Также в этот период начинают прорезываться зубки. Пищеварение малыша изменяется, так как он получает уже не только грудное молоко или смесь, а и прикорм, который достаточно разнообразен. В результате этого дефекация отмечается раз в день, а кал становится более плотным. Его запах теперь резкий и сильный.

Физические параметры

В зависимости от пола, физические показатели детей несколько отличаются. Врачи определяют границы нормы, но младенец в ряде случаев может и выходить за них. Таблица нормы веса ребёнка имеются у каждого педиатра, и по ней определяется состояние малыша. Однако в этом случае часто назначается обследование, чтобы убедиться, что он не болен. Вес и рост ребёнка в 7 месяцев имеют большое значение, и важно убедиться, что отклонение от общепринятых показателей – просто индивидуальная особенность.

Развитие ребёнка девочки в 7 месяцев по физическим параметрам должно быть таким:

  • вес ребёнка в 7 месяцев от 6 кг до 9 кг 800 г;
  • рост от 62 см 7 мм до 71 см 9 мм;
  • окружность груди от 42 см 7 мм до 47 см 2 мм;
  • окружность головы от 40 см 2 мм до 45 см 5 мм.

Развитие ребёнка мальчика в 7 месяцев нормальным считается при таких параметрах:

  • вес от 6 кг 700 г до 10 кг 300 г;
  • рост ребёнка в 7 месяцев от 64 см 8 мм до 73 см 5 мм;
  • окружность груди от 42 см 5 мм до 48 см 9 мм;
  • окружность головы от 41 см 5 мм до 46 см 4 мм.

В течение 7 месяца при правильном развитии малыш должен набрать порядка 600 г веса и 2 см роста. Увеличение головы и грудной клетки в окружности должно быть около 5 мм. Если младенец полностью здоров, то окружность его головы будет несколько меньше обхвата грудной клетки. Потому как развивается ребёнок, можно определить его здоровье. Если отклонений в физических показателях нет, то родители могут не беспокоиться о его состоянии. Сколько должен весить ребёнок, всегда можно уточнить у медика.

Умения ребёнка в 7 месяцев

Родители точно должны знать по норме, что умеет ребёнок в 7 месяцев. Если какие-либо из обязательных умений отсутствуют, стоит обратить на это внимание педиатра. Не всегда это указывает на патологию и бывает просто показателем индивидуальных особенностей ребёнка. В такой ситуации он с небольшим опозданием, но приобретает все умения, а с возраста в год уже не отстаёт от сверстников. Что умеет малыш в этом возрасте, независимо мальчик это или девочка, описано ниже.

  • Уверенное удержание тела в положении сидя и попытки садиться самостоятельно. Сами дети могут принять сидячее положение не всегда, и некоторым для полного освоения этого навыка требуется время до 8 месяцев.
  • Ползанье. Дети могут ползать по-разному, и это не считается отклонением от нормы. Одни малыши уверенно и быстро передвигаются на четвереньках, а другие ползут ещё только на животике.
  • Удерживание в руках предметов даже сложных неправильных форм. Игрушки представляют большой интерес, и кроха охотно подолгу занимается ими, крутит подвижные части и может кидать предметы.
  • Уверенное стояние, держась за опору двумя руками. Некоторые дети уже пытаются ходить и переставляют ножки. Вставать самостоятельно при наличии опоры малыш может, а вот сесть ещё пока не под силу и требуется помощь взрослого.
  • Употребление пищи с ложки и питьё жидкости из чашки. Держать ложку и чашку должны взрослые, самостоятельно малыш их ещё не удержит. Бутылочку он уверенно держит самостоятельно и при необходимости способен её поднять.
  • Дети понимают речь родителей, и если с ними постоянно общаются, запоминают многие слова и по просьбе могут показывать игрушки или части тела. Начинают реагировать на собственное имя и имена родителей. Малыш сильно привязан к матери и может плакать, если её нет рядом. Обмануть его и подменить мать другим человеком нельзя.
  • Понимание того, что спрятанные предметы не потеряны навсегда, а просто в данный момент их не видно. Исчезновение и появление предметов ребёнком расценивается как весёлая игра.
  • Издаваемые звуки превращаются в слоги, и большая часть из них проговаривается не спонтанно, а достаточно осмысленно.

Представляя, что должен делать ребёнок в 7 месяцев, родители могут контролировать его развитие и всегда заметят отклонения от нормы. В этом случае обязательно потребуется дополнительное посещение педиатра.

Какие проблемы могут возникнуть в этом возрасте

Если у ребёнка отсутствуют определённые обязательные навыки, это является поводом для обращения к врачу. Несмотря на то что каждый малыш развивается по своему индивидуальному графику, если он не имеет определённых для данного срока умений, это должно вызывать беспокойство.

Отклонением от нормы являются такие отсутствующие навыки у ребёнка:

  • малыш не может самостоятельно перевернуться;
  • ребёнок не сидит в 7 месяцев;
  • ребёнок не ползает в 7 месяцев;
  • не издаёт слогов, а только неопределённые звуки;
  • не проявляет эмоций при контакте с матерью и её отсутствии;
  • не может отслеживать движение предметов;
  • не проявляет интереса к исследованию игрушек и не стучит ими о стол;
  • не пробует предметы на вкус.

Во всех этих случаях требуется показать ребенка специалисту. Недоношенный ребёнок в 7 месяцев может развиваться замедленно, и это последствия того, что он прошел не полностью внутриутробное развитие. Такие дети нагоняют в своём развитии сверстников только к 18 месяцам.

Правильное питание

Питание ребёнка в 7 месяцев меняется. В его рационе появляется больше разных продуктов, которые начинают замещать материнское молоко и смеси. Меню ребёнка в 7 месяцев необходимо организовывать грамотно.

Каши должны быть однокомпонентными и безглютеиновыми. Оптимальным вариантом для них являются рис, гречка и кукуруза.

Лучше всего использовать специальные предназначенные для кормления детей продукты, которые производятся промышленным способом. В них будет идеальное сочетание масла и молока, а также могут быть включены дополнительные полезные компоненты для обеспечения детского организма витаминами, минералами и аминокислотами.

Также в питании младенца должны присутствовать фруктовое и овощное пюре. Что можно давать ребёнку в 7 месяцев, зависит от того, как его организм воспринимает новую пищу. Одни малыши могут начать употреблять картофель уже с 7 месяцев, а другие только к 8-9 месяцам. Вводя в рацион новые продукты, надо внимательно следить за реакцией на них организма.

Основной рацион ребёнка в 7 месяцев такой:

  • грудное молоко или смесь – в первое кормление;
  • каша со сливочным маслом, пюре из фруктов, компот или вода – во второе кормление;
  • овощное пюре с растительным маслом, сухарик или печенье, сок или грудное молоко – в третье кормление. 2 раза в неделю в 3 кормление включается ½ сваренного вкрутую желтка, если детский организм реагирует на него хорошо;
  • материнское молоко или смесь – в четвёртое кормление;
  • материнское молоко перед сном – в 5 кормление.

Вводить мясо надо осторожно, сочетая с овощным прикормом. С чем это делать, и как кормить ребёнка мясом в 7 месяцев, при необходимости подскажет педиатр. Также врач объяснит, сколько должен съедать ребёнок в 7 месяцев. Важно, чтобы малыш получал достаточное количество пищи и при этом не переедал. Если младенца регулярно перекармливать, то это негативно скажется на его здоровье и развитии и приведёт к ожирению.

Что можно кушать ребёнку в 7 месяцев, кроме продуктов, которые разрешены по правилам, зависит и от того, есть или нет у него аллергия, и каковы условия жизни. Так, если малыш растёт в сельской местности, где есть возможность давать натуральные фрукты, овощи и мясо, то прикорм вводится более разнообразный и уже с полугода. В городских условиях, определяясь с тем, что можно давать ребёнку в 7 месяцев, лучше придерживаться стандартных рекомендаций и выбирать продукты, которые производятся на предприятиях.

Режим дня

Режим дня ребёнка в 7 месяцев меняется. Ему уже не требуется так много сна, как раньше, а игр и развивающих занятий становится значительно больше. Спит малыш намного спокойнее, и уже нет необходимости вставать к нему по несколько раз в течение ночи.

Сколько должен спать ребёнок в 7 месяцев, надо знать точно. Ночной сон необходим в течение 10-11 часов, а дневной – 3 раза по 90 минут. Некоторые из детей проявляют повышенную активность и днём спят только дважды. Это не отклонение, и не должно беспокоить родителей. Сколько спит ребёнок, также зависит и от режима семьи. Если поздно вечером и рано утром дома шумно, то малыш может несколько терять в ночном отдыхе и навёрстывать это дневным. Особенно полезен сон ребёнка на свежем воздухе. Это позволяет укрепить его иммунитет и улучшить развитие за счёт полноценного кислородного обеспечения головного мозга.

Игры с малышом

Игры с ребёнком в этом возрасте должны быть направлены на его развитие и обучение новым навыкам. Если малыш ещё не научился ползать, то родители должны подтолкнуть его к этому. Как научить ребёнка ползать в 7 месяцев, при необходимости подскажет педиатр. Обычно для этого родители во время проведения гимнастики помогают малышу принимать позу на четвереньках. Также стимулирует движение и любимая игрушка, чтобы добраться до которой, младенцу надо двигаться вперёд. Мультики в этом возрасте детям часто нравятся, но это лишняя перегрузка, и она может стать причиной того, что ребёнок просыпается ночью и плачет.

Игры должны быть направлены на развитие мелкой моторики и познание окружающего мира. Полезно проведение и игр с пальчиками. Если малыш уже может освоить игру «ладушки», то её обязательно надо использовать для повышения координации движений.

Развивающие игры для детей необходимы, так как без них малышу будет сложно быстро прогрессировать в своих навыках. Родители должны внимательно следить за тем, что его привлекает. Если проявляется интерес к определённым игрушкам, которые могут быть применены в развивающих целях, этим нужно воспользоваться. Очень полезны и развивающие игры в коллективе. С полугода малыши охотно взаимодействуют другом с другом.

Что может навредить ребёнку

В возрасте после полугода малыши уже начинают проявлять эмоции и страхи вне зависимости от эмоционального состояния родителей. Часто дети боятся чужих, и потому не следует оставлять их с ними наедине. Если гость внушает крохе страх, надо чтобы кто-то близкий был постоянно рядом. Для того чтобы избавить малыша от боязни незнакомых людей, для прогулки стоит выбирать людные улицы. Это позволит ему быстрее освоиться и понять, что, кроме родителей, есть и другие люди. Бороться со страхами резкими методами не следует.

Слишком ранние высокие нагрузки вредны для малышей. Они не должны быть перегружены развивающими занятиями. В возрасте 7 месяцев хватит тех, что проводятся дома родителями. Заниматься в каких-либо центрах стоит не ранее полутора лет, когда малышам требуется активное развитие в кругу ровесников.

Для детей период развития от полугода до года очень важен, так как в это время формируются очень многие навыки и умения, которые требуются постоянно в дальнейшей жизни. При неправильном их формировании последующее развитие будет происходить не достаточно качественно.

Внимательные родители замечают новые умения у своего ребенка практически ежедневно. К полугоду малыш уже сформировал определенный перечень навыков, но что должен уметь ребенок в 7 месяцев? Здесь следует затрагивать как физические, так и умственные аспекты.

В возрасте 7 месяцев ребенка может заинтересовать буквально любой предмет или явление

Готов к исследованиям

Действительно, к 7 месяцам ребенок готов к активному изучению окружающих предметов и явлений. Этому в первую очередь способствует овладение навыком ползания. К тому же малыш уже умеет самостоятельно сидеть и стоять, держась за опору. Именно с этого момента начинается быстрое умственное развитие.

Ребенок может самостоятельно добраться до интересующего его предмета, потрогать его и даже разобрать в ущерб его целостности. Способность передвигаться, хоть и не так, как взрослые, дает большой стимул умственному развитию. Ребенок проявляет интерес, злится, когда не может достать нужную вещь, пытается концентрировать внимание, поэтому не всегда откликается на зов матери.

Кроха совершенствует свой навык ползания. Теперь его не так просто догнать, он пытается становиться на коленки, а с поддержкой стремиться делать первые несмелые шаги. Есть дети, которые практически не умеют ползать, зато быстро учатся ходить. Как таковой этап ползания у них отсутствует. И это не аномалия. Такие детки к 10 месяцам уверенно встают на ножки.

К 7 месяцам ребенок пытается брать в руки ложку и кушать самостоятельно. Обычно к этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Родителям не стоит отнимать у малыша столовый прибор. Конечно, полноценно покушать ребенку не удастся, так как кашка, скорее всего, окажется на полу или одежде, но это первые шаги к настоящей детской самостоятельности.

Некоторые родители к этому возрасту сталкиваются с проблемой беспокойного сна. Зачастую это нормально, а причиной является повышенная двигательная активность ребенка во время бодрствования. Некоторые дети даже во сне пытаются ползти. Кстати, ввиду того, что малыш умеет самостоятельно и очень быстро переворачиваться в положении лежа, ночью он способен десяток раз менять свое положение.

Важно помогать ребенку развивать мелкую моторику рук. Для этого в зоне игр следует разбросать предметы – разные по величине и фактуре. Мелкие предметы кроха будет пытаться брать пальчиками, крупные – рукой. Хороши в этом деле мягкие мячики разного диаметра.

С ребенком 7 месяцев нужно общаться и играть при каждой возможности: кроха впитывает знания об окружающем мире с поразительной быстротой

Умственное развитие ребенка в 7 месяцев

Можно сказать, что с полугода начинается процесс приобщения ребенка к взрослой жизни. Ведь он умеет передвигаться, сидеть, крепко держать предметы в руках, осознавая их функцию и предназначение. Кроме того, ребенок уже пытается подражать взрослым, хотя бы по-своему повторять услышанные звуки и увиденные жесты.

Важно не упустить данный момент и научить ребенка некоторым жестам и словам. Например: «ням-ням», «па-па», «дай-дай» и др. Что касается жестов, то это поглаживание животика когда малыш голоден, взмахи рукой при прощании и приветствии и другие.

Чтобы поддерживать интерес в изучении окружающего мира, можно начинать заниматься с ребенком, называть интересующие кроху предметы, показывать, что с ними можно делать. Дети любят складывать и разбирать всевозможные пирамидки, полезными будут мягкие кубики, развивающие коврики.

Родителям нельзя устанавливать ребенку слишком много запретов, иначе он скоро поймет, что достать недозволенный предмет можно тогда, когда взрослых нет рядом. Здесь нужно быть готовыми к тому, что не спрятанный вовремя пульт от телевизора или мобильный телефон могут быть щедро измазаны детскими слюнками.

В этом возрасте и позже ребенок очень эмоционален и сильно боится расставаний с мамой. Поэтому в случае, когда маме предстоит уйти и оставить кроху с другим близким человеком, важно попрощаться с ребенком и объяснить, что мама обязательно скоро вернется. Если этого не сделать, у малыша останется чувство пустоты и беспокойства и ничьи уговоры помочь не смогут. Конечно, все дети разные, но исключать такие ситуации не стоит.

Перед сном ребенка следует отвлечь от активных игр, постепенно подводя его к более расслабляющим процедурам

Режим дня и заперты

Обычно к полугоду мама устанавливает для ребенка определенный режим дня, удобный для нее и комфортный для крохи. Но следует учесть тот факт, что к 7 месяцам ввиду активных передвижений ребенок может спать меньше, а уложить его вечером спать раньше станет намного сложнее. Здесь важны уговоры, плавный переход от активных действий к водным процедурам и отход ко сну.

Как уже отмечалось, много запретов для ребенка – прямой путь к непониманию и стремлению малыша еще настойчивее добиться желаемого. Ребенку нужно объяснять опасность некоторых окружающих предметов и последствия от контакта с ними. Здесь помогут такие слова, как «ну-ну», «вава», «кыс» и прочие. Ребенок сам начнет повторять их, когда ему на глаза будут попадаться недозволенные опасные предметы.

В 7 месяцев большинство малышей уже активно ползают, исследуя окружающее их пространство с завидной энергией и интересом

Конкретика

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? Вышеописанные умения и навыки можно объединить в конкретный список.

  1. Ребенок умеет самостоятельно сидеть без поддержки или учится это делать.
  2. Кроха уже может ползать или обучается этому.
  3. Малыш по-своему «говорит», пытается выговаривать согласные звуки и повторять звуки за взрослыми.
  4. Умеет вкладывать мелкие предметы в большие, играет с пирамидкой.
  5. Понимает смысловое значение слов (разумеется, не всех), откликается на свое имя или поворачивает голову в сторону зовущего.
  6. Переворачивается на бочок, животик и обратно.
  7. Стремится кушать самостоятельно, удерживая ложку.
  8. Умеет пить из кружки.
  9. Стремится изучать предметы, пробовать на ощупь и вкус.
  10. Ввиду повышенной эмоциональности боится расставаний с мамой.

Это основные умения, которыми должен обладать или учиться ребенок к 7 месяцам жизни. Если родители наблюдают только задатки этих навыков, беспокоиться нет повода: все слишком индивидуально. Темпы развития детей зависят от многих факторов, главный из которых – поведение и заинтересованность родителей, а также хорошие бытовые условия.

В этом возрасте, как и в любом другом, следует отмечать реакции ребенка на те или иные явления

На что стоит обратить внимание

О некоторых проблемах в развитии могут свидетельствовать следующие факты:

  • ребенок не поворачивает голову, когда его зовут;
  • не умеет переворачиваться на животик и держать голову на весу хотя бы несколько секунд;
  • если взять кроху под мышки и поставить на твердую поверхность, он не перебирает ножками, «танцуя», а просто подгибает их;
  • ребенок не пытается присесть, ухватившись за мамины пальцы.

Таких нюансов достаточно много, и зачастую они связаны с тонусом мышц. Важно говорить о своих подозрениях педиатру, ортопеду, неврологу для более тщательной диагностики. Возможно, понадобятся физиопроцедуры, массаж или консультация других специалистов.

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Забавно слышать от посторонних: «Ой, совсем уже человечек!» при встрече с малышом, не правда ли? Как будто он раньше был кем-то другим! Но это восхищение вполне объяснимо: ребенок становится все более самостоятельным, а его действия - осознанными.

И даже сама мамочка порой с улыбкой вспоминает, как хотелось раньше, чтобы он побыстрее повзрослел и общение стало взаимным. У Вас подобное желание тоже возникало? Так вот, оно практически исполнилось и свободного времени у Вас наверняка совсем не осталось. Еще бы, ведь семимесячный карапуз настоятельно и весьма эгоистично требует внимания к себе. В постоянном общении с бодрствующим малышом легко отметить, чему же он научился за прошедший месяц и что осваивает теперь.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Особенностью этого этапа является ускорение развития психики грудничка. У него в корне меняется отношение к людям, которых он видит: ни за что уже не подарит свою улыбку кому попало, и первый встречный будет наделен лишь настороженным взглядом. Свои и чужие - эта градация для крохи становится определяющей при встрече с людьми. Радости и восторга при общении удостаиваются только знакомые. Остальные это благорасположение должны еще заслужить.

О чем это свидетельствует? Конечно, о растущей привязанности к маме и к близким, родным - карапуз учится соотносить себя и собственное поведение с ними. Это крайне важный этап в развитии навыков общения с окружающими. Детки, которые не научились опасаться незнакомых людей сейчас, не смогут соблюдать дистанцию и в дальнейшем, даже будучи уже взрослыми.

Грудничок вовсю лепечет слоги «ма-ма», «па-па» и другие, при этом так смешно иногда что-то бормочет. Он способен понимать, о чем с ним разговаривают. Но врачу это проверить довольно сложно: крошку нужно успокоить, вокруг него должны быть родные лица, чтобы он не отвлекался и не пугался, видя в комнате постороннего. Поэтому лучше, если небольшие проверки будет проводить мамочка: когда называются знакомые одушевленные или неодушевленные предметы, малыш поворачивает в ту сторону голову или ищет их глазами.

Сейчас начинается забавный, хотя и весьма важный этап развития ребенка в 7 месяцев: он пробует себя в имитации. Наблюдая, как папа постукивает по столу рукой, дитя со всей серьезностью пытается повторить это движение. И подобных моментов становится все больше, что доставляет массу положительных эмоций взрослым, наблюдающим за таким умилительным поведением взрослеющего карапуза.

Маленький шалун уже понимает, какие игрушки он может достать, а до каких ему не дотянуться. Он придумал себе игру: взять предмет, попробовать «на зубик», а затем бросить и начать все заново. Такая круговая реакция продолжается, пока его что-нибудь не отвлечет.

Кстати, по поводу попробовать «на зубик»: по рекомендации Минздрава, с семимесячного возраста нормально развивающемуся крохе можно давать сухарики и печенья. С их помощью он не только насытится, но и удовлетворит естественную потребность в кусании с жеванием. Из новых продуктов в меню грудничка добавился желток куриного яйца, а многообразие допустимых каш и фруктовых пюре позволяет сформировать его вкусовые пристрастия.

Родителям следует знать, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, так как на каждом этапе развития у него формируются определенные навыки. При отсутствии прогресса лучше, если причины отставания будет определять врач. За рекомендациями к специалистам стоит обратиться в тех случаях, когда ребенок к концу 7 месяца:

— не старается сесть, даже держась за руку взрослого;

— не стучит с упоением кубиком по твердой поверхности;

— не пытается обратить на себя внимание с помощью звуков;

— не прижимается щечкой к лицу мамочки, проявляя привязанность;

— не ласкается к родным людям.

Если Вы видите, что наблюдается несоответствие по указанным параметрам, не пугайтесь. Помните о том, что траектория развития каждого грудничка сугубо индивидуальна. Но если действительно намечается некоторое отставание от сверстников, то нужно выявить его как можно раньше, чтобы откорректировать, пока все жизненно важные системы организма только формируются.

Физическое развитие ребенка в 7 месяцев

К концу 7 месяца масса малыша стала больше на 600 г, а подрос он на 2 см. Частота дыхания постепенно увеличивается и теперь составляет чуть более 30 в 1 минуту, а на один вдох-выдох приходится 3 сердечных сокращения. Эти показания практически не будут меняться до годовалого возраста.

Стандартные показатели, разработанные педиатрами ВОЗ для семимесячного возраста, позволяют оценить уровень физического развития.

Для девочек:

масса должна составлять 6,8-8,6 кг, рост - 65,0-69,6 см

окружность головы - 41,5-44,1 см.

А у мальчиков:

масса соответствовать диапазону 7,4-9,2 кг, рост - 67,0-71,3 см,

окружность головы - 42,7-45,2 см.

Кроха постепенно готовится к ходьбе, поэтому уверенно переступает ножками в вертикальном положении при поддержке под мышки. Он уже вполне самостоятельный: способен ползать, сидеть почти без поддержки взрослых, подниматься на четвереньки. Если есть опора, то мир, естественно, еще не перевернет, а вот на коленки поднимется запросто. Поэтому за непоседой нужен глаз да глаз: очень сложно его удержать на одном месте.

Физические упражнения для ребенка в 7 месяцев

Основной акцент в развитии навыков ребенка после полугода идет на ползание, так как оно отлично работает на укрепление многих групп мышц туловища и конечностей. В комплекс зарядки включают в обязательном порядке:

— поворот со спины на живот;

— поворот с живота на спинку;

— выгибание;

— приседания;

круговые движения руками.

Одновременно с физическим происходит и речевое развитие ребенка в 7 месяцев, поэтому Вам нужно называть все свои действия рядом с малышом или выполняемые вместе с ним, многократно повторять слова, произносить их при этом четко, утрируя артикуляцию. Вы ведь обращали внимание на то, как пристально кроха следит за шевелящимися губами взрослого во время разговора? Заметьте, что иногда он даже сам пытается воспроизвести их движение, хотя все это и далеко еще пока от совершенства.

Зная, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, дополните обычный набор упражнений еще несколькими, полезными для укрепления необходимых групп мышц.

1. Сгибание ног. Выполняются все действия из положения лежа на спине. Возьмите ребенка за обе голени теплыми руками. Сначала вместе, затем по очереди сгибайте и разгибайте ножки в коленях: согните и разогните левую ножку, затем правую, и, наконец, сразу обе ноги. Эти приемы повторяют 6 раз, они помогают развивать мышцы конечностей и суставы.

2. Перевороты. Исходное положение - лежа на спине, выполняется 1 раз. Попросите ребенка лечь на животик, помогите ему. Для этого чуточку поверните его ягодицы с тазом в сторону переворота, а дальше он и сам справится. Не забывайте, что дитя отлично уже различает эмоции взрослых, поэтому непременно хвалите его, чтобы он слышал одобрение в голосе.

3. Приседания с прогибанием. Это упражнение, направленное на развитие навыков ползания, уже знакомо, но Ваш малыш подрос и теперь выполнение можно усложнить.

Исходное положение - лежа на спине, выполняется 2 раза. Палец одной руки взрослого зажат у крохи в кулачке, а второй рукой следует придерживать его за коленочки.

Отведите ручку карапуза в сторону, ласково попросите его сесть. Когда тот займет требуемое положение, проведите рукой плавно вдоль позвоночника (снизу вверх). В ответ на это спинка рефлекторно разогнется. Затем аккуратно опустите его на правую сторону.

Зарядка для умственного развития ребенка в 7 месяцев

Все, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, необходимо развивать, иначе все процессы будут идти не по возрастному графику, а с отставанием, что непременно скажется на дальнейшей успешности.

При общении всячески провоцируйте повторение за Вами простеньких слов, произношение названий окружающих людей и предметов. Настоятельно, в форме игры, учите выполнению элементарных действий по примеру взрослых. И обязательно побуждайте к ползанию, вставанию на коленки, ходьбе с опорой для начала.

Чтобы развивать речь и обогащать малыша впечатлениями, показывайте животных, заводные игрушки, совершая с их помощью примитивные действия, доступные для повторения крохой. Кстати, забавы не надо больше подвешивать, их лучше класть рядом в кроватке, манеже или на полу.

С этого возраста лучше всего карапузу для игры предлагать различные пирамидки, мячи, складные матрешки, коробочки, которые легко раскрываются. Они должны быть многоцветными, звучащими и яркими. При этом по-прежнему актуальны кубики: кроха их учится складывать и с воодушевлением пытается стучать ими друг о друга.

Крайне важно: Вы нужно стать самыми болтливыми родителями на свете, ведь только в постоянном общении полноценно развивается малыш. Детские педиатры говорят, что возраст от 0 до 4 лет - наиболее благоприятный период, когда все получается как бы само собой, природосообразно. Если время упущено и человечек не получил необходимого внимания, то в дальнейшем процесс развития будет идти не столь успешно, как могло бы быть, и потребует значительно больших усилий со стороны и ребенка, и взрослых.

Возраст 7 месяцев – это начало второго полугодия жизни малыша и нового этапа развития. Дети в этом возрасте становятся более общительными, больше играют и меньше спят. Малыши уже заметно прибавили в весе и росте. Начинается этап активных изменений в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.

К концу седьмого месяца малыш подрастает на 2 сантиметра и прибавляет в весе примерно на 600 граммов. Средние показатели детей этого возраста: вес – от 7,5 до 8,5 килограммов (± 1 кг), рост – от 65 до 70 сантиметров (± 3 см).

Что умеет ребенок в 7 месяцев

  • Ребенок может садиться самостоятельно и уверенно сидеть без посторонней помощи продолжительное время.
  • Начался активный этап . В основном, ребенок пытается ползать по-пластунски, так как ему трудно еще удерживать свое тело, опираясь на ручки.
  • В положении «лежа на животе» может легко брать предметы одной рукой, а на другую в это время опираться.
  • Повороты и перевороты в разные стороны ребенок выполняет самостоятельно и очень быстро. Его физическая активность является началом мелких ушибов, ссадин и других травм. Родителям нельзя даже на несколько секунд оставлять кроху без внимания, так как его неловкие и нескоординированные движения могут привести к падению и плачу.
  • Малыш может без помощи взрослых пить из бутылочки и регулировать этот процесс.
  • Бортики детской кроватки являются надежной опорой малышу для долгого стояния или приседания на корточки.
  • Если придерживать малыша за подмышки, он уверенно переставляет ножки и активно шагает.
  • Ребенку интересно брать игрушки и различные яркие предметы в руки, перекладывать их из одной руки в другую.
  • Ребенок может стучать игрушкой, подбрасывать ее, рассматривать и пробовать на вкус.
  • Малышу интересно складывать предметы небольшого размера в большую емкость.
  • Сформированное зрение и слух позволяет ребенку реагировать даже на незначительные еле слышные звуки или мелькания света. Это не значит, что нужно ходить на-цыпочках во время дневного сна малыша. Небольшой спокойный музыкальный или звуковой фон должен присутствовать.
  • Количество зубов в этом возрасте зависит от многих факторов, но в первую очередь от наследственности. Поэтому у одних детей в семь месяцев может вообще не быть зубов, а у других их уже несколько. Это не должно являться поводом для беспокойства родителей. Зубки будут прорезаться в течение всего первого года.

Прорезывание зубов – это индивидуальный процесс. У некоторых он проходит незаметно и безболезненно, а других – с капризами и болевыми ощущениями. Перед появлением зубика мамы могут заметить такие признаки:

  • Обильное выделение слюны.
  • Набухание и воспаление десен.
  • Ребенок все время что-то тянет в ротик и покусывает.
  • Малыш ведет себя беспокойно – трогает свое лицо, ушки, щечки, ложится на подушку.
  • Температура тела может держаться на отметке 37 градусов.

  • Ребенок лепечет, показывает пальчиком на игрушку, животное или яркий предмет, понимает значение некоторых слов.
  • Малыш реагирует, когда его называют по имени.
  • Ребенок очень привязан к тому взрослому, с которым находится большее время суток. Часто расставание с этим человеком даже на короткое время вызывает у ребенка тревогу, страх и даже слезы. Кроха знает в лицо тех людей, которые часто бывают в доме, играют и разговаривают с ним
  • Малыш хорошо понимает тональность и интонацию голоса, по-разному реагирует на ласковые и строгие голоса, может понять по жестам и мимике настроение мамы и ее чувства к нему.
  • Ребенок проявляет эмоции в виде объятий или наоборот отталкиваний от себя взрослого.
  • Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Произнесенные звуки становятся более сложными, но осмысленными. Малыш поворачивается в сторону называемого объекта (например, «Где папа?» или « Где баба?») и пытается повторять некоторые слоги.
  • Ребенок может отыскать спрятанную под покрывало на его глазах игрушку. Он понимает, где находится предмет.
  • Малыш почти со всеми, кто проявляет к нему нежность и внимание, готов идти на контакт.
  • На этом этапе ребенок может больше пользоваться левой рукой, чем правой. Это не означает, что ребенок – левша. Просто в возрасте семи месяцев у деток интенсивнее развивается правое полушарие. Явление это непостоянно и рано делать какие-то выводы.
  • Дети в этом возрасте негативно реагируют на новые незнакомые резкие звуки. Не стоит включать возле малыша пылесос, вентилятор, блендер или фен – это может напугать вашего кроху.

Тест на развитие малыша 7 месяцев

  • Ребенок должен уметь самостоятельно переворачиваться из положения «лежа на спине» в любое другое положение, уметь сидеть с прямой спинкой, дотягиваться до игрушки и брать ее.
  • Усадите ребенка к себе на колени, сидя за столом. Понаблюдайте, как ведет себя малыш. Скорее всего, он станет стучать по столу и крепко хвататься за его край, будет дотягиваться до предметов на столе и перекладывать их с места на место.
  • Не обращайте на ребенка внимание намеренно, посмотрите на его реакцию. Кроха будет плакать и привлекать к себе внимание, ему важно увидеть ваш взгляд.
  • Незнакомые люди должны вызывать у ребенка любопытство и интерес.
  • Попробуйте накрыть легкой тканью личико лежащего в кроватке малыша, он обязательно попытается убрать ее.
  • Дайте ребенку игрушку в тот момент, когда он уже держит в каждой ручке по предмету. Посмотрите, как он поступит. Скорее всего, он отпустит один из предметов, а возьмет тот, который ему предлагают.

Обратите внимание, если:

  • Ребенок не проявляет желания сидеть и поворачиваться в разные положения.
  • Во время нахождения за столом малыш не стучит по нему игрушкой или рукой.
  • Отсутствует проявление эмоций, нет реакции на резкие или громкие звуки.
  • Ребенок не тянет игрушки в рот или у него просто не получается это сделать.
  • Ему трудно находиться в вертикальном положении.
  • Малыш не реагирует на передвижение предметов и людей, не издает никаких лепечущих звуков.

Малыш этого возраста должен уметь пить из чашки и кушать с ложечки. Одно кормление грудным молоком нужно заменить на пюре из овощей или вязкую кашу. Каши (рисовая, гречневая или кукурузная), предназначенные для детского питания, уже содержат масло и молоко. Их нужно варить, строго соблюдая инструкцию на упаковке. В овощное пюре нужно постепенно по одной капле добавлять растительное масло.

Следующим прикормом должно быть фруктовое пюре. Начинать нужно только с одного фрукта, постепенно приучая к другим. Малышам можно давать яблоки, груши, персики и сливы. Овощной рацион нужно тоже постепенно расширять. Можно поочередно давать пюре из картофеля, моркови, кабачка, тыквы, цветной капусты. И овощное и фруктовое пюре, а также каши в первые полтора – два месяца должно состоять только из одного компонента. В конце седьмого месяца попробуйте дать ребенку яичный желток и введите его в рацион два раза в неделю. Во время прорезывания зубов можно давать ребенку детское печенье.

Примерный режим питания при грудном вскармливании

  • 7.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 11.00 – молочная каша со сливочным маслом (150 гр), пюре из фруктов (около 50 гр) и компот или сок (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом и половинкой яичного желтка (150 гр), печенье или сухарик, компот или молоко (30 мл).
  • 19.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 22.00 – грудное молоко (200 мл).
  • При раннем начале прикорма (с четырех месяцев) можно на данном этапе вводить в рацион мясо курицы, кролика или телятину. Мясо нужно измельчить до состояния густого пюре и давать малышу вместе с овощным пюре.

Примерный режим питания при искусственном вскармливании

  • 7.00 – молочная смесь (200 мл)
  • 11.00 – однокомпонентная каша со сливочным маслом (150 гр), фруктовое пюре (около 50 гр), компот или вода (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом (150 гр), мясное пюре (около 30 гр), яичный желток (1/2 часть), компот или сок (около 30 мл).
  • 19.00 – молочная смесь с печеньем или сухариком (200 мл).
  • 22.00 – молочная смесь (200 мл).

Режим дня – сон и бодрствование

Распорядок дня зависит от характера и индивидуальных особенностей ребенка, от обстановки в семье. Малыш может спать в ночное время по 10-11 часов. Днем ребенок спит два или три раза по 1,5–2 часа. Желательно, чтобы хотя бы один дневной сон малыша проходил на свежем воздухе. Ежедневный распорядок приучит кроху просыпаться и засыпать в одно и то же время каждый день.

  1. Обращайте внимание ребенка на те предметы, которые его окружают, рассказывайте о них, произносите вслух несколько раз слова – названия. Показывайте малышу яркие большие предметные картинки, читайте вслух детские стишки и сказки. Дайте ребенку возможность самому научиться переворачивать страницы детской книжки.
  2. Помогайте малышу развивать мелкую моторику. От ее развития напрямую зависит память, внимание и, самое главное, речь ребенка.
  3. Учите ребенка выполнять самостоятельно некоторые действия и ваши просьбы. Например, бросить мячик, поднять машинку, подать кубик. За каждое правильно выполненное действие не забудьте похвалить ребенка.
  4. Играйте с малышом в игры, в которых нужно хлопать в ладоши, махать ручками и показывать пальчиком на какой-то предмет.
  5. Создавайте ситуации, при которых ваш кроха сможет общаться или наблюдать за другими детьми.
  6. Играйте с ребенком в игры на развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Полезны любые игры, в которых задействованы пальчики малыша.
  7. Старайтесь оберегать ребенка от страхов и волнений. Они могут быть вызваны посторонними людьми, новыми звуками или отсутствием внимания. Чаще берите кроху на руки, показывайте, что он под вашей защитой, он в безопасности. Знакомьте его с новыми людьми, держа у себя на руках.
  8. Ползание – это важный этап в развитии ребенка, который позволит продолжить физическое развитие, расширит кругозор и даст возможность изучать окружающие предметы. Помогайте малышу научиться ползать, создавайте ему необходимые условия для этого. У ребенка должно быть много свободного пространства и привлекающие внимание игрушки и различные предметы. Не менее важно, какая одежда на ребенке. Ничто не должно сковывать его движения. Манера ползания на начальном этапе у всех детей разная, но со временем малыш поймет, что техника перекрестного ползания самая удобная. Все придет со временем.

Старайтесь не останавливаться на достигнутом. Ребенок готов ко всему новому и интересному, ему очень необходимо общение и внимание. Не недооценивайте своего кроху.

Развитие ребенка в 7 месяцев (видео)