Люди, поступающие неправедно, часто стремятся к тому, чтобы остальные последовали их примеру, поскольку они чувствуют себя лучше, зная, что другие тоже совершают неправильные поступки. Те, кто стремятся жить праведно, иногда испытывают давление со стороны таких людей. Это давление особенно сильно в детском и подростковом возрасте, когда человек испытывает огромную потребность в признании со стороны сверстников. Господь укрепит тех, кто стремится поддерживать высокий уровень нравственности вопреки словам и поступкам других людей.

Дополнительная информация

Хотя людям свойственно добиваться признания сверстников, получение этого признания путем компромисса со своими нравственными нормами приводит к утрате свободы. Такая утрата свободы может начаться с незначительного на первый взгляд непослушания ради получения признания. В более сложных случаях те, кто присоединяется к бандам ради социального признания, не только теряют свободу, но и рискуют своей жизнью.

Те, кто крепко придерживаются праведных принципов, оказываются сильнее, чем они могут себе представить; они пользуются уважением окружающих и оказывают положительное влияние на них. Вот что говорил старейшина Ричард Г. Скотт относительно давления со стороны сверстников:

«Чем более вы послушны, чем тверже вы отстаиваете истинные принципы, тем больше Господь будет помогать вам бороться с искушением. Вы также сможете помочь другим людям, потому что они будут ощущать вашу силу. Собственным примером рассказывайте им о своих нравственных нормах. Отвечайте на вопросы о своих принципах, когда вас об этом спрашивают, но не читайте людям нотаций. Из своего личного опыта я знаю, что это действенно.

Никто не планирует совершать серьезные ошибки. Мы ошибаемся, когда идем на компромисс ради признания со стороны других людей. Будьте сильны. Ведите за собой. Выбирайте достойных друзей и вместе с ними боритесь с давлением сверстников» ( ,“ General Conference, October 1994).

Кто-то видел фильм «Чучело», созданный Р. Быковым в 1983 году, кто-то слышал о нем, а кто-то ничего про него и не знает. Это фильм о 12-летних подростках того советского времени, которое близилось к завершению, где главную роль сыграла тогда еще юная Кристина Орбакайте.

Есть много общего в проблемах подростков как того времени, так и современного. Разумеется, социокультурное окружение стало другим: отношение к деньгам изменилось в сторону приоритетного, хотя эта тенденция прослеживается и в фильме. Информационное пространство теперь переполнено фактически пропагандой агрессивных отношений между людьми, что не может не оказывать влияния на поведение подростков. Сейчас произошло обострение тех подростковых проблем, которые отражены в фильме.

К сожалению, сейчас детское и подростковое кино почти не снимается. А то, что выходит на экраны, – не лучшие примеры для разбора психологических проблем детей. Поэтому «Чучело» – идеальное кино для наших целей.

Кино

В этом городе Лена Бессольцева начала учиться в 6 классе одной из школ. Она очень хотела стать частью коллектива класса, стараясь стать своей, не обращала внимания на подначки и колкости, терпела данную ей кличку – Чучело. Ей понравился мальчик Паша, который стал с ней дружить и покровительствовать. Так случилось, что она услышала, как он рассказал учительнице о том, что класс убежал с урока в кино. Данный поступок был определен классом как предательство, в котором стали обвинять этого мальчика. Она решила его спасти и взяла на себя его вину за этот поступок. Парень оказался трусом и не смог признаться ребятам в своем поступке и в этот момент, и в последующее время.

Класс был наказан тем, что их не взяли на экскурсию в Москву на каникулах вместе с остальными. Одноклассники объявили Лене бойкот, поверив ей, что это она их предала. Трое из класса знали, что это сделала не она, среди них был и тот мальчик, чью вину она взяла на себя. Он испугался стать жертвой объявленного бойкота. Ситуация оказалась столь безысходной, поскольку дети оказались предоставленными самим себе: руководящая роль учителей сошла на нет – все уехали на экскурсию. Что касается родных, то практически все взрослые – как родственники, так и неродственники – либо не имели влияния на своих детей, либо старались не замечать происходящее.

Мы видим, как в фильме люди, приехавшие на экскурсию в этот городок, не бросились защищать девочку, которую, когда она упала, одноклассники стали бить ногами. Когда дед Лены прибежал ей на помощь и они разбежались, то свидетели не стали никого ловить, чтобы разобраться в ситуации. Другими словами, их кредо жизни было: «Меня это не касается». Они не навели порядка в этой ситуации. Мы видим, как мама одной из одноклассниц не заступилась за героиню – она тоже отошла в сторону, не стала вмешиваться, может быть, потому, что у нее был конфликт с дочерью. Когда выяснилось, кто донес, то она остановила класс в преследовании уже этого мальчика.

Девочка захотела стать спасителем, из-за этого стала жертвой, а потом могла стать преследователем, но она разрушила порочный круг, отказавшись от этой роли.

Кризис отрочества

Так что же это за возраст – 12 лет? Это есть период развития ребенка, называемый «кризис отрочества». Ведущая деятельность этого периода – общение, т. е. развитие личности происходит главным образом через общение со сверстниками. Подростковый возраст – начало полового созревания. Изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к представителям противоположного пола. В ходе бурного роста и физиологической перестройки у подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Но эти изменения не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. В качестве определяющей причины развития признана его «включенность в мир культуры и истории». Существует описание трех типов врастания подростка во взрослую жизнь, в культуру.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я.

Второй тип – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип развития характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самосознания, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, используя для этого собственные волевые усилия.

Если вспомнить фильм «Чучело», то можно отметить, что в нем представлен большей частью именно первый тип развития, когда родители перестают быть авторитетом, так же как и другие взрослые, в том числе и педагоги. Такое поведение можно назвать бунтом против существующего миропорядка: подростки дистанцируются от всего, что им не нравится, чтобы стать отдельной от родителей и самостоятельной в будущем личностью.

Они активно протестуют против как ценностей, идеалов и целей старшего поколения, так и общественных норм, регламентирующих их жизнь. Кому-то не нравится, что мама хочет в жизни все сгладить. Другой девочке не нравится, что ее мама смирилась с жизнью в этом маленьком городке. Другому мальчику не нравится, что бабушка, посвятив жизнь тому, что вырастила пятерых детей, теперь не получает ни копейки от них, что дедушка собирает картины, а ходит как нищий, что он же в конце фильма дарит и картины, и дом городу. У них есть претензии и к их классному руководителю – они взаимодействуют с ней конфронтационным образом. И все вместе они возмущены тем, что их не взяли в Москву.

Проявление жестокости

Теперь поговорим, собственно, о проявлении жестокости у детей. Совсем маленькие дети не осознают, что они причиняют боль другим – у них пока еще нет сострадания, чувства жалости и они не могут испытывать сожаление о сделанном поступке. Со временем, в период жизни от 3 лет до 6,5, ребенок открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них. Эти переживания обобщаются, и на их основе формируются чувства.

В этот период развития у детей появляется и возможность поставить себя на место другого живого существа, чтобы понять его чувства и оценить свои действия. Также на этом этапе развития у детей происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний, что является частью общего процесса вхождения ребенка в жизнь взрослых людей. Появление чувства долга, связанное с выполнением моральных правил во взаимоотношениях с другими людьми, имеет важнейшее значение для перехода к школьному обучению.

Давайте-ка вспомним фильм «Убить Билла», в котором маленькая девочка, вытащив из аквариума любимую рыбку, раздавила ее ногой. Она не понимала, что делает ей больно и просто убивает ее. Даже потом, когда поняла, что рыбка умерла, она не испытывает чувства сожаления – ее эмоциональная сфера еще не сформирована. Ее отец, Билл, приводя этот пример, объясняет уже свое жестокое поведение по отношению к ее матери тем, что у него, как он считал, не было чувства жалости, как их нет сейчас у его дочери. В фильме он сообщает, что ошибся в этом: он расстроился после расправы над любимой женщиной. Итак, чувства у него были сформированы, но были заблокированы его приоритетами в жизни, и только очень значимое для него событие смогло разблокировать его почти умершие чувства.

У подростков в фильме «Чучело» эмоциональная сфера, разумеется, сформирована. Но что же блокирует проявление сочувствия и сострадания, почему они ведут себя так жестоко? Есть общие причины, но есть и индивидуальные. Общими причинами почти для всех являются следование решению коллектива класса наказать виновного, и для некоторых, несогласных с решением, страх занять позицию, противопоставляющую себя коллективу.

Поговорим об индивидуальных причинах. В фильме показано, что двое из них, мальчик и девочка, получают удовольствие, когда проявляют свою силу, т. е. испытывают радость от проявления силы своего тела, в том числе и от агрессии. На самом деле это естественная эмоция для человека. Надо сказать, что не всем людям проявление агрессии в результате действий своего организма доставляет радость.


Общественным нормативом не одобряется проявление агрессии по отношению к другим людям. И люди в основном как-то умудряются вести себя в соответствии с нормами. В 12 лет еще не восприняты стандарты общественного поведения, и подростки испытывают естественные эмоции. Взрослея, ребенок может перестать испытывать удовольствие от своего агрессивного поведения, т. е. испытывать радость от проявления агрессии, испытав душевные переживания.

Что же происходит с теми, кто не разлюбил это проявление агрессии в подростковом возрасте и испытывает радость от такого поведения? Как им удается вписаться в общественную жизнь?

К 14-15 годам у них формируется психологическая защита, называемая реактивным образованием, работой которого эмоция радости трансформируется, а отношение к проявлению агрессии меняется на противоположное – его начинают осуждать.

Чтобы быть принятыми в социальную жизнь, подростки усваивают общественные нормативы. Одним из них является следующий: «Надо взаимодействовать с людьми без проявления агрессии». Несоблюдение этого норматива (в случае его усвоения) вызывает стыд, что является социализированной формой страха, а это бессознательно блокирует проявление радости от агрессии.

Агрессивная девочка

В фильме мы видим, как одна девочка говорит другой девочке – Железной Кнопке, – что побьет ту просто так, потому что ей хочется, и радостно валит ее на скамейку. В свою очередь Железная Кнопка, вывернувшись, хватает с земли камень и замахивается на нее. Агрессор с криками «Мама!» убегает – она получила отпор.

Агрессивный мальчик

Или мальчик, самый сильный и крупный в классе, получает удовольствие, когда проявляет силу и обижает своих одноклассников. Он самый первый в классе начинает обижать того мальчика, который назначен быть жертвой, потому что ему это нравится. Некоторые ребята присоединяются к этому «развлечению» для них, другие же только одобрительно на это смотрят, не останавливая это издевательство, хотя вполне могут это сделать.

Когда в конце фильма выясняется, что один из них продает собак на живодерню, то этот сильный мальчик решает покуражиться над тем, но его легко останавливает Железная Кнопка. Она запрещает ему это делать. Когда же выясняется, что Лена не предатель, и большинство испытали стыд и сожаление, что так себя вели, то и он оказывается среди них. Он не хочет присоединяться к новому бойкоту и говорит, что «раз Чучело против, то и он против». Можно предположить, что радость от проявления агрессии была стерта этим проснувшимся чувством вины и стыда – он перестал испытывать радость от собственной агрессии.

Дочь парикмахерши

У девочки, которая ожидала от несостоявшейся поездки в Москву встречи с папой и, возможно, переезда к нему, именно это обстоятельство блокировало проявление ее чувства сострадания. Узнав же, что они травили невиновного, она ощущает острое чувство раскаяния и стыда, заявляя, что «нас надо показывать в зверинце, в клетках».

Железная Кнопка

Эта девочка, узнав об истинном предателе, тут же предлагает объявить новый бойкот, и мы не видим у нее проявления чувства стыда и раскаяния. Эти чувства у нее не проявляются и после выяснения ситуации, так как она осталась верна идее наказания, причем она уверена, что может делать это сама. Когда ее не поддержали, она разрыдалась, прокричав, что «Вы такие же, как моя мама, которая все сглаживает!». Она не хочет быть такой, как мама. Мы можем сказать, что чувства сострадания и сожаления у этой девочки как были, так и остались заблокированы этой идеей.

Это и есть проявление подросткового протеста: «Я не хочу быть такой, как вы. Я другая». Это элемент становления личности – осознания себя отдельной, самостоятельной и цельной. Подростки самостоятельно должны получить подтверждение правоты взрослых. Обычно после такого этапа в жизни они могут усвоить общественные нормативы.

Такое поведение у вышеописанных подростков вполне можно назвать неосознаваемой жестокостью. Они обижали девочку, руководствуясь некими идеями. Когда они осознали, что это было несправедливо и жестоко, то, ощутив себя «плохими, несправедливыми», изменились, пересмотрев взгляды на себя и свое поведение.

Сострадательная, но трусливая девочка

Оказались вовлеченными в этот бойкот и те, кто мог противопоставить себя коллективу, и те, кто не мог это сделать, но чувствовал жалость к Лене. Мы видим, как плачет девочка, участвующая в сожжении платья героини, когда ее никто не видит. Она сдерживает проявление своих чувств в коллективе. Ей жалко Лену, но она боится стать на ее защиту и продолжает следовать коллективному решению наказать.

Изгой

Среди этого класса оказался и мальчик, который не участвует в общей травле, а по мере своих сил и возможностей защищает героиню, хотя не может противостоять коллективу в открытую. Это тот самый мальчик, который был назначен объектом для издевательств, т. е. жертвой, поэтому ему прекрасно известно, как тяжело это переносить. В чем выражалось это преследование для него: его дразнили, его били, ему подставляли подножку, т. е. всячески демонстрировали свое пренебрежение. Чтобы остаться членом коллектива, он терпел все эти насмешки и издевательства. Он слабый физически, а оказывается, он был наиболее сострадательным.

Он точно не знает, кто выдал класс учительнице, и постоянно говорит ребятам, что это не может быть Лена. К ее защите он пытается привлечь ее бывшего друга Пашу, который старается изобразить бурную деятельность. Мы видим, что по мере того, как этот слабый мальчик защищает Лену, он становится все более уверенным в себе и на общем собрании класса он смог противостоять коллективу.

Он заявляет самому сильному мальчику, обычному инициатору его травли, что не позволит называть Лену Чучелом, говоря: «Можете бить меня сколько хотите». То, что он помогал другому человеку в беде, дало ему моральные силы защищать ее и в условиях противостояния коллективу. Можно сказать, что он находит в себе силы начать перемещаться с той самой позиции жертвы, которую он занимал до этого.

Живодер

Что касается другого мальчика, разрешившего себе продавать собак на живодерню, то он заблокировал свое чувство жалости и сострадания намного раньше. Это случилось, когда он решил, что деньги для него – главное, что ради денег можно убить живое существо. Собственно, это прямой путь и для разрешения себе причинять вред людям. Видимо, он не испытал чувство стыда и сожаления, когда ситуация разъяснилась, поскольку не изменился его денежный приоритет – он осуждающе говорит о том, что Бессольцев подарил, а не продал картины.

Сильные чувства у него проявились только по поводу чужого альтруизма – подарка картин городу. Как он не жалел сдаваемых на живодерню собак, так мы не видим его сожаления по поводу прошедших с Леной событий. Он разрешил себе быть жестоким всегда, как и пресловутый Билл (из фильма «Убить Билла»).

Двое, знавших истинного предателя

Рассмотрим причины, помешавшие рассказать классу об истинном предателе тем двоим подросткам, сидевшим под партой и все, соответственно, знавшим. Эти двое, девочка с мальчиком, не хотели идти с классом и потихоньку остались, а когда учительница зашла в класс, то спрятались. Так что же это за причины? Девочка хотела получить в друзья мальчика Пашу, а мальчик – эту самую девочку, и ради этого они оба молчали.

Они хотели получить желаемое любой ценой, не обращая внимания на страдания другого человека. Эта травля не вызывает у них сострадания и не может заставить их рассказать правду. Видимо, их чувства настолько редуцированы (уменьшились) или не развиты, что для их проявления необходимо такое же драматическое событие, как у Билла (в фильме «Убить Билла»). Это вполне можно назвать осознаваемой жестокостью.

Предатель

Что касается Павла, его поведение тоже является осознаваемой жестокостью. У него чувство сострадания было заблокировано страхом, что он станет объектом бойкота, что не сможет вновь в этом коллективе стать объектом восхищения и занять лидерские позиции. Может быть, у него, как и у тех двух других ребят, также практически не развито чувство сострадания. Но он же отдал ей свои носки и ходил босым в холод, когда они всем классом зарабатывали деньги на поездку.

Это нельзя назвать состраданием, это было не сострадание, а желание, чтобы им восхищались, ведь этот поступок видели все. Он бьется за сохранение своего прежнего положения в классе, передавая через другого мальчика пожелание, чтобы Лена уехала из города ради своей же пользы. Он также, как те двое, хотел получить желаемое любой ценой – и это называется осознаваемой жестокостью. Его линия поведения – предательство – постоянно повторяется: это предательство класса, это предательство Лены, это предательство тех двоих, кто знал про него. Он разрешил себе делать это, и, может быть, именно это решение навсегда (почти) заблокировало его проявление сострадания.

Лена (Чучело)

Лене объявляют бойкот. Она сама спровоцировала этот конфликт и продолжает усиливать его своим поведением. Позже она, описывая деду эту ситуацию, сделала вывод: нельзя бежать, когда тебя преследуют. Это значит, что если ты бежишь, то ты – жертва, а для других – добыча, на которую всегда нападают. Если даже и не нападают, то ловят себя на чувстве, что возникает желание напасть. Лена не сразу понимает, что тот, кого она защищает, – трус и предатель. Она до последнего считает, что ребята заставляют его травить ее.

Теперь уже мы можем сделать вывод: нельзя брать на себя чужую вину, т. е. проживать за другого его жизнь. Еще можно добавить, что нельзя делать для человека то, чем он не сможет тебе отплатить – ответом станет «черная неблагодарность».

Наконец, она открывает для себя, что ее бывший друг предал и ее. Он не просто не защитил ее от других, а больше того, стал ее преследователем: он пугал ее вечером головой кабана, он не отдал ей ее платье, которое ему специально кинули, чтобы проверить. Она переживает сильнейшее потрясение и от этого. И видя, как горит ее платье, повешенное на кресте как символ самой Лены, она принимает решение, что не позволит больше делать это с собой.

Она бросается в костер и снимает оттуда остатки платья. В этот момент подростки испугались и стали кричать ей, что она сгорит, а потом кричали, что это они так шутят. Происшедшее изменило ее: она поняла, что нельзя подстраиваться под других, подавляя свои чувства, чтобы они признали ее своей. Она рассказывает деду, что предала его, присоединившись к насмешкам над ним, и даже пряталась на улице от него, стыдясь его внешнего вида и поведения. Она сделала вывод, что нельзя предавать ни себя, ни своих родных. Другими словами, она пришла к новым приоритетам в жизни, приняла ценности своего деда, т. е. и тех своих предшественников, которые выстраивали жизнь нашей родины, защищая, обустраивая, обучая и леча свой народ. Это называется прохождением духовного кризиса. Прежняя Лена – умерла, новая Лена – родилась.


Как символ своего нового рождения, она сбривает себе волосы на голове и идет на день рождения к своему бывшему другу, где собрались его одноклассники. Она и теперь не рассказывает им, что это не она предала их, но если раньше она надеялась, что Паша признается, то теперь она не говорит это из-за чувства собственного достоинства. Теперь она ничего не боится и рассказывает одноклассникам, что один из них – живодер, продающий собак на живодерне.

Она обращается к Паше, ерничая: «Ты, наверно, расстроился, когда понял, что девочка, с которой ты дружил, вместо тихой и спокойной оказалась такой плохой!». Глядя на это ее уверенное и бесстрашное поведение, один из тех двоих, которые знали, кто истинный доносчик, говорит Павлу, что расскажет об этом. Именно это поведение Лены разблокировало его чувства и заставило перестать считать главным для себя дружбу с девочкой, желавшей скрыть предательство Павла.

В конце фильма она отказывается поддержать бойкот, который хотят объявить Павлу, и убеждает остальных не делать этого. Две другие роли из треугольника – «спасатель», «жертва», «преследователь» – она уже проигрывала и отказалась принять роль «преследователя», предложенную жизнью. Такое проигрывание данных ролей по очереди не дает возможности что-то изменить и в жизни, и в себе. Пережитые события помогли помочь ей понять бессмысленность перемещения по этим ролям. Для того чтобы выйти из этого бесконечного круга, необходимо измениться, пройдя через духовный кризис, что и произошло с Леной. Так как же избежать издевательств со стороны сверстников? Может быть, по меньшей мере не надо повторять ошибок Чучела и надо стать сильным, по крайней мере, морально?

Мы ведь все хотели бы, чтобы наши дети стали добрыми и чуткими созданиями. И мы совсем не хотим, чтобы они были жестокими и безжалостными существами, в том числе к нам самим, их родителям. Так что же могут сделать родители в этом своем желании воспитания сочувствия к другим живым существам? Самое простое – личный пример: дети перенимают поведение значимых взрослых легко и свободно. Можно к тому же научить их становиться на место другого, помогая понять чувства и желания других людей.

Энергетика – это основа мировой цивилизации. Человек является человеком только благодаря его исключительной, в отличие от всех живых существ, способности использовать и контролировать энергию природы.

Первым освоенным человеком видом энергии была энергия огня. Огонь позволял обогреть жилище и приготовить пищу. Научившись добывать и поддерживать огонь самостоятельно и усовершенствовав технологию производства орудий, люди смогли улучшить гигиену своего тела за счет нагревания воды, улучшить обогрев жилища, а также использовать энергию огня для изготовления орудий для охоты и нападения на другие группы людей, то есть в «военных» целях.

Одним из основных источников энергии в современном мире является энергия сгорания нефтепродуктов и природного газа. Эта энергия широко используется в промышленности и технике, на ней основано использование двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств. Почти все современные виды транспорта эксплуатируются за счет энергии сгорания жидких углеводородов – бензина или дизельного топлива.

Следующий прорыв в освоении энергии произошел после открытия явления электричества. Освоив электрическую энергию, человечество совершило огромный шаг вперед. В настоящее время электроэнергетика является фундаментом для существования многих отраслей хозяйства, обеспечивающим освещение, работу средств связи (в том числе беспроводной), телевидения, радио, электронных устройств, то есть всего того, без чего невозможно представить современную цивилизацию.

Атомная энергетика имеет огромное значение для современной жизни, поскольку стоимость одного киловатта электроэнергии, вырабатываемого атомным реактором, в разы меньше, чем при выработке киловатта электричества из углеводородного сырья или угля. Энергия атома также используется в космических программах и медицине. Однако существует серьезная опасность использования энергии атома в военных или террористических целях, поэтому над объектами атомной энергетики требуется тщательный контроль, а также осторожное обращение с элементами реактора в процессе его эксплуатации.

Цивилизационная проблема человечества заключается в том, что природные запасы нефти, газа, а также угля, также широко используемого в промышленности и химическом производстве, рано или поздно иссякнут. Поэтому остро стоит вопрос о поиске альтернативных источников энергии, в этом направлении ведется множество научных исследований. К сожалению, нефтегазовые компании не заинтересованы в сворачивании нефте- и газодобычи, поскольку на этом основана вся мировая экономика современности. Тем не менее, когда-нибудь решение будет найдено, иначе станет неизбежным энергетический и экологический коллапс, который обернется серьезными неприятностями для всего человечества.

Можно сказать, что энергетика для человечества – небесный огонь, дар Прометея, который может обогреть, принести свет, защитить от мрака и привести к звездам, а может испепелить весь мир. Использование различных видов энергии требует ясного разума, совести и железной воли людей.

Что такое энергетика человека? Об этом интересном и уникальном явлении мы поговорим в этой статье. Оказывается, организм человека состоит не только из физического тела с множеством органов. Он включает также и , которые большинство людей не в состоянии увидеть.

Еще в глубокой древности людям было известно о том, что каждое материальное тело обладает своей энергетикой. При этом совсем не важно, живой ли это организм или неживой предмет. Каждый организм обменивается своей энергией с окружающим миром – получает ее из внешней среды и излучает обратно. Таким образом происходит циркуляция энергии.

В результате такого энергетического обмена человек может чувствовать себя бодрым и полным сил или, наоборот, истощенным и подавленным. От него зависит настроение и самочувствие, здоровье и успех.

Энергетические потоки

Тело человека имеет тонкую энергетическую систему. Циркуляция энергии происходит не в физической оболочке, а в этой тонкой энергетической структуре, которой пронизано тело.

Основными энергетическими потоками, которые поступают в тело человека, являются два потока – восходящий и нисходящий. Они проходят по энергетическим каналам в противоположном направлении.

Снизу через стопы к нам поступает энергетический поток, исходящий из земного ядра. Он поднимается вдоль позвоночного столба к энергетическому центру, который находится в теменной области. Это энергетический поток Земли.

Второй поток поступает в центр, расположенный на темени, и проходит вниз к пальцам рук и стопам. Это поток энергии Космоса.

Таким образом, энергетику человека создают энергии Космоса и Земли, которые образуют нашу энергетическую оболочку или ауру.

Чтобы энергетическая система человека находилась в норме, эти потоки должны свободно циркулировать в теле и не иметь препятствий на своем пути. Если происходит какой-то сбой в работе энергетической системы, возникают проблемы со здоровьем или эмоциональные нарушения.

Так, нехватка энергии Земли может привести к заболеваниям сердца и сосудов. А при недостатке энергии Космоса поражаются суставы и позвоночник.

А если вы испытываете недостаток энергии Космоса, лучше всего слушать классическую музыку, заниматься творческой деятельностью и медитативными практиками.

Энергетические центры или чакры

Земную и космическую энергии наш организм усваивает через . Они располагаются вдоль позвоночника и связаны каналом, который называется Сушумна. Организм получает земную энергию с помощью трех нижних чакр, а энергию Космоса – трех верхних. В центре располагается , которая поддерживает баланс этих энергий.

Чакры являются энергетическими конусами с вершиной у позвоночного столба и основанием на передней поверхности. Они функционируют не обособленно, а в виде сочетаний или «треугольников сил». Визуально чакры представляют собой вихри энергий, напоминающих цветок лотоса и имеющих .

Самой известной является система, включающая семь энергетических центров и три центральных меридиана – Сушумна, Ида и Пиндала. Энергетические меридианы или нади соединяют чакры с различными органами и системами и образуют тонкую оболочку.

Чакры располагаются в таком порядке:

  1. – у основания позвоночного столба в области промежности.
  2. – на уровне лобка, ниже пупка на ширину ладони.
  3. – у пупка.
  4. – по центру на уровне сердца.
  5. – в области шеи у яремной впадины.
  6. – в центре лба у места перекрещивания зрительных нервов.
  7. – в теменной зоне.

Функции, которые выполняют чакры в нашем организме:

  1. Связывают между собой тонкие оболочки, которые находятся внутри и снаружи тела.
  2. Наполняют физическое тело энергией, благодаря чему в организме могут протекать все физиологические процессы.
  3. Помогают человеку психологически взаимодействовать с окружающим миром.
  4. Каждая открытая чакра наделяет человека определенными способностями и возможностями.

Энергетика каждого человека связана с работой его энергетических центров. В зависимости от того, как работают чакры, у человека может быть сильная или слабая энергетика, позитивная или негативная.

Признаки сильной энергетики

Человек, обладающий сильной энергетикой, прирожденный лидер. Это уверенные в себе и самодостаточные люди, которых не волнует мнение окружающих. Они не боятся выражать свои эмоции при посторонних, ведут себя естественно и непринужденно.

Такие личности всегда полны новых идей и наполняют энергией окружающих. У них множество интересов и увлечений. Это хорошие ораторы и творческие личности, которые имеют много поклонников и друзей. Они очень коммуникабельны и способны найти подход к любому человеку. В этом им помогает дружелюбие и обаяние, перед которым невозможно устоять.

Такие личности обычно имеют характерные внешние признаки. Чаще всего у них темный цвет волос, тонкие губы, тяжелый подбородок и густые брови. Их отличительной особенностью также являются темные, почти черные глаза, пронизывающие насквозь.

Признаки слабой энергетики

Человека со слабой энергетикой легко определить по характерным признакам. Как правило, такие люди апатичны, эмоционально-неустойчивы и склонны к депрессиям. Часто они вызывают жалость и сочувствие окружающих, с ними бывает неприятно общаться.

Такие личности имеют проблемы с получением энергии естественным способом — через энергетические каналы. У них нарушается энергообмен, возникают пробоины в ауре, через которые происходит утечка энергии. Поэтому чаще всего, чтобы восполнить недостаток жизненных сил, такие люди прибегают к энергетическому вампиризму.

Для людей со слабой энергетикой характерны такие признаки:

  • Плохое здоровье и слабая сопротивляемость болезням.
  • Апатия и вялость, склонность к депрессиям, подавленность.
  • Меланхолическое настроение и неуверенность в себе.
  • Склонность к различным фобиям и психическим расстройствам, нарушение сна.
  • Отсутствие интереса к жизни, пассивность, нежелание развиваться.
  • Повышенная ранимость и чувствительность.

Такие люди чувствуют себя энергетически истощенными после физических нагрузок, секса, приема алкогольных напитков. Не спасает положения даже прием пищи. Им требуется длительный период для восстановления энергетического потенциала.

Чаще всего от недостатка энергии страдают пожилые люди, а, также те, кто перенес серьезное заболевание или сильный стресс.

Как повысить уровень энергетики?

Если вы хотите повысить свой энергетический потенциал, соблюдайте несложные рекомендации. В первую очередь необходимо позаботиться о полноценном отдыхе. Ведь чтобы поддерживать энергетический баланс, организм должен иметь возможность восстанавливать силы. Постарайтесь хорошо высыпаться и больше времени проводить на природе, ведите активный образ жизни, но не перегружайте свой организм.

Укрепить и повысить энергетику хорошо помогают специальные медитативные практики и йога.

Кроме этого обязательно нужно избавиться от негативных эмоций и пессимистического настроя. Во время вспышек гнева, агрессии, раздражения и других отрицательных переживаний происходит мощный выброс жизненной энергии, что очень сильно ослабляет биополе человека. Старайтесь отталкивать от себя весь негатив и по возможности не общайтесь с конфликтными и агрессивными людьми.

Если человек имеет позитивный настрой, его энергетика становится гармоничной и положительно влияет на окружающих. К нему притягиваются доброжелательные и чистосердечные люди, а обстоятельства складываются в его пользу.

Если вы хотите повысить свою энергетику, уделяйте внимание духовному развитию. У духовно богатого человека открываются дополнительные информационно-энергетические каналы, появляются новые возможности, таланты и качества.

Старайтесь радоваться жизни, дарите окружающим любовь и душевное тепло, гоните от себя уныние, обиды и зависть и тогда вы никогда не будете страдать от недостатка энергии.