Стремление дружить характерно для всех возрастных категорий независимо от пола. И мужчины, и женщины хотят иметь близкого задушевного приятеля. К сожалению, в реальной жизни далеко не всегда рядом верный товарищ, с которым можно откровенно поговорить. А иной раз так хочется доверить ему свои мысли и думы.

Проблему воображаемого друга знали еще в древности. Колдуны снадобьями и заговорами могли вызвать разных духов и джинов. Люди верили, что с помощью таких мнимых приятелей они смогут решить свои насущные проблемы.

У разных народов почитались домашние боги - своеобразные семейные друзья. Например, у славян в языческие времена покровителем фамильных владений считался Чур. У него просили заступничества, чтобы охранял от сглаза дом и близких. До наших дней дошло выражение: «Чур меня!», то есть «Береги меня, боже, от злых сил!».

Стремление иметь воображаемого друга в тибетском буддизме трансформировалось в такое понятие, как тульпа, когда усилием воли можно было вызвать сильную галлюцинацию. В ощущениях вызвавшего ее человека она становилась вполне осязаемым образом (не всегда это мог быть человек), ему можно было довериться и вести с ним откровенные разговоры. В Древнем Риме такого мыслимого приятеля называли Alter ego - «другой я».

Агата Кристи написала десятки детективных рассказов, а на старости лет призналась, что всю жизнь общалась с воображаемыми друзьями. От этого с ума она не сошла, а вот ее творчеству это здорово помогло.

Причины появления воображаемого друга

Так кого же считают воображаемым другом в наши дни, зачем он нужен и вредно ли общение с ним? Перед тем как ответить на эти вопросы, выясним причины его появления.

Почему появляется воображаемый друг у детей


Кто с детства не знаком с Малышом и его другом Карлсоном? Повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен о трогательной дружбе мальчика и забавного толстячка, живущего в домике где-то там далеко на крыше, появилась, думается, неспроста. Как и советская сказка писателя Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Выпущенный из бутылки джин стал реальным другом пионера Вольки и помогал ему в разных смешных ситуациях, которые сам же и создавал, а потом помогал успешно решать.

А что же общего у этих двух сказок? Они - это не что иное, как талантливо рассказанная потребность в воображаемых друзьях у детей.

Стремление «заполучить» себе в приятели мнимого незнакомца лежит в особенностях психики малыша. Считается, что 65% детей от 3 до 7 лет имеют своего воображаемого приятеля. В этом так званом синдроме Карлсона ничего плохого психологи не усматривают. Такие дети духовно богаты, у них большие творческие задатки. Талантливые ребята, одним словом! Воображаемый друг помогает развить им интеллект, что, безусловно, пригодится в дальнейшей жизни.

Однако такой виртуальный товарищ появляется в жизни ребенка далеко не всегда по его причудливой прихоти. Причины детских фантазий разные и не всегда хорошие, среди них можно назвать такие:

  • Не хватает родительского внимания . Родители постоянно заняты, не уделяют внимания своему чаду, одиночество заставляет его искать себе друга в фантазиях.
  • Ошибки воспитания . Внимание ребенку уделяют, но общение сведено до минимума, малышу хочется, чтобы почитали на ночь сказку, а в ответ: «И без нее уснешь!»
  • Скучное детство . Мало детских игр и забав, все поставлено на рациональную основу: это тебе не нужно (потому что дорого), родители не отдают ребенка в какой-либо кружок, куда его тянет, нет времени водить по спортивным и иным секциям. Дитя изнывает от скуки и придумывает себе друзей и яркие приключения.
  • Нет контакта со сверстниками . Ребенок замкнутый, не может найти общий язык с другими детьми, допустим, в садике. Поневоле уходит в себя и общается с вымышленным другом в своих фантазиях.
Все эти причины вовсе не указывают, что у ребенка проблемы с психикой, но есть опасение, что он может уйти в нереальный мир. А в наше время, когда компьютер во многих семьях заменил книгу и живое общение, совсем не сложно запутаться в собственном воображении и виртуальных друзьях. Но есть и положительные качества воображаемого друга, почему он так нужен детям.

К ним следует отнести:

  1. Воображаемый друг смелый и всегда готов к приключениям . Он верный товарищ, выручит в любой ситуации, с ним без опаски можно пуститься в любое рискованное путешествие, допустим, отправиться в непроходимые джунгли или спуститься на батискафе глубоко на дно океана.
  2. Помогает развить интеллект . Общаясь с таким другом, ребенок становится развитым, у него проявляются яркие творческие способности. Большая вероятность, что со временем малыш может стать яркой творческой личностью.

Важно знать! Воображаемый друг у детей - это не болезнь. Однако, чтобы придуманный приятель не стал доминирующим в жизни ребенка, родителям следует уделять своему дитяти больше внимания.

Причины появления воображаемого друга у подростков


Воображаемый друг у подростков - в наши дни широко распространенное явление и связано прежде всего с инфантилизмом. Парня или девушку вроде бы уже трудно назвать ребенком, а поведение сохраняет детские черты. С медицинской точки зрения, это отставание в развитии. Такие молодые люди «заторможены» в общении, им очень тяжело найти друга или подругу. Дефицит общения вынуждает уходить в виртуальный мир, что сегодня совсем не проблема.

Компьютеры и планшеты теперь доступны практически всем. Для любителей виртуального общения даже появились специальные компьютерные программы. Например, дополнение «Все возрасты» к игре «The Sims 3» дает возможность обрести воображаемого друга.

В Китае и соседних странах юноши увлеклись рисунками в стиле аниме воображаемых подруг на своих фотографиях. Увлечение стало модным, со своими придуманными партнершами парни ходят в кафе, играют в футбол, путешествуют.

Причины такого успеха воображаемых друзей у подростков лежат в чертах характера и далеко не лучших, допустим, человек замкнутый и неуверенный в себе. Наш век тотальной компьютеризации только потакает таким слабым качествам личности.

К причинам медицинского характера, почему подростки заводят себе воображаемых друзей, следует отнести:

  • Аутические расстройства . Собственно, это слабо выраженное психическое заболевание, когда нет способности поддерживать социальные связи. Такая личность замкнута на своих собственных переживаниях, общение с другими вызывает у нее трудности.
  • Инфантилизм . Подросток мыслит и поступает как ребенок, а потому просто боится решительных взрослых поступков. Ему тяжело найти реального друга для общения.
  • Тяжелая болезнь . Ребенок, допустим, прикован к постели длительное время. Круг общения со сверстниками сведен до минимума. На помощь приходит воображаемый друг.
  • Психологическая травма . Развод или смерть кого-либо из родителей, смена места проживания, конфликты с близкими могут заставить искать виртуального друга.
Существует ряд совсем иных причин, почему нормальные в своем развитии подростки заводят виртуального приятеля. У него, оказывается, немало достоинств:
  1. Умеет слушать . Обладает покладистым характером, всегда с вниманием выслушает своего друга.
  2. Не выдаст тайны . Ему можно смело доверять, никогда никому ничего не расскажет, даже если поделился с ним интимной подробностью своей жизни.
  3. Привлекательная внешность . Если девушка завела себе воображаемого друга, так только красивого!
  4. Никогда не изменит . Всегда будет с тобой в беде и радости, пока сам от него не откажешься.
  5. Не злой . Не вступит с тобой в ссору или драку, наоборот, всегда поддержит в трудной ситуации.
  6. С ним легко общаться . С психологической и финансовой точки зрения. Не нужно долго уговаривать, например, чтобы сходить в кафе, и деньги нет надобности на него тратить.
  7. Не назойлив . Появляется только тогда, когда захочется. И уходит по твоему желанию.
  8. Он одинок . У него никого, кроме тебя, нет, а потому с ним легко общаться.
Из этого можно сделать вывод, что виртуальный друг (подруга) нужен молодым людям с ранимой психикой, у которых проблемы с общением. Однако такие друзья не заменят настоящую живую дружбу. Уход в ирреальный мир, где все зыбко, размыто и надуманно, не сделает подростка счастливым.

Важно понимать! Настоящее счастье можно найти только в реальном общении с настоящими друзьями.

Почему воображаемый друг бывает у взрослых


Воображаемые друзья у взрослых - совсем не редкость. Многие, наверное, замечали, что вот идет по улице человек и разговаривает сам с собой. Кому-то может показаться это странным, мол, псих. А ведь далеко не все такие с психическими отклонениями. Просто мужчина разговаривает со своим хорошим знакомцем - виртуальным другом.

С возрастом большинство людей отказывается от виртуальной дружбы и находит реальных друзей. Однако не все спешат расставаться со своими детскими фантазиями.

Причины, по которым они остаются в душе взрослых, могут быть самыми разнообразными:

  • Затянувшийся синдром Карлсона . Присущ так званым кидалтам (английский термин) - «взрослым детям». Такие мужчины и женщины могут быть вполне успешными в жизни, но иллюзии раннего возраста продолжают греть душу. Расставаться с воображаемыми друзьями они не спешат, такой друг может заменить семью, потому нередко остаются одинокими.
  • Замкнутый характер . Не умел общаться со сверстниками в детстве и юности, таким остался во взрослой жизни. Сложившийся в подростковом возрасте характер практически тяжело изменить, а бывают моменты, когда так хочется близкому другу излить свою душу.
  • Депрессия . Когда на протяжении длительного времени преобладает плохое настроение, круг общения ограничен, человек общается со своим Alter ego - «другим я». Это его настоящий друг.
  • Беззащитность . Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами - мир жесток! - заставляет искать поддержку сильного. Это психологически объяснимо, этому феномену посвящены многие зарубежные и отечественные фильмы. Ведь далеко не все чувствуют себя Рембо, потому для самозащиты находят супергероя в воображаемом друге.
  • Хочется выговориться . Даже общительному человеку иной раз нужна потребность пространно поговорить, а друзьям все некогда выслушать, к тому же, если тема интимная, щепетильная, даже близкие люди - не собеседники. Твою проблему могут разнести по «секрету всему свету». А воображаемый друг надежен, он только твой!
  • Если человек верующий . Такие люди молятся и разговаривают с Богом, со своим ангелом-хранителем. Святых они считают реальными, поверяют им свои житейские заботы, просят у них совета и помощи.
Является ли внутренний диалог с воображаемыми друзьями психическим нарушением? Вовсе нет, однако в каждом конкретном случае нужно разобраться: почему это человеку необходимо. Вполне вероятно, это просто неумение найти своего настоящего друга в реальной жизни, а возможно, - расстройство психики вплоть до серьезного психического заболевания.

Важно знать! Если человек идет по улице и разговаривает сам с собой, это вовсе не значит, что он нездоров. Просто ему не хватает реального общения.

Основные признаки наличия воображаемого друга


Своего интимного, вымышленного коллегу многие скрывают, но есть вполне определенные приметы, по которым можно определить, кто дружит с виртуальной личностью. К признакам наличия воображаемого друга следует отнести особенности, что кроются в мировоззрении индивида, и личностные качества, связанные с характером.

К мировоззренческим относятся:

  1. Вера . Независимо, какую исповедует человек, это могут быть буддизм, ислам или христианство, а также многочисленные ответвления этих религий. Все они подразумевают духовное общение с высшими потусторонними силами, фактически - с воображаемыми друзьями.
  2. Занятия оккультизмом . Учение, противоположное вере. Мир бесконечен, некоторые верят, что за пределами познаваемого существует иной разум, и стараются контактировать с ним.
К признакам личного свойства относятся:
  • Одиночество . Показательно для зрелого возраста. Одинокий человек нуждается в друге, часто находит его в иллюзорном мире. Юноша может найти виртуальную подругу, мужчина - жену, женщина - воображаемого любовника или мужа.
  • Разговор в одиночестве . Вполне нормальный, успешный по жизни человек разговаривает сам с собой. Так кажется окружающим. На самом деле он общается с воображаемой, созданной им личностью - внутренним своим визави.
  • Стрессовая, депрессивная ситуация . Когда негативные эмоции разъедают душу, а круг общения отсутствует, на помощь приходит придуманный друг.
  • Увлечение компьютером . Виртуальный мир компьютерных игр для некоторых молодых людей и даже взрослых подменяет реальное общение. Здесь они общаются с супергероями и себя считают такими же. Это придает силы и уверенности.

Важно понимать! Все признаки наличия воображаемого друга не говорят о психическом заболевании.

Способы избавления от воображаемого друга


Когда дружба с виртуальным приятелем переросла в мучительное, тягостное состояние, общение с ним перестало приносить так желанное ранее удовольствие, воображаемый друг становится болезнью. Тут уже необходимо принимать срочные меры.

Чтобы избавиться от воображаемого друга, когда приятельские отношения со своим «другим я» становятся невыносимыми, нужно:

  1. Переоценить свою жизненную позицию . Если еще можно контролировать эмоции, нужно попытаться самому избавиться от «неудобного» друга. Важно переосмыслить свои идеалы, изменить поведение, повернуться лицом к реальному миру, чтобы найти поддержку настоящих друзей.
  2. Обратиться за помощью к психологу . Если человек не в состоянии избавиться от своего воображаемого друга, необходима помощь специалиста. Он назначит курс психотерапевтической помощи, это могут быть сеансы гипноза, когнитивно-поведенческой психотерапии или гештальт-терапии. Лечение поможет изжить комплексы, допустим, неуверенности и мнительности, и вернуться к нормальной жизни без мнимых собеседников и героев.
  3. Избавиться от одиночества . Советы тут могут быть разные. Кому-то необходимо просто жениться (выйти замуж), а кто-то найдет радость общения с друзьями нашими меньшими, допустим, кошкой или собакой. Известный русский писатель Иван Бунин в стихотворении «Одиночество» мечтательно произнес: «Хорошо бы собаку купить».
  4. Заняться творчеством, спортом . Только в реальном общении, среди увлеченных людей, можно приобрести не надуманных, а действительных друзей.
  5. Найти любое по душе дело . Стоящее занятие, допустим, рыбалка, поможет забыть мир иллюзий и вернуть здоровое мироощущение.
  6. Необходимо наладить отношения со своими близкими . Семья - реальная опора в жизни, и если отношения были испорчены, следует их наладить. В этом мире ты никому не нужен, кроме своих близких. Все мнимые, воображаемые друзья - это ложь и самообман.

Важно! Избавиться от невежливого воображаемого друга можно и нужно, для этого необходимо приложить максимум сил и стараний.


Как избавиться от воображаемого друга - смотрите на видео:


Воображаемый друг - это особое состояние психики. Вредно ли оно для здоровья, так прямо сказать нельзя. В первую очередь нужно разобраться тому, у кого такой знакомец - самый лучший и близкий. Иногда виртуальные приятели могут стать причиной болезни, тогда необходима помощь психотерапевта. А так общайтесь со своим нереальным товарищем, если дружба с ним доставляет удовольствие. И не стесняйтесь разговаривать, идя по улице. Не ваша забота, когда кто-то обращает внимание. Это проблема того, кто смотрит на вас с ухмылкой.

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Недавно мой юный художник двух с половиной лет с гордостью продемонстрировал очередные разноцветные каракули. На вопрос: «А кто это?», чадо, не задумываясь, ответило: «Это зверь Тухарик». И немного подумав, добавило: «Он живет в зоопарке». Несколькими днями позже к неведомой зверушке присоединился коллега – зверь Лиссабук, который, как выяснилось в результате допроса с пристрастием, «маленький и живёт в парке». Так у ребенка появилось сразу два выдуманных друга, а у мамы – ряд вопросов: откуда родом эти «невиданные звери» и что всё это значит? И вот что показало импровизированное расследование, в котором нам помогала детский психолог негосударственного образовательного центра «ДИВО» Елена Ивановна САВЛЕВА.


ГЕРОИ НИОТКУДА


Появление выдуманного друга вызывает у некоторых мам настоящий шок. Они начинают бить тревогу, считая, что у ребенка есть серьезные проблемы с психикой. Тревога эта абсолютно надуманная, - говорит Елена Ивановна. - Воображаемые друзья у детей были всегда, просто раньше многие малыши «не открывались», об этом мало писали в литературе, поэтому и кажется, что появился некий бум «выдуманных друзей». Если у ребенка нет других симптомов, это свидетельствует исключительно о хорошем интеллектуальном и творческом развитии. Очень многие дети проходят через этот период. Обычно появление таких «друзей» активно совпадает с возрастом от 2,5 до 5 лет, и в норме их существование естественно до 7-9 лет.


Американские ученые и психологи подтверждают, что большинство малышей придумывают себе друзей, а некоторые продолжают «играть» с ними даже в раннем школьном возрасте. Придуманные друзья есть примерно у 65% детей от 3 до 5 лет: обычно это сверстники (чаще всего того же пола) или животные. Доктор Майджори Тейлор говорит: "С помощью своей фантазии ребенок просто уходит от скуки повседневной жизни, находя способ заполнить ее вымышленным общением и играми. А это только способствует его развитию".


Кстати, и разум в виде мамских интернет-форумов подтвердил, что наши выдуманные друзья не одиноки. «У нашего лет до трех были в друзьях Батанет и Кусталейка, - пишет мама Анна. - Кто это или что это, мы так и не добились. Знаю, что у Кусталейки много лапок и глазок, и она маленькая, про Батанета, только то, что он в камуфляже (сын, как-то увидев человека в форме, сказал: "Смотрите, как Батанет!"). В общем, услышав в ответ, что они очень добрые и хорошие, мы от ребенка отстали…».


ОТКУДА ПРИЛЕТАЕТ КАРЛСОН?


И всё же иногда воображаемые друзья могут не просто свидетельствовать о наличии у ребенка богатой фантазии, но и говорить о том, что у малыша в его будничной жизни появилась какая-то пустота, что у ребенка есть какое-то желание, которое он либо не высказывает вслух, либо родители в категоричной форме отказывают крохе в его исполнении. Вспомните трогательный советский мультфильм «Варежка»: девочка так мечтала о собаке, что смогла своим воображением «оживить» самую обычную красную варежку. Да и Малыш, придумавший Карлсона, в общем-то, вполне благополучный ребенок: у него есть любящие родители, старшие брат и сестра. Но мы верим ему, когда он говорит, что у него никого нет. Он искренне чувствует себя одиноким, и Карлсон заполняет эту пустоту в душе ребенка…. Кстати, именно в честь героя Астрид Линдгрен и названо это психологическое явление – синдром Малыша (он же «золотая пора детской лжи» или «mania fantastica»).


Как справиться с этой ситуацией? Если есть возможность, купите ребенку котёнка или щенка, о которых он так просит! Если же это невозможно, или если малыш мечтает, например, о маленьком домашнем драконе или пони, придется эту ситуацию обыгрывать…


Развитая индустрия детских игрушек позволяет найти хороший выход, - советует психолог Елена Савлева. - Купите ребенку игрушечного дракончика или лошадку, но не оставляйте малыша с игрушкой один на один, «оживите» ее, внесите познавательный момент. Вам придется рассказать об условиях жизни этого животного, выделить небольшой уголок дома, где оно будет жить, а также развивать чувство ответственности у ребенка. Обязательно нужно интересоваться состоянием игрушечного питомца, помогать ребенку в «уходе» за ним, активно включаться в игру. Эти навыки обязательно пригодятся во взрослой жизни!


Отдельного внимания требует воображаемый друг, появившийся у ребенка после развода родителей или смерти близкого человека. Если ваш «Карлсон» возник в результате посттравматического синдрома, то крайне желательно подключить к решению проблемы специалиста-психолога, чтобы ребенок не абстрагировался от реального мира. Но все-таки на первых порах не отрицайте существования выдуманного друга – он оказывает ребенку очень сильную психологическую поддержку в трудный момент его жизни. Но никогда не пускайте ситуацию на самотек, если истории ребенка становятся мрачными и жестокими. Если малыш, увлекаясь игрой, теряет аппетит или сон, забывает о других играх, неохотно идет с вами на контакт, путает игру и реальность и становится слишком зависимым от своего придуманного друга, немедленно обращайтесь за психологической помощью!


КТО ЭТО СДЕЛАЛ? ПУШКИН!


Иногда воображаемый друг играет роль своеобразного «мальчика для битья». Ребенок снимает с себя чувство вины и сваливает на него свои провинности, боясь потерять вашу любовь и расположение (и чем сильнее ребенок боится наказания, тем больше искушение свалить все на придуманного друга!). Это обычно случается, если у ребенка строгие родители или воспитатели. Когда ребенка наказывают, он не всегда понимает взрослых - жизненного опыта не хватает. Но проблему он чувствует, поэтому и пытается инсценировать неприятную ситуацию, ставя на место взрослого себя, а на свое место - воображаемого друга. Если у вашего ребенка есть такой друг, понаблюдайте: возможно, вы чего-то не знаете о воспитателе вашего ребенка... или о себе.


Ругать и наказывать в этом случае не стоит. Для родителей лучшим выходом будет включиться в игру и сказать ребенку примерно следующее: «Давай-ка мы позовем твоего друга, и ты объяснишь ему, что он сделал не так». Снимите страх наказания и создайте условия, чтобы ребенок посмотрел на проблему с другой стороны. Отлично работает такая фраза: «Если твой друг такой неосторожный, пожалуйста, следи за ним, помогай ему, а если нужна будет помощь, то обращайтесь ко мне».


Может быть и обратная ситуация: выдуманный друг становится для ребенка защитником. Если ребенка часто обижают в реальной жизни, он может искать защиты хотя бы в воображении. Вот в таком случае не вмешиваться нельзя: нужно найти реальных обидчиков и, возможно, обратиться к психологу. И, конечно же, постарайтесь создать в семье теплую доверительную атмосферу, в которой ребенок не будет бояться делиться своими проблемами.


ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ…


Нередко у детей появляются не только выдуманные друзья, но даже братья и сестры (это больше свойственно школьникам и подросткам). Если подросток переживает тяжелое психоэмоциональное состояние, то воображаемый друг в этом случае становится корректором поведения, который помогает справиться с проблемами. Чаще всего такая ситуация возникает, когда в семье наблюдается дефицит общения, нет доверительной атмосферы, тесной связи между ребенком и родителем, и обычно эта проблема семей с единственным ребенком. И настоящая катастрофа случается тогда, когда сверстники догадываются о том, что братья и сестры вашего ребенка – это только плод его фантазий…


Семья в этом случае является самой главной опорой. Постарайтесь «развиртуализировать» ребенка, помогите ему выйти из мира фантазий в социальную жизнь. Предложите ребенку записаться в секцию по интересам или на тренинги личностного роста для подростков. Нужно получать больше положительных эмоций от реальной жизни, чтобы потребность ребенка в общении была удовлетворена. Если не помогает и это, придется обратиться к специалисту, чтобы выйти из ситуации максимально безболезненно.

Граница между выдуманными обстоятельствами и ложью всегда очень и очень зыбкая. Но никогда не забывайте: намерения у ребенка на самом деле благие - сделать окружающий мир более интересным! Если мы грубо вторгаемся в этот придуманный мир, развенчиваем (или того хуже высмеиваем) фантазии ребенка, то это способно глубоко ранить его, не решив при этом проблем. Мы можем сдержать детскую фантазию, но уничтожить ее не в наших силах… И самый главный итог нашего «расследования» сводится к одной простой мысли: постарайтесь стать своему ребёнку НАСТОЯЩИМ другом, и тогда потребность в друзьях придуманных очень быстро угаснет сама собой.


Подготовила Инга Мацина

Некоторые дети склонны создавать себе воображаемых друзей, которых на самом деле не существует. Что это — невинная детская выдумка, развлечение или это свидетельствует о серьезных психологических проблемах у ребенка? Надо ли бить тревогу, или лучше предоставить всему идти своим чередом? Тему комментирует детский психолог Маргарита Барсукова.

— К тому, что у их ребенка есть "невидимый" друг, все родители относятся по-разному, — говорит специалист. — Одни вовсе не обращают на это никакого внимания, другие "подыгрывают", а третьи устраивают панику и начинают таскать чадо по психиатрам…

Между тем, по словам психолога, наличие таких несуществующих "друзей" всегда указывает на определенные проблемы у ребенка.

— Чаще всего дети выдумывают себе друзей, если они чувствуют себя одинокими, — рассказывает Маргарита Барсукова. — У них нет контакта с ровесниками и чаще всего отсутствует контакт и со взрослыми. Но бывают и исключения.

Допустим, у ребенка есть и реальные друзья-сверстники, но отношения с ними его по какой-то причине не удовлетворяют — например, ребенка дразнят, смеются над ним, и он выдумывает друга, который всегда принимает его таким, как он есть, участвует в его играх и забавах… Как правило, воображаемый друг всегда настроен к ребенку благожелательно, в отличие от реальных детей.

Случается и так, что ребенок придумывает себе взрослого друга, который его всегда защищает, опекает — словом, является старшим и мудрым товарищем… Это может указывать на то, что ребенку не хватает именно таких отношений, он чувствует себя незащищенным, не уверен в себе… Порой дети выдумывают таких друзей, чтобы поднять свой статус в глазах ровесников: ведь если с тобой дружит кто-то старше тебя по возрасту, значит, ты чего-то стоишь.

В этом разделе:
Новости партнеров

Иногда дети воображают "поклонников" противоположного пола. Так, маленькая героиня рассказа Сэлинджера "Лапа-растяпа" выдумывает мальчика Джимми, который ест с ней за одним столом и спит в одной кровати. Увы, в реальной жизни отношения с противоположным полом не складываются либо складываются не так, как хотелось бы. "Все дружат с мальчиками (девочками), а я нет", — рассуждает такой ребенок. Так почему бы не придумать себе "жениха" или "невесту", существующих лишь в воображении?

Бывает, что воображаемый друг оказывается волшебным существом, вроде феи или гнома, или какого-нибудь героя мультфильма. Этот персонаж исполняет желания ребенка, малыш может даже фантазировать , что тот выполнил за него домашнее задание, убрал комнату или, напротив, напроказил… Таким образом ребенок защищается от реальности, ведь куда проще свалить всю ответственность за собственные поступки на кого-то другого, тем более, обитателя сказочного мира…

Как же вести себя, если у вашего чада появился такой друг? Давайте прислушаемся к рекомендациям психолога Маргариты Барсуковой.

Попытайтесь расспросить об этом друге как можно больше. Например, как фамилия этого дружка, где он живет, чем занимается, можно ли с ним познакомиться…

Кстати, не всегда новый друг оказывается воображаемым. Например, в мистическом сериале "Закрытая школа" маленькая девочка дружит с "гномиком", который на деле является реальным человеком, просто уродцем… А поначалу все принимают рассказы малышки за ее фантазии.

Поэтому ваша задача — вытянуть из ребенка как можно больше информации, которую можно проверить. Ведь общение детей с посторонними людьми не всегда безопасно. Особенно следует насторожиться, если малыш зовет своим другом взрослого человека, которого вы не знаете.

Если ребенок при вас разговаривает с невидимкой, требует, чтобы его тоже покормили, уложили вместе с ним спать и т.д., можно подыграть ему, но до определенных границ. Так, не стоит допускать, чтобы ребенок общался только с другом. Попытайтесь отвлечь его, почитать ему книгу, рассказать сказку, усадить за уроки.

Не следует насмехаться над малышом или запрещать ему общаться с его фантазией. Тогда он еще больше уйдет в свой воображаемый мир.

Помните, что наличие воображаемого друга всегда сигнализирует о каком-то внутреннем неблагополучии. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, способствуйте его контактам с ровесниками — и рано или поздно он позабудет о своих фантазиях.

У вашего ребенка появился друг. Только вот беда - никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» - кричит ребенок на прогулке. - «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… Что делать, если у малыша появились воображаемые друзья?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка - это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной - трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг - не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми - тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья - все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем - то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи - он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку).

Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.



Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного «барашка Вени». Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение - это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против «барашек Веня», если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать - в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей - это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей - это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему «некий Вася», которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью - чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка - выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь - подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Обсудить воображаемых друзей вашего малыша можно