Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.


Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Актуальность гендерного воспитания.Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности,чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.

Говоря об актуальности гендерного воспитания,воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:
· Сюжетно – ролевая игра «Семья»
· Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы
· Проблемные ситуации с этическим содержанием
· Изготовление подарков для мам, пап, сверстников
· Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься? , «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?» , «Я такой, потому, что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».

Кувшинова Светлана Евгеньевна

зам. заведующей по воспитательно-методической работе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 «Колокольчик»

г. Егорьевск, Московская область

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Как влияет гендерное воспитание на детей дошкольного возраста?

Аннотация. В статье рассматривается гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Ключевые слова: гендер, дошкольный возраст, гендерная компетенция, толерантность, эмоции.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Поэтому вопрос «Гендерное воспитание в дошкольном возрасте» показался нам интересен.

Одной из актуальных педагогических задач в работе с дошкольниками является построение воспитательного и образовательного процессов в соответствии с полом ребёнка. Поэтому гендерное воспитание дошкольников - очень важный процесс.

Гендер - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается .

Ребёнок рождается с определённым биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребёнок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребёнка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении .

Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, ли-

шены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра .

Задачи ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста:

Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.

Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).

Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, жен-ского/мужского своеобразия.

Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.

Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.

Мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей и родителей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии детей дошкольного возраста.

Задача педагогов состоит в том, чтобы самим понять суть этих вопросов и объяснить родителям, как нужно поступать в тех или иных ситуациях.

Но в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений гендер-

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ные особенности детей учитываются не на должном уровне.

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

В нашем исследовании мы использовали методику «Разработка технологий воспитания с учётом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» .

Возрастной период детей 3-4 лет многие называют нежным. Возможно, это связано с тем, что малыши этого возраста очень внешне привлекательны. Взрослые, очарованные ими не могут не восхищаться открытым взглядом, живой мимикой, забавными действиями и непосредственными поступками. Смотреть бы только на них и радоваться!

Вместе с тем, именно в этом возрасте у воспитателей и родителей при общении с детьми начинают появляться проблемы: не слушается взрослых, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям и т.п.

Это объясняется проявлением кризиса трёх лет, т.е. тем, что между взрослыми и ребёнком возникает кризис социальных отношений, в процессе которого происходит отделение ребёнка от взрослого, появляется желание проявить своё «Я», в результате чего возникают и приобретают определённую динамику желания и стремления ребёнка действовать самому, как взрослые люди: в играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Значит, к 3-4 годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности: я - мальчик, я - девочка.

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения .

Младшие дошкольники 3-4 лет для развёртывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающих «полную воображаемую ситуацию», причём наиболее значимы для этого возраста предметы оперирования.

Мы заметили, что в практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие

от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.

Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей мы уделяем подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек .

Под руководством воспитателя девочки этого возраста могут осуществлять уход за куклой - «дочкой» в воображаемом плане, «приготовить обед», постирать бельё кукол.

Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, мы сможем перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек выполнения в игре социальных функций.

Для девочек были приобретены такие игры, как «Будущий модельер», «Домино для девочек», в которые девочки с удовольствием играют в свободное от занятий время.

С мальчиками педагоги обсудили расположение игрушечного «автопарка» и наборов игрушечных инструментов для маленьких «автослесарей». Во многих семьях наших воспитанников есть машины, поэтому мальчики этого возраста охотно выполняют игровые действия с полосатым жезлом, надевают на себя плащ-накидку, фуражку, в старшем дошкольном возрасте мальчики принимают на себя роль сотрудника ГИБДД, который останавливает «машины» и просит водителей предъявить документы. За превышение скорости, тем кто не пристёгивается ремнём к сидению машины и за другие нарушения - «милиционер» выписывает штраф.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала . Мальчики этого возраста, вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Предлагаем сконструировать большую машину, самолёт, пароход, вагон поезда и т.п. Мальчики рады, что им поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы учитываем, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не прерываем их игры, а лишь направляем игры мальчиков в нужное русло.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки форми-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

руют у ребёнка способность к изобретательству и техническому конструированию.

Игра в машинки даёт представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.

Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определённых черт - заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.

Не менее важной задачей, которую мы решаем при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребёнок имел возможность многократно подтверждать то, что она - девочка, а он - мальчик.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребёнка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.

При организации и проведении занятий мы учитываем психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Также девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Поэтому мы строим учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребёнок будет успешен.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

Мы учитываем, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и активно используем наглядные демонстрации, а также обязательно даём детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.

Когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому мальчики не торопятся с ответом, и более тщательно обдумывают его, а значит, тратят большее количество времени, подбирая нужные слова. Мы стараемся учитывать это, и выслушиваем ответы мальчиков после ответов девочек.

Нами было установлено, что в возрасте 3-4 лет половая и гендерная принадлежность интенсивно формируются в изобразительной деятельности.

Рисование способствует половой самоидентификации ребёнка, управляет его эмоционально-смысловым поведением.

В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них - принадлежность ребёнка к определённому полу и степень его сензитивности к половым различиям.

Общая направленность на подобие своему полу придаёт определённое содержание рисункам ребёнка: мальчики рисуют дороги с мчащимися автомобилями, самолёты в небе, корабли в море, строительство домов, а также войну и драки. Девочки же рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

На физкультурных и музыкальных занятиях цель и задачи занятий формулируются также с учётом половой принадлежности детей . На физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений. На музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учётом пола детей.

В свободное от занятий время, при проведении индивидуальной работы с детьми по закреплению пройденного материала на занятиях по математике мы предлагаем выбрать тот раздаточный материал, который интересен детям: девочки хотят посчитать кукол, мальчики - машинки и т.д.

При наблюдении за детьми 3-4 лет и описывая интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» (раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу») мы пришли к следующим выводам:

В начале учебного года лишь у 20% воспитанников были сформированы первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные); лишь 15% детей проявляли уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

К концу учебного года, после проведённой работы в данном направлении эти показатели изменились: у 55% воспитанников сформированы первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

девочки нежные, женственные); 45% детей проявляют уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, проявляют инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм (рис.1).

Интерес представляет то, что у 32% мальчиков, посещающих наш детский сад, неполные семьи. А ведь лишённые в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искажённое представление о мужском поведении

3 0% -f 2 0% - -10% -0% -4-

первичные гендерные п редставления

уважительное отношен ие к сверстни кам

■ начало года

■ конец года

Рис.1. Показатели сформированности интегративного качества

Мальчик и девочка - два разных мира

Ни для кого не секрет, что для полноценного развития маленького ребёнка необходимым является сотрудничество взрослых: педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития детей. Наш опыт работы показал, что нужно искать новые пути сотрудничества с мамами и папами, в том числе, по вопросам воспитания девочек и мальчиков. Как же приняли родители гендерный подход в воспитании девочек и мальчиков?

В результате анкетирования родителей, мы увидели, что на вопрос: «Считаете ли вы, что девочку и мальчика надо воспитывать по-разному?», 69% родителей ответили: «да», но при этом только 16% родителей знают, как это делать, 15% родителей ответили, что воспитывают одинаково.

Знакомство родителей с психологическими и физиологическими особенностями девочек и мальчиков на родительском собрании «Наши девчонки и мальчишки. Какие они?», обсуждение проблемы «Роль отца (матери) в воспитании девочек (мальчиков)» на консультациях для мам и пап положительно повлияли на отношение родителей к девочкам и мальчикам и позволили нам установить доверительные отношения с родителями воспитанников.

и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать. Такие мальчики часто менее зрелы и целеустремлённы, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, более робки.

Воспитывая настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать одиночества и неустроенности.

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 320 с.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000. 382 с.

3. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.

4. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Лидер, 2005. 321 с.

5. Коломинский Я. С. Мальчики и девочки. Знание-сила. М.: Владос, 2001.289 с.

6. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2012.- № 5.- С.75-78.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

Материал семинара для педагогов

«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками) , а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторовобщественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим) , но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.) , но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

    На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

    На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

    На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я – мама», « Я – папа».

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку ловкости, меткости. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным социальным запросам общества.

Особое внимание следует уделять общению педагогов с детьми. Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей к подопечным ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я-ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. Необходимо пересмотреть и вопросы, связанные с интересами и потребностями девочек и мальчиков.

Так, мальчики очень любят дружеские потасовки, что часто не является проявлением агрессии, а создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в таких потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают.

Важно взаимодействие девочек и мальчиков. По данным современной психологии, игровое общение детей имеет ярко выраженные гендерные предпочтения (выбор партнера собственного пола). До двух лет они еще малозаметны, но уже к трем годам сначала у девочек, а потом у мальчиков проявляется явное тяготение к игре со сверстниками своего пола.

Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают прежде всего внешность и эмоциональная отзывчивость. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится более независимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности.

Игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны. При этом меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. Мальчики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда их много, не принимают девочек, которых отвергают эмоционально.

В возрасте трех-четырех лет девочки первыми начинают отдаляться от мальчиков. С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Ученые считают, что в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.

Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек) , при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно», « Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Семья – место, в котором у ребенка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире. На модель поведения ребенка и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения. Гендерное воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе. Под влиянием воспитателей и родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе. Для гендерного воспитания детей сегодня родители могут использовать системно-векторный анализ. Он поможет понять своего ребенка и увидеть, что именно происходит, если ему трудно идентифицировать свою половую принадлежность.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

От правильного гендерного воспитания детей дошкольного возраста зависит дальнейшее успешное формирование личности.

Психологи провели ряд исследований и доказали, что женщины и мужчины не всегда воспринимают правильно собственную половую принадлежность. Только правильное гендерное воспитание детей способствует формированию индивидуальных социокультурных и психологических особенностей, присущих его полу. И в будущем такие дети чаще всего становятся образцовыми семьянинами. Они умеют конструктивно взаимодействовать с противоположным полом, относятся к нему с уважением.

Гендерное воспитание лучше всего применять не раннее четырехлетнего возраста. В этом возрасте ребенок уже правильно воспринимает свой пол, он понимает основные различия между мальчиками и девочками.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста должно вводиться постепенно. Лучше всего подобное воспитание проводить в игровой форме.

При воспитании мальчика родители, стараясь привить ему мужские качества, иногда допускают ошибки. Ребенку порой предъявляются слишком жесткие требования. Взрослые учат ребенка быть мужчиной, не плакать. Такой метод воспитания может привести к негативным последствиям. Ребенок пытается соответствовать требуемым качествам, при этом становится агрессивным, раздражительным, иногда ведет себя вызывающе. Родители должны понять, что психика у мальчиков намного уязвимее, чем у девочек. А значит, им тоже необходимы ласка, родительская любовь и одобрение.

Не стоит также чрезмерно опекать ребенка. Мальчик, который воспитывался в тепличных условиях, превращается в неприспособленного к жизни и несамостоятельного мужчину. Мать не должна показывать свою авторитетность сыну. Она должна быть для него нежной и хрупкой. И тогда у мальчика, как у настоящего мужчины, появится желание заботиться о ней и оберегать ее.

С раннего возраста девочка старается во всем походить на маму. Проблемы в гендерном воспитании детей могут начаться в период, когда девочки начинают отстаивать свою независимость перед другими и перестают соответствовать общепринятым стереотипам о послушности и женской кротости. В это время психика ребенка наиболее уязвима. У него появляются общая подавленность, неуверенность в себе, внутренние конфликты.

При общении с девочками родители должны помнить, что они очень ранимы и обидчивы. Поэтому воспитывать девочку надо так, чтобы с самого начала у нее сложились доверительные и теплые отношения с родителями.

При гендерном воспитании детей родители должны для девочки стать примером женственности, а для мальчиков – образцом мужественности.

Значение полоролевого воспитания детей

В процессе полоролевого воспитания дети учатся различать образцы поведения женщины и мужчины, а затем распространяют приобретенный опыт на новые жизненные ситуации, наконец, выполняют соответствующие правила.

Если воспитание мальчиков должно быть направлено на развитие у них стремления к достижениям, практического подхода к осуществлению своих замыслов, то девочки могут лучше воспринимать свою половую принадлежность через призму отношений с окружающими.

Отцы гендерным воспитанием детей занимаются по-разному. Есть отцы, которые не жалеют сил и свободного времени для своего ребенка, так как осознают свою роль в его психическом и физическом развитии. Отцы-учителя играют роль абсолютного монарха. Однако, в любых случаях воспитание отца необходимо как дочери, так и сыну.

Полоролевое воспитание детей в семье показывает, что женщины и мужчины, несмотря на разные роли, необходимы друг другу и должны заботиться и помогать друг другу. В семье взрослые и дети взаимно влияют друг на друга. В данной системе есть и свои противоречия, однако они могут компенсировать и уравновешивать друг друга. На этапе формирования такие противоречия побуждают ребенка к поисковому поведению, к собственной активности. Полоролевое поведение детей формируется при тесном взаимодействии психологических, биологических факторов, а также социальной среды, в которой ребенок растет.

Педагоги всё чаще говорят о том, что воспитание дошкольников требует гендерного подхода. Не все родители знают значение этого термина. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает учёт индивидуальных особенностей малышей в соответствии с их полом.

Почему же девочек и мальчиков нужно воспитывать по-разному, что должны делать родители – актуальные вопросы, ответы на которые следует знать всем мамам и папам.

В современном мире можно увидеть, что многие мужчины слабые и нерешительные. Женщины же являются более сильными. Они способны выполнять роль главы семьи. Мы же понимаем, что всё должно быть наоборот. Мужчины должны быть смелыми и полными решимости, а женщины – нежными и чуткими. Как правило, проблемы пола возникают из-за того, что родители неправильно воспитывают своих детей.

Сущность гендерного подхода в воспитании детей

Мамы и папы, одинаково воспитывая мальчиков и девочек, совершают серьезную ошибку. Дети становятся не такими, какими хотели бы видеть их родители. Мальчики растут нежными, эмоциональными и трусливыми. Девочки тоже демонстрируют модели поведения, которые не соответствуют полу. Малышки лишены терпения, скромности и нежности. Они агрессивны и грубы. Для исправления ситуации «смешения» полов родителям следует корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков.

Почему нужно использовать гендерный подход? Маленькие дети не осознают в полной мере свою принадлежность к определенному полу. Они знают лишь то, что существуют мальчики и девочки. Отличие между полами, по мнению детей, заключается во внешнем виде. Малышам неизвестно, что мальчики и девочки должны вести себя по-разному.

Гендерное воспитание – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и воспитателями в детских садах. Малыши должны ассоциировать себя с конкретным полом. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста дает следующие преимущества:

  • крохи начинают понимать, что принадлежат к тому или иному полу;
  • у малышей формируется чувство толерантности по отношению к другим;
  • крохи узнают о правилах поведения, которые характерны для представителей обоих полов, начинают следовать им.

Благодаря правильному подходу родители облегчают своим детишкам жизнь в дальнейшем, помогают избежать серьезных ошибок, из-за которых малыши могли бы стать изгоями в коллективе.

Если в семье растет дочка

В воспитании малышки нужно определиться с итоговой целью этого процесса. Многие родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты в реальность. Например, мама и папа хотели быть известными учеными или бизнесменами, но добиться этого они не смогли. Такие родители стремятся сделать свою малышку знаменитым человеком и прививают ей такие личностные качества, благодаря которым она могла бы добиться всего в жизни. И зря… Возможно, девочка достигнет всего того, о чём мечтали её родители, но вряд ли она будет счастливой в семейной жизни, а ведь это самое главное.

Если вы хотите вырастить из девочки заботливую и нежную женщину, хорошую хозяюшку и любящую мать, то придерживайтесь следующих правил:

  • внушайте малышке, что она неповторима и уникальна, ни в коем случае не занижайте её самооценку;
  • акцентируйте своё внимание на внешности девочки, восхищайтесь её красотой (желательно, чтобы лестные слова говорил отец, ведь благодаря этому девочка поймет, как должен вести себя настоящий мужчина);
  • привлекайте малышку к выполнению добрых дел, у ребенка сформируются такие личностные качества, как отзывчивость, трудолюбие, щедрость, жалостливость;
  • чаще разговаривайте с дочкой, делитесь секретами, подходящие темы для бесед: «Девочки – будущие мамы», «Девочки – маленькие принцессы», «Девочки – будущие хранительницы домашнего очага».

В воспитании малышек помогают сказки. Благодаря этим произведениям у детей формируется любовь к ближним. Сказки учат быть справедливыми, добрыми и послушными. Кроме этого, из них девочки могут почерпнуть образцы нравственного поведения.

Большое значение в гендерном воспитании принадлежит играм. В них девочки осваивают роль женщины, матери. Именно поэтому у малышек должны быть куклы, коляски и прочие игрушки в достаточном количестве.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста может включать в себя следующие игры:

  1. «Дом моды». Пусть девочка примеряет свои платья, сочетает вещи, красиво ходит по комнате, представляя себя на подиуме. Игра учит правильно подавать себя, способствует развитию творческих способностей и выработке правильной осанки, формирует чувство меры и вкус.
  2. «Салон красоты». Мама и дочка могут посоревноваться в том, кто из них будет самой привлекательной. Игра формирует у девочки такие качества, как женственность, опрятность, вызывает желание быть красивой и постоянно следить за своим внешним видом.
  3. «Маленькая хозяюшка». В этой игре маме стоит посоревноваться со своей дочкой в кулинарных способностях, знании рецептов, умении сервировать стол и принимать гостей.
  4. Игры с куклами. Пусть девочка заботится о своей игрушке, одевает, лечит и кормит её. Подобные игры с куклами воспитывают чувства ответственности и сопереживания, развивают желание ухаживать и помогать людям, которые в этом нуждаются.

Не забывайте о том, что главная составляющая хорошего воспитания – это семья. Девочка должна видеть, что близкие люди относятся друг к другу с любовью и уважением. Малышка в будущем будет стремиться воссоздать такую же положительную атмосферу в своей семье.

Если родители имеют сына

К сожалению, недостаточно кормить мальчика вкусными блюдами, одевать и обувать его.

Чтобы вырастить из ребенка настоящего мужчину, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  • давайте мальчику «серьезные» задания, хвалите его за любые достижения, поощряйте желание выполнять домашнюю работу (малыш будет чувствовать себя полноценным членом семьи, поймет, что в нём нуждаются близкие);
  • предоставляйте ребенку право самостоятельно принимать решения, интересуйтесь его мнением и разговаривайте с ним так, как будто беседуете с взрослым человеком;
  • чаще давайте сыну инициативу, поддерживайте его активность, ведь эта черта важна для всех мальчиков;
  • чаще разрешайте ребенку общаться со своими сверстниками или запишите его в какую-нибудь секцию, ощущение принадлежности к группе положительно скажется на развитии самооценки;
  • разговаривайте с ребенком на важные темы, например, «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – будущие папы», «Мальчики – защитники детей, женщин и стариков», «Мальчики – юные умельцы»;
  • не взваливайте на детские плечи все домашние дела, не лишайте своего сына детства, не ругайте его за слезы.

Без игр при гендерном воспитании детей дошкольного возраста не обойтись. Именно такое времяпрепровождение способствует формированию положительных личностных качеств, учит тому, как нужно себя вести с противоположным полом.

Вот несколько полезных игр для мальчиков:

  1. «Автозавод». Пусть ребенок сделает большую машину, используя конструктор. Затем дайте ребенку «тяжелое» задание: перевезти детали в другое место, где изготавливают транспорт. Игра развивает творческое воображение, воспитывает положительное отношение к рабочим профессиям.
  2. «Рыцарский турнир». Посоревнуйтесь с ребенком в сноровке, ловкости, силе, смекалке, галантности, остроумии. Придумайте подходящие задания, например, прохождение по лабиринту, перетягивание каната, отгадывание головоломок и др.
  3. Инсценировка по сюжету произведения. Предложите ребенку сыграть какого-либо сказочного героя, имеющего положительные личностные качества (например, решительность, мужественность). Благодаря инсценировке мальчик поймет, как должен вести себя настоящий мужчина.

Для тех, у кого несколько детей

Хорошо, когда семья имеет двое или более малышей. И родителям некогда скучать, и крохи могут весело проводить время вместе. Вот только воспитание нескольких детей – довольно сложная задача.

Выше были перечислены игры, из которых одни подходят только девочкам, а другие – только мальчикам. Не все родители могут проводить много времени, занимаясь с каждым ребенком по отдельности.

  1. «Домашние заботы». Предложите своим детишкам приготовить еду, используя игрушечную посуду. Расскажите девочке и мальчику о том, что они должны делать, помогите в распределении трудовых обязанностей. Игра формирует представление о том, какие роли должны выполнять женщина и мужчина.
  2. «Спящие принц и принцесса». Эта игра направлена на формирование доброжелательных отношений между детьми, развитие желания говорить что-то приятное друг другу. Пусть девочка изобразит спящую принцессу. Мальчик должен будет разбудить красавицу, используя добрые слова. Аналогичные действия нужно будет выполнить девочке, когда её братик притворится спящим принцем.
  3. «Строим дом». Предложите детям соорудить домик из картонной коробки. Пусть «строительством» занимается мальчик, а «обустройством» – девочка. Дети поймут, что мужчины должны выполнять тяжелую работу. У женщин же другая задача. Она заключается в наполнении атмосферы дома уютом и теплом.

В заключение стоит отметить, что мальчиков и девочек нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному чувствуют, переживают и воспринимают окружающий мир. Родители должны придерживаться гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу из девочек вырастают нежные, заботливые, понимающие женщины, способные утешить в трудные минуты, а из мальчиков – бесстрашные, сильные мужчины, которые могут справиться со всеми трудностями и защитить близких и нуждающихся людей в случае опасности.