Принятие Декларации

Развитие международных отношений в современном мире позволяет говорить о том, отношения внутри каждого государства, касающиеся сферы человеческих прав, стали объектом международно-правового регулирования. Это регулирование затрагивает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека, что в свою очередь, способствует обеспечению стабильности и устойчивости правопорядка.

В мире часто и повсеместно совершаются преступления против детей и подростков. Однако проблема отдельного рассмотрения прав ребенка возникла сравнительно недавно. Как известно, ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Демократические движения за реформы в XIX веке оказали свое влияние на общество, вследствие которого многие государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. В тот период, однако, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Первый официальный процесс по урегулированию прав ребенка прошел в Австралии в конце XIX в. После этого аналогичные суды начали свою деятельность в Канаде и США. Однако судебной системе требовалась некая юридическая основа, такой документ, по которому можно выносить соответствующие решения и постановления.

В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка, которая стала первым международным документом по правам ребенка.

Само слово «декларация» в переводе с латинского языка означает провозглашение. Такой документ представлен в виде рекомендаций и не имеет обязательной силы, но в нем утверждены основные принципы и программные положения.

В ООН с самого начала ее работы в 1945 году дети, их права и благополучие всегда находились в центре внимания. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который и сегодня является главным механизмом международной помощи детям. В 1948 году в принятой Всеобщей Декларации прав человека было отмечено, что дети должны быть объектом особой помощи. В 1959 году существующий женевский документ был доработан и принят его новый вариант. В новой Декларации права ребенка были зафиксированы в более полном объеме.

Основное положение принятой Декларации заключалось в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Документ провозглашал 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на международном уровне.

Впервые отмечалось, что забота о детях и их защите являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Разработчики Декларации определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого. 10 принципов отражают главные обязанности взрослых перед детьми.

1-й принцип . Все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип . Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип . Государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя.

4-й принцип . Дети имеют право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности и послеродовый период. Каждый ребенок имеет право на жилье и питание. Весьма подробно Декларация характеризует школьный возраст. Кроме того, разъясняется необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей.

5-й принцип . Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип . Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип . Всем детям предоставляется бесплатное обучение. Они имеют право играть и развиваться. Родители же должны учить их ответственности и полезности своему обществу.

8-й принцип . Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип . Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу.

10-й принцип . Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в частности, родители, учат его заботе и взаимопониманию.

Декларация прав ребенка провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или иных убеждений, национальной принадлежности и других критериев. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь.

Этот документ оказал значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. Многие государства закрепили принципы Декларации в своих конституциях и документах различных государственных и общественных организаций.

Безусловно, Декларация не является совершенным документом с точки зрения юридической техники. В ней не определено понятие «ребенок», а принципы, из которых декларация состоит, представляют собой не столько права ребенка, сколько обязанности взрослых по отношению к детям. Следует отметить, что декларация не была обязательной для подписавших ее государств. Тем не менее, значение этого документа трудно переоценить, ведь именно Женевская декларация положила начало закреплению прав детей в международно-правовых актах и на ее принципах строятся и современные документы, охраняющие права детей.

Права несовершеннолетнего в нашей стране определены не только отечественными законодательными органами, установлены официально на международном уровне в документах Декларация и Конвенция. Женевская Декларация прав ребенка утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года. Декларация представляет собой 10 основных принципов, цель которых обеспечение детям счастливого детства, защиту их прав.

Ребенок как субъект права

Согласно принципам декларации прав ребенка, он считается гражданином, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Государство должно оберегать его права в целях обеспечения условий свободы и достоинства. Статьей 54 Семейного кодекса РФ:

  1. Получать бесплатное образование, различную информацию.
  2. Исключить различные формы дискриминации, неравенства, национального, социального с другими гражданами.
  3. Получать медицинское обслуживание, иметь возможность хорошего досуга, социальное обеспечение.
  4. Иметь общение с родителями в семье, получать их воспитание.
  5. Право свободно выражать свои мысли, собственное мнение.
  6. Быть владельцем собственности, получать ее по наследству.
  7. Право на гражданство, собственное имя и фамилию.
  8. Положенную полноценную поддержку государства, его защиту, если он не получает от отца с матерью.
  9. Сбережение от насилия и жестокости в обращении с ним.

Женевская декларация прав ребенка

Изначальный вариант данного документа был утвержден в 1924г. Он включал 5 пунктов о защите детей от неволи и насилия. Первая декларация организации объединенных наций стала серьезным актом, направленным на защиту несовершеннолетних. В 1959г. документ был расширен. Обязательство за воспитание, обучение детей возложены на взрослых, определены их обязанности перед несовершеннолетними. В 1989г. утверждена последняя Декларация о правах ребенка.

В этой редакции определены десять принципов родительских обязательств. Главный постулат: все лучшее на планете должно принадлежать маленьким гражданам, никто не отнимет и не лишит их этого.

Гарантии компетенций российских детей соответственно с актами международной Конвенции устанавливаются нормативными документами – федеральным законом N 124 и Конституцией РФ.


Краткое содержание 10 принципов

Десять принципов Декларации:

  1. Первый принцип дает равноценные с одногодками права, независящие от цвета кожи, социального положения, места рождения и проживания.
  2. Всех детей должны обеспечивать должным воспитанием, а так же необходимым физическим развитием.
  3. За ними должны быть закреплены имя и фамилия, гражданство страны проживания.
  4. Предусмотрена возможность получения медицинской помощи и социального ухода еще до рождения (во внутриутробный и весь послеродовой период). У маленьких граждан должен быть всегда дом и еда. Большое внимание этот принцип уделяет школьникам, он указывает на обязанность следить за здоровьем, особенно в семьях с низким материальным достатком, предоставить им социальное обеспечение. Цель такой усиленной заботы – предупреждение патологических наклонностей подростков (суицид, садизм, бродяжничество, наркомания).
  5. Дети с психическими и физическими отклонениями в здоровье находятся под усиленным вниманием и опекой ответственных за них лиц.
  6. У всех малолетних есть право быть любимыми и получать опеку от родителей. В случае их отсутствия, семью обеспечит государство, в котором они проживают.
  7. Право бесплатного обучения на основании Федерального закона N 273 и Конституции. Родители обязаны предоставить такую возможность, чтобы вырастить гражданина, полезного обществу. Помимо обучения осуществляется познание окружающего мира в играх, книгах, мультфильмах.
  8. Важный принцип Декларации – уберечь от жестокого обращения и эксплуатации малолетних. Жестокое отношение в виде психического, физического, сексуального насилия применять нельзя! Допустимые методы воспитания – разъяснения, убеждения, уговоры. Случаи жесткости наказываются по закону, предусмотрены строгие наказания в случаях . Насильственными считаются: угрозы, грубость, телесными наказания, унижение достоинства, травмы тела и психики.
  9. Он имеет первостепенное право получать помощь от взрослых и государства, если нуждается в ней.
  10. Все люди имеют право на жизнь без агрессии и войн, мирное небо над головой.

С детства ребенок должен усвоить, что обижать других детей и взрослых, издеваться над немощными и слабыми нельзя. Это
будет основой его поведения в будущем.

Нарушение Декларации

На территории РФ действует целый порядок защиты прав несовершеннолетних с целью предотвращения нарушений закона. Существуют отделы полиции по делам несовершеннолетних, территориальные комиссии, социальная защита органов опеки. Учреждения взаимодействуют между собой, принимают меры профилактики в отношении малолетних.

Нарушителями прав чаще являются школа, семья. В них оскорбляют, унижают, избивают детей, заставляют выполнять тяжелую грязную работу. Основные виновники противоправных действий не считают себя таковыми.

Государством дано право ребенку защищать себя
от деспотизма и произвола взрослых.


Ответственность за нарушение

Существует уголовная и административная. Если обиженный пожалуется представителям органов опеки или отдела полиции, на тревожный сигнал обязаны отреагировать и обеспечить надлежащую правовую защиту несовершеннолетнего. Если обнаружатся на то основания, будет заведено уголовное дело.

За неисполнение родительского долга отца и мать лишают родительских прав. Если это произойдет, органы опеки обязаны защищать права несовершеннолетних. За трудоустройство малолетнего на тяжелое вредное производство до возрастного минимума административное наказание понесет работодатель по статье Кодекса «Об административных нарушениях».

Где найти защиту

Когда попираются права, имеет место насилие над подростками, оказать поддержку должны :

  • центры экстренной помощи (по телефону);
  • правоохранительные органы;
  • органов опеки и попечительства;
  • различные приюты для социально незащищенных слоев;
  • центр реабилитации по оказанию помощи в опасных обстоятельствах.

При аморальном поведении родителей, которые избивают детей, привлекают к попрошайничеству, их могут защитить правоохранительные и другие госорганы.


Декларация и Конвенция

На основе Женевской Декларации была утверждена, доработана и увеличена, с добавлением новых положений , принятая в 1974г., которая содержит 54 статьи. Ее поддержали более 190 стран. Среди них находится Россия. Всех участниц обязали пересмотреть законодательства своей страны, чтобы гарантировать защиту прав подростков. Их здоровье и жизнь зависят от государства и родителей. Действует Конвенция и сегодня.

Декларация и Конвенция прав ребенка определяют основополагающие принципы. Законодатели, руководствуясь ими, издают акты, имеющие силу на территории одного государства. Нарушителей прав преследуют по закону. Недостаток в том, что малолетние не знают об их существовании. Поэтому задача взрослых – научить их в трудную минуту прибегать к помощи при нарушении прав.

Некоторые родители считают, что малыши, не достигшие совершеннолетия, находясь на их обеспечении, должны во всем им подчиняться. Однако это не так. Каждый ребенок, как и взрослый, имеет свои права, которые защищены принципами Декларации прав ребенка. Начальный вариант документа был принят в 1924 году. Женевская Декларация состояла из 5 основных пунктов.

В 1959 году Организацией Объединенных Наций была принята новая Декларация. Обновленная версия документа раскрывает права детей, основываясь на десяти правилах. В ней также оговариваются обязанности взрослых по отношению к несовершеннолетним. Принципы Декларации закреплены в конституциях многих стран.

Самые важные права ребенка, закрепленные законом

С правами детей, которые являются гражданами РФ, можно познакомиться в Семейном кодексе России. Они делятся на личные и имущественные. Полный перечень и краткое их содержание выглядит так:

Краткое содержание 10 принципов Всемирной Декларации прав ребенка

Приняв в 1948 году Всеобщую Декларацию прав человека, ООН сочла необходимым принятие отдельного документа, провозглашающего права детей, особенно нуждающихся в правовой защите «как до, так и после рождения». Коротко рассмотрим самые важные правила Декларации. Их всего 10:

Правило 1. Ни страна, в которой малыш появился на свет, ни цвет его кожи, ни возраст, ни социальный статус не должны отражаться на его правах. Все несовершеннолетние равны между собой и должны иметь равные права, которые никто не должен занижать, ограничивать или отменять.

Правило 2. У каждого человека есть собственное достоинство. У детей оно тоже есть, поэтому каждый ребенок имеет право чувствовать себя значимым. Законодательство должно обеспечить все условия для нравственного, духовного и физического развития подрастающего поколения.

Правило 3. Появившись на свет, каждый ребенок планеты имеет право на собственное имя, которое ему должны дать мать с отцом. От государства он получает гражданство.

Правило 4. Все малыши, как до рождения (находясь в утробе матери), так и после него, имеют право на специальный уход и врачебную помощь, обеспечиваемые государством. Помимо этого у них есть право на жилье и полноценное питание.

Правило 5. В случае, если ребенок неполноценен, он все равно является членом общества и так же, как и другие дети, имеет все вышеуказанные права. Такие малыши требуют особого внимания и заботы. Согласно данному принципу Декларации государство должно предоставлять им специальные образовательные программы.

Правило 6. Ребенок вправе получать любовь отца и матери, их внимание и понимание, а также защиту государства, гражданином которого он является. Малыши имеют право воспитываться в семье, их нельзя без веских оснований разлучать с матерями. Если несовершеннолетний ребенок остался без родительского попечения, о нем должно позаботиться государство.

Правило 7. Каждый несовершеннолетний вправе учиться бесплатно. Данный тезис Декларации ООН утверждает, что начальный уровень образования должен быть доступным и бесплатным для каждого малыша. Детям необходимо предоставить возможность игр и развлечений, соответствующих образовательным целям. Родители, в свою очередь, должны учить своих детей быть ответственными и полезными для общества.

Правило 8. Малолетние граждане имеют право получать помощь вне очереди, если выбор стоит между ними и другими людьми, которые также нуждаются в защите государства. Детство должно быть всегда в приоритете.

Правило 9. Государство обязано защищать детей от жестокого обращения и трудовой эксплуатации. Принцип номер девять гласит о том, что никакой ребенок не должен выполнять вредную, опасную работу, заниматься трудом, несовместимым с его нормальным развитием.

Правило 10. Любая форма дискриминации не должна поощряться воспитывающими ребенка людьми. Десятый тезис особенно актуален сегодня. Чтобы ребенок, подрастая, органично вписался в общество, родители обязаны учить его заботиться о ближних и находить общий язык с окружающими людьми.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение декларации, охраняющей детство?

Казалось бы, семья и школа должны стоять на защите прав ребенка, но все чаще случается так, что именно они становятся главными их нарушителями. Сколько известно случаев, когда детей унижают словесно, бьют по лицу и другим частям тела, ставят в угол, наказывают при всех, заставляют выполнять тяжелую работу за малейшие провинности. Самое обидное – это то, что родители и учителя зачастую считают подобное «воспитание» правильным и не видят в этом ничего противоправного. В этом они сильно ошибаются. Маленький ребенок, как и взрослый человек, все понимает и чувствует, когда его унижают и обижают.

Взрослые должны твердо усвоить, что малейшее посягательство на права детей вредит их физическому, психологическому и нравственному здоровью, и поэтому административно и уголовно наказуемо. Вид ответственности зависит от тяжести причиненного малышу вреда. Если родители плохо исполняют свои родительский долг, их могут лишить прав на ребенка.

Где искать помощи несовершеннолетнему ребенку?

Каждый ребенок нуждается в защите, так как по сравнению со взрослыми он мал и слаб, многого не знает и не умеет. В случае применения к ребенку физической силы либо насилия сексуального характера он не сможет достойно сопротивляться взрослому человеку, поэтому его так просто обидеть и унизить. К сожалению, некультурные и невоспитанные люди часто этим пользуются.

1. Пользуясь текстом учебника на с. 16 - 17, подпиши, какие права ребёнка проиллюстрированы этими фотографиями.

2. В дополнительной литературе или Интернете познакомься с Десятью принципами Декларации прав ребёнка. Выпиши 2 - 3 принципа, которые ты считаешь наиболее важными. Можно выразить их смысл своими словами.

Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Обсудите в классе принципы Декларации прав ребёнка. Какие из них выбрали другие ребята? Обоснуйте свой выбор.

Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.


Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.




Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.




Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.


Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.


Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.




Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.


Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую- либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.