Заповеди вожатого

  1. Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.
  1. Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.
  1. Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.
  1. Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.
  1. Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.
  1. Допустил ошибку - признай её. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.
  1. Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять, - вожатый должен быть интереснее кино.
  1. Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.
  1. Помни: все сотрудники лагеря - воспитатели. Относись к ним с уважением.
  1. Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем. Убери одно из звеньев, и от самоуправления ничего не останется.
  1. Знай все о ребятах, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять.
  1. Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".
  1. Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.
  1. Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.
  1. Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.
  1. Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.
  1. Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.
  1. Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть.
  1. Постоянно показывай ребятам, что их работа и жизнь - это часть работы и жизни лагеря.
  1. Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.

Нравственные принципы вожатого.

Принцип «красной линии». За «Красную линию» выходят панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.

Принцип «могучей кучки».

Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.

Принцип «фельдмаршала

Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.

«Принцип горы».

Нельзя терять высоты. Ни в чём!!!

«Принцип антиканонов».

Помочь детям выйти за грани стереотипов.

«Принцип камня, брошенного в воду».

Надо, чтобы каждый ребёнок самореализовался.

«Принцип положительного в ребёнке».

Ищи в ребёнке хорошее.

Принцип «репутации напарника».

Поддерживай «репутацию напарника».

Советы вожатому:

Внимание и доброжелательность к детям – основа всех основ.

Волшебные слова “творчество” и “порядок” удивительно связаны между собой. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное.

Старайтесь чаще хвалить детей, даже самых трудных, не жалуйтесь родителям.

Первый день ребята вас испытывают, обратите все в шутку.

Главный результат работы – настроение каждого ребенка и отряда в целом. Скука в отряде – это ЧП. Создай атмосферу доброжелательности, умения выслушать другого, уважать мнение каждого в отряде.

Забудь слова “Нельзя; я требую; я за все отвечаю; ты должен делать так; я хочу, чтобы…”, заменяя их словами “У нас так не принято; твой поступок некрасив; я бы посоветовала тебе обратить внимание


· Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

· Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

· Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

· Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

· Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

· Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

· Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

· Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

· Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

· Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

· Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

· Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

· Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

· Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.

· Высказывая свое мнение, спрашивай: «Как вы думаете?» (каждый ребенок имеет право на собственное мнение).

· Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

· Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

· Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

· Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

· Будь с ребятами вместе, рядом и чуть-чуть впереди.


НАПАРНИК – это твой МАМАПАПАБРАТСЕСТРА!

1. Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли смена хорошей. А потому - люби его.



2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов.

3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им не за чем знать, что что-то у их вожатых пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами.

4. В вожатской, при закрытых дверях и задернутых шторах, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарником о распределении обязанностей на отряде, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.

5. В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается, более того, не стоит на смене делать так, чтобы его личная жизнь стала твоей личной жизнью, ибо тогда он перестанет быть тебе напарником, а лишь с напарником можно работать на одном отряде.

6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям.

7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит.

8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, а тихо сядьте и обсудите ситуацию.

9. Сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где ты находишься, ибо ему может понадобиться твоя помощь.

10. Если к середине смены вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!


Юридическая сторона вопроса или «Ох, и не легкая это работа….»

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Воспитатель

1. Планирует и организует жизнедеятельность детей в соответствии со всеми требованиями к условиям проживания, охраны здоровья и жизни детей, а также правилами внутреннего распорядка.

2. Подчиняется заместителю директора по воспитательной работе и старшему вожатому.

3. Обязан:

Осуществлять контроль и нести ответственность за питание де­тей;

Следить за санитарно-гигиеническими условиями проживания;

Следить за здоровьем детей совместно с медицинским персона­лом;

Осуществляет контроль за распорядком дня, жизни в лагере и дисциплиной;

Принимать участие в культурно-творческих делах отряда;

Участвовать в педагогическом совете лагеря.

Вожатый

1. Отвечает за организацию и проведение культурно-творческих, раз­вивающих, развлекательных мероприятий всего лагеря и своего отряда.

2. Обязан руководствоваться принципами активной воспитательной позиции и заинтересованности в полноценном, увлекательном от­дыхе детей, с учетом психологического и психического развитии.

3. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

4. ТВОРЧЕСКИ подходит к разработке и проведению отрядных и об­щелагерных дел, используя ранее разработанные приемы, методы и средства обучения и воспитания.

5. Вместе с воспитателем осуществляет контроль внутрилагерного распорядка жизни детей, активно сотрудничает для установления дисциплины.

6. ВЕЗДЕ И ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЕТ ДЕТЕЙ НА ВСЕ МЕРОПРИЯ­ТИЯ И В СТОЛОВУЮ.

7. Следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и условий проживания детей извещает администрацию о несчастных случа­ях.

8. Участвует в педагогическом совете лагеря, аккуратно ведет всю документацию отряда.

9. Своевременно сообщает о недостатке средств в работе.

10. Старается оптимизировать свою деятельность и общение с детьми, организовать само управление в коллективе воспитанников.

11. Проходит периодические медицинские обследования.

ПРАВА

Вожатый имеет право:

Участвовать в управлении лагерем;

На защиту профессиональной чести и достоинства;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

Защищать свои интересы самостоятельно и/или через предста­вителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушени­ем педагогом норм профессиональной этики;

На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рассле­дования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Свободно выбирать и использовать методики воспитания, мето­дические пособия и материалы;

Давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящие­ся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дис­циплинарной ответственности.

ЗАПРЕЩЕНО

Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ла­геря, законных распоряжений директора лагеря и иных локаль ных нормативных актов.

Применение методов воспитания, связанных с физическим и/ил психическим насилием над личностью воспитанника, а также со вершение иного аморального проступка.

Употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом со стоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а так же допущение распития алкоголя и курения со стороны детей.

Пропуск без уважительной причины планерки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников.

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО (информация повышенной секретности!) Вожатый - «универсальный солдат» нашей команды: честен с детьми (никогда ничего не обещает!), тактичен и воспитан, чуток к болям и радостям подопечных, ответственен по отношению ко всему и всем! Способен контролировать себя и свои эмоции. То, что написано ниже запомни, как «Отче наш» - это больше чем мантра или молитва. Это спасёт тебя от ошибок.






ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ В общении с детьми инструктора и вожатые часто впадают в крайности, т. к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он? ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ. Каждый ребенок в команде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Нельзя «воевать» с ребятами, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. Ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе. ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И ТАКТИЧНЫЙ. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием! Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение. ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» взрослых дешевый авторитет.


СПРАВЕДЛИВЫЙ. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить. ИСКРЕННИЙ И ЧЕСТНЫЙ. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать обещание, лучше не делайте этого. БОДРЫЙ И ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. ТЕРПЕЛИВЫЙ И СДЕРЖАННЫЙ. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться. После отдыха в лагере дети не вспомнят, что им говорил вожатый. Вспомнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Дети запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельности, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечам и, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия не при детях. Видите, что напарник неправ, не стоит мгновенно реагировать и «спасать» ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу умереть на работе. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был «всю смену на арене». Сотрудничайте!


ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ. ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ. Гарри Лэндрет: Игровая терапия: искусство отношений Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям. Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка. Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его. Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка. Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка. Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей. Я единственный кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт. Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.


У каждого вожатого должен быть план работы с отрядом. Он составляется на основе плана – сетки и концепции смены. Основные этапы подготовки отрядного дела: 1.Получение задания, определение целей и задач определенного дела 2.Обеспечение работы. (условия, средства, исполнители.) 3.Планирование работы и определение обязанностей (творческая группа, инициативная группа, совет дела) 4. Координация действий 5. Анализ и подведение итогов работы.



Приехав в лагерь,оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.

Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.

Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.

Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.

Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.

Допустил ошибку - признай её. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.

Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять, - вожатый должен быть интереснее кино.

Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.

Помни: все сотрудники лагеря - воспитатели. Относись к ним с уважением.

Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем. Убери одно из звеньев, и от самоуправления ничего не останется.

Знай все о ребятах, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять.

Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".

Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.

Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.

Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.

Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.

Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.

Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть.

Постоянно показывай ребятам, что их работа и жизнь - это часть работы и жизни лагеря.

Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.

И еще несколько советов :
  • Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
  • Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез, но если ты не понимаешь шуток…пиши пропало.
  • Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши. Не будь занудой.
  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  • Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям.
  • Если ребенку плохо, поставь себя на его место.
  • Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
  • Соблюдай спокойствие в общении с ребятами. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
  • Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.
  • Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр и т.д.
  • Если ты входишь в комнату или палатку, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце. Улыбнись, и тебе дети улыбнутся в ответ.
  • Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя. Хвали. Похвала повышает самооценку.
  • Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой. Давай детям возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

В наш обиход понятие “табу” вошло просто как обозначение строгого запрета на что-то. Следует иногда порассуждать о педагогическом табу в свой собственный адрес. Поговорить о табу на то, что всегда дает отрицательный результат, что, как правило, загоняет любую проблему внутрь и не приводит к ее разрешению, хотя внешние «результаты» могут быть и заметны - послушание, согласие и т.д. Внутренних же результатов ждать почти бесполезно.

Существует особый мир детства со своими законами и особенностями, которые необходимо знать и принимать, тогда не будет необходимости попусту раздражаться, конфликтовать. В определенной степени лагерь отдыха - тоже школа, но особая, основанная на вольнице, добровольности, природности, интересе - на каникулярности. Переносить в лагерную систему чисто школьные традиции воспитательной работы неразумно: тут и фактор кратковременности, и длительная адаптация ребят друг к другу, к новому воспитателю... Да и сама атмосфера лагеря - любовная, веселая, озорная, обязательно другая в сравнении со школьной, от которой дети должны отдохнуть.

Увы, но репрессивные традиции воспитания тоже живы, например такая, как воевать с детьми, а не за детей. Ведь все равно эти войны проиграны в любом случае. Следуя неумной тенденции вступать с ребятами в борьбу, горе - воспитатели не знают, что у ребят больше сил и времени сопротивляться, они умеют сплачиваться против взрослых. Не лучше ли идти по другому, результативному и гуманному пути - завоевывать ребят?

Для этого есть простые заповеди каникулярной (и не только) педагогики:

  • Когда вы в работе идете из ниоткуда в никуда, то хотя бы не виляйте по дороге.
  • Нравственность должна опережать, а не только идти в ногу со всеми нашими делами. Опережать их всегда.
  • Нельзя превращать интимное «Я» ребенка в достояние вожатской комнаты.
  • Улыбнись и тебе дети улыбнутся в ответ. Высвети в ребенке все доброе, опирайся на лучшее в нем.
  • Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой.
  • Хвали. Похвала повышает самооценку.
  • Доверяй и тебе будут доверять.
  • И так далее...

Таких достаточно результативных заповедей, правил много. В хороших детских коллективах они передаются «по наследству» и украшают жизнь детей.

Итак, педагогическое табу. На что же, с нашей точки зрения, должно быть наложено беспрекословное табу в лагере? На все штрихи казарменной педагогики принуждения и насилия над личностью ребенка. Итак, теперь поговорим о табу на то, что всегда дает отрицательный результат.

Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, суровость, иногда специально подчеркнутую сдержанность тона. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление, и автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприимчивость к его словам. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его. Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого. Даже не пытайтесь воевать с детьми – проиграете в любом случае.

Проследите за своей речью, и исключите из нее (своей речи) такие выражения как:

  • Я кому говорю? Я вам русским языком говорю.
  • Кому неинтересно - может выйти.
  • Откроешь рот - пойдешь прямо к начальнику лагеря.
  • Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!
  • Вот приедут родители, они о тебе все узнают.
  • Умней ничего не придумал?
  • И кто это тебе сказал?
  • И так далее...

На не соответствующие стилистике летнего лагеря приказы, команды, установки: «Сейчас же перестань!», «Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты!», «Чтобы я этого больше не слышала!», «Немедленно замолчите!» и т. п.

На угрозы, предупреждения, предостережения такого рода: «Смотрите, как бы вам не стало хуже!», «Если еще раз повторится, я вызову родителей!», «Если по моей команде не выйдете из воды, больше никогда не будете купаться!» и др.

На безрезультатные нотации, а также нравоучения и нудные проповеди: «Не забывайте, сколько на вас потрачено денег!», «Ведите себя, как подобает, на вас смотрят окружающие!», «Перестаньте болтать за столом, это неприлично!» и т.д. Из этих сентенций дети ничего не запоминают, не узнают ничего нового, они их слышали много раз - в одно ухо влетает, в другое вылетает.

На все, что оскорбляет достоинство ребенка: реплики, оценки, подозрения, которых, увы, хватает в некоторых лагерных буднях. Например: «Ну, от тебя-то ничего умного не услышишь!», «Не болтай, как попка-дурак!». Сюда же относится высмеивание, тем более обзывание: «Что ты разнюнилась, смотри, какая цаца!», «Ты не парень, а размазня!» Дети реагируют абсолютно адекватно: «Сама ты цаца!», «На себя посмотри!» и т.д. О прямых оскорблениях и говорить не стоит...

Давайте не лукавить: запугивание может быть открытым и скрытым, как и оскорбление личности. Особенно ранит оскорбление при всех, при родителях. Приклеивать ярлыки, выражать недоверие, провоцировать на дурное, быть раздражительным, угрюмым, злым, обижаться на детей - это сфера табу.

Иногда воспитатели жалуются: «Никаких нервов не хватает!», «Сейчас такие плохие дети пошли, что просто ужас!». Это - оправдание своей педагогической неграмотности, своего бессилия. Чем слабее воспитатель, тем он более тяготеет к сильным механизмам, которые разрушают внутренний положительный образ ребенка. В результате одни дети надевают нужные взрослому маски послушания, согласия, другие замыкаются в себе, третьи становятся агрессивными. Круг негативности уныл и порочен. Разве можно справиться с последствиями, оставив без внимания причины? Причины все равно остаются.

Если поведение ребенка не соответствует ожиданиям вожатого, нужно наедине тактично объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков и девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе. Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Неуместно вожатому начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Воспитателю всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

Табу должно быть наложено на жалобы на ребят начальству или, тем более, родителям. Поступать так - это значит расписываться в собственном бессилии и все дальше «разводить» себя и воспитанников. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям - значит провоцировать их на расправу с ребенком. Это просто подло.

Табу в лагере следует наложить на все формальное, бюрократическое . Не обязательно, например, всегда, всем и везде ходить строем в столовую или на купание, без конца репетировать то, что должно быть импровизационным, собирать ребят задолго до какого-то дела «на всякий случай» - а вдруг опоздают. Нельзя воровать личное время ребенка, которое является «мерилом всех богатств».

Табу должно быть наложено на любую неправду в общении с ребенком . Неправда нам всем в убыток. Мы и так долго жили в атмосфере неправды и полуправды.

В лагере нужно табу на бесконечные запреты как цензурные традиции воспитания . В дообразовательной педагогике так же, как в искусстве, запрещать глупо и нерентабельно. В некоторых лагерях культивируются запреты в адрес ребят: нельзя звонить домой по лагерному телефону; нельзя в родительский день привозить «на свидание» любимых кошек и собак; нельзя ездить домой на выходные или личные праздники; нельзя делать окрошку, ловить рыбу и т.д. и т.п. Может ли ребенок что-либо творить даже в легких оковах? Конечно, нет. Однако состояние абсолютной покорности продолжается там формироваться инерционно. Да, в определенной степени вожжи воспитания распущены, новые еще не надеты. Но нельзя же будущих граждан демократического общества воспитывать подобными оскорбительными методами!

Есть еще одна сфера табу – личная жизнь ребенка в лагере . Может быть, хватит считать, что детство - это жизнь начерно, а вот позже начнется настоящая жизнь? Настоящая жизнь идет у ребят сегодня и везде, тем более в лагере. Именно здесь она освобождена от обязательного учения, от инерционных семейных отношений, она выстроена по законам Каникулы - самой яркой звезды созвездия Сириус. Ребенок имеет полное право на личную жизнь в лагере - на абсолютно не заорганизованное личное время, которое необходимо ему выделить, как, возможно, выделять и отдельные дни в смене. Воспитание должно иметь разумные рамки. У ребенка есть право на коллективную жизнь, есть и на одиночество. Пусть читает, гуляет, наблюдает жизнь муравьев - словом, делает, что хочет. Его уединение законно. Табу на неприкосновенность личной жизни ребенка в лагере означает, что никто не должен залезать в его чемодан, трогать его личные вещи, игрушки. Когда это делается, то это что - обыск? Не нужно заставлять ребенка есть то, что он не хочет, например, вечно ценное молоко. Убедить, что это полезно, - другое дело. Главное в лагере - выстроить верные отношения с растущим человеком, и не надо делать того, что портит эти отношения. Ребенок едет в лагерь с хорошей целью - отдыхать так, как ему нравится, и испытывать при этом удовольствие. У него нет ориентации на плохое. Плохое поведение появляется чаще всего как протест против чего-то. Значит, надо быть осторожнее со словами в адрес ребенка, даже интонация имеет большое значение. Увы, часто язык взрослых непонятен для ребят. Следует быть очень осторожным с соревновательностью, которая может перерасти в соперничество, зависть и обиды. Одну девочку выбрали в красавицы, другие умирают от зависти. Неприлично одних держать в любимчиках, других делать козлами отпущения. Пусть каждый ребенок стремится к незаменимости, к нужности всем или кому-то.

Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого, воспитателя. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности воспитателя - игнорированием личности воспитанника! Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении. Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых подростков «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные адекватные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников.

Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, право быть не как все; дружить с кем хочется; любить то, что не любят все; отказываться от навязываемых дел и иметь право на выбор, на странности поведения, на ошибки, на незнание. Он не виноват, что он такой, а не другой. Индивидуальность - это проявление личности. Индивидуальность часто вызывает раздражение. Оно кажется некоторым вожатым опасным. Некоторых вожатых раздражает тот, кто не как все. Вот подлизы, приспособленцы, удобные не раздражают.

Некоторым детям в лагере должно быть лучше, чем дома. Ибо только здесь отпавшие, недолюбленные, невписывающиеся и прочие белые вороны найдут взаимопонимание, и взаимоучастие, не подчинение – а согласование, возможность идти как все «нормальные герои» в обход. И пусть идут!

В лагере комфортными могут быть лишь отношения сотрудничества, содружества и сотворчества, построенные как бы на взаимном договоре: мы вместе приехали отдыхать - значит, должны договориться о том, что можно, что нельзя, в чем будем уступать друг другу. А тогда, может быть, не потребуются никакие табу.

Нравственные принципы вожатого.

  1. Принцип «красной линии» . За «Красную линию» выходят панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.
  2. Принцип «могучей кучки» . Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.
  3. Принцип «фельдмаршала Кутузова» . Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.
  4. «Принцип горы» . Нельзя терять высоты. Ни в чём!!!
  5. «Принцип антиканонов» . Помочь детям выйти за грани стереотипов.
  6. «Принцип камня, брошенного в воду» . Надо, чтобы каждый ребёнок самореализовался.
  7. «Принцип положительного в ребёнке» . Ищи в ребёнке хорошее.
  8. Принцип «репутации напарника» . Поддерживай «репутацию напарника».

Советы вожатому:

  • Внимание и доброжелательность к детям – основа всех основ.
  • Волшебные слова “творчество” и “порядок” удивительно связаны между собой. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное.
  • Старайтесь чаще хвалить детей, даже самых трудных, не жалуйтесь родителям.
  • Первый день ребята вас испытывают, обратите все в шутку.
  • Главный результат работы – настроение каждого ребенка и отряда в целом. Скука в отряде – это ЧП. Создай атмосферу доброжелательности, умения выслушать другого, уважать мнение каждого в отряде.
  • Забудь слова “Нельзя; я требую; я за все отвечаю; ты должен делать так; я хочу, чтобы…”, заменяя их словами “У нас так не принято; твой поступок некрасив; я бы посоветовала тебе обратить внимание или поступить таким образом…”.