1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность рабочей программы педагога-психолога ДОУ обусловлена необходимостью сохранения и укрепления психического здоровья детей, являющихся воспитанниками данного учреждения, что определяется, как приоритетная задача в развитии современного дошкольного образования. Стоит отметить, что профессиональная деятельность современного педагога-психолога ДОУ ориентирована на создание условий для всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте и реализации его возможностей на данном этапе развития, а также на психологическое сопровождение формирования психологических новообразований, что будет являться основой дальнейшего становления человека в последующие периоды развития.

Дошкольный период является достаточно важным для становления личности, в котором формируются предпосылки личностных качеств, развивается ответственность ребенка и его умение делать свободный выбор, уважать и понимать окружающих людей. Исходя из чего, современное дошкольное образование ставит своей целью не только формирование суммы знаний у воспитанников, но и развитие базовых компетенций личности, в частности, социальных и культурных навыков, а также здорового образа жизни.

Произошедшие в последние годы изменения в системе дошкольного образования, связанные с введением федеральных государственных стандартов к данному типу учреждений, их сотрудникам и воспитанникам, способствовали активному становлению психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ является внутренняя жизнь ребенка до 7 лет.

Предметом – психическое здоровье ребенка. В процессе своего развития ребенок усваивает социальные правила через взаимодействие со взрослыми.

При разработке рабочей программы педагога-психолога ДОУ мы опирались на Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014 года, ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года, положения Федеральных государственных требований СанПиН 2.4.1.3049-13; Министерства здравоохранения Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. За основу программы использована концепция примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Рабочая программа реализуется в период всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

Рабочая программа (далее Программа) определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: профилактика, диагностика, коррекция, консультирование и психологическое сопровождение деятельности ДОУ в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, а также со всеми участниками образовательного процесса ДОУ.

В рамках данной рабочей программы осуществляется годовое и перспективное планирование деятельности с учетом конкретной образовательной ситуации в ДОУ.

Рабочая программа ориентирована на обеспечение психологического сопровождения образовательных областей: физическая, социально-личностная, познавательно-речевая и художественно-эстетическая.

Структура рабочей программы ДОУ отражает все направления деятельности педагога-психолога.

1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирования основ базовой культуры личности у него, всестороннего психического и физического развития ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей, подготовка его к жизнедеятельности в современном обществе, а также к процессу учения в школе.

Задачи деятельности педагога-психолога:

— проводить диагностику индивидуальных психологических особенностей и образовательных потребностей детей;

— осуществлять профилактику трудностей развития ребенка;

— оказывать помощь дошкольнику при разрешении актуальных задач развития, обучения и социализации;

— проводить психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников и педагогов;

— создавать условия для эффективного усвоения образовательных областей воспитанниками ДОУ;

— осуществлять психологическое сопровождение разработок и реализации образовательных программ и развития ДОУ.

1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Основные принципы формирования программы педагога-психолога:

  1. Принцип развивающего образования (ориентир – «зона ближайшего развития» ребенка).
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие теории и практики).
  3. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
  4. Комплексно-тематический принцип построения процесса обучения.
  5. Принцип вариативности для личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
  6. Принцип интеграция образовательных областей (включение разных видов деятельности, форм организации процесса обучения детей).
  7. Принцип открытости системы дошкольного образования для обогащения культурными компонентами.
  8. Принцип учета возрастных особенностей при построении образовательного процесса (ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра).

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Федеральные государственные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, следующие требования:

— система мониторинга позволяет обеспечить реализацию комплексного подхода при оценивании итоговых и промежуточных результатов освоения Программы;

— мониторинг проводится для оценки динамики достижений детей;

— обязательное требование — описание форм, объекта, периодичности и содержания мониторинга.

Реализация данных требований возможно в рамках компетентности педагога-психолога возможна по следующим направлениям мониторинга – интеллектуальные, физические, личностные качества ребенка, а также соответствующие показатели в рамках конкретной образовательной области.

Основные используемые методы: наблюдение за ребенком, беседы и экспертные оценки. Также возможно проведение исследования с использованием критериально-ориентированных методик не тестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Система мониторинга сочетает в себе низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованные (тестов, проб и др.) методы, позволяющие обеспечить объективность и точность получаемых данных.

Два раза в год осуществляется изучение достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы. При мониторинге рекомендуется использовать методы, которые позволяют получить большой объем информации в оптимальные сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.

1.4.1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ В ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики вероятных успехов ребенка при окончании дошкольного образования.

Они никак не оцениваются и не могут являться реальными достижениями ребенка, основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры влияют на административные решения об аттестации педагогических работников, оценке продуктивности образования, итоговой или промежуточной оценке уровня развития детей, оценке выполнения муниципального (государственного) задания, распределении стимулирующего фонда оплаты труда работникам учреждения.

Они представляют собой основания преемственности дошкольного и начального общего образования, то есть реализация программы предполагает формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

При диагностическом обследовании детей дошкольного возраста педагог-психолог проводит психологическую диагностику познавательных процессов детей, личностных качеств и психологической и мотивационной готовности к обучению в школе.

Зона профессиональной компетентности педагога-психолога при осуществлении мониторинга в ДОУ осуществляется в рамках следующих па­раметров:

  • младший возраст (3-4 года): игра, поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстни­ками), рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
  • средний возраст (4-5 лет): зрительное восприятие (узнавание черно-белых изоб­ражений), анализ продуктивной деятельности – рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д., мелкая моторика, социальные навыки – общение со взрослыми и сверст­никами, игра – уровень игры, преобладающий вид общения;
  • старший возраст (5-6 лет): игровая деятельность, анализ продуктов деятельности, коммуникативные навыки;
  • подготовительная к школе группа (6-7 лет): зрительно-моторная координация, составление сюжетного рассказа по серии картин, установление причинно-следственных связей, понимание логико-грамматических конструкций, ориентировка на листе бумаги.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  1. Целевые ориентиры в период завершения дошкольного образования.

— ребенок осваивает основные культурные способы деятельности, демонстрирует инициативу, самостоятельность в таких видах деятельности, как общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование и т.п.; может выбирать для себя интересующий его род занятий, а также участников для осуществления совместной деятельности;

— ребенок имеет положительную установку по отношению к миру, к различным видам труда, окружающим его людям, а также по отношению и к самому себе, имеет чувство собственного достоинства; со сверстниками и взрослыми довольно активно взаимодействует, принимает участие в совместных играх. Уже может договариваться, учитывая интересы и чувства других, проявлять сопереживание при неудачах и радость за успехи других, свои чувства проявляет адекватно, даже чувство веры в себя, направлен на разрешение возникающих конфликтов;

— у ребенка хорошо развито воображение, которое проявляется в самых разных видах деятельности, в первую очередь, в игре; ребенок обладает запасом разных форм и видов игры, способен различать условные и реальные ситуации, способен подчиняться разным правилам и социальным нормам;

— ребенок владеет устной речью на достаточно хорошем уровне, умеет выражать свои мысли, чувства и желания в ситуации общения, способен выделять звуки в словах, у ребенка начинают формироваться предпосылки грамотности;

— у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он достаточно подвижен, обладает выносливостью, владеет основными движениями, способен контролировать свои действия и управлять ими;

— ребенок может проявлять волевые усилия, соответствовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, способен придерживаться правил личной гигиены и безопасного поведения;

— ребенок достаточно любознателен, задает много вопросов взрослым и сверстникам, пытается выяснить причинно-следственные связи, пытается сам найти объяснение причин природных явлений и действий людей; способен осуществлять наблюдение и даже эксперименты. Имеет начальные знания о себе, о мире природном и социальном, где он живет; ему уже знакомы произведения детской литературы, владеет элементарными знаниями о живой природе, истории, математике, естествознание и др.; ребенок может принимать собственные решения, основываясь на собственных знаниях и умениях в разных видах деятельности

II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраст от 3 до 4 лет

Ведущим видом деятельности становится игра, главной особенностью которой является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Действия с игрушками и предметами-заместителями составляет основное содержание игры детей младшего дошкольного возарста.

В младшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы: восприятие (до 5 и более форм предметов, до 7 и более цветов, могут различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве дошкольного учреждения), память и внимание (могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов по просьбе взрослого, к 4 годам могут запомнить достаточно большие отрывки из любимых произведений), мышление (наглядно-действенное, они уже могут установить незначительные скрытые связи и отношения между предметами), воображение. Активного взаимодействия между детьми еще не наблюдаются, но можно встретить устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликтные ситуации у детей во многом связаны с игрушками. Именно мнение воспитателя влияет на определение положения ребёнка в группе сверстников. В этом период начинает формироваться самооценка, а также половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

В игре можно наблюдать ролевое взаимодействие. Дети способны рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображения на бумагу, вырезать ножницами и т.п. Закладываются навыки планирования последовательности действий. Дети могут разделить предметы по сенсорному признаку (величина, цвет); выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Развитие познавательных процессов осуществляется в следующем направлении: формируется произвольное внимание, образное мышление (способны строить по схеме, решать лабиринтные задачи), растет устойчивость внимания (может концентрировать внимание в течение 15 – 20 минут), произвольная память закладывается (может запоминать несложное условие), речь выступает предметом активности детей. Познавательны мотив становится доминирующим в процессе общении ребёнка со взрослым. Возможно проявление повышенной обидчивости. Во взаимодействии с другими детьми становятся более избирательными, наблюдаются постоянные партнеры по игре. В общении со сверстниками наблюдается избирательность, начинают появляться постоянные партнёры по играм. Появляются лидеры, а вместе с ними и конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет

Во многом игры носят ролевой характер, происходит усвоение социальных отношений, понимание подчинённости позиций в различных видах деятельности взрослых. Конфликты могут появляться при распределении ролевого поведения. Это период активного рисования, которое носит сюжетный характер; анализ рисунка человека позволяет сделать вывод о его половой принадлежности и эмоциональном состоянии. Начинает проявляться конструирование в процессе совместной деятельности. Продолжается развитие познавательных процессов: совершенствуется восприятие цвета, их оттенков, форм прямоугольников, овалов, треугольников, величины объектов, уже способны выстраивать предметы по возрастанию или убыванию (до 10); продолжается развитие образного мышление (совершенствуется обобщение, ведущее к развитию словесно-логического мышления, происходит освоение мыслительными средствами); развитие воображения происходит только при работе по его активизации; внимание переходит от непроизвольного к произвольному; совершенствуется речь, развивается связная речь (дети способны пересказывать, рассказывать по картинке, передавая детали).

Главной особенностью данного периода является то, что в игре происходит структурирование пространства для игры, распределение ролей, развитие изобразительной деятельности, применение в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоение обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Возраст от 6 до 7 лет

В подготовительной к школе группе происходит усложнение игрового пространства, дети усваивают правила взаимодействия людей. Рисунки человека у мальчиков и девочек имеют серьезные различия между собой, они становятся более детализированными и пропорциональными. При определенных педагогических условиях у детей развиваются художественно-творческие способности в отношении изобразительной деятельности. Старшие дошкольники способны обобщать, анализировать не только основные конструктивные особенности различных деталей, но и определять их форму, исходя из опыта столкновения с объёмными предметами. Происходит развитие восприятия, но они не всегда способны сразу учитывать несколько разных признаков. Развивается образное мышление, его проявления – навыки обобщения и рассуждения, которые проявляются в ограничении, связанным с восприятием наглядных признаков ситуации. Происходит развитие произвольного внимания дошкольников. Развитие диалогической и некоторых вариантов монологической речи происходит благодаря особым образовательным условиям.

Дошкольный возраст завершается усвоением мира вещей как предметов человеческой культуры, развитием половой идентификации усвоением позитивных форм общения с людьми, формированием позиции школьника. Познавательное и личностное развитие, достигнутое в данный период, определяет успешность обучения в школе.

2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

2.2.1 Направление «Психологическая диагностика»

Цель: получение информации об индивидуальных психологических особенностях развития детей для построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Согласно ФГОС ДО в ДОО может осуществляться изучение развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов, что проводится педагогом-психологом совместно с педагогом в рамках психологической диагностики. Необходимо результаты изучения детей связывать с оценкой эффективности педагогических действий, выстраивая при этом дальнейшего планирование образовательной деятельности.

Для осуществления психологической диагностики (мониторинга) у воспитанников ДОУ обязательно необходимо письменное согласие родителей (или законных представителей).

Результаты психологической диагностики (мониторинга) могут использоваться только для решения образовательных задач: индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение образовательной траектории, психологическая коррекция особенностей развития); оптимизация работы с группой детей.

Педагог-психолог организует психологическую диагностику для изучения личностных характеристик, уровня развития познавательных процессов детей, их психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Результаты мониторинга фиксируются в индивидуальной диагностической карте ребенка, при анализе которой можно оценить результативность образовательной программы и эффективность организации образовательного процесса в ДОУ.

2.2.2 Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

В рамках ФГОС ДО развивающая деятельность педагога-психолога ориентирована на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников.

Психокоррекционная деятельность направлена на развитие у детей способов саморегуляции в разных образовательных ситуациях, что будет способствовать их успешности, достижению требуемого уровня освоения образовательной программы, что приведет к позитивным изменениям развития его личности.

Технологическое наполнение реализации данного направления в профессиональной деятельности педагога-психолога предполагает применение разнообразных видов игр, проблемных ситуаций, творческие задания, этюдов. При выборе конкретной формы, технологии и содержания работы в рамках данного направления, определение адресной группы воспитанников следует опирать на результаты психологической диагностики (мониторинга). Главным принципом при отборе психологического инструментария выступает принцип целостного воздействия на личность ребенка.

2.2.3 Направление «Психологическое консультирование»

Цель психологического консультирования определяется в помощи человеку в разрешении его проблемы при условии осознания ее наличия. В ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Задачами психологического консультирования в условиях ДОУ являются:

— при затруднениях, возникающих в образовательном процессе, осуществляется оказание психологической помощи;

— оптимизация индивидуального и возрастного развития ребенка;

— научение приемам саморегуляции, самопознания, применению собственных ресурсов для выхода из проблемных ситуаций;

— психологическая помощь для выработки эффективных жизненных стратегий в рамках трудных образовательных ситуаций;

— формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

2.2.4 Направление «Психологическая профилактика и психологическое просвещение»

Психологическая профилактика в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой приоритетное направление деятельности педагога-психолога в ДОУ, реализуемое, в частности, через психологическое просвещение

Цель психологической профилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, предупредить нарушения в развитии ребенка, создать благоприятные психогигиенические условия в ДОУ (психологическое информирование субъектов образовательного процесса о вероятных трудностях).

Содействие педагогам в проектировании психологически безопасной среды выражается в планировании оптимального развивающего пространства, опоре на игровую деятельности как ведущую в дошкольном возрасте, формировании благоприятного психологического климата в ДОУ, профилактики и своевременном разрешении конфликтов в ДОУ, психологической экспертизе программно-методического обеспечения.

Психологическое просвещение представляет собой профессиональную деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что и является своеобразным средством психологической профилактики.

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Категории Содержание работы Группы Сроки

выполнения

Психологическая диагностика
Работа с детьми 1. Диагностика нервно-психического развития детей.

2.Диагностика личностных особенностей детей (Самооценка О.В.Хухлаева).

3. Изучение психологической готовности детей к школьному обучению (Тест Керна-Йерасика, методика М.Семаго).

4. Изучение эмоциональной сферы (Методика Л.П.Стрелковой).

5. Изучение психологических особенностей с применением таких методик, как наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие.

2-я младшая

Подготовительная, старшая

Подготовительная

Старшая, подготовительная

По запросу родителей, педагогов

Сентябрь –

В течение года

В течение года

Работа с педагогами 1. Лист оценки профессиональной деятельности и личности воспитателя.

2. Анкета «Психологическое состояние в коллективе».

3. Изучение личности педагога.

4. Изучение педагогического коллектива.

Педагогический состав

Все сотрудники

По запросу

По запросу администрации

Сентябрь

В течение года

В течение года

Работа с родителями 1. Анкетирование родителей, вновь прибывших детей.

2. Анкета «Готов ли ваш ли ребенок к школе?».

3. Анкетирование «Довольны ли Вы работой ДОУ».

4. Психологическая диагностика.

2-я младшая

Подготовительная

Все группы

По запросу родителей, педагогов, администрации

Сентябрь

В течение года

Развивающая работа и психологическая коррекция
Работа с детьми 1. Психологическое сопровождение в период адаптации к ДОУ (А. С. Роньжина).

2.Коррекционно-развивающие занятия по развитию эмоционально-волевой сферы (программа «Мир эмоций»).

3. Индивидуальные развивающие занятия с «трудными» детьми, в сфере

2-я младшая

Старшая, подготовительная

Индивидуально

В течение года

В течение года

1 раз в неделю

общения и поведения (Р.Р.Калинина).

4. Сказко- и пескотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.Ю. Епанчинцева)

5. Индивидуальные развивающие занятия с детьми

Индивидуально

По запросу родителей, педагогов.

В течение года, согласно циклограмме

В течение года, согласно циклограмме

В течение года

Работа с педагогами 1. Тренинговые занятия по развитию рефлексии. Все сотрудники В течение года
Работа с родителями 1. Курс занятий с родителями подготовительной группы «Школа родителей первоклассников», в форме деловой игры: «Что такое психологическая готовность к школе?», «Мотивационная готовность», «Интеллектуальная готовность». Декабрь
Психологическое консультирование
Работа с педагогами 1. Консультации по проблемам адаптации детей к детском саду.

2. Консультации по итогам психодиагностического исследования.

3. «Эмоциональная безопасность ребенка в детском саду»

5. «Наглядные формы работы с родителями»

6. Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам.

По запросу

Все сотрудники

Все сотрудники

Все сотрудники

Индивидуально

В течение года

В течение года

В течение года

Работа с родителями 1. Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей.

2. Групповая консультация «Родители в период адаптации к детскому саду».

3. Консультация «Основные

направления деятельности взрослых в

семье» (познавательное развитие).

4. Индивидуальные консультации родителей по запросу.

5. Консультации с родителями по результатам диагностики индивидуального развития ребенка.

Индивидуально

2-я младшая

Информационный стенд

Индивидуально

Индивидуально

Июль-август

В течение года

Сентябрь

В течение года

В течение года

Консультационный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад «Психолого-педагогическая помощь при воспитании детей». Индивидуально В течение года
Психопрофилактика и психологическое просвещение
Работа с педагогами 1. Дискуссия «Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ»

2. Тренинг развития коммуникативных навыков.

3. Семинар «Способы выхода из конфликта с родителями, коллегами»

4. Релаксационные занятия для снятия напряжения у педагогов.

5. Участие в семинарах, педагогических советах, проводимых в ДОУ.

6. Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп «Страничка психолога».

7. Выдача книг психологической библиотеки (по запросу).

Все педагоги

Все сотрудники

Все педагоги

Все сотрудники

Все сотрудники

Индивидуально

Сентябрь

Согласно годовому плану ДОУ

В течение года

В течение года

Работа с родителями Родительский лекторий:

1. «Психологические особенности дошкольников».

2. «Ребенок и детский сад: первые дни» (проблема адаптации).

4. «Психологическая готовность к школе».

5. Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки в группах по темам:

· «Как помочь ребенка при адаптации детскому саду? Как вести себя родителям?»

· «Сто делать при детской истерике»

· «Как правильно поощрять ребенка»

· «Ребёнок и телевизор: практические советы»

· «Если ваш ребенок застенчив…»

· «Ребёнок с синдромом гиперактивности»

· «Детская агрессия»

· «Психологические особенности кризиса 3-х и 7-ми лет»

· «Готовлюсь в школу».

6. Составление и распространение памяток и рекомендаций.

Во всех возрастных группах

2-я младшая

2-я младшая

Подготовительная

Все группы

По запросу

Сентябрь

В течение года

В течение года

2.4. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

2.4.1. С руководителем ДОУ

  1. Исходя из актуальных образовательных задач учреждения, совместно с администрацией планирует свою профессиональную деятельность для успешной реализации реализуемых направлений.
  2. Уточняет ожидания от психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, его форм и методов работы, способствующие эффективности данного учреждения.
  3. Осуществляет профилактику и участвует в разрешении дискуссионных или конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.
  4. Оформляет и предоставляет отчетную документацию.
  5. Осуществляет индивидуальные психологические консультации (по запросу).
  6. Принимает участие в комплектовании групп, исходя из индивидуальных психологических показателей детей.
  7. Рекомендует администрации при необходимости направить воспитанника с особенностями развития на городскую ПМПК.
  8. Обеспечивает создание условий для психологического комфорта всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  9. В нештатных и чрезвычайных ситуациях оказывает экстренную психологическую помощь.

2.4.2 С воспитателем

  1. Осуществляет формирование банка развивающих игр с учетом психологических особенностей воспитанников группы.
  2. Участвует в организации и проведении разнообразных праздничных мероприятий.
  3. В конце года осуществляет мониторинг сформированности предпосылок готовности к учебной деятельности у дошкольников.
  4. Осуществляет консультативную помощь и дает практические рекомендации воспитателям по разным направлениям их профессиональной деятельности.
  5. Составляет психолого-педагогические заключения по результатам исследовательских работ и информирует воспитателей о трудностях личностного и социального развития воспитанников.
  6. Организует и осуществляет консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также психологическое просвещение для решения прикладных задач.
  7. Участвует в построении индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  8. Организует консультирование воспитателей по профилактике и коррекции эмоциональных и когнитивных проблем у детей.
  9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  10. Осуществляет психологическую поддержку воспитателям при самообразование.
  11. Оказывает психологическую профилактическую работу с эмоциональным выгоранием у воспитателей.
  12. Организует обучение воспитателей способам бесконфликтного выхода из спорных ситуаций (работа в паре).
  13. Способствует росту культурного уровня общения воспитателя с родителями (законными представителями).
  14. Организует психопрофилактические мероприятия для уменьшения эмоционального напряжения у воспитанников.
  15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий.
  16. Участвует в организации деятельности по развитию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), организует просветительскую деятельность по данному направлению.

2.4.3 С музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в создании эмоционального настроя на занятиях, в повышении внимания воспитанников.
  2. Совместно организуют занятия с дошкольниками для развития у них психологического раскрепощения, творческого воображения и фантазии.
  3. Способствует развитию у детей умения проводить анализ, определять, обозначать словами собственные переживания, чувства, что направлено на их эмоциональное развитие. Это осуществляется во время проведения комплексных занятий при прослушивании музыкальных произведений.
  4. Организует психологическое сопровождение в организованной образовательной деятельности и на этапе подготовки праздников, досугов. Развитие памяти, внимания, координации движений способствует успешному проведению мероприятий и подготовке к школе.
  5. Организует музыкальную терапию.
  6. Осуществляет обеспечение психологической безопасности при проведении массовых праздничных мероприятий.

2.4.4 С инструктором по физической культуре

  1. Принимает участие в постановке годовых задач детского сада по физическому развитию и планированию их реализации.
  2. Формирует у участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ понимание «здоровья» и «здорового образа жизни».
  3. Осуществляет подбор игровых упражнений, подвижных и спортивных игр, исходя из возрастных и психофизиологических проявлений детей, показателей их развития и состояния здоровья.
  4. Способствует развитию мелко моторных и основных движений.
  5. Способствует формированию потребности в двигательной активности и физическом развитии.
  6. Оказывает психологическую помощь при организации взаимодействия разновозрастных групп (например, при организации соревнований между старшей и подготовительной группами).
  7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  8. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  9. Способствует формированию у детей волевых и личностных качеств (настрой на победу, проигрыш в эстафетах и т. д.).

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия

Программа способствует созданию следующих психолого-педагогических условий, которые позволят достичь максимального уровня развития ребенка в дошкольном учреждении:

1) совместная деятельность взрослых с детьми, предполагающая создание таких ситуаций, в которых у ребенка будет возможность выбрать деятельность, партнера, средства и пр.;

2) формирование игры как важного условия развития ребенка в дошкольном возрасте;

3) использование как репродуктивной, так и продуктивной деятельности детей, организация деятельности по усвоению культурных форм и образцов через исследовательскую, творческую деятельность детей; использование совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

4) формирование развивающей образовательной среды, способствующей физическому, познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

5) уважение взрослыми человеческого достоинства детей;

6) использование в воспитательно-образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, исходя из их возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей (неуместность искусственного ускорения или искусственного замедления развития);

7) поддержка взрослыми доброжелательного, позитивного отношения детей между собой и в процессе их взаимодействия в разнообразных видах деятельности;

8) поддержка проявления инициативности и самостоятельности воспитанников в характерных им видах деятельности;

9) включенность семьи в учебно-воспитательный процесс ДОУ семьи как важный фактор полноценного развития ребенка дошкольного возраста;

10) сопоставление нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование его самооценки;

11) систематическое профессиональное развитие педагогических работников.

3.2 Материально-техническое оснащение и оборудование

Управление реализацией Программы в ДОУ обеспечивается посредством административного контроля, результатами мониторинга и психолого-педагогической диагностики.

Интерьер дошкольного учреждения отвечает санитарным требованиям и требованиям современного дизайна и эстетики оформления.

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ реализуется в условиях, обеспечивающих полноценное развитие личности воспитанников на фоне их эмоционального комфорта и позитивного отношения к миру, себе и к окружающим их людям.

Реализация психолого-педагогического сопровождения в ДОУ осуществляется при профессиональном росте педагогических и руководящих работников, в том числе при условии получения ими дополнительного профессионального образования. Им оказывается консультативная помощь, а также родителям (законным представителям) воспитанников по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования. Проводится организационно-методическое сопровождение процесса реализации рабочей программы.

Образовательная среда ДОУ, в том числе кабинет педагога-психолога, созданы для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, создания их психоэмоционального благополучия, создания условий для профессионального развития педагогических работников, реализации вариативного дошкольного образования, обеспечения открытости дошкольного образования, для обеспечения участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Рабочее место специалиста имеет соответствующее техническое оснащение, позволяющее экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства позволяют педагогу-психологу проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми, обрабатывать и систематизировать результаты диагностических исследований, создать банк с психологическими данными, тщательно подготавливать и проводить диагностическую и коррекционно-развивающую работы и т.д.

В кабинете имеются рабочий стол специалиста, шкафы для пособий, документации, детский столик и стульчики, компьютер, магнитофон, проектор, интерактивная доска методические комплекты для диагностики, развития и коррекции детей, развивающие игрушки и др., что способствует реализации всех направлений деятельности педагога-психолога и реализовать в работе собственный творческий потенциал.

Кабинет педагога-психолога, можно сказать, разделен на три зоны, исходящие из трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

Диагностическая зона представляет собой детский столик и стульчики, методические комплекты для диагностики, игрушки, то есть все, что способствует психологическому комфорту ребёнка. Зона для проведения коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий включает в себя детские столы и стульчики, магнитную доску, а также песочницу с подсветкой.

Консультативная зона представляет собой рабочий стол педагога-психолога, шкаф для хранения документов, нормативно-правовая документация, регламентирующие деятельность педагога-психолога, набор диагностических методик, стимульный материал для проведения диагностики.

Для проведения релаксационных упражнений с детьми имеются удобный малогабаритный диван и два кресла.

В распоряжении педагога-психолога имеется темная сенсорная комната , которая позволяет получить необходимые световые, цветовые, звуковые, тактильные стимулы, которые способствуют успокаивающему, расслабляющему, тонизирующему, стимулирующему, восстанавливающему воздействию. В ней ребёнок может снять психическое напряжение, получить новые представления о мире, новые ощущения.

Сенсорная комната оборудована пучком фиброоптических волокон с боковым свечением «Разноцветная гроза», зеркальным уголком с пузырьковой колонной, пуфиком-креслом «Груша», проектором, зеркальным шаром, сухим бассейном с подсветкой, панелью настенной развивающей. Нахождение в ней восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

3.3 Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ

— психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

— обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

— достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

— сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

— обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

— функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

— сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

— вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная рабочая программа педагога-психолога ДОУ способствует созданию условий с учетом «зоны ближайшего развития» воспитанников дошкольного учреждения при реализации воспитательно-образовательной деятельности с ними, продуктивно развивая психические процессы и оказывая содействие в преодолении неблагоприятных условий детского развития в разных видах деятельности.

В учебно-тематическом планировании отражена профессиональная деятельность педагога-психолога, направленная на создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка, обеспечение его эмоционального комфорта, помощь дошкольнику в продуктивной реализации его возможностей.

Для достижения базовой цели – охрана и укрепление психического здоровья детей, педагог-психолог включается в воспитательно-образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, налаживает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Литература:

  1. С.И. Семенака «Социальная адаптация ребёнка в обществе» Программа и коррекционно-развивающие занятия для детей 6-7 лет. М. изд. АРКТИ 2016 г.
  2. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию» М. изд. ТЦ «Сфера» 2015 г.
  3. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию» М. изд. ТЦ «Сфера» 2015 г.
  4. Н.В. Соколовская «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Волгоград Изд. «Учитель» 2015 г.
  5. Т.В. Ананьева «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» СПб, изд. «Детство-пресс» 2014 г
  6. С.В. Рябцева, И.В. Спиридонова «Формирование психологической готовности к школе». М изд. «Скрипторий» 2015 г.
  7. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Программа «От рождения до школы» М., изд., «Мозаика-Синтез» 2015 г
  8. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, ИМ. Первушина «Тропинка к своему Я» М., изд. «Генезис» 2015г.
  9. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М., изд. «Генезис» 2014 г.
  10. Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян, Н.В. Согомоньян «Семейное воспитание детей с разным уровнем здоровья и развития» М.,

изд. «Перспектива» 2015г.

  1. Е.А. Чаус, Г.П. Попова «Определение готовности детей к обучению в школе» Волгоград 2016 г
  2. О.Н. Саранская Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» М., изд. «Национальный книжный центр» 2015 г.
  3. И.Л. Арцишевская «Учусь дружить!» М., изд. «Национальный книжный центр» 2015 г.
  4. Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» СПб., изд. «Детство-Пресс» 2014 г.
  5. Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет СПб., изд. «Речь», ТЦ «Сфера» 2014г
  6. Л.Д. Постоева Г.А. Лукина «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников» М. изд. «Национальный книжный центр» 2015 г.
  7. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева «Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста» изд. «Цветик-Семицветик» 2014г.
  8. ГО.Н. Истратова «Психологическое тестирование детей» Ростов-на- Дону изд. «Феникс» 2014г.
  9. Ю. Виес «Тестирование способностей вашего ребёнка» Минск, изд. ООО «Попури» 2014г.
  10. Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия» СПб, изд. «Питер» 2013г.
  11. И.В.Возняк, И.М. Узянова, В. М. Командирова «Дневник педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения» В., изд. «Учитель» 2014г.
  12. Т. А. Емцева «Психолого-медико педагогическая работа» В., изд. «Учитель» 2013г.
  13. К.Н. Поливанова «Шестилетки. Диагностика готовности к школе» М. изд. «Эксмо»2013г.
  14. П. Скиллер, Д. Россано «750 развивающих упражнений для детей дошкольного возраста» Минск, изд. ООО «Попури» 2011г.
  15. Л.Г. Руденко, Н.Н. Павлова «Диагностика – экспресс» М., изд. «Генезис» 2014 г.

Алексей Алексеевич Токарев
Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 1

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога -психолога по направлениям : психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности дошкольного учреждения в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ . Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности дошкольного учреждения по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования . Приоритетным является обеспечение единого всестороннего развития личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога -психолога в дошкольном учреждении, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании » (от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).

Данная программа разработана на основе основной «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Для того, чтобы оказать комплексную поддержку данной категории детей, кроме основной образовательной программы дошкольного образования используются следующие парциальные программы : Е. О. Смирнова,«Лучшие развивающие игры» ; И. Н. Наревская, Н. Г. Сабирова,Н. А. ККураова, Н. С. Нурмухаметова, «Профилактика нарушений в поведении дошкольников : Материалы для диагностической и коррекционной для работы в ДОУ»; Л. В. Черемошкина, «Развитие памяти детей» ; Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина, «Пальцы помогают говорить : Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей»; Л. С. Михайлова, «Как подготовить ребенка к школе : Пособие для родителей и воспитателейц детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты»; О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенкова, «Знакомство с программой «Развитие» ; Л. В. Черемошкина, «Развитие внимания детей» , Борякова Н. Ю. «Ступеньки развития» ; Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ»; Г. Г. Колосс, «Сенсорная комната в дошкольном учреждении : Практические рекомендации»; Бережная Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста»; Грабенко Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» ; М. В. Кузнецова, «Коррекция застенчивости и неуверенности в себе» .

Теоретической основой программы являются положения , разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития , о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка.

Актуальность программы .

В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с речевыми нарушениями, повышенной тревожностью, агрессивностью, замкнутостью. Это может влиять на психическое развитие детей в интеллектуальной, эмоциональной сфере, поведенческой сфере то есть во всестороннем развитии личности.

В большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и нарушенные детско-родительские отношения.

Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. (Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.)

В последнее время воспитатели отмечают увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей. (В. В. Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте.)

В создании условий для преодоления проблем во всестороннем развитии детей основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса : педагога – психолога , учителя - логопеда , воспитателя, родителей как специальная помощь ребенку в процессе его обучения и воспитания.

Цель программы : осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшего полноценного всестороннего развития личности ребенка.

Задачи :

Развитию наглядно-образного мышления , абстрактного мышления, логического мышления, словесно-логического мышления;

Развитию речевой деятельности ребенка;

Развитию произвольности психической деятельности и поведения;

Расширению сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;

Развитию моторных функций;

Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности;

Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей;

Развитие эмоциональной сферы.

Условия реализации программы :

Основой для успешной развивающей работы по программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей, выявление на первичных этапах диагностики психического развития и личностной сферы, физическое здоровье детей. При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий должен лишь направлять и объяснить. Важно совместное обсуждение ответов детей.

Методологическая основа программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития. (Эльконин Д. Б., Лебединский В. В.)

Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС .

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности обучающихся и педагогов .

Максимальное число участников : от 4 до 8 человек.

Возраст : от 4 до 7 лет.

Принципы построения программы .

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала .

1.2. Целевые ориентиры

В результате коррекционной работы ребенок в 4-5 лет :

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;

Эмоционально откликается, понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики;

Решает спорные вопросы с помощью речи;

Использует в общении с взрослым вежливые слова и умеет выражать свою просьбу словами;

Объединяется с детьми для совместных игр и распределяет роли в игре, планировать свое действие;

Считает до 5, сравнивает предметы по величине, количеству и форме, положению в пространстве;

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ребенок 5-6 лет :

Использует различные источники информации;

Проявляет устойчивый интерес и владеет различным видам детской деятельности, в том числе исследовательской;

Использует речь в качестве главного средства общения, умеет договариваться;

Использует все части речи , активно занимается словотворчеством;

Соблюдает общепринятые нормы поведения в детском саду, дома, на улице;

Владеет самоконтролем и самооценкой;

Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий и планирует свою деятельность, умеет считать до 10, сравнивать две группы множеств предметов;

Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности : запоминает короткие стихотворения, умеет связно рассказывать небольшой текст, удерживать в памяти инструкцию;

Владеет навыками самообслуживания, имеет представления о здоровом образе жизни .

Ребенок 6-7 лет :

Проявляет устойчивый интерес к новому, неизвестному, задает вопросы, экспериментирует;

Проявляет эмоциональное отношение к близким взрослым и сверстникам, выражает свое отношение к героям литературных произведений;

Владеет способами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными) ;

Применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач под руководством взрослого и самостоятельно.

Имеет первичные представления о себе, о семье, обществе, государстве, мире и природе;

Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности, умеет работать по правилу и по образцу , слушать взрослого, удерживать и выполнять инструкцию;

Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий и планирует свою деятельность, умеет считать до 10 и дальше, сравнивать и уравнивать две группы множеств предметов, соотносит цифру и количество , составляет и решает простые задачи в одно действие;

Свободно общается с взрослыми и сверстниками, родителями;

Имеет представления о звуках, слогах, словах, представления, определяет место звука в слове (начало, середина, конец) .

1.3. Система оценки результатов

Для того чтобы успешно достичь намеченных целевых ориентиров, необходимо проводить мониторинг компетенций с периодичностью два раза в учебный год : в начале учебного года (первые две недели сентября) и в конце учебного года (первые две недели мая) . (См. приложение)

Методы :

Наблюдение

Тестирование

Проективные методики

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Хрусталик» г. Кирова»

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

высшей квалификационной категории

Л.В. Городинская

ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Обогащать знания детей по теме «Игрушки».

Закреплять название основных цветов спектра: красный, желтый, зеленый, синий.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение соотносить объемные, цветные, силуэтные, контурные изображения игрушек.

Развивать зрительно-поисковую деятельность с ориентацией на цвет, звук.

Способствовать развитию слухового, зрительного восприятия.

Способствовать активизации, развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, прослеживания, остроты зрения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми, сверстниками. Прививать устойчивый интерес к выполнению игровых заданий. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Интеграция областей: познание, коммуникация

Оборудование и материалы: игрушки: пирамидка, юла, медвежонок, неваляшка; их цветные, силуэтные, контурные изображения; цветные изображения следов на полу; цветные колпачки, закрывающие игрушки; перфокарты-изображения полочек с игрушками (контурное и плоскостное цветное изображение), мультимедийная электронная гимнастика, мольберты, столы, стулья, подставки

Форма проведения : подгрупповая

Ход занятия.

Педагог предлагает поприветствовать гостей, познакомиться с ними. Спрашивает детей, какими игрушками они любят играть.

Тифлопедагог - Дети, сегодня игрушки решили поиграть с вами в прятки, и мы пойдем искать их по цветным следам. Какого цвета следочки вы видите? (красные).

-По следочкам мы пойдем и игрушку мы найдем.

Дети идут по красным следам, находят под колпачком пирамидку; далее идут по желтым следам, находят юлу; идут по зеленым следам, находят неваляшку. Педагог способствует эмоциональному восприятию игрушек. Дети находят синие следы с ладошками, двигаются «по-медвежьи». Вдали слышится «рычание медведя». Дети по звуку находят игрушечного медвежонка, несут к игрушкам.

Тифлопедагог - Дети, давайте «сфотографируем» наши игрушки, а фотографии подарим игрушкам.

Педагог предлагает сжать руки в кулачки, разжать сначала указательные пальчики, затем - большие, «сфотографировать игрушки». Затем дети находят на мольберте картинки с изображением игрушек и дарят их игрушкам (ставят на подставку, стоящую рядом). Педагог от лица игрушек благодарит детей.

Тифлопедагог - Выглянуло солнышко, и от игрушек упали тени, давайте найдем тень каждой игрушки.

Дети находят «тени», ставят их на подставку.

Тифлопедагог - Молодцы, дети! Скажите, а как нужно обращаться с игрушками? (беречь, не ломать, прибирать). Я вам предлагаю расставить игрушки по местам.

Дети садятся за столы.

Перед вами полочки. Проведите пальчиком по верхней полочке, а теперь - по нижней. Расставьте игрушки по местам (карточки-«полочки», плоскостные изображения игрушек у детей соответствуют зрительным диагнозам).

Какие игрушки стоят на верхней полочке у тебя, Максим? Соня, на какой полочке стоит матрешка: на верхней или на нижней? Молодцы, дети, навели порядок на полочках. А наши глазки тоже хотят поиграть.

Электронная зрительная гимнастика по теме.

Тифлопедагог - Дети, мишка принес мешочек, давайте посмотрим, что в нем?

(Достают печенье «Барни». Благодарят мишку за угощение. Продолжают игры в кукольном уголке).

Людмила Зинган
Интегрированное занятие как одна из форм взаимодействия воспитателя и тифлопедагога в системе комплексной помощи детям

«Интегрированное занятие как одна из форм взаимодействия воспитателя и тифлопедагога в системе комплексной помощи детям с нарушением зрения »

В последнее время в нашей стране отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Также очень быстро растёт число детей, входящих в группу риска по зрению. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме , величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения зрительного восприятия .

В работе МС (К) ОУ №44 коррекционного детского сада для детей с нарушением зрения одним из основных принципов организации учебно-воспитательного процесса является индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику . Он означает необходимость учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи .

Дети, которые воспитываются в нашем коррекционном детском саду – это дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют различные нарушения зрения : астигматизм, амблиопия, миопия, косоглазие, а также тяжелые нарушения зрения. Когда ребенок, имеющий нарушение зрения (различной степени тяжести, приходит в наш детский сад, педагоги должны, в первую очередь, представлять себе его индивидуальные возможности и особенности и то, чем они отличаются от детей с нормальным зрением.

Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.

В свою очередь, нарушение зрительного восприятия :

Затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений;

Приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке;

Мешает воспринимать рассматриваемый объект как единое целое;

Приводит к нарушению понимания взаимосвязи и взаимозависимости в предметном мире ;

Затрудняет классификацию и дифференцировку предметов по их общим - отличительным или специфическим свойствам.

Из-за нарушения деятельности зрительного анализатора, у детей со зрительной патологией чаще, чем у других детей возникают проблемы в речевом развитии, физическом развитии, в ориентировке пространства и временных представлений а т. ж. социальной действительности.

Поэтому в системе комплексной помощи детям с нарушением зрения так важна коррекционная работа тифлопедагога совместно с воспитателем , а т. ж с учителем –логопедом, музыкальным руководителем, учителем- физкультуры, учителем рисования, психологом. Эта коррекционная работа даёт хорошие результаты, в тесном взаимодействии .

В нашем коррекционном учреждении, в каждой возрастной группе есть учитель- дефектолог, который под руководством врача офтальмолога, занимаются коррекционной работай с детьми. И тифлопедагог дает рекомендации воспитателю в индивидуальной работе с каждым слабовидящим ребенком.

Тифлопедагог берет детей на индивидуальные занятия перед основными занятиями с 8 .00, где он индивидуально занимается с детьми которым было назначено врачом офтальмологом коррекционная работа. Корекционо-индивидуальная работа запланирована по теме основного занятия (например, если это занятие рисование и тема : «Дерево» , то тифлопедагог рассказывает о дереве из каких частей оно состоит, рассматривают иллюстрации дерева и показывает веточки деревьев, зарисовывают совместно (по кальке, обводке, точкам и т. д.) или выкладывают из частей (ствол, ветки листья) . После чего слабовидящему ребенку уже легче на занятии нарисовать дерево ). Но на занятии так , же присутствует тифлопедагог и продолжает работать со слабовидящими детьми, помогая им .

Особо важным взаимодействием воспитателя и тифлопедагога начинаться на этапе диагностики детей. Мы обсуждают результаты обследования детей с целью получения наиболее полной картины развития ребёнка. Не менее важным является совместное обсуждение и планирование работы для того, чтобы на занятиях решать единые коррекционные задачи. В течение учебного года мы ведем тесную взаимосвязь между собой . Кроме этого мы совместно разрабатываем рекомендации родителям, проводим консультации и беседы. Совместно оформляем коррекционный уголок в группе для индивидуальной и подгрупповой работы. Взаимодействие между нами осуществляется и в таких формах как открытые занятия , семинары-практикумы, мастер-классы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Я и тифлопедагог соблюдаем требования к организации коррекционно-образовательного процесса для детей с нарушениями зрения :

Учитываем режим зрительной нагрузки, установленного врачом-офтальмологом : выбор продолжительности занятия , времени проведения занятия , требования к демонстрационному и раздаточному материалу, посадка детей в соответствии с характером зрительного нарушения и этапом лечения и др.

Соблюдаем оптимальные эргономических условий : достаточная освещённость помещения, дополнительное освещение над доской и на столах, правильное расположение учебной зоны, регулирование мебели по росту.

Учитываем возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Знание основного зрительного и сопутствующих заболеваний.

Включаем в занятия зрительную и пальчиковую гимнастики, проводим физкультминутки.

Подбираем зрительные гимнастики в зависимости от характера зрительного нарушения.

Одной из наиболее интересных форм взаимодействия между нами (воспитателем и тифлопедагогом , на мой взгляд, является проведение интегрированных занятий .

Интегрированное занятие направлено на развитие творческих и речевых способностей детей.

Интегрированное построение занятий снимает напряжение , стимулирует познавательный интерес и активность .

Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но должны иметь логическую взаимообусловленность и взаимосвязь интегрированных предметов .

Интегрированные занятия предполагают свободное размещение наглядного материала, смену динамических поз.

Интегрированное занятие тифлопедагог и воспитателя разрабатывается и проводится совместно.

Занятия интегрированного характера вызывают большой интерес и могут продолжаться немного дольше обычного за счет переключения внимания детей на разнообразные виды деятельности.

Цель интегрированных занятий – систематизировать , углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно , решая те или иные задачи.

Так как, практически на всех моих занятиях присутствует тифлопедагог и находится рядом со слабовидящими детьми и помогает им в процессе учебной деятельности, он помогает проводить зрительные, пальчиковые гимнастики, физкультминутки, релаксации и др.

На интегрированных занятиях решаем следующие задачи :

1. Развитие целостного зрительного восприятия .

2. Развитие мелкой и общей моторики, скоординированности движений.

3. Обогащение, уточнение, закрепление и активизация языковых навыков воспитанников .

4. Развитие связной речи.

5. Развитие временных и пространственных представлений, закрепление пространственно-временной терминологии в речи.

6. Развитие сохранных сенсорных анализаторов.

7. Формирование социально-адаптивных навыков поведения. И другие.

Я хочу предоставить вашему вниманию фрагменты интегрированных занятий в моей подготовительной группе, проводимые совместно мной и тифлопедагогом :

На интегрированных занятиях с элементами лепки , конструирования и аппликации тифлопедагог всегда рядом с детьми, которые имеют низкую остроту зрения, тяжелые нарушения зрения. Как правило, у данных детей слабо развита мелкая моторика рук, возникают трудности в вырезании деталей, недостаточно развит зрительный анализ и синтез в конструировании , сложности, связанные с ориентировкой на микро-плоскости.

На аппликации данным детям предлагаются детали крупных размеров, либо мы рисуем контур детали черным фломастером на листе, или же ребенок сам обводит по трафарету и вырезает деталь по контуру. Тифлопедагог направляет ребенка , определяет каждый этап выполняемой работы и контролирует правильное выкладывание деталей на плоскости.

В процессе лепки у слабовидящих детей возникают трудности в познании видоизменения предложенного объекта, в таком случае тифлопедагог предлагает карточку-схему поэтапного выполнения работы.

На интегрированных занятиях по математике – формируем у детей зрительные и осязательные способы восприятия предметов , важно научить слабовидящего ребенка соотносить плоскостные фигуры с объемными телами, различать величину предметов путем наложения и приложения, тем самым, развивая глазомерные возможности детей. Выполняем с детьми упражнения на развитие зрительно-двигательной ориентировки в пространстве и задания на поиск предмета, такие задания благоприятно влияют на развитие зрительного восприятия слабовидящих детей .

Наша речь на занятиях выразительная и четкая. Мы проговариваем все, что делает слабовидящий ребенок.

Такую словарную работу мы проводим обязательно, так как для детей с нарушением зрения характерен вербализм. Вербализм объясняется обедненностью опыта у слабовидящих детей и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально -словесно . Например, они не представляют, как восходит солнце, как парит в воздухе птица.

Наиболее сложная проблема для слабовидящих детей - это ориентирование в пространстве. Работу по обучению ориентированию мы проводим на всех занятиях , где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с планом, играми – лабиринтами, фланелеграфом, на занятиях по рисованию , математике и физической культуре. При этом мы используем на интегрированных занятиях все сохранные и нарушенные анализаторы : ориентироваться с помощью зрения , на слух, осязание и обоняние.

Индивидуальный и дифференцированный подход тифлопедагога и воспитателя при обучении и коррекции нарушений зрения позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии слабовидящих детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию зрительного восприятия у слабовидящих детей подтверждает значимость индивидуального и дифференцированного подхода в системе интегрированных занятий .

Конечно, есть и другие формы взаимодействия воспитателя и тифлопедагога , позволяющие разнообразить, усовершенствовать работу специалистов, но для начала, самое важное - сделать первый шаг. А дальше… - дорогу осилит идущий.

Оксана Ярош
Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита»

Тема : «В гостях у Доктора Айболита »

Цель : формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Основные задачи :

- образовательные : закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка» ;

- обучающие : учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

- воспитательные : формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

- коррекционно-развивающие : развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

Место проведения : кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

Оборудование и материалы : игрушка Доктора Айболита , дидактическая игра «Таблица Орлова» , Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н. П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек» .

Дефектолог : «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка) . Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

Дефектолог : Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

Ребенок : - В конверте контурные фигурки животного

Дефектолог : - Какого?

Ребенок : Кошки

Дефектолог : Правильно

Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

Ребенок : они отличаются друг от друга

Дефектолог : рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

Ребенок : «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей» .

Дефектолог : Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

Ребенок. Наложить

Дефектолог правильно

Ребенок : выполняет задание

Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

Дефектолог : «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы) . Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь!

Ребенок : «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает» .

Дефектолог : Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

Дефектолог : «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

Дефектолог : «А теперь отгадай загадку» .

Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

Дефектолог : «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей) . Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины, какой формы огурец, чем полезна морковь? и т. д.)

Дефектолог : «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

Дефектолог : «Доктор Айболит предлагает подумать , кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку :

Пять братьев, пять братьев,

Годами равные, ростом разные.»

Ребенок : «Это рука» .

Дефектолог : Верно, нарисуй волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере , а затем предлагает выполнить рисунок на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?.)

Дефектолог : Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой» ). Ребенок наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка : «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

Дефектолог : «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности» , Ремезовой Л. А., Буковцевой Н. И. ,2008

Дефектолог : «- а теперь попробуй ты…»

Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

Дефектолог : «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

Ребенок : «Лечение на аппаратах» .

Дефектолог : «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ж]» Цель: - Автоматизировать звук Ж в самостоятельную речь ребенка Задачи: Коррекционно.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах. Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Цели: - продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости; - закреплять умения определять словесно местоположение предмета на микроплоскости.

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией. Цель занятия: развитие зрительного восприятия. Задачи: - закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие.

Библиотека изображений: