. Присутствие в пенсионном деле информации о минимальном количестве индивидуальных коэффициентов.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Конкретные параметры условий

Данные три правила являются обязательными и достаточными для получения бессрочных выплат по старости. Только некоторые граничные показатели в настоящее время подвержены изменениям.

  • Общий возраст пока остается прежним:
    • 55-летие для женщин;
    • 60-летие для мужчин.

Внимание: законом установлен перечень условий, при которых возможно льготное назначение пенсий до установленного возрастного порога. Также существуют случаи, когда возраст выхода на пенсию превышает общий. В частности, у госслужащих.

  • Показатель по стажу в идеале должен составлять 15 лет. Однако такое требование будет установлено только к 2024 году. На 2019 г. он равен 10 годам, так как идет процесс постепенного перехода на новые условия страхового обеспечения.
  • То же касается показателя индивидуальных коэффициентов (баллов). К 2025 году на страховую пенсию сможет претендовать гражданин, накопивший 30 баллов.
Для справки: до 2015 году пенсию начисляли гражданам, чей трудовой стаж превышал 5 лет.

Кому положена льготная по срокам пенсия


Законодательно определены две большие группы граждан, которые могут претендовать на досрочные социальные выплаты из ПФР. Их разделяют по следующим признакам:

  • условия осуществления трудовой деятельности;
  • принадлежность к определенным социальным категориям.

Информация о конкретных льготных условиях содержится в действующем законодательстве:

  1. Так, к первой группе принято относить людей, работавших определенное время во вредных условиях, на опасных производствах, на Крайнем Севере. Профессии перечислены в специальных списках. Однако учтут льготные условия тогда, когда труженик сможет доказать перечисление повышенных сумм в бюджет ПФР. Его должно осуществлять предприятие.
  2. К льготникам по социальным признакам причисляют:
    • многодетных матерей (пять и более детей);
    • родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
    • инвалидов, получивших травмы во время боевых действий;
    • и других.

Важно: использовать право на досрочное назначение содержания по старости можно при условии наличия:

  • страхового стажа, определенного законом;
  • принадлежности к одной из льготных категорий;
  • минимальных показателей баллов: 16,2 в 2019.

Размер страховой выплаты по старости


Принципиально новую методику разрабатывали таким образом, чтобы конечные выплаты по старости зависели от:

  • продолжительности официальных периодов трудоустройства;
  • размеров заработной платы;
  • возраста обращения за пенсией.

Логика процесса формирования солидарного пенсионного бюджета такова:

  1. Когда труженик оформлен официально, за него предприятие вносит вклад в ПФР, равный 22% от зарплаты (за исключением определенных сумм).
  2. Сумма взноса перечисляется в индивидуальные коэффициенты (ИПК) и учитывается в персональном деле.
  3. Количество баллов напрямую зависит от:
    • величины взноса (то есть зарплаты);
    • продолжительности платежей.
Внимание: принцип нового расчета строится на заинтересованности тружеников в повышении пенсионных выплат в старости. Чем больше работает человек, тем выше его содержание.

Структура страховых пенсионных начислений по возрасту


Страховая пенсия состоит из двух частей, рассчитываемых отдельно. В нее входят такие составляющие:

  • базовая;
  • премиальная.

Последняя зависит от накопленных за годы работы коэффициентов. А базовая или фиксированная составляющая (БВ) одинакова для всех граждан. Она является частью пенсии, гарантируемой государством.

Кроме того, для определенных категорий граждан установлено повышение фиксированной составляющей. К ним относятся:

  • инвалиды 1 группы;
  • престарелые граждане, перешагнувшие 80-летний порог;
  • люди, работавшие или проживающие в регионах Крайнего Севера или приравненных (кратно установленным коэффициентам для данных территорий).
Внимание: для стимулирования более позднего обращения за пенсией по старости введены повышающие коэффициенты. Они применяются к обоим составляющим выплат.

Формула для расчета пенсионного обеспечения


Несмотря на запутанность методики, подсчет осуществляется довольно просто.
Так, специалисты ПФР с 2015 года применяют такую формулу:

  • РСП = ИПК х СОБ + БВ, где:
  • РСП - обозначает размер конечной страховой выплаты по старости;
  • ИПК - как обозначено выше, накопленные индивидуальные коэффициенты или баллы;
  • СОБ - эквивалент одного балла в рублях, определенный на дату назначения;
  • БВ - базовая выплата.
Внимание: фиксированные показатели из формулы (БВ и СОБ) устанавливаются правительством РФ и ежегодно подвергаются индексированию.

Стоит отметить, что данная формула касается в равной степени всех граждан. Тем, за кого в ПФР производство перечисляло до 2015 года, произведут конвертацию сумм взносов в баллы.

Размер базовой (фиксированной) выплаты в 2019 году


В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2017 год базовая выплата была увеличена на 5,8%. Ее сумма составляла 4823,37 р. Однако такую составляющую в 2017 году получали не все пенсионеры.

В 2016 году правительство пришло к выводу о том, что денег на индексирование пенсий не хватает. Было принято решение оставить без ежегодного повышения, связанного с инфляционными процессами, работающих получателей содержания по старости.

Внимание: базовый показатель для работающих пенсионеров остался на уровне 2016 года - 4558,93 р. В 2018 г. после проведенной индексации он был равен 4982,9 р. Скачать для просмотра и печати:

Как назначается страховое содержание по старости


При наступлении соответствующих правовых условий претенденту следует написать заявление в ближайшем отделении ПФР. Делать это можно:

  • лично;
  • почтовым отправлением;
  • через представителя;
  • на официальном сайте ПФР (через интернет);
  • в многофункциональном центре (если таковой действует в городе).

Общие правила обработки заявок таковы:

  1. Пенсионные выплаты назначаются с даты обращения, однако не ранее наступления права на них;
    • исключением является случай обращения в течение месяца со дня увольнения (датой исчисления страховой пенсии считается следующий за прекращением трудовой деятельности день);
  2. На обработку документов специалистам ПФР дается десять рабочих дней:
    • исключением являются случаи, когда требуется предоставить дополнительные документы;
    • на такую работу отводится три месяца без изменения даты назначения пенсии;
  3. Обоснованный отказ пересылается на адрес заявителя в течение пяти дней;
    • в письме должны быть указаны сроки и условия обжалования такового.
Важно: назначается страховая пенсия в связи с достижением предельного возраста труда бессрочно, то есть решение не содержит данных об окончании перечислений.

Перечень необходимых документов


Существует ряд документов, которые потребуются в обязательном порядке. Так, с собой рекомендуется иметь оригиналы и копии таких бумаг:

  • паспорта претендента или вида на жительство для иностранцев (им ограничивается срок назначения пенсионных начислений);
  • свидетельства об обязательном пенсионном страховании (СНИЛС);
  • трудовой книжки, справки о работе на предприятиях, если данные не внесены в официальный документ;
  • данные о доходах за 60 месяцев, следующих подряд в трудовой книжке.
Важно: на основании справки о доходах будет исчисляться размер итоговой выплаты. Поэтому претенденту позволено самостоятельно выбрать наиболее выгодный период.

Однако периоды получения больших доходов должны отвечать таким условиям:

  • охватывать полные 60 месяцев, за исключением сроков, когда гражданин не трудился официально;
  • следовать друг за другом в трудовой книжке (исключать какой-либо не допускается).
Внимание: специалисты ПФР самостоятельно изучат данные о зарплате претендента начиная с 2000 года. Выбран будет наиболее выгодный период. Важно: зачастую для назначения выплаты требуются иные бумаги. Об этом претенденту сообщает специалист ПФР. Информацию, хранящуюся в госорганах, последние получают самостоятельно.

Пример расчета минимальной пенсии по старости


Для определения того, какова самая малая сумма страховой выплаты, можно воспользоваться приведенными выше данными на 2018 год:

  • базовая выплата 4 982,9 р.;
  • стоимость одного балла - 81,49 р.;
  • количество минимально необходимых коэффициентов - 13,8.

Подставив все в формулу, получаем:

11,4×78,58 р. + 4823,37 р. = 6106,56 р.

Важно: полученная сумма значительно ниже прожиточного минимума. К таким страховым пенсиям полагаются федеральные надбавки, которые повышают их размеры.

Где получают пенсионные суммы по старости


Способ перечисления содержания определяется заявителем в период написания заявки.
Как правило, используются такие перечисления:

  • через почтовое отделение;
  • на расчетный счет в банке.
Внимание: в заявке должны содержаться точные и достоверные данные о соответствующих реквизитах получателя.

Способ перевода денег может быть изменен получателем в инициативном порядке. Для этого следует написать заявление в отделении ПФР.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Полное разъяснение касательно фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (в дальнейшем ФБР) содержится в ст. 14 Закона о пенсиях. Согласно его положениям, для инвалидов первой группы и людей старше 80 лет предусмотрена двукратная сумма ФБР. Таким образом, с 2010 года для обычных получателей пенсии по старости ежемесячная сумма равна 2562 руб., а для выше указанных категорий пенсионеров- 5124 руб.

Помимо этого, когда на иждивении пенсионера есть нетрудоспособные члены семьи, начисляется повышенная сумма ФБР, будь то трудовая пенсия по старости либо по инвалидности. Вне зависимости от вида пенсионного обеспечения, установлен одинаковый порядок вычисления данного показателя. То есть, при расчете трудовой пенсии по инвалидности и по старости, учитываются одинаковые категории иждивенцев, на каждого из которых предусматривается увеличение ФБР на 854 руб. Однако, общая сумма не может превышать 2562 руб.

Для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, фиксированный базовый размер страховой части для 3 категорий пенсий - по старости, по инвалидности, по потере кормильца, возрастает на районный коэффициент. Он устанавливается Правительством в зависимости от места жительства, на весь срок проживания этих лиц в обозначенной местности. Если человек переезжает в иной район Крайнего Севера либо приравненную к нему местность, где приняты другие районные коэффициенты, определение ФБР осуществляется с учетом коэффициента, действующего на новом месте жительства. В случае переезда на новое место проживания за границу Крайнего Севера районный коэффициент в расчет не берется.

Гражданам, получающим пенсию по старости, которые продолжительное время работали на Крайнем Севере либо приравненных к нему районах, а также имеющие страховой стаж не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины), предусмотрен увеличенный ФБР. Если календарный стаж работы пенсионера на Крайнем Севере (с учетом работы в приравненной к нему местности) составляет 15 лет и больше, обычный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (в частности установленный с учетом возраста 80 лет либо инвалидности I группы и иждивенцев) умножается на коэффициент 1,5, а в случае наличия стажа не меньше 20 лет - на 1,3.

Если гражданин претендует на повышение ФБР на районный коэффициент по причине проживания в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним областях, а также на увеличение данного показателя в связи с продолжительной работой в этой же местности, он может выбрать между повышенной суммой ФБР с учетом длительности работы на Крайнем Севере или других, приравненных к нему районах, либо увеличением фиксированного базового размера на соответствующий районный коэффициент.

В 2015 году были внесены изменения в пенсионное законодательство по которым
расчет ФБР будет проводиться с учетом длительности страхового стажа. Также с 2015 года размер ФБР будет увеличиваться на 6% за каждый страховой год если на день назначения пенсии общий стаж превышает 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин.

Если страховой стаж меньше требующегося срока, тогда ФБР будет уменьшен на 3% за каждый страховой год, который недостает до необходимых 25 лет для женщин и 30 лет для мужчин. Переход к уменьшению показателя по причине отсутствия достаточного стажа будет происходить постепенно. Стоит отметить, что такой порядок не распространяется на лиц, претендующих на досрочное пенсионное обеспечение, и у которых снижение ФБР вообще не предусмотрено.

Первоначально, с начала 2015 года длительность страхового стажа, при котором снижается величина ФБР, составляет 9 лет и каждый год будет увеличиваться на 1 год до достижения 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. Таким образом, в 2015 году ФБР будет уменьшен если у человека, выходящего на пенсию, нет 9 лет стажа, в 2016 - нет 10 лет стажа, 2017 году - 10 лет и т.д.

Лицам, начавшим получать пенсию до начала 2015 года, установление ФБР в зависимости от длительности стажа, будет проводиться с 1 января 2015 года. При этом, в учет берется продолжительность страхового стажа, который был приобретен на момент достижения лицами 55-летнего возраста для женщин и 60-летнего возраста для мужчин. Подсчет стажа, срок которого повлияет на уменьшение либо увеличение ФБР, выполняется разными способами.

Страховой стаж, при котором размер ФБР будет уменьшен, включает в себя все, засчитываемые в стаж, периоды деятельности, в соответствии со статьями 10, 11 Закона о пенсиях. В частности это:

  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории государства, если за данный период были уплачены взносы в отечественный Пенсионный фонд;
  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории иных государств, которая предусмотрена российскими законами либо международными договорами, или при внесении в Пенсионный фонд страховых взносов;
  • прохождение службы в отечественных Вооруженных силах или другой приравненной к ВС службы;
  • получение пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за ребенком до достижения им полуторагодичного возраста. Однако, в общей сложности срок не должен превышать 3 года;
  • получение пособия по безработице;
  • переезд для трудоустройства в другое место по направлению службы занятости;
  • участие в оплачиваемых общественных работах;
  • нахождение под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы, ссылка граждан, которые были незаконно привлечены к уголовной ответственности либо необоснованно репрессированы и в дальнейшем реабилитированы;
  • уход за лицом старше 80 лет, инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом;
  • проживание супруга (и) военнослужащего контрактника в районах где у них не было возможности трудоустроиться. Однако в общей сложности этот период не может превышать 5 лет;
  • проживание за рубежом супруги (а) работника российских дипломатических учреждений и других представительств РФ. Однако, максимальный срок не может превышать 5 лет.

В страховой стаж, при котором увеличивается ФБР, входят периоды деятельности, предусмотренные рядом положений Закона о трудовых пенсиях и Федеральным законом No 18-Ф3. К таковым периодам относится:

  • срочная служба в ВС РФ;
  • уход за ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста, но не больше 3 лет;
  • уход за лицом старше 80 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы;
  • проживание супруги (а) военнослужащего контрактника в районах, где отсутствует возможность трудоустроиться, но не больше 5 лет;
  • проживание за рубежом супруги (а) сотрудника дипломатических учреждений и других иностранных представительств РФ, но не больше 5 лет.

Краткое обобщение порядка установления ФБР с примерами

1. Лицу, которое выходит на пенсию по старости, длительность стажа, учитываемого при определении ФБР, будет определяться в день назначения пенсионного обеспечения. В случае перерасчета ФБР, страховой стаж, приобретенный после оформления пенсии (если пенсионер продолжал работать), не учитывается, даже когда первоначально установленная сумма ФБР была сокращена по причине отсутствия достаточного стажа.

2. Лицу, выходящему на досрочную пенсию, устанавливается обычный размер ФБР. При достижении 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин, данный показатель будет пересмотрен с учетом длительности стажа, который был приобретен на момент наступления указанного возраста. В том числе учитывается стаж, заработанный после назначения пенсии. Для граждан, вышедших на досрочную пенсию, изменение суммы ФБР за стаж свыше 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин может выполняться только в сторону увеличения.

3. Лицам, оформившим пенсию по старости до 2015 года, ФБР в дифференцированном размере исходя из длительности стажа, будет установлен с начала 2015 года с учетом страхового стажа, который имелся на момент достижению этими лицами возраста 55 (женщинам) и 60 лет (мужчинам) соответственно. Это также относится к гражданам, вышедшим на пенсию позже указанного возраста, и пенсионерам «досрочникам».

Стоит отметить, что при установлении суммы ФБР в зависимости от длительности страхового стажа нужно обратить внимание на некорректность принятой редакции ст. 14 Закона о пенсиях. При буквальном прочтении создается впечатление о невозможности увеличения либо уменьшения суммы ФБР с учетом размера стажа определенным категориям граждан. Однако это не соответствует действительности. Изменение ФБР производится согласно п. 2 статьи 14 Закона о пенсиях.

Таким образом, ежемесячная сумма ФБР составляет 4 тыс. руб. В случае наличия иждивенца, сумма возрастает до 5333,33 руб., поскольку на 1 иждивенца дополнительно положено 1333,33 руб. в месяц.

Допустим, что пенсионеру-мужчине положено увеличение ФБР на 18%, т.к. продолжительность его стажа составляет 33 года, то есть на 3 года больше необходимого минимума. Произведем расчет общей суммы ФБР.

1. 4000 руб. + 18% = 4720 руб.

2. 4720 руб. + 1333,33 руб. (сумма на 1 иждивенца) = 6053,33 руб. - общая положенная сумма ФБР.

У 80-летней женщины страховой стаж составляет 26 лет. Если для обычных лиц ФБР составляет 4 тыс. в месяц, то такой категории пенсионеров (достигших 80 лет) ежемесячно положено 8 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

1. 4000 руб. + 6% (+6% за каждый год свыше 25 лет стажа) = 4240 руб.

2. 8000 руб. - 4000 руб. = 4000 руб. - это фактическое увеличение обычного ФБР за достижение 80 лет.

3. 4240 руб. + 4000 руб. = 8240 руб. - общая положенная сумма ФБР.

Пенсионер-мужчина имеет 15 лет работы на Крайнем Севере и 31 год стажа. В этом случае ФБР равен 6 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

1. 4000 руб. + 6% = 4240 руб.

2. 6000 руб. - 4000 руб. = 2000 руб. - фактическое увеличение обычного ФБР за северный стаж.

3. 2000 руб. + 4240 руб. = 6240 руб. - общая положенная сумма ФБР.

Мужчине, у которого на содержании есть 1 иждивенец, нужно уменьшить общую сумму ФБР на 6%, поскольку его стаж составляет 28 лет, то есть не достает 2 года. Произведем расчет общей суммы ФБР.

1. 4000 руб. - 6% = 3760 руб.

2. 3760 руб. + 1333,33 (доплата на 1 иждивенца) = 3893,33 руб. - общая положенная сумма ФБР.

Базовая часть из всех составляющих пенсии является самой маленькой. Ее размер в 2002 году составлял 450 рублей в месяц, но с тех пор она, конечно, заметно выросла. Сумма меняется с каждым годом и зависит от нескольких факторов. Ее основная функция – обеспечение человеку некой социальной базовой гарантии, откуда и пошло название.

Когда можно получать базовую часть пенсии

Сумма базовой части пенсии положена всем лицам, кто достиг пенсионного возраста и имеет трудовой стаж как минимум в пять лет. Повышенные ставки базовой части пенсии могут быть установлены для инвалидов, для граждан старше восьмидесяти лет. В базовой части объединены минимальная пенсия, компенсационные надбавки и доплаты.

Чтобы росли и базовая, и накопительная части пенсии, должен быть обеспечен постоянный прирост финансовых средств в Пенсионный фонд. Правительство России во время проведения пенсионной реформы специально с этой целью разработало и заложило в государственную систему дополнительный механизм для накоплений, который поможет желающим самостоятельно формировать размер своей будущей пенсии.

Откуда берутся средства для выплаты базовой части пенсии

Формально базовая часть финансируется за счет взносов, которые уплачивает работодатель. Фактически же выплаты производятся за счет федерального бюджета и не зависят от того, какова конкретно величина взносов. Государство обязуется не только обеспечивать гражданам этот минимум, но и довести постепенно его размер до уровня установленного для пенсионеров прожиточного минимума.

Постепенно базовая часть пенсии действительно увеличивается. Ежегодно ее размер индексируется государством, при этом учитываются темпы роста цен. Размер определяется в пределах средств, которые выделены для этой цели в бюджете ПФР, федеральном бюджете.

Капитал, учитываемый на индивидуальном счете человека в ПФР, не является настоящими деньгами. Можно охарактеризовать его как права на определенную денежную сумму. Взносы, которые поступают на индивидуальный пенсионный счет в настоящее время, только записываются за правообладателем, а реальные деньги уходят в бюджет ПФР, чтобы выплачивать страховую часть пенсии нынешним гражданам-пенсионерам. В будущем на сумму таких прав человеку будут начислены реальные деньги. А вот их сумма будет определена, исходя из того, каковы на тот момент будут возможности государственного бюджета. Выплачиваться она будет из взносов будущего поколения. В зависимости от демографической и экономической ситуации, эта сумма может быть большей или меньшей.

В пенсионной системе России в 2016 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Повышение пенсий и социальных выплат

В 2016 году будут проиндексированы страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Важным нововведением является то, что с 2016 года страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года будут увеличены на 4%.

Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2016 года будут повышены на 4% всем пенсионерам независимо от факта работы. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Планируется вторая индексация пенсий во втором полугодии 2016 года, решение о которой будет приниматься в середине 2016 года исходя из финансовых возможностей государства.

В феврале 2016 года на 7% будут увеличены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) - самой массовой социальной выплаты, осуществляемой ПФР. Одновременно с индексацией ЕДВ увеличится и стоимость набора социальных услуг, который федеральные льготники могут получать как в натуральной форме, так и в денежном эквиваленте.

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.

Назначение пенсий

В соответствии с пенсионной формулой, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2016 году необходимо иметь не менее 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2016 году, составляет 7,83.

Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2016 году составляет 234 месяца.

Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выходя из дома - граждане могут подавать заявления о назначении пенсии через Личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Выплата страховой пенсии работающим пенсионерам

С 2016 года работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

Индексация страховых пенсий в феврале 2016 года будет распространяться только на пенсионеров, которые не осуществляли трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 года.

Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, такой пенсионер будет считаться работающим, если он состоял на учете в ПФР в качестве страхователя по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом Пенсионный фонд. Подать в ПФР заявление можно по 31 мая 2016 года. После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации.

Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

Если пенсионер прекратил работать после 31 марта 2016 года, подавать заявление в Пенсионный фонд нет необходимости. Дело в том, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена ежемесячная упрощенная отчетность и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.

Пенсионерам, которые работали в 2015 году, в августе 2016 года будет произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2015 год пенсионных баллов, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов.

Мораторий на формирование пенсионных накоплений

Принято решение законодательно продлить на 2016 год мораторий на формирование пенсионных накоплений. Это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6%, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, будут направляться на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, будут участвовать в формировании пенсии. При этом индексация страховой пенсии за последние годы выше, чем средняя доходность от инвестирования пенсионных накоплений.

Материнский капитал

Ключевым нововведением в области распоряжения средствами материнского капитала будет возможность направления его средств на покупку товаров и оплату услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

ПФР начнет принимать заявления с подтверждающими документами от владельцев сертификатов после того, как Правительство РФ утвердит соответствующий перечень товаров и услуг, а также правила направления средств материнского капитала на их приобретение.

Программа материнского капитала продлена на два года. Теперь для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2018 года. При этом, как и раньше, само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.

В 2016 году Пенсионный фонд продолжает принимать заявления от владельцев сертификата на предоставление единовременной выплаты в размере 20 000 рублей. Подать заявление могут проживающие на территории Российской Федерации семьи, которые получили или получат право на материнский сертификат по состоянию на 31 декабря 2015 года и не использовали полностью всю сумму материнского капитала.

Чтобы получить единовременную выплату заявление в ПФР нужно подать не позднее 31 марта 2016 года. Полученные деньги семьи могут использовать на повседневные нужды.

В 2016 году размер материнского капитала остается на уровне 2015 года - 453 026 рублей.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2016 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2016 году проиндексирован и составляет 796 тысяч рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2016 году составляет по Списку №1 - 9%, по Списку №2 и «малым спискам» - 6%. Если работодатель провел спецоценку условий труда, по ее результатам устанавливается класс условий труда на рабочих местах и размер дополнительных тарифов страховых взносов.

Льготные тарифы страховых взносов остаются для многих категорий страхователей, в их числе плательщики страховых взносов, которые получили статус участника свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и другие.

Как и в 2015 году, если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью. Последними датами сдачи отчетности в бумажном виде в 2016 году являются 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде - 20 февраля, 20 мая, 22 августа, 21 ноября.

Планируется, что со II квартала 2016 года для работодателей будет введена дополнительная ежемесячная упрощенная отчетность. Ее цель - определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность. Эти сведения избавят пенсионера от похода в Пенсионный фонд и подачи заявления о возобновлении индексации страховой пенсии. Об особенностях представления этой отчетности Пенсионный фонд более подробно будет информировать работодателей в I квартале 2016 года.

Размер МРОТ в 2016 году составляет 6 204 рубля. В результате для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам, фиксированный платеж составляет 19 356,48 плюс 1% от суммы свыше 300 тыс. рублей, но не более 154 851,84 рубля.

Кроме того, с января 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых взносов плательщиками из числа самозанятого населения, по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.

Более подробно ознакомиться со всеми изменениями в части уплаты страховых взносов и представления отчетности можно на сайте ПФР в разделе «Страхователям».