И леворукость. При леворукости доминирующая рука – левая, а не правая как у правшей. При левшестве активна не только левая рука, но и/или левый глаз, ухо, нога. Иначе говоря, доминирует уже целое полушарие (правое) и отличия от правшей уже достаточно существенные.
Левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, так как информация им обрабатывается последовательно, правое воспринимает информацию одномоментно, посредством целостного восприятия и сразу формируется образ. У правшей ведущим является левое полушарие, им более чем левшам свойственна логика, самоконтроль. Отличительной особенностью левшей является образное мышление, высокий уровень интуиции, сильная эмоциональность и чувствительность.

« Чистых » правшей и левшей в мире совсем немного, приблизительно по 8-11%. Остальные индивиды смешанные (парциальные) типы. Либо правши с чертами левш , либо левши с чертами правш , чаще праворукие или леворукие (ниже в статье размещён тест на левшество ). Индивиды, у которых активными могут быть как правое, так и левое полушария называются амбидекстрами . Ярчайший представитель амбидекстров Леонардо да Винчи.
Левшами становятся по генетическим причинам или при избытки тестостерона во время беременности, а также вследствие замедления развития левого полушария внутриутробно, тогда правое берёт на себя все функции левого. Это компенсаторное левшество . Леворуким можно стать из-за травмы правой руки
это вынужденное левшество .

ТРУДНОСТИ ЛЕВШЕЙ

Левшам в России до недавнего времени жилось очень непросто. Незаслуженно пренебрежительное отношение к ним сложилось ещё во времена крепостничества. Все орудия труда были приспособлены для правшей. Немудрено, что левши часто калечили себя и других при таких условиях труда. Повелось переучивать левшей в правшей. Леворукость при этом исчезала, а вот на головной мозг приходилась усиленная нагрузка, ведь при переучивании ему приходится работать противоестественно. Наши современники-левши , чьё детство протекало в СССР, могут рассказать немало страшилок как привязывали левую руку, приучая леворукого ребёнка писать правой. Подобные изуверства стали исчезать в СССР с началом перестройки. В 85 году 20 века МИНЗДРАВ принял постановление, запрещающее учить левшей писать правой рукой и снижать оценки за почерк и наклон. Сейчас леворукость и левшество в нашей стране такой же вариант нормы, как и правшевство. Несмотря на это, леворукие сталкиваются с рядом проблем, используя технические средства, которые приспособлены под праворуких.
Левшество и леворукость доподлинно можно определить в 4-5 лет. До этого дети могут эксперементировать с руками, беря предметы то правой, то левой. Родителю важно не настаивать на работе какой-то определённой руки. Доминирующее полушарие само выберет, кем ребёнку быть: правшой, или левшой , или амбидекстром (человек, у которого могут быть одинаково активны как правое, так и левое полушария). ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Однако наблюдательные родители замечают отличия своих детей-левш от других детей, ещё до определения доминирующей руки. Дети-левши тонки в эмоциях, чувствительны, добры сердцем, очень эмоциональны, они действуют и мыслят нестандартно и творчески подходят к игре. Всё это заслуга усиленной работы правого полушария. Но вместе с тем у них невысокий самоконтроль эмоций, им часто (не всегда) трудно адаптироваться в детском саду и в школе, поскольку большой коллектив с фиксированными строгими правилами жизни больше подходит для левополушарников, а не для импульсивных и спонтанных левшей . Современная культура ориентирована на людей, у которых преобладает левое полушарие. И в таких обстоятельствах левши –« белые вороны ». На фоне праворуких они резко выделяются своим оригинальным видением вещей, мышлением, выходящим за привычные рамки, ранимостью, обострённым чувством справедливости, сердобольностью. Вместе с тем, им больше чем правшам свойственны эмоции со знаком «-»: несдержанность чувств с элементами гневливости, повышенная тревожность, боязливость, сильное смущение, робость, совестливость, чувствительность к несправедливости. Особая проблема для левшей , с которой они сталкиваются ещё в детстве ориентирование в пространстве (за эту функцию отвечает левое полушарие, которое у левшей уступает правому). Малыши могут врезаться в двери, косяки, стены, у детей постарше изображения на рисунках часто наползают друг на друга. Родители таких детей нередко беспокоятся за их тяготение к зеркальному письму и рисованию в школе. Их сокровища могут писать зеркально (от последней до первой буквы в слове) и/или снизу вверх, справа налево. Справиться с этой трудностью можно, если выделять первую букву слова в прописи красным цветом и стрелочками указать направление, куда двигаться дальше, чтобы написать слово, свет лампы при этом должен падать справа. Кстати о стрелочках. Не удивляйтесь, если Ваше дитя путается с определением времени по стрелкам. Часы со стрелками изобретение правшей и для левшей определять по ним время в детстве достаточно затруднительно.
У леворуких детей труднее, чем у правшей формируются навыки деятельности. Они позднее большинства начинают самостоятельно есть, одеваться. Если маленький левша устанет, то может становиться неуправляемым или плаксивым, при сильных переживаниях
конфликтным и беспокойным. Желательно следить за тем, чтобы ребёнок достаточно отдыхал и не страдал от перегрузок. У Надежды Кряжевой в её книге « Радуемся вместе » прекрасные упражнения для дошкольников и младших школьников для развития саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕВШЕЙ

Левши живут в мире правшей, их отличительная черта – гибкость (приобретение от того, что им постоянно приходится приспосабливаться). Человечество эволюционировало вместе с правой рукой и левым полушарием, культура ориентирована на правшей. Левши , чтобы выжить в современном обществе, подключают уникальные резервы: опираются не на логику и абстрактное мышление, а на образы и чувства. Продукты их деятельности своеобразны и неповторимы, обладают особой ценностью, несут на себе отпечаток индивидуальности их автора.
Тренеры в спорте ценят левшей в командных видах спорта. Среди чемпионов по фехтованию, боксу, теннису немало леворуких .
Дети-левши намного опережают в развитии эмоциональной сферы правшей и легче адаптируются к тяжёлым климатическим условиям.
Невероятное достоинство, которым левшам важно не пренебрегать
глубина и богатство эмоционального мира. Именно поэтому, за левшами давно закрепилась слава одарённых людей. На самом деле, им легко достичь успеха в искусстве из-за сильного воображения и образного мышления, особенно в музыке, театре и в тех сферах, где необходим творческий подход.
Левши нестандартные, но очень часто при правильном подходе к их развитию и воспитанию талантливые люди, каждый пятый гений
левша .

КАК РАЗВИВАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ-ЛЕВШЕЙ

Левши очень чувствительны к оценкам, нужно поддерживать их уверенность в себе (разумеется, не до самоуверенности). Запрещено сравнивать левшей с кем бы то ни было. Если Вы не можете обойтись без сравнений, то сравните ребёнка-левшу с самим собой. Скажите ему, что результаты, достигнутые им сегодня, намного выше вчерашних. В совершении повседневных действий левши очень интенсивно задействуют мозг, поэтому родителям необходимо уделять им втрое больше внимания, чем остальным детям, следить за их эмоциональным состоянием, тем более что эмоции – главный индикатор психического благополучия ребёнка. Им очень полезно заниматься лепкой, оригами, рисованием красками, особенно пальчиками, пастелью и цветным песком и т.д.
Категорически недопустимо переучивать левшу
это насилие над его психической природой и чревато возникновением потока заболеваний и уменьшением продолжительности жизни. Нельзя также приучать писать с правым наклоном и требовать от него безотрывного письма. Буквы левшам лучше писать прямо, без наклона.
В развитии левшей важно сосредоточиться на подкреплении его творческости, не загонять в рамки, когда он творит. Однако важно соблюдать режим, быть чаще на свежем воздухе, приучать к дисциплине, но пользуясь не назиданиями и приказами, а советуя. Если Вы сторонник жёсткого воспитания, обойдитесь без запугивания. С левшами дело легко может дойти до невроза страха. А вот если пытаться налаживать с ними хорошие отношения и быть им другом, они многое сделают для Вас. Бэби
йога по утрам (поищите в интернете упражнения по возрасту) прекрасно дисциплинирует и организует. Если Вы предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом или животным, с которым проделывают все эти манипуляции, ему будет весело и интересно выполнять упражнения. Важно избегать рутинность во время развивающих и обучающих занятий. Хорошо использовать этот принцип « Долой РУТИНУ с помощью ФАНТАЗИИ! », если возникают школьные затруднения, ведь там, где активно работает воображение и можно максимально проявить оригинальность, левше комфортно и хорошо.
При обучении желательно активно использовать наглядные пособия, рисунки, схемы, формируя у ребёнка яркие образы. Левша значительно меньше устанет и будет лучше и с удовольствием учиться, если ввести дополнительные занятия в виде мастер-классов, опытов, посещая интерактивные музеи, театры. В школьном обучении делается ставка на слуховое и зрительное восприятия (лекции, чтение) учеников. Эффективность обучения левши значительно возрастёт, если подключить все модальности его органов чувств: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение. Почему бы не изучать географию или историю, готовя с родителями национальное блюдо и знакомясь с традициями народов, постепенно выходя на школьную тематику. Чтение/литературу можно постигать в театре, посещая спектакль по произведению, которое сейчас проходят в школе.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Кто такой человек -левша?
Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Левша́ (леворукий) - человек предпочтительно пользующийся левой рукой. Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части.

  1. Большую составляют левши , люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы, забивают гвозди. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее. Но, рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
  2. В самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.

Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако, слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга.
При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие мозга, а работой левых мышц – правое полушарие.

Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое.

Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако, и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.

У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.

Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях.

  • В семьях, где оба родителя левши, 50 процентов детей также рождаются леворукими;
  • 16,7 процента леворуких детей появляется в семьях, где только один из родителей является левшой;
  • 6,3 в семьях праворуких людей.

Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов.
В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.

Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов.
С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.

Для выявления ведущей руки используют 5...10 специальных тестов.

  • Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой.
  • В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой.
  • Заводя часы, они их держат в левой руке, а головку заводного механизма поворачивают пальцами правой.
  • Испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка.

Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.

У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука.

Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.

Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей.
Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте.
Когда – ученые пока не могут сказать.
Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.

Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5...2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.

У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6...10 лет их жизни.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем, оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополые, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.

А как обстоит дело с остальными органами нашего тела?
Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?

В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука.

Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая.
У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.

Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.

С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге.
В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка.

Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства.

У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая.

По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать.

У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.

У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке.
Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.

Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое.

Борис Сергеев. "Ум хорошо.." главы из книги

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).

А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведем тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

Трубку телефона прикладывает к правому уху

Ведущие глаз, ухо – правые

Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка – левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

Нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, страхи, дневной и ночной энурез, вялость, заторможенность, ухудшение зрения.

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

Тесты

Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.

Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.

Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.

Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)

Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

Еще в библейские времена было отмечено, что люди различаются по тому, правой или левой руке они отдают предпочтение при выполнении различных функций. Так, в Книге Судей говорится о том, что в 1406 году до н.э. в армии сынов колена Вельяминова было отобрано 700 левшей, которые «могли метать камни из пращи и не промахиваться». В Библии впервые, вероятно, прозвучало и негативное отношение к левшам при описании картины Страшного Суда .

С тех пор можно проследить две линии в отношении к левшам.

Подавляющее большинство исследований специфики психической деятельности леворуких связано с изучением патологических феноменов. При этом установлено, что у них существенно чаще, чем у правшей, возникают специфические формы дизонтогенеза, связанные с недостаточностью речи, чтения, письма, счета, оптико-пространственных, психомоторных функций и т.д.

Признан факт накопления леворуких среди больных эпилепсией, неврозами, алкоголизмом, различного рода токсикоманиями; показана связь между наличием левшества и иммунными расстройствами, хроническими мигренями, нейроэндокринной патологией, тенденцией к генеалогическому накоплению синдрома Дауна, раннего детского аутизма. Известно, что у леворуких существенно изменяется протекание психопатологических состояний; они склонны к парадоксальным реакциям на различные препараты. Обширный и необычайно интересный материал на эту тему представлен в работах Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной .

Описывая левшей, нельзя не подчеркнуть ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Можно с большой долей вероятности говорить о том, что становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей формируются естественно, независимо от их произвольно желания, просто по определенным психологическим законам.

Исследования взрослых леворуких подтверждает тот факт, что привлечение произвольных, осознанных средств в ходе протекания многих видов психической деятельности - специфическое свойство левшей как популяция и не зависит от их возраста.

У них в отличие от правшей не простраивается стабильно тот психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет функционировать во внешнем мире, в значительной мере не задумываясь: “А как это сделать?”, не привлекая дополнительных осознанных средств. Именно поэтому, воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни .

Очень много действий правши осуществляют автоматически. У левшей природа не всегда стабилизирует этот уровень психической жизни. Конечно, опора на богатый арсенал внешних, осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы для достижения той или иной цели. Но тот же феномен свидетельствует о слабости их адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы в целом: ведь все “пропускается через голову”. Последствия - частые эмоциональные срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям. Леворуких отличает своеобразие эмоционального статуса, уязвимость в отношении различного рода внутренних и внешних факторов .

Г.Г. Аракеловым и Е.К. Шоттом были выявлены особенности стрессовых реакций у правшей и левшей. Определенные различия между правшами и левшами как на эмоциональном и на поведенческом уровне, так и на уровне организации мозговых процессов позволяют предположить, что и стрессовая реакция у них будет развиваться по-разному. Исходя из данных о большой эмоциональной неустойчивости левшей и подверженности их различным психическим и невротическим заболеваниям, можно предположить, что они менее стрессоустойчивы, чем правши, что объясняется различными механизмами стрессовой реакции на уровне ЦНС .

Левшам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляции на другой в рамках одного процесса). Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, и в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п.

Вместе с тем, ребенок практически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней .

У левшей очень слабы динамические компоненты движений. Особенно недоступны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук (особенно если эти движения несинхронны

У левшей нет стойких представлений о том где, например, правая и левая рука. В их мире прочитать и написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку, оказывается, можно начать с любой стороны. Когда необходимо рассматривание большого поля, на пространственную недостаточность накладывается хаотичность и фрагментарность, т.е. выхватывание отдельных элементов целостного изображения .

Наряду с отставанием от правшей по целому ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, большую общую информированность и эрудицию, более высокие достижения в математике. Среди них много артистически и художественно одаренных.

При исследовании креативности (способности к творческим решениям) мышления ее показатели оказались значимо более высокими в популяции леворуких по сравнению с правшами .

Наконец, нельзя не отметить основное «преимущество» истинных, естественных левшей -- необычайно высокую степень компенсаторных возможностей их мозга. Наиболее ярко этот факт обнаруживает себя при оценке протекания и спонтанной положительной динамики речевых расстройств при локальных поражениях мозга. Очевиден он и при рассмотрении необычайных качеств леворуких детей (и детей-правшей с семейным левшеством) в плане компенсации различного рода дизонтогенетических явлений .

Левши представляют собой специфическую группу в плане их онтогенеза, общих закономерностей протекания психической деятельности в норме и патологии. Многие из приписываемых им «патологических» черт связаны с недостаточным вниманием к процессу их воспитания и обучения. Это обстоятельство приводит к выводу о необходимости выработки специальных психолого-педагогических подходов к детям-левшам.

Атипия психического развития -- одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества

Последние годы усиленно отстаивается точка зрения, что в функциях различных полушарий отражаются различные способы познания. Учёными было обнаружено, что левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно - база для логического мышления. Левое полушарие обеспечивает речевую деятельность: ее понимание и построение, работу со словесными символами. Функции левого полушария отождествляются, таким образом, с аналитическим мышлением.

Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и активному распознаванию предметов. С правым полушарием связаны музыкальные способности.

У правшей имеет место отчетливо асимметричный тип церебрального межполушарного обеспечения психических функций.

У левшей мозговая межполушарная организация психической деятельности приобретает более симметричный и менее упорядоченный характер. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна .

Таким образом, атипия психического развития -- одна из базовых особенностей людей с наличием фактора левшества. Левши имеют ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна.

1. Леворукость - это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

2. Изучение вопроса о происхождении левшества протекает по трем основным направлениям, развивающимся в рамках принципиально различных парадигм: «генетической», «культурной» и «патологической».

3. Атипия психического развития -- одна из базовых особенностей людей с наличием фактора левшества. Левши имеют ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна.

ФОТО Getty Images

Только 10–15% всех людей являются левшами. Статус меньшинства задает некую рамку восприятия: те, кто чем-то отличается от основной массы, воспринимаются другими как неполноценные или, напротив, одаренные. Дальше начинаются спекуляции: левшей то пытаются всеми силами переучить, то ждут от них выдающихся успехов и гениальных решений. Между тем сегодня становится все более очевидным, что связь между мозгом и ведущей рукой (ногой, глазом, ухом) не так прямолинейна, как казалось раньше. Исследования показывают, что многие наши представления о левшах по-прежнему нуждаются в корректировке.

1. Левшей «программируют» не только гены

Однозначного ответа на вопрос, почему часть людей становятся левшами, не существует. Известно, что гены ответственны за эту особенность в 25% случаев. Леворукость также наследуется, но не так часто, как рост или цвет глаз. Даже однояйцевые близнецы могут иногда иметь разную доминирующую руку. Выбор в пользу левшества мозг может сделать и в утробе матери. Например, одна из теорий связывает этот сценарий развития с воздействием больших доз мужского гормона тестостерона. Кроме того, сильный стресс матери во время беременности может вызывать кислородное голодание (гипоксию), что приводит к угнетению более чувствительного левого полушария.

2. Левши не обязательно «правополушарные» люди

Правое и левое полушария контролируют не только «свою» (противоположную) сторону тела, но и по-разному определяют, как мы обрабатываем информацию, решаем задачи и реагируем на стимулы. Раньше считалось, что большинство правшей использует левое полушарие мозга для задач, связанных с речью, в то время как у левшей речевой центр расположен в правом полушарии. Но дальнейшие исследования не выявили отчетливой тенденции: языковая левополушарность наблюдалась у 88% правшей и 78% левшей. Ярко выраженная правополушарная языковая активность была лишь у 7% левшей 1 . «Большинство леворуких используют те же зоны для языка, что и правши», - говорит Джина Гримшоу (Gina Grimshaw), нейробиолог из Веллингтонского университета (Новая Зеландия). - Что касается таких функций, как внимание, эмоции, восприятие, у нас нет данных, чтобы делать обобщения. Но у левшей мозг определенно не «перевернутый», как считают некоторые».

3. Леворукость - не признак творческого мышления и высокого интеллекта

Часто можно слышать, что леворукость идет «в комплекте» с незаурядными способностями. Но, по мнению Рональда Йео (Ronald Yeo), профессора психологии Техасского университета, серьезных подтверждений этому нет. Этот слух родился в 1995 году, когда одно исследование выявило, что левши-мужчины находят более разнообразные и необычные способы решения проблем. «В этой идее есть разумное зерно, но все же нельзя сказать, что от левши непременно стоит ожидать открытий и прорывов в науке или искусстве, - говорит Рональд Йео. С ним соглашается и нейробиолог Татьяна Ахутина. «Нейропсихологические исследование одаренных школьников, имеющих высокие достижения в математике, показало, что среди них есть как выраженные правши, так и левши и амбидекстры».

4. Левши, вероятно, более эмоционально чувствительны

Психолог Жанна Лукьянчикова и ее коллеги обнаружили, что среди одаренных подростков левши и амбидекстры (особенно с разным предпочтением глаза и уха) часто отличаются повышенным уровнем тревожности, интроверсии и астеничности, в то время как правши чаще проявляли волевые качества и упорство в решении задач. Кроме того, в исследовании психологов Университета Абертей (Великобритания) левши чаще соглашались с утверждениями вроде «я часто беспокоюсь из-за своих ошибок», «меня очень задевает критика» 2 . В то же время данные, полученные на более широкой выборке, не выявили серьезных различий в темпераменте правшей и левшей. Возможно, тревожность левшей проявляется именно в стрессовых ситуациях, когда их способности будут оцениваться другими. Так или иначе, этот вопрос пока не до конца ясен.

5. Левши действительно видят мир иначе

Во многих языках «правый» означает также «верный», «справедливый», «правдивый». Для левшей характерна противоположная установка: то, что находится слева, вызывает у них больше доверия и симпатии. «Человек с доминирующей левой стороной тела (рукой, глазом, ухом) на интуитивном уровне будет предпочитать те предметы и изображения, которые находятся слева, даже если не сможет обосновать это, - объясняет Рональд Йео. - Такой эффект может наблюдаться в различных жизненных ситуациях, когда нужно сделать выбор. Например, во время голосования на выборах, когда фамилии кандидатов размещены слева и справа на странице, левша скорее выберет левого (если он плохо знаком с ними и их программой)».

6. Леворукость не влияет на общее состояние здоровья

Долгое время существовали опасения, что леворукость как-то связана с нарушением иммунной функции и что это может быть фактором риска для аутоиммунных расстройств. Невропатолог Норман Гешвинд (Norman Geschwind) считал, что воздействие тестостерона на плод в утробе матери задерживает процесс локализации нейронов. По его мнению, эта задержка не только вызывает леворукость, но также замедляет развитие иммунной системы. Большая часть этих подозрений не подтвердилась, а теория Гершвинда в целом была опровергнута. Однако некоторые заболевания, такие как болезнь Крона и язвенный колит, у левшей действительно встречаются чаще, чем у правшей.

1 PLoS One, 2012, vol. 7, № 4.

2 Подробнее см. на сайте abertay.ac.uk.