"Солнечный" - Самсон в молодости. У родителей Самсона долго не было детей. Наконец Яхве прислал ангела, объявившего, что у них родится сын, который прославит Израиль. И ангел взял с них обещание, что ребенок станет назореем. [Это слово можно перевести как “посвященный Богу”. Назореи давали на определенный срок или на всю жизнь клятву не стричь волос, не пить вина и не прикасаться к мертвецу.]

Когда долгожданный мальчик родился, его назвали Самсоном [“солнечный”] . С малых лет он отличался необычайной силой и смелостью. Как-то раз Самсон, одинокий и безоружный, шел среди виноградников. Вдруг на дорогу, страшно рыча, выбежал молодой лев. Самсон тоже пришел в ярость, бросился на могучего зверя и голыми руками разодрал его пополам.

Самсон со львом. Средневековая
книжная миниатюра

Самсон и филистимляне. В то время евреи были под властью филистимлян. Яхве решил избрать Самсона своим орудием для освобождения Израиля. Самсон, который сначала дружил с филистимлянами, вскоре рассорился с ними и принялся жестоко расправляться с бывшими друзьями. Филистимляне решили его убить, но Самсон прятался в горах и не давался им в руки. Тогда они потребовали, чтобы израильтяне сами поймали его, иначе им всем придется худо. И поневоле три тысячи израильтян отправились к горному убежищу Самсона. Богатырь сам вышел к ним навстречу и, взяв с них обещание не убивать его, дал себя связать.

Пленного Самсона вывели из ущелья и привели к врагам. Те встретили его криками радости, но оказалось, что радовались они рано: богатырь напряг мускулы, и крепкие веревки, которыми он был связан, лопнули, как гнилые нитки. Самсон схватил валявшуюся рядом ослиную челюсть и обрушился на филистимлян, убив ею целую тысячу человек. Остальные в панике бежали. С торжеством возвращался Самсон в родной дом, распевая во все горло: “Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек”.

За этот подвиг обрадованные израильтяне избрали Самсона судьей, и он двадцать лет правил своим народом. Одно его имя внушало ужас врагам; Самсон ходил в их города как к себе домой, и делал то, что ему нравилось.

Как-то раз он заночевал в городе. Жители решили, что подвернулся удобный случай покончить с ненавистным врагом. Они устроили засаду недалеко от городских ворот и ждали там всю ночь, говоря: “До света утреннего подождем и убьем его”.

А Самсон проснулся в полночь, тихо прошел к городским воротам, выломал их из стены вместе с косяками, взвалил на плечи и отнес на вершину соседней горы. Утром филистимлянам оставалось только дивиться силе и хитрости героя.

Самсон и Далила. И все же Самсон был погублен, и погубила его женщина. На свою беду, он влюбился в прекрасную филистимлянку по имени Далила и часто ходил к ней в гости. Об этом узнали правители филистимлян и пообещали Далиле богатую награду, если она узнает, в чем секрет необычайной силы Самсона. Та согласилась и, притворившись влюбленной в богатыря, стала выпытывать у него: “Скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?”

Самсон почуял неладное и сказал: “Если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду, как и прочие люди”. Филистимляне принесли Далиле семь сырых тетив от луков, она связала спящего Самсона и стала его будить: “Самсон! Филистимляне идут на тебя”. Самсон проснулся и без всяких усилий разорвал свои путы.

Далила обиделась: “Вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?” Самсон решил позабавиться и ответил: “Если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди”.

Далила заготовила новые веревки. Когда Самсон вновь пришел к ней, Далила дождалась, пока он уснет, и крепко связала его (а филистимляне в это время прятались поблизости). Затем она прикинулась испуганной и закричала: “Самсон! Филистимляне идут на тебя!” Вскочивший Самсон сорвал со своих рук веревки, будто нитки.

Далила надулась: “Все ты обманываешь меня и говорил мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя?” Самсон с самым серьезным видом сказал, что, если вплести его длинные волосы в ткань и прибить ее к ткацкому станку, то пропадет вся его сила.

Едва он успел уснуть, Далила поспешила вплести его волосы в ткань, крепко-накрепко прибила ее к ткацкому станку и разбудила Самсона: “Филистимляне идут на тебя, Самсон”. Тот проснулся и выдернул тяжелую колоду ткацкого станка, к которой были прибиты его волосы.

"Идите теперь, он открыл мне все сердце свое". Тогда Далила решила не отставать, пока он не скажет ей правды: “Как же ты говоришь: “Люблю тебя”, а сердце твое не со мною? Вот, ты трижды обманул меня и не сказал мне, в чем великая сила твоя”.

Выпытав тайну Самсона, Далила дала знать филистимским правителям: “Идите теперь, он открыл мне все сердце свое”. Филистимляне пришли и принесли серебро, чтобы заплатить изменнице. Только они успели спрятаться, как в доме Далилы появился Самсон. После того, как простодушный богатырь уснул, не подозревая ничего, Далила позвала слугу и велела ему остричь Самсона. Когда все было готово, она разбудила своего гостя все теми же словами: “Филистимляне идут на тебя, Самсон!” Самсон спросонок не понял, что с ним случилось, и бросился на филистимлян, но с ужасом почувствовал, что в нем нет больше прежней силы. Филистимляне легко одолели его, заковали в медные цепи, выкололи глаза и бросили в подземелье, где он должен был молоть зерно на мельнице.

Последний подвиг Самсона. Через некоторое время филистимляне решили торжественно отпраздновать победу над ненавистным израильским богатырем. Несколько тысяч человек, знатные люди, правители собрались в храме своего бога Дагона и начали пировать. В разгар веселья кто-то предложил привести из подземелья Самсона, чтобы он забавлял их.

И вот среди шумящих, торжествующих врагов появился слепой богатырь. Никто и не заметил, что у него вновь отросли волосы — источник его великой силы. Самсон сказал мальчику, который его вел, чтобы тот поставил его около двух столбов, поддерживающих крышу храма.

Тем временем на крышу взобралось около трех тысяч филистимлян, которым не хватило места в храме,— посмотреть на пленника и насладиться его унижением.

Ощупав столбы, Самсон взмолился к Богу, чтобы тот помог ему отомстить врагам, уперся руками в оба столба и, воскликнув: “Умри, душа моя, с филистимлянами!”, обрушил их на себя. С грохотом рухнула крыша храма, похоронив под собой и Самсона, и филистимлян. Собственной смертью он погубил больше врагов, чем за всю жизнь.

.
.
С амсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Ко времени Самсона над сынами израилевыми, продолжавшими «делать злое пред очами господа», уже сорок лет тяготело иго филистимлян.

Рождение Самсона, которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян» (13, 5), Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел . Этим Самсон (как Исаак , Самуил и др.) избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление - подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу; внешний признак назорея - длинные волосы, которые запрещено стричь, - Чис. 6, 1-5). Затем ангел возносится на небо в пламени сжигаемой Маноем жертвы (13, 20-21). С самого детства на Самсона в решающие моменты жизни нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам (14, 3-4). На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев , но Самсон, исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка (14, 6). Позже Самсон находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом (14, 8). Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам - «брачным друзьям» - неразрешимую загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (14, 14). Самсон поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене Самсона, что сожгут её дом, если он «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, Самсон сообщает ей разгадку - и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?». Тогда, осуществляя первый акт своей мести, Самсон поражает тридцать филистимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев Самсона и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей (14, 17-20). Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, Самсон связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай (15, 4-5). За это филистимляне сжигают жену Самсона и её отца, а в ответ на новое нападение Самсона целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят его сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки... упали... с рук его» (15, 14). Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего» (Эйн-Гакорэ), а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи («Нагорье челюсти») (15, 15-19). После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.
Когда жители Газы Филистимской, оповещённые о том, что Самсон проведёт ночь в доме блудницы, запирают городские ворота, дабы не выпустить его живым из города. Самсон, встав в полночь, вырывает ворота из земли, взваливает на плечи и, пройдя с ними половину Ханаана, водружает их на вершине горы близ Хеврона (16, 3).
Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у С. источник его чудесной силы, но Самсон трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но Самсон, просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы (16, 6-13). Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди» (16, 17). Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «филистимляне на тебя, Самсон!», - он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют его, заковывают в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы. Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют «забавлять» собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву Самсон, вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на, собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.
В агаде имя Самсона этимологизируется как «солнечный», что толкуется как свидетельство его близости к богу, который «есть солнце и щит» (Пс. 83, 12). Когда на Самсона сходил «дух господень», он обретал такую силу, что, поднимая две горы, высекал из них огонь, как из кремней; делая один шаг, преодолевал расстояние между двумя городами («Вайикра рабба» 8, 2). Праотец Иаков, предрекая будущее колена Данова словами: «Дан будет судить народ свой... Дан будет змеем на дороге...» (Быт. 49, 16-17), имел в виду времена судьи Самсона. А он подобен змею: оба живут одиноко, у обоих вся сила в голове, оба мстительны, оба, умирая, убивают врагов («Берешит рабба» 98, 18-19). Самсона прощались все грехи за то, что он никогда не произносил имя божие всуе; но открыв Далиле, что он назорей, Самсон тотчас был наказан: ему вменились все прежние грехи - и он, который «следовал влечению очей своих» (любодействовал), был ослеплён. Сила возвратилась к нему перед смертью в награду за смирение: будучи судьёй израилевым, он ни разу не возгордился и не превознёсся ни над кем («Сота» 10а).
Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш , греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, Самсон обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Представители старой солярно-метеорологической школы видели в Самсоне олицетворение солнца , на что, по их мнению, указывает имя Самсона («солнечный»); волосы Самсона будто бы символизируют солнечные лучи, «срезаемые» ночной тьмой (Далила рассматривается как олицетворение ночи, её имя частью учёных производится от евр. «ночь»); лисицы, поджигающие хлебные поля, - дни летней засухи и т. д.
В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений - оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила».

Имя: Самсон (Samson)

Страна: Ханаан

Создатель: Ветхий Завет

Деятельность: судья, герой

Семейное положение: не женат

Самсон: история персонажа

Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».


В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом. Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности. В этом качестве мог выступать любой человек - и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон - один из них.

Самсон в Библии

Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.


Самсон был назореем - посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов - не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.

Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.


Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.

После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.


Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.

Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.


Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.

Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке . Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.


Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.

  • Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой - действующий - в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.

  • В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
  • Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.

Экранизации

В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.


Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки и , после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.

Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва - такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.


Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам - не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.

Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.

В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.


Главные герои - подростки Самсон и Далила - живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.

В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» - зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.

Цитаты

«И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было».
«Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек».
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».

Йоги Бхаджан (Yogi Bhajan) был богатым индийским эмигрантом, который познакомил США с Кундалини Йогой. По вопросу стрижки он высказался примерно так:

«Наша стрижка может следовать за модой, но обрезая волосы, мы лишаем себя существенного источника жизненной силы. Когда мы позволяем волосам на голове достигать своей полной длины и зрелости, то фосфор, кальций, витамин D и все производные, попадают в лимфатическую жидкость, и затем в спинномозговую жидкость через два канала в верхней части головного мозга. Это ионное изменение создает более эффективную память и приводит к большей физической энергии, улучшению выносливости и терпения … Ваши волосы на своём месте не по ошибке. Они имеют определенную цель, которую обнаружат святые, а другие люди будут высмеивать».

Большинство из нас слышали о мифическом силаче Самсоне, который утратил свою силу вместе с потерей волос. Даже сегодня, некоторые культуры поддерживают традицию никогда не обрезать волосы. В некоторых культурах это связано с религиозными убеждениями. Сикхи могут быть одним из примеров. Некоторые христианские группы, такие как Пятидесятники (Pentacostals), воздерживаются от стрижки волос в знак уважения к буквальным толкованиям Библии. Ортодоксальные еврейские мужчины никогда не стригут волосы по бокам головы, и растафари никогда не обрезают свои дреды. Многие индейские мужчины, особенно до современности, никогда не стригли волосы. Сегодня мы просто хотим спросить … Почему?

Многие группы имеют свой отличительный стиль. Зачастую конкурирующие племена имеют различные стрижки и стиль одежды. Но сегодня речь не о стилевых предпочтениях и различиях. Нам хочется изучить культурные корни людей, свято верующих в силу своих волос. Достаточно немало людей считает, что длина волос имеет прямую, физическую, измеримую связь с их здоровьем, силой, талантом и мудростью.

Йоги Бхаджан выдвинул утверждение, что волосы принимают участие в метаболизме и являются живой частью организма человека. Это легко опровергнуть даже поверхностным наблюдением. Волосы, состоящие из кератина, не имеют каналов для транспортировки каких либо питательных веществ, описанных гуру. Легко рассмотреть поперечный срез волоса под микроскопом, обнаружив твёрдые клетки без признаков жизни. Они аккуратно уложены в красивое волокно корнем волоса, но они мертвы. Волос человека не имеет возможности принимать участие в метаболизме или другом процессе. Йоги Бхаджан не сказал, что волосы доставляют какой-то мистический неизвестный поток энергии, он сказал, что они транспортирует физические вещества, такие как витамины и минералы. Это ошибка. Можно применить любой подходящий метод исследований, но Йоги Бхаджан не понимал, о чём он вообще говорит.

Его последователи говорят, что после 3 лет роста волосяные фолликулы разрабатывают антенны на окончаниях волос, которые собирают космическую энергию, таким образом, стрижка обрекает на 3х летнюю засуху магнетизма. Это всё по-детски глуповато. Некоторые из культур должны иметь более убедительные обоснования, каковы же они?

Одна из наиболее популярных легенд современности скопирована многими веб сайтами, автору так и не удалось выяснить первоисточник. Эта история повествует об индейских следопытах, которые были завербованы для войны во Вьетнаме, но остригшись как все солдаты, они потеряли свою способность отслеживать, и стали бесполезными в военных действиях. Последовавшее тестирование показало значительное снижение эффективности остриженных следопытов, которые ранее демонстрировали весьма высокие результаты. Продолжая, история говорит об отмене стрижек для индейских следопытов и даже отказе от этого принимавших участие в эксперименте военных. Рассказ довольно сомнительный, если не сказать более. Никакого цитирования подобных «экспериментов» не обнаружено. Вероятность достоверности сходит на нет, если учесть насколько мало людей в США имели возможность развивать искусство следопыта в 1960-1970х годах, а также, если учесть насколько существенны отличия вьетнамских джунглей от юго-запада Америки.

Таким образом, история о взаимосвязи навыков следопыта и длиной волос не выдерживает пристального взгляда. Но мы знаем, что волосы связаны с одним знакомым всем ощущением, это касание. Коснитесь своих волос, и вы почувствуете о чём говорит автор. Волосы отличный проводник чувства касания. Вот почему множество животных полагаются на них в ощущении окружающей среды, это одно из преимуществ иметь усы. Кожа имеет более 20 классов чувствительных нервных клеток, некоторые из которых обнаруживают тепло, прикосновение, боль, и так далее. Каждый из наших волосяных фолликулов связан с чувствительными нервами. Учитывая обширность, сложность и чувствительность этой системы, представляется очевидным, что волосы очень важная часть нашей сенсорной системы. Тем не менее, только корень фолликула обладает чувствительностью. Если дёрнуть волосок, сигнал будет одинаков и при метровой, и при сантиметровой длине волоса. Фактически, чем длиннее волос, тем менее его движение затрагивает корень. Представьте человека с длинными волосами, сидящего перед вами в театре. Вы можете крутить его волосы незаметно. А если стрижка коротка? Любое касание извне даст немедленный сигнал владельцу. Длинные волосы не дают увеличения возможности осязать.

Наши современники наделяют мистическими способностями привычки древности. В религии Сикхов, длинные волосы оставляют в знак уважения к Создателю. Бог создал всё живое, волосы растут, обрезать их не следует. Такая практика, называемая Кеш, является одним из «пяти K» для Сикхов. Это довольно просто, и не означает ничего больше, чем говорится. Тем не менее, некоторые современные Сикхи, особенно пришедшие в религию извне, в поисках альтернативы христианству, интерпретируют Кеш с неким смыслом Новой Эры, говоря, что волос является источником мистической энергии. Автор не смог отыскать авторитетного объяснения этому, вероятно убеждения о силе волос, подобно Самсону, находятся за пределами Кеш.

Аналогично в Ортодоксальном Иудействе. Практика оставлять бороды и локоны никак не связана с черпанием силы, исходя в основном из Мишне Торы. Поиск источника такой практики приводит к выводу, что причины нет. Причина, скорее, в желании иметь выразительное отличие от других этнических групп. Другая возможная причина, это общение с умершими через подношение волос. Отказ от стрижки волос мог означать отказ от подобной практики. Но в истории Иудейства было и есть множество формальностей в отношении волос. Люди определенного положения должны иметь свой тип прически, другие должны побриться в субботу, некоторые раз в 30 дней, а некоторые должны иметь особый уход за волосами головы или бороды, иногда должна использоваться только бритва, иногда только ножницы. Уход за волосами в Иудействе намного сложнее, чем: «Ортодоксальные Иудеи не стригутся и не бреются», но нет никакого намёка на черпание силы или энергии из волос.

Растафарианизм ближе всего к убеждению, что волосы придают силу, но это ни организованная религия, ни сформированная вера. Бывший король Эфиопии, Хайле Селассие (Haile Selassie), признан растафарианцами как второй Христос и был известен как Лев – Покоритель Иуды (Conquering Lion of Judah). Лев имеет гриву, и растафрианцы носят дредлоки как символ львиной гривы и уважения к Селассие. Некоторые растафарианцы изображают Самсона с дредлоками, веря в силу длины волос.

В поисках ответа автор посетил форумы «Длинных Волос». Похоже, что немало людей заботятся о длине своих волос. Длинные волосы не дают силу, зато сильные и здоровые волосы говорят о здоровье их обладателя. Некоторые считают, что длинные волосы говорят о способности ломать стереотипы. Некоторые считают их защитой. Некоторые считают, что длинные волосы придают мужественный вид и демонстрируют силу. Некоторые считают их средством самовыражения.

При всём уважении к Йоги Бхаджан, нет физиологического механизма при котором длинные волосы делают человека сильнее. Как антенна для космической энергии волосы не нужны, как не нужны они в виде проводника витаминов, минералов, солнечной энергии или чего-то там ещё. Причёска в стиле Самсона не нужна для физической силы и здоровья. Здоровье нужно для того, чтобы иметь такие волосы. Не требуется искать физиологического объяснения. Люди, имеющие длинные волосы, чувствуют себя отлично, как и те, кто имеет короткие, вьющиеся, красные, голубые или вообще не имеют волос. Каждому своё, и каждый из нас делает свой выбор, что ему больше по душе.

Иллюстрация «Самсон» любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2014

Дьякова Елена

Самсон

Краткое содержание мифа

Самсо́н (ивр. Шимшо́н ) — знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

С амсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий, наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Рождение Самсона, которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян», Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел.

Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление - подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон, исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка.

Фрагмент шиферного барельефа
"Самсон разрывает пасть льву»

Позже Самсон находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом. Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам - «брачным друзьям» - неразрешимую загадку:

«Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Самсон поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене Самсона, что сожгут её дом, если он «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, Самсон сообщает ей разгадку - и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?».

Самсон, загадывающий загадки на свадьбе
1638, Рембрандт

Тогда, осуществляя первый акт своей мести, Самсон поражает тридцать филистимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев Самсона и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей. Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, Самсон связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай. За это филистимляне сжигают жену Самсона и её отца, а в ответ на новое нападение Самсона целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят его сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки... упали... с рук его». Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.

Самсон и Далила. Антонис Ван Дейк

Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у Самсона источник его чудесной силы, но Самсон трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но Самсон, просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы. Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди».

Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «Филистимляне на тебя, Самсон!», - он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют его, заковывают в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы.

Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют «забавлять» собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву Самсон, вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.

Образы и символы мифа

Ослепление Самсона. Рембрандт. 1636

Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш, греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, Самсон обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Волосы , безусловно, главный символ мифа. Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. Волосы считались местонахождением души или магической силы. Потерять волосы означало потерять силу. Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль; «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он.

Лев. Символ мощи. Не зря льва считают королем зверей. Лев был распространенным образом врагов Израиля. Дух сошел на Самсона, и он победил льва, что должно было сказать ему, что он на самом деле может избавить Израиль от Филистимлян.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Гибель Самсона. Шнорр фон Карольсфельд

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец». Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений - оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила»..

Скульптурная
группа фонтана
"Самсон"

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Самый знаменитый памятник Санкт-Петербурга "Самсон, раздирающий пасть льва" - самая зрелищная композиция Большого каскада. Струя воды возносится вверх на 21 метр. Постаментом служит трехметровая гранитная скала.

Скульптурная группа фонтана "Самсон" - аллегория победы России над Швецией под Полтавой. Через месяц после легендарного сражения Петра I впервые сравнили с Самсоном, что объяснялось и тем, что Полтавская битва произошла в день этого святого - 27 июня. С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных символов русской армии и Петра I. Швеция же и ее король Карл XII отображались в виде льва, изображение которого присутствовало на государственном гербе Швеции.

Фонтан "Самсон" был установлен в Петергофе в 1735 году в 25 годовщину великого исторического события. Первоначально группа была отлита из свинца Б.К. Растрелли, создателем одного из лучших памятников Петру I в Санкт-Петербурге.

Самсон и Далила
Артус Квеллинус Старший

В 1801 году монументальная группа была заменена новой, отлитой из бронзы по модели выдающегося русского скульптора - М. Козловского, который внес некоторые изменения, сохранив при этом первоначальный замысел и композицию. В том же году по проекту А. Воронихина велись работы по сооружению нового постамента фонтана, в котором были устроены ниши из которых выглядывали золоченые головы львов.

В период оккупации Петергофа скульптурная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" была похищена и, по всей вероятности, уничтожена. На основе довоенных фотографий и набросков М. Козловского скульптура была восстановлена и отлита в бронзе. А в 1947 году "Самсон", уже третий по счету, занял свое историческое место у подножия Большого каскада, составив с ним единое художественное и композиционное ядро всего Нижнего парка Петергофа.

Социальное значение мифа

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью. Потеря жизненной силы в результате женского коварства присуща многим мифологическим героям. Это показывает, что не всегда стоит доверять даже близким людям.

Миф о Самсоне может научить нас борьбе со Злом, он борец за справедливость. Самсон помогает своему народу избавиться от Израильского ига, что показывает его самоотверженность.