Контролировать и воспитывать ребенка помогут гаджеты. © newsland.ru

Дети теряются, гуляют в недозволенных местах, плачут по непонятным причинам, все время просят им почитать книжку и не хотят мерят температуру, когда болеют. Со всеми этими проблемами помогут справиться современные гаджеты.

1. Браслеты для родителей и детей

Порой ребенок - настоящая юла, и потеряться для него ничего не стоит. Не потерять ребенка помогут специальные браслеты, которые надеваются на руку родителя и на руку ребенка.

Браслеты Dcontinuum помогают отслеживать перемещения ребенка в толпе. Устройство состоит из двух браслетов: для ребенка с передатчиком, который работает в радиусе 150 м, и для родителей с приемником и дисплеем.

Родительский браслет принимает сигналы с детского браслета и показывает нахождение ребенка и дистанцию между вами на дисплее.

2. Детские часы с GPS-локатором

Локатор NuM8 - это устройство, которое поможет контролировать местонахождение ребенка в определенном родителями радиусе с точностью до 3-х метров. Специально разработанный для детей, он скрыт внутри детских цифровых часов.

Инновационная технология Cell ID позволяет определить местонахождение ребенка даже там, где неустойчив сигнал от спутников GPS - например, в глубине зданий. Функциями этого локатора можно управлять при помощи мобильного телефона или компьютера.

© web-mama.ru

Достаточно просто подключиться через интернет к порталу для клиентов или отправить текстовое сообщение с мобильного - и ты получишь точные координаты местонахождения вашего ребенка в считанные минуты.

Как только ребенок снимет браслет Num8, ты сразу же узнаешь об этом по электронной почте или через смс. Также ты можешь определить границы территории, которые ребенку нельзя пересекать. Как только малыш покинет разрешенную зону, ты сразу получишь оповещение.

3. Термометр для детей

Многие малыши наотрез отказываются измерять температуру. А даже если и соглашаются на эту процедуру, им все равно сложно высидеть на месте длительное время. С термометром Thermoplay измерить температуру просто, ведь он больше похож на игрушку, чем на медицинский инструмент. А крепится ко лбу ребенка.

© newsland.ru

4. Интерактивная парта для школьников

Эту парту разработал дизайнер Филан Миллер. Появится она в продаже в 2015 году. Она заменит детям и учебники, и классную доску, и словари и другую полиграфическую продукцию. Даже ошибки детей будет сама исправлять.

© newsland.ru

5. Переводчик с детского языка на взрослый

Устройство Why Cry Baby Analyzer очень поможет родителям, особенно молодым, у которых еще мало опыта ухода за ребенком. Оно анализирует плач младенца и сообщает причину, по которой кроха не может успокоиться.

© newsland.ru

6. Певец колыбельных

Ну не могут мамы петь всю ночь колыбельные! Они тоже хотят спать. Чтоб мамам не приходилось ночами напролет напевать песни, создали устройство White Noise - оно само споет колыбельную, когда малыш проснется посреди ночи, проиграет спокойную музыку, а еще это отличный ночник.

© newsland.ru

7. Электронный сказочник

Бывает, что родители так устали, что даже не могут прочесть малышу сказку. Тогда на помощь придет устройство AnyBook Reader. Достаточно провести им по странице, и ребенок услышит сказку.

© newsland.ru

8. Мобильный телефон для детей Buddy Bear Teddyfone

Это первый детский телефон в форме медвежонка. Телефон запрограммирован на 4 номера. Противоударный и максимально простой - с такого телефона смогут позвонить даже малыши.

9. Ультрафиолетовый нанодезинфектор

При помощи этого устройства легко дезинфицировать практические любые предметы, начиная от игрушек и заканчивая сосками-пустышками.

© web-mama.ru

10. Пульт для маленьких любителей телевизора

Твой ребенок обожает смотреть телевизор? И ты переживаешь, что не всегда можешь проконтролировать, что он смотрит? Тогда специальный детский пульт для ТВ iMote как раз для тебя. Яркий, с крупными кнопками, пульт понравится любому ребенку.

© newsland.ru

Довольно большой по размеру, его сложно потерять даже самому большому растеряше. При помощи этого пульта ты можешь запрограммировать до 100 каналов, и только их сможет смотреть твой ребенок.

А вот пульт Control Child позволит управлять ребенком в автоматическом режиме. Нажал кнопку, и ребенок собрал игрушки, поел и заснул. Кроме того, пульт позволяет регулировать громкость ребенка. Но, к сожалению, такой пульт - всего лишь выдумка, а не реальный гаджет.

Часто речь маленьких детей может понять только тот, кто с ними живет. В таком возрасте речь ребенка носит ситуативный характер. Иногда дети в определенных ситуациях начинают использовать слова из своего "детского словаря".

Есть дети, которые уже в полтора года хорошо говорят, используют десятки слов. Их молчаливые ровесники обычно понимают много слов, а вот в речи используют значительно меньше. Очень часто в это виноваты сами родители. Он стараются сами договорить за ребенка, задают наводящие вопросы, и ребенку ничего не остается, как просто кивнуть в ответ. Поэтому ребенку нет необходимости объяснять, выражать свои желания, его итак понимают. Такой метод диалога подходит для детей до года, но ни в коем случае для двух- или трехлетних детей. Как же поступать, чтобы ваш ребенок заговорил?

В первую очередь, делайте вид , что не понимаете того, о чем говорит ребенок. Переспросите его или сделайте совсем не то, что он имел ввиду. Ребенку будет приятно чувствовать себя более сообразительным, чем мама, и его речь с этого моменты может начать развиваться.

Ребенок, который не говорит нормально , придумывает язык для себя сам. Сначала он начинает говорить на нем в процессе игры, обращаясь к игрушкам, потом может начать планировать свои будущие действия. В такой ситуации важно помочь своему ребенку, задавать ему конкретные наводящие вопросы. Например, "Куда ты хочешь положить эту игрушку?", "Что ты собираешься собрать из кубиков?". Ответы на вопросы не должны быть односложными. Развернутые диалоги между родителем и ребенком помогут последнему научится вести беседы как внутренние, так и внешние на понятном всем языке.

Расширяйте словарный запас ребенка , не делайте скидку на его возраст. При разговоре с ребенком используйте развернутые предложения, говорите с ним нормальным тоном, комментируйте свои действия. Конечно, это не означает, что надо начать читать ему заумные доклады, но и доводить свою речь до "сюсюкания" не следует.

Чем больше слов слышит ребенок , тем больше его словарный запас, пусть даже пока и пассивный. То есть расширяется состав слов и , которые он понимает, хотя пока и не употребляет в своей речи.

Не читайте маленькому ребенку нотаций. Даже если он хорошо говорит, он еще не понимает всего того, что слышит. Маленькие детки с трудом понимают абстрактные рассуждения о том, что нельзя совать пальцы в розетку, или что капризничать нехорошо. Он просто еще не дорос до сложных объяснений, не злитесь на него, если у него не хватает терпения выслушивать до конца ваши наставления.


Маленькие дети начинают говорить с простых слов, сначала с существительных и местоимений, потом начинают проговаривать прилагательные и глаголы. В тот момент, когда устанавливается речь ребенка, очень важно, чтобы родители сами использовали грамотную речь. Нельзя повторять за ребенком его неправильный детский лепет, это, конечно, и забавно, но пользы для ребенка от этого мало.

Чтобы не отбить у ребенка желание говорить , не одергивайте его каждый раз, если он произносит неправильные выражения. Просто сами говорите каждый раз правильно, и малыш, вслед за вами, научится правильно выговаривать и строить предложения. На том этапе, когда речь ребенка, начинает устанавливаться, главная задача родителей - стимулировать желание ребенка не только говорить, но и общаться.

Отметим, что до полугодовалого возраста ребенок способен только улавливать интонации речи. В 9-10 месяцев ребенок понимает много слов, может выполнять просьбы родителей - указывать на предметы, на людей, брать и класть на место определенные вещи.

В год детки уже могут осознанно произносить около десятка слов. К двум годам в словарном запасе ребенка примерно триста слов. А в трехлетнем возрасте количество используемых слов должно быть около полутора тысяч. Ребенок может говорить уже на одном уровне с взрослыми.
Соблюдая вышеизложенные рекомендации, вы поможете своему ребенку правильно и раньше заговорить.

Как общаться с ребенком? Этот вопрос задают себе без исключения все родители. Уже много было сказано о том, что важно находиться с ребенком глазами на одном уровне, а не смотреть сверху вниз, что желателен тактильный контакт и отсутствие враждебности в голосе, а что ещё? Давайте поставим вопрос по-другому. Как сделать так, чтобы напряжённых и потенциально конфликтных ситуаций в вашем общении с детьми было меньше? Эта статья, в первую очередь, служит цели профилактики и содержит рекомендации, выполнение которых не только поможет вам избегать стереотипов в общении с ребенком, но и лучше чувствовать свои переживания, понимая, что мешает вам быть достаточно хорошим родителем.

О детях

  1. Не отказывайте ребенку в простых радостях

Начнём с того, что будем учиться понимать язык детей. Прежде всего, это означает понимание потребностей самого ребёнка, а не того, что нам таковым кажется. Пока мы, желая своему чаду всего лучшего, стараемся привлечь ко всякого рода «развивающим», «полезным» и «правильным» занятиям, ребёнок может оставаться неудовлётворённым, потому что ему просто не дали попрыгать в луже или остановиться на 2-3 минуты, чтобы получше рассмотреть проезжающую машину. Есть масса вещей, на которые не нужно денег и много времени, но которые в то же время кажутся взрослым крайне незначительными. Остаётся лишь понять, какие простые радости есть у вашего ребёнка, и он почувствует, что вы его принимаете.

  1. Не отказывайте ребенку в проявлении гнева

Этот пункт часто упоминается в рекомендациях, но я хочу сделать акцент именно на допустимости проявления чувств. Гнев, как эмоция, часто оказывается под запретом, ведь гнев – «это плохо, это агрессия, а злятся только плохие». Таким образом, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя плохим из-за своих чувств, дайте ему понять, что имеет право на свою злость и что об этой злости можно говорить с вами без страха наказания. Именно такая позиция поможет вашему ребенку отличать конструктивный гнев от деструктивного и научиться выражать его адекватным той или иной ситуации образом.

  1. Не отказывайте ребенку в желании чему-то вас научить

Да, в силу возраста и меньшего опыта ребенок знает гораздо меньше, чем вы, но, с другой стороны, впитывает всё как губка и смотрит на все свежим взглядом. Но главное, позволяя ему учить вас чему-то, вы даёте ему пространство для формулирования собственного мнения и позиции, не говоря уже о формирующейся самостоятельности. Наконец, прислушиваясь к своему ребёнку, вы, по меньшей мере, показываете, что его мнение вам небезразлично.

  1. Не отказывайте ребенку в паузах

В каких паузах? На отдых, любопытство, смех или удивление. Он только растет и его механизм банализации окружающего ещё не запущен. Ребенку интересно всё, на что он обращает внимание сам. Кроме того, дети не могут и не должны поддерживать темп взрослого человека. Предъявляя к ребенку непосильные требования, мы сами создаём ситуацию, в которой ребенок оказывается заложником или даже жертвой. Ребенку нужна пауза, чтобы лучше запомнить, точнее сформулировать, сделать вдох и просто убедиться, что вы его слушаете. Чем старше будет становиться ребенок, тем меньше их будет и тем короче они будут становиться, но в самом начале эта деталь поможет ему избежать лишней нервозности и научиться быстрее принимать решение.

  1. Я не требую от тебя того, чего ты не можешь, но и не помогаю там, где ты можешь справиться сам

Это простая формула, которая поможет вам оптимизировать долю своего вмешательства в жизнь ребенка, а ему, в свою очередь, позволит развиваться, не чувствуя себя брошенным и отвергнутым. По сути, это определённая Выготским «зона ближайшего развития», в которой ребенок развивается поступательно, исходя из своих текущих возможностей, имея при этом все шансы на рывок, если для этого есть ресурсы и условия. Но наиболее важным с точки зрения детско-родительского диалога остаётся психологическая составляющая: следуя этому принципу, вы даёте ребенку понять, что доверяете ему, верите в его силы. Именно эту веру он впоследствии интернализует и на её основе выработает собственную уверенность в себе без необходимости делать что-то назло родителям.

Поговорили о детях, теперь можно и родителях.

  1. Не отказывайте себе в проявлении слабости

Конечно, когда это возможно и когда от этой слабости напрямую не страдает сам ребенок. В детстве дети верят, что родители всемогущие. Чем дольше взрослые поддерживают эту фантазию, тем сильнее разочарование будет потом. В этом случае проявление слабости – это проявление человечности и невозможности противостоять принципу реальности . Слабость взрослого ценна не только тем, что можно показать, как с ней справляться, но и тем, что слабость – это нормально. Когда, где и с кем – другой вопрос, но, в целом, без слабости нельзя понять, что такое сила. Видя, что родитель не может с чем-то справиться и признаёт это, не впадая в панику и не отрицая происходящее, ребенок учится иметь с ней дело, как с естественным явлением жизни.

  1. Не отказывайте себе в проявлении незнания

Это отдельная сторона проявления слабости, но поскольку мы сталкиваемся с ней чаще, чем с другими, на ней стоит остановиться отдельно. Когда мы не можем ответить на вопрос ребенка, мы чувствуем себя глупо. Чтобы избежать этих неприятных ощущений мы, взрослые, готовы идти на любую хитрость, в результате которой и ребенок может оказаться плохим за «неправильный» вопрос, и родитель может уйти от ответа, сменив тему. Что будет в итоге? Ребенок научится искать виноватых на стороне и ловко перескакивать с тему на тему. Однако, человек не может и не должен знать всё. Принятие этого факта снимает с взрослого и, следовательно, с ребёнка сильнейшую тревогу, связанную, например, с собственностью глупостью или несостоятельностью.

  1. Не отказывайте себе в проявлении силы

Конечно, не в виде агрессии против ребенка, а в форме поддержания границ, выполнения обещаний и готовности защищать интересы ребенка. Агрессия по отношению к ребенку – это беспомощность, в которой нет и намёка на силу. Сохранение границ – это уважение личного пространства ребенка, признание его права на самостоятельность и индивидуальность, равно как и права взрослого на то, из чего ребенок по возрастным меркам пока исключается. Выполнение обещаний – это подтверждение того, что сделанное соответствует сказанному. Таким образом, ребенок воспринимает понятие ответственности. Защищать интересы ребенка – это, в первую очередь, оставаться на его стороне вне зависимости от того, прав он или нет. Правильно-неправильно – категории весьма относительные, особенно в детстве, а доверие заботящегося взрослого – явление более чем осязаемое. Уважение, ответственность и доверие – если мы способны воплощать эти слова в реальные дела по отношению к ребенку, мы можем считать себя сильными родителями.

  1. Не отказывайте себе в диалоге со своей детской частью

В каждом из нас есть свой внутренний ребенок, не желающий подчиняться взрослым правилам. Примеряя на себя всё, что хотите для ребенка, вы проводите черту между своими желаниями и реальными потребностями ребенка – по сути, другого человека, пусть маленького и зависящего от вас. Понимая, чего именно не хватает вашей детской части, на что она может быть обижена и как её проще всего порадовать, вы сможете отличить собственные проекции от того, в чём действительно нуждается ваш ребенок. Более того, глядя на вас, ребенок учится заботится и прислушиваться к себе, лучше понимать свои чувства, отличая своё от чужого.

  1. Соблюдайте принцип достаточности

Не бывает много или мало, бывает достаточно, недостаточно и перебор. Иными словами, мы используем не абстрактные категории, а мерки по ощущениям. Когда ребенок уже наелся, тепло ему или холодно – пока ребенок в младенческом возрасте, мать ориентируется исключительно на свои ощущения. Когда же ребенок может более чётко сигнализировать о своём состоянии, родителям самое время перестать думать, что они знают лучше. Если эта установка принимается, взрослые могут давать ребенку столько тепла, еды и эмоций, сколько тому достаточно для чувства удовлетворения. Полного и стабильного удовлетворения добиться вряд ли можно – от принципа реальности никуда не денешься – но избавить ребенка от острой нехватки или сильного избытка чего-либо заинтересованным родителям вполне по силам.

«Меня воспитывали дома, ничего хорошего не вышло; поэтому дочь отдали в детский сад, тоже ничего хорошего не вышло; поэтому сына - дома, тоже ничего хорошего; поэтому старшую внучку - в детском саду, тоже ничего хорошего; поэтому младшую внучку - дома...»

Михаил Гаспаров «Записи и выписки»

Ночь. Я сижу на кровати в своей комнате. Мне 5 лет и мне страшно. Я знаю, что взрослых звать на помощь бесполезно, я уже не раз это делала, но я не могу толком объяснить, чего я боюсь, мой страх напоминает коробочку из-под спичек, чуть приоткрытую, и оттуда высовываются розовые крылышки, и меня охватывает ужас, что будет, если обладатель крылышек выйдет на свободу. Я знаю, что взрослые с вниманием относятся к страху бандитов, воров, мертвых, а мой страх почему-то вызывает у них улыбку, но от этого он не перестает быть ужасным для МЕНЯ, он не дает мне спать по ночам, он изматывает меня днем, когда я живу в тоскливом ожидании вечера.

Это мое детское воспоминание. Тогда не нашлось взрослого человека, который бы обьяснил моим родителям, что такое детские страхи и как с ними надо обращаться. Что мир переживаний ребенка отличается от мира взрослых не только беззаботностью и весельем, а у некоторых детей есть проблемы, которые они не могут донести до понимания взрослых, и вынуждены сами справляться с этими проблемами. Теперь такие люди (переводчики с Детского) есть - это детские психологи. Я тоже стала психологом и уже семь лет работаю в детском саду.


Социализация. Первая ступень.

Считаю, что для нормального психологического развития любой ребенок должен провести в детском саду хотя бы один год. Конечно, бывают исключения, так называемые «несадовские дети», которые и за полгода не могут привыкнуть к условиям детского сада, но для обычного ребенка это необходимый; этап. Почему? Да потому что детский сад - это первая ступень социализации, в отличие от школы добровольная. Здесь ваш ребенок ежедневно встречается с социумом - не с родственниками, как в кругу семьи, а с «чужими» - детьми и взрослыми. Часто по мере адаптации к детскому саду становятся видны ошибки семейного воспитания, которые не проявились бы в других условиях. Например, Витя К. очень эгоцентричен, для того чтобы он начал работать на занятии (рисовать, лепить) ему необходимо внимание воспитателя, ее постоянная поддержка, выражающаяся в похвале и поощрении. Возникает ощущение, что Витю не интересует само занятие, а лепит и рисует он исключительно для того, чтобы получить похвалу от взрослого. При беседе с мамой и бабушкой выяснилось, что в семье мальчик находится в роли «Солнышка», поощрения вызывают почти все действия ребенка, даже те, которые даются ему без усилий, по типу «как ты хорошо встал со стула, а как здорово ты съел конфету!». Мальчик «закормлен» поощрениями, в свои 6,5 лет не может самостоятельно одеваться, работы его неинтересны, инфантильны.

Другой пример - Костя Н. с трудом привыкает к режиму. Он почти ничего не ест за завтраком, но позже с плачем требует еду; когда группа собирается на улицу, Костя хочет играть с конструктором и т.д. В беседе с родителями выяснилось, что до сада мальчик находился под присмотром бабушки, которая не придерживалась режима в его воспитании, мальчик вставал и ложился спать в разное время, получал еду, когда придется, практически не имел никаких обязанностей по дому. Теперь, придя в сад, Костя отказывается убирать за собой игрушки, подчиняться ритму жизни группы.

Школа - это уже обязательная ступень социализации, и если ребенок не был в детском саду - для него это большая нагрузка на психику - помимо усвоения учебного материала, надо познавать законы жизни в детском коллективе, привыкать к режиму. Нередко такие «домашние» дети дают невротическую реакцию - появляются тики, энурез, страхи, либо ребенок просто заявляет родителям: «Больше в школу не пойду!»

Если вы решительно настроены против детского сада - позаботьтесь о других возможностях социализации для вашего ребенка. Это может быть группа эстетического развития при ближайшем Доме культуры, спортивная секция, психологические тренинги или что-то другое.

Стремясь социализировать своего ребенка, не следует, однако, делать это слишком рано - в 1,5 или 2 года у ребенка, помещенного в ясли, может произойти психический срыв: «Меня бросили чужим людям!». Дети в этом возрасте еще не слишком интересуются друг другом, гораздо более их притягивают игрушки, часто возникают конфликты из-за них.

Работа психолога в дошкольном учреждении осуществляется по трем основным направлениям: работа с педагогами, с родителями и, естественно, с детьми.

Работа с родителями и педагогами.

Специалист знакомит педагогов и родителей с последними достижениями психологии, освещает фундаментальные вопросы, например «Развитие детской психики в разные возрастные периоды» (что ваш ребенок уже должен уметь делать в определенном возрасте, а что еще рано с него требовать). Как правило, от психолога ждут решения конкретных, практических вопросов. Например, при одевании детей на улицу тратится много времени. Этому способствует большое количество детей (до20 человек), теснота раздевалок, желание детей поговорить, поиграть, вместо того, чтобы заниматься таким нудным занятием как одевание. Психологическая составляющая проблемы заключается в основном в том, что ребенку надо запомнить удобную последовательность одевания примерно девяти (в зимний период) вещей, и часто приходится наблюдать, как сначала ребенок надевает шубу, а потом вспоминает про сапоги, либо пытается застегнуть молнию на куртке в варежках. Для облегчения запоминания можно на каждый шкафчик повесить изображение личного алгоритма порядка одевания для данного ребенка, например:

  1. Снять юбку, в которой девочка ходила в группе (картинка с перечеркнутой юбкой);
  2. Надеть на колготки теплые штаны (изображение девочки в майке и штанах);
  3. Надеть свитер (к предыдущему изображению добавляется свитер) и т. д.

Помимо сокращения времени на одевание (и раздевание) подобный метод имеет ряд положительных аспектов для ребенка: развивается логическое мышление, т.к. последовательность изображений, соединенных стрелками, имеет определенную логику (удобство); развивается мышление (точнее, способность к обобщению, так как ребенок сравнивает свои картинки с чужими и замечает, что, например, его меховая шапка, Ирины - вязанная с помпоном, и Сережина спортивная шапка - все попадают в одну категорию и обозначаются похожим изображением, а самое главное - ребенок становится более самостоятельным!

Если же запрос родителей действительно касается ребенка, то после обращения с ним проводится необходимая работа (об этом будет рассказано ниже), а затем родителям даются рекомендации по дальнейшему воспитанию.

Работа с детьми протекает в двух плоскостях: развитие позновательных процессов психики и преодоление нарушений в поведении. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно - восприятие, внимание, память, мышление, воображение) развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений. Психолог с помощью тестов диагносцирует уровень развития определенного процесса (например, слуховой памяти), сравнивает этот уровень с возрастной нормой (т. е. как слуховая память развита у большинства детей данного возраста) и дает заключение - слуховая память развита выше возрастной нормы, на том же уровне, либо ниже. В последнем случае рекомендуются специальные упражнения, при регулярном выполнении которых можно улучшить слуховую память.

Примерно так определяют и широко известную Психологическую готовность ребенка к школе, но кроме вышеперечисленных познавательных процессов изучается также уровень школьной мотивации - т.е. наличие либо отсутствие желания идти в школу, а также, что в этой самой школе ребенка привлекает. Так ответы типа «В школе хорошо - там спать не заставляют, и можно новый портфель носить» - дают дети с недостаточными представлениями о школе и, наоборот, дети которые осознанно стремятся приступить к учебе, дают ответы типа «Нравится узнавать новое, хочется научиться писать, считать и пр.»

Кроме мотивации в диагностике школьной зрелости определяется уровень развития произвольной сферы ребенка: может ли он сосредотачиваться на выполнении не очень интересного задания, либо быстро устает, начинает отвлекаться; способен ли удерживаться от импульсивных, непосредственных действий, либо сначала ответит на вопрос, а потом подумает; способен ли подчинять свои желания требованиям ситуации (хочется поговорить с соседом, но нельзя, т.к. идет занятие).

Развитие познавательной сферы детей может проходить в разных формах: на фронтальных (со всей группой) занятиях, микрогруппами по 4-5 человек или индивидуально. Понятно, что в последних двух случаях занятия более полезны, т.к. подбираются упражнения необходимые для развития именно присутствующих детей. Например, если на фронтальных занятиях было выявлено 3-4 человека с недостаточно развитым произвольным вниманием (это когда дети работают только с тем, что им интересно, и не могут долго концентрироваться на непривлекательной задаче), то психолог работает с ними в микрогруппе именно на развитие этого качества.

На консультациях родителей специалист сообщает о результатах диагностики ребенка и рассказывает об упражнениях, которые можно делать с ним дома.

Взрослые, занимающиеся с ребенком (психолог или кто-то из родителей) обязательно должны учитывать Зону ближайшего развития (термин Л.С. Выготского). ЗБР - это та деятельность, с которой ребенок еще не может справиться самостоятельно, но успешно справляется с помощью взрослого. При нормальном развитии ребенка ЗБР постоянно изменяется: некоторое время назад ребенок с трудом держал карандаш, затем он уверенно черкает им по бумаге, а вскоре успешно закрашивает контуры предметов. Действия, которые вчера были в ЗБР ребенка, сегодня он выполняет самостоятельно и, опираясь на них, осваивает новые, более сложные.

Работа с нарушениями поведения детей может проводиться в форме группового тренинга или индивидуальной психотерапии. Подбираются дети, имеющие сходные психологические проблемы (например, замкнутость, неуверенность в себе, заниженная самооценка), и для них составляется программа тренинга, включающая игры и упражнения на развитие общительности, поднятия самооценки и пр. Например, детям с низкой самооценкой полезны упражнения на гармонизацию собственного имени - надо нарисовать свое имя КРАСИВО - в виде фантастического цветка, привлекательных орнаментов, гармоничного сочетания цвета и формы. Рисунки не оцениваются по художественным критериям, детям не навязываются никакие образы, ребенок сам хозяйничает на листе бумаги и если он считает, что пожарная машина максимально украшает его имя - он рисует ее и получает поддержку от ведущего.

В некоторых случаях групповые тренинги не подходят, и тогда показана индивидуальная терапия. Например, Юля К., 4 года, пришла в среднюю группу несколько позже других детей, когда в группе уже сформировались дружеские связи. Этот факт, а также повышенная ранимость девочки, ее тесная связь с матерью затруднили привыкание Юли к детскому саду. По утрам девочка не отпускала мать от себя, когда та все же уходила - плакала навзрыд, игнорируя уговоры и утешения. Юля постоянно спрашивала о маме, едва успокоившись, вспоминала ее и снова плакала. Работа психолога с девочкой началась прямо в группе (Юля отказывалась идти в кабинет). Были принесены яркие необычные вкладыши, которые отвлекли ее на несколько минут от горестных мыслей, и позволили мне завязать с Юлей хрупкий контакт. Когда вкладыши были собраны, она снова заревела, однако уже не так отчаянно, как раньше. В последующие дни мы с Юлей пытались найти преимущества хождения в сад, по сравнению с ее «досадовским» опытом. Мы проигрывали на игрушках ситуации под общим названием «Юля в детском саду», в которых девочка была то общим спасителем, то незаменимым в играх партнером, то источником веселья для всех обитателей сада. Постепенно Юля так осмелела, что стало возможным вводить в игры других детей, что позволило со временем включиться в жизнь всей группы.

В современной психотерапии одним из центральных моментов считается, что нарушения в поведении детей возникают как реакция на нарушения внутрисемейных отношений. Дети, как самые слабые члены семьи, являются носителями симптома, который зачем-то нужен семье, либо ребенку. Например, энурез ребенка может быть на руку матери, которая под предлогом ночных вставаний и последующих хлопот по стирке постели может сорвать бонус «очень заботливой мамы», что позволит ей увильнуть от некоторых функций роли «жены», или отказаться от реализации себя в карьере. При этом рассуждения звучат примерно так: «Как только Юра перестанет мочиться по ночам, у нас с тобой будет нормальная сексуальная жизнь (это мужу), и я выйду на работу». Но энурез не проходит, и это позволяет матери сохранять прежний образ жизни, не рисковать оказаться невостребованной, как специалист, и сохранить высокую оценку себя как матери, как жены, как квалифицированного работника. Поэтому в терапию ребенка необходимо вовлекать родителей и других членов семьи. В случае с Юлей маме было рекомендовано приводить девочку некоторое время только на 2-3 часа, затем оставлять до обеда, и только после полной адаптации Юля стала ходить в сад на целый день. Параллельно с мамой проводилась работа по снятию их болезненной зацикленности друг на друге, усилению самодостаточности дочери, уменьшению тревожности мамы за нахождение Юли без родительской гиперопеки.

При групповой терапии родителям также сообщается, что происходит на занятиях, и как им надо обращаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.

Конечно, в условиях детского сада невозможна более-менее длительная индивидуальная психокоррекционная работа. К тому же далеко не все психологи, работающие в детском саду, обладают необходимыми для этого знаниями. Распространенной ошибкой многих начинающих психотерапевтов является то, что они хотят быстрых и больших изменений от человека, с которым работают. И тогда возможно «гуляние симптома»: ребенок перестал грызть ногти, но у него появились тики; или поведение агрессивного старшего брата улучшилось, но младший теперь хулиганит за двоих. Поэтому для глубокой работы с невротическими проявлениями (страхи, энурез, навязчивые движения и пр.) необходимо обращаться в специализированные психологические Центры.

Также необходимо помнить, что заключение психолога вашего сада не является истиной в последней инстанции. Психология сравнительно молодая наука, и точки зрения на решение некоторых проблем меняются с течением времени. Кроме того, важно КТО дает заключение - студентка 3 курса отделения психологии, бывший педагог, переучившийся за 9 месяцев на курсах по психологии, или специалист после психфака МГУ с 10-летним стажем работы. Если у Вас есть сомнения по поводу психологического заключения по проблеме вашего ребенка, обратитесь к другим психологам, психотерапевтам и сравните результаты из разных источников.

В заключение хочется отметить, что это очень здорово, что во многих садах и школах работают психологи, что существуют Психологические центры, куда родители могут обратиться в случае необходимости и разделить ответственность со специалистами за воспитание своих детей. Это помогает и родителям и детям проживать жизнь на более качественном уровне.

Колпакова Галина ,
аналитический психолог.