Бобер Виктория Степановна Омский Государственный Педагогический Университет Центр магистерской подготовки, магистрант 2 курса. г.Омск, Российская Федерация

Дошкольное детство занимает особое место в жизни ребенка. В этот период значительно расширяется круг самостоятельных действий детей, открываются новые возможности в познании мира.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В данное время центральным в педагогике является личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И. С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.А. Каган) . Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной .

И.С. Кон приводит такие данные: «у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На мой взгляд, эти качества будут в наилучшей степени использованы в приобщении мальчиков к техническому творчеству» .

В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно - методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые по мнению ученых различаются: в физическом развитии и социальном поведении; в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений .

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством гендерного, умственного, физического, нравственного воспитания. Весь процесс воспитания в детском саду мы организуем так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Детский труд способствует более интенсивному интеллектуальному, эмоционально-личностное развитию ребенка. Поэтому в детском саду целенаправленно создается атмосфера, направленная на формирование 5 нравственных чувств и качеств особое значение .

Ознакомление с трудом помощника воспитателя, дворника, прачки, повара, шофера, продавца, почтальона, дает возможность воспитателю облегчить контакты с взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми. Экскурсия на кухню помогает детям лучше узнать о разнообразии трудовых процессов по обработке разных продуктов, прежде чем готовое блюдо будет подано к обеду. При организации данного процесса учитываются так же интересы как мальчиков, так и девочек, обучение трудовым навыкам детей происходит с учетом гендерных различий.

Планируя деятельность детей и взрослых в течение дня, воспитатель должен выделить требования к развитию личностных качеств ребенка через трудовую деятельность:

  1. Планированию ежедневно подлежит трудовая деятельность всей группы детей с учетом гендерной социализации (фронтальная работа, например: уборка участка, группы, работа на огороде, совместный труд взрослых и детей) .
  2. Планируется труд ежедневно, содержание которого меняется эпизодически (работа дежурных в уголке природы, по подготовке к образовательной деятельности, по столовой, а также ручной и самообслуживаний труд и поручения по гендерной принадлежности) .
  3. Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневных или вечерних прогулок.
  4. Еженедельно планируется образовательная трудовая деятельность детей (образовательная деятельность носит интегрированный характер, поэтому воспитание трудовых навыков может сочетаться с любой другой образовательной деятельностью) .

Именно целостное освоение трудового процесса дает возможность ребенку стать действенным субъектом.

Таким образом, период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Список использованной литературы:

  1. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. – 70 с.
  2. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, под ред. Васильевой М.А., М, 1984. – 100 с.
  3. Буре Р.С. «Воспитатние дошкольника в труде» , изд. «Просвещение» , М., 2011. – 87 с.
  4. Воспитание дошкольника в труде под ред. Нечаевой В.Г., М., 2010. – 112 с.

Методические указания: Назовите цель трудового воспитания дошкольников. Перечислите основные направления трудового воспитания дошкольников. Охарактеризуйте особенности труда дошкольников, обосновав отличие труда дошкольника от труда взрослого. Классифицируйте средства и условия трудового воспитания детей. Выполните практическое задание.

1. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников, основные направления.

2. Особенности труда дошкольников

3. Условия воспитания дошкольников в труде.

4. Основные средства трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Практическое задание.Педагогическая ситуация

«Прежде чем пойти гулять, малыши на «поезде» объезжают группу, определяют, везде ли порядок. «В группе порядок, - удовлетворенно говорит воспитатель, – можно и гулять идти. Интересно, а в ваших шкафчиках такой же порядок?» Дети подходят к шкафчикам, открывают их и проверяют. Заметив непорядок, педагог подходит к ребенку, напоминает, где какая вещь должна лежать. Такая процедура повторяется каждый день. Вечером, когда родители приходят за детьми, воспитатель обращает внимание на то, как сын или дочь «умеет наводить порядок».

Предложите интерпретацию педагогической ситуации . Выделите, для решения какой задачи воспитатель использует такую систему в работе? Почему он обращается не только к детям, но и к родителям?

Литература:

    Буре, Р.С. Растить трудолюбивых //Р.С. Буре, Л.Ф.Островская. Воспитатель и дети.– М.- 1985. - С.83-98.

    Буре, Р.С., Година, Г.Н. Учите детей трудиться. – М.- 1983. - С.5-80.

    Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.- 1980. - С.48-140, 141-191.

    Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. - С. 174-204.

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. М.А. Васильевой. – М.- 1984. – 70с.

6. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.–М.-1987– С.25-47.

Тема 6. Виды труда детей. Формы организации трудовой деятельности дошкольников.

Методические указания:Раскройте виды и формы организации трудовой деятельности дошкольников. Аргументируйте необходимость единства подходов к трудовому воспитанию дошкольников в семье и дошкольном учреждении. Выполните практическое задание.

1. Виды труда дошкольников(самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный, умственный).

2. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

1). Обоснование выбора формы организации трудовой деятельности детей.

2). Трудовые поручения, их характеристика.

3). Дежурства, содержание работы дежурных.

4). Коллективный труд, способы объединения детей в нем.

Практическое задание. Интерпретируйте педагогическую ситуацию.

Педагогическая ситуация

«Илюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: - Сам! Сам! Сам! – Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Литература:

1. Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.- 1980. - С.167 - 191.

2. Воспитывать коллективистов // Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. Воспитатель и дети. – М.- 1985.- С.99-114.

3. Нравственно-трудовое воспитание детей / Под ред. Р.С. Буре. -М.- 1987.-С. 8-21,83-88, 189-190.

4. Растить трудолюбивых // Р.С.Буре, Л.Ф. Островская. Воспитатель и дети. -М.-1985.-С.83-99.

5. Давидчук, В.Н. Формирование у старших дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности // Дружные ребята / Под ред. Р.Е.Буре – М.- 1997. – С.42-46.

6. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Программ.-метод.пособие. –М.- ВЛАДОС- 2003.

7. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.- 2000. - С. 174-204.

Заключение

Изучение вопросов трудового воспитания на ступени дошкольного детства - актуальная проблема. Над этой темой работали и мы. Анализ теоретической литературы показывает, что психологи, педагогики обратили свое внимание на данную проблему, рассматривают разные направления ее решения.

В ходе проведенного нами исследования гипотеза подтверждалась. Действительно, в старшем дошкольном возрасте возможно и целесообразно осуществлять процесс трудового воспитания детей. Успешность определяется учетом особенностей трудового воспитания детей, если помнить, что труд детей условен, используется в основном в целях воспитания, что он непроизводительный, поэтому требования к качеству иные, чем на других ступенях образования; если трудовое воспитание рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников; если учитывать в работе с детьми их интересы; если в работе с дошкольниками ориентироваться на их трудовые интересы.

В то же время существенное значение в решении задач трудового воспитания имеет организация педагогического процесса на основе совместной деятельности детей и взрослых.

В настоящем исследовании была определена и нами экспериментально проверена эффективность форм и методов по трудовому воспитанию дошкольников. Они также составляют те особенности осуществления трудового воспитания детей, которые учитывает педагог.

Трудовое воспитание является одной из важных задач на современном этапе дошкольного воспитания. Детскому саду - первому звену системы образования детей принадлежит организующая, направляющая роль.

Трудовое воспитание играет важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, в подготовке ребенка к школе. У детей формируются нравственные ориентиры, осознание полезности труда.

Список литературы

Арнаутова Е. Родителям - о воспитании трудолюбия у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М., 1983

Буре Р. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. - 2013. - №4

Витковский А. Воспитание у дошкольников трудолюбия // Первое сентября. - 2010. - № 2

Воспитание дошкольника в труде // Под ред. Нечаевой В.Г. - М; 1983

История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.

История педагогики / Под ред. М.Ф.Шабаевой. - М., 1981.

История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М.: Просвещение, 1988. - 447 с.

Камалина Н. Воспитывать трудолюбие // Дошкольное воспитание. - 1984. - №3

Крохина С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе// Дошкольное воспитание. - 2010. - №3

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - №9.

Литвинович О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика.- 2010.-№4.- С.28-31.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Пед соч., Т.1». - М., 1978

Нравственно - трудовое воспитание детей // Под ред. Буре Р.С. - 1987

О трудовом воспитании. Хрестоматия. - М., 1983

Программа «Детство»./ Под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. - Санкт - Петербург; 1996

Павлова М.В. Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности //Дошкольная педагогика.- 2011.-№1.- С.37-39.

Программа воспитания и обучения детей в детском саду. - М; 1985

Сайгушева Л., Панова К. Роль кружковой работы в досуговой трудовой деятельности старших дошкольников // Дошкольное воспитание.-2010.-№6.-С.107-111.Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М.; 1974

Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985

Терская В., Федосеева Л. Истоки трудолюбия // Дошкольное воспитание. - 1986. - №7

«Успех». Примерная основная программа дошкольного образования/ Научные руководители Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010.

  • 1. Буре Р.С, Година Г.И. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.
  • 2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.
  • 3. Воспитание детей и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. -М, 1976. -С. 236-251.
  • 4. Воспитание дошкольника в труде/В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зазиг и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 207с.
  • 5. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983.- 210 с.
  • 6. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада / Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др.; Под ред. Г.И. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
  • 7. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2ч. 4.1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду/ Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1988. -256с.
  • 8. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983.- 157 с.
  • 9. Жукова Р.А. Трудовое воспитание. Подготовительная группа: Разработки занятий/Корифей, - М.: 2009.
  • 10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416с.
  • 11. Комарова Г.С. Трудовое воспитание в детском саду, М., 2005
  • 12. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 48с.
  • 13. Костикова Д.А. К вопросу об опыте трудовой деятельности старших дошкольников// Технолого-экономическое образование в ХХI веке.

Материалы Всероссийской конференции 26-27 октября 2004 года. Том 1. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004.-С. 115-117.

  • 14. Костикова Д.А Результаты внедрения технологии «Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности»// Технолого-экономическое образование в ХХI веке. Материалы Всероссийской конференции 26-27 октября 2004 года. Том 2. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004.-С. 50-53.
  • 15. Кузнецова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М.:2007.
  • 16. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.» электронная библиотека.
  • 17. Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых //Дошкольное воспитание. -- 1970. -- №10. -- С. 56-63.
  • 18. Методические рекомендации к программе М.А. Васильевой/ Под ред. М.А. Васильевой. - М., 2005.
  • 19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456 с.
  • 20. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста /Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б. Эльконина. -М.,1965.-С. 158-189.
  • 21. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 1986.
  • 22. «Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду»/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 5-е издание, - М.:2010.
  • 23. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», В.И. Логинова и др., - М.:2010.
  • 24. Психология совместного труда детей /Под ред. Я.Л. Коломинского. -- Минск, 1987. -- С. 5-76.
  • 25. Сенъко Т. Шестилетки: труд и признание в группе //Дошкольное воспитание. -- 1986. -- №7. -- С. 47-50.
  • 26. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. -- М., 1987.
  • 27. Смирнова Т.В «Ребёнок познаёт мир» (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)//Издательство «Учитель», Волгоград 2012.
  • 28. Тарасова Т.А, Власова Л.С. "Я и моё здоровье " // Издательство «Школьная Пресса», М., 2008.
  • 29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - 5-е изд., стереотип.- М: Издательский центр «Академия», 2001.-336с.