Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.

Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.

Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно - образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка, обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.

Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д

Формы, методы и приемы, используемые в образовательной деятельности (ручной труд), оказывающие влияние на творческое развитие дошкольника

В работе с детьми я используются эффективные методы и приемы:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • объяснительно - иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
  • репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

А также используются общие способы стимулирования творческой активности:

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;

Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

Поощрение высказывания оригинальных идей;

Обеспечение возможностей для упражнения и практики;

Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

Предоставление детям возможности активно задавать вопросы

Ребенок будет развиваться гармонично, расти разносторонней личностью, если учить создавать красоту своими руками. Работа с различными материалами (бумага, глина, ткань, природный материал и т.д.) развивает творческое мышление, ловкость рук, трудолюбие и много других хороших качеств личности.

В результате систематического целенаправленного обучения детей, начиная с младшей группы, за время пребывания в детском саду к переходу в старшую группу у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, наклеивать, стремление заниматься в свободное время. Приобретенные детьми трудовые навыки и умения позволяют им свободно и творчески изображать окружающую жизнь. Важным средством эстетического воспитания, развития детского изобразительного творчества становится изобразительное и декоративно-прикладное искусство, с которым широко знакомят детей.

Происходит становление более сложных форм познавательной деятельности. Восприятие протекает целенаправленнее. Развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма. На основе этого возможно усложнение задач изобразительной деятельности, дальнейшее развитие трудовых художественно-творческих способностей.(Т.Комарова )

Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел».

Взяв эти слова выдающегося педагога за лозунг, рекомендую родителям вместе со своим ребенком заниматься ручным трудом — вырезать, шить, вышивать, лепить из пластилина. А время, проведенное вместе за общей работой, способствует эмоциональному сближению, установлению прочных равноправных отношений.

Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

Заключение

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Список используемой литературы:

  1. Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 - с.34
  2. Артамова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 2005 - с.16
  3. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозайка- Синтез, 2005 - с.48
  4. Курпатов А. Дети. Психология. М.: Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми3-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2007. - 276.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.. - 3-е изд., - М.: Мозайка-Синтез, 2005. - 208с.

Елена Шкаровская (Юшина)
Художественный труд - как средство развития творческого потенциала дошкольников.

Художественный труд-как средство развития

творческого потенциала дошкольников .

Работаю я по этой теме пятый год.

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

В XXI художественный труд является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали верх над индивидуальным, уникальным творением художника .

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно это натолкнуло меня более углубленно заняться данной темой.

Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей

Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства.

Имея художественные и творческие способности , я почувствовала потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой, ответить себе на вопрос : «Нужны ли эти знания детям и взрослым?» , и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей . Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде , я провела ряд консультаций : «Что такое художественный труд , «Роль художественного труда в жизни детей » , и др.

После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью вместе с детьми

Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты , что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности . Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение : видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой

Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами , инструментами

Направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме ; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало

развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности

развивать фантазию , воображение и индивидуальность в работе

развивать мелкую моторику рук , глазомер

Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение

Условия успешной организации творческой деятельности

Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда

Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения , подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

Провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий : скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества , репродукции картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами деятельности, их характеристиками историей.

Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

В нашей группе проводятся «Мастер классы» , «Родитель-дизайнер» , презентации, родители принимают участие в проектах, конкурсах,выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты , проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники . Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества . Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство , способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне . Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению . А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить !

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений.

Советы мудрого

и креативного педагога

Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия

(развитие собственного "я”)

Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему

Уважать точку зрения воспитанника, как творца , как художника , какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением

творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями

Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка

Вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации

Создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству

Материалы для творчества

Предварительная работа

Развивающая среда

Работа с родителями

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения . В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка , техник исполнения. Художественные эмоции и интересы , возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления . В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер.

Труд в природе

Хозяйственно-бытовой труд

Задачи трудового воспитания

1. Трудовое воспитание - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование при­вычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятель­ность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

2. Конечная иель трудового воспитания - развитие у личности потребности в труде как черты ее характера.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей пред­ставлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

3. Разные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Ю.К. Бабанский:

Воспитание отношения к труду;

Воспитание отношения к людям труда;

Формирование потребности трудиться;

Подготовка к выбору профессии. В. И. Логинова:

Формирование отношения к труду;

Воспитание потребности трудиться;

Усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.

В.Г. Нечаева:

· формирование трудовых навыков и умений;

· воспитание отношения к труду, закладка основ трудолюбия;

· воспитание нравственно-волевых качеств личности;

· овладение навыками трудовой деятельности;

· воспитание отношения к труду взрослых.

Таким образом, можно выделить две группы задач:

1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью;

2) развитие личности ребенка в труде.

1. Самообслуживание

5. Зарождение умственного труда

Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной и художественный труд.

1. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиени­ческие процедуры.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому за­дача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз­растных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нужда­ются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.


2. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. В процессе такого труда воспи­татель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некото­рых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Однако содер­жание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет рас­ширения круга обязанностей или введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дош­кольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

3. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого тру­да являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых на­выков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Труд в природе имеет свои особенности :

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращен­ные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает дет­ский труд с производительным трудом взрослых;

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат;

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познаватель­ные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, эксперимен­тируют, познавая неживую природу;

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому вос­питанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физичес­кому развитию.

4. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материа­ла, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: 1) дети изготовляют поделки; 2) они учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выс­тавки и т. п. 5 Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарожде­нии умственного труда.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным, может быть представленным через улучшение качества, а может выступать и в виде логического решения какой-то задачи. Последний и есть результат ум­ственного труда.

Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для других людей и для конкретного ребенка.

Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

Их взаимосвязь с художественным ручным трудом

Художественный ручной труд - это работа с различными ма­териалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художест­венный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристи­ки художественной и трудовой деятельности. По своей сути он близок к производительному труду взрослых, в котором создают­ся материальные ценности. Перспектива не только созерцать соз­данное взрослым, но и создавать самому предметы, игрушки, ве­щи очень привлекательна для ребенка. Он видит, что его изде­лиями украшают интерьер группы, кукольный уголок и т.п., их можно использовать в игре, спектакле, инсценировке.

Художественным ручным трудом ребенок овладевает посте­пенно. Вначале он осваивает некоторые ручные и орудийные дей­ствия с материалом. Затем идет овладение определенными трудо­выми процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат. И, наконец, дошкольник ов­ладевает ручной деятельностью в совокупности множества трудо­вых процессов. И здесь, на этом этапе, возможно максимальное проявление самостоятельности и творчества дошкольника.

Художественный ручной труд - это художественная деятель­ность, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи.

Красивая, художественно ценная вещь отличается тем, что в ней все согласованно, подчинено единому замыслу: назначение, форма, материал, цвет, узор, композиция.

Сочетание красоты с удобством и полезностью является не­пременным требованием ко всем предметам, которыми пользу­ется человек.

Чтобы предмет соответствовал художественным требовани­ям, важно уметь выбрать материал. Он должен отвечать назна­чению и форме предмета, наиболее ярко передавать его эстети­ческие свойства.

Художественно значимый предмет соразмерен во всех частях (пропорционален), выразителен по форме.

Большое значение имеет в художественной вещи цвет. Чем гар­моничнее сочетание цветов, чем больше цвет соответствует фактуре материала, назначению вещи, тем более выразительна эта вещь.

Таким образом, художественный ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. Психолог А.В. За­порожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок актив­но воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в дос­тупных ему формах художественной самодеятельности.

Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств, не владеешь определенными способами его преобразования. Ребенок, ориентирующийся в свойствах и каче­ствах материала, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбини­ровать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Многое умеющий дошкольник уверенно чувствует себя среди сверстников, он может занять себя не только играми, но и подел­ками. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность.

Даже самую простую поделку из бумаги ребенок украшает: ор­наментом сарафан у матрешки, цветочками фартук у зайчихи и т.д., и элементарная игрушка приобретает выразительность, ори­гинальность, что характерно для художественного изделия. Ребе­нок переживает эстетическое удовольствие от результатов собст­венной деятельности и становится более чувствительным к красо­те в окружающей жизни, в предметах, созданных руками людей.

Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, неспособен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда.

Итак, художественный ручной труд - средство развития лично­сти ребенка. Используя это средство, педагог должен обеспечить развитие деятельности как продуктивной, где необходимо осоз­нание цели и мотива, этапов и способов достижения результата, так и художественной, где необходимо подчинить достижение результата специфическим требованиям этой деятельности.

Отсюда вытекают задачи, которые должен решать педагог.

1. Формировать у детей способность чувствовать и понимать, воспринимать содержание и средства выразительности в предметах народного прикладного искусства (предметы быта, выполненные в стиле лоскутной техники, тканые, вышитые, кружевные, плетеные, аппликативные), развивать эстетические чувства, эмоциональный отклик на воздействие художественно выполненных изделий.

МБОУ Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

Мясниковского района Ростовской области

«ИЗО и художественный труд»

при обучении учащихся

прикладным видам искусства.

Работа учителя ИЗО

Поповян Н.В.

2012/13 уч.г.

Использование метода проектов на уроках

«ИЗО и художественный труд» при обучении учащихся прикладным видам искусства


Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На мой взгляд, самая главная задача учителя - создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.

В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По моему мнению одной из причин послужило малое количество часов (1 час в неделю), содержание программ по изобразительному искусству, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться и на уроке, и дома.

Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»

Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным?

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету «ИЗО и художественный труд».

Существует ещё один аспект, о котором говорится крайне мало и редко: каждая художественная техника, которая применяется на уроках «ИЗО и художественный труд» развивает ребёнка физически, а также и подготавливает к таким трудным, на мой взгляд, предметам как черчение и геометрии (и даже к русскому языку).
Дело всё в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. Необходимо у ребёнка своевременно развивать различные области рук, предплечья, пальцев, чтобы в семье не прозвучал приговор – «дисграфия» (нарушение так называемой письменной речи). Ученик может теоретически знать все правила правописания, но, когда дело доходит до практики (диктант, изложение, сочинение), «не срабатывает» связь между рукой и головным мозгом, «автоматическая грамотность» отказывает и появляется масса ошибок. Всего этого можно избежать, если ученик будет на уроках ИЗО выполнять работы различными материалами. Так, например, тонкая графическая работа карандашом или пером учит лучшей координации движений; лепка, развивает пальцы; а задания, выполняемые в живописных техниках , способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин (или пластика), глина и бумага (бумагопластика). Работы в технике «Изонить» развивают моторику, логическое мышление. Дети с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встаёт второй – какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей?


Реализация содержания художественного образования достигается использованием разнообразных методов и приемов. Приоритетно педагоги изобразительного искусства используют развивающие и проблемные методы обучения. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми 4-5 классов я чаще всего использую игровые. Игровые приемы на уроках позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи художественного обучения детей. О важности игры в художественном образовании детей ещё писал Леонардо да Винчи, который предлагал с детьми проводить игры для развития воображения и глазомера, а К.Д.Ушинских «во всех учебных заведениях ввел бы теоретических курс игры». Для детей игра – радость (положительный эмоциональный фон), увлечённость (положительная мотивация), ощущение посильности задания – даёт учащимся возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому для меня как учителя игра – это не только метод интенсификации процесса обучения, это прежде всего, эффективный прием раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного образования. От сформированности познавательной активности школьников зависит эффективность образования в целом. Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Основная цель художественного образования - это воспитание творческой, свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Качественное художественное образование - это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Принцип развивающего, деятельного характера образования предполагает отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного на переду готовых знаний.

Специфика образовательной области «ИЗО и художественный труд» позволяет успешно решать поставленные цели и развивать познавательную активность школьников. Особенно этому способствует, на мой взгляд, метод проектов.

В современной педагогике широко распространен метод проектов. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он практически не используется.

Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.


Чем же привлекателен метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям:
*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

На уроках «ИЗО и художественный труд» метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т.д.


Цели и задачи

Ввнедрение в образовательный процесс метода проектного обучения, открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным плюсом применения метода является и то, что он способствует формированию надпредметных навыков и умений, позволяет находить оптимальные пути достижения поставленных целей.

Однако, как показывает практика, широкое использование эвристических и исследовательских методов обучения, имеющих развивающую направленность, в случае нарушения основных принципов построения учебного процесса может привести к снижению общеобразовательного уровня.

Следовательно, основной задачей педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса. Значит, необходимо четко определить цель проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его выполнения, при которых учащиеся:

*самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

*учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

* приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;


*развивают у себя исследовательские умения;
*развивают системное мышление;
*проявлять индивидуальные творческие способности.
Говоря о развитии творческой личности ребёнка, нельзя забывать и о воспитании. Хорошо организованное воспитание должно подготовить школьника к трём главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются:
*трудолюбие;
*способность самостоятельно принимать решение;
* ответственность;
* коммуникабельность;
*изобретательность.
Используя метод проектов на уроках «ИЗО и художественный труд» учитель также решает поставленные задачи художественного образования. Если говорить сухим языком школьных программ, основными задачами предмета «ИЗО и художественный труд» являются:
*эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;
*освоение и овладение элементарными практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
*освоение знаний о выразительных средствах живописи, графики, ДПИ, скульптуры, дизайна, архитектуры;
*развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, эстетического чувства и понимания прекрасного;
*воспитание интереса и любви к искус
Метод проектов как один из способов повышения
качества образования
В настоящее время Россия переживает переходный период. Это переход от индустриального к постиндустриальному, гуманистически-информационному обществу. Переход к новому связан с переломом политики старого. Главная цель нового постиндустриального общества – дать людям новый идеал, великую идею, разумную и реальную цель, ради которой стоит напрягать силы для себя и потомков.

Наиболее сложный элемент преобразований – человек, формирование новых поколений людей, готовых по уровню знаний, умения, трудовому напряжению и творческим навыкам к условиям будущего общества. Процесс этот сложный и длительный, но без преодоления функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности, без обретения желания творчески трудиться, постоянно обновлять и расширять накопленный багаж знаний и навыков невозможно найти свое место в сложных, наукоемких процессах формирования постиндустриального общества.

Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни .

Для общества непрерывное образование – это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала. Для государства – фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека – условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.

Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих школьнику раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.

Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Приятно, что в этом большом соцветии звучит имя Михаила Михайловича Бахтина – русского философа и литературоведа. Он в своих трудах пишет, что «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».


В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и, как считают датчане, величайшего педагога в их стране – Грундтвига. Этому удивительному человеку метод проекта обязан следующими идеями:
*Обучение в школе основывается на «живых» словах. Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мёртвыми, если не прожить их, не обсудить.
*Школа должна основываться на фантазии, творчестве.
*Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»
*Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?
*В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов , который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
Что мы понимаем под методом проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
*определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
*выдвижение гипотез их решения;
*обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
*обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
*сбор, систематизация и анализ полученных данных;
*подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
*выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов.
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо прежде всего знать, какие бывают проекты. Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проекта (бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными).

Структурирование проектов.


Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:


1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым, творческим заданиям.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Если последовательность работы над проектом рассматривать как последовательность учебного процесса, то можно увидеть здесь те же элементы, что и в обычном блоке уроков. «Видно, что организационная структура «блока уроков» «метода проектов» близка к структуре цельноблочных технологий, но отличается от неё в лучшую сторону.

Структура проектного метода почти совпадает со структурой блока уроков Интегральной технологии обучения, что, собственно, и позволяет отнести «Метод проектов» к технологиям четвертого поколения. И совершенно очевидно одно – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний».(Гузеев В.В. «Образовательные технологии».- Журнал «Завуч» №3, 2004)


Использование метода проектов при обучении учащихся прикладным видам искусства.
Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Сюда можно отнести приготовление завтрака на скорую руку, продумывание своего вечернего костюма, защиту творческого проекта, расстановку мебели в комнате и т. д.

Проектирование является неотъемлемой частью любой профессиональной деятель-ности. Под методом проектов в художественном образовании понимается система обучения, при которой школьники приобретают знания умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – творческих проектов.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Педагогу, работающего с проектной методикой необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, поэтому нужна такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать его потребностям.

В начальной школе (4 класс) и среднем звене (5-7 классах) основной задачей является формирование мотивации достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «… на возможно лучшее выполнение вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности…Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной» (Гордеева Т.О. Мотивация достижения /Современная психология мотивации. М.:Смысл,2002) Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от неё во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения, из среднего звена в старшую школу.

Детский возраст «…является периодом развития, сензитивным для формирования и укрепления мотивации достижения успехов». Происходит конкретизация представления о способностях, осознаваемых «…как понятие и причина собственных успехов и неудач» (Носова Е.С. Психологические факторы становления мотивации достижения успехов. Кузбассиздат,2001). Ребёнок выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности. Под влиянием различных психологических факторов мотив достижения успехов может трансформироваться в мотив избежания неудач.

Личный опыт убеждает, что при организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:

* «коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успехов: «… мотив «жажда успеха», психологический фактор, активность, цель, достижение успеха» (Жогина Н.Н. Гносеологическая функция надежды, Кузбассиздат,2002);

* возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.