« Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия»

1. Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия

Прежде чем приступить к освещению данного вопроса, следует определиться, что же представляют собой базовые национальные ценности.

Базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально–исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях .

Патриотизм – одна из базовых национальных ценностей. Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает: любовь к Родине; бескорыстную преданность и служение ей; нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества; патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие; наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия; готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности; признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности; гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке); превалирование в человеке общественных ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами; уважение к другим народам и культурам .

Патриотизм как любовь

Определение патриотизма довольно часто встречается в различных словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по–разному. Большинство словарей даёт определение патриотизма, как любовь. Это может быть благородная любовь, большая чистая любовь, любовь к Родине, любовь к своему отечеству, любовь к благу и славе отечества и т.д. Все эти определения объединяет одно чувство - любовь. Что такое любовь и можно ли расценивать патриотизм как чувство? К примеру, словарь Ожегова даёт следующее определение:

«Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриот - Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь .

Схожее определение можно найти в историческом, социологическом и большом энциклопедическом словарях:

«Патриотизм - любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств» .

Патриотизм - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее .

Патриотизм– любовь полный любви к отчизне. . Человек любит место своего рождения и воспитания, с Родиной связанны приятные моменты жизни.

Н.М. Карамзин выделяет 3 вида любви к отечеству: физическая, моральная и политическая . В первом случае любовь выступает, как привязанность к определённому месту, во втором случае любовь выражается к тем людям, которые связанные с этим местом, в третьем–это любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Н.М. Карамзин писал о том, что политическая любовь начинается с любви к своей истории, гордости за неё и героев прошлых лет.

Патриотизм как политический принцип

Так же многие другие источники расценивают патриотизм, как принцип. К примеру, философский словарь опубликовал следующее:

«ПАТРИОТИЗМ - (греч. patre - родина)–общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. . Именно поэтому понятие патриотизм и представляет собой один из принципов нравственности.

Политика–деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а так же деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями .

Тут патриотизм рассматривается не как чувство, которое присуще каждому человеку не зависимо от его политических убеждений, а патриотизм, как политическая позиция, т.е. как политический патриотизм.

Исходя из выше написанного, можно сказать, что патриотизм играет не последнюю роль в политике. Так как общее понятие патриотизма–это любовь к Родине и Отечеству, следовательно, стране нужны патриоты. К примеру, рассмотреть армию. Молодых людей, которые считают службу своим долгом, можно назвать патриотами. Страна нуждается в таких людях, чтобы армия была сильной и защищала Родину, но для того чтобы это делать в первую очередь надо любить её, заботиться о её процветании, о её интересах.

Когда речь заходит о политическом патриотизме, в первую очередь встаёт вопрос, а кто же выступает в этой роли патриотами?

Патриот, патриота, м. (греч. Patriots - земляк). Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины .

Политик - человек, интересующийся вопросами политики. .

Следовательно, на поставленный вопрос мы можем ответить так: «в политическом патриотизме роль патриотов выполняют политики, которые, исходя из определений, интересуются жизнью страны, работают во имя интересов своей родины, состоят в различных государственных организациях, «поднимают» страну на новый, лучший уровень, делают всё возможное для процветания своей Родины. В их руках управление государством. Люди, которые относятся к органам высшей власти, должны любить свою страну, ибо только так они могут поддерживать государство на достойном уровне. Политик - это доверенное лицо государства».

Патриотизм как общественный принцип

Общество–совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формами совместной жизни и деятельности. Общественный - относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе .

Патриотизм, как общественный принцип характеризует отношение людей к своей стране, которое проявляется их действиями. Любовь к родине, например, это забота об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям своего народа; уважение к историческому прошлому и вера в светлое будущее Родины; привязанность к месту жительства. У общества патриотизм в большинстве случаев проявляется во время больших исторических потрясений. Но патриотизм сплочает людей не только в радостные, но и в горестные моменты.

Патриотизм как моральная позиция

Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствовать требованиям определённого поведения, которые основаны на принятых в обществе представлениях, следовательно, каждый человек, который относится к обществу и придерживается его социальных установок, по определению должен являться патриотом.

Проанализировав выписки из словарей и газет, можно сказать, что единого общего определения патриотизма нет. Большинство источников даёт определение патриотизма, как любовь к Родине, отечеству, но так же есть и примеры патриотизма, как моральной позиции, нравственного и политического принципа, верность своей истории, преданность своей культуре. Если обобщить всё выше перечисленное воедино, то можно написать следующие: «Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Патриотизм начинается с любви к родным и близким и не заканчивается на любви к своему народу. Патриот обязан ценить свою историю, быть предан своей стране, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны».

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас - с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее .

Проанализировав литературу можно сделать выводы, что:

Патриотизм - одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Чувство патриотизма передается из поколения в поколение и является весьма стойким.

Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия.

В настоящее время встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях.

Заключение

Рассмотрев различные источники по данной теме, мы можем сделать ряд выводов.

Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Он начинается с любви к родным и близким. Патриот ценит свою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны.

В истории было много периодов спада и роста чувства патриотизма у русского народа и надо заметить, что в тяжёлые времена патриотизм объединяет людей, придаёт им веру в себя и свою страну.

6. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал, 2005.№4.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2011.–29 с.

8. Нестеров Ф. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987.–239 с.

9. Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «ИТИ Технология», М., 2005.–705 с.

10. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004.

11. Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000.–848 с.

Раздел I. ПАТРИОТИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО

Раздел II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РОССИЙСКОГО

ПАТРИОТИЗМА.

Раздел III. ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО ВОИНСТВА: СУЩНОСТЬ И

ОСОБЕННОСТИ.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Патриотизм как ценность российского общества: Социально-философский анализ"

Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а так же того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества. Не менее важным остается вопрос изучения происхождения и генезиса патриотизма как духовного феномена в среде русского воинства.

Актуальность социально-философского анализа данной проблемы определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство из них, не способствовали адаптации в новых условиях. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно существовать в таком состоянии долго. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, а значит, и наполнения понятия патриотизм соответствующим современности содержанием. К сожалению, в настоящее время «.российский патриотизм носит неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий общественным реалиям»1. Не вызывает сомнения тот факт, что общество не может полноценно функционировать без отлаженной должным образом не только самой системы патриотического воспитания, но и организованного на высоком научном уровне изучения этой

1 Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. Дис. .канд. филос. наук-М.: ВУ, 1995.- С.16. проблемы. Тем более, что если судить по данным опроса, проведенного РосБизнесКонсалтингом, ситуация с патриотизмом в России далеко не безнадежна,- 42 % россиян считают себя патриотами. И только 8 % к таковым себя не относят1.

Во-вторых, Россия сегодня самыми быстрыми темпами вовлекается в процесс глобализации. Естественно, влияние этого явления распространяется на все сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотизм. Сегодня часто можно слышать о том, что чувство патриотизма должно уйти в прошлое, на первое место выдвигаются общечеловеческие приоритеты, которым и должно быть отдано предпочтение. Но, к сожалению, нередко за «общечеловеческими интересами» отчетливо угадываются предпочтения конкретных государств и социальных слоев. Причем, эти предпочтения не только не учитывают интересы других стран и народов, но часто идут в разрез с ними. Процесс глобализации объективен, но осуществлять его необходимо с учетом интересов всех субъектов международных отношений. Более того, только при гармоничном сочетании интересов всех интересов и ценностей всех субъектов мирового сообщества человечество будет способно решить стоящие перед ним сложные задачи. И подлинный патриотизм в этом процессе призван сыграть самую активную и созидательную роль.

В-третьих, в современной России широкое распространение получили националистические движения. Большинство из них широко используют патриотическую терминологию и тем самым привлекают в свои ряды незрелую часть граждан. Национализм становится идеологией не только маргинальных групп, но и руководства ряда регионов России. Власть в некоторых субъектах федерации оказывается в руках этноэлит. В этих условиях все более остро стоит проблема выяснения общего и особенного в идеологических направлениях национальной самоидентификации в соответствии с государственным пониманием патриотизма.

1 Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль.- 2002. № 42.- С.4.

Степень научной разработанности темы. Проблемы патриотизма рассматривались в трудах таких представителей мировой философии как Платон, Фихте, Гегель, Ясперс. В отечественной философской мысли вопросы любви к своему Отечеству ставились в трудах таких мыслителей, как М.Ломоносов, П.Чаадаев, Ф.Тютчев, А.Хомяков, Ф.Достоевский, Н.Данилевский, Н.Чернышевский, Г.Плеханов, И.Ильин, Н.Бердяев, В.Ленин.

Много нового внесли в изучение этой проблемы исследователи советского периода нашей науки. Даже учитывая существенный акцент в сторону политической составляющей патриотизма и, связанное с этим ослабленное внимание к сущностным свойствам данного феномена, необходимо признать значительные успехи советской науки в этой области1. В этот период были проведены исследования посвященные природе патриотизма, соотношения в нем обыденного и теоретического уровней, взаимосвязи с различными формами общественного сознания. Огромное внимание уделялось изучению и освещению военной составляющей патриотизма. Общая методология этого вопроса прослеживается в работах ученых В.И. Гидиринского, А.И. Дырина, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Г.Г. Лукавы, В.И. Лутовинова, А.С. Миловидова, П.В. Петрия, О.Х.-А. Рахимова, В.П. Суставова, С.А. Тюшкевича, М.Н. Шахова и других.

1 Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 1960; Макаров В.В. Патриотизм как явление общественного сознания: его источники и структура: Автореф. дис. . канд филос. наук. - Волгоград, 1969; Рощин JI.B. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1984; Патриотическое сознание: сущность и формирование.- Новосибирск, 1985; Мирский Р.Я. Советский патриотизм - патриотизм высшего социалистического типа: Автореф. дис. . д-ра филос. наук.- М.,1987; Дерюгин Ю.И. Проблемы повышения эффективности военно-патриотического воспитания советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1988; Беляев Т.А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов в системе боевого потенциала Вооруженных Сил СССР: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1989; Емец С.Д. Верность патриотическому долгу в структуре боевого потенциала социалистической армии: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Петросян Ю.Е. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - М., 1990; Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1991.

В постсоветский период интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос1. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. К сожалению, эта задача решалась с трудом. Многие проблемы, начало изучения которых было положено еще в советское время, в этот период оказались обойдены вниманием исследователей.

В первую очередь это относится к изучению воинского патриотизма. Особенности его функционирования и влияния на обороноспособность страны в современных условиях не исследованы в должной мере. Открытой остается проблема изучения структуры патриотизма и взаимосвязи его элементов. Не смотря на свою злободневность, отсутствуют работы по исследованию соотношения этнического и национального патриотизма.

Несмотря на огромное количество трудов, посвященных исследованию патриотизма, приходится признать тот факт, что уровень наших знаний о происхождении патриотизма вообще и патриотизма в воинской среде в частности не соответствует требованиям современности. Определенную сложность настоящего исследования составляло то, что проблема возникновения патриотизма в лучшем случае только упоминалась в некоторых исследованиях, а вопрос особенностей появления патриотических

1 Гидиринский В.И. Русская идея и армия.- М., 1997; Государственная идеология и общенациональная идея.- М., 1997; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии.- М., 1998; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М., 1998; Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма.- М., 1996; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1995; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. - М., 1997; Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1997; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России. - Автореф. дис. . канд. филос. наук - Монино, 1996; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- М., 2003; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития- М., 2002; Дырин И.А. Идея патриотизма в литературе русского зарубежья первой половины XX века - М., 2000; Микуленко С.Е. Проблема просвещенного патриотизма // Вестн. МГУ.- Сер. 12. 2001. № 1; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд).- М., 1999. настроений в воинской среде русского народа рассматривался еще реже. В связи с этим необходимо было обратиться к работам, изучавшим проблему духовной жизни русского народа1. Практически отсутствуют исследования I по истории самого патриотизма, а без знания проблемы возникновения, формирования и эволюции этого очень непростого и важного явления сложно строить практическую работу по его воспитанию в современных условиях. Ю.Ю. Булычев имеет все основания утверждать, что «.не отвлеченная спекуляция, но исторически основательная работа на поприще выявления ценностного единства жизненных установок русского человека, русского общества в различные исторические эпохи позволит нам приблизиться к пониманию конкретных черт русского духа.» .

Насущным является осмысление нового содержания патриотизма в условиях снижения авторитета деятельности государственного аппарата, активизации сепаратистских и националистических движений, усилении глобализационных процессов, соотношения национализма и космополитизма.

Объектом диссертационного исследования определяется патриотизм Ц как явление духовной жизни российского общества и практики его субъектов.

1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М., 1994; Он же. Язычество Древней Руси - М., 1988; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов -М., 1978; Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы - М- СПб., 1995; Он же. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории - Л., 1980; Серяков M.J1. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа.- М., 2001; Юдин А.В. Русская народная духовная культура. - М, 1999; Носова Г.А. Язычество в православии - М., 1975; Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян.- Киев, 1982; Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI - XIII вв. - М.-Л., 1966; Горский А.А. Древнерусская дружина. - М., 1989; Он же. «Всего еси исполнена земля русская.»: Личности и ментальность русского средневековья: Очерки,- М., 2001; Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке XI-XVII вв. - Л., 1970; Плисецкая М.М. Историзм русских былин,- М., 1962; Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь - М., 1969; Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования.- М., 2001.

1 Булычев Ю.Ю. Народность, нация и национальный дух как первоначала человеческого существования\ www.russamos.narod.ru\06.-05 htm

Предметом диссертационного исследования выступает социально-философское исследование патриотизма как ценности российского общества на основе изучения специфики формирования патриотизма в отечественной истории и современной практики российского общества.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе новых сторон и тенденций, появившихся в содержании патриотизма на рубеже XX и XXI веков в мире в целом и, в частности, в содержании патриотизма граждан современной России и воинов ее Вооруженных Сил.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность и содержание патриотизма как общественного явления. Особое внимание уделить изучению отличий патриотизма от национализма и космополитизма, рассмотрению патриотизма как потребности в идентификации личности, социальной группы, общества, при этом проанализировать истоки патриотизма, коренящиеся в самой сущности общества и личности.

2. Выявить специфику формирования и функционирования патриотизма в российском обществе на различных этапах его культурно-исторического развития. Определить те основы, на которых возник патриотизм русского народа и проследить, какое значение они играли в его дальнейшем развитии. Обозначить проблему современного состояния патриотизма в России и возможные пути выхода из создавшегося кризисного положения.

3. Исследовать сущность и особенности функционирования патриотизма русского воинства в ретроспективе и в современных условиях. Определить то место и то значение, которое занимали и продолжают занимать архетипические основания в патриотизме военнослужащих. Выяснить, какое значение в воспитании патриотизма современных солдат и офицеров занимают воинские традиции и символы. Уяснить существующие противоречия в системе патриотического воспитания Вооруженных Сил Российской Федерации и возможные пути их разрешения.

Научная новизна исследования состоит: а) в раскрытии глубинных оснований патриотизма, заложенных в сущности человека и общества; б) в анализе причин системного кризиса патриотизма, имеющего место в настоящее время в Российской Федерации; в) в исследовании особенностей возникновения патриотизма в русских дружинах и изучении путей трансляции идеологии патриотизма в регулярной русской, советской и российской армии; г) в выявлении системы противоречий, возникающих к настоящему времени в процессе формирования патриотизма в условиях Вооруженных Сил современной России.

Научная новизна диссертационного исследования так же отражена в положениях выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Глубинные истоки патриотизма коренятся в самой сущности человека и общества, выступая основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне. Потребность в собственной безопасности, имевшая исключительно биологическую природу, генерировала в социальную потребность в коллективном существовании. В жестком противостоянии с внешней средой наиболее приемлемым способом выживания для человека была жизнь в социуме. Ценность коллектива становилась настолько высокой, а потребность в обеспечении его безопасности настолько необходимой, что ради этого личность приобретает способность и потребность жертвовать не только имуществом или здоровьем, но и самой жизнью. Патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы.

2. В число основных функций патриотизма следует включить идентификационную, которая состоит в фиксировании единства интересов человека с интересами различных социальных общностей, обеспечивающих его самосохранение, защищающих его основные интересы, способствующих реализации потребностей в самоутверждении, развитии и самовыражении. Патриотическая идентификация - это формирующееся на основе этнического и политического единства состояние групповой солидарности, включающее коллективный (осознание и переживание нацией своей целостности и тождественности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидами своей принадлежности к нации) уровни. Структура патриотической идентификации определяется такими подсистемами как картина социального пространства и времени, образа «Мы» и представлений об отношениях с «Они».

3. В основе патриотизма россиян лежат архетипические образы Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, вбирающий элементы государственности, консолидируемые соответствующей культурно-историческому периоду религией или идеологией, и выполняющие основополагающую роль в процессе патриотической идентификации. Отношение к родителям становится матрицей отношения индивида к своей нации - то есть самого способа соотнесения себя с общностью, динамического компонента идентичности. Через семью, где родители добросовестно выполняют свои социальные роли, происходит формирование патриотизма личности, так как образы «Родины» и «Отечества» формируются через образы «Матери» и «Отца».

4. В настоящее время патриотизм россиян переживает глубокий системный кризис, обусловленный рядом внешних и внутренних факторов, выражающийся в резком смещении акцентов в социально-нравственных ориентирах и утрате духовного единства общества. Для большинства российских граждан, привыкших не без оснований гордиться своей страной, своей историей, своим народом, приходиться сегодня основывать свой патриотизм на чувстве жалости, сочувствия к поруганным ценностям. Постоянное ощущение унижения не способствует конструктивной деятельности и не может быть основой для истинного патриотизма. В условиях реформирования Вооруженных Сил России, одним из аспектов которого является переход к смешанной системе комплектования, требуется серьезная перестройка системы патриотического воспитания военнослужащих России. Демократизация жизни страны, усиление внимания к личности, существенный сдвиг системы общественных ценностей в сторону материальной составляющей непосредственным образом отразились на общей ситуации в армейской среде. Одним из проявлений данного процесса является переход к комплектованию армии по контрактному принципу, что само по себе требует пристального внимания.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили социально-философские положения, изложенные в трудах зарубежных и особенно отечественных философов, представителей советской и российской исторической науки, государственных и общественных деятелей, обращавшихся к проблеме патриотизма и вооруженной защиты Родины.

Непосредственной методологической основой диссертации выступают основные принципы социальной философии, субъект-объектные отношения. Кроме того, следует отметить историко-описательный, историко-сравнительный методы.

Источниковая база представлена авторефератами диссертаций, монографиями, докладами, сообщениями исследователей, материалами научных конференций, документами органов государственного и военного руководства, программными документами различных политических партий, обращавшихся к данной проблематике.

Эмпирическую базу исследования составили результаты различных социологических исследований и опросов, наблюдения за развитием общественного патриотического сознания по материалам различных средств массовой информации (печать, телевидение, Интернет), обобщение эмпирического материала в виде встреч с представителями ветеранских, молодежных и других общественных организаций, беседы с различными категориями военнослужащих, результаты исследований, проведенных офицерами управления и преподавателями кафедры ГСЭД Череповецкого

ВВИИРЭ, а так же личный опыт практической и педагогической работы диссертанта в ЧВВИИРЭ и ВУ МО РФ.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Погорелый, Александр Павлович

Выводы о сущности, проявлениях и функциях патриотизма позволяют расширить спектр патриотической деятельности. Это дает возможность учитывать данный фактор в работе по патриотическому воспитанию и формированию четкой гражданской позиции.

Непосредственно на воспитание патриотических чувств у граждан нашей страны, по мнению диссертанта, могли бы повлиять:

Широкое освещение на самом высоком уровне процесса выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», а так же процесса подготовки к принятию новой программы с 2006 года; должна быть пересмотрена и усовершенствована система государственной и военной символики с учетом мнения специалистов в области геральдики, истории, психологии. В основе ее должно лежать патриотическое наполнение;

В системе среднего и высшего образования должны быть разработаны основные принципы патриотического воспитания, согласно которым весь процесс учебы должен иметь четкую патриотическую направленность;

Необходим поиск всех возможных точек взаимодействия с представителями различных религиозных конфессий по патриотическому воспитанию молодежи. Необходима широкая религиоведческая образовательная работа со специалистами, связанными с патриотическим воспитанием;

Требуется создание подразделения в составе Вооруженных Сил России, которое на профессиональной основе занималось бы поиском и достойным захоронением воинов, погибших в Великой Отечественной войне, используя опыт белорусской армии;

Патриотическая работа должна носить современный характер. Необходимо шире использовать возможности телевидения, Интернета. В частности, требуется наполнение рынка компьютерных игр конкурентоспособной продукцией с четким патриотическим содержанием.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертации неоднократно обсуждались на кафедрах философии и религиоведения Военного университета и гуманитарных и социально-экономических дисциплин Череповецкого военно-инженерного института радиоэлектроники, излагались автором в выступлениях на научно-практических и теоретических конференциях, творческих дискуссиях по проблемам патриотизма, в процессе проведения занятий в Военном университете и Череповецком ВИИРЭ.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Патриотизм русского воинства: истоки и развитие // Сборник адъюнкт, статей - М.: ВУ, 2003. 0,7 п.л.

2. Духовные основы формирования патриотического сознания русских воинов (тезисы выступления) // Материалы межвузов, методолог, семинара. Москва: МГЭИ, 2002. 0,35 пл.

3. Возникновение патриотизма русского воинства и его особенности, (тезисы доклада). Межвуз. научно-практ. конференция,- Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2003. 0,25 п.л.

4. Духовность русского воина: историко-философский очерк -Череповец: ЧВИИРЭ, 2000. 3,75 п.л.

5. Патриотическая проблематика в программных документах политических партий России (тезисы выступления) // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: материалы заседания философского клуба «Мегамир». М: Книга и бизнес, 2003. 0,25 п.л.

6. Роль православия в формировании духовности русского воинства (тезисы доклада) // Criterion - Выпуск IV: Межвуз. Сб. работ по гуман. наукам.- Череповец: ЧТУ, 2000. 0,36 п.л.

Общий объем публикаций составляет 5,65 п.л.

Заключение

Основное содержание и выводы диссертационного исследования представляют определенную теоретическую основу для более глубокого и всестороннего изучения проблемы происхождения и эволюции патриотизма вообще и воинского патриотизма в частности, обоснованного определения его содержания, структуры и основных проявлений. Результаты социально-философского анализа позволяют сделать следующие выводы:

1. Системный кризис, охвативший все сферы жизни российского общества, оказал существенное влияние и на патриотизм граждан нашей страны. Он подвергся сильным деструктивным воздействиям. Тем не менее, для большинства россиян патриотизм остается одним из доминирующих элементов сознания, которое проявляется в разноплановой деятельности, имеющей целью достижение блага своей страны и своего народа.

2. Глобализационные процессы, имеющие место в сегодняшнем мире, самым непосредственным образом оказывают влияние на положение дел в России. Как одно из проявлений этого явления расценивается активизация националистических проявлений и усиление космополитических настроений. И национализм, и космополитизм, определенным образом оппозиционируя друг другу, самым негативным образом влияют на ситуацию внутри страны. Единственной альтернативой такому положению является возрождение истинного патриотизма.

3. Требуется стройная система по воспитанию патриотизма, охватывающая все стороны общественной жизни. Созданием этой системы должна заниматься властная элита, основной характеристикой которой должна являться ее патриотичность. К сожалению, последние годы показывают, что такой элиты в России сегодня нет. Пока у власти в стране не окажутся люди, для которых патриотизм является не способом завоевания голосов на очередных выборах, а важным элементом их мировоззрения, возрождение патриотизма будет не более чем пожеланием.

4. Протопатриотические чувства у предков славян зародились еще в период существования родового строя. В их основе лежал вселенский закон роты, нашедший свое воплощение в культе Рода и развивавшийся в языческой религиозной системе. С принятием христианства, патриотизм русского народа получил свое гармоничное развитие уже в рамках православия.

5. Воинский патриотизм возник и эволюционировал в среде древнерусской дружины. Будучи изначально институтом родового строя, дружина оказалась впоследствии зародышем государственного аппарата. Поэтому патриотизм русского воинства всегда был тесно переплетен с интересами государства. Источником появления патриотических чувств у дружинников был князь, но со временем они распространяли их на все государство.

6. Русский патриотизм вообще, и русский воинский патриотизм в частности, имели в своей основе на протяжении веков архетипическую матрицу. Она представляла собой образы «Матери» и «Отца», гармонично сочетавшиеся с помощью определенной религии или идеологии. Изначально такой идеей был вселенский закон роты, потом его успешно заменило православие. В советский период на эту роль претендовал марксизм. Реальный патриотизм мог существовать только при наличии такой трехчленной комбинации. Если хотя бы один из названных элементов подвергался деструкции - это самым негативным образом сказывалось на состоянии патриотизма.

7. Возрождение патриотизма в российском обществе должно опираться на бережное отношение к собственным традициям. Особенно это относится к Вооруженным Силам Российской Федерации. Нашу армию и флот в ближайшее время ожидают серьезные изменения в оснащении вооружением и техникой, комплектовании личным составом, способах применения сил и средств вооруженной борьбы. Все это ни в коем случае не должно проводится без самого бережного внимания к российским воинским традициям. И патриотизм в этих условиях должен выступать основным компасом в поиске правильного пути.

Результаты данного диссертационного исследования позволяют обосновать и сформулировать ряд рекомендаций и положений теоретико-методологического плана и непосредственного практического характера.

В теоретико-методологическом плане основные положения диссертации могут послужить очередным этапом для дальнейшего развития теории патриотизма, изучения проблемы его происхождения и генезиса, тех особенностей, которые были характерны для проявления этого чувства у воинского сословия нашей страны на протяжении всей ее истории.

Изучение патриотизма через призму поиска соответствующего ему места среди всего спектра идеологий межнациональных отношений, позволяет провести четкую грань между реальным (классическим) патриотизмом и такими крайними проявлениями как национализм и космополитизм. Сегодня наблюдается тенденция усиления патриотической риторики как националистическими, так и космополитическими силами.

В процессе дальнейшей теоретической разработки данной проблемы следует сосредоточить внимание на вопросах, представляющих повышенный научный интерес:

Выявление причин, вызывающих противоречия патриотизма, поиск путей, средств и методов их разрешения; выяснение места и роли патриотизма в укреплении обороноспособности страны на основе профессионального принципа комплектования Вооруженных Сил;

Исследование диалектики этнической и национальной идентификации в условиях многонациональное™ и многоконфессиональности Российской Федерации;

Обобщение опыта патриотического воспитания не только в армиях развитых стран, но и в странах, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм;

Изучение единства и противоречивости патриотизма, критериев отличия его от таких идеологических проявлений как национализм и космополитизм;

Анализ специфики патриотизма у различных социальных групп в условиях глубокого расслоения общества.

В непосредственно практическом плане данное диссертационное исследование свидетельствует о том, что патриотизм должен быть использован в качестве эффективного инструмента консолидации современного российского общества.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

  • Егоров Василий Витальевич , студент
  • Северо-Восточный Федеральный университет
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • ПАТРИОТИЗМ
  • ВЕТЕРАНЫ

Посвящена к исследованию детьми патриотизма как нравственной ценности гражданского общества. Ориентирована на пробуждение гражданского чувства, патриотического осознания.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

В наше время, когда существует проблема отсутствия национальной идеи, необходимо уделять большое внимание гражданско- патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных – индивидуальных или коллективных – интересов и потребностей . На сегодняшний день идут горячие споры по поводу того, можно ли считать российское общество гражданским или нет. Мнения расходятся. В данной статье мы должны рассмотреть патриотизм как нравственную ценность именно гражданского общества, поэтому будем считать, что оно все-таки в России существует. Патриотизм - гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению. Настоящий патриотизм проявляется в уважении к другим народам и странам, к их национальным обычаям. Это подтверждают слова профессора Московской Духовной Академии и Семинарии А. И. Осипова: «Патриотизм – это такая любовь к своему народу, при которой я не желаю зла никакому другому народу». Академик Д. С. Лихачев считал, что «это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества». В формировании патриотизма должны участвовать все социальные институты (государство, школа, СМИ, семья и др.). Как же сегодня обстоят дела в школе по данной проблеме? Ведь именно со школы начинается гражданское общество. Часто необходимая постоянная работа сводится к единичным воспитательным мероприятиям (выпуск газеты к Дню народного единства, конкурс «А ну-ка, мальчики!» к Дню защитника Отечества, урок Мужества накануне Дня Победы), которые являются малоэффективными. Так, например, в процессе подготовки к конкурсу «А ну-ка, мальчики!» в нашей школе в качестве домашнего задания нужно было подготовить презентацию на тему «Что значит быть защитником Отечества?». Презентация одного из классов свелась к тому, что девушка пела по-английски «We will rock you», а мальчики рядом с ней в такт топали ногами и хлопали в ладоши. Вот такое ныне странное понимание темы…

Сейчас как никогда важно использовать последнюю возможность приглашать «живые легенды» - наших ветеранов Великой Отечественной войны на уроки Мужества, чтобы ребята имели возможность из первых уст услышать о том, как тяжело давалась Победа. Такие встречи помогают молодежи лучше ориентироваться в истории Отечества, «приблизить» далекое и не очень историческое прошлое к современному ученику, чтобы он воспринимал отдаленные от него события как часть самого себя.

Тесно связано с воспитанием патриотизма проведение военно-спортивной игры «Зарница», вновь набирающей популярность среди учащихся нашей школы. Опыт проведения игры «Зарница» показывает востребованность и важность военно-патриотического и физического воспитания молодежи. Участие в данном мероприятии развивает качества, которые необходимы будущему защитнику Отечества: смелость, твердость характера, физическая выносливость, сила воли. В нашей школе ребята с удовольствием участвуют в «Зарнице», она является стимулом к учебе, так как ребята с хорошей успеваемостью могут выезжать на сборы. Хорошим воспитательным средством является посещение школьных музеев. Слушая рассказы о выпускниках прошлых лет, об их героических поступках в годы войны, ребята задумываются о том, смогли бы они так поступить. Не будем забывать, что мы воспитываем патриотизм не только во время внеклассных мероприятий. Каждый учебный предмет обладает большим патриотическим потенциалом, который необходимо реализовать. Так, например, рассказывая о великих русских ученых, писателях, деятелях культуры необходимо обращать внимание учащихся на то, что эти люди – граждане великой России. Однако, по моему мнению, первостепенную роль в воспитании гражданина играет семья. Будет ли человек патриотом или нет, зависит от того, какие качества привьют ему родители. Школа только может помочь развить эти качества. Хочется сказать, что патриотизм – добровольное чувство. Никого нельзя заставить любить свою страну. В этой черте – добровольности – патриотизм очень близко стоит к гражданскому обществу, является его частью. В советское время люди знали, что такое патриотизм, но думали о нем слегка в другом ключе – идеологическом.

Сейчас мы живем в ином обществе, страна меняется, развивается. Нужно признать: новое поколение – другое. Но необходимо, чтобы у этих детей не исчезло чувство патриотизма. Нужно помочь им разобраться в истории своей страны, в себе самих. Родители и учителя в силах это сделать.

Полученные результаты свидетельствуют о высоком спросе на политическое просвещение среди студентов старших курсов СВФУ на фоне одновременного снижения доверия средствам массовой информации (а также роста количества сомневающихся студентов к пятому курсу обучения). В связи с этим политическую социализацию в данной среде следует проводить ненавязчиво с привлечением альтернативной информации экспертного сообщества без готовых ответов и однозначных оценок по спорным вопросам .

Н. Г. Чернышевский писал, что историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Поэтому необходимо вырастить действительно достойных граждан своей страны, которые будут хранить нравственные ценности, доставшиеся им по наследству.

Список литературы

  1. Духина Т. И., Болотова Т. П. Политология: краткий словарь политологических терминов. – Ставрополь, 2010.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011-2015гг.
  3. Борисова У.С., Дьячковский С.Н. Особенности политических ориентаций студентов (на примере Северо-Восточного федерального университета) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - №5. С.36-41.

Ватан – кунештен гузель,

алтындан къыйметлидир

Аталар сёзю

Сегодня, когда существует угроза раскола в крымскотатарском обществе, необходимо уделять большое внимание патриотическому воспитанию.

Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

Издавна крымские татары проявляли национальный патриотизм и любовь к своему историческому наследию, родной земле, с уважением относились к традициям и обычаям представителей других народов, проживающих рядом. Никто не сможет упрекнуть этот народ в том, что, вернувшись из мест насильственной высылки, они какими-либо способами нарушали покой на полуострове. В советский период (да и сейчас тоже) складывались различные страшилки и небылицы о «кровожадных татарах, которые придут и будут всех резать». А истинная цель этого миролюбивого народа – мирное проживание в родных краях.

Некоторые наши соседи считают эти явления не народной ценностью, а какой-то угрозой. И всячески стараются внести раскол в крымскотатарское общество. Чтобы достичь этой цели, прибегают к так называемой информационной войне. Нередкостью стали так называемые интернет-тролли – пользователи, деятельность (часто оплачиваемая) которых заключается в провокации эмоциональных перепалок или выдающие себя за других людей. Представляясь или регистрируясь под крымскотатарскими именами они устраивают информационные провокации в различных сообществах в соцсетях.

Стоит отметить, что особенно в последние годы наша молодежь старается всячески идентифицировать себя со своей нацией. Об этом говорит не только широкое распространение среди молодых ребят ношения одежды с национальной атрибутикой, но и их осознанное восприятие существующей ситуации на полуострове. Возможно, не вся крымскотатарская аудитория соцсетей, в частности, патриотических сообществ, понимает суть национальной идеи, но такие группы в виртуальном мире для того и существуют, чтобы развивать патриотизм и научить его проявлять. Крымскотатарская молодежь всегда была открыта к знаниям о прошлом Крыма, его коренном народе, о деятельности национального движения. Поэтому здесь очень важно объективно воспринимать информацию и в интересах народа ее использовать.

Дух патриотизма у нашей молодежи высокий, ей просто необходимо развиваться в правильном направлении, где приоритетны принципы национального движения. Не переступать через единую идею миролюбивости и дружбы, помощи и милосердия, верности принципам и единства, поддержки и увеличения нас как нации. Здесь стоит подчеркнуть, что максима газеты «Авдет» –«Дёрт бизни къуртараджакъ!» – работает, о ней знают уже наши читатели. К тому же, «Дёрт бизни къуртараджакъ!» настолько распространилась, что на вопрос, как вы понимаете национальную идею крымских татар, многие отвечают этим высказыванием. Кроме этого, на свадьбах, днях рождениях и других мероприятиях большинство пожеланий заканчиваются этим выражением.

В формировании патриотизма должны участвовать все социальные институты: государство, школа, СМИ, семья. Несмотря на то, что, к сожалению, мы не имеем собственной государственности, и наша численность составляет около 25 % от всего населения Крыма, уровень патриотизма крымских татар формируется историческим опытом. Кроме этого, крымскотатарский язык как полноценный урок не изучает в школах большая половина его носителей. Остается только семья. Порой кажется, что эта ситуация делает нас только сильнее, вселяет большую убежденность, насколько крепкая наша любовь к Родине.

Привязанность молодежи к Крыму во многом объясняется патриотизмом, верностью принципам их родителей, бабушек-дедушек, которые сумели вернуться на Родину. А также сохранением и важностью идентификации себя как крымтатарина.

Что я могу сделать для своего народа?

Таким важным вопросом должен задаваться каждый крымский татарин, который причисляет себя к этой нации.

Первое – мы должны сохранить свой народ и стать сильнее: духовно и материально. Если мы будем повышать уровень выполнения канонов нашей религии через увеличение знаний о ней, то мы станем крепче в своих действиях и обещаниях. Если наших соотечественников в сфере крупного бизнеса станет больше, то и возможность помощи различным социальным проектам станет выше.

Второе – укрепить свои семьи, огромнейшее внимание уделять воспитанию своих детей, не забывать о многодетности.

Третье – жить на Родине. Как много об этом говорится в последнее время. Но ведь этому есть причины! Уехав с полуострова, вы обрекаете свой народ на ослабление его позиций. Ведь вместе с вами уезжают ваши будущие дети, которые должны расти в Крыму и приумножать нацию.

Четвертое – если говорить о духовном вкладе в развитие крымскотатарского общества, то первое это, конечно, искреннее сопереживание и помощь соотечественникам, которые в данное время находятся в трудном положении. Сколько наших детишек нуждаются в дорогостоящем лечении, с каждым годом растет количество неполноценных семей, где мать или отец остаются одни с больными детьми. В таких случаях первые, кто должны приходить на помощь – это свои же родные соотечественники. Помощь должна присутствовать везде. Мы должны ценить труд друг друга, быть честными и справедливыми, не обижать и не оскорблять чувства друг друга.

Пятое – если же все-таки из-за жизненно важных причин ты не на Родине и очень тоскуешь по ней, то ты можешь помочь своему народу оттуда. Не забывай, откуда твои корни, говори об этом своим детям, помогай, если можешь, информационно, духовно, культурно, финансово. Последнее можно воплотить в таких простых и нужных вещах, как помощь национальным изданиям, материальная поддержка нуждающихся, вклад в открытие национальных классов, которые несоответствующее оборудованы, помощь в издании словарей, пособий, художественной литературы на родном языке, помощь талантливым, одаренным детям. Слушай онлайн первую и единственную в мире крымскотатарскую радиостанцию «Мейдан» и смотри первый и единственный в мире крымскотатарский телеканал «ATR».

Важно не поддаться расколу, который грозит нам, не смотреть равнодушно на все описанные жизненные случаи. Для того, чтобы быть сильными внешне, сначала нужно быть по-настоящему едиными внутри.

Словарь темы

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

1. Понятие и сущность патриотизма.
Патриотизм и гражданственность

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству . «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.



На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности , приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание , понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота , что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Задание 1

1. Дайте определение понятием гражданин и патриот.

2. Как соотносятся духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3. Какова наиболее общая цель гражданско-патриотического воспитания молодежи?

1.2. Патриотическое воспитание в России:
исторические традиции, направления, формы

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.

В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР».

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.

В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.

В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России.

Задание 2

1. Почему в России в начале 1990-х годов произошел кризис патриотического воспитания.

2. Какие факторы позволили преодолеть этот кризис.