Маленькие дети, как правило, энергичны и легко отвлекаются. Когда им нужно спокойно сидеть и хорошо себя вести, они начинают ерзать, капризничать и испытывать дискомфорт. Это совершенно нормально, и не стоит беспокоиться, если продолжительность концентрации внимания вашего ребенка, похоже, не превышает минуту. Тем не менее, в некоторых ситуациях вам необходимо заставить ребенка спокойно сидеть на месте. В этой статье вы найдете множество полезных советов!

Шаги

Часть 1

Развивайте способность ребенка сидеть спокойно

    Пусть ребенок потренируется сидеть спокойно. Большинству малышей этому навыку приходится учиться, но вы можете попрактиковаться в домашних условиях. Для начала пусть малыш потренируется сидеть у вас на коленях в течение одной минуты. Дайте ребенку задание сидеть как можно неподвижнее. Постепенно увеличьте время, пока ваш ребенок не научится сидеть на месте в течение более длительного времени.

    • Старайтесь не развлекать ребенка во время этих тренировок. Игры, щекотка, пение и т.п. противоречат цели задания: вы же пытаетесь заставить ребенка научиться спокойно сидеть без развлечений.
    • Когда у ребенка будет заметен прогресс в этом упражнении, вы можете пересадить его на стул. Сядьте рядом с ребенком и дайте ему задание сидеть на месте.
  1. Почитайте ребенку вслух. Это спокойное, требующее внимания занятие, развивающее способность ребенка сосредотачиваться и сидеть спокойно. Научите малыша обращать внимание на детали: задавайте вопросы и показывайте интересные детали на иллюстрациях.

    Поощряйте художественную деятельность. Предоставьте ребенку бумагу, цветные карандаши и краски. Это интересное занятие для малыша, которое также увеличивает продолжительность концентрации внимания. Поощряйте ребенка закончить картину, прежде чем перейти к другому занятию.

    • Поначалу лучше принимать участие в этих занятиях вместе с ребенком. Ваше внимание может заставить ребенка сосредоточиться на художественной деятельности в течение более длительного периода времени. Когда он станет более сосредоточенным и внимательным, вы можете предоставить ему свободу действий и наблюдать со стороны.
  2. Играйте в спокойные игры, которые требуют внимания. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок играл в кубики, головоломки и другие игры, которые не связаны с физической активностью. Эти игры помогают малышам развивать память, мелкую моторику, координацию движений и способность спокойно сидеть на месте.

    Внесите спокойные моменты в распорядок дня вашей семьи. Регулярно организовывайте спокойные занятия, когда все члены семьи спокойно сидят все вместе. Это может быть момент перед едой или специально отведенное время для спокойного чтения. Если ребенок видит, как его родители, братья и сестры моделируют соответствующее поведение, он быстрее учится.

    Используйте прием пищи в качестве практики. Маленькие дети должны научиться спокойно сидеть за столом во время еды. Дайте ребенку понять, что бегать во время еды неприемлемо, что он должен спокойно сидеть на месте, и что он сможет встать из-за стола и вернуться к играм только после того, как закончит есть. Поскольку приемы пищи столь регулярны, они предоставляют ребенку отличную возможность попрактиковать необходимые навыки.

    • Подавайте пример во время приема пищи. Когда вы обедаете в семейном кругу, не вставайте, чтобы ответить на телефонные звонки или проверить, что идет по телевизору.
    • Вы можете разрешить ребенку есть в компании куклы или плюшевого мишки. Скажите ребенку, что кукла или мишка не должны прыгать по всему столу.
  3. Награждайте усилия ребенка. Когда малыш прекрасно справляется с непростой задачей сидеть на месте или концентрировать внимание, обязательно похвалите его, причем не ограничивайтесь общими фразами, а сделайте похвалу конкретной. Вы можете предложить небольшое вознаграждение – кусочек шоколада, прогулку в парке – за особо хорошее поведение.

    Часть 2

    Помогайте ребенку сидеть спокойно
    1. Подготовьте ребенка. Заранее подготовьте ребенка к ситуации, когда он должен будет сидеть на месте. Объясните малышу, что это будет за ситуация и какое поведение от него ожидается. Типичные ситуации включают в себя:

      • Ресторан. Хорошее поведение за столом еще более необходимо в ресторане, чем дома. Не ждите чудес – выберите ресторан, подходящий для семей с маленькими детьми – но объясните малышу, что он должен спокойно сидеть на месте и хорошо себя вести.
      • Парикмахерская. Если ваш малыш крутится, ерзает и прыгает, будет очень трудно сделать ему хорошую стрижку. Объясните это ребенку заранее, и скажите, что он должен сидеть на месте и смотреть на свое отражение в зеркале.
      • Медицинские осмотры. Дети должны сидеть на месте во время медицинских осмотров, особенно при сдаче крови на анализ и других процедурах. Подготовьте ребенка заранее. Во время осмотра или процедуры попытайтесь занять ребенка. Отвлеките его, указывая на красочные картины или рисунки, и используйте воображение: капля крови может быть божьей коровкой или малиновым соком.
      • Церковь, концерты и театральные представления. Опять же, подготовьте ребенка заранее. Тем не менее, имейте в виду, что ребенок может быть не в состоянии высидеть всю церковную службу или весь концерт. Планируйте делать небольшие перерывы, выходите с ребенком на улицу, чтобы он дал выход своей энергии.
    2. Убедитесь, что основные потребности ребенка удовлетворены. Вы не можете ожидать от голодного, испытывающего жажду, измученного, или испытывающего иной дискомфорт малыша, чтобы он спокойно сидел на месте и безукоризненно вел себя; у вас нет шансов на успех.

    3. Отвлеките ребенка. Когда ваш ребенок должен спокойно сидеть на месте, будь то во время приема пищи или на приеме у врача, попробуйте отвлечь его. Привлеките внимание ребенка к картине на стене, отражению в зеркале, глупой песне или рассказу и т.д. При необходимости захватите с собой его любимые игрушки, книжки с картинками и еду.

      • В редких случаях вы можете воспользоваться мультфильмом или электронным устройством. Это может помочь, когда вам действительно необходимо, чтобы ребенок посидел на месте какое-то время – например, в кабинете врача или в парикмахерской. Но не используйте эту стратегию слишком часто: вы только только научите ребенка «отключаться» перед экраном.

Здравствуйте,
напишите, пожалуйста, может ли подобная проблема быть психологической и являться признаком какого-либо расстройства или же просто мне не хватает двигательной активности.
Мне бывает очень тяжело сидеть или стоять на одном месте, например, на работе. Было такое, что тяжело было ехать в метро, я выходила на каждой станции и ходила по платформе и потом садилась в следующий поезд. Т.е. стоять или сидеть на одном месте было невыносимо. Подобное было и в школе, на перемене я постоянно ходила по лестнице. В детстве мне рассказывали, что я любила ходить кругами.

Ответы психологов

Евгения, добрый день.

В вашем письме крайне мало информации, для того, чтобы ясно ответить на ваш вопрос. При одних обстоятельствах это признаки невроза, при других это ничего не значит.

Если ваша подвижность и ходьба кругами усиливается при волнении, тогда скорее всего это расстройство.

Для более точного ответа нужна встреча и беседа с вами очно или по Скайпу.

Бирюкова Анастасия, ваш Гештальт терапевт по Skype в любой точке мира

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

Да, это может быть связано как с личными особенностями (например - повышенной внутренней тервожности) - так и являться "частичкой" какой-то бОльшей проблемы. Но - "по одному изолированному проявлению ("симптому") говорить о чём-то большем - бессмысленно", это будут лишь "фантазии".

Если хотите разобраться - приходите на очную консультацию, обсудим с вами вашу ситуацию и подумаем о поиске решения проблемы.

Могу предлложить вам пройти тест, там есть шакла тревожности:

http://psy-therapist.ru/content.php?r=133-ito

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог -психотерапевт
Очные консультации/психотерапия в Москве - индивидуально и в группе, а так же по Skype.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Евгения! действительно, сказать заочно, что с Вами происходит невозможно. НО - является ли это проблемой для Вас? если ДА - тогда Вам нужно очно обратиться к врачу-психотерапевту, так как именно врач сможет оценить Ваше состояние и при необходимости назначить лечение. Психолог же не врач и не в его компетенции проводить диф.диагностику и ставить диагнозы. Да, это может быть повышенным уровнем личностной тревоги , возможно, состояние, связанное с тревожностью, либо проявление иного состояния. Чтобы понять и на самом деле разобраться в том, что с Вами происходит, как это называет и требует ли это коррекции, нужна консультация врача. Если решитесь - можете обращаться ко мне - смогу дать координаты специалиста.

Шендерова Елена. Москва. Возможна работа по телефону, skype, watsapp.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Меня натолкнула статья "Der wahre Grund, warum Kinder nicht still sitzen können " (почему дети не могут сидеть на месте) в интернет-газете huffingtonpost.de

Практикующие детские психологи в последнее время все чаще сталкиваются с обращениями по поводу того, что дети не могут контролировать свою двигательную активность. Ученые называют это синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за этого страдает обучаемость. Чаще всего это расстройство проявляется при поступлении в школу. Ребенок став первоклассником, не может справиться со своей подвижностью и мешает работать другим детям. Администрация школы тактично намекает родителям показать ребенка психологу.

Постоянные замечания в дневнике за нарушение дисциплины на уроках и беготню на перемене, недовольство учителя и более спокойных одноклассников приводят к тому, что с самых первых шагов у ребенка формируется негативное отношение к школе и всему процессу обучения . Совсем маленький человечек произносит страшные слова: «Я ненавижу себя! Я ничего не могу! Я всем мешаю!» Уровень самооценки такого ребенка стремительно падает. Родители в такой ситуации чаще всего теряются.

Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме.

Незнание родителей, как себя повести, еще больше усугубляет психологическое состояние ребенка. Между тем, в не запущенных случаях, достаточно уделить внимание физической активности ребенка, обеспечить выход его неуёмной энергии, заняться спортом, подвижными играми, и проблема будет решена.


Медицинская статистика констатирует неумолимый рост количества детей, которым поставлен диагноз СДВГ. Учителя начальных классов со стажем, утверждают, что на сегодняшний день не меньше, чем 8 из 22 учеников класса периодически демонстрируют поведение, которое заслуживает вмешательства детских психологов. Подобные проявления неуклонно нарастают по мере того, как требования к усидчивости первоклашек возрастают вместе со все расширяющимся кругом обязательных знаний и умений. Учебная нагрузка увеличивается не только в школе. Даже в детском саду от малышей требуют сосредоточенного внимания и неподвижного сидения не менее чем в течение 30 минут в процессе подготовки к школе.

С самого нежного возраста от детей требуют соблюдения приличий и спокойного поведения. Все меньше количество детей может вдоволь покататься с горки, полазить по деревьям. Родители с опаской относятся к качелям и каруселям. Ужесточившийся контроль общества за обеспечением физической безопасности детей дома, на улице и в учебных заведениях приводит к тому, что родители, а уж тем более воспитатели и учителя, стремятся исключить малейшую возможность получения травм, которые, к сожалению, неизбежны при активных играх. Страшно себе представить, но у совсем маленьких ребятишек постепенно формируется гиподинамия .

Что повсеместно происходит на обычных школьных занятиях? Учитель сидит за своим столом и монотонно рассказывает или, что еще хуже, читает новый материал. И это может повторяться из урока в урок на протяжении целого учебного дня. Такой способ подачи нового материала утомит даже взрослых людей. Как реагируют на это ученики младших классов? Заинтересованных глаз практически нет. Кто-то покорно сидит смирно и мучительно ожидает завершения урока. Большая часть детей занимают себя кто как может. Несколько человек качается на стульях, другие (особенно девочки) теребят одежду, волосы.

Сгрызенные верхние кончики карандашей уже никого не удивляют. Бесцельные каракули на бумаге, постукивание пальцами по столу, уродующие осанку позы…

Такие картины раньше были возможны только для детей с ограниченными психо-неврологическими способностями. А сейчас подобная картинка стала нормой в обычных школах с самыми обычными детьми. Такая заторможенность организма возможна при непомерно увеличенной нагрузке в преддверии экзаменов или ускоренно изучения больших объемов материала. Но это происходит и в совершенно нормальной обстановке.

Проведенные простейшие тесты на соответствие физического развития возрасту продемонстрировали, что только 1 из 12 обследованных имели нормальную физическую силу и развитость вестибулярного аппарата . Вместе с ними катастрофически страдает сенсорная система организма, обеспечивающая адекватное отображение окружающей среды в человеческом мозге. Такое состояние здоровья подавляющего большинства детей должно вызывать обеспокоенность родителей и общественности. Это требует серьезного вмешательства врачей.

Состояние вестибулярного аппарата и двигательная активность неразрывно связаны. Чтобы равновесие формировалось сообразно возрасту ребенка, дети каждый день должны получать разнообразную физическую нагрузку не менее нескольких часов подряд . Попытка его сформировать в статических позах не приведет к желаемому результату. К сожалению, существующее школьное расписание с его занятиями физкультурой два раза в неделю не может обеспечить достаточное развитие сенсорной системы.


Пытаясь в детском саду активно готовить детей к школе, их лишают необходимого движения. Это в свою очередь приводит к недоразвитию сенсорной системы, огрехи работы которой дети стремятся компенсировать постоянным перемещением тела (ёрзаньем) в пространстве. Подчиняясь требованиям взрослых сидеть неподвижно, дети обрекают себя на неточное определение своего места в окружающей среде. Сознание опасаясь такого неустойчивого положения частично отключает каналы поступления информации (согласитесь при быстром вращении или падении мы автоматически закрываем глаза, потому что мозг не успевает обработать все, что проносится перед глазами).

Проблему беспокойного сидения на уроках можно решить только одним способом. Значительное удлинение перемен между уроками и позволение выходить на школьный двор для активных игр позволит активизировать сенсорную систему, которой хватит сил, чтобы справиться со следующим периодом неподвижного сидения. Непродолжительной прогулки из школы домой совершенно недостаточно, чтобы вновь сесть за учебный стол. Игры и беготня в течение нескольких часов (!) позволят сенсорной системе ребенка прийти в себя после школьных уроков и вновь сосредоточиться для выполнения домашнего задания.

Почему я прыгаю Митчелл Дэвид

Вопрос 55 Почему ты не можешь сидеть спокойно?

Почему ты не можешь сидеть спокойно?

Мое тело постоянно движется. Я просто не могу сидеть спокойно. Когда я не двигаюсь, я чувствую себя так, как будто моя душа отделяется от тела, и это вызывает у меня такой страх, что я не могу оставаться на месте. Я всегда начеку. Но хотя я всегда хочу находиться где-то в другом месте, мне никак не удается туда попасть. Я всегда остаюсь в моем собственном теле, и когда я не двигаюсь, особенно четко осознаю, что в ловушке. Но когда я двигаюсь, я могу немного расслабиться.

Все говорят аутичным людям: «Успокойся, прекрати суетиться, сядь спокойно», когда мы носимся туда-сюда. Но поскольку я чувствую себя гораздо спокойнее, когда я двигаюсь, я сначала не понимал, что они имеют в виду, когда говорят «успокойся». В конце концов я стал понимать, что есть ситуации, когда мне лучше оставаться на одном месте. Единственный способ, который может помочь нам научиться этому, - это постоянная практика.

Из книги Литературная Газета 6332 (№ 28 2011) автора Литературная Газета

Почему мошенник не должен сидеть События и мнения Почему мошенник не должен сидеть НАМЁК ПОНЯЛ? В последнее время много сказано о том, что экономических преступников нельзя подвергать наказанию в виде лишения свободы, а ещё лучше статьи об экономических преступлениях

Из книги Что? 20 самых важных вопросов в истории человечества автора Курлански Марк

Из книги Чёрный лебедь [Под знаком непредсказуемости] автора Талеб Нассим Николас

Почему нам удается спокойно пить кофе Вспомним кое-что из обсуждения Среднестана в главе 3: ни одно отдельное наблюдение не влияет на итог. И это свойство будет приобретать все большую и большую значимость по мере увеличения рассматриваемой вами совокупности. Средние

Из книги Почему я прыгаю автора Митчелл Дэвид

Вопрос 7 Почему ты говоришь так странно? Иногда аутичные люди говорят со странными интонациями или используют слова необычным образом. Нормальные люди способны подыскивать слова для того, что они хотят сказать, непосредственно в процессе разговора. Но в нашем случае

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Вопрос 8 Почему вам требуется столько времени, чтобы ответить на вопрос? Вы, нормальные люди, говорите с невероятной скоростью. Между появлением мысли в вашей голове и ее произнесением проходит лишь доля секунды. Для нас это подобно волшебству!Может быть, что-то не так с

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Вопрос 10 Почему ты не можешь говорить нормально? Я долго пытался понять, почему мы, аутичные люди, не можем как следует выразить свои мысли. У меня никогда не получается сказать то, что я на самом деле хочу сказать. Вместо этого у меня выходит какой-то словесный мусор, не

Из книги автора

Вопрос 20 Почему ты так переживаешь из-за ничтожных ошибок? Когда я понимаю, что допустил ошибку, мой разум отключается. Я начинаю плакать, кричать, поднимаю шум, я просто не могу думать ни о чем другом. Какой бы ничтожной ни была ошибка, для меня она очень серьезна, как будто

Из книги автора

Вопрос 25 Почему ты прыгаешь? Как вы думаете, что я чувствую, когда подпрыгиваю и хлопаю в ладоши? Держу пари, вы думаете, что за маниакальным весельем, отображающимся на моем лице, не стоит никаких особенных чувств.Но когда я прыгаю, мои чувства как будто взмывают к небесам.

Из книги автора

Вопрос 31 Почему вы так привередливы в еде? Некоторые люди, страдающие аутизмом, действительно употребляют в пищу лишь очень ограниченное число продуктов. Лично у меня нет такой проблемы, но в какой-то степени я понимаю, в чем причина. Мы едим три раза в день, но для

Из книги автора

Вопрос 36 Почему тебе нравится вращение? Нам, людям с аутизмом, нравится кружиться на одном месте. Если на то пошло, мы любим крутить любые предметы, попавшие нам в руки. Вам, наверное, сложно понять, что такого хорошего в этом кружении?Повседневная обстановка не вращается,

Из книги автора

Вопрос 45 Почему тебе так нравится гулять? Мне кажется, многие аутичные люди любят прогулки. Хотел бы я знать, сможете ли вы догадаться почему. «Потому что, гуляя, вы чувствуете себя лучше?», «Потому что вам нравится быть на свежем воздухе?». Оба ответа, конечно, верны, но для

Из книги автора

Вопрос 47 Ты можешь привести пример чего-то, что доставляет аутичным людям настоящее удовольствие? Нам доставляет удовольствие кое-что, о чем вы, вероятно, не догадываетесь. Нам нравится дружить с природой. У нас не очень хорошо получается общаться с людьми, потому что мы

Из книги автора

Вопрос 48 Почему ты всегда куда-то бежишь? Мой разум все время колеблется то туда, то сюда. Не то чтобы я убегал по собственному желанию, я просто не могу не устремляться туда, где что-то привлекло мое внимание. Это меня и самого раздражает, потому что меня всегда ругают за

Из книги автора

Вопрос 49 Почему вы так часто теряетесь? Я уже говорил о том, как я срываюсь с места, как только замечаю что-то интересное. Но есть еще одна причина, почему мы так часто теряемся, и я думаю, она в том, что мы на самом деле не знаем, где нам следует быть. Вы можете сказать нам, что

В современном мире стало модно вешать на детей ярлык «гиперактивный». Причем, ставят подобный диагноз не врачи, а все, кому не лень. При этом очень часто люди до конца не понимают значения данного термина. На самом же деле определить, является ли активность и эмоциональность вашего малыша отклонением от нормы может только врач.

Однако существует ряд некоторых признаков, которые должны насторожить родителей. Данные симптомы обычно проявляются в возрасте около 4 лет. Ситуация усугубляется к 8 годам, когда общие нагрузки в школе и дома требуют от ребенка большей усидчивости, внимания и сосредоточенности.

Зачастую гиперактивность сопровождается агрессией , при этом ребенок может зайти весьма далеко в своей жестокости по отношению к сверстникам или близким людям. Ребенком овладевает азарт и его очень трудно остановить. Это становится настоящей проблемой для родителей, а также для тех, кто окружает данного малыша. Его начинают бояться дети во дворе или в садике (в школе).

Признаки гиперактивности.

Если у вашего ребенка присутствует 6 признаков из 10, обратитесь к специалисту.

  • беспокойные, нервные движения в кистях и стопах
  • ребенок не может сидеть на месте, он ерзает, крутится, дергает руками и ногами (в простонародье «шило в попе»)
  • ребенок вскакивает с места даже тогда, когда нужно сидеть на месте (например, в школе или в транспорте)
  • проявление бесцельной двигательной деятельности
  • не может тихо и спокойно играть один
  • излишняя болтливость
  • торопливость (например, отвечает на вопросы, не успев еще даже дослушать его до конца)
  • постоянно всем мешает, встревает в разговоры, всюду сует свой нос
  • такое поведение длится не менее полугода
  • ребенок ведет себя подобным образом как в школе (детском саду), так и дома

Даже при наличии всех этих признаков, врач не может поставить окончательный диагноз «гиперактивность». Для этого необходимо пройти дополнительные обследования мозговой деятельности: ЭХО ЭГ, ЭЭГ или УЗДГ.

Что делать, если диагноз «гиперактивность» подтвердился?

Для коррекции гиперактивности необходимо придерживаться режима, а также специальной диеты. Необходимо исключить шоколад, лимонад, конфеты и прочие сладости, консервы, сухие колбасы. Данные продукты оказывают возбуждающее действие на нервную систему. Прием пищи должен быть строго по часам. Перекусов быть не должно. Следует избегать переедания. Помните, что лучше недоесть, чем переесть, особенно в ситуации с гиперактивным ребенком.

Уделяйте особое внимание прогулкам. Ребенок должен находиться на улице как можно больше времени. Гуляйте в любую погоду, так как пребывание на свежем воздухе улучшает работоспособность мозга, благотворно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. На улице позволяйте малышу делать практически все (в пределах разумного, конечно!). Пусть бегает, скачет, катается на качелях и роется в песочнице, пачкается, стучит палкой по дереву и так далее. Следите только, чтобы малыш не проявлял агрессию по отношению к животным и другим детям.

Гиперактивным дошкольникам необходим дневной сон, продолжительность которого должна быть не менее 2 часов. Перед отходом ко сну рекомендуется принять теплую ванну, но не душ. Вода оказывает успокаивающее влияние на гиперактивных детей. Можно сделать малышу успокаивающий массаж, дать любимую игрушку, с которой ему будет спокойно. Почитайте малышу сказку на ночь, желательно про животных и обязательно добрую!

Коррекция поведения гиперактивного ребенка:

  1. Исключите физическое наказание. Если малыш ведет себя плохо, то используйте следующие принципы: предупреждение, игнорирование, спокойное сидение в тихом месте
  2. Почаще хвалите малыша — гиперактивные дети чувствительны к поощрениям
  3. У ребенка должны быть свои обязанности. Составьте список и повесьте их на стене. Требования должны соответствовать уровню развития малыша.
  4. Обратитесь к медикам, профессиональным педагогам и психологам, ведь гиперактивность — это не следствие ошибок в воспитании, это медицинский диагноз, требующий определенного лечения.