Если в детстве ребенку пришлось туго, и по каким-то причинам рядом не оказалось человека, который бы помог пережить эти трудности, разделив чувства и эмоции ребенка, объяснив происходящее и дав свою защиту и утешение, - ребенок вынужден блокировать в себе те чувства, пережить которые пока не имеет ресурсов.

Так возникает пресловутое «замораживание» - полное отсутствие реакции в травматических обстоятельствах. Блокировать переживание чувств совсем несложно, каждый из нас это когда-либо делал: достаточно напрячь те мышцы, которые связаны с их выражением. Например, сжать зубы и не заплакать!

Механизм блокирования чувств

Всем известно, что горе выражается слезами. Также всем известно, что нужно сделать, чтобы не заплакать: нужно сжать зубы покрепче, напрячь мышцы вокруг глаз, и дышать как можно менее глубоко. Чем поверхностнее дыхание - тем слабее доступ к любым чувствам вообще; полная остановка дыхания, очевидно, приведет к тому, что человек вскоре уже ничего не будет чувствовать. Ибо совсем ничего не чувствуют только мертвые. Тем не менее, столкновение с непереносимыми чувствами нередко вызывает затруднения, а то и ощутимую по времени остановку дыхания: об этом так и говорят: «перехватило дыхание от отчаяния/испуга/ужаса/и т.п.»

Вообще-то подобное напряжение призвано предохранить человека от эмоций и чувств, которые он (по каким-то причинам и часто бессознательно) считает для себя непереносимыми или недозволенными. Эти чувства часто остаются неназванными и неузнанными, и, разумеется, всегда - непережитыми, отчего как будто консервируются в теле.

Но и это ещё не всё: те области тела, которые оказались напряжены для того, чтобы не дать чувствам вырваться на волю, тоже лишаются тонкой чувствительности, становятся неспособны переживать удовольствие.

Механизм этого прост. Попробуйте сжать руку в кулак и проведите им по другой руке. Обратите внимание на ощущения в сжатой руке, опишите их для себя и запомните. Было ли в этом какое-нибудь удовольствие? А теперь разожмите кулак, расслабьте руку, сделайте её мягкой - и проведите ею по тому же месту. Сравните ощущения. В каком случае удовольствия больше?

Возникновение телесных блоков

Если взрослый человек блокирует переживание чувств единожды - то, вероятно, это не оставит никакого следа на его внешности. Психика человека способна к самовосстановлению, и даже если сознательно он ничего не будет делать для переживания заблокированного чувства - есть ещё сны, они помогают переработке дневных впечатлений.

Но если делать такое с самого детства, раз за разом, если какое-то из напряжений оказывается привычным для психики… тогда во взрослом возрасте его можно будет увидеть буквально невооруженным взглядом. Привычно напряженные желваки на скулах - это цена за то, что «мальчики не плачут».

Привычно напряженные плечи, втянутая в них шея - это попытка скрыть от себя самого и не чувствовать свой страх. Напряженный живот и заблокированные бедра - плата за возможность не чувствовать сексуальное возбуждение. Ну и так далее.

Чаще всего подобные телесные блоки возникают ещё в детстве, когда сознательные возможности переживания чувств ребенком ещё слабы: когда родители не пришли на помощь, а сам справиться не можешь, «законсервировать» опасное чувство до лучших времен выглядит весьма разумной стратегией. Правда, это сказывается на развитии тела, возникает так называемый «мышечный панцирь», который привычно защищает от определенных чувств, ну да тут о выживании речь: лучше в панцире, но живым.


К счастью, в отличие от типа телосложения, который изменить невозможно (да и не нужно, это же ваши сильные качества! ими нужно пользоваться и гордиться) - от этого мышечного панциря можно избавиться, вернуть чувствительность собственному телу. Эта дорога не всегда проста, но её осилит идущий.

Изучаем собственное тело

Это упражнение лучше всего делать, например, в душе, где вы могли бы исследовать всё своё тело без помех. Включите тёплую приятную воду, и, направляя её на разные участки своего тела, исследуйте всё богатство их ощущений. Делая это, можно доброжелательно поговорить с исследуемым участком: «Я рада тебе, моя правая лопатка, привет!» - не столь важно, что конкретно вы скажете, сколько намерение. Нужно обеспечить благожелательность самоисследования, чтобы оно проходило в атмосфере доброжелательного внимания, а не злобной инспекторской проверки.

Замечайте всё, что происходит при исследовании какого-либо участка: есть ли в нем чувствительность вообще? Вы заметите, что на разных участках чувствительность разная: где-то чувствуется каждая капелька воды, а где-то только общее давление или вообще ничего не чувствуется.

Замечайте, что и как конкретно ощущается: только струи душа, или, может быть - внутренняя боль, напряжение? Как прогрессируют ощущения? Возможно, возникает желание сделать какое-либо движение? Какие эмоции вы испытываете, исследуя разные участки? Где-то будет чистая незамутненная радость узнавания своего тела, а где-то вы можете почувствовать раздражение, печаль или даже страх.

Возможно, при исследовании каких-то участков всплывут воспоминания, придут на ум какие-либо образы - всё это (ощущения, движения, эмоции и воспоминания/образы) можно записать по выходу из душа, создать карту своего тела.

Почему эти телесные блоки опасны?

Потому что именно они являются тем самым механизмом, который в итоге может привести к психосоматическим расстройствам. Не за месяц, и даже не за год... Но если год за годом заставлять себя не чувствовать и не реагировать, то раньше или позже упорство будет вознаграждено.

Но это не та награда, за которую стоит бороться.

Многократно повторяемая однотипная ситуация позволяет говорить об устойчивом поведенческом паттерне, а он в свою очередь приводит к возникновению паттерна двигательного.

Эволюция блока в теле такова. Поначалу это совершенно инородная структура, таковой она и ощущается, человек испытывает дискомфорт, спазм или боль, четко различает границы блока и способен вообразить его в виде инородного предмета, как то нож, гвоздь, камень или льдинка.

С определенного момента блок из инородного становится симбионтом, человек перестает его ощущать. Это означает, что произошло вытеснение события или привыкание к нему. Так мы свыкаемся с обстоятельствами личного характера, привыкаем к невыносимым ситуациям, терпим в отношениях унижение и боль и т.д.

За блоком такого рода может стоять страх или черта характера, которую человек знает за собой, расценивает как негативную, но ничего с ней делать не собирается, не считая это возможным или просто привыкая к ней. В теле такие блоки ощущаются как привычное слабовыраженное напряжение, постоянно напоминающее о себе.

Если после психотравмы человек вырабатывает убеждение или отношение, которое в дальнейшем будет влиять на всю его жизнь, со временем блоки встраиваются в систему личности. Кроме того, как правило, блоки крайне редко живут одни, предпочитая «селиться колониями». Каждый из них выполняет свою, строго определенную задачу, а все вместе они образуют „сетки” - формообразующие конструкты личности.

Блоки непосредственно связаны с характером действия и характером реагирования, т.е. блоки появляются там, где произошла блокировка импульса а не занимают первое освободившееся место.

Так, если вы хотели высказаться, но не высказались, у вас появится специфическое напряжение шеи, гортани, нижней челюсти, скул, окологубного участка и губ. Если вы хотели заплакать и не заплакали, у вас напрягутся лоб, скулы, напряжение распространится на носогубные складки, глаза, и сожмет грудную клетку. Если вы хотели отказаться от дела, но не отказались, движимые чувством – тоскливо заноют плечи и напомнит о себе живот.

В результате получения первого негативного опыта сдерживания или переживания появляется напряжение, на которое будет накладываться новый слой напряжения все последующие разы, когда человек будет испытывать то же самое. Таким образом, блок больше всего похож на многослойный пирог, где каждый следующий слой связан с проблемой, аналогичной предыдущей.

Таким образом, работа психолога с блоками представляет собой не просто грубое разминание напряженных тканей, а установление причины, по которой они возникли и обращение именно к ней, и в телесной терапии для решения всех проблем имеется адекватный способ помощи.

Все уверены, что они любят своих детей, но все уверены, что их не любят родители.
Они, конечно, любят, но какой-то странной любовью, которая оставляет сомнения.
Всё дело в том, что родители из любви воспитывают детей. Они не позволяют им быть самими собой. Они пытаются из них слепить то, что они считают должно получиться.
Первое и самое важное, происходит искажение восприятия и переживаний. Как своих, так и чужих.
Я не работаю с детьми. Я работаю, когда они уже выросли и им по 30, 45, 50, 60 лет. И вся их жизнь прошла в состоянии заблокированных эмоций, неосознанных реакций на других или наоборот, в постоянных залипаниях на переживаниях и неумение с ними справляться.

Вернуться и изменить их жизнь невозможно. Мы можем изменить отношение к прошлому и жить дальше. Но хотелось бы обратить внимание сегодняшних родителей. Вы одновременно дети, и одновременно взрослые. Сопоставляя как в одну, так и в другую сторону позвольте эмоциям быть. Тогда вам не придётся срываться и эмоционировать там, где вам этого не хочется, и страдать там, где не нашли выхода.

Как могут родители повлиять на эмоциональное восприятие и эмоциональные переживания ребенка.

Общая атмосфера и настроение родителей

Взрослые могут быть обеспокоены, раздражены, погружены в свои заботы или выяснение отношений. Это может не касаться на прямую ребенка, но он будет воспринимать это на свой счет. Как часто ребенку достается, только потому, что он попал “под горячую руку”. Или его просто игнорируют. “Меня не любят” - делает вывод опечаленная детская душа, - “я наверное плохой”. Это чаще всего происходит не в голове на уровне сознания, а бессознательно. Поэтому это состояние остается надолго, и если находит подтверждения, то остается на всю жизнь. “я плохой” становится “нормой” для подсознания и ничего другого уже не признается.

У вас есть на это причины. Никто не винит родителей. Они так поступали, потому что находились в определенных состояниях. Это состояния полусон. Человек неосознанно идет на поводу своих состояний. А ведь можно зажечь в голове лампочку и сказать себе: “А что же я сейчас делаю?” Объясните ребенку, что ваше настроение это ваше настроение, что скандал родителей касается только их. Подтвердите, что вы любите и цените его. И всё что происходит никак не влияет на ваше отношение и никак не зависит от его хорошести.

Ребенок должен понимать, когда отец хмурый и недовольный из-за новостей по телевизору, а когда недоволен его поведением, а когда он просто сам по себе не доволен жизнью. Потому что часто само недовольство родителя вызывает чувство виноватости. При этом совершенно непонятно почему. Выживая в такой долгое время, подсознание принимает это за выживания и удерживает его по жизни.

Постоянное напряжение от того, что ребенок не понимает настроения других, в будущем он будет не уверенным, зависимым от мнения и настроения других. Ему будет казаться, что он влияет на настроения других, что он везде виноват. Возникает страх сделать ошибку, что-то не то сказать, не так сделать.

“Прекрати лить слёзы!”

Слёзы, как и , это естественный процесс. Когда мы свободно позволяем себе плакать, мы снимаем накопившееся напряжение.
Если ребенку позволяют плакать и помогают в этот момент разобраться со своими эмоциями, то во взрослой жизни ему легче управлять своими состояниями.
Когда во время сессии 30 или 40-летний мужчина начинает реветь белугой, ты понимаешь, что это те, детские не выплеснутые . Кто-то и не доживает до этого, потому то физическое тело не выносит такого напряжения.

Нельзя плакать, значить нельзя испытывать , но они есть, без них мы не живые. Но контакта с ними нет. Он отрезан. В итоге напряжение растёт и организм не выдерживает. В 40 лет инфаркт, который крайне редко кто выносит. Инфаркты в старости переносятся легче, они имеют другую основу. Инфаркт и смерть в более раннем возрасте это, как правило, накопившееся напряжение от заблокированных эмоций.

Родители не позволяют принимать свои переживания. Если девочка рядом не плачет, значит и у тебя нет повода плакать, а мальчики вообще не плачут. Ребенок перестает доверять своим чувствам. Принимает чужие установки как и где надо чувствовать, где переживать, а где отмораживаться вообще. Он отказывается чувствовать там, где чувства есть и сливается чувствами с толпой, теряя себя.

Ты такой же, как твой отец

Как бы без вины виноватый. Здесь даже не надо уточнять какой. И так понятно, что если мать всё время скандалит с отцом или в разводе, то я какой-то плохой и меня нельзя любить.
Но здесь еще кроется нюанс. Я ведь не сам такой. Меня таким родили, я просто похож на отца и в этом моя беда. Клеймо, за которое я не отвечаю.

Ты уже большой… ты еще не дорос…

Взрослые часто манипулируют этими понятиями, подчеркивая разные недо… Я большой, но с чем-то не справляюсь, не дотягиваю или я считаю, что уже могу, а оказывается мне нельзя, не дорос.

Хочется иметь удобных детей. Поэтому проще загнать их в рамки, подчинить себе, заставить быть таким же. Но каждый ребенок индивидуальность, у него свой взгляд на мир, свои желания, свои переживания, свои фантазии.

Родителям нужно гордиться своим ребенком

Что люди скажут - это известная тема. Надо не подвести родителей, надо быть если не самым лучшим, то супер хорошим. Особенно если родители учителя. Если мне это не удается, то родители расстроятся, они перестанут меня любить. Им будет стыдно перед соседями, родней и коллегами. Ужас-ужас!

Расстроить маму это отдельная тема. Некоторые мамы отыгрывают свои, неудавшиеся в миру роли, на своих детях. Давя на чувство вины, на жалость, на совесть они открыто манипулируют ребенком любого возраста. Им наплевать, что ребенок не может устроить из-за этого собственную жизнь. Поднимают свое чувство значимости за счет собственного сына или дочери. Ребенка можно превратить в жертву, в недоумка, в бесплатную рабочую силу, в няньку для младших, в сиделку. Бывает и не так экстремально, но то, что родителям кажется мелочью, для ребенка может быть сильным внутренним переживанием.

Отстань, мне некогда

Нам не позволили быть в контакте со своими чувствами и эмоциями. Теперь они у нас то зашкаливают, то не проявляются, то мы не можем понять, что чувствуем. Это никак не способствует улучшению качества жизни.

Позвольте своим детям ощутить краски жизни.
Учитесь у них воспринимать этот мир красочно, волшебно, с широко открытыми глазами.

Уважайте переживания детей. Уважайте их индивидуальность. Позвольте им быть самими собой. Позволяйте им смеяться и плакать. это проявления живого человека. И пока мы позволяем себе проживать , мы управляем ими, а не они нами.


Речь пойдет о проявляемых чувствах и эмоциях, а также об их отражении в нашем теле. Для лучшего понимания механизма взаимодействия нужно вначале понять, что собой представляют эмоции и чувства. Эмоции по-латински звучит как Emotion . Если разбить это слово на два: E - motion , то получим «Е» - энергия (общепринятое обозначение в физике) и « motion » - движение (в переводе с латинского). Выходит эмоции - это движение энергии. И мы действительно можем это подтвердить, особенно когда проявляем какие-то сильные эмоции. После их выплескивания во внешний мир мы обычно чувствуем опустошение, так как накопленная энергия выходит из нас вовне. Эмоции, как позитивные, так и негативные даны нам от рождения и существуют в виде ответных реакций на какие-либо события во внешнем мире, действия других людей, либо на мысли, возникшие в нашем уме.

У обычного человека эмоции плохо поддаются контролю сознания, поэтому в момент проявления эмоций голос разума заглушается. Бывает, что человек не позволяет себе проявлять те или иные эмоции, например гнев, злость, обиду из-за моральных запретов общества или родительского воспитания. В этом случае не проявленные эмоции подавляются («нельзя гневаться») или вытесняются («не буду обращать на это внимание») человеком. Тогда они ложатся в основу различных ментальных психопрограмм, влияющих на жизнь человека из подсознательных областей психики и не осознаваемых им. Влияя на работу психических и энергетических центров - чакр они также накапливаются в теле в виде различных блоков, зажимов, боли.
Хранение негативных переживаний - это энергозатратный процесс, именно поэтому после их проработки и отпускания высвобождается большое количество энергии, человек чувствует прилив сил. Чем сильнее подавленные и вытесненные негативные эмоции и чем чаще человек их переживает, тем больше они накапливаются в теле и тем активнее проявляются в виде болей различного характера. Хроническое накопление негативных эмоций приводит к возникновению и развитию заболеваний, в этом случае говорят о психосоматической составляющей болезни. Некоторые психологи считают, что любое заболевание тела имеет в основе психическую составляющую, а значит наши эмоции, чувства, мысли.

В психологии существует даже специальное направление - телесно-ориентированная психотерапия, суть которой состоит в воздействии на тело для удаления в нем блоков и зажимов, тем самым ликвидируя накопленные негативные эмоции, изменяя энергетическое состояние организма. Однако для полного исцеления тела и приведения в гармонию своей психики необходимо перестроить свое сознание для правильного реагирования на различные жизненные ситуации, изменения системы ценностей и убеждений, а также добиться контроля своих мыслей. Теперь перейдем к чувствам.

Чувства - это длительные проявления одних и тех же эмоций. Чувства и эмоции можно сравнить с океаном. Океан - это весь спектр наших чувств, а эмоции - это проявления чувств на поверхности океана в виде волн-эмоций. Волны могут быть небольшими - еле заметная рябь на воде, средними - хорошо заметными и порой сбивающими нас с ног и сильными в виде шторма. Сильные волны создают муть на поверхности океана, также и сильные эмоциональные реакции негативной направленности происходят из-за возмущения наших чувств. Можно также сказать, что в чувствах информационная составляющая преобладает над энергетической, а в эмоциях - энергетическая над информационной. И все же наше внутреннее состояние определяют чувства, они создают качественную характеристику нашей личности, а вот настроение - это уже проявление нашего эмоционального состояния, которое мы либо отражаем во внешний мир, либо скрываем от него, надев маску того настроения, которое хотят видеть окружающие нас люди.

Мы можем использовать наше тело для диагностики своего психо-эмоционального состояния, для осознания подавленных или вытесненных в подсознание эмоций и чувств, избавления от страхов различной природы, для корректировки своего настроения. Установив локализацию боли в теле и связав ее с конкретной эмоцией или чувством можно вытащить их на свет Божий, осознать причину появления и устранить ее путем изменения своего мировоззрения и мировосприятия.
Тело является продолжением нашей психики. Первое осознание у ребенка - это осознание своего тела. Все наши мысли и действия, окрашенные эмоциями и чувствами сохраняются в нашей памяти на уровни сознательного или бессознательного ума. Работая с телом, мы работаем с глубинными уровнями нашей бессознательной памяти. Ощущения, которые человек испытывает от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию его эмоционального состояния.

Поскольку психика и тело связаны, в теле «записаны» все психотравмы, которые когда-либо пережил человек. Чтобы не переживать травмы вновь и вновь психика человека вырабатывает защиту от подобных воспоминаний. Защитные формы поведения проявляются в мышечном напряжении. Внутренние мышечные напряжения, не получающие разрядки становятся хроническими. Они образуют защитный мышечный панцирь в теле человека, а также выражаются в стесненном дыхании. Мышечный панцирь позволяет нам не осознавать свои подавленные чувства и эмоции. Мышечное напряжение в теле соответствует блокированию энергии в соответствующей чакре и энергетическом канале, идущем от чакры к органу тела. В результате нарушается свободное течение энергии в организме. Способность тела к самоисцелению оказывается заблокированной. На поддержание защитного панциря расходуется много сил. Человеку перестает хватать энергии на активную жизнь, возникают различные проблемы социального характера.

Выделяют семь зон - блоков в теле или сегментов защитного мышечного панциря:

1. Зона глаз . В нее входят глаза, веки, мимические мышцы вокруг глаз, лоб. На энергетическом уровне за эту зону отвечает аджна чакра. В этой зоне блокируются многие эмоции, связанные со стрессом, отражая общее состояние напряженности, раздражения, беспокойства, желанием отгородиться от окружающего мира и не замечать проблем. Присутствуют социальные страхи - страх негативной оценки своих действий, страх потери контроля над ситуацией или людьми, страх сделать ошибку. Внешние проявления блока - головная боль, неврозы, неврастения, нарушение зрения, сдерживание слез или наоборот излишняя слезливость. Нередко причиной головной боли является интеллектуальное переутомление, информационная перегрузка. Беспокойство выражается в напряжении мышц лба, раздражение - болью в висках. А н едовольство приводит к гаймориту, синуситу и проблеме с зубами. Человек, сдерживающий слезы, которому в детстве привили мысль, что нужно скрывать свои чувства, создает перенапряжение глазных и некоторых лицевых мышц (всего 26 мышц), которое проявляется в форме постоянного напряжения лба, человек выглядит насупленным. Его эмоциональная энергия остается в теле и откладывается на лицевых мышцах.

2. Зона рта . Эта зона кроме рта включает подбородок, горло, затылок, нижнюю и верхнюю челюсти, губы. Здесь блокируются эмоции гнева, раздражения, способности плакать и кричать. На энергетическом уровне за эту зону отвечает чакра вишудха. Проявление блока - сжатые челюсти, зубы, губы, невнятная, невыразительная речь. Причинами его возникновения может стать боязнь потери объекта привязанности, склонность к депрессии, необходимость контролировать ситуацию и гиперответственность, которая выражается давлением и болью в затылке. Эмоциональный блок, отражающий проблемы с челюстью, также может возникать из-за подавления самовыражения. Человек чувствует , что ему многое хочется сказать, но он стискивает зубы и с большим трудом сдерживает в себе эту бурю чувств, которые угрожают вырваться наружу. Таким образом, чувства подавляются и он несет тяжелое бремя эмоций, которые являются следствием неразрешенных конфликтов между ним и теми лицами, которые играют важную роль в его жизни. Мысли, связанные с желанием отомстить, возмущение и гнев могут даже вызывать различные челюстные заболевания. Иногда они проявляются в виде стискивания зубов во время сна.

Третья зона - шея . В нее входят шейные мышцы, язык. Здесь блокируется обида и гнев, ставится внутренний запрет на крик и плач, на выражение негативных чувств. Как результат человек может ощущать некий «комок» в горле. На энергетическом уровне за эту зону, так же как и за зону рта отвечает вишудха чакра. Распространенные страхи при блокировании энергии вишудхи: страх ошибки, боязнь осуждения себя социумом, страх ответственности, страх показаться смешным в чьих-то глазах, страх выделиться из толпы, страх исключения из какой-либо социальной группы, страх общения на иностранном языке, страх выступления на публике, страх свободного общения. Человеку свойственна низкая самооценка, негативное самовосприятие, самокритика, конфликтность, ненадежность, лживость. Проявление вышеописанных страхов, а также подавляемое стремление к творческому самовыражению может вызывать т онзилитт или воспаление миндалин.

Зажатость шеи выражает страх самовыражения, отсутствие внутреннего разрешения на высказывание собственного мнения. Гиперответственность может вызвать такое распространенное заболевание как шейный остеохондроз. Если у человека возникает серьезный конфликт между разумом и чувствами, то у него может заболеть горло. Тоже самое может произойти из-за подавленной способности к самовыражению, или же подавленного гнева. К потере голоса приводит нарушение свободного течения энергии в горловой чакре. У человека длительное время подавляюшего в себе сильные отрицательные эмоции (ярость, злость) по отношению к ситуации или человеку, голос пропадает из страха их возможного проявления при разговоре. Болезни щитовидной железы могут быть вызваны низкой самооценкой человека, вынуждающей его постоянно считаться с желаниями и потребностями других людей в ущерб своих собственных. Такой человек склонен впадать в состояние «жертвы», чувствовать унижение из-за того, что он последний в очереди на исполнение желаний. В этом случае он начинает неосознанно привлекать в свою жизнь ситуации, которые будут создавать ему проблемы в удовлетворении своих потребностей. В другом случае человек, имеющий много невысказанного недовольства, когда внутри все кипит и бурлит от негодования, может заболеть бронхитом. Частая причина бронхита у детей - накаленная атмосфера в семье, частые конфликты родителей между собой, сопровождающиеся спорами и руганью.

Четвертая зона - грудь . В нее входит вся грудная клетка, плечи, лопатки, руки. Причина образования блока: наличие чувств без проявления их вовне, сдерживание эмоций. Присутствует страх одиночества, страх выражения своих чувств. Человек запрещает себе свободно выражать то, что чувствует. Он становится неспособен свободно любить или ненавидеть, радоваться или печалиться. Чувства его заблокированы и словно «зажаты в тиски». Внешнее п роявление блока: проблемы с руками, боли в спине, ощущение «камня на сердце», тяжести в груди, сдерживание дыхания. Человека отличает дыхание не грудью, а животом или ключицами. Его грудь не может расширяться по причине ношения им «панциря». Изменяется даже походка человека, она приобретает жесткие, монолитные черты. Это может привести к сколиозу и остеохондрозу спины. Блокируются не только негативные эмоции (гнев, печаль, обида, злоба), но и выражения позитивных чувств - любовь, страсть, смех, сочувствие, сострадание. На энергетическом уровне за эту зону отвечает сердечная чакра - анахата, энергии которой охватывают весь эмоциональный спектр. Поэтому наличие мышечного панциря в этой области, в том числе со стороны спины, может означать подавление самых разных чувств. Чаще всего это обида, тревога, злость, тоска, печаль, скорбь. Глубокая тоска и печаль способны даже довести человека до инфаркта. Иногда причиной блока может стать измена, предательство, оскорбленное самолюбие.

Напряженные, приподнятые плечи выражают желание человека контролировать (все и всех), либо несение им по жизни какой-то «тяжелой ноши». Межреберные невралгии в средней части спины происходят после сильного выплеска чувств человеком, когда энергия в анахате чакре резко уменьшается. А частой причиной м астопатии у женщин является застой энергии в груди. Такие женщины имеют много энергии в сердечной чакре, но не умеют или не хотят выражать свои чувства, сдерживают эмоции. Недостаток радости в жизни человека, присутствие тоски и печали может вызывать болезни легких. Когда человек недоволен своей жизнью он может заболеть бронхитом. Острый бронхит характеризует временное недовольство, а хронический - постоянное. Астма - это протест ребенка, которому запрещено выражать свои эмоции. Также она может возникать из-за подавленного чувства любви либо стеснительности в ее проявлении. Человек как бы теряет способность «дышать ради самого себя» и душит свои чувства.

Пятая зона - диафрагменная . В нее входит диафрагма, солнечное сплетение, мышцы нижних позвонков, а именно десятый, одиннадцатый и двенадцатый позвонки. Здесь блокируется сильный гнев, отвращение, тревога. Причины возникновения - социальные страхи, проблемы с самооценкой. Одно из внешних проявлений - закомплексованность в общении. Проявляется блок в нарушении дыхании, диафрагма человека зажата и может двигаться лишь незначительно. Человек дышит либо животом, либо ключицами. Могут присутствовать психосоматические заболевания внутренних органов в этой зоне - поджелудочной железы, печени.

Шестая зона живота - зона СТРАХА. В нее входят мышцы живота и спины. Также как и диафрагменную зону на энергетическом уровне ее питает чакра манипура. В ней блокируются злость, неприязнь, брезгливость, агрессивность. Здесь же подавляется стремление к доминированию. Человек может ощущать чувство вины, ревность, алчность, гнев, стресс, тревогу. Присутствует страх нападения, страх социальной дезадаптации, страх финансового неблагополучия, страх действия, страх провала в чем-либо, страх потери статуса и другие виды страхов. Практически всегда человек физически ощущает страх именно в этой области, а при сильном страхе у него сводит живот, наступает расстройство желудка.

Седьмая - тазовая зона . В нее входят крестец, мышцы таза, ноги. Блокируется сексуальное возбуждение, а также отчасти тревога, гнев, фрустрированная, подавленная агрессивность. На энергетическом уровне в этой области находится две чакры - свадхистана и муладхара. Блокирование энергии свадхистаны приводит к подавлению своих сексуальных желаний, чувству вины и стыда, а также к запрету на удовольствия, отсутствию внутреннего права на их получение. Отсутствие удовольствий в течении длительного времени может даже привести к такой болезни как диабет. Внутренние ограничения, которые человек самостоятельно ставит перед собой, приводят к ограничению гибкости и болям в поясничной области. Присутствует страх отвержения родственниками, страх перед противоположным полом, страх беременности (у женщин). Неправильное течение энергии в муладхаре выражается в страхе смерти, потери целостности, насилия над своей личностью, страхе заболеть чем-либо, страхе ощутить боль, беспричинных страхах. Причины блокировки энергии в муладхаре: жадность, упрямство, агрессия, осуждение, гордыня.

Таким образом, мы видим как опасно подавлять в себе чувства, вытеснять эмоции, не выводить энергию вовне, а накапливать напряжение внутри тела. Такая практика в течении длительного времени может привести не только к мышечным блокам, но и к болезням внутренних органов, так как энергия их питающая, перестает поступать к ним в нужном объеме. Основная задача терапии в этом случае - разрушение мышечного панциря, расслабление мышц, снятие накопленного напряжения, создание условий для свободного протекания энергии в теле. Работать с блоками в теле можно самостоятельно, например, посредством различных дыхательных техник (в частности полное йоговское дыхание). Снятию зажимов и повышению гибкости тела способствуют занятия гимнастикой, восточными практиками - хатха-йогой, цигуном. Можно пройти курс мануальной терапии или массажа той области, в которой ощущается боль и дискомфорт. Однако, избавляясь от телесных проявлений накопленного негатива, важно на сознательном уровне прорабатывать психотравмирующие впечатления прошлого вместе с квалифицированным психологом или психотерапевтом. Ведь снятие панциря и расслабление мышц ведет к высвобождению подавленных и вытесненных эмоциональных состояний, начинают активно проявляться заблокированные страхи, гнев, обида, агрессия, сексуальное возбуждение и пр. Может появиться ощущение прохождения потока тепла, энергии. И здесь важна помощь специалиста, который поможет человеку справиться с потоком новых ощущений и чувств, научит правильному проявлению эмоциональных реакций, покажет путь к обретению состояния равновесия и гармонии.

В переводе с английского понятие «психологическая защита» означает систему регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Когда возникает такая необходимость? Ученые доказывают, что психологическая защита как реакция возникает при реальной или мнимой угрозе целостности личности, ее идентичности или самооценке. В конечном итоге психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая достигается:

Устранением из сознания источников конфликтных переживаний;

Трансформация переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта;

Возникновение специфических форм реагирования, поведения, которые снижают остроту переживаний угрозы или внутриличностного конфликта.

Родоначальником исследования психологической защиты является З.Фрейд, который рассматривал ее как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интернализированными социальными требованиями и запретами. Его дочь, Анна Фрейд усматривала в механизмах психологической защиты и способы разрешения внешних конфликтов, способы адаптации к социальному окружению. Согласно А.Фрейд, механизмы психологической защиты являются продуктом индивидуального опыта и научения. Таким образом, психологическая защита рассматривалась как процесс восприятия и трансформации угрожающего или конфликтогенного объекта. На этой основе было описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Основными из них являются:

- Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;

- реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

- регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

- идентификация – бессознательное уподобление угрожающем у объекту;

- рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

- сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;

- проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

- изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным переживаниями и их источником.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или как вредное явление. Она позволяет достичь более или менее устойчивого состояния личности на фоне дестабилизирующей ситуации, травмирующих переживаний и способствует успешной адаптации к данным условиям. Вместе с тем, психологическая защита не позволяет человеку активно воздействовать на причину, источник дестабилизирующей ситуации. В этом смысле альтернативой психологической защиты может быть либо реальное вмешательств в ситуацию и преобразование ее. Либо, либо самоизменение, адаптация к ситуации за счет преобразования самой личности. Полезный, адаптивный эффект психологической защиты в большей степени проявляется, когда масштаб конфликта, угрожающего целостности личности, относительно невелик. Исследуя данный аспект психологической защиты, Д.А.Леонтьев утверждает, что при существенном конфликте, требующем устранения его причин, психологическая защита играет скорее негативную роль, затушевывая и снижая его эмоциональную напряженность и значимость для личности. Следовательно, психологическая защита имеет ограниченную, вспомогательную роль на определенных этапах конфликтных ситуаций, но разрешает конфликт и не преобразует личность.

Блокировка эмоций и денежной энергии

Моя чувствительность очень упала после субботних событий, и это для меня было очень странно. Я старался почувствовать и получить ответ от Вселенной, что же нам делать, но не было ни позитивных эмоций, ни негативных.

Я получил ответ в течение дня на коуч-сессии с одной девушкой.

Она сказала: «Я ничего не чувствую. Я не могу почувствовать боль, не могу почувствовать радость. Ничего не могу почувствовать». И тут я понял: то же самое произошло со мной. Я знал, что у этой девушки были очень сильные потрясения в жизни, и в последнее время она рассталась с мужем. Отношений у них уже давно не было, но только сейчас она окончательно с ним рассталась.

Чтоб не чувствовать боль, ее мозг заблокировал все чувства!

Не приходилось ли тебе замечать людей с «каменными» лицами? Им не грустно и не радостно. Им никак. Ты смотришь на такое лицо и видишь робота, человека, который не способен чувствовать. Таким способом наш мозг защищает нас. Он блокирует эмоции и чувства. Только дело в том, что если он блокирует чувство боли, он также блокирует чувство радости, потому что это две стороны одной медали. Негатив-позитив, ночь-день, отливы-приливы… Без одного не было бы другого.

Когда человек получает физическую травму и испытывает очень сильную физическую боль, он может потерять сознание. Это защитная реакция организма.

То же самое происходит с эмоциями. Когда случается сильная эмоциональная боль, мозг блокирует способность чувствовать.

И это то, что произошло со многими людьми. Они перестали чувствовать. Это самое худшее, что может быть, потому что именно чувства движут нами. Благодаря чувствам мы живем. Не будет чувств – не будет смысла жизни. Ведь чувства – это наша самая главная мотивация. Чувства – наша движущая сила. А если их не будет, что будет нами двигать?

Зачем менять работу?

Зачем больше зарабатывать?

Зачем заводить семью?

Зачем любить?

Зачем вообще делать что-либо?

Люди не могут изменить свою жизнь, потому что они перестали хотеть. А это случилось с ними потому, что они когда-то хотели очень много, а получили или слишком мало, или вообще ничего. Это создало боль, а наш мозг решил защитить нас от боли и закрыл способность чувствовать.

Я перестал бояться боли и негативных чувств и эмоций после того, как научился работать и трансформировать негативные чувства в позитивные. А ведь было время, когда я боялся негативных эмоций, потому что по закону притяжения я боялся привлечь еще больше негатива в свою жизнь. И поэтому я подавлял все негативные эмоции и закрывал их в себе, чтоб не выпускать наружу. Но получалось еще хуже. Вместо того чтоб выпустить негативные эмоции наружу, я их сдерживал и таким образом разрушал самого себя.

Знаешь ли ты, что каждая негативная эмоция, не выпущенная из себя и которая осталась в тебе, разрушает тебя изнутри?

Почему мужчины больше, чем женщины, подвержены депрессиям? Почему мужчины больше курят и употребляют алкоголь? Почему у мужчин наблюдается больше сердечно-сосудистых заболеваний?

Они сдерживают свои эмоции.

Их в детстве учили, что плакать – это не по-мужски. Выражать свою слабость – это не для мужчин. Мужчина должен быть сильным.

Почему во время секса женщины стонут и кричат, а мужчина не издает ни единого звука?

Все та же причина: мужчины гораздо больше закрыты в себе, чем женщины.

Мужчина сдерживает и хоронит негативные эмоции в себе. Рано или поздно эти негативные эмоции находят выход. Это проявляется через физические болезни, через выпивку, депрессии.

Что делают женщины, когда у них происходит какое-то неприятное событие?

Они плачут. Они сразу же звонят подруге и все рассказывают. Они «изливают» весь негатив наружу!

Что делают мужчины, когда у них происходит какое-то неприятное событие?

Они закрываются.

А ведь все в мире – энергия. Энергия не создается и не исчезает. Она только переходит из одного состояния в другое. Иными словами, она трансформируется. Если ты сдерживаешь ее, ты закрываешь поток новой созидательной энергии к тебе. Ты как будто пережимаешь энергетический канал.

И скажу тебе даже больше: когда ты пережимаешь свой энергетический канал, ты пережимаешь и денежный канал. Деньги – это энергия. Нет энергии – нет денег.

Я осознал, что вместо того чтоб закрываться от боли, ее нужно трансформировать и направлять на свои желания. Много книг, которые являются мировыми шедеврами, были написаны во время очень сильных потрясений, которые случились с их авторами, когда те чувствовали боль.

Сильная радость, как и сильная боль, – это мощная энергия. И вопрос в том, что ты сделаешь с этой энергией: уйдешь в депрессию и будешь жаловаться на то, какая плохая жизнь, или возьмешь себя в руки и пойдешь осуществлять свои желания.

Я уже рассказывал о своем самом тяжелом периоде в жизни, и благодаря правильному настрою и работе я заложил именно тогда фундамент моего будущего успеха.

А теперь давай поговорим о том, как трансформировать негативную энергию в позитивную.

Как трансформировать негативную энергию в позитивную?

Первое, что тебе необходимо сделать, – это понимать, куда ты хочешь направить свою энергию. Что ты хочешь создать? Что хочешь получить? Чего хочешь достичь в жизни?

Напиши на листке бумаги несколько своих желаний. Перед трансформацией энергии тебе нужно отчетливо понимать, куда ты будешь перенаправлять энергию. Ты просто переключаешь один энергетический поток в другой.

Тебе необходимо уединиться, потому что то, что я попрошу тебя сделать, ты не сможешь сделать, когда кто-то рядом.

Теперь включи свою любимую позитивную и энергичную музыку. Я знаю, что в плохом состоянии Тебе захочется включить грустную и страдальческую музыку. Но не делай этого. Музыка поможет тебе перенаправить потоки. А теперь начни прыгать как можно выше. Приведи свое тело в движение и со всей силы начни кричать свои желания.

Например:

Я нахожу новую прекрасную работу, которая приносит мне доход в ХХХХХ рублей.

Я уверен в себе. Я знаю, что я справлюсь с любыми трудностями и стану сильнее.

Я гений и во всем и всегда я применяю свою мудрость.

Я всегда достигаю своих целей!

Делай это на протяжении 5 минут.

Я знаю, что тебе будет очень тяжело это делать. Ты не захочешь этого делать вообще. Ты найдешь различного рода отговорки, почему это не делать. Но пойми, пожалуйста, одну вещь: кардинально изменить и переключить мышление ты можешь только через активные движения телом. Будучи в негативном состоянии, думая негативно, даже если ты начнешь думать позитивно, изменения не произойдут, потому что твое тело еще движется по инерции в состоянии негатива. Первым делом тебе нужно сменить состояние тела, а мысли уже последуют за ним.

Кто-то спросит: «А ведь я буду вкладывать в свои желания негативную энергию. Это может, наоборот, отдалить их от меня». Пойми, что для Вселенной нет позитивной и негативной энергии. Это мы, люди, придаем всему окраску: это плохо, а это хорошо, это негатив, а это позитив. Для Вселенной есть только энергия. Где энергия – там созидание.

Твоя задача направить на свои мечты как можно больше энергии. И они осуществятся.

Через крик и движения ты высвобождаешь тот негатив, который засел в тебе. Более того, ты перенаправляешь его на позитив.

С этого момента тебе не стоит бояться негатива и негативных эмоций, ведь ты знаешь, как их трансформировать.

Самое главное:

Четко знать, куда ты хочешь перенаправить свою энергию.

Привести тело в движение!

Включить музыку для усиления энергии.

Начать прыгать и кричать (либо кричать про себя) свои желания.

Что делать, когда тебе просто ничего не хочется?

Просто нет энергии. Хочется спать и ничего не делать.

Если это происходит уже достаточно долгое время, очевидно, что ты занимаешься делом, которое не приносит тебе радости. Ты не на своем месте.

На тренинге «Поиск Предназначения» я помогаю людям понять, куда идти.

Но вот что я могу тебе посоветовать прямо сейчас, чтоб поднять энергию.

Просто включи любимую музыку (желательно позитивную и энергичную).

И начни прыгать. Чем выше ты будешь прыгать, тем больше энергии придет к тебе. Ты не думай, ты просто попробуй прямо сейчас.

Один простой закон.

Чтоб обрести энергию, приведи свое тело в движение. Чем больше движения – тем больше энергии.

Чтоб переключить энергию во время движения, думай, говори и выкрикивай свои желания.

А затем, чтоб поддержать себя в позитивном и энергичном состоянии, включайся в работу и начинай осуществлять свои мечты.

Люди мне часто говорят, но я не знаю, что делать…

Делай что-нибудь! Неважно, что делать, важно просто делать! От неправильных действий намного легче перейти к правильным. От бездействия практически невозможно сразу перейти к правильным действиям.

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Люди и деньги автора Фенько Анна

Эмоциональная основа денежной патологии Многие люди полагают, что их неудачные попытки удовлетворить потребности в безопасности, свободе, власти и любви вызваны недостатком денег, и удваивают усилия, чтобы заработать еще больше… Психоанализ продемонстрировал, что

Из книги Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки автора Штайнер Клод

Остановщики мыслей (блокировка мышления) Запугивание в ходе разговора часто принимает форму перебивания, быстрой речи, повышения голоса, монотонных интонаций, жестикуляции, криков, использования бранных слов или оскорблений. Все эти игры власти по отдельности или

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

VII. СОПРОТИВЛЕНИЕ, ПОРОЖДАЕМАЯ САМОСТЬЮ БЛОКИРОВКА ПРОЦЕССА ВЗРОСЛЕНИЯ

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Блокировка Взрослого (В-блокировка) Структура личности такого человека приведена на рис. 6.2. Рис. 6.2. Схема личности с В-блокировкойЭто человек, у которого отсутствует Взрослый. Такой человек постоянно раздираем противоречиями, т. к. в структуре его личности присутствуют

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги. Мир без политики, нищеты и войн автора Фреско Жак

Блокировка Родителя (Р-блокировка) Структура личности такого человека приведена на рис. 6.3.У такого человека полностью заблокирована позиция Родителя, и его Взрослый работает только на желания Дитяти. Попросту говоря, это - человек без тормозов, общаться с которым

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Блокировка Дитя (Д-блокировка) Люди с Д-блокировкой - это люди, у которых заблокировано Дитя, и все их поведение определяется в основном действиями Родителя-контролера, который вмешивается во все, не давая Взрослому нормально оценивать ситуацию. Это люди, которые не умеют

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

Из книги Структура и динамика психического [сборник] автора Юнг Карл Густав

Блокировка энергии – Если бы вы могли встретиться и поговорить с любым писателем, живым или мертвым, кого бы вы выбрали? – Живого… Энергетика – это фундамент вашей жизни. Но возникает вопрос: если все так просто, то почему большинство людей вялые, грустные и

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Блокировка Блокировка подразумевает, что защищающийся от манипуляции человек контролирует оказываемое на него воздействие и выставляет на его пути преграды, подобные стенам дома или крепости. Инстинктивно в некомфортной ситуации общения мы защищаемся, скрещивая руки

Из книги автора

Об экономии энергии Любое действие требует затраты сил. Физическая активность, эмоциональные реакции или глубокие раздумья расходуют имеющуюся у нас энергию, и когда ее не хватает, мы не можем продолжать действие, нам нужен отдых. Когда у нас мало сил, наша работа