Мужчины, которые не прощают
женщине их маленьких недостатков,
никогда не насладятся их великими достоинствами.

Д. Джербан



Говорят о женственности, как о черте, украшающей женщин. С другой стороны, слова "мужчина" и "мужество" имеют один корень; тем самым подчеркивается необходимое преобладание у мужчин волевых качеств.

Хотя бывают мужчины в какой-то степени женственные и женщины мужественные (а иногда и мужеподобные). Такое впечатление на других производят или внешностью, или своим поведением.

Сила и слабость

Мужчине положено быть сильным; в основе женственности - использование права на слабость. Право это - своеобразная, требующая своего признания сила - сила привлекательной слабости. Она претендует не только на внимание, на снисхождение к себе, но даже и на повиновение; иногда претендует категорически и безапелляционно. Мужественность не терпит никакого к себе снисхождения.

Мужественность оперирует преимущественно правом разума, физической силы и логики. Женственность - правом непосредственных побуждений, часто вопреки логике, разуму и физической силе; реальный факт - привлекательность - не нуждается в логических обоснованиях. Сила женственности заключена, таким образом, в уязвимости партнера, в его зависимости.

Например, желание мужчины обладать женщиной ставит его в зависимость от нее - ведь ее встречного желания надо еще добиваться!

Привлекательность для партнера - обещающая, дразнящая и ускользающая - делается своеобразной, но вполне реальной силой, преодолевающей иногда все другие. Распространенная форма использования этой силы - кокетство. Кокетство может быть и весьма тонким, скромным, изящным и остроумным. В последнем случае оно и есть сущность женственности.

Мужчины действуют инициативно, наступательно, прямиком двигаясь к цели. Женственности свойственна склонность не распоряжаться инициативой, а пользоваться ею, но не так и не для того, для чего она в каждом случае предоставляется. Женственность обнаруживается преимущественно не в наступлении и не в обороне, а в контрнаступлении - в таком маневрировании в контрнаступлениях, которое в итоге может оказаться самым настойчивым, энергичным и умело проведенным наступлением, но наступлением как бы вынужденным. Для женственности характерно не превращение определенной стратегии в тактику, а наоборот - возведение тактики до уровня стратегии. Не логический ход от цели к средству, а своеобразное использование чуть ли не любого средства - говоря словами Джавахарлала Неру, "средства управляют целью и меняют ее".

Женственность обнаруживается в умении бороться преимущественно за цели позиционные - постепенное накопление преимуществ. Например, создание у мужчины чувства вины или долга, сексуальной зависимости. О силе позиционных методов говорит то, что в случае развода при равных правах на детей, квартиру, имущество все это обычно достается жене, а супруг получает только свободу и алименты.

Сила женственности уменьшается в деле как таковом, где конкретные знания и умения обеспечивают успех. Если женщина проявляет высокое мастерство в деловой борьбе и занята только делом, она теряет долю женственности, хотя в другое время, может быть, обладает ею в избытке (директриса, например). В борьбе же позиционной, в области оттенков, многозначных намеков и подразумеваемых обобщений сила женственности находит себе полное применение.

С позиций женственности (если позволено так выразиться) любые деловые результаты борьбы суть следствия взаимоотношений, достигнутых в борьбе позиционной. С позиций мужественности, наоборот, те или иные взаимоотношения - результат борьбы деловой.

Поэтому мужественность тяготеет к борьбе за немедленный выигрыш в настоящем времени, а женственность - к борьбе за будущее, не слишком отдаленное. (Не случайно рекламное дело - одна из сфер эффективного применения женских способностей.)

Логика женственности своеобразна, причудлива - похожа на логику каприза. Исходной посылкой в ней служит факт симпатии или антипатии (например, это проявляется при голосовании на выборах), а на этой эмоциональной посылке может быть воздвигнута цепь логических выводов и умозаключений с учетом множества самых разнообразных факторов…

Мужественность требует логики общеобязательной и, следовательно, претендующей на объективно обоснованные исходные положения. Эта сугубо деловая логика бывает прямолинейна и безжалостна; в ней проявляется уверенность в себе.

В представлениях о партнере - о соотношении интересов и сил - с наибольшей ясностью обнаруживается то, что женская логика ставит дело в зависимость от взаимоотношений. Более обстоятельно о женской логике мы еще поговорим в следующей главе.

Антагонизм

При явно и откровенно антагонистических взаимоотношениях с партнером женственность не является силой, а борьба с врагом требует от женщины мужественности. Неприкрытая враждебность делает логику женственности бессмысленной. Женственности свойственно поэтому либо маскировать враждебность дружественностью, либо находить в интересах партнера хоть что-то объединяющее, родственное своим интересам. Если это удается, то возникает чаще всего позиционная борьба с позиций кажущейся дружественности за дальнейшее сближение. Здесь женственность находит себе применение и нередко дает конкретные деловые результаты. Но если в такой борьбе враждебность, вызванная сопротивлением партнера, прорывается наружу, женственность пропадает. Поэтому женщины избегают ссор между собой в присутствии мужчин, мнением которых дорожат.

Дружественность

Дружественность как характерная черта женственности своеобразна. Эта дружественность в некоторых границах, идущая не до конца, не беспредельна. Такая незавершенность дружественности вытекает из склонности деловую борьбу заменять позиционной и ставить в зависимость от последней. Позиционная борьба подразумевает некоторую недоговоренность во взаимоотношениях, поэтому принятая и признаваемая обеими борющимися сторонами дружественность должна быть неполной, не окончательной.

Склонность к полной и окончательной ясности во взаимоотношениях - черта, характерная для мужественности: от дружественности, ограниченной пределами вполне конкретного дела, до дружественности безусловной, беззаветной и безграничной, характерной для юности. "Женщины умеют любить сильнее, нежели большинство мужчин, но мужчины более способны к истинной дружбе ", - утверждает Лабрюйер.

Женщины отдают дружбе лишь то, что берут взаймы у любви. Ларошфуко принадлежат слова: "Женщины оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной по сравнению с любовью".

Мужчина может питать иллюзии относительно дружбы с женщиной. Она же считает его в худшем случае ухажером-неудачником, в лучшем - запасным вариантом на будущее.

Залогом истинной дружбы межу женщинами могут быть только абсолютно разные взгляды на то, что такое желанный мужчина. Так что не случайны коварные предательства со стороны "лучших подруг".

Поэтому на сакраментальный вопрос школьных диспутов: "Возможна ли дружба между мальчиком и девочкой?" - можно ответить однозначно: конечно нет. Слишком разнятся взгляды представителей полов на дружбу, как, впрочем, и на большинство других явлений жизни.

Обмен информацией

В характере обмена информацией женственность и мужественность проявляются в признаках, вытекающих из тех, что мы сейчас рассмотрели. Стремление женщины к использованию инициативы в контрнаступлении влечет за собой скупость в выдаче информации, намеки на ее многозначительность - стремление так повернуть диалог, чтобы, держась как бы темы партнера, в действительности перевести его на свою тему (например, говоря о деле, в действительности вести разговор о взаимоотношениях, а говоря о взаимоотношениях, клонить к делу).

Склонность к позиционной борьбе обнаруживается в пренебрежении к деловой конкретности высказываний и в повышенном внимании к тому, куда партнер клонит - какие обобщения он подразумевает. В обмене информацией женственность тяготеет, таким образом, не столько к обмену смыслом произносимых речей, сколько к обмену тем, как эти речи и слова произносятся. Пауза, жест, интонация в таком обмене могут играть решающую роль.

Для женственности характерна чрезмерная откровенность при некоторой загадочности, многозначности выражений, которые влекут за собой различное толкование одних и тех же выражений разными людьми в различное время. Мужественность в обмене информацией тяготеет, наоборот, к однозначности и определенности.

Чувство меры

Черты мужественности, как и черты женственности, взаимосвязаны. Любая отдельно взятая черта из тех, например, что были рассмотрены, не создает женственности или мужественности в целом, а любая в гипертрофированном виде разрушает то и другое. Так, скажем, деловитость, точность и определенность поступков сами по себе могут ничем не напоминать мужественность, а воплощать лишь педантизм. Также грубо преувеличенный интерес к взаимоотношениям между людьми, жадное стремление заниматься только этой стороной жизни окружающих - это уже не женственность, скорее, карикатура на нее…

Как только мужчина начинает хоть сколько-нибудь кичиться своим правом и своей силой, демонстрируя их специально, а тем более неудачно, - он теряет в мужественности. Подобным же образом как только женщина начинает сознательно, преднамеренно пользоваться своей привлекательностью, то есть своей женственностью, - она тут же начинает ее терять: не зря говорится - от великого до смешного - один шаг.

Каждому человеку в повседневном поведении присуща какая-то, мера женственности и мужественности, но мера эта может не отвечать требованиям традиции. В жизни даже самый мужественный человек бывает то более, то менее мужествен, в зависимости от того, с кем, за что и в каких обстоятельствах он борется. Самая женственная женщина также то более, то менее женственна в зависимости от множества причин. Поэтому поиски меры и разнообразия степеней как мужественности, так и женственности могут содействовать выразительности личности и достижению ею своих целей.

Школьные стереотипы

В 1981 г. Хартли опубликовал работу, в которой проанализировано, как мальчики и девочки оценивают поведение в школе представителей собственного и противоположного пола. Было обнаружено, что мальчики оценивают поведение девочек только в положительных тонах, а свое собственное - ив положительных, и в отрицательных, в то время как девочки определяют свое собственное поведение как хорошее, а мальчиков - как плохое. Авторская интерпретация полученных данных сводится к тому, что роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. По мнению Хартли, быть "хорошей" школьницей и "настоящей" женщиной, в общем, не противоречит одно другому. Но быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время чувствовать себя "настоящим" мужчиной - это вещи в определенном смысле противоположные.

Если сопоставить это с данными раздела 1.1 о преимущественно "женских" качествах (старательность, исполнительность, следования правилам, умение подчиняться) и преимущественно мужских (агрессивность, уверенность в себе), то получается, что быть хорошей ученицей и легче, и престижнее, чем хорошим учеником, ведь "настоящий мужчина" не должен быть послушным. Это, по-видимому, и объясняет то, что девочки, как правило, учатся старательнее мальчиков.

Активность

Главная особенность мужчины - это высокая активность. Женщины менее активны, и не только сами по себе. Установлено, что в некоторых видах деятельности женщины очень часто проявляют меньшую активность в присутствии мужчин, чем последние в присутствии лиц своего же пола. В этом смысле показательны результаты наблюдений Ф. Стродтбека и Р. Манна за процессом общения присяжных заседателей, свидетельствующие, что мужчины значительно превосходят женщин участием в предшествующей принятию вердикта дискуссии. Аналогичные факты получены и другими исследователями. Например, Е. Эрих обнаружено, что при решении дискуссионных задач в смешанных (по признаку пола) группах мужчины являлись инициаторами 2/3 всех коммуникативных актов в группе. Кроме того, было также показано, что в смешанных группах женщины реже становятся лидерами и проявляют меньшую склонность, чем мужчины, добиваться этой роли.

Приведенные выше данные объясняются стремлением мужчин доминировать в группе, в частности, в силу наличия определенного культурного стандарта поведения: от исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения.

Подобного рода стандарты сказываются и на установках, в свою очередь влияющих на оценку успешности действий лиц разного пола. Так, Р. Раис с сотрудниками, первоначально измерив установки курсантов военной академии относительно женщин, далее объединяли их в группы из трех человек (все мужчины) для участия в эксперименте. Часть групп возглавлялась мужчинами, а часть - женщинами. В результате была выявлена любопытная закономерность. Когда успеха в решении задачи добивалась группа, возглавлявшаяся женщиной, члены группы приписывали успех, главным образом, везению. Когда же такая успешная группа возглавлялась мужчиной, считалось, что успех обусловлен в основном его личными качествами (способностями, умениями).

В соответствии со сложившимися стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняются его способностями, а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее усилиями, "случайной удачей".

Мак-Ки и Перрифс пришли к выводу, что в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. И наконец, эти авторы обнаружили, что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины - в отношении женских.

Женщины более объективны в отношении к мужчинам, чем к женщинам. Известно также ревностное отношение женщины к успеху другой - даже лучшей подруги.

Статус в обществе

Известно, что великий древнегреческий мудрец Платон благодарил богов за восемь оказанных ему благодеяний. Первым он считал то, что они дали ему возможность родиться свободным, а не рабом; вторым - что он родился мужчиной, а не женщиной. Такая же мысль высказывается в утренней молитве мужчин-евреев: "Хвала тебе, о Боже, господь наш и владыка мира, что не родил ты меня женщиной". Женщины же еврейки молятся в соответствующем месте этой утренней молитвы следующим образом: "…который сотворил меня по воле своей".

Так что исторически сложилось предпочтительное положение мужчины в обществе. Этим, по-видимому, объясняются многие из приведенных выше преимуществ, отдаваемых мужчинам.

Именно в силу более низкого статуса женщины в нашем обществе мужчин нередко возмущает неуместное, по их мнению, "выпячивание" женской сущности. Многих мужчин просто бесит, когда, занимаясь сугубо мужским делом (как они считают, например - политикой), женщина оперирует такими высказываниями: "Я, как женщина…" Причину своего раздражения объясняют так: "Если ты женщина, то и занимайся женскими делами, не лезь в мужские дела!"

А если поменяться?

Несмотря на свой более низкий статус в обществе, мало кто из женщин желал бы поменяться с мужчиной своей ролью, участью и обличьем (транссексуалов мы в расчет не берем - здесь аномалии носят характер ошибки природы, мужчины и женщины здесь в равном положении). Народная поговорка гласит: "Лучше раз в году родить, чем день-деньской бороду брить ".

Дорожа своей принадлежностью к прекрасной половине человечества, женщины тем не менее не мирятся со сложившимся положением.

Движение феминисток в развитых странах борется с дискриминацией, "мужским шовинизмом", выражающимся в разной оплате за одинаковый труд, ограничениях в приеме на работу, трудностях продвижения по служебной лестнице и т.п. Результаты кое-где просто впечатляющие. Например, в США женщине не имеют права отказать в приеме на работу, например, докером. И управляющим приходится изобретать всевозможные требования к силовым качествам, чтобы отсеять претенденток на этот тяжелый труд.

Но еще больших успехов добились феминистки по части предотвращения "сексуальных домогательств" на службе. О том, к чему это привело на деле, мы расскажем позднее. А пока лишь отметим, что феминистки повели атаку далее на английский язык как на дискриминирующий права женщин.

Они насчитали в нем 200 слов для описания женщин легкого поведения и только 20 - для ловеласов. Вспоминается в связи с этим один из рассказов популярного сатирика Михаила Задорнова. В Израиле одна из газет обвинила его в антисемитизме за то, что он мало издевается над евреями, тем самым обходя их вниманием.

Самооценки

Мужчины более уравновешенны в самооценках, нежели женщины. Причем наблюдается это с детства.

В Петербурге специалисты проанализировали сотни дневников, в Минске - тысячи самохарактеристик мальчиков и девочек. Самохарактеристики мальчиков более объективны, их дневники касаются деятельности, реальных событий, и в меньшей степени взаимоотношениям, чему главным образом посвящены дневники девочек. Эти особенности сохраняются и в юношеском, и в зрелом возрасте.

Открытость

В эксперименте испытуемым предлагалось прослушать текст записи, где в одном варианте мужчина, а в другом - женщина рассказывали о себе и своей жизни. Независимо от пола рассказчика текст был абсолютно идентичен. Но когда после прослушивания испытуемым предложили выразить свое отношение к этому человеку, женщина была оценена гораздо выше, чем мужчина. Это привело к выводу, что, исходя из представлений о мужественности, широко распространенных в культуре, мужчина, рассказывающий нечто о себе "первому встречному" (каковыми в каком-то смысле и были испытуемые), воспринимается как человек слабый, невротичный и зависимый, женщина же, совершающая то же действие, воспринимается как открытая и доверчивая.

Компетентность

Психологи Тейнер и Дау установили, что в тех случаях, когда женщина выполняет мужскую работу, например выступает в роли следователя при расследовании преступления и делает это компетентно, и признается авторитетами в этой области, то она воспринимается испытуемыми обоего пола как заслуживающая большего признания, чем мужчина. Фактор "усилий" приобретает в этом случае "стабильный" характер и положительную оценку, подобно тому как это происходит обычно при объяснении успехов мужчин.

Расположение

Однако в чисто личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, чем положительным фактором; высококомпетентные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. Такой вывод логически следует из очень интересного экспериментального исследования Хаген и Кан. В ходе своего эксперимента они установили, что:

1. В целом мужчины и женщины стремятся исключить из своей группы компетентных женщин, причем эта тенденция наблюдается в условиях кооперативного и соревновательного взаимодействия.

2. Мужчины в целом оказывали предпочтение компетентным женщинам только тогда, когда по условиям эксперимента не требовалось никакого выполнения задачи - ни кооперативного, ни конкурентного характера.

3. Мужчины с традиционными (консервативными) установками на отношения полов исключали из своей группы компетентных женщин только в соревновательных условиях, выдвигая при этом на роль лидеров, напротив, женщин некомпетентных.

4. Мужчины с более "либеральными" взглядами исключали, из своей группы компетентных женщин реже и признавали в них лидеров чаще, чем "консерваторы", однако не чувствовали к ним (компетентным женщинам) никакого расположения.

1) изменить стереотип;

2) опровергнуть факт наличия компетентности;

3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения, исключения компетентной женщины из группы.

Два последних оказываются более предпочтительными (поскольку изменить стереотип - сложнее всего), причем это наблюдается не только в экспериментальной ситуации, но, что значительно важнее, и в реальной жизни. Проигрыш женщине в соревновании, считают Хаген и Кан, особенно для мужчины с консервативными, традиционными установками на взаимоотношения полов, почти всегда означает снижение самооценки, поскольку в соответствии с неписаными нормами, существующими в традиционной западной культуре, "настоящий мужчина превосходит женщину и всегда должен ее обыграть".

Стереотипы и СМИ

Каким образом различные социальные институты, литература, искусство, средства массовой информации и т.д. способствуют (или препятствуют) формированию и распространению стереотипов? В работе Мэнстед и Мак-Кавлоч изучались образы мужчин и женщин в рекламных программах Британского телевидения. Авторы пытались выяснить, существуют ли различия в изображении потребителей и потребительниц, и если да, то в чем они заключаются.

Такие различия действительно были получены. В целом суть этих различий совпадает с традиционными стереотипами. Мужчины чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, действующие независимо, ориентированные на практическое использование приобретаемых предметов.

Женщины обычно изображаются как не обсуждающие и не оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движимые субъективными причинам и в его приобретении (эмоциями и желаниями), как занимающие дополнительные и зависимые роли (жены, любовницы, подруги).

Таким образом, реклама способствует закреплению в сознании новых подрастающих поколений исторически сложившихся стереотипов. И это не случайно: как элемент массовой культуры реклама хочет понравиться потребителю, а это значит, что она должна подыгрывать уже сложившемуся у большинства мнению. Попытка же сломать стереотипы грозит оттолкнуть от себя потенциального покупателя.

Неудовлетворенность

Если мужская неудовлетворенность адресуется строго ко Вселенной или по крайней мере к политическим событиям, а в объятиях женщины мужчина находит покой и теряет себя, то неудовлетворенность женщины относится как раз к сфере взаимоотношений с мужчиной, Вселенная же ее вполне устраивает.

Мужчины всюду немного чужие, в них есть что-то от бродяг, но внутри они как раз существа домашние.

У женщины же дар превращать в жилье любое место и делать его уютным. Женщина в мире уютна, но у нее нет мира в душе.

Женщины создают комфорт, а вот нуждаются в нем мужчины больше, чем женщины. Не случайно бытовые трудности и неудобства мужчины переносят тяжелее женщин.

Три момента мужского начала

2. Организация.

3. Точка (концентрация).

Мужчина стремится руководить, задавать направление, принимая наиболее ответственные, направляющие решения.

Любит организовывать, командовать.

Ставит точку: последнее слово должно быть за ним.

Три момента женского начала

1. Предоставление пространства.

2. Заполнение его.

3. Освоение.

Например, купили мебель - муж рассуждает, куда что поставить. Но жена советует, влияет на него, тем самым предоставляя пространство (для мебели в данном случае).

Женщина заполняет и осваивает пространство квартиры множеством мелочей (салфеточки, вазочки, тарелочки, картинки на стене). Для мужчин эти мелочи не существуют, они для него - чужой мир, именно потому, что заполнение и освоение пространства - это мир женщины. Именно этим она и создает уют.

Красота спасет мир

Одно из проявлений этого - природная склонность женщины ко всему красивому и изящному. Несмотря на свой практицизм, женщина предпочитает прекрасное полезному.

Например, любовь женщин к цветам. Многие мужчины, даже те, кто дарит женщинам цветы, не понимают, почему они так нравятся женщинам. Ведь на эти деньги можно приобрести что-то более полезное и дольше радующее сознание, чем растения, век которых недолог. Ан нет.

Внешность

Женщина раньше ощущает и сознает свою половую принадлежность, отсюда повышенный интерес к своей внешности, болезненное восприятие своего физического несовершенства. У всех народов, во все времена, как об этом свидетельствуют археология и антропология, она стремилась иметь украшения и обращать на себя внимание одеждой, косметикой, манерами, движениями, танцами, пением.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем если его назовут глупцом, а для женщины - отрицательно оценят ее внешность. Женщина с болью в сердце обнаруживает новую морщинку на лице и думает не о том, что годы требуют привести свои амбиции в соответствие с возрастом, а как бы разгладить эту проклятую морщинку!

И тем не менее женщины оценивают свою внешность более самокритично, чем мужчины свою: воспринимают себя привлекательными большинство мужчин и весьма небольшая часть женщин.

Самоуверенность

Один недостаток мужчин в равной мере отмечают и молодые, и пожилые женщины: самоуверенность. Мужчине трудно поверить, что его можно не любить, он тяжело переносит отказ. Самоуверенность порождена активной природой мужчины. Неуверенность, робость делали мужчину трусом; у него опускались руки при встрече с трудностями и препятствиями. С древности таких людей презирали, они были обречены на неудачи, поражения и гибель. Мужчина должен был стать мужественным, решительным, чтобы добиться успеха, завоевать славу, одержать победу.

Отношение к слабым

Оно разное у мужчин и женщин. Владимир Высоцкий в одной из своих песен выразился вполне определенно: "Я не люблю насилье и бессилье". Чувство жалости, сострадания присуще больше женщине. Ей нравится ухаживать за слабым или больным, опекать, наставлять, критиковать, поучать детей, более молодых подруг, а потом и мужей. В своей попечительской деятельности женщина нередко одержима и не всегда проявляет меру в любви к ребенку (избалованность детей), в своих житейских советах соседям, поучениях мужу. Отмечается обостренная восприимчивость женской психики к переживаниям других: слезы ребенка для нее личная драма, болезнь близкого человека - трагедия.

Такое отношение к слабым проявляется и в восприятии юмора. В "мужских" анекдотах нередко потешаются над слабыми (например, над больными, дистрофиками и т.п.). Женщинам же не по душе такой смех.

"Противники"

Целью женщины является ее подсознательное (и сознательное) желание заполучить хорошего мужа.

Мужчины же, наоборот, подсознательно стремятся остаться свободными.

Поскольку цели мужчин и женщин противоположны, то в этом вопросе они, по существу, противники. Поэтому кое-где в дальнейшем читатель встретится с терминологией, близкой к боевой.

Отношение к семье

Семья, любовь для женщины важнее всего остального. Интересно послушать женщин, добившихся успеха в своей творческой жизни, замечательно реализовавших себя в искусстве.

Выдающуюся певицу Монтсеррат Кабалъе спросил интервьюер:

Сеньора Монтсеррат, если бы вам сейчас дана была возможность вернуть какое-то мгновение своей жизни, что бы это было?

Мне легко ответить. Я точно знаю, что. Первое - момент, когда я познакомилась со своим мужем. Второе - когда я родила дочь. И третье - когда у меня родился сын…

Когда замечательную русскую певицу Изабеллу Юрьеву, пользовавшуюся у старших поколений огромной популярностью, ведущий передачи "Момент истины" А. Караулов попросил назвать самое главное в ее творческой жизни, она ответила: то, что она встретила своего мужа и прожила с ним 46 лет счастливой жизни.

Мы не случайно адресовались здесь не к простым женщинам, многие из которых просто "тянут лямку" своей работы, а к тем счастливицам, которые реализовали себя в работе так, как и не снится многим мужчинам.

И все равно семья для женщины на первом месте.

Кто кем управляет

Власть принадлежит мужчинам, но управляет мужчиной всегда женщина. Об этом очень хорошо сказано в "Законе Паркинсона": "Умные, мудрые бабушки, сидя дома, всегда управляли государством", потому что они управляли состоянием мужчины, но делали это мягко, ненавязчиво и тактично.

На работе

Как и во всем остальном, мужчины часто не обращают внимания на мелочи и придают значение главному, основному. По тому, как руководителю удается решать ключевые задачи, они судят о его способностях.

Женщины, в отличие от мужчин, придают значение и мелочам, деталям, которые при случае могут превратиться в весьма значительные факты. Женская "мелочность" подчас позволяет избегать неприятностей, ошибок.

Если для мужчин на первом месте - компетентность начальника, то для женщин - его человеческие качества.

Мужчины меньше внимания уделяют отношениям в коллективе, для женщин - это второй по значимости (после качеств начальника) фактор.

Для мужчины (особенно в нынешней ситуации) главное - побольше заработать. Для женщины важно, чтобы наряду с производственной работой она могла делать что-то и для семьи (купить продукты, сбегать в обед домой покормить детей, позвонить домой - поели ли, сели за уроки и т.д.). Поэтому от руководителя работница ожидает, что он отнесется к этому с пониманием и, по меньшей мере, не будет препятствовать этому. Среди факторов, важных для женщины, - близость места работы от дома.

Привлекательность и ответственность

Исследования показали, что у руководителей-мужчин отмечаются следующие тенденции:

1) приятные поручения давать более привлекательным женщинам, а неприятные менее привлекательным;

2) в спорных случаях ответственность за хорошие дела возлагать на более привлекательных сотрудниц, и за плохие - на менее привлекательных.

Что же движет этими нехорошими руководителями? По нашему мнению, тому есть глубокие причины. Всякий человек испытывает огромную потребность в положительных эмоциях. Привлекательные женщины своей внешностью дают мужчине такие положительные эмоции. Связывать неприятное дело с конкретной женщиной - значит, ассоциировать ее с отрицательными эмоциями. Оберегая для себя привлекательную женщину как источник положительных эмоций, руководитель подсознательно отдает неприятные дела менее привлекательным подчиненным.

Итак, различий между мужчиной и женщиной столь много, что так и подмывает сказать - они различаются во всем. Во всяком случае оправданны слова о том, что на Земле как бы сосуществуют, переплетаясь и взаимодействуя, но не теряя при этом своей сущности, две различные цивилизации, два сообщества - мужчин и женщин.

Так необходимых друг другу - и таких разных!

«Качество» женственности зависит от двух факторов (анализ истоков качества мужественности еще в разработке, хотя, её проявления в инфантильной и зрелой формах вполне можно описать, что и будет сделано ниже)):


- Во-первых, от того, насколько преодолено влияние женственности в исполнении собственной матери (идея Карла Юнга). Отсутствие преодоления ведет к тому, что женщина идентифицируется с собственной матерью, что ведет к параличу собственной женственности; это обстоятельство либо усиливает мужское начало (пример: «серая мышь»), либо являет неразвитую женственность в варианте, присвоенном еще девочкой - присвоенном, а не освоенном/развитом/измененном под себя (пример: «вечная дочь», её символ - Персефона). Преодоление же власти материнской женственности приводит к проявлению собственной, развивающейся до зрелого состояния.

Во-вторых, от формы взаимоотношений с мужским началом. Первый вариант связан с тем, что женская природа проходит «огранку», вступая в диалог с мужским началом (символическим фигурами такой - зрелой - женственности можно назвать Геру, Афродиту, Афину). В другой форме отношений женское начало ускользает от процесса её «огранки», предъявляя миру свою природу в «чистоте» (так ведет себя гипертрофированный инфантильный вариант женственности: «роковая женщина», например). В деструктивном варианте монологичной по характеру «огранки» происходит игнорирование, подавление женского начала (пример: фурии/эринии, «стервы»).

Инфантильная женственность. Такие женщины - «вечные девочки»: от них исходит впечатление невинности, беспредельной нежности, наивности; их пластика и ужимки - девичьи, что органично воспринимается по их молодости, а с возрастом становится, мягко сказать, смешным.

Они капризны, обидчивы, ревнивы, требуют к себе пристальной заботы, рассчитывая в пределе на полный захват мужского внимания.

Также, такие женщины, падки на игру, которую они не отличают от самой жизни, и в которую они втягивают окружающих (особенно, мужчин) - чем больше, тем лучше, как им кажется. Их игривость коренится именно в их инфантильности, что отличает их от «стерв», которые отдают себе отчет в том, что они играют, достигая свои цели таким - мужским - способом социального существования. В жизни носительница инфантильной женственности вполне может быть самостоятельной в принятии решений и обеспечении себя, производя при этом впечатление полной своей беззащитности, что только усиливает их притягательность.

Инфантильная женственность стремится к «быть любимой» более, чем «любить», поэтому страстная отданность мужчине не имеет полноты в силу центрирования, замыкания на самою себя в интимных переживаниях, а верность - ситуативна. Последняя зависит от силы любви мужчины, от его "зацикленности" на женщине, или от тщеславной надежды на "быть любимой" теми другими, кто возносит силу личности её мужчины.

Зрелая (совершенная) женственность. Зрелая женственность рождает ощущение женской самодостаточности, выраженной в особой пластике уверенной в себе женщины - этакой статности. Такая женственность довольно рассудочна, излучает спокойствие, подпитываясь, тем не менее, собственной глубокой чувственностью и восприимчивостью. Эта женственность более нуждается в том, чтобы быть качественным фоном - красивым, самоценным, самодостаточным, но фоном - для мужчины (бытие в качестве фона - только в отношениях мужчиной, тогда как в социальной активности женщина вполне может быть и лидером) а не центром его внимания. Рядом с такой женственностью мужчине хорошо, хорошо от исходящей от неё внутренней гармонии и от того, что женщина понимает, сердцем видит и каждой клеточкой воспринимает движения мужской души в самых её глубинах. Эта хорошесть переживается мужчиной как некая гармонизация - не успокоение, - которая приводит его в согласие с самими собой, к пониманию самого себя.

Зрелая женственность, как и инфантильная, - естественно-спонтанна, но спонтанность, здесь, - не форма детской непосредственности, а - проявление стремительности в решениях и действиях, окрашенной мудростью и высоким творчеством в плетении кружев отношений. При этом такая женственность не только не лишена, но обладает глубокой нежностью, исходящей не столько от милого детского облика, сколько из глубин способной любить души (кисейность же, показная недотрожистость, жеманность, напротив, - искусственны; они - либо результат излишней социализированности в мужской культуре, либо - способ манипулирования мужчиной). Да, и страстная отданность мужчине невозможна без этой стремительности. Даже такая черта - способность как будто бы спокойно ждать мужчину - на самом деле, коренится в стремительности как устремленности , настроенности только на этого-вот-мужчину (ведь вероятность оторваться от центра вращения тем меньше, чем интенсивнее скорость вращения вокруг него, пусть и осуществляемого только в ожидающей душе).
__________________

Инфантильная женственность говорит: «я - роза, у которой всего лишь четыре шипа, как я могу с ними выстоять?» Это - беззащитность ребенка, не ведающего себя (хотя, так может сказать и стервозная женщина, манипулятивно
демонстрируя свою якобы-хрупкость).

Зрелая женственность скажет: «я - роза, и у меня есть целых четыре шипа: с ними я могу всё.» Её беззащитность - не аналог детской робости и бессилия, но - базовое свойство любой гармонии, которая хрупка в этом безумной мире.

Я здесь не говорю о том, какой из видов женственности лучше для мужчин (для женщин, понятно, что зрелость предпочтительнее), ведь разным мужчинам по силу разная женственность: и в этом есть какая-то глубокая жизненная правда, правильность.

Незрелая (инфантильная) мужественность покупается либо на женщин с ярко выраженным мужским началом в поведении (например, "стервы" могут так умело манипулировать, что создают в глазах таких мужчин иллюзию их собственной - мужчин - развитой мужественности, способствуя тем самым консервации мужской незрелости), либо на инфантильную женственность. Возможность второго варианта коренится в том, что такой мужчина нуждается в утверждении своей мужественности в собственных глазах: инфантильная женственность с легкостью инициирует поступки по её обереганию, заботе, защите. Так, появляется возможность для мужского взросления, хотя, это - только возможность.

Незрелая мужественность стремится завоёвывать, реализовывать так любимый мужчинами "инстинкт охотника", суть которого не столько в желании обеспечить себя и свое окружение всем жизненно необходимым, сколько - в удовольствии от самой охоты. Последняя здесь становится способом самоутверждения, овладения, самопреодоления (страхов, например), даже самодисцплинирования - т.е. способом взросления. Незрелая мужественность алчет побед над женскими сердцами, дабы мужчина мог предъявить себе самому факт признания его мужественности в глазах женщин (такой мужчина не может жить без постоянного внимания многих женщин), а также уважения или зависти со сторны других мужчин (таких же незрелых).

Зрелая мужественность стремится к иной форме самоутверждения - к реализации владения и контроля над ситуацией (т.е., обращаю внимание: не стремление к овладению, как у незрелого мужчины, а - стремление к реализции уже-наличествующего владения). Напомню, эпоха охоты и собирательства сменилась эпохой земледелия, скотоводства, ремесла и торговли, что означало наступление стадии осуществления наступившего-уже овладения природой и социальными процессами. Так и зрелая мужественность: она стремится в отношениях с женщиной разворачивать своё владение в отношении последней. Владение же предполагает не инфантильное понимание "это моё", не эффект "господина", навязываемый женщине (здесь не говорится о том, что сама зрелая женственность часто переживает мужчину как господина, бога по собственному ощущению), а - право владения как сферы заботы и ответственности за эту-вот-женщину.

Или, по-другому: инфантильная мужественность не может быть вне охоты на женщин, зрелая - вне владения, но там и там присутствуют оттенки игры (в высоких и низменных своих проявлениях), которая так органична мужескому началу. Становящаяся мужественность нуждается в доказательстве её присутствия, ставшая-уже - в самореализации.

Так вот, зрелое, утвердившееся в поступках и/или профессии, мужское начало не нуждается в той, которой постоянно надо заниматься, ибо есть дела и поважнее. Но при этом такой мужчина способен узреть за кажущейся самодостаточностью зрелой женственности уязвимость, женскую беззащитность, реализуя по мере надобности её защиту. А в ответ такой мужчина получает то, что может дать только зрелая женственность - верность, поддержку и предельную чуткость к границам мужского мира.

совокупность характерных признаков, обозначающих принадлежность к конкретному полу.

В психоанализе понятие мужественности-женственности не сводится к описанию анатомических признаков и физиологических особенностей биологического пола. Данная полярность рассматривается прежде всего с точки психосексуального развития ребенка и психологического восприятия им своего пола.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд описал прегенитальную и генитальную сексуальные организации, дающие представление о становлении мужественности-женственности. На первой прегенитальной сексуальной организации, названной им оральной или каннибальной, сексуальная деятельность не отделена от принятия пищи и противоречия в пределах данных влечений еще не дифференцированы. На второй прегенитальной стадии, составляющей садистско-анальную организацию, развивается противоречивость, проходящая через всю сексуальную жизнь. С точки зрения З. Фрейда, эта противоречивость «не может быть названа мужской и женской, а должна называться активной и пассивной». На третьей прегенитальной стадии (фаллической) восприятие ребенком своей телесной организации сопровождается поляризацией фаллического (обладание пенисом) и кастрированного (отсутствие пениса). Только с наступлением половой зрелости, на стадии генитальной сексуальной организации новая сексуальная цель, знаменующая переход от аутоэротизма к поиску другого сексуального объекта, наделяет оба пола различными функциями, а их сексуальное развитие принимает разное направление, образующее полярность мужественности-женственности.

Врожденные мужские и женские свойства заметны в раннем детстве. Однако, как считал З. Фрейд, аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов и, следовательно, благодаря этому сходству «в детстве отсутствует возможность полового различия, как оно появляется после наступления половой зрелости». Исходя из подобного представления, основатель психоанализа высказал предположение, согласно которому сексуальность маленьких девочек носит мужской характер, а либидо по своей природе обладает мужскими свойствами, независимо от того, встречается ли у мужчины или у женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина.

По мере уточнения противопоставления мужественность-женственность З. Фрейд признал, что понятия «мужской» и «женский» являются в науке самыми запутанными и могут быть рассмотрены по меньшей мере в трех направлениях. Во-первых, в психосексуальном значении, то есть в смысле активности и пассивности, что представляется наиболее существенным в психоанализе. Во-вторых, в биологическом значении, когда мужское и женское характеризуются наличием семенных клеток или женских яичек и обусловленных ими функций. В-третьих, в социологическом значении, связанном с различием социальных ролей, которые играют люди в обществе. В конечном счете, как считал основатель психоанализа, «ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности», поскольку у каждой личности в отдельности наблюдается «смесь ее биологических половых признаков с биологическими чертами другого пола и соединение активности и пассивности, все равно зависят эти психические черты от биологических или не зависят». Словом, не отдавая должного бисексуальности, трудно понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчины и женщины.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд соотносил мужественность с активностью, а женственность с пассивностью. Дальнейшее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось пересмотром данной точки зрения. Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что восприятие мужского как активного, а женского как пассивного не является психологическим различием. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское пассивностью. За пределами сексуальности женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, а мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них отсутствует пассивная уступчивость.

Если на начальной стадии развития психоанализа З. Фрейд уделял основное внимание пониманию мужской психологии, то в дальнейшем он специально обратился к рассмотрению женственности. При этом он признал недопустимость недооценки социальных устоев, которые как бы загоняют женщину в ситуацию пассивности. Одновременно он полагал, что «развитие женственности по-прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности». Часто имеют место регрессии к фиксациям доэдиповских фаз и в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность.

Рассматривая различия между мужественостью и женственностью, основатель психоанализа пришел к следующим предположениям: женственность имеет более высокую степень нарциссизма, которая влияет на выбор ее объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить; действие зависти к пенису сказывается на физическом тщеславии женщины и высокая оценка ею своих прелестей представляется ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность; женщине мало свойственно чувство справедливости, что связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни; социальные интересы женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин; женщины в возрасте около тридцати лет характеризуются своей психической закостенелостью и неизменяемостью, что становится камнем преткновения в процессе психоаналитического лечения, даже если удается устранить психическое расстройство путем разрешения невротического конфликта.

Высказанные З. Фрейдом предположения относительно специфики женственности вызвали возражение у части психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) выступила с критикой фрейдовского понимания психических особенностей женственности. В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) она подчеркнула, что хотя З. Фрейд обратил внимание на недопустимость недооценки влияния социальных устоев на становление женственности, тем не менее на основе своих допущений он не смог увидеть, по ее мнению, всего значения этих факторов, оказывающих воздействие в западной культуре на формирование представлений об ущербности женственности, по сравнению с мужественностью.

В современной психоаналитической литературе признается вклад З. Фрейда в попытку психологического объяснения противопоставления мужественности-женственности. Многие психоаналитики акцентируют внимание на ранних стадиях инфантильного развития ребенка, половой идентичности детей, их полоролевому поведению в обществе, а также самооценке человеком своей мужественности-женственности в контексте существующих культурных норм и социальных стандартов жизни.

Галина Борисовна Шереметева

Я – женщина

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8884045

«Шереметева Г.Б. Я – женщина»: Амрита; Москва; 2014

ISBN 978-5-00053-106-8

Аннотация

Я построила дом, посадила много деревьев и вырастила сыновей, но истины, касающиеся женской энергии, стала постигать позже. Не обязательно доказывать миру, что ты – человек, совершая мужские поступки, важно жить в согласии со своими женскими энергиями и тогда вы построите прекрасный гармоничный мир, где не будет места злу, горю и несчастьям. Это путь Женщины!

Галина Шереметева

www.Sheremeteva.ru

© Шереметева Г.Б., 2009

© Оформление. ООО «Свет», 2014

Введение

Эта книга написана для женщин. Тем не менее, она несомненно будет интересна и мужчинам, ведь для многих из них женщина остается непонятной и неразгаданной.

Мужчины и женщины – это совершенно разные существа, населяющие одну планету.

Деля школьную парту с первого класса, мальчики и девочки забывают о различиях между ними и начинают относиться друг к другу с позиции своего пола. Девочки ждут от мальчиков такой же реакции, как от подруг, ну а мальчики считают девочек нелогичными, так как те не поступают по-мальчишески. Впрочем, некоторые женщины «добиваются успеха», ломая себя, и их поступки и поведение, а зачастую и внешний вид мало чем отличаются от мужских. Вопрос только в том, что женщинам хочется любви, а разглядеть особу противоположного пола в «хорошем парне» – большая проблема.

Не только девушки, но и юноши порой стремятся освоить особенности поведения и внешности противоположного пола. Женоподобный муж у мужеподобной жены – это современная реальность. Сейчас многие женщины зарабатывают больше мужчин, активнее мужчин в социуме и не хотят сидеть дома с детьми, занимаясь хозяйством. Только природу не обманешь, и бездетность, тоска по женскому счастью терзают женщину в свободное от работы время, даже во сне. Работа 24 часа в сутки стала для многих спасением от душевной боли, одиночества и мыслей о неудавшейся любви.



Непонимание себя, своей женской или мужской роли – вот главные причины разбитых судеб. Сексуальное воспитание, введенное в школьную программу, никоим образом не может объяснить и научить женщину быть женщиной, а мужчину – мужчиной. Существующие распространенные стереотипы -

курит и ругается матерными словами – значит мужик,

обнажена до предела и старается удовлетворить сексуальные потребности знакомых мужчин – значит женщина,

– делают людей несчастными.

Отсюда неразбериха, которая приносит страдания и душевную боль и не дает возможности найти себя и свою единственную половину в этом огромном мире.

Так как именно на женские плечики ложится обязанность по созданию здорового климата в семье и передачи ребенку отношения к жизни, книга посвящается женщинам.

Эта книга не о соблазнении мужчин и не о способах завоевать их. Соблазнение – это флирт, что подразумевает несерьезные отношения, но всем людям хочется настоящего душевного тепла. Как же найти и определить того единственного, с кем вся жизнь будет наполнена душевным теплом и счастьем? Это главный вопрос, который мы постараемся решить вместе с вами, дорогая читательница.

Мужественность и женственность. Притяжение противоположностей

Противоположности всегда стремятся друг к другу – это мы прекрасно усвоили, когда изучали физику в школе. Противоположные заряды притягиваются друг к другу, и в этом постоянном стремлении рождается жизнь.

Мужчины и женщины с самого начала существования этого мира тянулись друг к другу: подвластные всемирному закону, они стремились образовать единое целое, гармонию, семью.

Роли, которые выполняли мужчины, всегда сильно отличались от женских: мужчина – добытчик, защитник, воин; женщина – терпеливая и послушная хозяйка дома, хранительница очага, мать.

Мир меняется, меняются отношения и стереотипы женского и мужского поведения. Эмансипация дала свои плоды: теперь женщина везде стремится проявлять себя наравне с мужчиной. Появился новый тип мужественных женщин, это, в свою очередь, создало предпосылки для появления женственных мужчин. Противоположности притягиваются, вот и получаются пары, где мужественная женщина объединяется с женственным мужчиной. Теперь мужественными могут быть как мужчины, так и женщины, женственными – и мужчины, и женщины.

Мужественность и женственность определяются по тем направлениям, куда направлено действие. Мужественная энергия – Ян, как называют ее на Востоке, а женственная – Инь. Энергия Ян – центробежная сила, созидающая материальные формы, она активно проявляется вовне. Энергия Инь – центростремительная сила, умиротворяющая, создающая атмосферу спокойствия. Это потенциальная энергия, темнота, бесконечность, из которой происходит все. Тишину, защищенный мир семейных радостей – вот что несет эта энергия.

Женственные люди могут достичь карьерных высот и быть при этом крайне недовольными жизнью до тех пор, пока не обретут семью. Только спокойная и уютная обстановка, домашние дела, тихие семейные вечера, когда кошка мурлычет у очага, а дети сыты и веселы, наполняют счастьем женственного человека. Активная социальная жизнь, общественные связи, восхождение по служебной лестнице только забирают у него силы и выбивают его из колеи.

Мужественные люди могут, конечно, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство, чувствуя, что настоящее дело их жизни где-то ждет их. До тех пор, пока у них не появится цель и возможность направить свои силы на ее достижение, жизнь будет казаться им лишенной всякого смысла, несмотря на то, что в семье и на работе будет полный порядок. Когда азарт борьбы и жажда первенства будоражат кровь, когда в жизни присутствует риск – жизнь становится наполненной и интересной.

В современном мире создаются пары, когда женственный мужчина женится на мужественной женщине. Она зарабатывает на жизнь, строит карьеру. Жизнь дома ее не интересует и весь быт держится на женственном муже. Карьера занимает все ее время. Занимаясь в спортивном зале на тренажерах, она меняет природой данное тело, считая, осознанно или нет, что становится привлекательнее. Но для кого? Очевидно, что не для мужа.

Часто женщины не задумываются над тем, зачем они занимаются своей внешностью. Впрочем, многие просто скрывают от себя самих такое естественное для женщины желание – нравиться мужчинам. Ощущая себя одинокой, представительницы прекрасного пола неосознанно сообщают это через свою одежду и внешность. Даже живя с мужем, но, подсознательно испытывая неудовлетворенность, женщина начинает усиленно заниматься своей внешностью, если хочет завести знакомства на стороне. Если же она уже совсем не надеется встретить хорошего мужчину, она показывает это своей одеждой и отношением к собственной внешности. У женщин, которые удовлетворены своей жизнью и мужем, просто не возникает сомнений относительно своей привлекательности.

Мы еще вернемся к вопросам внешности и неприятии некоторыми женщинами определенных частей своего тела.

Мужественная женщина остается такой до тех пор, пока не встретит мужчину намного мужественнее и сильнее ее, которому она отдаст излишки своей мужественности. В таком случае они сначала будут воевать, но затем победа мужчины поможет женщине ощутить полноту женственной энергии. Только с ним она сможет стать поистине женственной и изменить весь уклад своей жизни. Однако стоит ли ожидать такого сильного мужчину для того, чтобы испытать горечь поражения? Может, стоит просто заняться восстановлением своей женской энергии и тем привлечь к себе достойного мужчину?

Пока женственность спит, а мужественность превалирует в женщине, ее муж занимает незавидное положение на работе, занимается детьми и проявляет все признаки женственности. Жена такого мужчины говорит, что это ей удобно, но на самом деле она прячется от себя и своих страхов.

Сложнее приходится там, где мужественная женщина создает союз с мужчиной, мужественность которого примерно равна ее собственной. Такие союзы образуются скорее потому, что «нужно выйти замуж». Здесь нет полярности зарядов, нет настоящей любви. Скорее всего, их отношения стимулировалась извне заинтересованными людьми. Возможно, девушка бежала из дома из-за тяжелой обстановки и плохого отношения родителей. Теперь, найдя человека, понимающего ее проблему, она склоняет его к браку, образовывается новая семья. Эти люди будут стремиться к достижениям на работе и строить карьеру. Их совместная жизнь скорее станет похожа на поле брани, где каждый защищается от своих проблем и закрыт для взаимопонимания и сострадания к ближнему. Дома их состязание может продолжаться долго, так как каждый привык стремиться к победе. Борьба за первенство будет происходить между ними на всех уровнях.

Почему такое случается?

Предположим, в семье девушки все полностью подчинялись воле отца. Домочадцы были вынуждены жить по принципу: «Не запятнать имя отца, ведь он у нас занимает такой пост!»

Девушка все время хотела обратить на себя внимание и доказать, что и она достойна уважения. Она училась, старалась вести активную общественную жизнь, потом, повинуясь общему стереотипу «успешной» женщины, она вышла замуж. Только тогда выяснилось, что, привыкнув бороться с главенством отца в семье, она не может смириться с главенством мужа. Ей обязательно нужно победить мужа как мужчину и доказать, что это она более всех достойна уважения со стороны окружающих и их признания. Часто каждый член подобной пары стремится перетянуть на свою сторону ребенка и других домочадцев. Детям в таких семьях отведена второстепенная роль, их интересы просто не учитываются.

Бывает и так, что «мужественность» женщины показная и служит защитой от старых проблем. Поэтому, когда появляется мужественный мужчина, показная мужественность женщины улетучивается.

Интересно, что если пару составляют два женственных партнера, то именно женщина берет на себя более мужественную роль.

По-прежнему встречаются пары, где женственная девушка создает семью с мужественным юношей, но время вносит свои коррективы. Все дело в том, что женщины потеряли умение управлять своей женственной энергией. Все детство и отрочество они были вынуждены соревноваться или быть на равных с мальчиками и забыли о женственной энергии, которая является их силой. Воспитание в современном обществе направлено на развитие мужественной энергии: нужны работники, винтики в механизме, а не барышни. Вот и получается, что с женственностью теперь связывают такие качества как слабость, плаксивость и немощность. Стремясь быть женственными, девушки избегают любого труда и стремятся только получать подарки за свою внешность. Красивая сексапильная кукла заменила настоящую женственную девушку, для которой мужчины были готовы на головокружительные поступки, риск и подвиги.

Часто можно слышать от женщин, что теперь нет настоящих мужчин. Но существует закон равновесия: если нет настоящих мужчин, значит, нет и настоящих женщин. Общество унисекс обросло проблемами, решить которые можно только создав полярность между мужественностью и женственностью. Став женственной, вы поможете мужчине переродиться и стать рядом с вами мужественным. Все зависит от женщин!

Где-то внутри каждого человека живет представление об истинном устройстве мира, и мужеподобные женщины тоскуют о мужественном и сильном рыцаре. Женоподобные мужчины в глубине души ждут появления прекрасной нежной женщины, рядом с которой ему захочется стать настоящим мужчиной, защитником и добытчиком.

Целеустремленные, деловые, непреклонные в достижении поставленных целей, современные женщины приобрели независимость и политический вес. Они смогли заставить окружающих прислушиваться к своим требованиям и удовлетворять их, но обрели ли они истинное счастье?

Если вы держите в руках эту книгу, значит ваши поиски себя и своего счастья не окончены. Возможно, вы устали быть «сильной женщиной». Соревнования, успешно выигранные в мире мужчин, не высушат слез на вашей подушке, когда вы оплакиваете свою личную жизнь, готовясь к очередному бою за лидерство и карьеру.

По сравнению со своими родителями, вы, несомненно успешнее и свободнее. Их жизнь менее гармонична, чем ваша, иначе вы бы удовлетворились копированием семейной жизни своих родителей и шаг за шагом повторяли бы их.

Не стоит отвергать полностью того, что передавалось из поколения в поколение как тайна управления мужчинами. Кое-что умела делать и ваша мать.

Вспомните! Вы хотели другой жизни, видя положение матери в семье. Вы стремились к защищенности и равноправию. Теперь вас признали за равную и «зауважали» отец и брат, но есть ли у вас женское счастье?

Конечно, в каждом из нас есть мужское и женское. Стремясь к самостоятельности, вы могли развивать в себе мужественные черты, беря пример с отца или брата. Роль жены и матери, которую вы наблюдали в родительской семье, могла напугать вас или заставить отрицать в себе некоторые проявления женской энергии. Теперь, добившись многого, вы хотите счастья. Значит, настала пора учиться, познавать себя и свои женские силы.

Или, возможно, вы – как раз та женщина, которая некоторое время прожила, повторяя жизнь и поведение матери и бабушки, но пришло время меняться. Вы теперь находитесь в раздумьях: та женская роль, что так знакома вам, вас больше не устраивает, а как можно жить иначе, вы еще не знаете. В таком случае, эта книга и содержащиеся в ней практикумы помогут вам измениться.

Сначала давайте определим, к мужеподобному или женоподобному типу людей вы относитесь.

Сентиментальные романы, задушевные, выжимающие слезу сериалы и беседы с друзьями – это удел женственности . Если это вас привлекает – у вас много женственной энергии. Жажда испытать любовные переживания, приправленная шоколадками, тортиками и просмотрами мелодрам – это все отличительные черты женственности.

Страсть к испытаниям, создание себе проблем и радость от их преодоления, борьба, участие в спортивных играх и состязаниях в роли игрока или болельщика, просмотр боевиков и триллеров – все это черты мужественности. Если вы не прочь посмотреть боевик, прокатиться за рулем мотоцикла или машины, обогнать на трассе медленно едущую машину, ругнувшись при этом, – то в вас много мужественной энергии. Желание победить в споре, отличиться, все решить самой, сказать последнее слово – это все игра мужественной энергии.

Чтобы быть притягательным и вызывать сексуальное желание, Ваш партнер должен иметь противоположные Вашим черты характера.

Возможно, Ваш партнер во многом сходен с вами в увлечениях – тогда страдают интимные отношения. Страстность порождается расстоянием между полюсами: чем больше один мужественен, а другая женственна, или наоборот, тем сильнее страсть.

Когда во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной различия сглажены, эротические переживания угасают. Там, где исчезает эротика, исчезает сексуальная привлекательность, а вместе с ней – физическое здоровье и духовная открытость.

Два партнера, которые отстаивают в быту и на работе свое лидерство, сдерживают и прячут друг от друга свои мысли и чувства, поэтому не являются привлекательными сексуальными партнерами. Впрочем, даже секс может быть соревнованием, как на тренажерах: кто больше выдержит.

Раскрыться и объединиться для таких людей означает стать слабыми и проиграть. Никто из них не хочет поражения, поэтому они все больше скрывают друг от друга свои чувства, становясь чужими.

В сексе необходимо полностью отдаться, раскрыться должен тот, кто является более женственным. Он или она становятся плодородной почвой, готовой принять зерно.

Для более мужественного, наоборот, необходимо стать сеятелем, который отдает – сеет в почву свое зерно. Отдающий затрачивается полностью, проходя через катарсис – смерть. Это, как мы уже говорили, свойство мужчин.

Многие люди в современном мире знают это состояние, когда на работу или на указания ближним они затрачивают всего себя, ощущая, что «просто валятся с ног», полностью обессиленные. Такая отдача требуется во время выполнения определенных действий или должностных обязанностей, что для мужчин является нормой. Но для женщин такая резкая затрата сил разрушительна, она вредит их энергии и нарушает работу организма.

Женский организм приспособлен к длительной и умеренной нагрузке. Беременность, работа у конвейера, обучение детей в школе и многое другое – это женская деятельность.

Мужчинам нужна работа, где они могут быстро затратить свою энергию и увидеть результат. Вот почему те мужчины, которые по роду своих занятий вынуждены долго и монотонно работать, приобретают женственные черты. Женская энергия дает округлость тела, отсутствие рельефности мышц, плавность в движениях. Такими мы видим многих мужчин, их живот, бедра, ноги и руки приобрели округлости, недаром мужчин с круглыми животами зовут «беременными». В современном мире многие мужчины увлеклись пивом. Пиво содержит вещества, помогающие мужчинам скорее приобрести женственные черты, вот и заполнили города мягкие в движениях и округлые телом мужчины.

Мужественность дает резко очерченные контуры тела, резкость в движениях, желание все быстро сделать до конца.

К сожалению, многие мужские черты прививает девочкам система образования, организованная так, чтобы вырастить «строителя общества», мужественного и социально активного. Времена меняются, но до сих пор система образования строится по-старому. Вот и выходят из школы девушки, ни в чем не желающие уступать юношам. Мужская одежда, прически, привычки и стиль жизни заставляют их отказаться от природной женственности.

Разумеется, если женщина играет мужественную роль, то нарушаются энергетические законы и она не может забеременеть, так как она только «вспахивает поле», на которое не может засеять семя. Это мужская роль по физиологическому устройству. Умение принимать и сдаваться – великая сила настоящей женщины. Вместо того, чтобы спорить с мужчиной и отстаивать свое мнение, станьте мягкой, сдайтесь и он сам уступит вам.

Пол осмысляется в категориях «мужчина» и «женщина», а гендер - в терминах «мужественность» (мужское начало) и «женственность» (женское начало). Однако эти понятия сосуществуют в тесной взаимосвязи. К ним применимы положения, развиваемые в трудах Дж. Лакоффа: развитие когнитивной лингвистики способствовало осознанию «человечности» языкового знака. Лакофф установил, что в языке отражается категориальное мышление человека, основанное на ряде принципов. В общих чертах они сводятся к следующему: «В каждой культуре существуют специфические для нее сферы опыта, которые определяют связи в категориальных цепочках.

… Существуют идеальные модели мира (в их число входят мифы и различные поверья), которые тоже могут задавать связи в категориальных цепочках «.

По мнению Лакоффа, «принцип мифа и поверья можно рассматривать как частный случай принципа сферы опыта. С этой точки зрения мифы и поверья - это сферы опыта, значимые для категоризации» [Лакофф, 1988, с. 16].

Исходя из такого осмысления категоризации, можно заключить, что категории познания не заданы природой вещей, не даны свыше, а образуются в процессе осмысления человеком мира и себя в мире. Категоризация происходит на основе опыта, а опыт человека как физического существа всегда связан с его телесной деятельностью. Отсюда в языке появляется «телесная метафора». Выражения рукой подать, два шага, одна нога здесь, другая там, делать что-либо у кого-либо за спиной и т.п. содержат телесную метафору, то есть осмысление мира через посредство собственного тела - первой сферы человеческого опыта. Следовательно, «наша концептуальная система зависит от нашего физического и культурного опыта и непосредственно связана с ним» [Лакофф, 1988, с. 16]. Это объясняет принцип антропоморфизма, действующий в номинативной системе любого естественного языка.

С этой позиции деконструкция, к которой призывают постмодернисты, для лингвиста может быть представлена как попытка через позднейшие наслоения проникнуть в «первосмысл» слова, раскрыть механизм концептуализации тех или иных понятий. В данном случае нас интересуют слова «мужественность» и «женственность» в их категориальном значении. В мифологии любого народа и в большом количестве философских трудов речь идет о женственности и мужественности как космогонических и метафизических категориях: «…например, в международном соперничестве: одни народы являются по преимуществу женственными, другие - мужественными.

Сложность и неоднозначность этих понятий связана с их метафоричностью, корни которой уходят в мифологическое мышление. Эти понятия встречаются во всех космогонических представлениях народов, являясь изоморфными двум ипостасям человеческого бытия - мужчинам и женщинам. Мужественность и женственность объединяют в себе совокупность противоположных начал.

В любой мифологической картине мира присутствует ряд бинарных оппозиций: верх - низ; свет - тьма; правое - левое и т.д. Во многих философских системах также имеет место ряд полярных категорий: природа - культура; активность - пассивность; рациональность - иррациональность, логика - эмоции; дух - материя; содержание - форма; власть - подчинение

Левый член каждой из оппозиций атрибутируется мужественности, а правый - женственности. Важно подчеркнуть, что каждая пара признаков составляет самостоятельную оппозицию, не имеющую причинно-следственной связи с принадлежностью людей к тому или иному полу. Однако половой диморфизм, имеющий место в реальности человеческого существования, все же рассматривается сквозь призму женственностимужественности. Каждому из полов приписывается набор соответствующих качеств, играющих важную роль в создании прототипа мужского и женского в общественном и индивидуальном сознании. Так, в древнекитайской мифологии и натурфилософии обнаруживаются два противоположных начала - темное инь и светлое ян, практически постоянно выступающие в парном сочетании. Примечательна история происхождения этих понятий: «Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно, стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п. Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе» [Мифы народов мира, т. 1, с. 547]. Такая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, существовала и в дописьменный период, получая иконографическое выражение. В индоевропейском мифологии «находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - «темная», «черная») как женское божество - мать». В индоевропейской мифологии также прослеживается мотив единства неба и земли как «древней супружеской пары - прародителей всего сущего». Связь основных движущих сил мироздания с мужским и женским началом отмечается и в других культурах (ср. Ранги - отец-небо и Папа - мать-земля в полинезийской мифологии и т.д.). Миф об андрогинах также отражает дихотомию пола, раскрывая принцип гармонии, которая воцаряется при соединении мужского и женского начал.

Очевидно, что в основе понятий «мужественность / женственность» лежит концептуализация человеческого опыта и «телесная метафора». Эти категории отражают классифицирующую деятельность человеческого сознания, выводимую из названной уже «сферы опыта». Наличие двух типов людей - мужчин и женщин - мотивировало название философских категорий «женственность» и «мужественность», составив tertium comparationis (базу сравнения) метафоры.

Как понятия метафорические «мужественность» и «женственность» обнаруживают ряд специфических свойств. Означая «перенос», метафора состоит «в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс». Таким образом, метафора ассоциирует две различные категории объектов и потому семантически двойственна: она имеет два плана, что составляет наиболее существенный ее признак. Употребление метафоры в качестве номинации актуализирует в сознании два класса объектов - тот, с которым сравнивают, и тот, который сравнивают. Базой сравнения является в этом случае некоторая общая черта сравниваемых объектов. Метафора представляется «как пересечение двух концептуальных систем в целях применения к основному субъекту метафоры свойств и ассоциативных импликаций, связываемых с ее вспомогательным субъектом» [ЛЭС, с. 296]. Механизм метафоризации обнаруживает закономерности, обусловленные действием принципа антропоморфизма, то есть культурного и телесного опыта человека:

  • 1) tertium comparationis метафоры отсылает реципиента к реальным мужчинам и женщинам, которым также начинают приписывать данные природой черты: активность / пассивность, интеллект / эмоции и т.д. Как отмечал А. Белый, «не женщина вовсе определяет женственное: наоборот, женственностью определима она сама» [Белый, 1991, с. 103].
  • 2) образность метафоры, референтное несовпадение с tertium comparationis позволяет использовать ее в применении к объектам разного рода, не связанным непосредственно с полом. Так, мы говорим о мужественных поступках, о вечной женственности; в ряде историко-философских работ выдвигается идея о мужественности немецкого национального характера и женственности русского. Совершенно очевидно, что в таких случаях не производится прямого соотнесения с мужчинами и женщинами. Речь идет о комплексе признаков, объединенных под терминами мужественность / женственность. Мужское начало трактовалось «как аполлоновское начало формы, идеи, инициативы, активности, власти, ответственности, культуры, личности, разума, абстрактного понятийного мышления, сознания, справедливости. Женское начало - как дионисийское начало материи, пассивности, подчинения, природы, рода, чувства, инстинктивности, бессознательного, конкретного мышления, милосердия. Следует отметить, что такая трактовка мужских и женских качеств традиционна и для философии, и для массового сознания» [Рябов, 1997, с. 29].

Еще Аристотель отождествлял мужское начало с духовным, с формой, а женское - с телесным, с материей. Согласно его взглядам, мужское начало придает форму и движение материальному (женскому) и вносит в него душу. Такой взгляд на два начала сохранился практически до наших дней, и лишь философия постмодернизма систематически подошла к переосмыслению понятий женственности и мужественности, что, однако, мало отразилось на стереотипах обыденного сознания. Так, проблема женственности и мужественности подробно обсуждалась в трудах русских философов серебряного века - Бердяева, Эрна, Иванова, Булгакова, Розанова, Соловьева, Мережковского, Флоренского.

Как видно из сказанного выше, мужественность и женственность - важные атрибуты общественного сознания. Являясь универсальными, то есть присутствующими в любой культуре, концептами, они вместе с тем заключают в себе и определенную специфику, свойственную данному обществу. В соответствии с идеей Ю.Д. Апресяна, «специфические коннотации неспецифических концептов - это источник знания о наивной картине мира, запечатленной в языке, помогающий открыть «стереотипы» языкового и более широкого культурного сознания»». Разделяя имеющие долгую историю идеи Гумбольдта, неогумбольдтианства, американской этнолингвистики и связанные с ними более современные разработки проблемы в трудах А. Вежбицкой, Ю.Д. Апресяна, Д.О. Добровольского, мы считаем, что «каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка». Следовательно, мужественность и женственность как культурные концепты общественного сознания есть составная часть концептуальной системы личности. Они входят в состав моделей сознания (С-модели) и манифестируются в языке: «…естественный язык является тем инструментом, который дает возможность строить достаточно условные, но тем не менее адекватные модели фрагментов концептуальной системы индивидуума - С-моделей. Таким образом, С-модели в индивидуальном сознании моделируют мир, а с помощью языка в процессе речи строится их материальная модель - устный или письменный текст». Важно учитывать, что гендерные стереотипы, отражаемые языком, с одной стороны, культурно обусловлены, а с другой - осознаются индивидом в соответствии с его личным опытом, то есть С-модели коллективного сознания модифицируются в сознании отдельного человека.

В языке фиксируется гендерная стереотипизация, свойственная коллективному, «наивному» сознанию. В коммуникации с помощью имеющегося в данном языке набора гендерных стереотипов актуализируется отрефлексированный индивидуумом опыт. Средства языка используются как «инструмент, позволяющий индивидууму строить во внешнем мире знаковые модели, более или менее адекватно объективирующие фрагменты его концептуальной системы» [Каменская, 1990, с. 34].

Наивная картина мира, отраженная в языке не примитивна. Она имеет глубокую продиктованную жизненным опытом многих поколений логику, куда входит и наблюдение за типами людей, именуемыми мужчинами и женщинами, приписывание им определенных качеств и одновременно их оценку.

Исследование женственности и мужественности должно, таким образом, включать описание стереотипов, связанных с ними, и средства манифестации этих стереотипов в языке. В следующем разделе рассматривается понятие гендерного стереотипа.