А.В. Шестакович "Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье"

О воспитании детей за всю историю разлития человечества написаны сотни трактатов, выдвинуты тысячи идей. Но если мысленно сравнить основные известные педагогические теории в самом общем плане, можно увидеть, что сущность их сводится к тому, чтобы дать рекомендации воспитателям, как и какими средствами воспитать у детей нравственные идеалы и устои определенного общества. Осуществление этих задач возлагалось главным образом на родителей, которые стремились внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность, вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, равных по возрасту и старших, следить за чистотой и опрятностью. Семейное воспитание обычно сводилось к закреплению в сознании ребенка простых норм обыденной жизни, в которых отражалась определенная система морали.

На разных этапах истории нормы эти менялись в зависимости от классово-сословной структуры общественного строя, степени обострения антагонизма классов; все они были противоречивы по содержанию, по довольно близки по форме выражения, что создавало реальную возможность затушевать их социальный смысл. Этому содействовала религия, которая влияла на формирование нравственного сознания детей, внушала им безропотность, покорность, страх.

Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Эта закономерность общего порядка обусловлена социальными и физиологическими факторами. Она действует всегда и повсеместно, разница лишь в том, какое содержание то или иное общество, семья вкладывают в понятие "простая норма". Простая норма - это своеобразные правила поведения, без которых невозможны совместная деятельность и жизнь людей. Сфера приложения этих норм в основном сводится к поведению в семье, быту, повседневным взаимоотношениям. Простые нормы нравственности, цель воспитания которых - поддержание элементарного порядка, в раннем дошкольном возрасте воспринимаются детьми как система требований без надлежащего их осмысления. С возрастом они приобретают у детей оценочную значимость и выступают не как должные, а как в высшей степени обобщенные понятия, имеющие свою причинную связь и обусловленность. К тому же любую простую норму, такую, например, как "не пачкай одежду", "не ломай игрушку", мы в процессе воспитания самп обобщаем и возводим к оценочному понятию, к мотиву высшего порядка: не пачкай одежду, потому что это плохо; сиди за столом смирно и ешь аккуратно, потому что это хорошо. При этом мы обычно видим добро во всем том, что соответствует нашему пониманию добра.

Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой моральный кодекс, прививаем систему определенных принципов, которой руководствуемся сами в процессе практической деятельности. Возведение простых норм обыденной жизни семьи к оценочным категориям добра и зла является весьма важным моментом в формировании морального сознания ребенка. Если, скажем, определенная норма поведения совершенно ясна и проста для взрослого, то для ребенка она не совсем проста. Для детей простые нормы есть не что иное, как высшая форма обобщения окружающей действительности, позволяющая делать выводы, мотивировать свою деятельность, анализировать поступки, регламентировать поведение. А это уже нравственная деятельность, практическая реализация содержания, которое вкладывают родители в понятия добра и зла.

Понятно, что каждая семья стремится воспитать своих детей достойными, хорошими людьми. Но всегда ли родители достигают желаемого, всегда ли их дети становятся такими, какими их хотели видеть в будущем?

Казалось бы, в семье все благополучно: согласие, достаток, родители - честные труженики, всеми уважаемые люди, а сын или дочь растет эгоистом, тунеядцем. Вроде бы и не от кого было ребенку перенимать дурные привычки, наклонности, противоречащие нормам нашей жизни. Истоки безнравственности, на наш взгляд, следует искать в глубинах первоначального усвоения нравственных норм. Простые нормы нравственности не есть нечто застывшее, неподвижное. Они формируют моральное сознании ребенка, затем сами же трансформируются сознанием, шлифуются обществом через различные капалы воздействия и в конечном итоге составляют мировоззрение личности. Было бы неправомерным рассматривать всю систему воспитания без той основы, которую составляют простые нормы морали.

На формирование нравственного сознания ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы нравственности личности. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их место в системе морального кодекса личности. Если в дошкольном возрасте паши оценочные суждения, проявляясь специфическим образом в сознании ребенка, сводятся им воедино и создают своеобразные модели добра и зла, еще довольно не четкие, но применимые для оценки того или иного поступка, то в старшем школьном возрасте эти модели могут стать основными мотивами действий, убеждением. Поэтому, закладывая основы морального сознания у детей, следует объяснять прежде всего содержание нормы, ее внутренний социальный смысл.

Хорошо, что ребенок не ломает игрушки, не бросает на пол хлеб, не капризничает. Этого хотят родители. Но этого не всегда хотят дети. Ребенку хочется плакать, вертеться за столом, разобрать игрушку, какой бы дорогой она ни была. Каприз есть не что иное, как своеобразное утверждение своего "я", реакция па внешние воздействия со стороны родителей или других людей. Кривляние за столом может быть игрой, желанием привлечь к себе внимание, поломка куклы или машины - проявлением пытливости, закономерным стремлением к познанию. Поскольку все эти действия закономерны для детей, постольку они задают закопомерный вопрос: а почему нельзя? Почему нельзя прыгать, шуметь, греметь, ломать и, наконец, плакать? В каждом конкретном случае можно объяснить ребенку, почему нельзя, и дать исчерпывающий ответ, доступный и понятный. Нежелательны огульные запреты: "Я сказала нельзя, значит, нельзя" или внушения типа: "Отец сказал нельзя, а ты вертишься". В таком случае родители или один из них выступают в роли беспрекословных судей, которые знают, что можно делать и чего нельзя. Но ведь ребенку тоже известно кое-что об окружающем мире и порой гораздо больше, чем мы, взрослые, думаем.

В. А. Сухомлинский пишет, что "дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени". Чтобы не оказаться в глазах ребенка человеком, который знает лишь то, что можно и чего нельзя, видимо, надо при случае сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в комнате, вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом, можно иногда и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно вместе с сыном разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или гремит, потому что если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один. Иными словами, любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих людей надо объяснять не как нечто застывшее, а движущееся, живое, целенаправленное. Допустим, рабочий мастерил игрушку и, конечно же, хотел сделать ее красивой, забавной, чтобы дети ее полюбили, чтобы им хотелось играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться бережно. Хлеб нельзя бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих людей, и т. д.

В нравственном воспитании очень важно, чтобы во всем окружающем нас материальном и духовном мире дети видели человека - труженика, творца, созидателя. Когда у ребенка воспитывается уважение не только к самому предмету, но и к людям, которые сделали этот предмет, вырабатывается определенная норма поведения, чувство ответственности, формируется правильная оценка окружающего мира, тогда ребенок становится существом социальным. Чувство любви отца и матери к сыну или дочери вполне понятно. Родители готовы сделать для ребенка все, что в их силах: уберечь его от дурного, оградить от влияния детей, которые, по мнению родителей, "плохие". Они стараются привить своим детям умение правильно разграничивать и распознавать добро и зло, справедливое и недостойное, правдивое и ложное исходя из своего понимания этих понятий. Убеждение некоторых родителей в том, что воспитывать можно лишь лаской, похвалой, что наказание или запрет травмирует ребенка, разрушает его нервную систему, безосновательно. Между тем мать или отец, зная или не зная об истинном воздействии на ребенка подобной педагогической системы, нередко предоставляет ему полную свободу действий, удовлетворяют все его желания, все его "хочу", безмерно восхваляют его способности, ум, красоту. И ребенок постепенно начинает верить, что он действительно таков. Требования его с возрастом становятся более настойчивы, в характере и поведении проявляется самовлюбленность, мнимое превосходство над другими. Понятие "нельзя" в его нравственном сознании отсутствует, свои поступки он не считает нужным сопоставлять с поступками других, но чувствует никакой ответственности перед людьми, обществом. Любой разумный запрет со стороны коллектива, ограничение возрастающих, порой неразумных желаний и устремлений ребенок рассматривает как посягательство на личность, как ущемление своих законных интересов. Родители, семья являются для него своего рода убежищем от "ущемлений" со стороны сверстников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, но только до тех пор, пока в состоянии удовлетворять его желания. При нервом же отказе, материальном ограничении родители ставятся в один ряд с другими "врагами". Рождается озлобленность, которая со временем может перерасти в человеконенавистничество. Существует и другая крайность в воспитании - грубость и бестактность по отношению к ребенку со стороны родителей, физическое воздействие на него. Стараясь внушить сыну или дочери определенные нравственные понятия, родители считают необходимым доказать ребенку, что тот ничего не знает, что он физически бессилен перед взрослыми и только поэтому должен беспрекословно выполнять их требования.

С. Д. Лаптёнок пишет, что в советской семье созданы самые благоприятные условия для интеллектуального и нравственного развития личности, в то же время семейная среда внутренне противоречива, иногда драматична, и потому порождает не только прогрессивные тенденции, но и пережиточные. Это в свою очередь ведет к довольно сложным конфликтным ситуациям, разрешаемым самыми различными способами. Родители должны помнить, что в воспитании простых норм нравственности на них ложится особая ответственность, ибо они первыми формируют в сознании ребенка эти нормы, закрепляют их личным примером. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Можно научить ребенка правильно сидеть за столом, не перебивать взрослых, быть вежливым с ними, но хорошие манеры далеко не самый верный показатель нравственной сущности человека. Существуют ведь и такие понятия, как "вежливая наглость", "нравственная глухота". Мы часто судим о детях по их внешнему виду, манере обращения со старшими. Действительно, опрятный мальчик, вежливо уступивший дорогу старшему, охотно взявшийся поднести тяжелую сумку старушке, привлекает наше внимание, вызывает расположение. Однако дело не только в опрятности и вежливости, но и в том, что побудило его, ущемляя себя, сделать приятное другому. Если это внутреннее побуждение, норма жизни, глубокое убеждение - тогда все в порядке. А если это стереотип поведения, если мотив этого действия - "Смотрите, какой я хороший"? Тогда это плохо.

Между тем тот или иной стереотип поведения является, как правило, результатом семенного воспитания, осмысления ребенком поступков родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни. Нередко отец или мать считают, что достаточно быть искренним по отношению к ребенку, а с соседями, товарищами по работе можно лицемерить. ...Папа дома, а мама по телефону сказала, что его нет, затем, улыбаясь, разговаривала с соседкой, а когда та ушла, назвала ее сплетницей. Ребенок видит, что существует некая семейная тайна, скрытое мнение о людях. У него возникает естественный вопрос: почему в глаза можно говорить одно, а за глаза - другое? Где правда, и хорошо ли поступила мама, не сказав тете, что сплетничать некрасиво. Увидев соседку, ребенок хочет сказать ей правду (все должны быть хорошими, тем более старшие), но удерживает сомнение, можно ли говорить об этом, ведь мама не говорит. Если подобное было лишь один раз, то оно может и забыться, бесследно пройти для малыша. А если это система? Если таков нравственный климат семьи? Тогда ребенок привыкает к мысли, что есть два мира: один - внутренний, скрытый ("так надо поступать"), другой - внешний, показной ("так можно поступить, если это выгодно"). С возрастом у него формируется искривленный тип нравственного сознания, притупляется моральная ответственность за совершенные поступки, определяющим мотивом поведения становится личная выгода. Трудно порой разобраться в запутанных неискренних отношениях самим взрослым, тем более трудно постичь их ребенку, не искушенному жизненным опытом, не постигшему сложностей человеческих отношений в обществе. Поэтому так важны в семейном воспитании правдивость, искренность, доброжелательность родителей в отношениях между собой и в отношениях с окружающими. Вместе с тем необходимо знать нравственные возможности своего ребенка, быть тактичным, терпимым по отношению к нему.

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №810

города Москвы

Конспект урока ОРКСЭ

(модуль Светская этика)
в 4 классе

«Особенности морали»

Подготовила учитель начальных классов

Небольсина Яна Игоревна

Москва

2014

Цель: Достичь понимания учащимися основных особенностей морали

Задачи: Осуществлять нравственное развитие и воспитание учеников.

Оборудование: учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк, интерактивная доска.

Тема: Особенности морали.

Организационный момент.

Приветствие.

Проверка домашнего задания.

К сегодняшнему уроку вы должны были вместе с родителями составить письменно свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Послушаем и обсудим ваши варианты ответов.

Ответы учеников. Обсуждение.

Как вы считаете, существует ли документ, в котором записаны все нормы морали, принятые современном обществе.

Ответы детей.

Некоторые из вас назвали Библию и Коран, но хочу подчеркнуть, что наш курс называется "Светская этика". Мы можем обсуждать нормы морали только с точки зрения гражданского общества, то есть вне религий.

Поднимите руку, кто считает, что такой документ есть.

Теперь те, кто считает, что такого документа нет.

Кто же прав? (Проблемный вопрос).

Работа с учебником.

Ответить нам поможет учебник. Откройте учебник на странице 10. Внимательно прочтите содержание параграфа №4.

Какой ответ дает учебник?

Где же человек может узнать моральные нормы поведения, если они нигде не записаны?

Перечислите названия организаций, которые следят за выполнением моральных норм.

Как лично вы можете внести свой вклад в поддержание морали в обществе?

Как могут это сделать ваши родители?

Ответы учащихся.

Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока. Выпишите из текста учебника то, что выделено жирным шрифтом. Прочтите то, что вы написали.

Как бы вы отреагировали, если бы ваш друг совершил недостойный поступок?

Что произойдет, если люди не будут обращать внимания на нарушение моральных норм?

Ответы учащихся.

Послушайте притчу и подумайте, какое отношение она имеет к теме сегодняшнего урока.

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Предупредила их, чтобы они были осторожнее. Но все они отвечали: "Мышеловка - это для тебя, к нам она никакого отношения не имеет, нам она совершенно безразлична!". Чуть позже в мышеловку попалась змея - и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах. И все это время мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют.

Какой вывод вы можете сделать?

Что такое равнодушие?

Почему плохо быть равнодушным?

Приведите примеры неравнодушного поведения людей в опасных ситуациях.

Ответы учащихся.

Послушайте рассказ Аркадия Гайдара Маруся.

Шпион перебрался через болото, надел красноармейскую форму и вышел на дорогу.
Девочка собирала во ржи васильки. Она подошла и попросила ножик, чтобы обровнять стебли букета.
Он дал ей нож, спросил, как ее зовут, и, наслышавшись, что на советской стороне людям жить весело, стал смеяться и напевать веселые песни.
- Разве ты меня не узнаешь? - удивленно спросила девочка. - Я Маруся, дочь лейтенанта Егорова. Этот букет я отнесу папе.
Она бережно расправила цветы, и в глазах ее блеснули слезы.
Шпион сунул нож в карман и, не сказав ни слова, пошел дальше.
На заставе Маруся говорила:
- Я встретила красноармейца. Я сказала, как меня зовут, и странно, что он смеялся и пел песни.
Тогда командир нахмурился, крикнул дежурного и приказал отрядить за этим "веселым" человеком погоню.
Всадники умчались, а Маруся вышла на крутой берег и положила свой букет на свежую могилу отца, только вчера убитого в пограничной перестрелке.

Вспомните, что вы знаете о биографии Аркадия Гайдара, какие произведения автора вы читали?

Ответы учащихся.

Как повела себя Маруся в данной ситуации?

Правильно ли она поступила?

Какова основная мысль рассказа?

Понравился ли вам рассказ?

Ответы учащихся.

Домашнее задание: Вместе с родителями поищите и найдите в литературе примеры, когда люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и моральное воспитание.

Рефлексия.

Какие особенности морали вы изучили на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся.

Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?

Как каждый из вас сегодня оценивает свою собственную работу на уроке?

Поднимите руку, кто считает свою работу на уроке активной и плодотворной.

Поднимите руку, кто считает свою работу сегодня недостаточно активной и постарается быть активнее на следующем уроке.

Учитель устно оценивает особенно активно работавших на уроке учеников.

Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?

Спасибо за урок.

Литература, использованная в работе:

Интернет ресурсы, использованные в работе:

http://pritchi.iapps.ru/62

http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=15

При подготовке данного издания использованы иллюстративные материалы:

РИА «Новости»,

ООО «Библиотека Изображений» / Fotobank.ru,

ООО «Лори»

Основы религиозных культур и светской этики. Основы О 75 светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразо ват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 63 с. : ил. -

ISBN 978 5 09 024068 0.

Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть мо ральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светс кая этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и досто инство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.

Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Россия - наша Родина. . . . . . . . . .

Что такое светская этика. . . . . . . . .

Культура и мораль. . . . . . . . . . . . . .

Особенности морали. . . . . . . . . . . . . .

Добро и зло. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Добродетель и порок. . . . . . . . . . . . .

Свобода и моральный выбор чело

века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Свобода и ответственность. . . . . . . .

Моральный долг. . . . . . . . . . . . . . . . .

Справедливость. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Альтруизм и эгоизм. . . . . . . . . . . . .

Дружба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Что значит быть моральным. . . . . .

Уроки 16-17. Подведение итогов. . . . . . . . . . . .

Род и семья - исток нравственных

отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Нравственный поступок. . . . . . . . . .

Золотое правило нравственности . . .

Стыд, вина и извинение. . . . . . . . . .

Честь и достоинство. . . . . . . . . . . . .

Совесть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Нравственные идеалы. . . . . . . . . . . .

Образцы нравственности в куль

туре Отечества. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этикет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Семейные праздники. . . . . . . . . . . . .

Жизнь человека - высшая нрав

ственная ценность. . . . . . . . . . . . . . .

Любовь и уважение к Отечеству. . .

Что такое духовный мир человека.

Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Россия - наша Родина

М ы живём в замечательной стране, имя которой - Российская Федерация, или, ко ротко, Россия. Произнесите это слово вслух,

и вы почувствуете в его звучании свет, раз долье, простор, одухотворённость…

Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следую щих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней.

Мир, окружающий нас, бесконечен и мно гообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы - это ма териальный мир. Но есть и другой мир - духовный. Духовный мир - это знания и информация, содержащиеся в книгах, произ ведениях искусства и кино, отношения меж ду людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информа тику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё на зывают миром культуры.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке

и образует его внутренний мир, который поч ти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.

Человек в зависимости от состояния свое го внутреннего мира может радоваться или печалиться, быть спокойным или тревож

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 1

ным, создавать что то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем ми ре есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть доб ро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчес тие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Как не разрушить свой внутренний мир? Вы начали изучать предмет «Основы религи озных культур и светской этики» для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, важ ные для каждого человека.

В духовном мире есть свои дороги. Они на зываются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции - это богат ство нашей многонациональной страны. Осо бое место среди них занимают религиозные культуры и морально этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

И в этой семье мы уважительно и береж но относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Посоветуйтесь с родителями и на зовите несколько традиций, приня тых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Что такое этика.

Что значит светская этика и что она предполагает.

Что такое светская этика

Э тика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точ ки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегречес кий философ Аристотель (IV в. до н. э.), ко торый ввёл и сам термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки называ лись философией. Слово «философия» состо ит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Получается, филосо фия - любовь к мудрости. Аристотель счи тал, что этика - часть философии.

Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «при

Рафаэль. Афинская школа

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 2

вычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или ина че. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она до стигается.

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способ ные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают сла бых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать доб рым и чтобы хороших людей было как мож но больше? Как наградить человека, сделав шего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.

Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «граж данская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого челове ка зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.

Можно сказать, что этика помогает чело веку самостоятельно совершать добродетель ные поступки и строить отношения с людь ми, а значит, стать лучше.

Фреска Рафаэля (1483-1520) «Афинская школа» имеет и дру гое название - «Философские беседы». На ней художник изоб разил великих мыслителей, жив ших в другое время и в других странах. Некоторым из них он придал черты своих современни ков. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, кото рый имеет черты великого ху дожника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».

Аристотель

Кто был основателем науки «Эти ка»?

Что означает слово «мораль»?

Что помогает понять светская этика?

Что означает слово «культура».

Почему культуру называют второй природой.

Как возникла мораль.

Плетение узбекского ковра

Культура и мораль

П онятиекультура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем - это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX в. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

Культуру иногда называют второй приро дой. В отличие от естественной природы, ко торая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, раз вивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в един ственном числе. Каждый народ в разное вре мя создавал и сейчас создаёт собственную

Традиционная ярмарка чая

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 3

культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

Культура включает в себя предметы чело веческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и иде алы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).

Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культу ра - это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной куль туры - мораль - система норм и ценнос тей, регулирующих поведение людей.

Мораль возникла тогда, когда люди осо знали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А ес ли лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже. Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появи лась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки. Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания посте пенно перешли в нормы поведения. Эти мо ральные нормы связаны с понятными всем требованиями: уважать родителей, выпол нять обещания, помогать нуждающимся, не воровать, не убивать и т. д. И всегда, во все времена, осуждались трусость, предатель ство, жадность, жестокость, клевета, лице мерие.

Восточный орнамент

Рассмотрите иллюстрации на этом развороте. Элементы каких нацио нальных культур на них представ лены?

Приведите примеры материальной и духовной культуры.

Объясните, почему возникла мо раль.

Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

В чём особенности морали.

Есть ли единый список моральных правил.

Кто должен заботиться о соблю дении моральных норм в об ществе.

Особенности морали

В ы уже знаете, что мораль - система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. Но в обществе есть много различных ценностей и норм. В чём же особенности морали?

Моральные нормы (правила) нигде не за писаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, а также религиозные книги.

Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского го сударства, которым является Конституция Российской Федерации, основано на мораль ных нормах. Кроме этого, есть родители и учителя, которые учат своих детей соблю дать моральные нормы (правила).

В основе законов, принимаемых Государственной думой Российской Федерации, лежат моральные нормы

Обычно пары, которые вступают в брак, мало представляют себе, что их ожидает в результате. Это в основном касается молодёжи, которая полагает, что после ЗАГСа ожидает период, похожий на время свиданий. На самом деле всё обстоит иначе, потому что жить вместе и видеться несколько раз в неделю - это совсем разные понятия. Чтобы дома всё было наилучшим образом, очень удобно составить правила семьи, которых и придерживаться впоследствии.

Необходимость в своих законах

Довольно часто получается так, что каждый хотел, как лучше, но всё вышло совершенно иначе. Чтобы развивалась семья, нужно предпринимать определённые действия. Люди вступают в брак, потому что им хорошо вместе. И очень важно сохранить эту свежесть отношений надолго. Но как это сделать, если каждый уже является сформировавшейся личностью и привык жить в соответствии со своими предпочтениями?

Во время периодических встреч, конечно, не приходилось заниматься касающимися быта вопросами. Но теперь, чтобы не омрачать быт выяснением отношений, ссорами, нужно определить обязательные для выполнения правила семьи. Таким образом, 2 человека, каждый из которых воспитывался отлично от другого, смогут жить мирно и счастливо.

Уважение партнёра

Прежде всего, нужно относиться к своей второй половинке точно так же, как хочется, чтобы относились к тебе. Для этого нужно видеть в партнёре прежде всего личность. Не стоит навязывать жене, которая хочет изучать английский язык, чрезмерную работу по дому. Женщина в любом случае знает, что нужно заботиться о своём мужчине, всячески улучшая его быт. Но не каждая супруга испытывает огромное желание постоянно ходить по дому с тряпкой.

Также мужчина может пытаться заставлять избранницу преображать свой внешний вид в соответствии с его пониманием этого вопроса. Возможно, он ревнует, поэтому не желает, чтобы жена надевала короткие юбки. А может, муж хочет, чтобы все знали, какая его избранница красивая, поэтому пытается её заставить больше следить за собой, но в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями. В любом случае к пристрастиям второй половинки нужно относиться с уважением, нельзя давить.

Общность интересов

У перспективных пар всегда имеются похожие интересы. Устремления в любом случае должны различаться. Такие пары всегда находят общие темы, кроме того, могут рассказывать партнёру что-то новое. Таким образом, супругам довольно интересно Правила семьи прежде всего должны включать пункт принятия своей второй половинки такой, какая она есть.

Не стоит пытаться «закрыть» жену в 4 стенах, как могут пытаться делать многие мужчины. В результате интересы женщины сведутся только к семье и дому, а мужу станет скучно с нею общаться. Также жена должна понимать, что если она не будет интересоваться чем-то новым для себя, то в скором времени количество тем для общения сведётся к нулю.

Для того чтобы было интересно вдвоём, не нужно ограничивать себя рутиной. Следует бывать вместе на различных мероприятиях (встречах, выставках, фильмах и проч.). Не нужно отстраняться и пытаться жить собственной жизнью. Потому что в результате это приведёт к краху отношений.

Интересоваться жизнью партнёра

Довольно часто происходит так, что жёны интересуются тем, каким события произошли у их мужей на работе. Но супруг не желает разговаривать на эту тему. У него могут быть свои причины. Часто всё сводится к тому, что дома он желает отдохнуть и не думать о рабочих проблемах, отвлечься от них, забыть.

Также не является редкостью вариант, при котором мужчине интересно разговаривать о своей работе постоянно. А в своей жене он видит благодарного слушателя. Супруга оттого, что ей приходится выслушивать ряд фактов, например, о каких-либо механизмах, не испытывает воодушевления к общению.

То есть здесь необходимо отыскать золотую середину. И опять же всё сводится к тому, чтобы понять партнёра. Правила семьи должны в первую очередь быть направлены на то, чтобы увидеть находящегося рядом человека как индивидуальность. И уже в зависимости от этого предпринимать какие-либо действия.

Честность - залог хороших отношений

Очень большой проблемой супружеских пар является их неспособность вести себя в отношениях честно. При общении двух людей всегда возникают моменты, с которыми кто-то из них не согласен. Не стоит закрывать на это глаза, накапливая обиду.

Нужно принять за правило всегда рассказывать партнёру о том, что не устраивает. Не стоит высказывать недовольство, ругаться или повышать тон. Общение должно происходить мягко, спокойно и с любовью. В любом случае нужно помнить, что рядом не чужой человек, а вторая половинка. У партнёра могут быть собственные представления, поэтому его не нужно осуждать. Наоборот, правила жизни семьи должны состоять в том, чтобы оговаривать все сложности, которые возникают.

Разделение обязанностей

Давным-давно сложилось так, что мужчина должен обеспечивать семью, а женщина - заниматься работой по дому. Сейчас другие времена, а обязанности партнёров должны соответствовать времени.

Условия современной жизни вырабатывают в людях стремление стараться хорошо зарабатывать. Это делается с той целью, чтобы жить достойно. Бывает так, что мужчине заработать сложнее. И если жена работает, чтобы улучшить общее материальное положение, то не стоит нагружать её домашними обязанностями. В таком случае обязанности должны быть распределены поровну между супругами. Этот момент всегда можно переиграть. Нормы и правила семьи должны предопределять, что большее количество работы по дому делает тот, кто на данный момент свободнее.

Не отказываться от физической близости

Как ни прискорбно, многие пары начинают реже заниматься сексом, испытывая физическую усталость после напряжённого трудового дня. Мужчины более развиты физически, поэтому легче переносят нагрузки. Но если женщина работает весь день, а вечером занимается уборкой и готовкой, то ночью она желает отдохнуть. И это желание является вполне разумным и полностью природным.

Свод правил семьи должен указывать на то, что решать и обсуждать такую проблему следует вместе. Конечно, при отсутствии здесь взаимопонимания в итоге семья будет разрушена. Время для близости и любви в любом случае нужно находить. Но поступать следует так, чтобы обоим подобное времяпрепровождение было в радость, а не в качестве дополнительной нагрузки.

Обоюдная поддержка

В любом случае, нужно подставлять друг другу дружеское плечо. Ведь супруги являются не только возлюбленными, а и очень хорошими и добрыми друзьями. Всегда нужно стараться поддерживать друг друга. Для этого стоит говорить партнёру тёплые слова и ни в коем случае не скупиться на них.

Семья - это тыл в жизни каждого из нас. Очень важно, чтобы после возвращения откуда-либо всегда получалось возвратиться к любящему и понимающему человеку, который всегда поймёт и поддержит. Не стоит игнорировать партнёра, наоборот, нужно стараться максимально понять его и поддержать.

Свод правил

Также имеют большую важность. Должны существовать моральные правила в семье, перечень которых знаком каждому её члену. Чтобы дети росли порядочными и воспитанными людьми, на них также должно распространяться действие принятых в семье законов. При невыполнении определённых условий допускается указать на промах. Но делать это нужно тактично и дружелюбно.

5 правил семьи подлежащих неукоснительному соблюдению, могут выглядеть таким образом:

  1. Помогать друг другу и всячески поддерживать.
  2. Уважать и любить родителей.
  3. Говорить правду.
  4. Не обсуждать других.
  5. Выполнять обещания.

Следует позаботиться о том, чтобы правил не было слишком много. Также важно исключить противоречия. Если составлен длинный список, то утрачивается его важность. Кроме того, он сложен к запоминанию и воплощению его в жизнь. А если свод правил включает пункты, которые должен соблюдать ребёнок, то тем более не следует делать сложный для восприятия перечень.

Кроме того, малыш должен ясно и чётко понимать, чего делать не следует. Правила нужно преподнести как нормы, выполнение которых должно осуществляться неукоснительно. Это не должно быть постоянно исходящим от родителей запретом.

Отношения, построенные на дружбе

Многие согласятся с тем, что со временем супружеские пары слабо напоминают любовников. Отношения между мужчиной и женщиной часто сводятся к дружбе, хотя очень близкой. Свод выбранных правил может быть абсолютно любым. Дело в том, что каждый человек выбирает те нормы, которые считает необходимыми для себя. Ведь друзей никто не заставляет быть честными и не обманывать друг друга. Они поступают так, согласно своим внутренним устремлениям.

Друзья могут негласно полагать, что при нарушении неких правил их отношения разрушатся. И очень важно понимать, что любая ссора может привести к ухудшению взаимоотношений. Поэтому при появлении непонимания нужно очень быстро мириться друг с другом. На этом основываются главные правила семьи. Примеры состоят в том, что отношения в паре являются важнее, чем любой обман, недопонимание с детьми, проблемы на работе или сложности материального характера. Всё перечисленное не должно становиться большим, чем отношения.

Важно быть красивыми

Необходимо стараться следить за собой, причём делать это не к праздникам, а постоянно. Ухоженный внешний вид обоих партнёров является залогом того, что отношения будут существовать довольно долго. Моральные правила, принятые в семье, обязательно должны включать требование следить за собой. Не стоит забывать о себе, потому что за большим количеством ежедневных проблем супруги могут начать полностью игнорировать свою внешность. Этого делать не следует, потому что интерес обоих партнёров в большинстве случаев проявляется при визуальном контакте. А если один начинает воспринимать другого, как мебель, то, возможно, что виноват здесь тот, кто не следит за собой. Поэтому не стоит забывать о магазинах с модной и красивой одеждой.

Также нужно заботиться о качестве и красоте своего белья. Тем более богатый современный выбор позволяет выглядеть стильно и эффектно людям разного возраста и материального достатка. Также необходимо уделять внимание косметическим средствам и парфюмерии.

Свод правил обязателен в каждой семье. Но не нужно к нему относиться как к чему-то скучному и усложняющему жизнь. Правила устанавливают сами супруги. И они должны полностью соответствовать их представлениям о гармоничных отношениях, быть направленными на их улучшение и укрепление. Двое любящих людей делятся тем, каким образом они видят и что для них важно. Ни в коем случае не стоит делать так, чтобы для кого-то одного правила были чем-то с детства привычным, а другой партнёр выполнял их с трудом. Принятие подобных норм должно быть честным и равносильным.

«Моральный выбор - это ответственность» - Моральный выбор. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Ответственность. Какие стороны предлагает наука различать в долге. Гарантия морального поведения. Что предполагает моральная ответственность. Что такое долг. Что такое совесть. Свобода –ответственность. Свобода – это ответственность.

«Культура и мораль» - Главные элементы религии Вера Учение Религиозная деятельность Религиозные институты. Культ предков. Духовная культура – знания, язык символы, ценности, правила и нормы поведения. Пантеизм. Функции культуры. Религиозный дуализм. Мораль как регулятор общественного поведения. Монотеизм. Анимизм. Тотемизм.

«Мораль как форма культуры» - Если нужно сохранить продукты - на помощь приходила посуда из берёсты. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! Золотое правило морали. Обыкновенное чудо - посуда из берёсты, которую делали наши предки. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Культура и мораль.

«Мораль» - Поведение людей. Возделывание, взращивание. Мораль. Золотое правило морали. Жадность. Неваляшка. Культура и мораль. Библия. Качества человека. Коран. Этика. Отношение к родственникам. Ответственность. Предметы. Зависть.

«Моральный выбор» - Словарная работа. Слова. Что такое свобода. Творческая пятиминутка. Человек всегда может сделать выбор. Сердца для чести живы. Руки ученика. Мой выбор. Знания учащихся. Выбор между различными способами. Что значит быть свободным. Представление о свободе. Вопросы по сказкам. Работа по учебнику. Выбор.

«Моральные ценности» - Конкретность. Задача школы. Школа. Базовые компоненты содержания воспитания. Воспитательная работа. Закон «Об образовании». Схема анализа внеклассных мероприятий. Отношение учащихся к проводимому делу. Моральные ценности сегодня. Личность. Компоненты базовой культуры личности. Оформление. Эффективность воспитательного процесса.

Всего в теме 6 презентаций