Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

12-13 ноября 2016 года Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент посетил Ташкентскую и Узбекистанскую епархию. Вот уже второй год подряд в столице Узбекистана, городе Ташкенте, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит международная православная книжная выставка-форум «Радость Слова», организатором которой являются Ташкентская епархия, Издательский Совет РПЦ и издательство «Лепта». Предлагаем Вашему вниманию интервью митрополита Климента, в котором Его Высокопреосвященство рассказывает о роли книги в жизни современного человека и просветительских проектах Издательского совета Русской Православной Церкви.

Владыка, в последние годы многие говорят о том, что люди читают заметно меньше, очень мало, а то и вообще не читают. Так ли это?

В этом вопросе есть два очень важных момента, которые дают повод задуматься. Во-первых, как мне кажется, пик кризиса чтения преодолен, интерес к чтению снова стал расти. Если взять ситуацию в мире, то есть данные, согласно которым интерес к чтению книг (в первую очередь — бумажных) и издание бумажных книг стабилизировалось. Электронная книга, про которую говорили, что она полностью заменит печатную, в США и Европе составляет только 25% от всей книжной продукции.

Издатели находят новые пути привлечения внимания к книге. Современные технологии дали возможность более разнообразно и красочно их оформлять. Появилось много интересных изданий, и тираж многих из них раскупается очень быстро. Если бы люди не читали книги, зачем бы они их покупали?

Во-вторых, думаю, нам стоит задуматься над тем посылом, который формируется в сознании людей, когда мы постоянно заявляем о существовании проблем чтения, выискиваем все новые негативные моменты, говоря, что их надо как-то решать, что-то делать. Но от этого становится еще труднее их решать.

Подумайте, если продавец хочет, чтобы покупали его товар: будь то стиральный порошок или новая модель телевизора, или земельные участки под строительство, — неужели он будет долго и настойчиво публично, в выступлениях перед большой аудиторией, в печатных и электронных СМИ, сетовать: «Никто не хочет использовать стиральный порошок, ведь появились новые моющие средства», или: «Мы выпускаем столько новых телевизоров, а они совсем не востребованы массовым зрителем», или: «Многие уже давно отказались от покупки участков, считая строительство слишком затратным»? — Очевидно, что не будет. Вместо этого он постарается пробудить интерес к использованию порошка или этой модели телевизора, назовет все плюсы проживания в собственном доме.

Если производитель закажет рекламу, то уж никак не такую, где будут говорить, что люди меньше смотрят телевизор, или что объем продаж стирального порошка заметно снизился, или что на рынке недвижимости наблюдается тенденция к спаду и тому подобное. Наоборот, наш заказчик попросит сделать такую рекламу, где будут показывать возможности порошка отстирать самые сложные загрязнения, демонстрировать новые технические преимущества телевизора, предлагать полюбоваться природой в той местности, где предлагается приобрести участки. И, конечно же, в рекламе будут радостные люди (в том числе и известные), которые все это уже приобрели, очень покупке рады и с удовольствием ею пользуются.

Приведу еще пример. Если организаторы концерта, выставки и другого культурного мероприятия хотят, чтобы к ним пришли как можно больше посетителей, они тоже не твердят что-нибудь вроде: «Вдруг на выставку (на концерт, на спектакль) снова придет мало слушателей или зрителей? Ведь такое уже бывало не раз». Напротив, они постараются, чтобы как можно больше людей узнали об этом культурном событии, и не только получили информацию, но и заинтересовались ею, захотели туда прийти.

Так и с чтением. Вместо изучения проблем, считаю, надо больше открыто говорить о том, что нам дает чтение, и обязательно показывать положительный пример, увлекать, «заражать» тягой к повседневному чтению хороших, важных, полезных книг. Мы в Калуге в этом году в дни Великого поста проводили общественную акцию «Книга Жизни. Читаем Евангелие». Это телемарафон, во время которого многие известные в городе и области люди по очереди с добровольцами последовательно отрывок за отрывком читали Евангелие. Это очень хороший опыт.

Возможен иной вариант, когда во время произнесения проповеди священник берет книгу и зачитывает из нее мысль святого отца, рассказывает о ней немного и советует слушателям прочитать полностью. Важно прививать культуру чтения.

Вот и возникает вопрос: почему бы в позитивном ключе не уделить больше внимания книгам в СМИ? Почему бы не говорить о книгах с известными людьми? Почему бы не показать их собрания книг?

Я вовсе не призываю проблему «замалчивать». Если проблема чтения есть, ее логично обсуждать в первую очередь в кругу специалистов: библиотекарей, педагогов, издателей, писателей, других специалистов в области филологии. Обсуждение это должно носить конструктивный характер, а не оставлять после себя общее гнетущее впечатление в отсутствие всякой конкретики. Необходимо делиться опытом, предлагать конкретные шаги, анализировать результаты, вырабатывать действенные пути решения проблемы.

Считаю принципиально важным собирать положительный опыт. У нас много хороших библиотекарей, которые могут любому читателю открыть увлекательный мир книги. Они чутко реагируют на запросы читателей, стараются помочь им найти в библиотеке именно те книги, к которым они проявляют интерес. У нас много хороших педагогов, которые ведут за собой учащихся в сокровищницу литературы и взращивают юных читателей на самых лучших образцах словесности. У нас много хороших семей — и это главное, потому что именно семья больше всего влияет на человека! — В них читают взрослые и дети, собирают прекрасные библиотеки и ценят книги. Как важно доносить этот разнообразный и крайне полезный опыт до огромных читательских и зрительских аудиторий!

- Создается впечатление, что все, о чем мы с Вами сейчас говорим, основано на Вашем жизненном опыте

Так и есть. Но я еще делюсь опытом, который мы приобрели во время проведения выставок-ярмарок «Радость слова». К тому же я делюсь опытом знакомых мне людей: родителей, преподавателей, библиотекарей, которые могут научить детей и подростков любить чтение и ценить книги.

На мой взгляд, бесконечные сетования и разговоры (особенно те, которые адресованы большой аудитории) на тему: «люди стали меньше читать, молодежь почти не читает, книги уже не ценятся и т.п.», — пользы никому никакой не приносят. Акцентирование внимания на негативе вообще вряд ли кого-то на что-то вдохновит.

Кроме того, подростки, юноши, сколько бы они ни твердили, что они «особенные», «не похожие на остальных», на самом деле в значительной мере стараются как раз быть «как все». А если они постоянно слышат, что «люди перестают читать, а молодежь — уже практически не читает», то значительная их часть постарается и здесь быть «как все». Если «никто не читает», то и им вроде бы незачем…

Вот почему я против постоянных сетований по поводу проблемы чтения и за конкретные дела, которые помогли бы людям прийти к чтению. Тем более в семье нужно не твердить что-то вроде: «Что за дети? Совсем читать не хотят! А ну читай, тупица, кому говорят!!!», — а направить интерес, внимание ребенка к книге. Развивать любовь к чтению криком и угрозами не получится. Родителям следует быть рядом с ребенком, заниматься с ним одним любимым делом — тем, которое ближе ребенку по его характеру: совместным чтением, семейными разговорами (воспоминаниями) о книгах, использованием книг при проведении в семье детских праздников, поездками всей семьей на книжные выставки, в библиотеки, книжные магазины.

- Так как же помочь ребенку полюбить книгу?

Многое зависит от возраста ребенка. Пока он маленький, очень важно читать ему детские книги. Опыт читающих семей показывает, что понемногу читать можно начинать, когда малышу еще нет и года — месяцев с девяти. А впоследствии чтение должно стать регулярным. Если ситуация такова, что взрослым некогда подолгу читать ребенку дошкольного возраста, то надо уделять этому хотя бы 15—20 минут по вечерам. За это время вполне можно прочитать несколько стихотворений, небольшую сказку или часть сказки, если сказка длинная, или небольшой рассказ. Немного почитав, лучше отложить книгу и поговорить о прочитанном. Пусть ребенок расскажет, что ему запомнилось. Это можно сделать даже перед сном.

Ребенок раннего и дошкольного возраста воспринимает то, что видит в своей семье, как норму, образец. Если ему читают, то чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Если в семье читают взрослые, он будет тянуться к самостоятельному чтению и естественно, без напоминаний сядет за книгу. Двухлетний малыш, которому ежедневно читают вслух, увидев, что мама взяла в руки взрослую книгу, также возьмет одну из своих книжек, будет листать и скажет: «Мама, я тоже читаю!» Малыш подражает тому, что видит. Он видит, что мама увлечена чтением, и он тоже хочет полистать книгу. Если родитель готов вместе с ребенком увлеченно читать, собирать что-то из конструктора, рисовать и тому подобное, то и ребенок будет этим заниматься с интересом, в дошкольном возрасте уж точно.

К школьному возрасту очень хорошо научить ребенка самостоятельному чтению. Реалии школьной жизни таковы, что ученику начальных классов довольно скоро придется читать самому немалые тексты и не только по литературному чтению, но и по другим предметам. И чтобы его силы расходовались преимущественно на усвоение, понимание материала, а не на сам процесс чтения, надо к первому классу научить его читать, желательно уже не по складам, и понимать смысл прочитанного.

Если ребенка в семье увлекли чтением еще в дошкольном возрасте, то к начальной школе потребность читать в нем сформирована, ребенок любит книгу. Но с началом посещения школы в его жизнь входят новые реалии: учеба становиться основным видом его деятельности и требует от него постоянных усилий, занимая немало времени. Авторитет родителей уже несколько «потеснен» авторитетом учителя. Появляются новые занятия, кружки и секции, которые иногда загружают каждый день ребенка. На чтение может оставаться объективно мало времени. Тем не менее, нужно обязательно продолжить домашнее чтение. Сам ребенок должен ежедневно читать, что необходимо и для совершенствования его навыков чтения, и для знакомства его с миром литературы. Также, если ребенок просит, надо оставить совместное чтение на вечер, перед сном.

Есть еще один момент, который важно не упустить именно в этом возрасте. Дети начинают получать на дом задание прочитать что-либо по внеклассному чтению. Взрослому человеку важно с самого начала относиться к этим заданиям как к обязательным, и такое отношение к ним выработать у ребенка. Пока тексты небольшие, их чтение легко проконтролировать, их нетрудно прочитать вслух вместе — вот когда и следует сформировать правило: все тексты по литературному чтению, которые заданы на дом, обязательны к прочтению. И сделать это нужно, подчеркну, в начальной школе. В средних и старших классах, когда тексты станут намного объемнее, будет гораздо сложнее настоять на том, чтобы школьник прочитал все, что ему задали, если раньше на это смотрели сквозь пальцы.

В старшем возрасте надо присматривать, чтобы ученик не забывал прочитать все, что включено в школьную программу. Таких произведений не так уж много, их чтение вполне по силам школьнику, при том условии, что выработке у него навыков чтения в свое время уделялось должное внимание. Если ребенок не знает текста, что ему делать на уроке, когда об этом произведении будут говорить? Если школьник читал мало, поверхностно, а спохватился уже только перед самыми выпускными и вступительными экзаменами, когда он успеет усвоить произведения классиков в необходимом объеме? Кроме того, у старшеклассника обязательно будут трудности с цитированием, аргументацией, с последовательным и ясным изложением своих мыслей, и с самими мыслями тоже будут определенные проблемы, если у него отсутствуют минимальные познания в области отечественной литературы классической и современной.

Если к школьному возрасту ребенок имеет потребность в чтении, то в дальнейшем ее нужно просто поддерживать: проявлять интерес к книжным новинкам, обсуждать книги, делиться впечатлениями. Нельзя сравнивать, сколько читает ваш ребенок, с тем, сколько читали вы в его возрасте, или сколько читает соседский ребенок. На объем прочитанного влияет не только желание читать, но и общая загруженность, темп жизни, область увлечений. Например, вы посещали только одну секцию, а литература всегда была вашим любимым предметом. Соседский ребенок в кружки и секции не ходит, по характеру он скорее мечтатель. А ваше чадо ходит в воскресную школу, занимается в школе искусств и еще в двух секциях. Конечно, у него намного меньше времени на чтение, помимо своего желания он будет меньше времени проводить за книгой. Это не значит, что читать вовсе не нужно. Обязательно нужно! Но не надо при этом скрупулезно высчитывать, сколько книг за месяц читали вы в этом возрасте, сколько читает сосед, а сколько — ваш школьник.

Но бывают же ситуации, когда родители сами надолго забросили чтение, и своих детей они до какого-то возраста растят без книг или с минимальным их количеством…

Совершенно верно. Но в ряде случаев эти же родители поняли, что и сами себя обделили, перестав читать, и детям не привили интерес к книге, а теперь им стало ясно, что читающий ребенок во многом интереснее, успешнее, богаче как личность, чем такой же ребенок, не читающий книг. Если родительский читательский опыт скромен, не надо стараться предстать перед детьми читателем с огромным стажем и увлеченным библиофилом. Дети все равно поймут фальшь, а ложь — не лучшее средство воспитания детей.

Скажите честно: «Сынок (дочка), я недавно вспомнил свою любимую детскую книгу (или встретился со школьным другом, и мы вместе вспомнили, как в библиотеке записывались в очередь, чтобы прочитать новые интересные книги, или как я ему на день рождения принес сборник повестей, которые тогда было трудно купить, и тому подобное) и понял, как же давно я не читал книг. Затянула круговерть жизни, все спешили куда-то, про любимые книги не вспоминал… Давай вместе читать. Можно вслух, по очереди». Младшие школьники обязательно откликнутся на родительскую инициативу. Найдите каждый день хотя бы немного времени перед сном и начните читать вместе.

Если нужен совет о выборе книг, можно ориентироваться на школьный список по внеклассному чтению, на рекомендации библиотекаря, мнение читающих родных и знакомых. Сейчас много переиздается книг, которые когда-то радовали современных родителей, дедушек и бабушек. Можно вместе с подросшим ребенком пойти в книжный магазин и найти с детства знакомую вам книгу, взять ее со словами: «У меня такая была!» или «Я так хотел именно такую, когда был как ты!» — приобрести ее и именно с нее начать каждодневное чтение.

Возможно, когда-то родители и дети читали постоянно, а потом началась школьная жизнь, все осуетились: у родителей много работы и дел по дому, у детей много домашних заданий, кружки, общение со сверстниками… А потом вдруг родители обнаружили, что и они сами читают совсем мало, и дети с трудом читают только то, что задано в школе — не больше.

Кроме того, если дети стали подростками, на них уже и общее мнение давит («сейчас никто книг не читает, есть интернет!»), нередко бывают и «протестные» настроения («я — личность и ни за что не буду делать то, на чем настаивают родители»). Самое главное: не надо начинать «войну». Если семья читающая, дети, «переболев» подростковыми протестами, возьмут книгу, придут за советом, что почитать, если родители компетентны в этом вопросе. Ну а пока… ведите разговоры о книгах между собой за общим столом, в присутствии подростков обсуждайте прочитанное с родными и со знакомыми, когда они приходят в гости.

Это только кажется, что подростки стремятся сбежать от взрослых родственников, не воспринимают их мнение. На самом деле они ценят время, которое родители и другие родные проводят с ними. И вариант, когда за столом, в гостиной, у костра, в саду говорят о прочитанном, а он не может поддержать разговор, так как не знает текста, не читал этого автора, ненавязчиво подтолкнет подростка к осознанию, что читать нужно, поможет понять, что утверждение «никто не читает» — это миф. Только не надо в ходе этих разговоров подчеркнуто обращаться к ребенку со словами вроде: «А ты не читал, неуч». Нельзя обличать, особенно прилюдно, создавать неловкую для подростка ситуацию, не надо упрекать. Он и сам все поймет в доброжелательной обстановке.

Очень ценный совет. Надеюсь, многие родители возьмут себе на заметку. А есть ли еще какие-то нестандартные решения для привлечения внимания подрастающего поколения к книге?

Школьника можно привлекать к покупке книжных подарков для родных и друзей, советоваться с ним, вместе подбирать книги в магазинах. Можно быть почти уверенным, что это вызовет интерес к содержанию подарка у него самого.

Еще коснусь следующей более сложной ситуации. Предположим, семья практически не читает, дети в ней растут почти без книг, а бабушка и дедушка, тетя и дядя, крестные, кто-то из близких друзей хочет помочь ребенку узнать и полюбить книгу. Конечно, никакого осуждения нежелающих читать родителей не должно быть высказано ребенку или в его присутствии: авторитет родителей совершенно незачем ставить под сомнение.

Можно предложить ребятам игру, которую организуют для своих учеников неравнодушные педагоги. Вокруг стола садятся от двух до шести участников. Если детей больше, их надо поделить на команды. Каждый участник или команда получает список вопросов и заданий. По условиям игры запрещено пользоваться любыми электронными средствами. Зато в распоряжении детей книги, в которых можно найти ответы на вопросы. Сначала надо сообразить, в какой книге, какие сведения можно найти, а потом уже листать саму книгу. Если играют совсем неопытные читатели, книги лучше положить стопкой и придумать вопросы и задания, которые требуют обращения к самым интересным книгам. Если участники игры имеют небольшой читательский стаж, задачу легко усложнить, оставив нужные книги на полках, среди других изданий.

Можно «между делом» предложить ребенку пойти с вами в книжный магазин, «заглянуть» туда, когда идете мимо. Если есть финансовые возможности, можно купить ребенку в подарок интересно оформленное издание. Примером может служить книга «В грозную пору» М.Г. Брагина, вышедшая в издательстве «Лабиринт». Наверное, многие взрослые вспомнят, сколько ребят лучше узнали историю Отечественной войны 1812 года благодаря изданиям этой книги в 70-е годы прошлого века. Современное издание заинтересует любого читателя: хороший текст, множество иллюстраций, карты, конверты, сюрпризы и многое другое. Опытные читатели (и опытные родители) говорят, что они не знают ни одного взрослого и ни одного ребенка, которого бы не заинтересовала эта книга.

Прочитав ее, можно пойти дальше: например, предложить ребенку вместе составить викторину по событиям 1812 года и «обнаружить», что хотелось бы узнать больше исторических фактов, одной книги мало. И тогда можно перейти к вышедшей в издательстве «Детская литература» книге «С Богом, верой и штыком!» (Отечественная война 1812 года в мемуарах, документах и художественных произведениях).

- Пока мы говорили о чтении вообще. Как привести ребенка к чтению христианской литературы?

Ответ простой: своим примером. Если ребенок видит родителей с молитвословом в руках, он тоже будет читать молитвы. Если ребенку читают подходящие по возрасту православные книги, такое чтение станет для него нормой жизни. Если семья только приходит к вере, стоит признаться детям: «Мы с вами хотим больше знать о нашей вере, правда? Давайте вместе почитаем об этом».

Многим взрослым знакомство с верой полезно начинать с азов, с чтения Библии для детей. Эту книгу очень важно читать малышам с самого раннего возраста, чтобы они знали сюжеты Ветхого и Нового Завета. Эта книга как никакая другая дает повод для глубоких размышлений. В ней можно почерпнуть множество тем для серьезной взрослой беседы со своим ребенком. У него с детства должно выработаться представление, что Евангелие — главная книга в жизни христианина, что она дает совет в любой жизненной ситуации, помогает поступить так, как хочет от нас Господь. И еще она раскрывает великую тайну: как сильно Бог любит человека.

Как ребенок научится самостоятельно читать, он должен и сам читать Библию для детей. Четвероевангелие, т.е. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, он должен сам начинать читать к двенадцати годам. Читать должен глава за главой, и сам должен следить, что он прочитал. Прочитав Евангелие от одного евангелиста, начинать читать от следующего евангелиста. И так прочитать полностью Евангелие - глава за главой. Закончив чтение всего Евангелия, начать по новой.

Я помню, когда был такого возраста, мы всей семьей ездили в Троице-Сергиеву лавру, и там архимандрит Тихон (Агриков) мне как-то сказал, что я до четырнадцати лет должен прочитать всё Евангелие (Евангелие от всех четырех евангелистов) четыре раза. И я сам следил, чтобы мне выполнить это благословение. Ребенок, прочитав в этом возрасте все Евангелие четыре раза, запомнит его на всю жизнь.

- Владыка, спасибо за совет. А что Вы еще посоветуете для семейного чтения?

Для православного человека семья — это малая Церковь. И подобно всей Церкви Христовой она объединяет живущих на земле людей и святых, пребывающих в Небесных обителях. Мы, живущие в борьбе с грехом, нуждаемся в помощи святых. И первым семейным чтением после Евангелия должны быть жития святых. Это традиция, пришедшая из глубины веков: на Руси издавна излюбленным чтением были Четьи Минеи, Патерики, Лавсаик, Луг духовный, Пролог в поучениях и другая житийная и нравоучительная литература. Одна из таких книг так и называется «Училище благочестия», и повествует она о том, как жили благочестивые христиане прежних веков. Читая эти книги, понимаешь, что имена этих людей сохранились в веках, потому что они больше всего на свете любили Бога и помогали окружающим людям, не жалея себя.

Как еще можно научиться у них добру, если не чтением о их жизни, которое порождает пламенное желание подражать их благородным поступкам, смелым словам, бесстрашию перед мучителями. Это замечательное чтение, просветляющее душу читателя, наделяющее огромным желанием и силами быть христианином сегодня. Необходимо, чтобы все члены семьи, включая детей, знали о жизни святых, чьи имена они носят. Ребенок должен знать и о святых, которые являются покровителями его родителей, братьев и сестер. Это тема для семейных бесед и размышлений. Также всей семьей можно узнавать и о святых покровителях того места, где они живут. Через это чтение и через стремление живущих подражать, насколько это возможно, подвигам своих святых покровителей объединяются малая земная Церковь и победная Церковь Небесная.

- И последний вопрос: а много ли делает Православная Церковь для поддержки чтения?

Думаю, здесь уместно сказать о нескольких направлениях нашей работы в этой области, помимо непосредственно издательской деятельности. Существует Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая вручается писателям за вклад в развитие русской литературы. Ежегодно Церковью проводится издательский конкурс «Просвещение через книгу», в котором более 10 номинаций. Постоянно растет популярность нашего детского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».

Множество разнообразных мероприятий проходят в рамках празднования Дня православной книги. Нельзя не упомянуть и о таком грандиозном проекте как выставка-ярмарка «Радость Слова», организуемая в разных регионах России и уже даже в странах СНГ, которую посещают много людей, желающих познакомиться с новыми православными изданиями и встретиться с современными авторами.

Это только несколько примеров реальных дел Церкви в деле привлечения внимания самой разной аудитории к православной книге. На самом деле их гораздо больше. И мы готовы поддержать новые инициативы в этом направлении на местах. Главная задача, чтобы хорошая книга дошла до читателя.

Развитие познавательного интереса к чтению у младших школьников

дипломная работа

2.1 Основные методики по развитию интереса к чтению

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

Развитие интереса к чтению у первоклассника — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

Правильное чтение — это техничное чтение. Но нас волнует не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Кстати, к концу первого класса он должен прочитывать 50 слов в минуту. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка. Как это сделать? Вот об этом сейчас и поговорим.

Наблюдательные родители знают, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Такое пассивное слушание тоже полезно, но зацикливаться на нем нет необходимости. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию инте-ресных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Но и в том, и в другом случае необходимо ис-пользовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Назовем некоторые из них и расскажем, как именно их использовать с пользой для ребенка:

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

* Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвое-ния содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста. Такой алгоритм можно применять после прочтения как целого рассказа или , так и отрывка

Как анализировать с ребенком прочитанный текст

♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

♦ Чем понравился? Или почему не понравился?

♦ Кто из героев тебе понравился?

♦ Почему?

♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

♦ Чем они тебе понравились?

♦ Какой герой не понравился?

♦ Почему?

♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понра-вились больше всего?

♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.

Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя . Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

Самое важное в развитии интереса к чтению — помнить, что для ребенка чтение — трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное — это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ниче-го не дает ребенку. Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использо-вать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

Как воспитать у ребенка интерес к чтению ? Что надо для того, чтобы ребенок читал хорошо и с удовольствием? Как развивать желание читать? Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех родителей. Ведь мы, взрослые, понимаем, что чтение – залог успешного обучения ребенка .

Для того, чтобы ребенок наш стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные, моменты. Возможно, кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле именно такие неважные факторы оказывают самое сильное влияние на ребенка.

Нам, взрослым, надо понять, что ребенок – это не заводная игрушка, которую можно включить по определенной программе. Ребенок – это маленькая личность со своими чертами характера, интересами и желаниями. И эта маленькая личность развивается по своей схеме.

Хотите видеть ребенка успешным? Умным? Счастливым? Воспитывайте его с опорой на эту схему, и вы добьетесь хороших результатов без лишних проблем.

Схема развития ребенка касается всех сторон его жизни. Мы же сегодня отметим только те секреты, которые непосредственно влияют на чтение ребенка.

7 секретов воспитания интереса к чтению.

1 секрет. Читайте сами.

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Если папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами. Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре.

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя . Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет. Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4 секрет. Оформление книг.

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.

Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь.

И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.

6 секрет. Читайте ребенку!

Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и , потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря. Таких спорных вопросов можно придумать множество.

Например: дети с детского сада знают, что ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе. А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге. Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу. Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется, что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.

Рассказывайте ребенку. Пересказывайте ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение. Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где это можно прочитать. Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по сказкам Пушкина.

Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.

Если Вы будете опираться на эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением. А читающий человек – это всегда интересный и успешный человек.