В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого - педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. детский сад обучение образовательный

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения . Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

прогулка , которая состоит из:

  • - наблюдений за природой, окружающей жизнью;
  • - подвижных игр;
  • - труда в природе и на участке;
  • - самостоятельной игровой деятельности;
  • - экскурсии;
  • - сюжетно-ролевые;
  • - дидактические игры;
  • - игры-драматизации;
  • - спортивные игры;

дежурство детей по столовой, на занятиях:

  • - труд:
  • - коллективный;
  • - хозяйственно-бытовой;
  • - труд в уголке природы;
  • - художественный труд;

Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги;

В ДОУ - выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  • ? предметно-игровая,
  • ? трудовая,
  • ? спортивная,
  • ? продуктивная,
  • ? общение,
  • ? сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Работа в детском саду ведется по следующим направления:

  • -Социально-коммуникативное развитие;
  • -Познавательное развитие;
  • -Речевое развитие;
  • -Физическое развитие;
  • -Художественно-эстетическое развитие.

Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.

Рассмотрим формы и методы работы с детьми в новых условиях по всем направлениям развития личности ребенка.

Обновление содержания образования требует от педагогов:

  • - применения новых современных форм работы с детьми;
  • -интегрированной образовательной деятельности;
  • -проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду) ;
  • - изготовление макетов;
  • -проблемная ситуация;
  • -игровые обучающие ситуации;
  • -эвристические беседы;
  • - коллекционирование;
  • -творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок;

Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.

Наши занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.

Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.

Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

В основе обучающих игр, которые мы применяем на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

Используем мы в своей работе и метод проектов. Суть этого метода - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. Дошкольный возраст - благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка - этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога - старшего товарища и наставника, детей, родителей и других педагогов.

Каждое учреждение образования стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций у учащихся.

Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.

Мы с ребятами готовим в основном исследовательские и информационные проекты. К организации поисковой и творческой деятельности мы подключаем родителей, родственников детей. Выбор экологической тематики проектов встречается часто: вопросы окружающей среды доступны для понимания дошкольников, а реализация проекта позволяет им увидеть результаты проделанной работы.

Стимулирование экологической деятельности ребят через проектные технологии - мощный фактор повышения качества экологического воспитания.

Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Участие в создании проекта предлагает нашим воспитанникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.

Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе. Наши дети начинают понимать, что и от них зависят позитивные изменения. Участие в проекте формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим, повышается не только самооценка ребенка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т.к. дошкольники становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.

Метод проектов находит все большее распространение. Почему мы в своей деятельности используем метод проектов? Причин тому несколько:

  • 1. необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;
  • 2. актуальность приобретения коммуникативных навыков,
  • 3. значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.

С введением нового ФГОС с своем ДОУ мы стали широко использовать такой метод работы с детьми как путешествие по «реке времени» (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему). Его еще можно назвать «методом каталога».

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. На занятиях фантазирования дети дошкольного возраста играют в “Изобретателей”. Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

Методы и приемы работы с ребенком

Под методами воспитания понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата.Средства воспитания - все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и пр. Приемы воспитания - частные способы (операции) использования методов и средств.

Существует немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение. К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример. К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, приучение, требование, принуждение.

Каждому методу свойственны свои методические приемы. Успех применения методов зависит от условий, авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности, педагогической грамотности, а главное - личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др. Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его: отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут. Успех воспитания и обучение во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

1.​ Метод «Режим дня»

Этот метод необходимо вводить с младенческого возраста. Это один из самых простых методов избежать огромного количества проблем:

Во-первых, если в возрасте 2-3 х лет ребенку ввели режим дня, то можно спокойно планировать свою жизнь: работу, отношения и учебу вплоть до средней школы.

Во-вторых, режим дня – это основной способ для достижения необходимого поведения от наших детей. Если вы хотите избавиться от тяжелых утренних подъемов и вечерних истерик ребенка, введите и поддерживайте режим дня на протяжении как можно более длительного времени.

В-третьих, в психике человека есть некоторая особенность: человек в особенности после шести часов вечера настроен на восприятие мира не логически, а чувственно. Если вам удается выработать у ребенка привычку на протяжении длительного времени ложится и вставать в определенное время, то вам будет легче настроить его на восприятие информации логическим способом. И чем раньше он ложится и раньше встает, тем лучше.

Зная эту особенность, Вы сможете выбрать наилучшее время, как для внушительных бесед, так и для разговоров о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях с окружающими.

Очень часто мы начинаем серьезный разговор с ребенком вечером, потому что с утра у нас нет времени на это. Нам нужно собираться на работу, вести ребенка в садик. Это большая ошибка. Ведь так называемый серьезный разговор затрагивает зону логики. Поэтому самое лучшее время для подобных бесед это утро.

Вечернее же время больше подойдет для бесед о внутреннем мире ребенка, об эмоциях, пережитых за день. Можно обсудить вопросы, которые возникают у ребенка по мере взросления.

Безусловно, когда-нибудь наступит момент, когда ребенок скажет: «Не хочу!». Довольно часто такой переходный момент становится камнем преткновения между родителями и детьми. Как выходить из такой ситуации?

Необходимо от режима дня перейти к распорядку дня. Как это сделать? Вам нужно договориться с ребенком, что у него есть некоторый промежуток времени, в пределах которого он может выполнить просьбу родителя.

«Хорошо, ты можешь не спать, а полежать. Но в 10 часов я выключу свет».

2. Метод альтернативы

Метод альтернативы для детей разного возраста должен применяться по-разному.

Чем младше ребенок, тем меньше альтернатив ему нужно предоставлять. Родители маленького ребенка могут поставить вопрос таким образом, что альтернативы на самом деле не будет.

Ребенок не хочет спать. И мама с папой говорят: «Ты можешь выключить

телевизор сейчас или через 15 минут». «Через 15 минут», говорит ребенок.

«Но через 15 минут ты его выключишь, правда?». «Да» отвечает ребенок.

Он просто переключается на то, что ему позволили еще 15 минут посмотреть мультик, и вопрос о том, что он телевизор не выключит, вообще не встает.

С более старшими детьми также можно применять этот прием.

Ты почистишь зубы до того как оденешься или после?

Ребенок переключается на то, что надо одеваться, а не на то, что ему не хочется чистить зубы.

Метод альтернативы можно использовать довольно длительный период времени. Но чем старше ребенок становится, тем больше альтернатив он требует. Подросток уже начинает понимать, что таким образом родители пытаются им манипулировать, и он говорит:«Не буду делать ни того, ни другого».

И в тот момент, когда этот педагогический прием не срабатывает, нужно переходить на другой прием.

3. Прием «Я заметил(а)»

Например, ситуация, мама заходит в комнату к ребенку и видит полный беспорядок, хотя с утра просила убраться. Мама спрашивает, убрался ли он в комнате,

Маленький ребенок, скорее всего, подскочит и начнет убираться, потому что ему хочется порадовать маму.

Подросток может ответить так: «Убрался». Вы видите прежний беспорядок и спрашиваете: «А это что?». И вы начинаете указывать ему на разбросанные вещи, эмоциональное напряжение начинает нарастать. Ребенок тоже реагирует эмоционально: «А мне все это нравится, у меня порядок, меня все устраивает!».

Подросток может ответить и по-другому: «Не убрался, я это сделаю потом». Возникает законный вопрос: «Когда потом?» и тоже начинается борьба-противостояние.

Как выходить из подобной ситуации? Во-первых, необходимо запомнить, что не надо задавать детям вопросы риторического характера. Не надо задавать вопросы, которые не требуют ответа.

Если Вы видите ответ на свой вопрос, что в его комнате не убрано, то не ставьте себя в ситуацию, когда Вам придется, либо доказывать свою правоту, либо оправдываться.

Вместо того чтобы задавать риторический вопрос, достаточно использовать фразу «Я заметила». «Я заметила, что ты до сих пор не убрался. Ты сделаешь это сейчас или после ужина?».

В этой фразе Вы можете объединить оба метода: и альтернативу и фразу «я заметила». Когда вы предъявляете свои требования в альтернативном характере, ребенок понимает, что вы хотите добиться от него определенного действия. Но это не ультиматум. Таким образом, вы показываете готовность

обсуждать. В подростковом возрасте это хорошо срабатывает.

На разных возрастных этапах нам приходится искать различные методы работы с ребенком. Кто-то из Вас скажет, что с его ребенком эти методы не срабатывают, вы пробовали их использовать, а ребенок вас по-прежнему не слушается.

Когда мы говорим, что не срабатывает, чаще всего оказывается, что мы контролируем поведение своего ребенка, чтобы он делал так, как этого хотим мы. То есть фактически мы хотим, чтобы ребенок нас слушался. Таким образом, мы воспитываем в ребенке послушание.

Но задумайтесь, послушание – это именно то, что мы хотим воспитать в своих детях? Не случится ли так, что беспрекословное послушание потом может навредить нашему ребенку? Вот мы с малого возраста учим ребенка слушаться взрослых, говорим ему, что мама с папой знают все лучше него, взрослые более опытные и мудрые. И вдруг ребенок оказывается в ситуации, когда ему, возможно, не следует слушаться взрослого. А он воспитан таким образом, что он обязан слушаться. И эта ситуация бывает достаточно опасна. К Вашему ребенку на улице подходит посторонний человек. Ребенок понимает, что это посторонний человек, но с другой стороны, это же взрослый дядя. А мама с папой сказали, что нужно слушаться взрослых. Вам бы этого хотелось?Думаю, что нет. Так вот, гораздо важнее научить наших детей действовать самостоятельно, соизмеряя возможность опасности, свои собственные возможности, понимая причину, почему это нужно сделать. Это гораздо важнее, чем научить их просто слушаться и подчиняться нам, взрослым людям и родителям.

Конечно, это требует от родителей разъяснений, почему нужно поступить, так или иначе, в данной ситуации, а так же поиска разных подходов. Не все мы в состоянии постоянно вести диалоги со своими детьми, особенно если они характеризуются вызывающим поведением и достигли подросткового возраста.

Ведь так удобно, когда ребенок делает все, что мы просим его сделать. Но наступает такой момент, когда ребенок перестает бездумно подчиняться Вам. Может быть, не ставить себя в такую ситуацию? Может изначально использовать альтернативу, выбор, диалог, беседу. И тогда не будет возникать ситуаций противостояния.

4. Способ взаимодействия с ребенком «Семейные традиции»

Семейные традиции нужно вводить в любой семье. Поскольку, следуя семейным традициям, ребенок не отрывается от своих корней. Также не возникает конфликтных ситуаций, связанных с нежеланием ребенка выполнять какие-то регулярные действия, связанные с жизнью семьи.

Семейные традиции могут быть совершенно разными (поездка к бабушке и дедушке, особое блюдо, новый год всей семьей), маленькими и большими. Семейная традиция должна оставаться прочной и переходить из поколения в

6поколение. Семейная традиция должна быть не в принуждение, а в удовольствие.
Каждую субботу мы всей семьей едем к бабушке с дедушкой. Маленький

ребенок воспримет эту традицию на ура. Бабушка с дедушкой могут его немножко побаловать, дарят подарки, любят, целуют, готовят для него сладости и что-нибудь вкусненькое. Но наступает такой момент, когда ехать к бабушке с дедушкой ребенку совсем не хочется. И родителям приходится использовать другие способы завлечь его туда. Но если это вошло в традицию, то вопрос поездки даже не обсуждается, это уже вошло в хорошую привычку. А сила привычки очень велика.

Таким образом, убедить в необходимости поездки ребенка будет гораздо проще, если ваши визиты к бабушке с дедушкой были регулярными, а не носили спонтанный характер.

В семье принято встречать Новый год вместе всей семьей.У вас даже не возникнет проблем, что ребенок не хочет встречать новый год с вами. Он видит, что так Новый год встречали его родители, что так происходило всегда.

В одной семье было принято всегда встречать Новый год всей семьей под одной елкой. Они покупали каждый год один большой шар. И все члены семьи, которые собирались со всех концов планеты, расписывались на этом шаре. И даже маленькие дети, если они присутствовали, оставляли отпечаток своего пальчика на этом шаре. Эти люди из года в год встречали этот праздник вместе. У них не возникало вопроса, как его встретить. Эта семейная традиция настолько прочно закрепилась, что все новые члены семьи-зятья или невестки, которые там появлялись, просто вписывались в эту традицию и начинали ее соблюдать.

Традиции могут быть совершенно разными. Мама может вводить небольшие традиции.

Вся семья кушает каждое воскресенье сырники по утрам.

Могут быть огромные традиции, затрагивающие связь поколений.

При рождении мальчика сажается клен, при рождении девочки сажается рябина.

И возникает целая роща, и как же не посадить и не ухаживать за этим деревом, когда у тебя рождается ребенок. Это могут быть маленькие или большие традиции, но их поддерживать нужно, чтобы каждое поколение, каждый новый член семьи стремился к продлению. Традиция должна быть интересной, она не должна заставлять человека жертвовать слишком многим. Она скорее должна обогащать мир ребенка и превращать то, что происходит в семье, в нечто интересное. И так, семейные традиции вводить нужно.

5. Активное слушанье

Ситуация, в которую погружается наш собеседник. С ребенком нужно разговаривать, а не сводить общение к отговоркам. Например, когда

7подросток переживает и хочет поделить с родителями, надо переживать

вместе с ним, не надо перекладывать свой собственный опыт, а лучше использовать активное слушание и находиться рядом. Иначе вы услышите: я

это уже знаю, я не хочу этого слушать, диалога и эмоциональной близости не получится, можно разойтись все дальше и дальше со своим ребенком.
Когда Вы встречаете свое чадо из школы, о чем вы с ним разговариваете? Обычно происходит следующее:

Ну как уроки?- Нормально - Ну как оценки?- Ничего - Ну ладно.

Примерно так происходит общение у большинства. И ребенок постепенно приучается к тому, что достаточно сказать, что все нормально.

Наше общение сводится просто к отговоркам. На самом деле беседа и активное слушанье предполагают совершенно другой обмен информацией. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно делился с вами, и вы были участником его жизни, то принимать вот это «нормально» нельзя. И самое главное, нельзя говорить «нормально» о себе и о своей жизни.

Приучите себя к тому, что с ребенком нужно разговаривать. Вы скажете мне: а как ему рассказывать, как он поймет? У него и словарного запаса-то такого нет, чтобы рассказать, что у него происходило в школе. Он не захочет мне рассказывать.

Не захочет, если он не умеет этого делать. А чтобы он умел, вы должны его научить этому. Каким образом? Как часто вы, приходя домой делитесь тем, что у вас произошло сегодня? И что вы ему рассказываете?

Вы ему рассказываете о проблемах с руководством или о том, в чем была одета ваша коллега по работе, что о вас кто-то сказал, свои впечатления за день? Наверное, того же вы будете ожидать и от своих детей. Ребенок будет рассказывать: во что была одета одноклассница, как поступила учительница, что она говорила, все будет абсолютно зеркальным.

Если вы в своих рассказах будете концентрироваться на внешних характеристиках, то и он будет вам отвечать теми же словами. Если вы будете концентрироваться на результате: я сегодня заработал столько-то, мой объем продаж увеличился на столько-то, то и ребенок будет учиться общаться и оперировать теми же характеристиками. Он будет говорить об оценках, которые он получил, об успехах, которые он совершил. Он будет учиться от вас. Но будет ли это эмоциональным общением?

Если мы хотим понимать, чем живет ребенок, и что у него сейчас творится в душе, не думает ли ваш подросток (все подростки об этом думают) о бренности жизни, и ее бессмысленности. Если мы хотим, чтобы он делился с нами этим, необходимо говорить с ребенком на эмоциональном уровне. Как же это сделать?

Рассказывали ли вы ребенку о том, что вас удивило, что обрадовало вас в течение дня, что сильнее всего расстроило? Это на самом деле и является действительно настоящей составляющей нашей жизни. Вы должны сами понимать, что нужно говорить на эмоциональном языке. И говорить об этом можно так: Я сегодня очень сильно удивилась.. и можно описать событие,

оторое сильнее всего удивило, обрадовало, расстроило. Что произошло в отношениях с вашей лучшей подругой, например. Я говорю об эмоциональной составляющей нашей жизни, о том, что составляет красоту

жизни каждого из нас.

Мы работаем не ради цифры и денег, мы работаем ради собственного удовлетворения. Это удовлетворение рождается тем, что нас иногда похвалил начальник, иногда рождается тем, что мы хорошо поговорили со своим другом или подругой, иногда оно рождается в результате достигнутой нами цифры. Мы должны сказать ребенку о том, что это нас обрадовало или огорчило, а не цифру, которой мы достигли.

6. Метод присоединения

На самом деле этот метод неосознанно используют очень многие люди. Метод присоединения заключается в том, что сначала человек пристраивается к тому, что делает партнер, а потом начинает немножко вести его в свою сторону. Мы все очень часто это делаем.

Если мы заходим в компанию, где все молчат, а мы такие эмоциональные и веселые. Мы пытаемся эту кампанию расшевелить.

Мы же не становимся сразу в центр компании, не начинаем махать руками и громко говорить? Мы сначала подстраиваемся под наших партнеров, и постепенно увеличиваем темп разговора, темп движения, речи, усиливаем голос. И это не воспринимается как «вставной зуб», а является составной частью нормальной ситуации.

Если вы видите, что ваши дети дерутся, и вам необходимо их разнять, безусловно, можно это сделать директивным способом, рассадив детей по углам. В результате все сидят на стульях, дуются друг на друга, они наказаны.

С другой стороны, у нас происходила драка между братьями. На самом деле эта ситуация не требует вмешательства родителей, потому что в драке ни когда не бывает невиновных, и в драке всегда участвуют оба. Драться одному невозможно. Значит, каждый из них является участником, и наказывать нужно каждого. Но опять же, это способ наказания.

Ну а если мы родители, которые стремятся не использовать наказания или минимализировать наказания в нашей жизни, и нам не хочется даже за драку детей наказывать. Что делать?

Если это драка между братьями, между близкими людьми, можно к этой драке попросту присоединиться. Они дерутся. Возьмите подушку и давайте вместе с ними драться. Эта драка постепенно перейдет в бой подушками. Вы вместе с ними начнете беситься и смеяться. Вы разрядите ситуацию, не обострив ее, не превратив в ситуацию конфликта между двумя детьми.

Метод присоединения может срабатывать в огромном количестве случаев.

Например: ваш малыш не хочет идти домой из парка. Он сел на траву и

начал реветь. Сядьте рядом с ним и начните реветь. Что он делает? Сначала он недоволен, что вы его передразниваете. А потом от неожиданности он просто замолчит и посмотрит на маму. Один вариант исхода.

Другой вариант. Может произойти примерно следующий диалог:

А почему ты плачешь? Это я плачу. - Я плачу потому, что ты плачешь

А зачем ты плачешь? Не понятно, зачем все плакали, улыбнулись и пошли дальше.

Допустим, малыш лает. Бывают такие ситуации, когда ребенок увлекается игрой. И эта игра переходит в способ взаимодействия с окружающими. Кто-то делает ему замечание, а он в ответ лает. На любую просьбу ребенок отвечает лаем. Присоединитесь к его игре. Это всегда вызывает смех и улыбку. И самое главное, это не рождает конфликта между вами. Метод присоединения срабатывает всегда, а если он не срабатывает, можно использовать метод переключения.

7. Метод переключения

Этот метод достаточно часто используют родители маленьких детей, взрослые в работе. Если ребенок плачет, очень просто переключить его внимание погремушкой. Если ребенок не хочет раздеваться, можно превратить раздевание в игру. Метод переключения это способ переключить внимание ребенка на что-то другое от проблемы.

Например: драка детей, тут используют воду, ведь вода успокаивает, резко переключает, останавливает, дети не понимают что происходит, их отталкивает друг от друга – это срабатывает, когда отношения доходят до пика.
Переключили внимание, создали другую проблему, дали интересную игрушку, нашли третьего «врага». Все это способы переключить внимание ребенка, и чтобы получить результат, достаточно перебрать эти существующие или придумать какой-то другой способ.

К сожалению, мы перестаем использовать метод переключения, когда ребенок становится более взрослым. Но это неправильно, потому что переключение срабатывает всегда и везде.

8. Метод «Тайм-аут»

Метод уменьшения эмоционального накала, который бывает между родителями и детьми. Метод, который нужно использовать с умом, он не срабатывает с маленькими детьми. Маленький ребенок нуждается в постоянном присутствии мамы или папы, в их контроле. Если вы отправите его посидеть подумать, он не поймет, зачем это, и конечно не будет сидеть на месте, а вам придется постоянно быть рядом с ним и контролировать, чтобы он куда-нибудь не ушел. Метод тайм-аут идеален с подростком, ведь он всегда прав, просит объяснений, накаляет обстановку, мы находимся в состоянии кризиса – пика, а мы не в состоянии слушать ответа ребенка и настаиваем на том, что говорим мы. Тогда нужно взять тайм-аут не подумать,

просто успокоиться, чтобы уровень эмоций снизился.
Если вы чувствуете, что еще секунда, и вы дойдете до крика. Или не дай Бог вы уже сошли на крик скажите: «Стоп, так нельзя. В таком ключе разговаривать невозможно, у нас все равно ни чего не получится. Давай расходимся, 5 минут отдохнем, а потом встретимся здесь и поговорим».

Этот метод очень хорошо срабатывает и со взрослыми людьми. Представьте себе такую ситуацию: школа. Ситуация конфликта между детьми. К учителю приходит разгневанный родитель. Практика показывает, что родители, защищая своего ребенка (малыша, подростка) проявляют себя в прямом смысле как тигры, потому что это их ребенок. И они абсолютно правы, кто же кроме них защитит ребенка в ситуации, когда его обижают?

Родители приходят к учителю в расстроенных чувствах, готовые к разборкам, они требуют разрешения ситуации здесь, сейчас и немедленно, потому что они находятся на эмоциональном пике.

Будет ли такой диалог продуктивным? Однозначно нет. Обратите внимание, что в приемных всегда есть диваны. Почему в приемных вам достаточно часто предлагают чай, кофе?

Если мы хорошо подумаем, то вспомним, что существовала раньше такая традиция. Когда приезжают послы, мы встречали их с хлебом, солью. Мы сдвигали с ними чаши, преломляли хлеб с солью. А дело в том, что область обиды находится в области горла. Один из самых простых способов убрать повышенную эмоциональность, это сделать глоток.

Если вы находитесь в состоянии, когда скоро взорветесь, выпейте стакан воды. Или предложите стакан воды человеку, у которого сейчас будет эмоциональный срыв.

Итак, тайм-аут нужен не для того, чтобы разрешить ситуацию, а для того, чтобы уменьшить эмоциональный накал, который бывает между нами и нашим ребенком. Это лучше всего срабатывает с подростком, ведь он пока еще не в состоянии регулировать свои эмоции.

9. Мамино и папино время

Профилактический способ. Мы нигде не вызываем чувства вины, не стремимся показать что ребенок сделал что-то не правильно, пытаемся разными способами регулировать его поведение, при этом не вызывая негативных реакций.Мы ни где не вызываем у ребенка чувства вины, мы не стремимся к тому, чтобы показать, что он что-то сделал неправильно. Мы разными способами стараемся регулировать его поведение, при этом не вызывая негативной реакции в ответ.

«Мамино и папино время» на самом деле это тоже профилактический метод. Есть семьи, в которых папа практически не участвует в воспитании детей. Или мама деловая женщина и не может много времени уделять ребенку, и воспитанием детей занимается папа. Он практически превратился в домохозяйку. В некоторых семьях не существует маминого и папиного

времени не потому, что родители все время заняты, а потому что они все

делают сообща и вместе. Но каждому из детей, даже если их у вас несколько, необходимо проводить время один на один с мамой и один на один с папой.

Если вы действительно хотите, чтобы ребенок был вашим другом, введите это мамино и папино время. Не имеет значения, какое количество времени вы будете с ним проводить. Даже если это будут 3 минуты перед сном, когда вы сидите рядом со своим ребенком 3 минуты ваших и 3 минуты папины. Спросит ребенок, не спросит, задаст свои вопросы, не задаст, не столь важно. Самое главное, что этот контакт состоялся.Оно нужно и обязательно.
Наступит время, когда этот прием сработает. Когда ребенку потребуется задать свои вопросы, у него уже есть такая возможность благодаря маминому и папиному времени. Если же вы его не ввели, то вы упустите возможность. Потому что, ребенок не будет знать, как подойти к папе с вопросами, с которым не было возможности пообщаться один на один.

10. Поддержка

Всем нам нужна поддержка. Не зависимо взрослые ли мы люди или маленькие дети, мы все нуждаемся в том, чтобы кто-то нас поддерживал. Даже если подросток уже самостоятельный, и ему ни кто не нужен, он все равно нуждается в человеке, который бы ему сказал: «Ты молодец. У тебя все получится. Ты все делаешь правильно».

Если иногда похвалить не за что, похвалите просто за то, что человек есть, что он находится рядом с вами, например так: Как я рада тебя видеть, какой ты у меня хороший, какой ты у меня умница. Можно поддержать даже за негативное поведение. Например, ребенок разбивает любимую мамину голубую чашку. Я приведу различные варианты поведения родителей.

Как ты мог! Ты же знал, что это моя любимая чашка! Ее же папа купил! Ты понимаешь, что ты сделал??!! Она у нас передается из поколения в поколение!!!

Он сделал это нечаянно, он не может вернуть эту чашку, так получилось. И мама понимает, что так получилось, что ребенок не специально и не со зла уронил ее на пол. Но у ребенка рождается чувство вины.

Поведение другой мамы: Милый, дорогой, я тебя так люблю! Ну что же ты меня так расстраиваешь. Ты зачем эту чашку разбил? Ты же знаешь, что я ее любила. Ребенок ощущает поддержку. Его только что поддержали. А с другой стороны его поведение порицается, но порицается не как трагедия, а как исключительно этот поступок. В остальном мама дает понять, что он по-прежнему любим. И в таком случае ребенок не ощущает чувства вины, он понимает, что так получилось, так поступать нельзя, но его по-прежнему

любят. Иногда даже негативное поведение, которое могло бы быть порицаемо, дает поддержку. Теперь, чтобы было понятнее, давайте проведем аналогию с нашей взрослой жизнью.

11. Метод правильной критики

Когда любая работа ребенка, начиная, как он убрался, подмел, сделал домашнее задание, оценивается с точки зрения П+К+П.
Что чаще всего вы используете? Вы замечаете, что он сделал хорошо? Благодарите за сделанное домашнее задание самостоятельно? Или…
Здесь надо исправить! Переписать! Все плохо!
В первом классе он еще перепишет вам пару строчек, но чем дальше будет учиться, тем реже он будет исправлять. Постепенно ситуация может привести к тому, что ему не будут задавать домашних заданий. Он придумает какое угодно оправдание или отмазку, но переделывать не будет. Почему? Потому что вы изначально использовали неправильную критику.

Критика на самом деле может превратиться в похвалу, в желание переделать, оценить свою работу и сделать ее много-много лучше. Вы можете испытывать это на работе, если ваш начальник руководствуется правилом ПКП, вам гораздо интереснее работать. Чем с тем начальником, который критикует вашу работу.

Любую работу, которую сделал ваш ребенок, можно сначала похвалить. Он взял веник, махнул им три раза по полу, приходит к вам и спрашивает: «Я молодец?». Он проявил инициативу, но на самом деле, ничего не сделал. Похвалите его за то, что он в принципе взял веник. Похвалите его за то, что у него в принципе возникла такая потребность. Да, в три годика он еще не умеет подметать. Но если вы сейчас раскритикуете его труд, то в 7 лет вы его уже не заставите, ни подметать, ни мыть посуду. Количество критики превысило допустимые и возможные нормы. Похвалите его за то, что он захотел вам помочь. Затем заставьте его доделать работу(хотя бы убрать веник). Понятно, что вам придется это пере подметать, но не убивайте у него желание вам помогать. Можно использовать такие слова: «Ты такой молодец, я прямо чувствую, что растет помощник. Но веник все-таки нужно на место убрать».

Итак, мы рассмотрели 11 методов разрешения конфликтов, с помощью которых можно избежать ссор и противостояния в общении с ребенком. Эти методы проверены в процессе длительной практики и они действительно работают.

От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.Необходимо радоваться успехам ребёнка. Не раздражаться в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Современный мир меняется с невероятной скоростью но, может, стоит не согласиться с китайским изречением. Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным.
Именно дошкольное детство является той отправной точкой, той благодатной основой, которая предоставляет возможность выбора, возможность деятельности.
Позвольте мне сегодня представить свой взгляд на тему: «Методы работы с детьми в современных условиях»
Введение
Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.
Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребенку ……. Дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов работы с детьми, главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не сумма знаний, умений, навыков.
Как же я, современный воспитатель должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени, какие методы работы с детьми использовать.
В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к словарю – справочнику «Научно – педагогическая информация» под редакцией В.М. Полонского где метод как неотъемлемая часть любого исследования, характеризует потенциальные возможности науки, степень её проникновения в изучение реальных процессов, показывает, какие явления могут быть познаны в настоящее время, а какие остаются предметом гипотетических предположений. Метод во многом определяет ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора, путь к достижению конечной цели.
В философском смысле под методом понимают научные теории, проверенные практикой. Такая теория при построении других теорий может выступать в роли метода в данной области знаний или других областях. Метод также нередко рассматривается как совокупность приемов практического или теоретического осмысления действительности, подчиненную решению конкретной задачи, как комплекс интеллектуальных действий, логических процедур, при помощи которых наука пытается установить истину, проверить или опровергнуть ее. Наконец, метод трактуется как конкретный способ изучения определенной области, как систематизированный комплекс приемов, процедур, применяемых учеными для достижения целей и задач исследования, как план, которым они руководствуются при организации научной работы и ее отдельных этапов.
Для меня методы работы с детьми – это с одной стороны четкая почва, имеющая научную основу, с другой стороны своеобразная импровизация с учетом следующих принципов:
- принцип психологической комфортности и защищенности, предполагающ

Урок-исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока-исследования перед учащимися ставится проблема или тема урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках дети заинтересованы конечным результатом. Уроки-исследования хорошо вписываются, например, в тематику уроков биологии в 6 классе, где можно за объект исследования брать свойства воздуха, воды, почвы, т.к. при ознакомлении со свойствами предполагается проведение опытов, наблюдение за объектами и формулирование выводов. Также исследование может быть проведено на уроках биологии и в других классах. Например:
- в 7 классе исследование можно провести по темам «Условия, необходимые для прорастания семян», «Листопад и его значение»,
- в 8 классе - «Внешнее строение и образ жизни насекомых», «Комнатная муха»,
- в 9 классе - «Состав крови», «Газообмен в легких и тканях» и т.п.

Тематика уроков СБО представляет довольно большой спектр выбора тем для уроков-исследований.

Урок-практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. Такие уроки проводятся по биологии и СБО в 5-9 классах.

Урок-путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие по морям и рекам с целью изучения морских и речных рыб, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия и размножения, путешествие капельки воды по кругу с целью изучения круговорота воды в природе и т.д.

Урок-экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить.

Урок-ролевая игра. Такие уроки моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей - изучение и закреплениенового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Уроки ролевых игр нравятся ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, продавцы, ученые и люди многих других профессий. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения. Такие уроки многопланово проводятся по СБО, так как тематика применения очень широка и сам предмет нацелен на подготовку ребят к самостоятельной жизни в обществе.

Урок-игра. К такой категории уроков относятся уроки-КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки, написанные по телевизионным передачам. Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Ведущий вид деятельности ребенка-школьника - учеба. Но у детей с нарушенным интеллектом детство затягивается надолго и чаще всего игра остается соведущей деятельностью учения. Ученики очень любят играть. Как же не воспользоваться такой возможностью с целью повышения мотивации? А как проиграть тот или иной урок - зависит от самого педагога. Но дети будут очень активными, заинтересованными участниками урока-игры. Главное - не заиграться.

Урок-аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах ученики более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя.

Урок-сказка. Такая форма проведения урока захватывает учащихся целиком. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется.

Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Так, например, познакомились со свойствами воды на биологии, а применили полученные знания на уроках социально-бытовой ориентировки. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяют сделать интегрированные уроки.

Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться - на обычном уроке или не совсем обычном, нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках. Если спросить меня «На каком уроке активность ваших ребят больше - на обычном или нетрадиционном?», то я отвечу, что на нетрадиционном уроке активность учащихся зачастую не просто высокая, а очень высокая. Такие уроки очень продуктивны. Качество знаний на таких уроках повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету. На них повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности даже у слабых учащихся, так как они чувствуют себя увереннее. Но главное - не перестараться, а то тогда нетрадиционное станет традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот - содержание определяет форму.

Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке. Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра, а значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения таких детей. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, потенциал игры как мотив будет направлен на более успешное освоение школьниками образовательной программы.

При фронтальном обучении учитель руководит учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Педагог организует сотрудничество учащихся, определяет темп работы, единый для всех. От умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика во многом зависит педагогическая эффективность фронтальной работы. Если учителю удается поддерживать внимание и активность учащихся, создать атмосферу творческой коллективной работы на уроке, то результативность такой работы заметно повышается. Однако такой вид деятельности на уроке не рассчитан на индивидуальные особенности учащихся, так как ориентирован на среднего ученика. При этом слабые учащиеся отстают от заданного темпа работы, а сильным неинтересно и они изнывают от скуки. С позиции повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности эта форма работы малоэффективна.

При групповых формах обучения педагог на уроке управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на бригадные, звеньевые, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы - это организация учебной деятельности с постоянными группами учащихся. При бригадной форме организуются временные группы учащихся для выполнения определенных заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает работу в группах, каждая из которой выполняет часть общего задания. Дифференцированно-групповая форма обучения отличается от других форм тем, что и постоянные, и временные группы объединяют учащихся с равными учебными возможностями и одинаковым уровнем сформированности учебных умений и навыков. Парная работа учащихся - это тоже групповая форма обучения. Учитель может руководить деятельностью учебных групп может как непосредственно, так и через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся - это полностью самостоятельный вид деятельности без какого-либо контакта ученика с другими учащимися. Такой вид деятельности предполагает одинаковое задание для всех учеников в классе. Но если учитель дал задание каждому или некоторым ребятам в классе с учетом их способностей и возможностей, то эта форма обучения называется индивидуализированной. Реализовать ее помогают специально разработанные карточки для учащихся, ориентированные на их способности и возможности. Если в классе на уроке часть детей работает самостоятельно, а часть выполняет какие-либо общие задания, то такая форма обучения называется индивидуализированно-групповой.

Евгения Еремина
Методы работы с детьми в современных условиях

Китайская мудрость гласит, «не дай Вам Бог жить во времена перемен»

Современный мир меняется с невероятной скоростью но, может, стоит не согласиться с китайским изречением. Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены , войти в них, а это значит быть современным .

Именно дошкольное детство является той отправной точкой, той благодатной основой, которая предоставляет возможность выбора, возможность деятельности.

Позвольте мне сегодня представить свой взгляд на тему : «Методы работы с детьми в современных условиях »

Введение

Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребенку …. Дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов работы с детьми , главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не сумма знаний, умений, навыков.

Как же я, современный воспитатель должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени, какие методы работы с детьми использовать .

В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к словарю – справочнику «Научно – педагогическая информация» под редакцией В. М. Полонского где метод как неотъемлемая часть любого исследования, характеризует потенциальные возможности науки, степень её проникновения в изучение реальных процессов, показывает, какие явления могут быть познаны в настоящее время, а какие остаются предметом гипотетических предположений. Метод во многом определяет ход и результативность исследования, формы организации работы , общую методологическую ориентацию автора , путь к достижению конечной цели.

В философском смысле под методом понимают научные теории, проверенные практикой. Такая теория при построении других теорий может выступать в роли метода в данной области знаний или других областях. Метод также нередко рассматривается как совокупность приемов практического или теоретического осмысления действительности, подчиненную решению конкретной задачи, как комплекс интеллектуальных действий, логических процедур, при помощи которых наука пытается установить истину, проверить или опровергнуть ее. Наконец, метод трактуется как конкретный способ изучения определенной области, как систематизированный комплекс приемов, процедур, применяемых учеными для достижения целей и задач исследования, как план, которым они руководствуются при организации научной работы и ее отдельных этапов.

Для меня методы работы с детьми – это с одной стороны четкая почва, имеющая научную основу, с другой стороны своеобразная импровизация с учетом следующих принципов :

Принцип психологической комфортности и защищенности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создания условий для активности . Самореализация дошкольника.

Принцип выбора (поиск наиболее эффективных методов работы )

Принцип доверия и поддержки (решая ту или иную задачу, в рамках выбранного способа и метода работы педагог помощник ребенку, а не просто старший наблюдатель)

Основываясь на этих принципах, я планирую каждый день своей работы с решением таких задач как :

1) какие современные методы , формы и принципы работы помогут мне вовлечь каждого ребенка.

2) эффективность и разумность подбора тех или иных методов работы с детьми .

Руководствуясь, современными разработками , я хотела бы предложить следующую классификацию методов :

Методы по источнику знаний :

1. Словесные. Этот метод подразделяется на виды : рассказ, объяснение и беседа. Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать информацию детям.

2. Наглядные. Под наглядными методами образования понимаются такие методы , при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы : метод иллюстраций (показ детям иллюстрированных пособий : плакатов, картин, зарисовок на доске) и метод демонстраций (показ мультфильмов, слайдов и т. д.) В современных условиях уделяется внимание такому средству наглядности, как компьютер. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям.

3. Практические. Практические методы основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер.

Методы по характеру образовательной деятельности детей :

1. Информационно – рецептивный. Один из наиболее экономных способов передачи информации. Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Однако при использовании этого метода не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

2. Репродуктивный. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца , а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

3. Проблемное изложение. Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем.

4. Частычно – поисковый. Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

5. Исследовательский. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания , так формируется их опыт поисково-исследовательской деятельности.

6. Активные методы . Предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий. Активные методы должны применяться по мере их усложнения .

Консультируясь с опытными педагогами, я поняла, что все новое это забытое старое, не лучше, а представленное по-другому, плюс те маленькие изобретательские мелочи. Таким образом, в моей небольшой копилке работы появились новые формы : проекты, куклотерапия, игры – сказки, коллекции.

В заключении своего выступления хотелось бы с уверенностью сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков : развивающая предметно – пространственная среда, характер взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребенка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.