Что значит духовное развитие

Это одна из самых серьёзных и важных статей на блоге. На самом деле на эту тему нужно говорить постоянно, в каждой статье.

Этот термин всё чаще и чаще Вы можете встретить перед глазами в интернете, да и в реальной жизни тоже. «Духовное развитие» вызывает разные ассоциации у людей. У кого-то они правильные, у кого-то не совсем.

С чем часто путают духовное развитие?

Люди часто путают его с культурной жизнью. Посещение театра, оперы, музеев, выставок – это культурное развитие. Этикет, манеры, вежливость – это всё культура.

И это также великолепно, без культуры никуда. Но стоит очень чётко понять следующее:

Культурная жизнь никогда не заменит духовное развитие, и может только дополнять его .

Соответственно, чтобы не путаться в понятиях, нам нужно разобраться в том, что значит духовное развитие.

Зачем мне духовное развитие?

Нам нужно сейчас понять, что по мере того, как человек взрослеет, ему становится жить всё тяжелее и тяжелее.

Помните: «Старость — не радость»?

Это происходит, потому что с возрастом на человека сильнее начинает действовать судьба, приходят последствия из прошлых поступков.

Поэтому если человек до 40 лет не обращается в сторону духовной жизни и не начинает заниматься духовной практикой, то дальше жить ему становится всё сложнее и сложнее.

Вы замечали, как человек постоянно недоволен чем-то? Как он обвиняет государство и президента в своих проблемах? Как он несправедливо обижает и оскорбляет близких людей?

Это всё признаки внутренней неудовлетворённости.

Факт в том, что истинную внутреннюю удовлетворённость невозможно получить каким-то материальным способом .

Можно хоть каждый месяц менять машины, жить в особняке и вообще быть состоятельным человеком, но рано или поздно человек начинает понимать, что ему чего-то не хватает.

Возникают разные мысли…

Может я не для того живу? Зачем я здесь живу? Кто и для чего создал этот мир? Почему меня не понимают другие люди? И многое другие.

Для того чтобы найти ответы на самые важные вопросы в жизни каждого человека, нужно заниматься духовным развитием. Эти вопросы выглядят так: кто я, для чего родился в этом мире, почему я здесь страдаю ?

К сожалению, сейчас духовному развитию (и даже нравственному) не учат в школе и институте. Поэтому в этот вопрос нужно вникнуть самостоятельно, а дальше Бог поможет Вам на этом пути.

Что значит духовное развитие?

Если быть честным перед собой, то духовная жизнь начинается с попыток установить правильные взаимоотношения с людьми, прежде всего, в семье.

Если человек ходит в храм, посещает возвышенные лекции, а дома орёт на детей и ругается с супругом, то о каком духовном развитии может идти речь.

Возвышенные люди – это какие люди? Это люди, которые обладают такими качествами, как доброта, смирение, терпение, мудрость, честность, верность и другими.

Первое, что значит духовное развитие, это стремление развивать в себе такие возвышенные качества для того, чтобы приносить другим счастье, также для того, чтобы было больше сил и возможностей работать над собой.

Когда у человека появляется такое стремление, и он начинает пробовать изменить себя, то он быстро почувствует, что сил на это у него мало. Далее возникает вопрос: «Где эти силы брать?».

Вторым шагом для такого человека должны быть поиски общения с возвышенными людьми, которые уже обладают набором хороших качеств, которые уже имеет опыт в духовном развитии, и, главное, по ним видно, что человек действительно возвышенный .

Главные признаки таких мудрецов: они не гоняются за деньгами и не привязаны к ним, они никого никуда не тянут и ничего не заставляют делать, и они принадлежат к какой-либо религиозной традиции (православные, католики, мусульмане и другие).

Третьим шагом, который может помочь осуществить второй, является прослушивание лекций на темы духовного и нравственного развития, изучение мудрой литературы, к которой, прежде всего, относятся Священные писания (Библия, Коран, Талмуд, Бхагавад-гита и др.) .

Будьте осторожны при выборе лекторов, сейчас много псевдомудрецов, который, порой, несут такую ахинею, что становится жутко.

Как правило, настоящие мудрецы популярны у нормальных адекватных людей, их слушают десятки тысяч человек, у них есть ученики и последователи.

Важный признак:

Если лектор не признаёт существование Бога, или того хуже, начинает его оскорблять, то бегите от такого «мудреца» не оглядываясь. Кроме горя он Вам ничего не принесёт.

Когда у человека появляется какой-никакой опыт в духовном развитии, то часто у него возникает желание сделать следующий самый важный шаг.

Четвёртым шагом является начало духовной практики, которая является основным инструментом в духовном развитии . Без неё всё пусто и бессмысленно.

Что такое духовная практика?

Что означает духовная практика ?

Это означает, что я учусь устанавливать отношения со Святыми людьми, со Священными писаниями, с Богом .

А как я устанавливаю отношения со Святостью ?

Это делается с помощью ежедневной молитвы .

Именно ежедневное духовное развитие является самым главным в жизни человека. Как только мы начинаем это делать, то наша жизнь начинает изменяться, улучшаются отношения с окружающими, вверх идут дела и многое другое.

В современном мире, напротив, поступают по-другому:

Если не хватает денег, то мы работаем больше, ухудшая своё здоровья и тратя последние свободные драгоценные часы…

Если нас не устраивает супруг, то мы начинаем мучить его, или бросаем, и ищем другого…

Но это совершенно неправильный подход к жизни.

Правильный подход: больше молиться и сложные ситуации будут решаться гораздо легче, как бы сами собой .

Факты о молитве и её эффективности Вы можете узнать в

Только тогда, когда человек начинает молиться, он понимает, что значит духовное развитие и у него появляется вкус к нему.

Вопросы как правильно молиться и как научиться молиться требуют отдельного рассмотрения.

Простой совет:

Если хотите получить силы и вдохновение на ежедневную молитву, то посещайте храм, по возможности раз в неделю, и раз в несколько месяцев ездите на лекции по духовному развитию. Это также можно отнести к третьему шагу.

Подведём итог

Итак, мы немного разобрались в том, что значит духовное развитие.

Мы поняли, что культурная жизнь и духовное развитие – это не одно и то же.

Мы определили четыре основных шага в духовном развитии:

  • воспитание в себе возвышенных качеств личности
  • общение с возвышенными людьми, которые обладают соответствующими качествами
  • прослушивание и посещение лекций о духовном и нравственном развитии, изучение Священных писаний, регулярное посещение храма
  • совершение ежедневной молитвы

Также мы узнали, что в трудных жизненных ситуациях нужно делать больший упор на внутреннюю жизнь (жизнь в молитве), а не стараться приложить больше внешних усилий.

Если Вам была полезна данная статья, то ставьте лайк!

По поводу духовного развития как такового существуют множество мнений и ведутся жаркие споры.

Что такое духовное развитие человека? Какова роль человека в процессе эволюции?

Как проявляется духовное в жизни человека? Существует ли духовная природа человека? Душа – что это такое? Как стать духовным развитым человеком?

Человечество во все времена старалось постичь устройство мироздания и роль человека в нем. Ответы на эти вопросы можно найти в различных философских течениях, религиозных взглядах, эзотерических учениях.

Несмотря на разность мнений и представлений (в соответствии с культурным взглядом того или иного течения), все они сходятся в одном мнении — Духовная жизнь существует. Она проявляется через высшую природу человека. Это нечто трудно постижимое для человека, смутно осознаваемое, но это есть.

Главная идея духовного развития – это то, что мир един. Все что окружает человека — это единый живой, чувствующий, разумный, осознающий организм под названием Жизнь.

Все вокруг живое и все стремиться к развитию. Человек неотделимая часть всего сущего. И ему отведена своя роль в эволюционном процессе. Роль творца, созидателя.

Человек может влиять на Жизнь, так как все едино, но точно так, же и на человека влияют другие живые организмы и существа.

Своими мыслями мы влияем на процессы во Вселенной. В нас заложены силы разрушения и созидания. И от нас зависит, как мы ими воспользуемся.

Человеку дан дар свободы. Мы вправе сами выбирать, как нам строить нашу жизнь и как нам поступать.

Свобода выбора дает невероятные возможности человеку, практически он может все, если сам себя не ограничивает своими убеждениями, страхами, верованиями, предрассудками, взглядом на жизнь.

Но также в месте со свободой выбора и его потенциальными возможностями, на человека ложиться ответственность за свои мысли, действия, поступки.

Есть законы мироздания, которые ограничивают человека, но лишь в соответствии с его уровнем развития, осознания всего единого.

По мере постижения единства всего сущего, человек освобождается от ограничений и переходит на другие уровни бытия.

Создается впечатление, что все мы сюда приходим, что бы научиться осознавать это единство.

Путь познания себя, своей высшей природы и единства всего лежит через наше сердце, через ощущение и проявление любви.

Школа жизни нас учит любить, себя, людей, окружающий нас мир.

По мере усвоения жизненных уроков мы приобретаем особое чувство, ощущение единения с природой, обществом, жизнью.

Можно увидеть закономерность – чем ближе человек к осознанию всего единого, тем он более счастлив и удачлив, в его жизни чаще и устойчивей проявляется гармония и благополучие.

Духовное развитие человека — это путь длиною в жизнь. Мы можем принимать идею духовного развития или отвергать.

Но все же, каждый из нас ответственен за свои поступки и все, что с ним происходит в жизни. Чем раньше человек это осознает, тем быстрее в его жизни поселиться спокойствие, мир и благополучие.

Духовных свершений на вашем жизненном пути!

Дух — это частица божественного Огня, поэтому развивать Дух мы не можем, нельзя усовершенствовать изначально совершенное. Развивать человек может себя, а не Дух, увеличивая роль Духа в своей жизни.

Духовное развитие — это развитие отношений между поверхностным "я" (эго) и Духом (глубоким внутренним "Я"). Дух должен преобладать над "я", которое изначально несовершенно, и может быть склонно к тьме [Бокачёв О.В.].

Духовное развитие — это самосовершенствование, самоочищение, восстановление гармонии мира. Надо чаще обращаться к своей совести, слушаться её голоса и отказываться от всего, что заставляет нас поступать не по совести. Если мы будем сверять наши мысли, слова, поступки с идеалом, с совестью, с духом, то мы будем духовно развиваться [Новиков Ю.В.].

Духовное развитие — избавление от недостатков, от многих привычек. Это преодоление множества преград, что делает путь духовного развития постоянной борьбой, в первую очередь с самим собой. Это готовность взять на себя роль ученика, признать, что находишься в начале пути, и с уважением относится к мнению тех, кто стоит на ступень выше [Миание М.Ю.].

Методы духовного развития

Предлагается множество методов духовного развития — чтение священных книг, медитации, посещение святых мест, обряды, получение образования, физические упражнения, посещение театров, концертов, выставок…

Судя по этим рекомендациям, духовно развиваться довольно просто, путей есть множество, и все они человеку на пользу. Правда, не совсем понятно, что же такое — духовное развитие? Достаточно ли следовать перечисленным простым рекомендациям для духовного развития?

Дух — это бессмертная частица божественного огня, вложенная в каждого человека Творцом. Это то, что даёт нам жизнь, жизненную силу. Это наше творческое начало, дающее возможность приближаться к Богу. Наконец, это наша совесть, т.е. внутренний безошибочный критерий истины, представление об идеале, гармонии, о том, как должно всё быть на самом деле.

Развивать (совершенствовать) свой дух мы не можем, потому что нельзя совершенствовать изначально совершенное. Мы можем увеличивать роль духа в своей жизни, то есть почаще обращаться к своей совести, слушаться её голоса, отказываться от всего того, что заставляет нас поступать не по совести. Также мы можем реализовывать свои творческие способности, раздувая, выращивая тем самым свой внутренний божественный огонь. При этом истинным творчеством может считаться только то, что согласуется с совестью, что не противоречит воле Творца, что укрепляет мировое добро и уменьшает зло. Вот именно это и приближает нас к Богу, делает нас совершеннее, духовно развивает. Всё остальное — только средства, которые могут помогать духовному развитию, но не могут называться собственно духовным развитием.

Духовное развитие — это не развитие самого духа, а развитие человека в сторону духа, в сторону более духовной жизни .

И возможен обратный процесс — духовная деградация. Но это не деградация духа, так как совершенный и бессмертный дух не может деградировать. Зато сам человек может подавлять свой дух, отгораживаться от него, окружая его всякими тёмными оболочками, лишая его возможности пробиться наружу, проявиться в полной мере, реализоваться в мире. Это один из главных грехов человека — грех гордыни, отказ от своей божественной природы и от своего истинного предназначения, отказ от своей совести. Именно грех гордыни наиболее часто является первым шагом к активному служению злу.

Методы духовного развития

Теперь проанализируем те методы, которые нам предлагаются для духовного развития. Критерий для оценки очень прост. Мы будем смотреть на достигаемый результат. Если предлагаемый метод делает нас лучше, т.е. чище, совестливей, добрее; помогает отказаться от зла, реализоваться в истинном творчестве, тогда этот метод действительно полезен, и его можно назвать методом духовного развития. Если же, применив метод, мы остаёмся такими же, как раньше, или даже можем стать хуже, то к духовному развитию это не имеет отношения. Таким образом, отвечать надо на ключевые вопросы: "Ну и что дальше?", "А для чего?", "А что мне это даст?"

  • Посещение святых мест и медитации . Нам предлагают съездить в далёкие страны, чтобы совершить восхождение на священную гору, искупаться в священной реке, помедитировать среди древних развалин и т.д. При этом говорят об ощущении благодати, об открытии внутреннего зрения, о неких "тонких" (или толстых) каналах, о расширении сознания, о видениях каких-то высших сущностей и т.д. Утверждается, что это хорошо для духовного развития. Зададим наши ключевые вопросы.

Ну, взошёл человек на эту гору, искупался в реке, помедитировал. И что дальше? Что с ним будет? Он уже не сможет после этого врать, воровать, унижать, убивать? Он изменит свою жизнь, будет жить по совести, займётся истинной самореализацией? Он приблизится хотя бы на одну ступеньку к Творцу? Так нет же! Какими уезжают туда люди, такими же они обычно и возвращаются. Единственно, они могут похвастаться в кругу друзей своим длительным, трудным и очень дорогостоящим паломничеством, своими переживаниями. Но при чём здесь духовное развитие? В данном случае нет никакого продвижения к духовности. Ведь никакое перемещение тела человека в пространстве не может автоматически сделать его лучше.

  • Посещение театров, концертов, выставок . Допустим, кто-то сходил на концерт прекрасной музыки и даже прослезился на нём от нахлынувших чувств. И что? Назавтра он прекратит брать взятки и разворовывать государственные деньги? Ничуть не бывало! Ему же надо "зарабатывать" деньги для посещения концертов. Никакой гарантии духовного развития.
  • Физические упражнения . Предположим, человек с помощью неких упражнений развил своё тело, научился лучше управлять своими внутренними энергиями. А для чего? Чтобы более жестоко давить конкурентов? Или чтобы чаще изменять своей жене? Или чтобы пьянствовать с меньшими последствиями для здоровья? И в этом случае возможны как духовное развитие, так и духовная деградация.
  • Получение знаний . Пусть человек прочитал много книг, стал эрудированнее, умнее. И что дальше? Он станет изобретать страшное оружие? Начнёт плодить генетических уродов — растения, животных, людей? Станет циничным религиоведом, насмехающимся над чувствами верующих? Получение знаний — не гарантия духовного развития.
  • Пожертвование . А если кто-то пожертвовал деньги на благие цели — строительство храма, помощь инвалидам, детям, сохранение произведений искусства и т.д.? Казалось бы, это уж точно духовное развитие. Но нет! Завтра он вернётся к своему бизнесу — расхищать природные богатства, завышать цены, обманывать клиентов и партнёров, давать взятки. И будет оправдывать эти мерзости желанием вновь кого-то облагодетельствовать. И здесь никакой гарантии духовного развития.

Вывод: никакие внешние воздействия на тело, разум и чувства не могут рассматриваться как методы духовного развития. Всё, что нужно для духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем всё чаще и чаще сверять наши мысли, слова и дела с идеалом, с совестью, с духом, то мы будем духовно развиваться. Это не разовая акция, не единичный поступок, пусть и самый красивый, а каждодневный труд. От духовного развития нельзя отдыхать, о нём нельзя забывать, иначе нам грозит деградация. То есть единственно правильный путь духовного развития — самосовершенствование, самоочищение, борьба со злом, восстановление гармонии мира . И не может быть духовно развитого негодяя, как не может быть духовно неразвитого праведника.

Для духовного развития совсем не обязательно куда-то ехать, что-то читать, чем-то заниматься. Все перечисленные методы могут только помочь нам в наших собственных усилиях. Но могут и не помочь. Могут даже помешать, если воспринимать их чересчур серьёзно, если считать их самодостаточными.

И последнее. В нашем поражённым злом мире духовное развитие, как правило, не упрощает, не облегчает жизнь человека, а делает её труднее, опаснее, напряжённее. Но всё это только внешне. Зато духовное развитие приносит внутреннее спокойствие, большее согласие с самим собой, со своей совестью, со своим духом. И это, кстати, ещё один критерий духовного развития. Если твоя жизнь становится внешне всё легче, обеспеченнее, беззаботнее, "красивее", есть повод задуматься, правильно ли ты живёшь.

Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека - это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

  • политика;

  • философия;

    искусство;

Религиозное воспитание

Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух - Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же - принцип единобожия и следование Божьему слову.

Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей - если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие - наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:

    совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;

    посещение мест поклонения;

    соблюдение поста и священных дней;

    празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

    светская этика;

    православие;

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

    чувства доброты;

    помощь ближнему;

    чувства сочувствия;

    потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

В таком случае ребёнок, подросток или взрослый - объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.

Политическое воспитание

Политические воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью - сформировать определенные политические качества.

Его основными задачами являются:

    укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;

    распространения определенного типа политической культуры.

    Рациональный компонент - передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.

    Эмоциональный компонент - это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

    Правовое воспитание

    Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

    Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

    Правовое воспитание включает следующие элементы:

    • юридический опыт общества;

      педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);

      формы воспитания - внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.

    Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

    Философское воспитание

    Несмотря на то что философия - наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый - в силу своего знания - стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.

    Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

    Воспитание чувства прекрасного

    При словах "духовное развитие" наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

      впечатления;

      чувственно-эмоциональный опыт;

    Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

    Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики - безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.

    После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции "нравится - не нравится", но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.

    Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

    Следующий этап развития - анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.

    Полезно также обсуждение с друзьями.

    Умственное воспитание

    Умственное воспитание - это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:

      логическая мышление;

    • внимание;

      воображение;

      способности;

      развитие склонности и дарования;

      желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

    Получение этих знаний достигается за счёт:

      систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;

      внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

    Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

    Как происходит развитие личности?

    Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

      Младенчество - формируется базовое доверие к миру в лице матери.

      Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.

      Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития - религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.

      Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи - это всего лишь повод стать лучше.

      Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.

      Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.

      Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.

      Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

    Развитие общества

    Духовное развитие общества непрерывно. Его можно разделить на духовный и материальный прогресс, т. е. развитие от низшего к высшему, и регресс - развитие от высшего к низшему.

    Критерии прогресса:

      духовно-нравственный рост личности и общества;

      слабая конфронтация между людьми;

      улучшение взаимоотношений между людьми;

      наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.

    Развитие общества может принимать следующие формы:

      эволюция - постепенное и плавное изменение в духовной жизни человека и общества;

      революция - коренные, быстрые и практически противоположные изменения, которые могут затронуть как одну, так и несколько сторон духовно-нравственной жизни;

    • реформа - комплексные мероприятия, способствующие изменениям одной или несколько сторон общественной жизни.

    Развитие духовной культуры в этом случае - приоритетная задача не только общества, но и государства в целом.

Духовное Развитие – обязательная цель для каждой , для любого достойного человека! Но, Духовное Развитие люди понимают очень по-разному и заблуждений в этой сфере выше крыши. А начать разбираться в этом вопросе лучше всего с адекватного понимания – .

Развитие – это изменение себя, способность человека становиться лучше: целенаправленно раскрывать в себе необходимые таланты, силу, способности, формировать необходимые качества и устранять недостатки, пороки и любой негатив, которые делает человек несчастным, злым и слабым.

И прежде, чем детально рассмотреть – что же такое Духовное Развитие, рассмотрим основные заблуждения, иллюзии, то есть, что духовным развитием не является!

Духовное Развитие или иллюзия совершенства?

Суть такова – истинное духовное развитие всегда подтверждается жизнью человека, его состоянием, ростом чистой и высокой радости в сердце, достижениями и позитивными результатами, в идеале во всех сферах жизни.

Если человек действительно духовно развивается, по-настоящему растёт душой – это неизбежно будет приводить к изменениям всей его жизни: позитивные изменения в нём будут замечать близкие люди, его работа, карьера будет идти вверх, проблемы у такого человека решаются быстро, эффективность всего растёт и он всё больше успевает, получая наслаждение от жизни, растёт его сила влияния на людей, проявляются какие-то новые таланты и способности, которых он раньше в себе не замечал, улучшается материальное благополучие и мн. др. Конечно, это не значить, что всё безоблачно и в жизни не будет никаких испытаний и трудностей, но в целом можно сказать, что вся Вселенная начинает помогать такому человеку.

А если человек, якобы развивается духовно, а его жизнь при этом, не то что не меняется к лучшему, а ещё хуже становиться (радости, энергии – никаких) – это не духовное развитие, а бред, иллюзии, которые неминуемо приведут его к разочарованиям и к краху.

Что не является Духовным Развитием?

1. Просто, прочтение литературы, накопление знаний в интеллекте “на эту тему” . Если Знания (информация) не превращается в опыт, в чувства, качества, навыки – это не Развитие, а в лучшем случае Познание. Развитие и Познание – это совершенно разные вещи, приведу цитату из великолепной книги “Две Жизни”:

“Вы можете мне ответить, что всё это вы знаете и понимаете, но я скажу вам, что вы ничего не знаете и не понимаете. Потому что на языке мудрости Знать – это значить уметь, а Понимать – это значить действовать. Тот, кто говорит, что он знает и понимает, а не умеет действовать с воодушевлением в своём трудовом дне, – на самом деле ничего не знает. Он по своей деятельности ничем не отличается от цирковых собак и лошадей, которые просто усвоили ряд привычных ассоциаций, воспринятых в той или иной последовательности”.

2. Многочасовое сидение в медитации и многочисленные духовные практики, без реализации соответствующих знаний в собственной судьбе , тоже мало чего стоят. Что толку владеть энергетическими техниками, знать множество молитв и мантр, если ты не воспользовался всем этим, чтобы улучшить жизнь свою и других людей, если ты сам, как личность – ничуть не изменился в своих убеждениях, целях жизни, в масштабе своей личности. Это не духовное развитие, максимум это вскармливание своего всегда голодного эго.

3. Отрыв от людей и общества, уход в себя, рост закрытости, высокомерия и т.п. Духовное развитие – всегда должно быть подчинено Высокой Цели Служения Миру. Если у человека нет такой Цели, делать мир лучше, любить людей и помогать им, всё его развитие выльется в Гордыню-Гималаи, в иллюзорное возвышение над другими и приведёт, рано или поздно, к неизбежному падению-краху.

4. Различного рода крайности! А) Часто человек, который начинает заниматься духовным развитие (как он считает), забывает о своих обязанностях, о Долге перед своей Семьёй (уходит из неё, оставляет детей, т.д.), перед Обществом (бросает работу) – это большое заблуждение! Духовное Развитие, наоборот должно вести к более эффективному и достойному выполнению своих обязанностей перед теми, кто дан человеку Судьбой, перестаёт ценить данное и, как следствие, быстро теряет (остаётся ни с чем).

В) Отказ от материального! Духовное развитие – не предполагает бедность и отказ от материальных ценностей, наоборот, чем больше в человеке духовной силы, тем большим финансовым потенциалом он способен управлять и делать это на благо всего Общества. Груджиев (Духовный Учитель) по этому поводу говорит та: – “Духовным Развитием может заниматься только человек, который способен прокормить 10 себе подобных” . Слабому человеку, который даже себя прокормить не может, рано заниматься духовным развитием, у него даже не сформирована ответственность за собственную жизнь.

С эзотерической точки зрения, Духовное Развитие – это стремление и раскрытие чакры , а для этого у человека должны быть более менее раскрыты и развиты предыдущие две чакры ( и ).

Есть и другие иллюзии по духовному развитию, которые нужно развенчать.

Духовность – одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней написано и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития. Сформировать цельное понимание духовности не позволяет множество стереотипов и противоречий, поэтому рассмотрим первичные вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.

Понимание духовности. Духовность – это реализованные в человеке знания о Боге, Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с высшими силами, самим собой и окружающим миром. Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.

Наиболее важные цели духовного развития: достижение совершенства (внутренней силы, позитивности), познание и реализация своего предназначения. Истинно духовные знания делают жизнь человека радостной и счастливой, позволяют получить власть над собой и своей судьбой, приближают его к Богу. Псевдодуховность, различные заблуждения делают человека слабым и злым, ведут к страданиям и несчастью, противопоставляют его воле высших сил.

Внутренняя сила – способность достижения каких-либо значимых целей и преодоления жизненных преград. Она свойственна немногим, они с ней рождаются или сами формируют себя, получая соответствующее воспитание, они четко знают, что хотят, имеют огромное стремление к цели, непоколебимую уверенность в себе и своих силах. Они не надеются на случай и убеждены, что все в этом мире необходимо заслужить своим профессионализмом, развитием и деятельностью, они активно действуют и достигают цели, уважения и признания окружающих. «Ничто меня не остановит» – их девиз.

Слабость – бесцельное существование, отсутствие достоинства, уважения окружающих и каких-либо значимых достижений, бесконечные сомнения, неуверенность, уязвимость и т.д. Таких людей большинство, преграды их останавливают, неудачи ломают, а они только оправдываются: «Что я могу сделать?».

В эзотерике внутренняя сила имеет множество четко определенных уровней (этапов развития), которые описывают логику и последовательность изменения всех основных составляющих человека: от его убеждений до внешних проявлений. Понимание этих уровней крайне необходимо людям, так как позволяет определить направленность эволюции человека, ступени его духовного развития, оценить себя, свои силы и найти свое место в общей иерархии существ, чтобы ставить более сложные, но реальные цели и задачи, и ответить на множество других вопросов. Получение силы подчинено универсальным законам, но она может быть светлой или темной, что определяется реализуемыми целями и методами.