Полностью убрать нельзя, так как может стать негативистической, т.е. ребенок будет демонстративно вести себя в
своих мечтах, уйдет в эти мечты – где его все любят и хвалят.

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними.
В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

"Зеркало"

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его
движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются
на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например,
хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его
движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало
искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное
зеркало.
Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед
зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия
человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать
можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых
изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и
по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между
звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых
звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места
комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает
несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности
воспроизводило их.

"Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в
человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые,
умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая
кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и
постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди
надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и
подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять
круг хороших качеств.

"Конкурс хвастунов"

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не
собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит
справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может
понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше
достоинств".
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом
совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих
достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети
заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками.
Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более
значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок).
Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше
достоинств.

"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача
клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым
пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети
по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них
важен и значим в этом целом.

"Царевна Несмеяна"

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной,
которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить.
Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети
меняются ролями.

Необходимо уделять внимание ребенку. Он должен чувствовать, что его любят.

При рождении второго ребенка, не забывать о старшем. Он может помогать в хлопотах с малышом. Тогда он его еще больше
полюбит и будет чувствовать, что он необходим.

Не использовать эгоцентричный тип воспитания.

Помнить о своем поведении, так ребенок может копировать ваш тип поведения.

Хвалить ребенка за то, что он действительно сделал хорошо и что он сам может сделать.

Необходимость психологической работы с ребенком.

Установление адекватной самооценки у ребенка (если она завышена или занижена);

Развитие командных качеств и навыков.

Ориентировать ребенка на результат, а не на оценку. Должен научиться сравнивать результат с самим собой, а не с другими
детьми.


скачать детский фильм

Из опыта работы по теме:

«Использование игр в коррекции поведения дошкольников»

Макаренко Нина Андреевна

1. Игры с правилами (игры - соревнования).

«Воробьиные драки»

Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой позе, разбившись на пары, дети-воробьи «дерутся», т.е. толкаются. Тот, кто упал или убрал руки с коленей – выбывает из игры. Дети, победившие в своей паре, образуют новые пары и продолжают игру до тех пор, пока не выявят самого ловкого воробья.

«Пеньки»

«Пеньки» - стулья или кубы - на один меньше, чем играющих детей, расставлены по кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке ребенку и говорит:

Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?

Хозяин пенька:

Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!

Оба ребенка: и покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут по кругу. Хозяином пенька становится тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым. Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.

«Мяч по кругу»

По команде ведущего дети передают мяч по кругу. По команде «Стоп!», ребенок, в чьих руках в это момент оказался мяч, выбывает из игры. Также выбывает из игры и тот, кто уронил мяч.

2. Длительные совместные игры сверстников.

«Бюро находок»

Эта игра может продолжаться один или несколько дней (последнее предпочтительнее). В течение определенного времени дети, обнаруживая потерянные вещи или вещи, лежащие не на своих местах (это могут быть, например, ластик, солдатики, машинка, заколка для волос, варежки, даже мыльница – если в расписании занятий было посещение бассейна), сдают их в «Бюро находок». В последний день игры «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются их владельцам.

«Кругосветное путешествие»

В течение двух- трех дней или недели дети всей группой совершают «кругосветное путешествие». Маршрут путешествия желательно прослеживать и отмечать на карте.

На борту корабля находится капитан, его помощник, матросы, юнга, кок, корабельный врач и несколько пассажиров. За время плавания с путешественниками происходят всевозможные приключения: они сражаются с пиратами, знакомятся с культурой иноземных племен, терпят лишения на необитаемом острове и наконец, благополучно возвращаются.

Поскольку игра продолжается несколько дней, то каждый день целесообразно разыграть одну – две сценки. Сценки могут быть представлены играми различных типов. Например, в сцене знакомства с культурой иноземных племен уместны образные игры или игры – драматизации, а в сцене сражения с пиратами – игры-соревнования.

Не страшно, если какую-либо роль сначала исполняет один ребенок, а потом другой или если кому-то из детей поручены две роли. Важно, чтобы все дети были задействованы в игре. Поэтому взрослый, совместно с детьми, может дополнять игру новыми сценами и персонажами.

3. Игра – драматизация.

«Король - боровик»

Ведущий произносит текст, а дети выполняют движения согласно тексту:

Шел Король-Боровик через лес напрямик.

Он грозил кулаком и стучал каблуком.

Был Король-боровик не в духе,

Короля покусали мухи.

«Тишина»

Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Ведущий читает текст, а участники-актеры изображают то, о чем говорит ведущий, в соответствии со своей ролью. Текст, например, может быть таким:

Тишина.

Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышла из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула, и захотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала. Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка, и т. д.

«Попугай».

(отрывок из рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского «Попугай»)

…Ника часто капризничала, и как начнет, бывало плакать, так три часа и плакала.

Перестанет совсем уже, мама спросит ее:

Ты, Никочка, перестала плакать?

Нет, мама, - ответит Никочка, - я отдыхаю только, я сейчас опять начну.

Вот раз, когда Никочка отдыхала, попугай вдруг говорит:

Ты, Никочка, перестала плакать?

Даже Никочка рассмеялась. Захочет плакать, вспомнит попугая и только рассмеется…

Никочка была и самая капризная, и самая большая шалунья…

Основой игр-драматизаций могут быть и другие литературные произведения, например, отрывки из рассказов для детей «Елка», «Бабушкин подарок» М. Зощенко и «Большая стирка» Л. Пантелеева; «Как я был учителем» М. Ленча; из сказок «Маленький мук» В. Гауфа; «Кузнечик и улитка» Д. Биссета, «Два кролика» К.Д.Ушинского, «Лесные хоромы» М.Л. Михайлова и др.

Незатейливую сказку, но отвечающую потребностям и целям коррекционно-развивающей работы можно придумать и самим.

4. Образно – ролевые игры

«Интересная походка»

Дети образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Ведущий приглашает желающих в круг и дети по очереди показывают свой вариант походки. Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2-3 человека.

«Разные лошадки»

Дети свободно стоят, лучше в кругу. Ведущий (взрослый) предваряет игру коротким вступительным словом о том, что лошадки, как и люди, не похожи друг на друга по характеру, нраву и, соответственно по-разному себя ведут. Затем детям предлагается изобразить лошадку – упрямую, шаловливую, капризную, вежливую, застенчивую, злую и др. дети могут показывать свои варианты по очереди, выходя в центр круга, если места мало, или все одновременно, если места для игры достаточно.

«Теремок»

В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждый ребенок получает карточку с именем сказочного героя, и коротко оговаривает с ведущим его характер и стиль поведения. Например, Медведь – молчаливый, неповоротливый; Заяц – трусливый; Лягушка – болтливая, непослушная; Муха – назойливая, непоседливая; Волк – злой, драчливый; Лиса – недотрога, лукавая притворщица; Козел – упрямый, сердитый; Мышка – капризная, обидчивая и др. Далее ведущий говорит, что пришло время познакомиться с жителями теремка, и дети по очереди их изображают.

5. Психотехнические раскрепощающие игры

«Летел лебедь»

Играющие образуют круг и вытягивают руки в стороны, причем, левая ладошка каждого ребенка лежит под правой ладошкой соседа слева, а правая ладошка, соответственно, на левой ладошке соседа справа. Дети по кругу накрывают своей правой ладошкой правую же ладонь соседа слева и при этом, хором, в такт хлопкам, приговаривают: « Летел лебедь, сказал… девять» или любое другое число не больше двадцати. Далее хлопками продолжают отсчитывать названное число. Тот ребенок, на котором счет завершается, должен вовремя отдернуть руку, чтобы его не осалили. Если ему это удалось, то он начинает игру снова, и он же определяет новое число. Если ребенок не успел отдернуть руку, то он выбывает из игры. Победитель определяется из двух оставшихся игроков.

«Посидим в тишине»

Детям предлагают представить, что в соседней комнате кто-то спит, его нельзя будить, а им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки; перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; сложить карандаши в пенал и т.п.

«Загадочный стук»

Из числа играющих детей выбирается водящий. Он выходит из группы и стучит в дверь: угрожающе, нетерпеливо, радостно, настойчиво, робко, (по выбору). Остальные дети должны понять эмоциональный подтекст стука. Ребенок которому удается отгадать первым, становится водящим, и игра продолжается.

6. Психотехнические освобождающие игры

«Зеркало»

Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок – зеркало, другой – смотрящийся в зеркало. Задача играющих – синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящему в зеркало. Через одну-две минуты дети в паре меняются ролями.

«Ванька - встанька»

Дети по четыре – пять человек кружочком сидят на полу, взявшись за руки. По команде ведущего, одновременно, не расцепляя рук, все встают в полный рост. Затем по команде ведущего, также садятся. Побеждает кружок, который встал и сел первый. Запрещается размыкать руки и опираться на них. Команда, нарушившая правила, выбывает из игры.

«Шалтай - Болтай»

Дети хором произносят слова:

Шалтай – Болтай сидел на стене,

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Куда упал?

Во что упал?

Ребенок – водящий с закрытыми глазами опускает руки в заранее приготовленные емкости с песком, крупой, пуговицами, семечками, камушками, бисером, ракушками и др. и определяет их содержимое отдельно правой и левой рукой. Игру можно усложнить, если в емкости смешаны два-три наполнителя.

7. Коллективные дидактические игры.

«Сто одежек»

Дети играют тройками. Каждая тройка – это семья: мама, пап и ребенок. Перед каждым игроком на столе лежит соответствующая кукла, вырезанная из картона и набор одежды, вырезанной из бумаги. Задача детей, как можно быстрее одеть каждого члена семьи в соответствующую его полу и возрасту одежду.

Трудность заключается в том, что часть одежды в комплекте, изначально предназначенном для каждого кукольного члена семьи, принадлежит другому. Поэтому, игроки, одевающие кукол, должны об этом вовремя догадаться и поменяться необходимой одеждой.

«Неожиданные картинки»

Столы расставлены по кругу. У каждого ребенка набор карандашей и лист бумаги, подписанный с обратной стороны. Каждый начинает рисовать какую-либо картинку. По команде ведущего все перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева. Получив взамен лист от соседа справа, продолжают рисовать уже начатую им картинку. Через две-три минуты опять происходит обмен рисунками. Если детей много, то рисунки целесообразно передавать через одного. Совершив полный круг, рисунки возвращаются к своим первоначальным владельцам. Получившаяся картинка – результат коллективного творчества детей.

«Цепочки слов»

Ведущий называет какое-либо слово, например «мед», и спрашивает рядом стоящего игрока, что он себе представляет, когда слышит это слово? Игрок, допустим, отвечает «пчела», должен называть свою ассоциацию на это слово, например, «боль» и т. д. Получиться может такая цепочка: мед – пчела – боль – врач – скорая помощь – машина – автогонки и т. д.

8. Сюжетно – ролевые игры

«День рождения»

Ведущий: «Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и как именинник и как гость. Сейчас каждый получит определенную роль, которой должен придерживаться в течение игры». Возможные роли: Именинник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Весельчак, Бестактный, Сердитый, Забияка. Застенчивый и др. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей коррекционно-развивающей работы. Если есть необходимость, особенно поначалу, то можно определить роль более подробно. Например, Застенчивый – сидит в сторонке, молчит, участия в общем веселье не принимает, всех сторонится и т. д. Задача взрослого – внимательно наблюдать за ходом игры и поведением каждого из участников, отмечая соответствие его поведения предложенной роли и сюжету.

«В поликлинике»

Игра аналогична предыдущей. Ведущий, апеллируя к имеющемуся у игроков опыту, предлагает им представить себя в поликлинике и вспомнить, как по – разному ведут себя дети, ожидая очереди на прием к врачу. В этом игровом сюжете возможны такие роли:

Доктор – его роль целесообразнее взять на себя взрослому.

Трусливый – сидит, дрожит и стонет. Как только Доктор или кто-то из посетителей обращается к нему с вопросом, зажмуривает глаза, закрывает голову руками и начинает тихонечко причитать: «Ой, боюсь!» и т. п.

Нетерпеливый – норовит проскочить в кабинет врача без очереди. В общем разговоре всех перебивает, то и дело смотрит на часы, ходит взад – вперед по коридору, торопит Доктора и других детей и т. п.

Упрямый – игнорирует просьбы других, поступает назло.

Хвастливый – каждому сообщает, что он не боится никаких процедур, никакого лечения.

Капризный – постоянно ноет, все время чем-то недоволен: то ему жарко, то ему хочется пить.

Застенчивый – сидит тихонечко в сторонке на краешке стула. На обращенные к нему вопросы: Как тебя зовут? Сколько лет? Что болит? – молчит, испуганно на всех смотрит, и все сильнее забивается в угол и т. п.

Распределив и обсудив все роли, ведущий напоминает детям, что в течение всей игры каждый должен постоянно находиться в указанном образе.

9. Русские народные игры

«Горелки»

Играющие образуют круг и движутся по часовой стрелке. Водящий, ударяя в бубен, движется внутри круга против часовой стрелки. Все дети хором произносят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три,

Беги!

На слово «три» все останавливаются, водящий протягивает бубен между двумя соседними игроками. Они поворачиваются спиной друг к другу и на слово «беги» бегут в противоположные стороны, огибая круг. Выигрывает тот из детей, кто первым вернулся к водящему и ударил в бубен. Теперь этот ребенок – водящий, а его проигравший соперник и бывший водящий становятся в общий круг. Игра продолжается.

«Разорви круг»

Играющие, держась за руки, образуют круг и начинают двигаться вправо и влево. По сигналу ведущего они останавливаются и, дергая друг друга то вперед, то назад, стараются разорвать круг, но, не расцепляясь с соседом. Те, кто разнимает руки, выходят из игры. Круг сужается. Затем по сигналу все повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, он и побеждает. Если кто-то сам оторвет свою руку от соседа, то из игры выходят оба, поэтому надо держать руки соседа крепко.

«Поймай последнего»

Все играющие становятся в колонну по одному, обхватив друг друга за пояс. По сигналу ведущего, стоящий впереди старается поймать последнего в колонне. Вся колонна извивается змейкой, пытаясь не допустить этого. Во время увертывания играющие не имеют права расцепляться. Отцепившийся игрок выходит из игры.

По договоренности впереди стоящий может ловить на только последнего игрока, но и других, стоящих в конце колонны. Если, например, он поймал, третьего игрока от конца, то в этом случае все стоящие за ним выбывают из игры.

ЛИТЕРАТУРА

Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Москва, 2004 г.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994 г.

Михайленко Л.Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте. Москва, 2000 г.

Михайленко Л.Я. организация сюжетной игры в детском саду. Москва, 2000 г.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Москва, 2000 г.

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Москва, 2000 г.

Предметом коррекционно-развивающей работы для заявленной программы будут проблемные формы отношений со сверстниками: агрессия, застенчивость, обидчивость и демонстративность детей старшего дошкольного возраста (5-7лет)

Объектом коррекционной и развивающей работы является ребенок дошкольного возраста от 5 до 7 лет .

Предложенная коррекционно - развивающая программа имеет смысл - чем больше мы будем знать о проблемных формах отношений между детьми, тем эффективнее будет наша помощь детям, тем успешнее будет проходить социализация ребенка, уменьшится количество негативных соматических проявлений.

Программа адресована практическим психологам, работникам детских учреждений, учителям начальной школы.

Она может использоваться с целью профилактики проблемных форм коммуникативных отношений и как коррекционная программа указанных отклонений (агрессивность, застенчивость, демонстративность).

В блоке «Дополнительные элементы программы» (СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ НИЖЕ) будет помещено описание использованных диагностических методик, арттерапевтичные техники, перечень музыкальных произведений для музыкальной терапии, художественных произведений для чтения во время реализации программы, информация о «Проблемных отношениях со сверстниками в общении», «Особенности детей с проблемным поведением в общении», «Формирование доброжелательного отношения к сверстникам». Предоставлен короткий справочный материал об уязвимости, агрессивности, застенчивости и демонстративности у детей.

Главная задача программы «Мир детских отношений» - формирование у ребенка умений и навыков бесконфликтности в общении, единства ребенка со сверстниками (как потенциал - с людьми), возможность видеть в других друзей и партнеров. Чувство «общности» и способность «почувствовать, увидеть другого» как фундамент, на котором строится гуманное отношение с людьми. Важным моментом программы считается привлечение внимания дошкольника к собеседнику в его различных проявлениях: внешности, настроения, движениях, действиях, поступках. Предложенные задания помогут детям пережить чувство единства друг с другом, научат отмечать достижения, переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Программа проста в реализации - не требует никаких специальных условий для внедрения. Не требует специального входного тестирования на определение агрессивности, застенчивости, впечатлительности, демонстративности, потому что эти проявления у детей в программе рассматриваются в плоскости чрезмерного эмоционального напряжения, а именно: агрессивность как предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность и презрение к ним; застенчивость как обостренное восприятие и ожидание критической оценки (как реальной так и надуманной) других - «я в глазах окружающих»; уязвимость как болезненное переживание игнорирования своей личности (чаще всего - надуманное) демонстративность как желание только положительного оценивания со стороны окружающих за счет унижения других. Речь идет о качествах, которые еще не «закостенели» в личности ребенка, а могут возникать (и возникают) ситуативно и требуют предупреждения, чтобы не стать характерологической особенностью ребенка.

Чтобы получить информацию о динамике, наметившейся в поведенческих реакциях детей во время общения после того, как они прошли курс по программе «Мир детских отношений», предлагаю провести анкетирование воспитателей. Цель - получение информации от взрослого, который ежедневно непосредственно общается с детьми. Информация должна отразить (как идеальный желаемый результат), степень уменьшения чрезмерного эмоционального напряжения, которое должно привести к снижению тревожности детей . Анкетирование с воспитателями проводится в начале работы по программе и после ее завершения. Преодоление деструктивного восприятия окружающих во время общения должно снизить тревожность ребенка в социуме и именно такой результат ожидает автор программы. В «Дополнительных элементах программы» размещена анкета для воспитателей на определение тревожности ребенка.

Работу с детьми могут проводить психологи, воспитатели, учителя. Программа состоит из следующих блоков:

Диагностический блок:

Получение информации об эмоциональном состоянии ребенка, его место в семье, восприятие им своего места в семье, душевное равновесие дошкольника. Знакомство с кабинетом , налаживание позитивных отношений между детьми.

Реконструктивно-формирующий блок:

Первый этап. Основная задача - формировать умение понимать другого. Дети повторяют действия или слова партнера. Учатся подмечать незначительные детали движений, мимики, интонации своих сверстников (игры по типу «Испорченный телефон», «Зеркало»).

Второй этап. Отрабатывается способность к согласованным действиям, ориентация на действия другого ребенка, приспособления к ним, задания на формирование согласованности в действиях (например, «Прогуляйтесь, как сороконожка»), внимание к сверстнику, умение действовать с учетом потребностей и возможностей ровесника.

Третий этап. Формирование у детей общих переживаний (как радостных, так и тревожных), чувство общей угрозы, созданное в игровых ситуациях, объединяет дошкольников, переориентирует внимание со своей персоны на собеседника.

Четвертый этап. Формировать эмпатийность. Вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь в сложных игровых ситуациях. Например, нужно помочь больному, перевести бабушку через дорогу и тому подобное.

Закрепляющий блок:

Пятый этап. Формирование умения выражать свое отношение к сверстнику, что, по правилам игры, должно быть только положительным (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достижения другого и т.д.).

Шестой этап. Проводится практическая работа, во время которой дети реально что-то делают друг для друга (открытки, оригами, совместное рисование).

Занятия по программе направлены на формирование у детей эмоциональной зрелости и раскованности, понимание значимости сверстника, «себя среди подобных», уменьшению тревожности и деструктивных реакций в поведении, уменьшение проблемности в коммуникативных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Методические формы и приемы организации работы подобраны с целью помочь формированию личности гуманной, духовной, доброй по отношению к себе и всем окружающим.

Методы, использованные в работе, помогают привить детям человечность, чувствительность через сформированное понимание того, что «я один из них», «мир не враждебен для меня». Сопереживание эмоций радости, горя, успеха, удовлетворения открывают ребенку мир «другого».

Формы и методы работы, способствующие выполнению программы:

1. Размышления (беседы) над этическими проблемами.

2. Драмотерапия (ролевое проигрывание ситуаций).

3. Упражнения на самопознание и познание сверстников - «мы с тобой одной крови».

4. Психогимнастика (этюды, пантомима, мимика) для воспроизведения отдельных (проблемных) форм отношений со сверстниками.

5. Графические тесты.

6. Тематическое и свободное рисование.

7. Оригами.

8. Подвижная игровая терапия.

9. Психогимнастика.

10. Минуты отдыха.

Организация занятий

Занятия проводятся с подгруппой детей (до семи человек) 1 раз в неделю. Срок проведения: сентябрь - февраль.

Занятия проводятся в первой половине дня.

Продолжительность занятия -25 - 30 минут.

В отдельных случаях занятия могут продолжаться до академического часа, если они включают творческую деятельность, не желательно регламентировать рамками времени. Продолжительность занятия зависит от внимания детей. За психологом (воспитателем, учителем) остается право на изменение, последовательность изучения тем, их расширения или уплотнения с учетом уровня подготовленности, индивидуальных потребностей и возможностей детей.

Дети во время занятий располагаются лицом друг к другу.

Включение в активное движение чередуется с статикой. Взрослый должен быть рядом, а не «над» ребенком.

Структура занятий выглядит следующим образом:

Приветствие.

Психомоторная разминка (с целью - обеспечение психоэмоционального вхождения детей в коррекционно-развивающую работу, создание ощущения группового взаимодействия, ситуации эмпатийности к сверстнику).

Беседа, размышления на этические темы направлены на осознание себя в социуме, роли окружающих, безопасность во взаимодействии, общительность, развитие коммуникативной составляющей и эмоциональный позитив в восприятии друг друга.

Заключительная часть (рефлексия) включает в себя упражнения и игры на снятие напряжения, психоэмоционального возбуждения, самоанализ «чему я научился на...», повторения слогана.

В заключительной части целесообразно использовать тактильные приемы на объединение группы (дети поздравляют друг друга с успехами, выражают удовольствие от совместной работы. Могут похлопать друг друга по спине, дружески пожать руку и т.д.). Такое совместное переживание способствует сплочению коллектива, появляется альтернатива «Я» - «МЫ».

На занятиях целесообразно внедрять музыкальное сопровождение - нейтральную, спокойную, музыку.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы:

1. Развивать у детей социальные эмоции и мотивировать налаживания межличностных отношений со сверстниками и взрослыми на основе товарищеских отношений.

2. Формировать у детей положительное отношение к окружающим и себе.

3. Формировать у детей умение установления положительных контактов.

4. Способствовать развитию коммуникабельности ребенка, совершенствовать конструктивные формы поведения.

5. Создать детям условия для снятия избыточного эмоционального напряжения: уязвимости, агрессивности, демонстративности, застенчивости .

6. Развивать умение понимать эмоциональное состояние окружающих и умение адекватно выражать свое.

7. Обучать основам релаксации (перечень - «Дополнительные элементы программы», «Музыкотерапия»).

Программу можно условно разделить на 3 блока:

Диагностический блок - 3 занятия.

Реконструктивно-формирующий блок - 13 занятий

Закрепляющий блок - 8 занятий.

Остановимся подробнее на каждом из вышеуказанных блоков.

Диагностический блок программы включает:

Знакомство с учебным кабинетом, налаживание психологического контакта с детьми ;

Игру, направленную на налаживание позитивных отношений между детьми, на воспитание внимательного отношения к окружающим, равноценности каждого участника;

Работа с проективными диагностическими методиками.

Реконструктивно-формирующий блок включает:

Ритуализацию правил группового взаимодействия;

Налаживание эмоционального позитива;

Формирование навыков самоконтроля, самооценки;

Формирование осознания детьми своей ответственности за коммуникативный позитив и понимание «стоимости другого, а не только себя».

Закрепляющий блок включает:

Содействие переноса приобретенных морально-этических навыков в социум;

Игровую коррекционно-развивающую работу с негативными проявлениями в поведении ребенка;

Закрепление навыков понимания эмоционального состояния ближнего;

Воспитание дружелюбия, доброжелательности, желания помогать.

Занятия закрепляющего блока имеют обобщающий и закрепляющий характер и включают в себя задания на повторение и подведения итогов проведенной работы.

I ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Занятие 11

Занятие 12

Занятие 13

Занятие 14

Занятие 15

Занятие 16

Занятие 17

Занятие 18

Занятие 19

Занятие 20

Используемая литература

1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга

для учителя и родителя/А.Б.Добрович.-1.,-М.: «Просвещение»,1987.- 2004с.

2. Любин Л.М. Психология воспитания: пособие для воспитателей/Л.М.Любин. - 1-е изд., - М.: «Просвещение», 1991. – 189 с.

3. Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь: уч. пособие/Л.А.Киреева. - 1-е изд., -М.: «Просвещение», 1990.- 225с.

4. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: учебное пособие/Г.Л. Лендрет.- 1-е изд., М.: Международная педагогическая академия, 1994.-365с.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: практическое пособие для педагогов и психологов/К.Фопель.-1-е изд., М: «Генезис». -1998. -148с.

6. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия: практическое пособие для психологов/Д.Соколов., - М: Независимая фирма «Класс».-1998.- 120с.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика./К.Рудестам. - второе издание., -М.: изд. группа «Прогресс», «УНИВЕРС», 1993.-355с.

8. Особина М.В.Секретный мир детей в пространстве общения: учебное пособие/М.В.Особина. -1-е изд., -С.Петербург: «Питер», 1999. – 135 с.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: учебное пособие для психологов/ Л.Ф. Обухова. -1-е изд., М.: «Просвещение», 1989. -178с.

Коррекционные игры для обидчивых детей.

Обида - эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку - более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. У одних эта природная потребность выражена большей степени, у других - в несколько меньшей. Однако и те, и другие дети переживают те моменты, которые связаны с тем, как их воспринимают.
Детская обидчивость - это факты степени ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.).
Обида, по сути, - это наше отношение к ситуациям. Дети нередко перенимают у родителей манеру реагировать на ситуации, действия и слова других людей. Поэтому родителям лучше следить за своим поведением. А для профилактики обидчивости подойдут специальные игры:

«Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований… Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: „Тух-тиби-дух“. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово „Тух-тиби-дух“ сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Попроси игрушку" - вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Попроси игрушку» - невербальный вариант

«Прогулка с компасом»

Цель : формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «туриста не может общаться с „компасом“ на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий - других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий - силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».

«Я вижу...»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

«Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее:«Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: „Стоп“. Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ (агрессивности детей, демонстративности, обидчивости, застенчивости)

Игры на коррекцию агрессивности:

    «Пылевыбивалка»

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

    «Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

    «Фейерверк»

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

    «Минута шалости» (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

    «Повелитель ветра»

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Воспитатель в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

Игры на коррекцию демонстративного поведения:

    «Зеркало»

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

    «Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    « Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

    «Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств". После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

    « Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями. Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений.

Игры на коррекцию обидчивости:

    «Необидные слова»

Цель: помочь детям высказать друг другу необидные слова.

Ход игры: «Ребята, сейчас мы будем передавать мяч по кругу и называть друг друга разными необидными словами» (заранее обговаривается условие, какими словами можно пользоваться. Это могут быть названия растений, грибов, фруктов, овощей. Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, одуванчик!" В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, зайчик!" Игра проводиться в быстром темпе.

    «Мне нравится»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком. Ход игры:

Дети, сидя в кругу, по очереди называют то, что им нравится, начиная каждое высказывание словами: " Мне нравится. " Повторять одно и то же дважды нельзя.

    «Мирилка»

Цель: научить детей быть менее обидчивыми. Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле и наблюдает за тем, как двое его сверстников инсценировано обижают друг друга. Он должен подойти к ним, объяснить, как надо быть в такой ситуации и постараться помирить их. Взрослый должен следить, чтобы в игре не было слишком обидных слов.

    «Змейка»

Цель: помочь детям почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", последний - "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

    «Гляделки»

Цель: помочь детям настроиться на спокойный лад.

Ход игры: Ребята берутся за руки и смотрят друг другу только в глаза. Необходимо молча передавать разные состояния: грусти, веселья, злости и т. д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Игры на коррекцию застенчивости:

    «Рычи лев, рычи»

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы».

    «Сказка»

Ребёнку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут, так же как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения.

    «Расскажи стихи руками»

Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

    «Какой я есть, каким я хотел быть»

Ребёнку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, - каким он хотел бы быть.

    «Колдун»

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы отвечает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети пересказывают то, что «заколдованный» показывает.