совокупность характерных признаков, обозначающих принадлежность к конкретному полу.

В психоанализе понятие мужественности-женственности не сводится к описанию анатомических признаков и физиологических особенностей биологического пола. Данная полярность рассматривается прежде всего с точки психосексуального развития ребенка и психологического восприятия им своего пола.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд описал прегенитальную и генитальную сексуальные организации, дающие представление о становлении мужественности-женственности. На первой прегенитальной сексуальной организации, названной им оральной или каннибальной, сексуальная деятельность не отделена от принятия пищи и противоречия в пределах данных влечений еще не дифференцированы. На второй прегенитальной стадии, составляющей садистско-анальную организацию, развивается противоречивость, проходящая через всю сексуальную жизнь. С точки зрения З. Фрейда, эта противоречивость «не может быть названа мужской и женской, а должна называться активной и пассивной». На третьей прегенитальной стадии (фаллической) восприятие ребенком своей телесной организации сопровождается поляризацией фаллического (обладание пенисом) и кастрированного (отсутствие пениса). Только с наступлением половой зрелости, на стадии генитальной сексуальной организации новая сексуальная цель, знаменующая переход от аутоэротизма к поиску другого сексуального объекта, наделяет оба пола различными функциями, а их сексуальное развитие принимает разное направление, образующее полярность мужественности-женственности.

Врожденные мужские и женские свойства заметны в раннем детстве. Однако, как считал З. Фрейд, аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов и, следовательно, благодаря этому сходству «в детстве отсутствует возможность полового различия, как оно появляется после наступления половой зрелости». Исходя из подобного представления, основатель психоанализа высказал предположение, согласно которому сексуальность маленьких девочек носит мужской характер, а либидо по своей природе обладает мужскими свойствами, независимо от того, встречается ли у мужчины или у женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина.

По мере уточнения противопоставления мужественность-женственность З. Фрейд признал, что понятия «мужской» и «женский» являются в науке самыми запутанными и могут быть рассмотрены по меньшей мере в трех направлениях. Во-первых, в психосексуальном значении, то есть в смысле активности и пассивности, что представляется наиболее существенным в психоанализе. Во-вторых, в биологическом значении, когда мужское и женское характеризуются наличием семенных клеток или женских яичек и обусловленных ими функций. В-третьих, в социологическом значении, связанном с различием социальных ролей, которые играют люди в обществе. В конечном счете, как считал основатель психоанализа, «ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности», поскольку у каждой личности в отдельности наблюдается «смесь ее биологических половых признаков с биологическими чертами другого пола и соединение активности и пассивности, все равно зависят эти психические черты от биологических или не зависят». Словом, не отдавая должного бисексуальности, трудно понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчины и женщины.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд соотносил мужественность с активностью, а женственность с пассивностью. Дальнейшее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось пересмотром данной точки зрения. Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что восприятие мужского как активного, а женского как пассивного не является психологическим различием. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское пассивностью. За пределами сексуальности женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, а мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них отсутствует пассивная уступчивость.

Если на начальной стадии развития психоанализа З. Фрейд уделял основное внимание пониманию мужской психологии, то в дальнейшем он специально обратился к рассмотрению женственности. При этом он признал недопустимость недооценки социальных устоев, которые как бы загоняют женщину в ситуацию пассивности. Одновременно он полагал, что «развитие женственности по-прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности». Часто имеют место регрессии к фиксациям доэдиповских фаз и в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность.

Рассматривая различия между мужественостью и женственностью, основатель психоанализа пришел к следующим предположениям: женственность имеет более высокую степень нарциссизма, которая влияет на выбор ее объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить; действие зависти к пенису сказывается на физическом тщеславии женщины и высокая оценка ею своих прелестей представляется ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность; женщине мало свойственно чувство справедливости, что связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни; социальные интересы женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин; женщины в возрасте около тридцати лет характеризуются своей психической закостенелостью и неизменяемостью, что становится камнем преткновения в процессе психоаналитического лечения, даже если удается устранить психическое расстройство путем разрешения невротического конфликта.

Высказанные З. Фрейдом предположения относительно специфики женственности вызвали возражение у части психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) выступила с критикой фрейдовского понимания психических особенностей женственности. В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) она подчеркнула, что хотя З. Фрейд обратил внимание на недопустимость недооценки влияния социальных устоев на становление женственности, тем не менее на основе своих допущений он не смог увидеть, по ее мнению, всего значения этих факторов, оказывающих воздействие в западной культуре на формирование представлений об ущербности женственности, по сравнению с мужественностью.

В современной психоаналитической литературе признается вклад З. Фрейда в попытку психологического объяснения противопоставления мужественности-женственности. Многие психоаналитики акцентируют внимание на ранних стадиях инфантильного развития ребенка, половой идентичности детей, их полоролевому поведению в обществе, а также самооценке человеком своей мужественности-женственности в контексте существующих культурных норм и социальных стандартов жизни.

Важно знать: мужественность отвечает за выживание, женственность — за процветание. Именно поэтому мужественности нравится быть кормильцем, спасителем, контролёром, — тем, кто обеспечивает выживание.

Женственности же приятно наполнять собой пространство, умножать свое присутствие, наслаждаться вниманием — быть той, кто чувствует себя процветающей… Интуитивно мужчина всегда будет выбирать ту женщину, находясь рядом с которой, он может перейти из режима выживания в процветание.

Женщине, чтобы вдохновить мужчину захотеть остаться с ней навсегда, нужно отказаться в себе от всего мужского. Мужское в женщине проявляется в виде материнского инстинкта. Инстинкты отвечают за выживание, а материнский заставляет мужчину и женщину меняться ролями. Рядом с такой женщиной он процветает, она выживает. И при этом он все равно будет искать женственную, потому что только рядом с ней он сможет в полной мере почувствовать себя мужчиной — то есть спасителем.

За материнским инстинктом, проявляющимся по отношению к мужчине, у женщины прячутся два страха:

— она боится быть слабой, которой будет трудно выжить, и потому стремится быть сильной, делать и контроливать всё самой. Не осознавая, что сама фокусируется только на такой реальности, она получает подтверждение за подтверждением, что по-другому в ее мире быть и не может;

— она боится быть плохой (неодобренной, неинтересной, непривлекательной…). Ей кажется, что если она позволит себе процветать, это будет проявлением эгоизма, ведь вокруг другие выживают. Она не понимает, что её женская суть противоположна мужской выживающей сути. Она считает, что если другие женщины выживают, значит, так должны жить все женщины в мире. Она боится быть собой — то есть наслаждающейся и процветающей в мире мужественных женщин, борющихся с существованием.

Есть только одна причина, которая может побудить её проснуться от кошмарного сна, в котором она живет по-мужски. Эта причина — желание любить и быть любимой своим единственным. Это желание сильнее навязанного выживания в патриархальном обществе.
Создать семью и наслаждаться семейным кругом — вот, чего хочет женщина. Ради этой цели она готова на всё. Даже на изменение образа жизни своих мужественных мам и бабушек. А для этого ей рано или поздно придется отказаться от мужского в себе.

Женщина раскрывается во всей своей красе только тогда, когда рядом с ней надежный муж, за которым она, как за каменной стеной. Иначе ее душа начинает «каменеть». И мужчина со своей стороны преображается, если рядом с ним находится кроткая и заботливая жена. Супруги, правильно выполняющие свою роль в семье, могут реально изменить или исправить другого. Мужчина, будучи мужественным, делает супругу женственной. Жена, будучи женственной, может сделать мужа главой своей семьи.

Сторми Омартиан, «Сила молящейся жены»


Когда мужчина спрашивает меня, как ему решить какой-нибудь трудный для него вопрос: например бросить курить, я неизменно интересуюсь: «Тебе какой способ предложить — мужской или женский?» «Конечно мужской», — отвечает мужчина. «О, тогда это элементарно. Когда ты твердо решил это сделать - подходишь к близкому другу и говоришь: «Помоги мне брат. Я решил с этой минуты не брать сигареты в зубы. Если ты меня один раз с ней увидишь - я отдаю тебе свою машину. Увидишь второй раз - забирай мою квартиру. Увидишь третий раз - я отдаю тебе все свою имущество и на год отправляюсь странствовать. Если я так не сделаю, прошу тебя как друга перестать меня считать своим другом, а считать подругой, не обращаться ко мне в мужском роде, а называть меня каким нибудь симпатичным женским именем, например Айседора. Еще можешь подарить мне какие-нибудь красивые колготочки».

«А женский способ?» — интересуется мужчина. «О, женщине невероятно трудно, ей приходится несколько лет ходить на личную терапию, осознавать причины и непрерывно оттягивать момент принятия решения».

В этой истории суть мужской твердости. Если мужчина способен так сделать как в моем примере - он способен на поступок. И тогда он становиться интересен, хоть друзьям, хоть женщинам, хоть Вселенной. Поступок от слова «ступать». Делать шаги. Если муж, тот кто ведет женщину, то для того чтобы вести — нужно поступать. Иначе бег на месте с кажущимися достижениями. Если взять в качестве примера Андрея Сахарова: создать водородную бомбу - это был не поступок, всего лишь достижение, а вот стать миротворцем ценой всего нажитого - безусловно поступок. Это не курить бросить.

В моей полушуточной истории с курением есть несколько важных моментов. Момент первый. Чтобы проявить твердость, мало иметь яйца. Даже примеряя на себя такое развитие событий, как в моем примере, мужчина вынужден отправляться куда-то вглубь самого себя. Искать некий источник опоры, легендарный луч Шивы, плотный поток концентрированной мужской энергии. Свою единственную надежную опору в этом изменчивом мире. Если мужское сознание соприкасается с этим внутренним концентрированным потоком — в мужчине появляется основа. Не соприкасается - его сознание действительно напоминает тряпку, легендарная метафора, которая так часто фигурирует в женских оскорблениях в мужской адрес. Тряпке всегда нужно что-то внешнее, чтобы на нем повиснуть.

Я сейчас скажу очевидную вещь. Странно, что ее никто до меня не говорил. Во всяком случае я не слышал. Весь этот бюрократический институт, вся эта пресловутая, ругаемая всеми система возникла в современном мире по одной единственной причине. Она заменяет недостающую мужскую твердость. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого», — сказано было в Нагорной проповеди. Все эти подписи, печати, сертификаты, чиновники, юристы нужны по одной простой причине - мужчины в нашей культуре не держат слово, поскольку задача мужского сознания держать структуру, создавать опору. Если мужчины этого не делают - возникает необходимость в искусственных инструментах. Что с них возьмешь - дети. Лукавые дети.

Второй аспект этого примера - цена. Вселенная справедлива и безжалостна. Нравится мужчине или нет, пользуется он мужскими аспектами сознания или нет, но счет ему будет предъявлен по полной. Счет в виде жизненных обстоятельств, которые будут складываться так, как будто у него есть та самая твердость, сострадание, смирение, мудрость, или какие-либо еще аспекты мужского пути. Когда понимаешь, что счет будет предъявлен по полной, осознаешь весь идиотизм отказа от мужского. Счет все равно придет, иногда в самый неподходящий (подходящий) момент. Помните фразу майора Жеглова из «Место встречи изменить нельзя»: «Запомни, Шарапов. Наказания без вины не бывает. Ему надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать, где попало». Тысячу раз «Да!»

Когда я получил к оплате свой первый серьезный счет в жизни, я внезапно понял, что получил абсолютно заслуженные, всей моей предыдущей жизнью заработанные неприятности, что мне нечего роптать и некого винить, что все мои моменты не проявленной мужественности накопились за мою жизнь, и мне пора платить по счетам. Инициация и свалить некуда. Свалить можно, но в таком случае следующая двойная или тройная инициация может оказаться несовместима с жизнью. И никто не виноват.

У женщин точно такая же история. Пользуется женщина полноценно аспектами женского сознания или нет, рано или поздно она получит к оплате счет как абсолютно стопроцентная женщина. Игра есть игра.

Главная задача мужчины в аспекте твердости - быть живым и твердым, то есть упругим, гибким. В этом разница - твердости духа и твердости характера. Характер - это мертвая твердость, раз и навсегда принятые решения. Твердый и бессердечный мужчина - самодур. Никому ни радости ни пользы от такой твердости.

Твердость духа - это согласие со своей душой, способность проявлять ее намерение даже ценой трансформации собственного характера. Это единственная разумная твердость.

Главная задача женщины быть живой и мягкой. То есть пластичной. Это естественное проявление женского сознания - свободная энергия стремящаяся заполнить все вокруг. Во многих городах, на разных тренингах, когда я просил женщин нарисовать женскую энергию, я видел один и тот же процесс: женщина брала цветной карандаш, чаще оранжевый и начинала с нескрываемым наслаждением зарисовывать белые листы бумаги, заканчивала один - брала следующий и так пока не уставала. И никакого жгута энергии.

Во взаимодействии упругого и пластичного проявляется вся красота танца мужского и женского. Если встречаются двое твердых - они трахаются друг об друга и разлетаются как бильярдные шары. Если двое пластичных - слипаются в один кусок пластилина.

Мужчине с детства приходиться проявлять твердость, находить поток мужской энергии внутри себя, задолго до включения в игру половых гормонов. Тогда он сможет принимать свои первые детские, но уже мужские решения.

Однако самая важная мужская и женская инициация - первые сексуальные отношения. Природа все предусмотрела. Урок мужской твердости и женской пластичности. Если он не будет достаточно тверд, а она достаточно пластична - у них вообще ничего не получится. Одна морока. Основной женский урок - от встречи с его твердостью: «Если я хочу иметь с ним дело - мне будет больно, чтобы мне не было больно, мне придется становиться пластичной. И это приятно. Благодаря его твердости я учусь быть женщиной. Ух ты! Как это здорово!»

Для тех кто не в курсе «дура» в переводе с латыни - «твердая».

Основной мужской урок от встречи с начинающей женщиной, очень трудный мужской урок, Господи какой же трудный мужской урок: «От встречи с моей твердостью - женщине будет больно. Если я не буду достаточно тверд - она не сможет стать женщиной. Если я не буду любящим и сострадающим при этом - она возненавидит весь мужской род. Быть с ней твердым - на самом деле приятно!»

В этом трудность урока мужской твердости. Нравится нам или нет - когда мужчина проявляет свою твердость, кто-то рядом с ним неизбежно ранится, ранится и сам мужчина. Пока не научится этой твердостью виртуозно пользоваться.

Так устроен этот мир - без боли нет взросления. Искусство быть мужчиной - проявлять так много твердости как этого требует его душа, и так мало как это возможно, чтобы окружающие не ранились зря. Существует такой социальный миф, что можно найти такого мужчину, рядом с которым женщина сможет не испытывать боли. Зрелая пластичная женщина — да, взрослеющая девочка — в той степени в которой будет доверять своей природе, а не социальным эталонам и нормам. С мужчиной об которого не придется раниться — придется нянчиться.

Любая анестезия только все портит. Первые сексуальные отношения в состоянии алкогольного опьянения могут на всю оставшуюся жизнь приучить женщину прибегать к алкоголю, как к «смягчающему средству» — замене собственной пластичности. Также с мужчиной и алкоголем «для смелости».

Если мужская инициация прошла со зрелой женщиной, безболезненно, он может так и не понять какую цену платит женщина за то, чтобы быть рядом с мужчиной. Не уважать недостаток пластичности незрелых женщин любого возраста. Ранить зазря. Без сострадания.

Еще раз повторюсь - окружающие мужчину люди: дети, женщины, другие мужчины страдают не от мужской твердости, а как раз от ее отсутствия. С твердым мужчиной бывает больно - но именно это и сладко. Слишком твердая женщина от него отскочит как бильярдный шар.Для всех остальных как раз его твердость и притягательна. Притягательна для детей, женщин, других мужчин. С мягким никак - сплошной петинг и никакого спарринга.

И последнее — психосоматика. Недостаток твердости в сознании - неизбежно проявится в теле. Я помню свою очень трудную ночь, когда мне пришлось проживать почечную колику. Это было единственный раз в моей жизни. Я безо всяких обезболивающих всю ночь принимал эту боль. Отдавался ей. К утру боль утихла. Я не обследовался, поскольку никогда не обследуюсь. Но почечная колика с тех пор ни разу не повторялась.

По моим наблюдениям - когда мужчина исцеляет свои симптомы - он становится мужественнее, когда женщина исцеляет свои симптомы она становится женственней. Так и должно быть.

В зависимости от того, какие признаки доминируют у того или иного типа личности, можно определить степень относительной мужественности или женственности его характера. Этот анализ поможет нам объяснить наблюдаемый уже давно феномен мужественных женщин и женственных мужчин и дополнит ваше понимание характеров описываемых социотипов.

При погружении в сферу межличностных отношений соционических типов открываются мощные неисследованные пласты, на разработку которых потребуется труд не одного поколения исследователей. Одним из таких пластов является природа женского и мужского начала в типе. Эта проблема всегда была актуальной. Менялись стереотипы поведения, стандарты красоты, социальные роли мужчины и женщины, но загадка проявления мужского характера в женщине и женского в мужчине оставалась долгое время неразгаданной.

Что же является первичным в определении мужественности и женственности? Анатомия, физиология или психология мышления? А может быть, комбинация тех и других качеств? Насколько значимы факторы наследственности, воспитания, социальной среды?

Существуют различные, даже полярные мнения об интеллектуальном и духовном потенциале обоих полов, но особенно это касается женщины: бывает, что ее возвышают и даже обожествляют, а иной раз, наоборот, низводят до уровня детородной машины. Это различие во взглядах во многом обусловлено разным отношением к женщине в ведущих мировых религиях: христианстве, исламе и буддизме. Различные христианские конфессии также по-разному относятся к проблеме соотношения женского и мужского духовных начал: в православии доминирует культ мужского начала - Христа, в католицизме - женского - девы Марии. Ортодоксальные мусульмане принижают женщину до уровня бессловесного исполнителя мужской воли и практически отказывают ей в наличии творческого начала. Буддизм наиболее терпим в этом отношении и предполагает равенство возможностей в "просветлении" и "спасении" для мужчины и женщины. Этим он отличается от христианства, где вина за первородный грех в большей степени лежит на женщине - Еве и автоматически переносится на ее сестер по полу. По канонам как Ветхого, так и Нового Заветов роль безусловного лидера в семье и обществе отводится мужчине.

Но взгляды и воззрения людей в последние столетия в значительной мере эволюционировали в направлении идеала равенства (в том числе между полами). На смену религиозным догматам и стереотипам в мышлении и поведении приходит приоритет способностей, заложенных в человеке. Половые различия накладывают свой отпечаток на способ реализации этих способностей, но типные признаки являются определяющими в выборе цели и методах ее достижения.

Различными исследователями в области типологии личности делались попытки классифицировать социотипы по доминированию в них женских и мужских признаков. Нами в практике личного и семейного консультирования накоплен огромный статистический материал в области взаимоотношений между супругами, но имеющаяся информация до выхода этой публикации не подвергалась обобщению, анализу и классификации. Проведенное в процессе работы над книгой сопоставление практического опыта и своих наблюдений с концепциями других авторов позволило нам выйти на новый, более глубокий уровень понимания типных особенностей, в том числе таких понятий, как "женственность" и "мужественность".

Поскольку для большинства цивилизованных народов установились более-менее единые стандарты, касающиеся женских и мужских стереотипов поведения, перечислим их и сопоставим с принятыми в типологии признаками.

Для мужественности:
1.
а) надежность (за мужчиной "как за каменной стеной");
б) последовательность (сказал - сделал);
в) предсказуемость поступков;
г) постоянство привычек и занятий;
д) приверженность системе, нормам, принципам;

2.
а) объективность оценок;
б) независимость поступков и суждений от личных симпатий и антипатий;
в) прямолинейность в высказываниях;
г) бескомпромиссность;
д) суровость, сухость и безэмоциональность (особенно в формальных отношениях);

3.
а) реалистичность (воспринимаю мир таким, каков он есть);
б) практичность;
в) владение ручными навыками;
г) высокая степень выживаемости и приспосабливаемости;
д) хорошие физические данные: сила, реактивность, развитость органов чувств;

4.
а) лидерские задатки;
б) демонстративность;
в) уверенность в словах и поступках;
г) склонность к расширению деятельности и контактов.

Для женственности:
1.
а) гибкость в поведении;
б) спонтанность поступках;
в) сильная зависимость от своего текущего состояния;
г) частая переключаемость;

2.
а) зависимость в поступках от своих чувств и отношений;
б) субъективность в оценках и суждениях;
в) повышенная эмоциональность;
г) эмпатия (сопереживание);

3.
а) наличие элемента непредсказуемости (и, значит, загадочности) в поведении;
б) глубокая проницательность;
в) неуверенность и беззащитность в условиях суровой реальности;
г) склонность к мечтаниям, фантазиям, иллюзиям;

4.
а) скромность и застенчивость;
б) ориентация на внутренние личностные мотивы;
в) уступчивость, склонность подчиняться, а не управлять;
г) узкий круг интересов и контактов.

Взаимосвязь перечисленных качеств с известными юнговскими признаками дает возможность говорить о типах, соответствующих критериям "настоящего мужчины" и "настоящей женщины". Набор признаков для первого образа следующий: рациональность, логика, сенсорика, экстраверсия, а социотип, имеющий эти признаки - логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) или Управляющий.

Опыт общения с людьми этого типа показывает, что мужчины, принадлежащие к нему, выглядят очень мужественно, и соответственно себя ведут.

Что касается женщин этого типа, им часто присущи мужественные черты, проявляющиеся в плотности (большой мышечной массе) телосложения, высокой физической выносливости, поведенческих реакциях, характерных скорее для мужского стереотипа, чем для женского; резкости, прямолинейности, даже грубоватости. Они склонны подчинять и управлять; аргументируют свои доводы с помощью логики и фактов; мягкость, нежность и податливость расценивают как проявление слабости и зависимости.

Образу "настоящей женщины" соответствует набор совершенно противоположных признаков. Здесь подразумевается иррациональность, этика, интуиция и интроверсия. Тип личности, соответствующий им - интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) или Лирик. Мягкость, женственность, обаяние и некоторая загадочность, характерные для этого типа, придают особую привлекательность представительницам прекрасного пола.

Мужчины-Лирики, которым тоже присущи эти качества, сталкиваются в жизни с массой проблем, весьма трудноразрешимых при их женственном характере. С юности они обычно являются объектом повышенного сексуального интереса, особенно для своих очень "мужественных" дуалов - девушек-Лидеров. Поскольку врожденная уступчивость Лирика уравнивает шансы претенденток на его любовь, вокруг него постоянно кипят страсти, которые иногда даже переходят в "разборки" на почве чувств, когда девушки выясняют отношения с соперницами с помощью традиционно мужских "аргументов".

В браке мужчины-Лирики легко уступают лидерство, идя по пути наименьшего сопротивления - ведь лидерство обычно подразумевает и ответственность. Но такая политика вызывает частую агрессию со стороны жены, особенно если ей кроме "женских" обязанностей (кухня, стирка, магазины), приходится заниматься еще и "мужскими" делами: прибить полку к стене, поменять розетку, вставить замок в дверь и т.д. Уклончивость мужей-Лириков в хозяйственно-бытовых вопросах порождает семейные конфликты, а их частые романы на стороне - эмоциональные взрывы. Такие браки часто распадаются, или, сохраняясь, толкают мужских представителей этого типа к разным, компенсирующим их положение, средствам: алкоголю, наркотикам, изменам и т.п.

Мы выделили только два крайних полюса во всей типологии, хотя можно проанализировать каждый тип с точки зрения его андрогинных качеств. Такой анализ был бы интересным, особенно для психологов и психоаналитиков, но важность и специфичность темы требует отдельного рассмотрения, и мы надеемся, что когда-то сможем опубликовать этот материал отдельно. Поэтому здесь мы ограничимся примером дифференцированного подхода к наличию признаков "мужественности" и "женственности" в типах по принципу убывания для обоих полов традиционно мужских характеристик:

Логико-сенсорный экстраверт (Управляющий)
Сенсорно-логический экстраверт (Лидер)
Логико-сенсорный интроверт (Инспектор
Сенсорно-логический интроверт (Мастер)
Логико-интуитивный экстраверт (Экспериментатор)
Интуитивно-логический экстраверт (Новатор)
Логико-интуитивный интроверт (Аналитик)
Интуитивно-логический интроверт (Критик)
Этико-сенсорный экстраверт (Коммуникатор)
Сенсорно-этический экстраверт (Политик)
Этико-сенсорный интроверт (Хранитель)
Сенсорно-этический интроверт (Посредник)
Этико-интуитивный экстраверт (Наставник)
Интуитивно-этический экстраверт (Вдохновитель)
Этико-интуитивный интроверт (Гуманист)
Интуитивно-этический интроверт (Лирик)

Из приведенной классификации видно, что самые "мужественные" типы характеризуются сочетанием логики и сенсорики. Далее, идет четверка с логикой и интуицией. За ними - типы личности с этикой и сенсорикой. Замыкает таблицу самый "женственный" клуб этико-интуитивных типов. В жизни эта классификация подтверждается как внешними данными типов, так и их поведением.

При выборе сферы деятельности и профессии "мужественные" типы женщин часто отдают предпочтение традиционно мужским занятиям: управлению, строительству, вождению транспорта, работе в правоохранительных органах и т. п.

"Женственные" типы мужчин идут в искусство, культуру, сервис, педагогику. Сказанное вовсе не означает, что в 100% случаев мужчина, имеющий в типе "женские" признаки выглядит и ведет себя по-женски. Мы говорим о тенденции типа. При этом нужно учитывать такие дополнительные факторы, как среда, наследственность, воспитание, национальные и социокультурные традиции.

Стереотип женского характера включает такие качества как этику - способность тонко чувствовать и лавировать в отношениях; интроверсию - скромность и осторожность в поступках, ориентацию больше на свой внутренний мир и круг близких, нежели на служение обществу; интуицию - мечтательность, одухотворенность и непрактичность в делах; иррациональность - гибкость и приспосабливаемость к меняющимся ситуациям, непредсказуемость в поведении, быструю восприимчивость. Иными словами - женщина ассоциируется с типом Лирика.

Стереотип мужского характера полностью противоположный. За ним стоит: логика - объективность и разум, господствующий над чувствами; экстраверсия - активность и смелость, ориентация на внешний мир; сенсорика - практичность, расторопность в делах, реализм и лидерство; рациональность - решительность, планомерность, негибкость, устойчивость во взглядах и позициях, надежность и последовательность во всем. Получается, что идеал мужественности - тип Управляющего.

Если создавать женскую и мужскую типологию и описывать отдельно мужские и женские характеры, делать специальные опросники для диагностики, необходимо учитывать, как накладываются эти общие психологические половые признаки на каждую модель типа.

В современной сексопатологии накоплено много данных, подтверждающих, что проявления гомосексуальности и других отклонений в поведении, являются в большей степени врожденными аномалиями, а не признаками развращенности. Наблюдения показывают, что "женственные" типы мужчин и "мужественные" типы женщин чаще склонны к половым аномалиям, чем в случае совпадения половых и типных признаков.

Городская субкультура, особенно в индустриально развитых странах с демократическими традициями, более терпима к свободному проявлению гомо- или гетеросексуальных тенденций. В сельской местности, особенно в странах слаборазвитых, с сохранившимися патриархальными традициями, за природные отклонения приходится дорого платить и в психологическом, и в физическом плане.

Конечно, для благоприятных семейных отношений оптимален вариант, когда муж относится к экстравертному "мужественному" типу, а жена - соответственно к интровертному "женственному". Но, к сожалению, типы в социуме распределены неравномерно. По-видимому, на преобладание в регионах среди населения одних типов над другими влияют различные факторы: этносоциальные, климатические, ландшафтные и другие. Все они требует специального исследования.

Ограниченность вариантов выбора влияет на качество отношений в семье, психологический комфорт и воспитание подрастающего поколения.

Как известно, прочность брака напрямую не связана с романтикой любви и бурными чувствами. Статистика показывает, что чаще распадаются браки, основанные именно на чувствах. Суровые реалии жизни, вмешательство родителей, но чаще всего типная несовместимость разрушают хрупкое здание, созданное любящими. Трезвый, прагматичный подход подчас является для современной семьи более надежной основой.

С учетом уже известных нам характеристик "мужественности" и "женственности" возможны следующие варианты союзов:

А) тождества - оба партнера имеют либо "женственный" либо "мужественный" типы;
б) дополнения - один партнер относится к "женственному" типу, а другой - к "мужественному".

Американские исследователи типологии личности установили, что наибольший процент браков приходится на пары, у которых число сходных типных признаков составляет два и больше, а стремление к тождеству превалирует над комплементарностью (дополняемостью). Опрос семейных пар показывает, что дуальных (т. е. основанных на принципе дополняемости) браков значительно меньше, чем недуальных. При этом установлено, что дуальные браки бывают чаще основаны на любви, а большинство недуальных строятся на основе общих духовных или материальных интересов, уважения или авторитета.

Дуальность способна реализовать свои возможности только при том условии, что каждый из партнеров готов принять ценности другого, но очень часто эти ценности бывают антагонистичны. В союзах же, близких к тождеству, цели и средства их достижения в большинстве случаев совпадают.

В этих вариантах нет четкого разграничения по юнговским типам, они только могут указывать на тенденции отношений. В первом варианте - тождества, если оба партнера имеют "женственные" типы, отношения строятся преимущественно на эмоционально-чувственной основе, постоянно кипят страсти и выплескиваются через край. В паре "мужественных" наоборот - деловое соперничество и столкновение материальных интересов, увязание в хозяйственно-бытовых проблемах и недостаток теплоты в отношениях.

Второй вариант - дополнение, ближе к оптимальному, особенно если он подкреплен определенной автономией в сфере личных интересов. Один партнер всегда интересен другому именно своей непохожестью во всем.

По мере накопления в соционике эмпирического материала становится ясно, что первоначальные описания интертипных отношений не могут удовлетворять специалистов, работающих с реальными людьми, а не с абстрактными типами. Подтипные особенности, темпераменты, психоформы, акценты, половые различия и андрогинные качества типа ("мужественность" и "женственность") вносят свои коррективы в интертипные отношения, делают их гораздо сложнее, но одновременно помогают решать самые запутанные проблемы личной жизни.

Многие письма, приходящие ко мне на почту сайта, содержать просьбы мужчин, помочь им разобраться в тех особенностях поведения и восприятия мира, которые отличают их от женщин.

Одно из таких понятий - мужественность .

Мужественностью, с некоторых пор, стали заражаться женщины. Поэтому, не удивительно, что настоящие мужчины хотят разобраться в том, что же по праву принадлежит им.

Обратимся к нескольким толковым словарям. (Д. Н. Ушакова, С. Ожегова, Н. Шведовой.) Вот что можно найти там.

Мужество - это одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха.

Мужество зачастую выступает, как способность переносить страдания, включая физическую боль. Храбрость, присутствие духа в опасности.

Два слова тесно сопряжены друг с другом:

Мужчина - мужественность.

С понятием мужественный - связаны явно выраженные физические и психосексуальные качества мужчины:

Сила, душевная стойкость и смелость, присутствие духа в беде и в опасности, храбрость. Обладающий мужеством человек, выражающий мужество. Безбоязненность, бесстрашие, бесстрашность, бестрепетность, бравость, героизм, дерзостность, дерзость, мужество, непоколебимость, непреклонность, несгибаемость, неустрашимость, отвага, решительность, смелость, стоицизм, стойкость, твердость.

Иногда говорят:

Иметь мужество - говорить правду в глаза

В старину говорили - «хорабрый» .

Что означало:

Мужественный, смелый, отважный, неустрашимый среди боя, доблестный в воинстве. Отважный, доблестный, молодецкий, отчаянный, прыткий, неустрашимый, удалой, ухарский, бравый.

Все это мужские качества.

Женские качества иные, и в них нет ничего, похожего на мужественность.

В противоположность мужественности , которое включает в себя понятия твердости, агрессивности, стойкости и т.д. - женственность , связана с такими понятиями, как:

Эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину.

Понятие женственности включает в себя как чисто биологические, так и социальные и культурные аспекты и не связано напрямую с женским биологическим полом.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

С мужественностью связывают такие качества, как:

выносливость,

терпеливо переносить боль и экстремальные ситуации,

умение держать слово,

настойчивость,

рациональность,

стремление к первенству,

стремление к победе,

целеустремленность,

твердость,

гордость достигнутым,

Бунт, если ситуация подавляет и принижает человеческое достоинство,

Агрессивность.

Все это в сумме и создает мужественность и мужское поведение.

Некоторые, из описанных здесь качеств, встревожили мужчин. Несомненно, в обществе, где всех учили подчиняться, быть удобным для управления и послушным, бунтарские и агрессивные мужские качества неудобны.

Победители, вернувшиеся с войны, готовы протестовать и бороться с любой несправедливостью. Они вкусили дух победы и гордо и независимо ведут себя. Такими людьми сложно управлять и делать рабами. Поэтому правители стремятся уничтожить их. Так было и в нашей стране, когда репрессии 1948 -49 годов и обвинительные процессы, вплоть до 1954 года освободили правителей от победителей. Бунт - это качество мужественных и смелых мужчин. Так, Спартак поднял восстание, не желая оставаться рабом. Военнопленные бежали из лагерей. Только тот, кто не обладает мужеством и бунтарством, согласиться терпеть унижение и ограничение своей свободы.

Все это - только мужские качества!

Многие женщины выросли с представлением о том, что и у них должны быть эти качества, но они ошибаются. Понятие патриотизма для многих женщин слилась воедино с необходимостью преодолевать трудности, страдать, переносить боль и отдать свою жизнь за Родину. На примере Зои Космодемьянской многих девочек готовили принять пытки и гордо погибнуть. Вот и набирали они мужские качества, готовясь преодолеть страх.

ДВА ЖЕНСКИХ СОСТОЯНИЯ

Природа заложила в женщине возможность жить в двух разных режимах.

Один - когда муж рядом, и она может заниматься детьми, домом, быть нежной, ласковой и заботливой. Такая женщина следит за своим внешним видом, не забывает ухаживать за собой. Ее всегда можно различить по опрятной одежде, милому и доброму выражению лица и улыбке.

Второй - когда мужчина уходит на охоту или войну. На женщину ложиться обязанность сохранить детей и дом, прокормить и обеспечить всех. У нее сразу меняется гормональный фон, выделяется больше мужских гормонов. Ее главная задача - сохранить и прокормить детей. Поэтому, она перестает следить за собой. Зачесывает и убирает волосы, за которыми некогда ухаживать. Надевает мужскую грубую одежду, и постоянно ходит в одном и том же. Ей некогда давать детям любовь и ласку, заниматься с ними. Она зарабатывает, кормит, наводит чистоту. Любой мужчина рядом воспринимается как враг, от которого необходимо отгораживать и защищать детей. Женщине сложно резко переключиться, ведь ее энергия не имеет резких сбросов, как у мужчины. Даже когда муж рядом, она будет продолжать так вести себя. Поэтому, пришедший с войны мужчина, должен заявить о своих правах и показать мужскую силу. В деревенском доме это всегда проще. Пошел, нарубил гору дров, починил дверь, поправил строения. Иначе говоря, сделал то, на что женщине не хватает сил. В городской квартире это нелегкая задача. Однако, всегда можно найти выход и заявить о своем возвращении.

В стране, где войны сменяются революциями, несколько поколений женщины жили в состоянии второго состояния. От бабушки и матери девочка училась терпеть и надеяться только на себя. Образовательная система всеми силами старалась воспитать из девочек мужественных членов общества. Теперь, они умеют зарабатывать, состязаться с мужчинами, терпеть невзгоды, преодолевать трудности. Природа берет свое. Каждому человеку хочется найти себе пару. Как известно, противоположности притягиваются друг к другу. Мужественная женщина - борец, притягивает мужчину с противоположными качествами, или делает из него такого во время совместной жизни.

Чем же обладает настоящая женщина?

Какие качества женские?

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

С женственностью связаны такие качества, как:

Грациозность;

Пластичность движений;

Доброта и способность помнить и заботится о нуждах других;

Способность ухаживать и заботиться;

Способность вести хозяйство, не устраивая авралов и показательных уборок;

Непосредственность;

Переменчивость, как погода в течение дня;

Доверчивость;

Способность понимать мужчин;

Умение легко и радостно справляться с хозяйством;

Умение радовать и налаживать мир;

Способность уходить от борьбы и скандалов, решая все мирным путем;

Жертвенность (Ведь матери нужно проводить время у постели детей, несмотря на усталость);

Способность излучать внутреннее счастье,

Спокойствие,

Преданность

Терпеливо и вдумчиво относиться ко всем проявлениям окружающих, находя причину их поведения и стремиться ненавязчиво изменить ситуацию.

Трусливость (От ее страхов ее защитит муж);

Неспособность сказать веское слово и привести необходимый весомый аргумент;

Неумение спорить, доказывать и бороться;

Умение просить помощь;

Умение принимать помощь и подарки;

Умение заботиться о себе и выглядеть свежей и здоровой;

Шереметева Галина

Ближайшие семинары

Нет такой проблемы, которая не происходила бы от генетического фактора. Все проблемы настоящего (сегодняшнего) поколения унаследованы от предыдущего поколения, т.к. они не были решены этим предыдущим поколением

Ожидания и надежды наших предков и то, чего они добились в жизни, переходит по наследству к их потомкам. Часто навыки, благодаря которым предкам удалось выжить и сохранить жизнь своим близким, тоже переходят по наследству через несколько поколений. Кроме того, передаются и страхи, полученные в результате опасных ситуаций и политических событий.

Бывает и так, что человек старается быть чересчур эффективным, авторитетным, обеспеченным. Или напротив, стремиться сопротивляться авторитету, демонстрирует себя окружающим как «бессеребренника», скрытного в своих мыслях человека, жалуется на всех, манипулирует нездоровьем своими близкими, завистливый и злобный, алкоголик или наркоман. В некоторых родах наследуется модель жертвы и покорности или проявляют полную безответственность.

Для того, чтобы ваша жизнь стала цельной и счастливой, необходимы изменения. Для этого, каждый участник семинара может выработать новую модель своей жизни. И ключевые слова для этого: дисциплина и самоконтроль.

М ы должны отказаться от нежелательных моделей, контролирующих нас. Ситуация должна стать обратной. Мы должны контролировать свои модели поведения, свои рефлексы.

Ныне живущие люди должны избавиться от тех комплексов, которые господствовали в жизни их предков. Мы переобучаем наших предков, которые продолжают в нас жить. Деньги - это непростая тема. В каждой семье существует устойчивое представление о деньгах и тех возможностях, которые они дают. Для одних - это обеспеченная жизнь и масса удовольствий. Для других - это власть и возможность унижать остальных. Некоторые тратят деньги, когда им плохо.

От наших родителей достаются нам ограничения нашего материального благополучия и даже потери и бедность.

Мастер-класс по живописи с эффектом арт-терапии состоит из различных техник, с объяснением основных законов творчества. Гуашь, акварель, лепка, рисунок тушью, основы карандашного рисунка и многое другое.

Возможность полнее выявить свои индивидуальные способности, научиться рождать внутри себя вдохновение, получить удовольствие, развить образное мышление и чувственную спонтанность.

Этот авторский тренинг основан на методике интенсивного погружения в творческий процесс, что помогает ощутить прилив энергии и реализовать новые возможности в личной жизни, духовном продвижении и любимом деле. То, что получается во время работы, является отражением вас самих. Каждый человек отражает в своих работах свой портрет, который может быть проанализирован и раскрыт, и, тем самым, появляется возможность освободиться от многих блоков и проблем. Арт-терапия не только позволяет выразить свои чувства и узнать себя лучше, но и развивает новые возможности, открывает скрытый потенциал.