Не все женщины осознают опасность поднятия тяжестей и вероятность последствий. Им кажется, что обыкновенный пакет с продуктами, который поднимался ими в «до беременной» жизни, никак не навредит здоровью и в период вынашивания. Но это ошибочное мнение, ведь исход может быть очень неприятным.

Можно ли поднимать тяжелое?

Интересное положение женщины само по себе подразумевает большое количество запретов. Нельзя сказать, что поднимать весомые предметы все 9 месяцев категорически запрещено. Скорее нежелательно, чем абсолютно противопоказано. Многие женщины весь срок, не жалея себя, делали ремонт, поднимали младшего ребенка на руки, приносили сумки из магазина и рожали без особых проблем. А некоторые от одного лишнего килограмма, взятого в руки, попадали на сохранение в больницу. Оказывается, что поднятие тяжестей во время беременности зависит от физического состояния здоровья женщины, которое обусловлено генетической предрасположенностью, спортивной подготовкой и т. п.

Не стоит испытывать судьбу и проверять свое здоровье на прочность. Подъем тяжестей лучше отложить или полностью переложить на плечи близких родственников. Если так сложились обстоятельства и поднятия тяжести было избежать, то необходимо быть готовой к возможным последствиям.

Вред здоровью

Существует три причины, по которым не стоит поднимать тяжести при беременности:

  1. Проблемы с позвоночником. Во время вынашивания ребенка нагрузка на позвоночник с каждой неделей растет. Кости становятся хрупкими и постепенно истончаются в результате того, что часть кальция матери поступает к растущему плоду. Подъем тяжестей дает дополнительную нагрузку на загруженный беременностью позвоночник. Диски постепенно начинают смещаться и возникает вероятность развития межпозвоночной грыжи.
  2. Сосудистые нарушения. Циркуляция крови в нижних конечностях беременной намного ниже, чем у женщины в обычном состоянии. Рост плода и увеличение матки влечет за собой повышение внутрибрюшного давления, которое вызывает недостаточность функций венозных клапанов, застой крови в венах нижних конечностей и растяжение их стенок. Начинает развиваться серьезное заболевание – варикозное расширение вен. Основным признаком его появления считаются отеки. Подъем увесистых предметов еще больше повышает внутрибрюшное давление и вероятность появления этого заболевания повышается в разы. Если варикоз у беременной уже имеется, то его течение ускоряется и усугубляется.
  3. Провокация выкидыша и преждевременных родов. Это последствие самое серьезное и опасное. Поднятие тяжестей усиливает напряжение мышц живота и увеличивает внутрибрюшное давление. Эти два фактора интенсифицируют сокращение мышц матки и приводят к изгнанию из нее плода. Крайне опасными считаются I и III триместры беременности.

На первых сроках вынашивания (до 12 недели) часто развивается гипертонус матки, при котором риск выкидыша значительно увеличивается. В этом состоянии крайне важно беречь себя, ведь при гипертонусе опасна даже ходьба, не говоря уже о тяжестях.

На позднем сроке беременности (с 22 недели) тело женщины постепенно подготавливается к предстоящему процессу родов. Живот опускается, и нагрузка увеличивается. Дополнительные тяжести в III триместре могут придвинуть ближе наступление родов и ребёнок появится на свет раньше времени.

Правила подъёма тяжестей

Самое действенное правило поднятия тяжестей при беременности – никаких тяжестей. Максимальный разрешенный вес – 3 кг. И это в обе руки, а не в каждую, как многие ошибочно считают. Но, если ситуация требует «многокилограммной» манипуляции, то нужно прислушаться к нескольким советам:

  1. Чтобы поднять предмет с большим весом, необходимо присесть так, чтобы расстояние между ногами составляло не менее 50 см, спина оставалась ровной, а корпус тела не был наклонен.
  2. По возможности необходимо распределить общий вес на две руки, чтобы нагрузка на каждую половину тела была равномерной.
  3. Важно контролировать свои движения. Резкие повороты, рывки и подъемы категорически противопоказаны будущей маме.
  4. С началом роста живота беременной необходимо носить поддерживающий бандаж. Он поддерживает опорно-двигательную систему в норме, предохраняет от перегрузок и служит защитой от выкидыша.

Тревожные симптомы

Несоблюдение правил поднятия тяжестей может привести к заметным переменам в самочувствии. Если женщина подняла тяжелое при беременности, и резкий рывок или слишком тяжелый груз вызвали боль внизу живота и даже кровотечение, то это должно привлечь особое внимание. Подобные признаки являются очень плохим знаком и требуют экстренного обращения к врачу. В большинстве случаев специалистам удается сохранить беременность и продлить ее до самих родов. Для лечения обычно применяется медикаментозная терапия: свечи с папаверином, Но-Шпа, препараты с магнием, прогестерон содержащие препараты (Дюфастон, Урожестан).

Восстановление после родов у всех проходит по-разному: кто-то уже на третьи сутки дома ведет привычный образ жизни, а другие проводят месяцы в неудобных ограничениях. Возраст женщины, изначальный уровень ее здоровья, выносливость и еще многие другие факторы влияют на время реабилитации и полной адаптации к новым условиях. Немаловажно, естественные роды были или выполнялось кесарево сечение. Поднимать тяжести после родов и можно, и нет. Это зависит от различных факторов здоровья и планируемого веса.

Читайте в этой статье

Причины запретов на поднятие тяжестей

Каждую ситуацию следует рассматривать отдельно, и только врач в конечном счете может достоверно указать на какие-либо ограничения в послеродовом периоде. Несомненно, существуют случаи, когда запрет на поднятие тяжестей будет однозначным.

После выполнения кесарева сечения

Естественно, выполнение операции требует в последующем длительного восстановительного периода. Особенно если кесарево сечение еще и , например, кровотечением или удалением матки. Особое внимание следует уделять женщине в первые шесть-восемь недель. Именно этот период необходим для более-менее достаточной реабилитации после таких родов. Основные осложнения, которые могут произойти, если пренебрегать поднятием тяжестей после кесарева сечения:

  • Вследствие перенапряжения тканей и повышения внутрибрюшного давления может развиться кровотечение в разных местах раны. Особенно это актуально в первые часы, сутки, недели после кесарева сечения.
  • Может произойти , вследствие чего процесс заживления значительно удлиняется.
  • При выполнении кесарева сечения нижнесрединным доступом (по белой линии живота вниз от пупка) высок риск развития послеоперационных .

Конечно, в первое время женщина и сама не буде поднимать тяжести, так как ощущает боли внизу живота даже при незначительных нагрузках.

После ушивания половых органов

Обычно после родов и осмотра половых путей врач сразу же предупреждает женщину о необходимых ограничениях для предотвращения развития осложнений. Такие ситуации обычно возникают при следующих состояниях:

  • при рождении крупного малыша и, что часто это сопровождает, при разрывах родовых путей;
  • в случае стремительных родов;
  • при выполнении рассечения промежности по показаниям либо ее внезапном разрыве.

В большинстве случаев накладываются рассасывающиеся швы. Но несоблюдение элементарных правил гигиены, перенапряжение ягодичных мышц, в том числе при поднятии тяжестей, может привести к расхождению.

Несостоятельность послеоперационной раны в будущем может привести к опущению стенок влагалища и выпадению половых органов.

После осложненных родов

Часто в родах возникают осложнения, в результате чего врачам приходится предпринимать дополнительные меры по спасению жизни женщины. Это выполнение ручного отделения и выделения последа (при плотном приращении), при необходимости – выскабливание полости матки и т.п. В этих ситуациях вероятность различных осложнений в раннем и позднем послеродовом периоде, а также через 10 — 15 лет, возрастает.

Часто во время родов с весом ребенка более 4 кг происходит надрыв связок малого таза, а также мышечных сухожилий. В первое время это может себя никак не проявлять, но в дальнейшем при пренебрежении рекомендациями подобное приводит к и выпадению половых органов.

У многорожавших

Женщины, которые имеют уже 3 и более детей, не всегда успевают корректно восстанавливаться после родов. Также с возрастом эластичность тканей становится меньше, поэтому соблюдать ограничения по нагрузкам желательно для предотвращения осложнений в последующем.

Теперь становится понятным, почему нельзя поднимать тяжести после родов. Ведь несоблюдение предписанного режима может обернуться порою серьезными последствиями.

Допустимый вес для женщины после родов

В первые шесть-восемь недель после родов соблюдать режим по ограничению нагрузок обязательно для всех. По показаниям время может быть продлено даже до нескольких месяцев и иногда лет.

Если роды происходили без осложнений, то допускается поднимать не более 5 — 7 кг в первую неделю, и до 10 кг в месяц. В дальнейшем – по общим правилам, как и для всех женщин.

После выполнения кесарева сечения лучше не поднимать тяжестей более 5 кг в течение 6 — 8 недель. При этом полезно использовать специальный послеоперационный для профилактики образования грыж и уменьшения болевого синдрома.

В отдельных случаях (при 3 — 4 степени разрыва промежности, после осложненного кесарева сечения) ограничивать себя придется до 4 — 5 месяцев. Это необходимо делать даже при условии общего хорошего самочувствия.

Резюмируя, можно сказать, что первое время ничего тяжелее, кроме веса собственного малыша, лучше не поднимать. А побаловать старшего ребенка или сделать уборку в доме может кто-то из других членов семьи.

Сократить время восстановления можно, используя различные упражнения для тренировки мышц тазового дна. Особую актуальность они приобретают в этом периоде, так как после родов мышцы излишне перерастянуты, напряжены. Неправильная и неравномерная нагрузка может привести к микронадрывам и в дальнейшем – к патологии.

Когда пора переходить в привычный жизненный режим

Когда можно поднимать тяжести после родов, не опасаясь за собственное здоровье? Установить безопасны временный интервал может только специалист после уточнения всех нюансов родов. В среднем считается, что всячески ограничивать себя от излишних физических нагрузок следует в течение 6 — 8 недель. Именно этого времени в большей части достаточно для восстановления сил и тонуса всех систем, органов, связок и мышечного аппарата.

Упражнения для скорейшего восстановления

Существуют различные комплексы по восстановлению мышц тазового дна. Они полезны женщинам не только после родов, но и профилактически всем группам, особенно с возрастом.

Подобные упражнения помогают вернуть тонус мышцам промежности, что помогает предотвратить такие осложнения в последующем, как , опущение и выпадение половых органов, венозный застой, снижение либидо и т.п.

Проверить тонус промежностных мышц легко и самостоятельно. Для этого необходимо попытаться контролировать струю при мочеиспускании. Если с легкостью удается то задерживать, то вновь продолжать процесс — какие-либо осложнения в ближайшее время не предвидятся. Комплексы упражнений Кегеля основаны на тренировке именно этих групп мышц. Выполнять их можно как дома, так и на работе и даже в общественных местах.

Вариант 1. Для этого необходимо сжимать и разжимать поочередно мышцы влагалища и промежности. Сначала задерживая на 10 сек, а затем быстро, по 1 секунде, расслабление и сокращение.

Вариант 2 «Лифт». Необходимо сначала немного сжать мышцы промежности, а затем сократить сильно. При этом можно сравнить ощущения с поднятием лифта. После следует снова немного расслабиться (опускание вниз), а затем и полностью.

Иногда для разнообразия этих упражнений используются специальные вагинальные шарики-грузики. Они позволяют повысить воздействие на мышцы.

Степ-терапия

Данные упражнения имеют некоторое подобие того, что когда-то придумал Кегель. Для них используются специальные конусы с разной массой. Узкой частью они вводятся во влагалище. Задача женщины — не дать выпасть конусу в течение некоторого времени. Постепенно следует переходить на большие массы.

С этой целью могут использовать и вагинальные шарики. Существует большое количество их модификаций.

Если без тяжестей не обошлось, что должно насторожить?

Для сохранения здоровья и предупреждения различных осложнений лучше оберегать женщину после родов от серьезных физических нагрузок. Но иногда жизненные обстоятельства пишут свои правила, тогда выбирать не приходится. Возможно, однократные нагрузки никак не скажутся или организм будет намного сильнее и выносливее, нежели предполагалось.

Но если без тяжестей не обошлось, что должно насторожить? При выявлении следующих признаков следует обратиться за медицинской помощью и пройти внеочередной осмотр у врача. К ним относятся:

  • Появления боли в области послеоперационного шва. Особенно должны настораживать различного рода выпячивания, которые появляются при физической нагрузке.
  • Появление болей в животе, которые не проходят в течение нескольких часов и даже после приема анальгезирующих препаратов.
  • Возникновение выделений из половых путей, которых ранее не отмечалось. Например, кровянистых или темно-бурых.
  • Появление болей при сидении, в области промежности или во влагалище.
  • Если обнаруживаются проблемы с мочеиспусканием (как недержание, так и редкое) и дефекацией (запоры или неспособность контролировать газовыделение и прохождение каловых масс).
  • Дискомфорт и неприятные ощущения во время половых контактов.

Смотрите на видео о поднятии ребенка после родов:

Ответить на вопрос, можно ли поднимать тяжести после родов, в каждой конкретной ситуации может только специалист после осмотра и установления всех возникших осложнений. В любом случае первые шесть-восемь недель следует ограничивать женщину от избыточного перенапряжения, обеспечить ей полноценный отдых. Только так можно без последствий восстановиться после родов и не приобрести всякого рода последствий в будущем.

ЖЕНЩИНЫ НЕ НОСИТЕ ТЯЖЕСТЕЙ!

Множество женщин, с русским менталитетом, привыкли к тому, что на их плечи возложена вся работа, касающаяся домашнего быта. К этому можно отнести уборку квартиры, стирку вручную, приготовление завтраков, обедов и ужинов, ношение тяжелых сумок с продуктами, воспитание детей, плюс ко всему, добавляется ежедневная работа.

Безусловно, все это очень сильно влияет на женское здоровье, поскольку, все вышеперечисленное требует много сил, энергии и потраченных нервов.

Сегодня мы поговорим о том, насколько повседневная жизнь влияет на здоровье женщины или почему женщинам вредно носить тяжести?

Будьте здоровы и благоразумны!

  • Итак, при поднятии тяжелых сумок или же при уборке квартиры, женщины много раз наклоняют и поднимают туловище, что заставляет мышцы и позвоночник работать с большей нагрузкой и силой.
  • Естественно, когда человек абсолютно здоров, то никакие тяжести не смогут повлиять на его позвоночник и внутренние органы, если он, конечно, не носит с собой 10 кг постоянно. От такого любой сляжет в болезни скелетно-мышечной системы.

  • Но, мы говорим о повседневной жизни женщины. Когда она поднимает большой груз, например сумки с продуктами, то центр тяжести перемещается на позвоночник. Как уже было сказано, если женщина будет проделывать это раз или два в неделю, то ничего от этого плохого не случится, но ежедневные нагрузки, будут давить на межпозвоночные диски, постепенно деформируя и делая их уязвимыми к болезни.


  • Последствиями этого, могут стать межпозвоночные грыжи, смещение дисков, их истончение, которые будут давать сильный болевой синдром в месте поражения, головокружения и головные боли. А если не лечить больной позвоночник, то защемление нервов вам обеспечено. А с этим, постоянные пронизывающие боли, вынужденное положение тела и другие неприятные ощущения.

  • Из-за большого мышечного напряжения, повышается артериальное давление, и если у женщины оно и без того повышенное, то в такой момент может случиться инсульт.



  • Это опасное заболевание, которое проявляется кровоизлиянием в мозг. Виды и проявления его могут быть самыми разнообразными, от шаткости при ходьбе, головокружения, головных болей, до потери сознания, памяти, неполному параличу, нарушению речи, зрения и т.д. Но это не единственная патология, способная развиться при поднятии тяжестей. Впоследствии, это может быть варикозное расширение вен, тромбофлебит и другие заболевания.
  • Повышение давления в брюшной полости, может вызвать грыжи живота. Самыми распространенными, являются грыжи белой линии живота и паховые грыжи.



  • Они возникают, в основном, из-за слабости мышц и связок, плюс ко всему, еще действует физическая нагрузка. Естественно, связки белой линии не выдержат, и внутренние органы будут выпадать в образовавшееся отверстие, в виде грыжи.

    Обычно простые грыжи не болят и никаким образом не беспокоят, кроме самого дефекта, но есть такое осложнение, как ущемление грыжи, которое может привести к опасным для жизни последствиям, если ее не лечить.

    Ущемление грыжи — это передавливание петель кишечника, каким-либо образованием внутри живота у входа в грыжевой мешок. Это приводит, во-первых, к кишечной непроходимости, последствиями чего будет накапливание токсинов в организме, во-вторых, ущемленный кишечник начнет разлагаться, что может привести к смерти, как в первом, так и во втором случае.

    Так же, повышение внутрибрюшного давления, может вызвать смещение внутренних органов, такое как опущение почки, мочеточника, селезенки, матки, что впоследствии, может привести к хроническим заболеваниям, не вынашивания беременности, бесплодии.

  • Следующая причина, беременность. При беременности, женщина, вообще, должна только отдыхать, гулять и запасаться полезными, для малыша, веществами, не то чтобы носить тяжести. Такая ситуация, как и в предыдущем варианте, повышает внутрибрюшное давление, оказывая нагрузку на матку.



  • Матка же, при беременности находится в расслабленном состоянии, лишь шейка ее сокращена, для удержания плода внутри.

    При нагрузке, матка раздражается и может внезапно начать сокращаться, тем самым вызвав преждевременные роды или же самопроизвольный аборт, а на поздних сроках, такое состояние может вызвать разрыв матки, что смертельно опасно как для матери, так и для ребенка. Поэтому, во время беременности, старайтесь не нагружать себя ничем тяжелым, не нервничать и хорошо питаться. Ведь все это влияет на малыша, который растет под сердцем.

    Как правильно носить тяжести.


  • Когда вы поднимаете тяжелую сумку, ни в коем случае, нельзя наклоняться за ними, поскольку нагрузка придется, как раз на позвоночник, что крайне нежелательно. Правильно поднимать сумки, нужно приседая, а затем, выпрямляя ноги в коленях, так, нагрузка распределиться на ноги в большей степени.
  • Если не получается приседать, то стоит наклониться, держа спину ровной, а голову вверх. Но лучше не испытывать судьбу, и не сгибать несчастный позвоночник.


    Сумки взяли, теперь их нужно нести.
    Как правильно держать руки? Тыльную часть, зажатой в кулак, кисти, лучше развернуть вперед, а пальцы, естественно, назад, руки раздвинуть в стороны, так чтобы они не касались туловища. Вам покажется, что так неудобно, но на самом деле, из-за такого положения, в процессе переноса тяжести, участвуют не только мышцы рук, а и мышцы торса, что также способствует перераспределения веса.

  • При переносе более пяти килограмм тяжести, лучше использовать рюкзаки, сумки на колесах или же делать несколько заходов. Если вам нужно зайти с сумками в транспорт со ступеньками, необходимо, сначала поднять сумки, а затем подняться самой.



  • Одним из немало важных моментов, является обувь. Идя на рынок за продуктами, стоит обуть удобную обувь на низкой подошве, потому что высокий каблук, сам по себе нагружает организм, перераспределяя вес совершенно иначе.



  • Если же вы собрались перенести, например большой горшок с цветком, стоит присесть на корточки, обхватить горшок, прижав его к телу, медленно встать и переместить в нужное место, при этом ставить его необходимо так же, но в обратной последовательности.
  • После любого переноса веса, необходимо хорошенечко расслабить организм. Для этого поднимите руки над головой и, как можно выше, потянитесь, растягивая позвоночник.

  • Можно, также, повисеть на турнике, если есть такая возможность, а если нет, достаточно будет лечь на горизонтальную поверхность, уложив ноги несколько выше головы. Это поможет разгрузить позвоночник и придаст хороший отток крови от уставших ног.

М ножество женщин, с русским менталитетом, привыкли к тому, что на их плечи возложена вся работа, касающаяся домашнего быта. К этому можно отнести уборку квартиры, стирку вручную, приготовление завтраков, обедов и ужинов, ношение тяжелых сумок с продуктами, воспитание детей, плюс ко всему, добавляется ежедневная работа.

Безусловно, все это очень сильно влияет на женское здоровье, поскольку, все вышеперечисленное требует много сил, энергии и потраченных нервов.

Сегодня мы поговорим о том, насколько повседневная жизнь влияет на здоровье женщины или почему женщинам вредно носить тяжести ?

Итак, при поднятии тяжелых сумок или же при уборке квартиры, женщины много раз наклоняют и поднимают туловище, что заставляет мышцы и позвоночник работать с большей нагрузкой и силой.

Естественно, когда человек абсолютно здоров, то никакие тяжести не смогут повлиять на его позвоночник и внутренние органы, если он, конечно, не носит с собой 10 кг постоянно. От такого любой сляжет в болезни скелетно-мышечной системы.

Но, мы говорим о повседневной жизни женщины. Когда она поднимает большой груз, например сумки с продуктами, то центр тяжести перемещается на позвоночник. Как уже было сказано, если женщина будет проделывать это раз или два в неделю, то ничего от этого плохого не случится, но ежедневные нагрузки, будут давить на межпозвоночные диски, постепенно деформируя и делая их уязвимыми к болезни.

Последствиями этого, могут стать межпозвоночные грыжи, смещение дисков, их истончение, которые будут давать сильный болевой синдром в месте поражения, головокружения и головные боли. А если не лечить больной позвоночник, то защемление нервов вам обеспечено. А с этим, постоянные пронизывающие боли, вынужденное положение тела и другие неприятные ощущения.

Из-за большого мышечного напряжения, повышается артериальное давление, и если у женщины оно и без того повышенное, то в такой момент может случиться инсульт.

Это опасное заболевание, которое проявляется кровоизлиянием в мозг. Виды и проявления его могут быть самыми разнообразными, от шаткости при ходьбе, головокружения, головных болей, до потери сознания, памяти, неполному параличу, нарушению речи, зрения и т.д. Но это не единственная патология, способная развиться при поднятии тяжестей. Впоследствии, это может быть варикозное расширение вен, тромбофлебит и другие заболевания.

Повышение давления в брюшной полости, может вызвать грыжи живота. Самыми распространенными, являются грыжи белой линии живота и паховые грыжи.

Они возникают, в основном, из-за слабости мышц и связок, плюс ко всему, еще действует физическая нагрузка. Естественно, связки белой линии не выдержат, и внутренние органы будут выпадать в образовавшееся отверстие, в виде грыжи.

Обычно простые грыжи не болят и никаким образом не беспокоят, кроме самого дефекта, но есть такое осложнение, как ущемление грыжи, которое может привести к опасным для жизни последствиям, если ее не лечить.

Ущемление грыжи — это передавливание петель кишечника, каким-либо образованием внутри живота у входа в грыжевой мешок. Это приводит, во-первых, к кишечной непроходимости, последствиями чего будет накапливание токсинов в организме, во-вторых, ущемленный кишечник начнет разлагаться, что может привести к смерти, как в первом, так и во втором случае.

Так же, повышение внутрибрюшного давления, может вызвать смещение внутренних органов, такое как опущение почки, мочеточника, селезенки, матки, что впоследствии, может привести к хроническим заболеваниям, не вынашивания беременности, бесплодии .

Следующая причина, беременность. При беременности , женщина, вообще, должна только отдыхать, гулять и запасаться полезными, для малыша, веществами, не то чтобы носить тяжести. Такая ситуация, как и в предыдущем варианте, повышает внутрибрюшное давление, оказывая нагрузку на матку.

Матка же, при беременности находится в расслабленном состоянии, лишь шейка ее сокращена, для удержания плода внутри.

При нагрузке, матка раздражается и может внезапно начать сокращаться, тем самым вызвав преждевременные роды или же самопроизвольный аборт, а на поздних сроках, такое состояние может вызвать разрыв матки, что смертельно опасно как для матери, так и для ребенка. Поэтому, во время беременности, старайтесь не нагружать себя ничем тяжелым, не нервничать и хорошо питаться. Ведь все это влияет на малыша, который растет под сердцем.

Поделюсь тем, как правильно носить тяжести .

Когда вы поднимаете тяжелую сумку, ни в коем случае, нельзя наклоняться за ними, поскольку нагрузка придется, как раз на позвоночник, что крайне нежелательно. Правильно поднимать сумки, нужно приседая, а затем, выпрямляя ноги в коленях, так, нагрузка распределиться на ноги в большей степени.

Если не получается приседать, то стоит наклониться, держа спину ровной, а голову вверх. Но лучше не испытывать судьбу, и не сгибать несчастный позвоночник.

Сумки взяли, теперь их нужно нести. Как правильно держать руки? Тыльную часть, зажатой в кулак, кисти, лучше развернуть вперед, а пальцы, естественно, назад, руки раздвинуть в стороны, так чтобы они не касались туловища. Вам покажется, что так неудобно, но на самом деле, из-за такого положения, в процессе переноса тяжести, участвуют не только мышцы рук, а и мышцы торса, что также способствует перераспределения веса.

Бурдукина Софья.

Актуальность темы проекта связана с тем, что здоровье человека является той ценностью, которую необходимо сохранять и укреплять. Каждый человек в своей жизни поднимает и переносит тяжести, без этого обойтись никак нельзя. Однако не каждый знает, что поднятие и перемещение тяжестей может оказывать различное влияние на здоровье. Мне стала интересна эта проблема, поэтому для своего исследовательского проекта я выбрала тему «Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека».

Объект исследования : процесс сохранения здоровья человека при поднятии тяжестей.

Предмет исследования: изучение норм, правил и советов по поднятию тяжестей, способов предотвращения тяжёлых последствий при их перемещении.

Цель исследования : определение влияние поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Чтобы достичь цели, были определены задачи исследования :

1.Изучить строение скелета человека.

2. Ознакомиться с нормами и правилами подъёма и переноса тяжестей. Узнать о последствиях их несоблюдения.

3. Экспериментально определить степень информированности учащихся 7-го класса о влиянии поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека и соответствие веса портфелей школьников гигиеническим нормам.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов : теоретических (изучение научной и специальной литературы, сравнение, обобщение, анализ) и эмпирических – анкетирование учащихся, изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам, методы математической и графической обработки полученных результатов.

Проект направлен на практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут использоваться в работе учителей школы, медицинских работников, тренеров для проведения уроков, бесед с учащимися и их родителями, спортивных мероприятий. Эти материалы будут интересны и широкому кругу людей, которые интересуются проблемой влияния поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7 наименований, 8 приложений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»

Открытая городская научно-исследовательская конференция

«Зажги свою звезду!»

Секция:

Психология и здоровье человека

Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека

Бурдукина Софья Андреевна,

МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия», 7 класс

Научный руководитель:

Мокина Ирина Владимировна

МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия», учитель биологии

г. Екатеринбург, 2015

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы исследуемой проблемы 5

1.1. Строение скелета человека 5

1.2.Нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и

подростков 7

1.3.Вредные последствия неправильного и чрезмерного поднятия

тяжестей и их причины 10

Глава 2.Практическая (экспериментальная) часть 12

2.1. Анкетирование учащихся 12

2.2. Изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса

гигиеническим нормам 18

Заключение 20

Список литературы 21

Приложение 22

Введение

Актуальность темы проекта связана с тем, что здоровье человека является той ценностью, которую необходимо сохранять и укреплять. Каждый человек в своей жизни поднимает и переносит тяжести, без этого обойтись никак нельзя. Однако не каждый знает, что поднятие и перемещение тяжестей может оказывать различное влияние на здоровье. Мне стала интересна эта проблема, поэтому для своего исследовательского проекта я выбрала тему «Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека».

Объект исследования : процесс сохранения здоровья человека при поднятии тяжестей.

Предмет исследования: изучение норм, правил и советов по поднятию тяжестей, способов предотвращения тяжёлых последствий при их перемещении.

Цель исследования : определение влияние поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Чтобы достичь цели, были определены задачи исследования :

1.Изучить строение скелета человека.

2. Ознакомиться с нормами и правилами подъёма и переноса тяжестей. Узнать о последствиях их несоблюдения.

3. Экспериментально определить степень информированности учащихся 7-го класса о влиянии поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека и соответствие веса портфелей школьников гигиеническим нормам.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов : теоретических (изучение научной и специальной литературы, сравнение, обобщение, анализ) и эмпирических – анкетирование учащихся, изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам, методы математической и графической обработки полученных результатов.

Проект направлен на практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут использоваться в работе учителей школы, медицинских работников, тренеров для проведения уроков, бесед с учащимися и их родителями, спортивных мероприятий. Эти материалы будут интересны и широкому кругу людей, которые интересуются проблемой влияния поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7 наименований, 8 приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1. Строение скелета человека

Скелет человека – это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. Без скелета наше тело было бы бесформенной массой мышц, кровеносных сосудов и внутренних органов. Но упругие, твердые кости образуют прочный остов, поддерживающий все остальные части тела. Трудясь вместе с мышцами, скелет дает нам полную свободу бегать, прыгать и сгибаться в разные стороны.

Скелет состоит из соединённых между собой костей. Они обеспечивают телу опору и сохранение формы, а также защищают внутренние органы.

У взрослого человека скелет состоит примерно из 200 костей. Каждая кость имеет определённую форму, размер, и занимает определённое положение в скелете (Приложение 1 ). Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они приводятся в движение прикреплёнными к ним мышцами .

Внутренние органы человека «упакованы» в туловище. Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Грудная клетка защищает сердце и легкие от повреждений (Приложение 2 ).

Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой – мышечной мембраной, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке от того, чтобы они не «упали» в живот (правильнее сказать в брюшную полость).

Снизу туловище ограничено тазом. Это костный каркас, расположенный на дне брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места.

Позвоночник – это уникальное устройство, которое сочетает в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, так как объединяет в одну структуру жесткие элементы (позвонки) и более мягкие элементы – межпозвоночные диски. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой, а также позволяют настраивать положение позвоночника адекватно текущим нуждам.

Позвоночник состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5, сросшихся между собой крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков . Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный и крестцовый (Приложение 3 ), которые обеспечивают ему упругость при разных положениях и движениях тела.

Позвоночник человека образован 33-34 позвонками. Позвонки состоят из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, позвонки образуют позвоночный столб, а костные кольца – позвоночный канал – это своеобразный костный футляр для спинного мозга . Соседние позвонки отделены друг от друга эластичной хрящевой тканью (Приложение 4 ). Она придаёт позвоночнику гибкость.

При поднятии тяжестей основная нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, и человек имеет опыт поднятия такого веса, то позвоночный столб такую нагрузку выдерживает: должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать.

Таким образом, скелет человека устроен таким образом, что он позволяет поднимать тяжести. Однако возможности скелета и особенно позвоночника при этом не беспредельны. Поднятие непомерных тяжестей может привести к нарушениям здоровья. Позвоночник, несмотря на свое сложное и продвинутое строение не может «выстоять» в борьбе с весом самостоятельно. Для того чтобы поднять тяжесть, нужна помощь и остальных отделов туловища. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище.

1.2.Нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и подростков

Нормы подъема и перемещения тяжестей вручную – законодательно закрепленные предельно допустимые физические нагрузки на одного человека, выраженные в массе перемещаемого груза вручную (в кг) или в единицах внешней механической работы за рабочую смену .

Эти нормы разработаны Министерством труда РФ в целях охраны здоровья трудящихся.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.93 г. № 105 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для женщин:

– подъем и перемещение тяжестей вручную при чередовании с другой работой (до двух раз в час) – 10 кг;

– подъем и перемещение тяжестей вручную постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 07.04.99 г. № 7 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет:

– подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены:

а) юноши: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 3 кг, 16 лет – 4 кг, 17 лет – 4 кг

б) девушки: 14 лет – 2 кг, 15 лет – 2 кг, 16 лет – 3 кг, 17 лет – 3 кг

–подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:

1) постоянно (более двух раз в час):

а) юноши: 14 лет – 6 кг, 15 лет – 7 кг, 16 лет – 11 кг, 17 лет – 13 кг

б) девушки: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 4 кг, 16 лет – 5 кг, 17 лет – 6 кг

2) при чередовании с другой работой (до двух раз в час):

а) юноши: 14лет – 12кг, 15 лет –15 кг, 16лет – 20кг, 17лет – 24кг

б) девушки: 14 лет – 4 кг, 15 лет – 5 кг, 16 лет – 7 кг, 17 лет – 8 кг.

В соответствии с гигиеническими критериями допустимые физические нагрузки для мужчин и женщин следующие.

1. Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): для мужчин – до 30 кг, для женщин – до 10 кг.

2. Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: для мужчин – до 15 кг, для женщин – до 7 кг.

3. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены, кг: с рабочей поверхности для мужчин – до 870кг, с рабочей поверхности для женщин – до 350кг, с пола для мужчин – до 435 кг, с пола для женщин – до 175кг

В инструкциях по технике безопасности для грузчиков пишется, что при переноске тяжестей максимально допустимый груз: в подростковом возрасте для молодых людей от 16 до 18 лет – 16 кг; для мужчин – 50 кг, для женщин – 10 кг, два раза в течение часа, если чередовать с любой другой работой и 7 кг – если поднимать тяжести постоянно в течение всей рабочей смены.

Если показатели тяжести трудового процесса превышают приведенные величины, то такие условия труда классифицируются как вредные (тяжелый труд).

Учащиеся школы каждый день переносят тяжести – свои школьные принадлежности – в школу и из школы. В отдельные дни недели кроме толстенных учебников в ранцах оказываются еще и спортивная одежда и обувь, а также еда, которой заботливые родители снабжают ребенка. Специалисты утверждают, что носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Американские врачи и учителя считают, что необходимо ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине.

Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям школьного возраста носить грузы, превышающие 10-20% от веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма.

В нашей стране для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы (стандарты) веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.

Вес ранца:

1-2 класс – 1,5 кг

3-4 класс – 2,5 кг

5-6 класс – 3 кг

7-8 класс – 3,5 кг

9-12 класс – до 4 кг.

Таким образом, на производстве обязательно соблюдаются нормы подъема и перемещения тяжестей вручную для мужчин и женщин и для подростков. У школьников пустой ранец должен весить 500-800 грамм, со школьными принадлежностями – в зависимости от установленных гигиенических стандартов. Хотя незначительные перегрузки сверх установленных стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине.

1.3. Вредные последствия неправильного и чрезмерного поднятия тяжестей и их причины

Поднятие тяжестей может иметь для человека как положительные, так и отрицательные последствия.

В спорте поднятие тяжестей используется для наращивания мышц, для развития силы. Спортсмены поднимают тяжести во время тренировок под контролем тренера. Для здоровья спортсменов поднятие тяжестей имеет положительное значение. Оно способствует достижению высоких спортивных результатов.

Для обычного человека неправильное или чрезмерное поднятие тяжестей может повлечь за собой многочисленные последствия, вредные для здоровья человека. При неправильном подъеме тяжестей межпозвоночные диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации. Если нагрузка чрезмерна, то диск повреждается, это называется позвоночной грыжей. При этом нарушении человек испытывает сильный болевой синдром в месте поражения, головокружения и головные боли.

Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости нет никаких отклонений, то поднятие тяжестей протекает относительно без рисково. Если этого нет, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее, чем прилагаемое усилие. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше – в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.

При поднятии чрезмерных тяжестей опасным для здоровья может быть смещение почек, а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью.

При поднятии чрезмерных тяжестей из-за большого мышечного напряжения, повышается артериальное давление, и если оно и без того повышенное, то в такой момент может случиться инсульт. Это опасное заболевание, которое проявляется кровоизлиянием в мозг. Виды и проявления его могут быть самыми разнообразными, от шаткости при ходьбе, головокружения, головных болей, до потери сознания, памяти, неполному параличу, нарушению речи, зрения и т.д.

Но это не единственная патология, способная развиться при поднятии тяжестей. Еще это могут быть варикозное расширение вен, тромбофлебит и другие заболевания.

Проблемы, возникающие при поднятии тяжестей, есть тогда, когда спина уже предрасположена к ним и ослаблена.

Причинами вредных последствий от поднятия тяжестей являются:

1.Неправильное или слишком резкое сгибание спины во время поднимания груза – даже в том случае, если происходит подъем совсем легкого предмета.

2. Резкий подъем тяжелого предмета.

3. Неправильный процесс поднимания.

4. Поднимание тяжести, находящейся не спереди, а сбоку.

5. Поднимание грузов, которые располагаются на расстоянии от тела (например, при разгрузке из салона автомобиля). Когда груз переносится далеко от себя, позвоночник несет нагрузку большую в 10 раз, чем когда человек несет тот же груз, прижав его к туловищу.

6. Перенос тяжестей с одной стороны (в одной руке).

Иллюстрация «Как правильно переносить тяжести» представлена в Приложении 5 .

Анализ научной литературы позволил нам сформулировать (Приложение 6 ).

Таким образом, неправильное поднятие и перемещение тяжестей может иметь вредные последствия для здоровья человека, поэтому необходимо знать и соблюдать определенные правила и советы. Выполнение Правил и советов по подъему и перемещению тяжестей поможет избежать вредных для организма последствий и сохранить здоровье.

Глава 2.Практическая (экспериментальная) часть

2.1. Анкетирование учащихся

Для проверки гипотез, выдвинутых в начале нашего исследования, был проведен эксперимент, в ходе которого были использованы два практических метода:

1) анкетирование учащихся 7-го класса;

2) изучение веса портфеля учащихся 7-го класса.

Цель анкетирования учащихся 7-го класса: установить степень информированности школьников о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека.

Нами была составлена анкета из 10 вопросов, с выбором ответов из предложенных (Приложение 7 ). На вопросы 1-4 и 8-10 нужно было выбрать один ответ, на вопросы 5-7 – 2-3 ответа. Каждый школьников отвечал на вопросы анкеты самостоятельно, а потом сдавал заполненные анкеты мне на обработку (анализ).

В анкетировании участвовали 20 учащихся 7-го класса.

Результаты анкетирования следующие.

На вопрос № 1 « Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов учащихся на вопрос «Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?», в %

По данным, полученным в ходе анкетирования, видим, что немногим больше половины учащихся – 55% (11 чел.) знают, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья. Остальные 45% (9 чел.) не знают об этом.

На вопрос № 2 « От кого ты узнал(а), что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья? » ответы 11 учащихся (которые ответили утвердительно на вопрос № 1) распределились так, как отражено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение ответов учащихся на вопрос «От кого ты узнал(а), что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?», в %

По данным рис. 2 видим, что большинство учащихся 46% (5 чел.) получили информацию о том, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья, получили в школе на уроках. 18% (по 2 чел.) узнали об этом от родителей или прочитали в учебнике, интернете.

На вопрос № 3 « Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей? »ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов учащихся на вопрос «Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей?», в %

По данным рис. 2 видим, что только 30% (6 чел.) учащихся знают правила поднятия и перемещения тяжестей. Остальные 70% (14 чел.) не знают этих правил.

На вопрос № 4 « От кого и где ты узнал(а) об этих правилах? » ответы 6 учащихся (которые ответили утвердительно на вопрос № 3) распределились так, как отражено на рис. 4.

Рис. 4. Распределение ответов учащихся на вопрос «От кого и где ты узнал(а) об этих правилах?», в %

Данные рис. 4 показывают, что большинство учащихся 50% (3 чел.) узнали об этих правилах на уроках в школе. От родителей получили эту информацию 33% (2 чел.). Прочитал эти правила в интернете 17% – 1 ученик.

На вопрос № 5 « Какие портфели у тебя были?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов учащихся на вопрос « Какие портфели у тебя были? », в %

Данные рис. 5 показывают, что у большинства учащихся – 60% (12 чел.) были ранцы, у 25% (5 чел.) – портфели с ручкой, у 15% (3 чел.) – сумка через плечо.

На вопрос № 6 « Кто выбирает для тебя портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов учащихся на вопрос «Кто выбирает для тебя портфель?», в %

Данные рис. 6 показывают, что большинство учащихся – 65% (13 чел.) выбирают портфель самостоятельно, 20% (4 чел.) школьников портфель выбирает мама, 15% (3 чел.) ответили, что выбирают портфель вместе с родителями.

На вопрос № 7 « По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов учащихся на вопрос «По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель?», в %

Данные рис. 7 показывают, что большинство учащихся – 35% (7 чел.) выбирают портфель по цвету. Для 35% (5 чел.) учащихся самым важным является форма портфеля. Обращают внимание на цену и удобство портфеля по 15% (3 чел.). Меньше всего учащихся – 10% (2 чел.) учитывают вес портфеля, а ведь это очень важный показатель.

На вопрос № 8 « Как долго пользуешься одним портфелем?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 8).

Рис. 8. Распределение ответов учащихся на вопрос «Как долго пользуешься одним портфелем?», в %

Данные рис. 8 показывают, что большинство учащихся – 80% (16 чел.) портфель меняют через год. Никто не пользуется одним портфелем 3 года. Меняют портфель через 2 года 20% (4 чел.) школьников.

На вопрос № 9 « По какой причине меняешь портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 9).

Рис. 9. Распределение ответов учащихся на вопрос «По какой причине меняешь портфель?», в %

Данные рис. 9 показывают, что для большинства учащихся – 35% (7 чел.) желание найти что-то более удобное является главной причиной для смены портфеля. 30% (6 чел.) учащихся меняют портфель, потому что им хочется чего-то нового, более модного. У 20% (4 чел.) портфель изнашивается, рвется и по этой причине они его меняют на новый. 15% (3 чел.) ответили, что за год портфель им надоедает и они меняют его на другой.

На вопрос № 10 « Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый? » ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 10).

Рис. 10. Распределение ответов учащихся на вопрос « Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый? », в %

По данным рис. 10 видим, что большинство учащихся – 60% (12 чел.) считают, что их портфель очень тяжелый. 40% (8 чел.) школьников так не считают.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что учащиеся 7-го класса недостаточно информированы о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека. Чуть больше половины (55%) знают, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья. Только 30% учащихся знают правила поднятия и перемещения тяжестей. Эти знания они получили в основном в школе на уроках, от родителей, из учебников или Интернета. Положительным является то, что большинство учащихся в качестве школьного портфеля используют ранцы, выбирают портфель самостоятельно, меняют его через год. Отрицательным является то, что только 10% учащихся при выборе портфеля учитывают его вес, больше половины школьников считают, что их портфель очень тяжелый.

2.2.Изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам

Второй эксперимент – изучение веса портфеля учащихся.

Цель : определить, насколько соответствует гигиеническим нормам вес портфелей учащихся 7-го класса.

Гигиенические критерии для оценки:

1) вес пустого портфеля не должен превышать 800 грамм;

2) средний вес полного портфеля не должен превышать 10% веса школьника .

Мы провели следующие измерения:

1) вес каждого школьника;

2) вес пустого портфеля;

3) вес портфеля каждого ученика в каждый из учебных дней (с понедельника по субботу).

Затем произвели следующие расчеты:

1)средний вес полного портфеля, кг по формуле: общая сумма веса портфеля за 6 учебных дней, деленная на 6 дней;

2) норма тяжести портфеля – 10% от веса ученика по формуле: вес ученика х 10: 100;

3)% от веса ученика по формуле: средний вес полного портфеля, кг: вес ученика, кг х 100.

Полученные данные занесены в Сводную таблицу результатов (Приложение 8 ).

Анализ данных, показал, что у 60% (12 чел.) учащихся вес пустого портфеля превышает норму в 800 г, он составляет от 900 до 1100 г. У 50% школьников вес полного портфеля превышает гигиеническую норму (10% веса школьника). Носят сумки (без лямок) 10% (2 чел.), сумку с одной лямкой через плечо 25% (5 чел.), сумку с двумя лямками (ранец) 65% (13 чел.), из них – только один (5%) ортопедический ранец.

Таким образом, у половины учащихся вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам. Это может отрицательно повлиять на их здоровье. Им рекомендуется сменить портфель в пустом виде на более легкий или класть в портфель меньше тяжестей.

Заключение

Проведенное нами исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы.

Скелет человека, представляет собой своеобразный каркас, с прикрепленными к нему мышцами и внутренними органами, который позволяет человеку поднимать и перемещать посильные тяжести.

В целях охраны здоровья человека учеными разработаны нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и подростков. Их необходимо знать и выполнять, чтобы избежать вредных последствий поднятия тяжестей.

Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека может быть положительным (у спортсменов) и отрицательным (у подростков, людей, не занимающихся спортом или имеющих нарушения и заболевания костно-мышечной структуры организма). Чрезмерное поднятие тяжестей может привести к позвоночной грыже, смещению внутренних органов, варикозному расширению вен, повышению артериального давления, инсульту.

При поднятии и перемещении тяжестей необходимо следовать определенным правилам и советам. При поднятии тяжестей основная нагрузка ложится на позвоночник, поэтому необходимо держать спину прямой, когда поднимаешь или переносишь тяжести.

Результаты проведенных нами экспериментов показали, что:

Учащиеся 7-го класса недостаточно информированы о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека;

Больше чем у половины учащихся вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам – превышает 10% от веса школьника.

Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.

Перспектива дальнейшей работы видится в разработке специальной программы по ознакомлению школьников и их родителей с изучаемой проблемой.

Список литературы

  1. Его Величество Портфель.URL: http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher10/bag/03/
  2. Как правильно переносить тяжести. URL:http://www.pozvonok.kiev.ua/4.html
  3. Осанка ребенка и портфель // Сайт Медицинский информационный ресурс. URL: http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/osanka-rebenka-i-portfel.html
  4. Постановление Совета Министров Российской Федерации от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную». URL: http://docs.procspb.ru/content/base/1837
  5. Постановление Минтруда РФ от 07.04.99 г. № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную». URL: http://base.garant.ru/180624/
  6. Смирнов В.М. Физиология человека: учебник для вузов. – М.: Медицина, 2009. – 453 с.
  7. Солодков А.С. Сологут Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. – М.: Олимпия, 2001. – 380 с.

Приложение 1

Скелет человека

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Строение позвонка

Приложение 5

Как правильно переносить тяжести

Как правильно поднимать тяжести

Приложение 6

Правила и советы по подъему и перемещению тяжестей

Тяжелую ношу не носите в одной руке, особенно на большое расстояние, чтобы не перегружать позвоночник, разделите груз и несите его в обеих руках. Недопустимо держать тяжесть, резко сгибаться и разгибаться (наклоняться назад).

Для переноски тяжестей на значительные расстояния используйте рюкзак с широкими лямками. Вес полного рюкзака распределяется на весь позвоночник, да и руки остаются свободными.

Перемещайте тяжести, поместив их в сумки и чемоданы на колесиках.

Если приходится поднимать тяжелое, соблюдайте следующие правила:

– наденьте пояс штангиста или любой широкий пояс;

– присядьте на корточки, спина должна быть прямой, шея выпрямлена;

– берите груз двумя руками, поднимая груз, старайтесь разгибать ноги, не сгибая спину (обратите внимание, как это обычно делают штангисты).

При опускании тяжелого предмета, сначала присядьте на корточки, одновременно выставив одну ногу вперед, а спину держа распрямленной.

После опускания тяжести, нужно правильно вставать – медленно, держа спину прямой, потому что в этот момент риск повредить позвоночник любым рывком повышается.

Когда перемещаете груз держите его ближе к себе, исключайте наклоны и повороты тела (иначе будет – скручивание позвоночника).

После любого переноса веса, необходимо хорошенечко расслабить организм. Для этого поднимите руки над головой и, как можно выше, потянитесь, растягивая позвоночник. Можно, также, повисеть на турнике, если есть такая возможность, а если нет, достаточно будет лечь на горизонтальную поверхность, уложив ноги несколько выше головы. Это поможет разгрузить позвоночник и придаст хороший отток крови от уставших ног.

Приложение 7

Анкета для учащихся 7-го класса

Цель анкетирования : установить степень информированности школьников о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека.

ВОПРОСЫ

1. Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?

Да

Нет

2. От кого и где ты об этом узнал(а)? (Выбери один ответ из предложенных)

От родителей

От друзей и приятелей

От тренера

В школе на уроках

3. Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей? (Выбери один ответ из предложенных)

Да

Нет

4. От кого и где ты узнал(а) об этих правилах? (Выбери один ответ из предложенных)

От родителей

От друзей и приятелей

От тренера

В школе на уроках

Прочитал в учебнике, в Интернете

5. Какие портфели у тебя были?

Ранец

Портфель с ручкой

Сумка через плечо

6. Кто выбирает для тебя портфель?

Я сам (сама)

Мама

Папа

С родителями вместе

Родственники (кто?)

7. По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель? (Отметьте 2-3 признака)

Цвет

Форма

Цена

Удобство

Вес

8. Как долго пользуешься одним портфелем? (Выбери один ответ из предложенных)

1 год

2 года

3 года

9. По какой причине меняешь портфель? (Выбери один ответ из предложенных)

Изнашивается, рвется

Надоедает

Хочется нового и более модного

Хочется чего-то более удобного

10. Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый?

Да