Отличие этих групп состоит в том, что в группах со спонтанной динамикой ведущий следует «самозарождающимся» динамиче­ским процессам, а в группах с управляемой динамикой ведущий, используя определенные средства, провоцирует те или иные процессы в группе, т акие как проявление и выражение чувств, обратные связи, рефлексия групповой ситуации и т. д.

Такими средствами могут стать и групповые правила, если ведущий с самого начала берет на себя функцию наблюдения за их выполнением в группе, объявив об этом во вступительном слове. Тогда, обращая внимание на происходящее в группе с точ­ки зрения групповых правил, он, по крайней мере, стимулирует рефлексивные процессы . Он имеет возможность сказать: «Да­вайте теперь дадим друг другу обратные связи» и т. п. Таким об­разом он может активизировать и более явно структурировать процесс общения и взаимодействия в группе.

В большей степени структурировать и активизировать динами­ческие процессы в группе позволяют групповые психотехники . Некоторые из них мы уже описывали, когда говорили о третьем этапе группы со спонтанной динамикой. Подобные упражнения могут не только фасилитировать (облегчать проявление) и струк­турировать то, что есть, но и провоцировать поворот групповой динамики в то или иное русло.

Несомненно, что у такого управления есть свои пределы. Груп­па может не пойти за ведущим, если он попробует предложить что-либо в неподходящий момент. Группа - организм, состоя­щий из живых людей, у которого осуществляются свои внутрен­ние процессы и своя логика их развития.

Пределы волюнтаристского управления группой со стороны ведущего определяются органическими законами спонтанной динамики. Поэтому любые варианты ведения групп с управляе­мой динамикой опираются на эти законы. Попытаемся показать некоторую последовательность событий в одном из типов групп с управляемой динамикой. И на этом примере поговорим о про­исходящих там психологических процессах.

Кроме роли фасилитатора, ведущий открыто берет на себя функ­цию организатора группового процесса.



ЭТАП ПЕРВЫЙ. Заключение психологического контракта, вхождение в «здесь и теперь», сплочение и раскрепощение, пер­вые обратные связи.

Можно начать с круга знакомства. Можно предложить называть друг друга на «ты» и по именам. Дальше обычно каждому участ­нику предлагается сказать о своих ожиданиях. Вначале все про­говаривается в закрытой форме, но это первое введение в куль­туру «здесь и теперь», это первый опыт попробовать говорить в группе.

Предварительные разговоры очень важны. Фактически они являются формой заключения психологического контракта меж­ду участниками, между группой и ведущим. В ожиданиях, о ко­торых говорят участники, спрятана мера ответственности за то, что они собираются делать в настоящий момент. Это также в скрытом виде проговаривание позиции, которую каждый для себя видит в отношении других членов группы. Например, кто-то может сказать, что многого не ждет, хотел бы посмотреть на себя и, по возможности, включаться в происходящее на занятии. Ведущий может в своем парафразе переформулировать это в терминах ответственности: «То есть ты берешь на себя ответ­ственность перерабатывать тот опыт, который будешь получать "здесь и теперь"». Любая ответственность, пусть даже самая ма­ленькая, но достаточно ясно сформулированная и принятая - благо для динамики группы и личностной динамики участника.

Потом ведущий предлагает поближе познакомиться и начать игру. Это поможет участникам почувствовать себя более свобод­но друг с другом, немного раскрепоститься, чтобы более продук­тивно работать вместе. Могут быть использованы салонные или детские игры.

Таких игр может быть бесконечное множество. Главная их особенность в том, что они вводят участников в «здесь и теперь», позволяют наработать реальные чувства, создать отношения меж­ду участниками в психологически безопасной форме. Это дает возможность каждому уча­стнику проявиться, увидеть себя и других с несколько необыч­ной точки зрения. Процедура как бы задает структуру занятий, выделяет две неотъемлемые части: 1) получение опыта «здесь и теперь» и 2) рефлексию этого опыта.

Вместе с тем, за игровой легкостью участники начинают чув­ствовать нечто большее, поскольку обратные связи и рефлексия уже начинают задевать какие-то более глубокие стороны «Я».

Итак, фактически группа уже сплочена опытом совместных позитивных чувств «здесь и теперь», и ее участники уже доста­точно свободны в своих проявлениях. Группа готова двинуться «глубже». Но для этого нужен еще один шаг: участники должны более четко почувствовать себя группой и осознать это, а затем уже принять решение, сделать выбор пути - заключить новый психологический контракт.

ЭТАП ВТОРОЙ. Рефлексия групповой ситуации «здесь и те­перь», заключение нового психологического контракта.

Проводится рефлексия группы: «Что сейчас представляет собой наша группа? Как мы чувствуем себя друг с другом? Какие роли оказались у каждого участника в этой группе? Такими, каковыми мы сейчас являемся, можем ли мы вместе дальше общаться?»

Обычно вначале используется какая-нибудь рефлексивная игра. В настоящей книге уже описана игра «Автомобиль», кото­рая была использована на занятиях с подростками. Здесь мы приведем другую технику - «Скульптурный портрет группы».

В качестве помощи в рефлексии группового процесса может быть использована техника «самооценки включенности» в груп­повой процесс. Ведущий ставит в центр круга стул и говорит: «Это у нас центр группы. Тот, кто чувствует себя включенным в то, что происходит в группе "здесь и теперь", может сесть или встать на этот стул. Кто-то может чувствовать себя несколько в стороне, кто-то вообще может находиться в углу комнаты и чув­ствовать себя полностью выключенным из этого круга. Давайте сейчас все вместе займем те места, на которых мы сами себя ощу­щаем. Может быть, придется потолкаться, но в конце концов наша "живая диаграмма" как-то успокоится, и мы сможем уви­деть, какова наша группа».

Иногда начинается свалка, борьба за место на стуле, кто-то занимает его, кто-то садится первому на колени, поскольку тоже чувствует себя в самом центре. Иногда центр остается почти пу­стым. В любом случае - это ценнейший материал для обсужде­ния рефлексии при переходе к следующему этапу.

И первый этап, и его рефлексия на втором этапе позволяют группе почувствовать и осознать себя группой. Второй этап, в дополнение к эффектам первого, позволяет во время выполне­ния и обсуждения упражнений высказать и негативные чувства, свои переживания по поводу своего места среди других «здесь и теперь» и т. п.

Теперь уже ведущий может предложить, а группа готова осознанно принять путь дальше - к более глубокому видению и пониманию себя, к более глубоким проявлениям себя «здесь и теперь», к более глубокой рефлексии получаемого опыта. Принятие этого предложения является заключением нового психологического контракта, принятие группой новой ответ­ственности.

ЭТАП ТРЕТИЙ. Личностные проекции, самопознание, уг­лубление обратных связей.

Атмосфера становится серьезней, пропадает легкость, но вместе с тем возрастает «температура» группового процесса. В группо­вом «котле» оказываются более глубокие личностные «пласты». Обычно ведущий использует психотехники, постепенно про­двигая группу вглубь. Новизну этого этапа могут подчеркивать психотехники, направленные на новое знакомство на другом, более глубоком уровне.

Подобный опыт делает участников группы более открытыми, обратные связи становятся более глубокими и эмоциональны­ми, благодаря чему участники начинают рассказывать о себе. Кроме того, расширен языковый арсенал участников, в группе складывается ее индивидуальный язык.

Дальнейшие психотехники, если они используются, предпола­гают более открытую проекцию своих «Я» в «здесь и теперь» груп­пового общения. Ведущий усиливает эту проективную тенденцию.

Иногда возникает интересная особенность групповых отноше­ний. Наряду с тем, что сохраняется глубокий личностный уровень общения, обсуждаются и интенсивно переживаются очень интим­ные стороны «Я» участников. В группе возникает деловая обста­новка. Участники по-деловому как бы составляют график, когда и чьей проблемой заниматься, устанавливается даже очередь на самораскрытие. Наверное, курьезно это звучит со стороны, но внутри группы такое сочетание прагматизма и душевности ощу­щается как совершенно естественная форма общения.

На этом этапе ведущий порой даже сдерживает обсуждения, чтобы не нарушить тот баланс «внешнего» и «внутреннего», о котором мы все время говорили: слишком интенсивные обсуж­дения и рефлексия личностной проблемы в группе, между учас­тниками, могут отнять у человека возможность побыть наедине со своим «Я», пережить полученный опыт внутри себя.

Когда «энергетика» этого этапа начинает снижаться (как опи­сывался этот момент в «спонтанных» группах), ведущий может повернуть групповую динамику снова к «здесь и теперь» меж­личностного общения и отношений в группе.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. Изменение контракта, усиление меж­личностной динамики в группе, социометрия.

На этом этапе участники группы уже привыкли друг к другу и почувствовали психологическую безопасность. На предыдущем этапе группа прошла через риск самораскрытия. Теперь обратные связи участников в отношении друг друга открыты и глубоки. Обратные связи стали автоматически получать статус предмета личностной работы, а не травмирующего или манипулятивного фактора.

Но если на третьем этапе акцент в обратных связях, в рефлек­сии был обращен на внутреннее состояние личности участников группы, то теперь он переносится на межличностные отношения «здесь и теперь», на более глубокую проработку («переживатель­ную» и «рефлексивную») симпатий, антипатий, доверия. Это до­статочно суровое испытание, вызывающее весьма глубокие пе­реживания.

Такой переход проговаривается ведущим. Выслушиваются реакции участников, каждый говорит о своей готовности или неготовности идти в этом направлении. Другими словами, зак­лючается новый психологический контракт, когда группа берет на себя ответственность за дальнейшее. Тема ответственности может обсуждаться открыто.

Эмоции в группе начинают смещаться в сторону радостных и светлых чувств. Всем хорошо друг с другом и с самими собой. Может наступить даже групповая эйфория. Эти чувства действи­тельно прекрасны. Но эйфория таит в себе и опасность, о кото­рой мы уже говорили. Работа по профилактике этой опасности проходит на последнем, пятом этапе.

ЭТАП ПЯТЫЙ. Выход из «здесь и теперь», социальная реа­билитация, завершение группы.

Пятый этап проходит совершенно аналогично последнему этапу работы групп со спонтанной динамикой. Но есть одно дополне ние, одно замечание.

Иногда в групповом процессе - в обоих типах групп - насту­пают моменты, которые психологи на профессиональном жаргоне называют пробуксовкой: либо участники застревают на ка­ком-то этапе (легкость и приятные эмоции после первого этапа управляемых групп, застревание на проблеме одного из участни­ков и пр.), либо группа ощущает риск при переходе к более глубо­ким уровням общения и самопознания и начинает «сопротивлять­ся», либо речь может идти о падении энергетики, и динамика становится вялой.

В таких случаях делают рефлексивную остановку, и прово­дят в группе рефлексию процесса: «Что сейчас происходит с на­шей группой? Какие чувства это вызывает? Можно ли дать ме­тафору тому, что сейчас происходит?» и т. д. То есть проводятся процедуры, аналогичные тем, которые делаются при переходе от этапа к этапу. Главное, чтобы сам факт пробуксовки и ее пере­живание каждым человеком стали групповым событием, пред­метом групповой рефлексии и групповой работы по преодоле­нию пробуксовки. После этого группа уже в состоянии сделать выбор, куда ей двигаться дальше, что будет подтверждением ста­рого или заключением нового психологического контракта.

Сталин развития групп со спонтанной динамикой

Четвертая стадия – действие

Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

Существуют и другие подходы к выделœению -этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.

1 этап : заключение первичного психологического контракта͵ знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

4 этан : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

1 этап : заключение психологического контракта͵ вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

4 этап : изменение контракта͵ усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.


  • - Стадии развития групп с управляемой динамикой

    [читать подробенее]


  • - Стадии развития групп с управляемой динамикой

    Сталин развития групп со спонтанной динамикой Четвертая стадия – действие Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения,... [читать подробенее]


  • - Стадии развития групп с управляемой динамикой

    Сталин развития групп со спонтанной динамикой Четвертая стадия – действие Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения,...

  • Существуют и другие подходы к выделению - этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.

    1 этап : заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

    2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

    3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

    4 этан : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

    Стадии развития групп с управляемой динамикой

    1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

    2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

    3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

    4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

    5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

    При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.

    Идеальная модель развития группы К.Фопеля

    Представленная модель группового развития в идеальной форме описывает работу новой, только что составленной группы, рассчитанную на длительный период времени. От участников требуется некоторая активность, при этом они еще не знают друг друга и по-разному понимают как содержание задачи, так и правила взаимодействия.

    Отдельные элементы этой модели относятся и к тем группам, которые находятся на других ступенях развития и работают в других условиях.

    Стадия 1. Ориентация

    Ожидания относительно того, что будет происходить в группе, у различных участников разные. Каждый приносит с собой свой индивидуальный опыт. Все это составляет нечто вроде "оптического стекла", через которое участник воспринимает происходящее.

    Во-первых, каждому человеку в новой для него ситуации поначалу важно одновременно защитить себя и ощутить свою принадлежность к группе. Некоторые участники пытаются снижать степень своей неуверенности, стараясь контролировать ситуацию и по малейшему поводу переходить в наступление. Большинство из них все-таки стремятся понять ситуацию. Они наблюдают, оценивают, что им подходит, а что - нет, пытаются представить, какие опасности могут им угрожать. По существу, все скованны, и oкаждый пытается сориентироваться, собирая информацию о других, зачастую искажая ее "оптическим стеклом" прошлого опыта и стереотипов.

    Как маленький ребенок в свой первый школьный день, люди в таких ситуациях склоняются к тому, чтобы:

    Чувствуя свою некомпетентность, не показывать сомнений в себе;

    Создавать впечатление уверенности;

    Быть критичными и агрессивными, однако внешне демонстрировать свои приятные стороны и дружелюбие;

    Выяснить, какие негласные правила игры действуют в конкретной группе - как здесь одеваются, как здесь говорят, как реагируют на те или иные ситуации;

    Беспокоиться о других;

    Структурировать неясную ситуацию, классифицируя других участников и снабжая их "ярлыками" (хвастун, интеллектуал, привлекательная женщина, депрессивный человек);

    Спрашивать себя, какую цену нужно будет заплатить за принадлежность к группе и окупится ли эта инвестиция;

    Ориентироваться на ведущего или уверенного в себе участника, чтобы получить от него одобрение и поддержку.

    В дальнейшем напряжение в группе постепенно уменьшается, и "холодная" атмосфера тает.

    Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи и пытаются прояснить для себя, что нужно именно им.

    К сожалению, часто встречаются группы, в которых самоконтроль участников так силен с самого начала, что их индивидуальность может развиваться лишь в минимальной степени. Без специальной работы подобные группы так и остаются во "льду" начальной стадии.

    Реже встречаются группы, в которых с самого начала существует атмосфера безопасности и открытости.

    В области социальной структуры, работа группы начинается с попыток участников сориентироваться в ситуации. Они пытаются понять, какие модели межличностного поведения считаются приемлемыми. Они в большой степени зависимы от ведущего, от существующих норм и структур, и уважают заданные стандарты, желая получить поддержку и помощь в новой, относительно открытой ситуации. В области достижения целей работа в группе тоже начинается с ориентировки. Участники пытаются понять цели, определить методы их достижения.

    Сталин развития групп со спонтанной динамикой

    Четвертая стадия – действие

    Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

    Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

    Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

    Существуют и другие подходы к выделению -этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.

    1 этап : заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

    2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

    3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

    4 этан : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

    1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

    2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

    3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

    4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

    5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

    При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.

    Вопросы и задании для самоконтроля

    1. Какое понято использовано О. В. Немиринским при описании стадий группового процесса?

    2. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л. М. Митиной.

    3. Верно или неверно:

    a. Кризисы и развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.

    b. Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.

    c. Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.

    4. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.

    5. Встаньте нужные слова в предложение: "Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении".

    6. Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.

    7. Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.


    4.5 Повышаем свою энергетику

    На следующем этапе работы вы должны сделать так, чтобы ваш мысленный энергетический посыл был услышан теми исполнителями, которые могут прийти вам на помощь. Для этого он должен быть достаточно сильным, чтобы не затеряться в бесчисленном хоре мыслей типа «Хочу того! Хочу этого!», которые одновременно посылают миллиарды живущих на планете людей.

    Очень хорошо повышают энергетику некоторые психологические тренинги, где с помощью специальных приемов ведущие раскачивают внутренний потенциал участников тренинга. После тренинга участники находятся в высокоэнергетическом, эйфорическом состоянии, и все их цели реализуются очень быстро.

    Но, к сожалению, внешняя энергетическая «накачка» обычно действует всего два-три месяца, потом требуется повторять процедуру. Люди становятся зависимы от тренингов и стремятся участвовать в них вновь и вновь.

    Мы предлагаем другой подход - самостоятельную работу по повышению внутренней энергетики. Если вы используете эти рекомендации, то ваше будущее будет зависеть только от вас! От вашего желания и от приложенных усилий. Мы даем инструмент для работы над собой один раз и на всю жизнь. Возьмете ли вы его - решать вам.

    Повышение внутренней энергетики и уверенности в себе
    Срок реализации задуманных вами событий напрямую зависит от того, с какой внутренней энергией вы будете идти к их реализации. Если вы очень уверенный в себе, энергичный и целеустремленный человек, то задуманное вами может реализоваться буквально через несколько дней. Но подобные люди редко изучают методики, подобные нашей - им это просто незачем. А люди с массой сомнений и переживаний всегда имеют низкую внутреннюю энергетику, и сроки реализации даже самых горячих их желаний (если они есть вообще) растягиваются на многие годы. Отсюда возникает простой вывод: для ускорения формирования нужных вам событий необходимо использовать специальные упражнения, направленные на увеличение вашего энергетического потенциала. Подобные упражнения как раз рекомендуется освоить на следующем этапе изучения методики формирования событий.

    Внутренние сомнения - пожиратель жизненных сил
    Очень большой урон нашей энергетике приносят внутренние сомнения и переживания типа “Все ли правильно сделал? А не сказал ли я чего лишнего? Правильно ли я сделала, что купила это платье?” и т.п. Внутренние сомнения, являющиеся результатом неконтролируемой работы вашего собственного ума - главный пожиратель ваших сил и здоровья. Непрерывно сомневающийся и, главное, пытающийся путем постоянных внутренних рассуждений прийти к обоснованным решениям человек, чаще всего мало приспособлен к процветанию в нашей жизни. Непрерывно работающая “словомешалка” отнимает у такого человека время и энергию при полном отсутствии видимых результатов.

    Это вовсе не значит, что мы призываем вас ни в чем не сомневаться и всегда иметь суждение по любому поводу. Сомнение - удел мыслящего человека. Мы только пытаемся вас убедить, что решать проблемы нужно не с помощью своей “словомешалки”, а с помощью более сильных и сведущих сил. Но для разрешения своих сомнений и вопросов с помощью подсознания (то есть с помощью управляемой интуиции), вы должны уметь заставить замолчать свой ум и освободить в голове место для получения ответов на ваши вопросы.

    Мощная энергетика - гарантия успеха
    Человек с мощной энергетикой может по своему желанию выходить на контакт с любыми эгрегорами, в том числе с очень высокими, и буквально “заставлять” их исполнять свои желания. Такие люди есть, но их мало и они обычно не придают значения своим возможностям. А ведь если бежать сразу во все стороны, нарушая второй принцип Методики формирования событий, то даже при самой высокой энергетике можно очень долго ждать исполнения желаний. Зато если соединяется высокая энергетика и одна цель, то она может реализоваться буквально на следующий день.

    Увеличивать мощность своей энергетики можно разными способами. Очень хорошо в этом помогают различные восточные гимнастики, в особенности “цигун”. Можно использовать дыхательные упражнения из йоги или из ребефинга.

    В йоге особое внимание уделяется понятию “прана”. Слово “прана” в переводе с санскрита означает “жизненное дыхание, жизненная энергия”. Согласно древнеиндийским воззрениям, при дыхании человек вбирает в себя не только кислород, а еще и некую энергетическую субстанцию, которая и называется “прана”. Эта энергия, вдыхаемая человеком вместе с воздухом, передается разным органам тела и перерабатывается ими, образуя в совокупности внутренний «пранический ток».
    Мы тоже хотим предложить вам одно из известных йоговских дыхательных упражнений.

    Упражнение “ДЫХАНИЕ ПО-ТРЕУГОЛЬНИКУ”.

    Одним из наиболее эффективных приемов по набору энергии в йоге является дыхание “по-треугольнику”, что означает разделение цикла дыхания на три этапа: вдох-задержка-выдох и затем многократное повторение этого цикла.

    В различных источниках приводятся разные рекомендации по длительности этих этапов. Наш опыт показывает, что лучше всего использовать одинаковые длительности этапов и держать их кратными числу ударов сердца - 6 ударов (по 6 ударов на вдох, 6 ударов задержка и 6 ударов выдох). Если эта длительность не вызывает затруднений, попробуйте увеличить длительность этапов до 8, 10 или даже 12 ударов сердца.

    Если вы проводите упражнение к комнате с большими настольными или настенными механическими часами, то в качестве единицы отсчета можно взять “тиканье” часов. Один “тик-так” обычно соответствует примерно одной секунде. Один этап цикла должен длиться также 6 (8,10,12) “тик-таков” часов.

    Выполнять упражнение можно стоя или лежа.

    Дыхание должно выполняться довольно свободно, без сбоев и напряжения. Вдох производится по схеме: заполняется воздухом низ живота, затем средняя часть, затем верхушка груди до отказа. Выдох - в обратной последовательности: верхушка-середина-низ.

    Во время выполнения упражнения с помощью “внутреннего взора” или “луча внимания” нужно мысленно посылать потоки энергии из легких во все органы и части вашего тела - в том числе в больные органы для их излечения. Можно осуществлять дыхание через больные органы, то есть представлять себе, что воздух входит и выходит через этот орган (глаза, печень, колено и т.д.).

    Если выполнять его перед сном, то вам будут сниться красочные цветные сны. Упражнение можно выполнять во время ходьбы - тогда длительность этапа регулируется числом шагов. Количество циклов дыхания “по-треугольнику” - 5-10 за один раз, иначе может закружиться голова от переизбытка кислорода.

    Выполнять упражнение желательно постоянно, но для повышения своей энергетики и получения эффекта нужно делать его ежедневно в течение не менее, чем месяц.

    Дыхательные упражнения дают общее, неизбирательное повышение энергетики. Вы будете чувствовать себя бодро, уверенно, хорошее настроение не будет покидать вас. Эффективность реализации ваших пожеланий при этом повысится в несколько раз.

    Для зарядки внутренней энергии широко используются приемы визуализации, то есть представления себе, что потоки энергии из внешней среды входят в ваше тело и заполняют его.

    Например, если вас одолевают сомнения на почве личных взаимоотношений или вы хотите произвести впечатление своей веселостью и свежестью суждений, то рекомендуем заряжаться легкой и приятной энергией.

    Упражнение “КОСМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ”

    Станьте прямо, потянитесь и отпустите мышцы тела, закройте глаза.

    Представьте себе, что прямо из далеких глубин Космоса вам на голову опускается столб слегка светящейся прозрачной энергии. Подобные столбы вам приходилось видеть в грозовую погоду, когда отдельные лучи Солнца пробиваются в редкие отверстия между темными тучами. Поток энергии, поступающий в вас по этому столбу, может быть окрашен в приятный для вас цвет.

    Золотистая энергия дает веселье, легкость, остроумие. Голубая или серебристая - решительность, внутреннее спокойствие, уверенность в успехе. Поступающая энергия наполняет вас целиком и изливается через ваше сердце наружу на окружающих.

    Поток энергии должен быть с вами постоянно - когда вы работаете, едете в транспорте, отдыхаете и т.д. Вы должны стать как бы марионеткой - куклой, подвешенной на “нитке” энергетического потока.

    Побудьте марионеткой несколько дней, и вы сами не узнаете себя, не говоря уже о ваших знакомых.

    Можно заряжаться энергией от солнца, деревьев, воды и других объектов природы. В общем, хороши любые способы. Другое дело, что различные способы зарядки дают энергию различной “плотности” - в зависимости от того, через какие энергетические центры идет ваша усиленная энергоподпитка.

    Соответственно, если вы собираетесь на свидание и вам нужно набраться смелости для любовного признания, вам нужна мягкая и нежная энергия - ее могут дать лучи заходящего солнца. Вот одно из упражнений, которое поможет в достижении такой цели.

    Упражнение “ХРУСТАЛЬНЫЙ СОСУД”

    • Встаньте лицом к восходящему или заходящему Солнцу.
    • Прищурьте глаза и постарайтесь сквозь них увидеть тонкий солнечный лучик, идущий от Солнца прямо к вам в глаза. Запомните этот лучик и закройте глаза.
    • Представьте себе, что ваше тело - это пустой хрустальный сосуд, который должен заполниться солнечной жидкостью. Начинайте “заливаться” солнечной жидкостью через солнечный лучик, который входит прямо в ваши глаза. Жидкость постепенно будет заполнять ноги, туловище, прольется в руки, затем заполнит голову и через макушку станет выливаться, создавая вокруг вас солнечный сияющий поток.
    • Если Солнце закрыто облаками или вы находитесь в помещении, можно представить себе лучик, приходящий сверху, и заряжаться от него.
    • По окончанию упражнения, которое должно длиться от 3 до 5 мин., сделать омовение лица раскрытыми ладонями.
    Для индикации степени “заполнения” хрустального сосуда солнечной жидкостью можно использовать руки с помощью следующих действий.

    Упражнение “РУКИ-ИНДИКАТОР” (дополнительное к предыдущему).

    Станьте прямо, полностью расслабьте руки и оставьте их “висеть” вдоль тела. Начинайте выполнять упражнение “Хрустальный сосуд”. По мере “наполнения сосуда” ваши руки должны САМИ очень медленно начать подниматься по сторонам вверх. Это должно происходить только самопроизвольно. На сознательном уровне вы должны только наблюдать за процессом поднятия рук вверх. Скорость подъема - снизу вверх не быстрее чем за 3 мин. Самое сложное место - от горизонтального положения рук до вертикального вверх, поскольку мышцы плеча не привыкли поднимать наши руки вверх, в особенности через стороны. Это положение можно в первый-второй раз пройти с некоторым сознательным усилием.

    Руки сразу начинают самопроизвольно подниматься примерно у 60% людей, остальным требуется для развития этой способности определенное усилие и время.

    Это упражнение на зарядку “нежной” энергией. А вот если вы собираетесь выяснять отношения с начальством или с деловым партнером, причем желательно буквально навязывать вашим собеседникам необходимую вам точку зрения, то рекомендуем вам делать следующее упражнение.

    Для выполнения этого упражнения желательно, чтобы вы на время его выполнения были в комнате одни и у вас была возможность пусть не очень громко что-то бормотать или даже выкрикивать, и при этом никто не будет прибегать и предлагать вызвать врачей-психиатров.

    Упражнение “Я ЕСТЬ СИЛА!”

    • Станьте прямо, поднимите обе руки к груди, сожмите кулаки и с силой бросьте их вверх, вниз или от себя (можно только одной рукой, по очереди).
    • При этом с наиболее возможной для вас эмоциональностью и выразительностью буквально выкрикните короткую энергичную фразу типа: ”Я есть сила! Я есть энергия! Я хозяин (своей жизни)!” или “Я счастлив (богат, весел, преуспеваю)!”. Текст может быть и более практичным типа: ”Я начальник отдела!”, “Я сдаю отчет!” или “Я самая сексуальная!”.
    • Выполнить подобное действие нужно раз 5-6 подряд. Если его делать очень энергично, вы почувствуете буквально волны энергии, ударяющие вам изнутри в затылок.
    Упражнение очень энергетично, но оно формирует у человека довольно жесткую энергию, необходимую военным, менеджерам, коммерсантам, политикам и просто людям, желающим продвинуться по службе или потребовать себе зарплату побольше. Его можно выполнять по несколько раз в день, в том числе непосредственно перед ответственными встречами или выступлениями.

    Познаем себя
    Следующий шаг на пути к повышению своей энергетики - убедиться, какой вы замечательный человек. Для этого нужно совсем немного - просто еще раз вспомнить, сколько разных вершин на своем жизненном пути вы уже одолели. И еще раз убедиться, что у вас всегда это получалось замечательно.

    Нужно заметить, что большинство людей не вспоминает о своих успехах и сильно преуменьшает свои достижения, а делать этого ни в коем случае нельзя.

    Чтобы помочь вам реально оценить свои достоинства и достижения, предлагаем вам выполнить несложное упражнение.

    Упражнение “МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

    • Возьмите лист бумаги и ручку. Разделите линиями лист бумаги (поперек листа) на три равные части. Над каждой из частей сделайте по одной из следующих надписей: 1) Мои положительные качества. 2) Чего я достиг? 3) Где я могу себя проявить?
    • Примите удобную позу сидя за столом, расслабьте мышцы тела, остановите бег мыслей.
    • Мысленно задайте себе вопрос: “Какими положительными качествами я обладаю?" и начинайте записывать в первую колонку появляющиеся ответы. Тут может быть доброта, веселость, открытость, настойчивость, умение сопереживать другим людям, желание помочь им и т.д. Сюда же могут войти и вполне конкретные ваши достижения - физическая сила, красота, умение играть в шахматы или разговаривать на иностранном языке, водить машину, плавать, ловить рыбу, красиво писать или рисовать, играть на инструменте или петь песни и т.д.
    Опыт показывает, что любой, даже самый скромный человек, может “накопать” в себе не менее полутора десятка положительных качеств. Так что особо не стесняйтесь, если не хватит одного листка, возьмите второй.
    • Когда закончите заполнять первый столбец, переходите ко второму. Точно так же в состоянии расслабленности и остановки бега мыслей задайте себе следующий вопрос: “Чего же я достиг к настоящему времени?".
    • Как только появятся первые ответы, начинайте их записывать, не отвлекаясь в воспоминания и обсуждения упущенных возможностей. Ваша "словомешалка" постоянно будет пытаться перехватить у вас инициативу и начать обсуждение каких-то проблем - не поддавайтесь на ее выпады. Во второй столбец вы должны записать ВСЕ мало-мальски значимые достижения вашей жизни. Это может быть поступление или окончание учебного заведения, женитьба или развод, покупка хорошей вещи или интересная поездка, встречи с интересными людьми или выполнение трудной работы, сочинение песни или поимка большого карася на рыбалке и т.д. и т.п.
      Как мы уже говорили, не существует человека, который не смог бы припомнить у себя десятка полтора-два достижений.
    • Когда достижения перестанут всплывать у вас в памяти, без перерыва переходите к заполнению третьего столбца. Задайте себе мысленно вопрос: “Где бы я мог проявить себя лучшим образом?" и начинайте записывать появляющиеся ответы. Ответы опять же могут быть самыми разными. Может быть, вы видите себя выдающимся военачальником или видным политиком, проповедником или разведчиком, отцом десяти законных детей или преуспевающим Дон-Жуаном и т.д.
    • Неплохо, если записи из второго и третьего столбцов будут пересекаться и дополнять друг друга. Это будет означать, что вы записываете в третьем столбце не просто свои фантазии на тему "Кем бы я хотел быть", а некоторые подтверждаемые вашими вполне конкретными успехами аспекты вашей реальной жизни и деятельности.
    Подобным образом любой человек может найти пять-десять видов деятельности, в которых его наверняка ждет успех. Если, конечно, он будет ими реально заниматься.

    Общие затраты времени на выполнение упражнения - от 15 до 30 минут.

    Когда закончите выполнение упражнения, нужно будет вернуться в обычное состояние сознания, вновь просмотреть и проанализировать записи. Мы уверены, что для вас будет большим откровением увидеть сразу все свои достоинства и достижения. Людям свойственно забывать и преуменьшать свои достижения и концентрировать внимание на недостатках, что снижает их энергетику и уверенность в своих силах.

    Выполнение приведенного упражнения наверняка повысит вашу самооценку и уверенность в себе - т.е. увеличит вашу энергетику и облегчит общение с высокими эгрегорами.

    Но не выбрасывайте эти листки с выполненным упражнением, а сохраните их! И записывайте в них ваши новые достижения по мере их появления. А если вы будете помнить и искать новые достижения, то они будут постоянно появляться в вашей жизни. И вы все больше и больше будете убеждаться, какой вы талантливый, успешный и просто выдающийся человек! Вы преисполнитесь чувством собственной значимости, а это и есть высокая самооценка, необходимая для быстрого достижения нужных вам целей.

    И не забывайте, что рядом с вами находятся такие же выдающиеся и успешные люди, поэтому у вас нет никаких оснований смотреть на других людей с презрением или высокомерием. Это уже будет идеализация (то есть преувеличение) своих способностей, и Жизнь будет вынуждена дать вам урок по разрушению этой идеализации. Поэтому рассуждайте просто: «Я - супер! И окружающие - супер!», хотя они могут и не догадываться об этом.

    А нам пришла пора подвести очередные итоги.

    ИТОГИ.
    1. Срок реализации задуманных событий напрямую зависит от того, с какой внутренней энергией вы будете идти к их реализации. Поэтому всеми доступными способами нужно повышать свою энергетику и свою самооценку.
    1. Чтобы повысить свою энергетику, первым делом нужно избавиться от постоянных сомнений и страхов. Приемы для остановки «словомешалки» мы уже рассматривали.
    2. Следующим способом повышения своей энергетики является использование различного рода упражнений, в ходе которых вы будете визуализировать поступление в ваше тело потоков энергии от внешних источников, в качестве которых может выступать Солнце, деревья, горы, поля или открытые водоемы.
    3. Для повышения своей самооценки очень важно зафиксировать на бумаге все ваши прежние достижения и постоянно пополнять этот список.


    Это самая первая книга
    методики Александра Свияша, которая в дальнейшем
    получила развитие
    как технология
    Разумной жизни.